Иван Паскевич. Пик карьеры полководца

119

И. Логинов. Портрет И. Ф. Паскевича

Сегодня мы продолжим рассказ о И. Ф. Паскевиче (смотрите статью «Иван Паскевич. Наследник «суворовского лавра», практически неизвестный в современной России»), поговорим о пике его военной карьеры и последних днях жизни, омраченных поражением России в Крымской войне.

Иван Паскевич на Русско-персидской войне 1826–1828 гг.


Русско-персидская война началась в июле 1826 года, когда без объявления войны персы перешли границу империи. Заняв Ленкорань и Карабах, они двинулись к Тифлису. В сентябре Отдельный Кавказский корпус Паскевича, уступая по численности персам более чем в три раза, разгромил их войска в битве при Елизаветполе (сейчас – Гянджа, Азербайджан).



Иван Паскевич. Пик карьеры полководца

Поражение персиян при Елисаветполе. Литография Г. Беггрова по оригиналу В. Машкова

К концу октября персидская армия уже была отброшена за реку Аракс. Но при этом у Паскевича совершенно не сложились отношения с российским наместником на Кавказе – Алексеем Ермоловым. Генералы и офицеры российской армии разделились в своих симпатиях. Денис Давыдов, например, встал на сторону Ермолова, который был его двоюродным братом. Давыдов писал:

«Отличаясь лишь посредственным умом, Паскевич, подобно всем землякам своим малороссиянам, обладает необыкновенною хитростью и потому может быть по всей справедливости назван заднепровским итальянцем».

Он же рассказывает такой «анекдот»:

«Однажды льстецы, говоря с отцом Паскевича, восклицали: «Князь Варшавский гений». Умный старик возразил по-малороссийски: «Що гений, то негений, а що везе, то везе».

Таким образом, Давыдов при каждом удобном случае прозрачно намекает, что всеми своими успехами этот генерал обязан лишь необычайной удаче. Если верить его воспоминаниям, не любил Паскевича и А. С. Грибоедов, который якобы так отзывался о муже своей двоюродной сестры:

«Несносный дурак, одаренный лишь хитростью, свойственной хохлам».

Однако данное свидетельство вызывает большие сомнения, поскольку Паскевич, будучи членом трибунала по делу декабристов, способствовал прекращению следствия в отношении своего родственника. Трудно предполагать, что Грибоедов был настолько неблагодарным. В дальнейшем Паскевич тесно сотрудничал с Грибоедовым во время переговоров с персами, и нет никаких данных о трениях между ними.

Уполномоченный Николая I Иван Дибич (российский полководец прусского происхождения) также был настроен против Паскевича, утверждая, что он не может заменить Ермолова, поскольку не знает местных обычаев и обстановки.

Паскевич же заверял, что нашел состояние вверенных Ермолову войск совершенно неудовлетворительным, а все дела – крайне запущенными. Сообщал он и об огромных масштабах воровства интендантов, которые оставались безнаказанными, делясь своими «доходами» с командирами полков и дивизий.

Николай I принял сторону Паскевича, который в марте 1827 года сменил Ермолова на посту главнокомандующего российской армией и Каспийской флотилией, наместника в Грузии, Кавказской области и Астраханской губернии. После этого он активизировал боевые действия против персов, в октябре взял Эривань, а затем двинул свои войска в сторону Тегерана.


Ф. Рубо. Взятие русскими войсками Эриванской крепости

За три месяца им были завоёваны Эриванское и Нахичеванское ханства. Персы поспешили вступить в мирные переговоры, закончившиеся заключением Туркманчайского мирного договора (10 февраля 1828 года), который, по словам Ф. Энгельса, «превратил Персию в вассала России».


К. Осокин с оригинала Машкова. «Генерал от инфантерии И. Ф. Паскевич и принц Аббас-Мирза на подписании мирного договора в Туркманчае»

В состав России тогда вошли Эриванское и Нахичеванское ханства, Персия согласилась на выплату контрибуции в размере 20 миллионов рублей серебром.


К. Беггров. Сдача контрибуционной суммы в Тебризе по итогам Туркманчайского мира

Персидские армяне получили право переселения на территорию Российской империи без уплаты пошлины на вывозимое имущество. В переговорах активное участие принимал А. С. Грибоедов, он же потом стал российским посланником в Тегеране, где и погиб 30 января (11 февраля) 1829 года.

Иван Паскевич получил титул графа Эриванского и денежную награду в миллион рублей (правда, не серебром, а ассигнациями). Кстати, именем Паскевича был назван холм в Ереване, на котором потом установили бюст полководца.


Бюст Паскевича, Ереван

Иван Паскевич на Русско-турецкой войне 1828–1829 гг.


Уже 14 (26) апреля 1828 года началась очередная война с Турцией. Непосредственной ее причиной стал запрет на проход русских судов через пролив Босфор. Главным театром военных действий стали Балканы, где во главе 95-тысячной Дунайской армии поначалу был поставлен П. Х. Витгенштейн. Этот генерал-фельдмаршал, который в 1812 году командовал отдельным корпусом, прикрывавшим столицу, и даже получил прозвище «Спаситель Петербурга», действовал не слишком удачно. В 1829 году его заменил другой «российский немец» (точнее, пруссак – Ханс Карл Фридрих Антон фон Дибич-унд-Нартен), ставший в России Иваном Ивановичем Дибичем.


Он добился гораздо больших успехов и по итогам этой компании получил чин генерал-фельдмаршала, орден Святого Георгия первой степени, а также титул Забалканский.

Именно во время этой войны, 14 мая 1829 года российский18-пушечный бриг «Меркурий» был настигнут турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-беем», имевшими десятикратное превосходство в количестве пушек, вступил с ними в бой и благополучно из него вышел.


Севастополь, Матросский бульвар. Памятный знак, посвященный подвигу брига «Меркурий»

Кавказская армия Паскевича (около 25 тысяч человек) должна была начать вспомогательную боевую кампанию с целью отвлечь часть сил Османской империи. В сотрудничестве с командовавшим русским Черноморским флотом адмиралом Грэйгом, Паскевич захватил Анапу. Затем его армия заняла Карс, Баязет и некоторые другие крепости. В следующем году был взят Эрзерум – столица провинции Анатолии.


Я. Суходольский. Паскевич принимает капитуляцию крепости Эрзурум

Во время путешествия на Кавказ российскую армию посетил тогда Александр Пушкин. Сам он писал об этом:

«Желание видеть войну и сторону малоизвестную побудило меня просить у его сиятельства графа Паскевича-Эриванского позволение приехать в армию. Таким образом видел я блистательный поход, увенчанный взятием Арзрума».


Иллюстрация А. C. Пушкина к путевым заметкам «Путешествие в Арзрум»

Кстати, узнав о смерти поэта, Паскевич сказал:

«Жаль Пушкина, как литератора, в то время, когда талант его созревал; но человек он был дурной».

По Адрианопольскому договору 1829 года к России удалось присоединить дельту Дуная, Сухум, Поти, Анапу и Суджук-кале, где сейчас находится Новороссийск. А Паскевич тогда стал генерал-фельдмаршалом и кавалером ордена Святого Георгия первой степени. Учитывая, что до этого он уже получил орден Андрея Первозванного и орден Святого Владимира первой степени, теперь в возрасте 47 лет он стал полным кавалером всех высших орденов Российской империи.

По окончании этой войны Паскевич занимался обустройством дел в Грузии (по его инициативе в Тифлисе, например, был учрежден Институт благородных девиц, основана публичная библиотека, стала выходить газета «Тифлисские ведомости») и умиротворением горских племен белоканских лезгин, шапсугов и абадзехов.

Новое восстание в Польше


Согласно решениям Венского конгресса, на части польских земель, отошедших к России, было создано Царство Польское, которое имело собственную конституцию, армию и входило в Российскую империю на основании личной унии. С августа 1827 года наместником императора в Варшаве был Великий князь Константин Павлович (отказавшийся от российского престола в пользу своего брата – Николая). На этом посту он заменил польского генерала Йозефа Зайончека, который ранее на протяжении долгого времени служил Бонапарту и, потеряв ногу, попал в русский плен у Березины. Между тем в Польше все ещё почему-то надеялись, что к их «царству» присоединят литовские, белорусские и украинские губернии. Александр I, при всей его малопонятной снисходительности к полякам, в этом вопросе удовлетворять их пожелания не торопился.

Новый император Николай I, который короновался в Варшаве в 1829 году, ясно дал понять, что планов присоединения этих территорий к Царству Польскому у него нет. Восстание началось вечером 29 ноября 1830 года с нападения на Бельведерский замок, где находился Константин Павлович. Великий князь и наместник бежал вначале из Варшавы, а потом – и из польских земель, до самой границы этого марионеточного царства.

Однако часть армии не поддержала мятежников. Зато к ним присоединились студенты, ремесленники и городские маргиналы, что польских аристократов отнюдь не обрадовало.

А потом ещё начали бунтовать и польские крестьяне – не столько против русских, сколько против собственных панов. «Диктатор восстания» генерал Хлопицкий даже начал арестовывать излишне активных и буйных мятежников. При этом он отправлял Николаю I письма с одновременным выражением верноподданнических чувств и... требованием передачи Польше Литвы, Украины и Белоруссии. После отказа, сейм одобрил акт о низложении Николая I с престола Польского царства. Первые бои начались в феврале 1831 года. С русской стороны войсками первоначально командовал И. Дибич.

В это время в Черниговской и Полтавской губерниях из добровольцев были сформированы 8 полков малороссийских казаков, которые страстно хотели поквитаться с поляками за старые обиды. Однако в бой им вступить не удалось, так как новый командующий, которым стал Иван Паскевич, быстро разгромил мятежников. Прибыв к войскам 31 июня 1831 года, уже 26 августа он взял штурмом Варшаву, а затем вытеснил остатки армии восставших в Пруссию. Во время штурма Варшавы он, кстати, был ранен в плечо.

Как мы помним, Варшава пала в день годовщины Бородинского сражения. С известием о победе к Николаю I был отправлен внук великого Суворова – так же Александр. Именно тогда Пушкин написал стихотворение «Бородинская годовщина», которое было процитировано в начале первой статьи («Иван Паскевич. Наследник «суворовского лавра», практически неизвестный в современной России»).

Паскевич получил титул светлейшего князя Варшавского и назначение на пост наместника Царства Польского.


Ф. Крюгер. Портрет И. Паскевича, 1834 г.

Иван Паскевич в Венгрии


Революция в Венгрии началась 15 марта 1848 года, однако военные действия стартовали лишь 28 сентября. Поначалу казалось, что австрийцам удастся справиться с восставшими. В конце 1848 – начале 1849 года венгры потерпели ряд поражений, но восстание в Трансильвании резко ухудшило положение имперских войск. Оценивая ситуацию в соседнем государстве, Николай I писал Паскевичу:

«Там все идет к разрушению, и не вижу я ни силы, ни головы, ни способов распадающееся разнородное царство скрепить, соединить и спаять».

Особенно беспокоило Николая I участие в этом восстании поляков-эмигрантов. Среди них был, например, Юзеф Бем – ветеран польских легионов Бонапарта, который во время Польского восстания 1830 года командовал артиллерией мятежников. Теперь этот неугомонный поляк стал командующим венгерскими войсками в Трансильвании. Будучи разбит под Сегешваром, Германштадтом и Темешваром, бежал в Турцию, где принял ислам и под именем Мурад-паша служил в Османской армии. Николай I опасался, что волнения перейдут на территорию входившего в состав Российской империи Царства Польского.

Уступая просьбам австрийского правительства, Николай I принял решение о начале военной операции против восставших венгров. Командующим русскими войсками в июне 1849 года был назначен Иван Паскевич. Его армия, двигаясь на Будапешт из Польши через Галицию и Карпаты, вышла в тыл главным силам венгерской армии. Корпус генерала Лидерса в это время вошёл в Трансильванию.

Генеральное сражение состоялось 21 июля 1849 года у Дебрецена и закончилось полным разгромом венгерских войск. Отчаявшиеся венгры предлагали трон своей страны любому из российских Великих князей, но и это чрезвычайно выгодное предложение было отвергнуто. В русском плену оказались тогда 13 венгерских генералов. Их передали австрийским властям, все они были расстреляны в Вене. Боевые потери русской армии были незначительны – 708 убитых и 2 447 раненых. Гораздо печальнее оказались политические последствия недальновидных действий Николая I. Скоро он и сам признал свою ошибку, заявив, что в мировой истории было два дурака, спасших Австрию – он сам и польский король Ян Собесский.

Прошло всего несколько лет, и австрийцы во время Крымской войны 1853–1856 гг. не только не помогли России, но заняли откровенно враждебную позицию, что вынудило Николая I держать большие силы на западной границе. В дальнейшем именно агрессивная политика Габсбургов на Балканах спровоцировала Первую мировую войну, в ходе которой погибли 4 великие империи – Российская, Германская, Османская и сама Австро-Венгрия.

Между тем выяснилось, что российскому правительству нечем наградить Ивана Паскевича – к этому времени он уже был фельдмаршалом, и у него имелись все высшие ордена империи. Поэтому Николай I распорядился оказывать ему почести, полагавшиеся лишь императору. Во время парада войск, состоявшегося 5 октября 1850 года в Варшаве, звание фельдмаршала Паскевичу было присвоено также императором Австрии Францем Иосифом и королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV.


Портрет И. Паскевича работы Я. К. Каневского, 1849 г.

Последние годы жизни Ивана Паскевича


Очень скоро Паскевичу пришлось пожинать горькие плоды авантюрной, негибкой и неуклюжей внешней политики Николая I и Нессельроде. Во время Крымской войны он был назначен командующим российскими войсками на Дунае. В 1854 году 72-летний фельдмаршал был контужен у крепости Силистрия. Он ещё пытался руководить армией из Ясс, но после ухода русской армии из Валахии отбыл на лечение. Оправившись после ранения, он продолжил свою деятельность наместника Царства Польского. На этом посту он оставался и после смерти Николая I, хоть и не мог уже похвастаться здоровьем.

Особенно подкосило его известие о падении Севастополя. 1 февраля 1856 года Паскевич скончался в Варшаве. В Польше он пользовался уважением и авторитетом, и потому здесь был объявлен девятидневный траур. Позже, в июне 1870 года в Варшаве установили памятник Паскевичу, который был уничтожен в 1917 году. Скульптурное изображение Паскевича можно увидеть и на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.


17 мая 2012 года в Полтаве в честь 230-летия Ивана Паскевича была открыта достаточно скромная мемориальная доска.


Местные националисты сразу же заявили о намерении уничтожить этот знак памяти очередного «угнетателя Украины». С тех пор доску неоднократно заливали краской и оскверняли оскорбительными надписями. В 2014 году нацистам все же удалось отколоть её нижнюю часть.

Современные историки, как правило, не считают И. Ф. Паскевича военным гением и великим полководцем, равным по таланту Суворову или Бонапарту. Однако заслуги его перед Россией вполне реальны и неоспоримы. Поэтому все же не следует о нем забывать.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 апреля 2022 05:19
    Спасибо, Валерий.

    Смотришь на названия городов, упомянутых в статье - и ощущаешь как росла Империя. Только, увы, ничего вечного не бывает.
  2. 0
    21 апреля 2022 05:44
    Ну и где авторская оценка? Где что нибудь о деятельности в мирное время,что сделал сей герой будучи самым влиятельным военным в империи на протяжении двух с половиной десятилетий?
    1. +7
      21 апреля 2022 07:18
      Где что нибудь о деятельности в мирное время
      А где что-нибудь о деятельности в мирное время, например, Евгения Савойского?
      1. +4
        21 апреля 2022 11:30
        Цитата: 3x3zsave
        Где что нибудь о деятельности в мирное время
        А где что-нибудь о деятельности в мирное время, например, Евгения Савойского?

        Что-то неприпомню, чтобы этот принц руководил какой-нибудь крупной провинцей.
        А вот с Паскевич очень долго был наместником царства Польского и тут его деятельность, прямо скажем, не однозначна. В частности, именно он сохранил экономические преференции для поляков. Там были меньше налоги, российские товары облагались пошлиной и т.д.
        1. +4
          21 апреля 2022 11:51
          Ну если по вашему Австрийские Нидерланды, нынешняя Бельгия маленькая провинция то извините, так то военных компаний у принца Евгения на много больше, главой Гофкригсрата он был, правда Кайзер его отцом командиром почему то не называл, по этому тяжко ему было на этих должностях.
          1. +1
            21 апреля 2022 12:26
            Цитата: Cartalon
            Ну если по вашему Австрийские Нидерланды, нынешняя Бельгия маленькая провинция то извините

            Извиняю.
            Но хочу заметить, что деятельность Паскевича имеет к нам куда больше отношения. Да и 25 лет больше 8.
            Цитата: Cartalon
            правда Кайзер его отцом командиром почему то не называл

            Это потому, что Леопольд не служил под его командованием в молодые годы.
    2. +1
      21 апреля 2022 11:22
      Вероятно, Валерий не станет возражать если об напишет кто-то другой
    3. +2
      21 апреля 2022 15:17
      А "Вам оно надо" имеется ввиду авторская оценка. Валерий последовательно и мастерски излагает факты, при минимуме "авторской оценки". За что это и ценно. Мне нравится, Вы Михаил слишком много требуете пафосной дряни, как мне показалось.
      Не надо лезть в герои, пока не позовут - старая еврейская присказка
      П.С.
      И, да, простите за резкость. Никак не хотел обидеть Вас, лично.
      1. +1
        21 апреля 2022 16:42
        За пафосом, прошу в биографию героя статьи за авторством Бантыш-Каменского.
        1. +1
          21 апреля 2022 16:58
          hi Теперь даже искать не стану, спасибо предупредили об очередном скоплении мусора laughing
          С Уважением.
          1. +2
            21 апреля 2022 17:21
            Ну вообще то
            Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов почитать стоит
            1. +1
              21 апреля 2022 17:39
              Я читаю и перечитываю. В основном - заказуха, за исключением маршал Жукова. из крайних по времени... Я не биографии вообще имею в виде, а их оценки ситуационные. Я и джаповские воспоминания, ну из тех, чей кристалл не разбился, читаю медленно, внимательно, и вкрадчиво. Так, что Михаил, все "в жилу". За меня не беспокойтесь.
              С Уважением.
  3. +5
    21 апреля 2022 08:09
    Надо заметить, что честь взятия Варшавы,должна принадлежать ...Дибичу, после поражения поляков у Грохова, русские войска подошли к Варшаве,но Константин Павлович,который находился при войсках Дибича, уговорил не штурмовать Варшаву и Дибич отступил от Варшавы.Это вызвало недовольство в Петербурге и Дибич был заменен на Паскевича,пока Паскевич добирался к войскам,под Остроленками, Дибич разгромил польские войска и вновь подошел к Варшаве, но скоропостижно скончался от холеры и Варшаву уже брал Паскевич.Так что слова Паскевича «Що гений, то не гений, а що везе, то везе», имеют под собой основания.В битве при Елизаветполе, когда персы уже обхватили русские войска полукольцом,Паскевич долго колебался наносить контрудар, пока генерал Маданов не сказал, что если сейчас не ударим, нас сомнут и Паскевич решился и персы были разгромлены.
  4. vet
    +4
    21 апреля 2022 08:24
    Паскевич, пожалуй - один из последних больших полководцев Российской империи. Кто там после него был? Скобелев - брал больше не талантом, а харизмой. Брусилов, может быть. А потом уже появились в СССР полководцы из той же породы, что наполеоновские маршалы: рядовые и унтера, получив возможность роста, которая ранее перекрывалась аристократами, быстро прошли путь до больших полководцев.
    1. +3
      21 апреля 2022 09:01
      "Брусилов может быть" года 2 или 3 назад, тут был интересный автор :Олейнев, он специализировался по ПМВ. Кроме Брусилова в русской армии были и другие интересные генералы.
      "брал больше не талантом, а харизмой" харизма "товар" ценный: для политиков не заменим, генералам тоже нужна. Вот только харизма военного должна дополняться головой.
      Барклай был прекрасный генерал, но у него было харизмы
      1. +8
        21 апреля 2022 09:36
        Барклай де Толли действовал в качестве полководца намного раньше Паскевича. Безусловно, был человеком на своем месте, имел огромные заслуги и в 1812 году, и ранее. Но его подвели три обстоятельства:
        1.Считался "немцем",
        2. Не было какой-то "изюминки" в характере, харизмы,
        3. И не было таланта самопиара.
        1. +2
          21 апреля 2022 13:14
          Валерий, по поводу "изюминки" моё мнение :1) Барклай плохо знал русский, и не имел харизм
          2)у него в подчинение оказался Ермолов, а у него характер скорпиона : ЖАЛИТЬ окружающих. Не окажись там Ермолов, Барклаю было бы легче.
          Хотя, Багратион тоже был не мед.
          Вероятно, он был" пасынком" Фортуны
        2. +2
          21 апреля 2022 19:30
          К моему, глубокому сожалению, Барклай так и не успел стать К 1812 русским военачальником. Ему мало, что не доверяли, мешали. Не стану развивать эту тему.. Тут я категорически поддержу мнение Влада (vladcub (Святослав). Его данные точнее.... и по времени.
          С Уважением.
        3. 0
          24 апреля 2022 10:25
          Это как с упомянутым в предшествующей статье Давыдовым, он самый распиаренный, в том числе благодаря себе, но заслуг у Фигнера и Сеславина отнюдь не меньше.
      2. +3
        21 апреля 2022 09:50
        тут был интересный автор :Олейнев,
        Олейников.
        1. +2
          21 апреля 2022 13:17
          Антон, приветствую. Я его давно не видел и чуть изменил фамилию
          1. +2
            21 апреля 2022 20:27
            Последняя его статья от 25 декабря 2019 года.В настоящее время....забанен. bully
            1. +1
              21 апреля 2022 21:01
              Серджио,это оригинально.
              Он был не из буйных
              Как Высоцкого пелось:"буйных мало было"?
              1. 0
                22 апреля 2022 00:44
                " настоящих буйных мало, вот и нету мужиков" laughing
                -- так у Высоцкого Владимира Семеновича
                1. +1
                  23 апреля 2022 07:47
                  Борисыч, привет. Стихи люблю, но умею запоминать
              2. 0
                22 апреля 2022 20:41
                Цитата: vladcub
                это оригинально

                Святослав!Это не оригинально.Это?Не знаю как по поводу данного автора,не знаю.Но!Возьмём такого автора как Александр Привалов,да?В чём его вина?В чём вина человека посмевшего высказать своё мнение?В чём?!Да!Она не совпадает с "линией партии".Но отчего у этой "партии" не хватает смелости назвать "украинскую кампанию" именно-войной?А не "спецоперацией"?Ушёл человек писавший реально хорошие,интересные многим статьи.Кто выиграл от этого?Явно не мы-читатели.Зачем?Ну будут печататься авторы угодные "линии партии".Нет,нет!ВО и Валерия я не имею в виду!Слава им,что они имеют своё видение.За что и пользуются успехом.
                1. +1
                  23 апреля 2022 07:51
                  Серджио, согласен. Во и Валерий, Эдуард редкий гость, яркие авторы.
                  Даже если не согласен, но надо внимательно читать
        2. +3
          21 апреля 2022 19:32
          Отпиши в личку. Найдем
          1. +3
            21 апреля 2022 21:09
            А смысл? Был штатным автором. Видимо, случился конфликт с руководством ресурса. Судьба многих...
            1. +1
              21 апреля 2022 22:41
              Ну , брат. "Вчерась, ты мягкиий либерал, сегодня- же, без малого - изменник"
              1. +1
                21 апреля 2022 23:08
                "То-то, и оно, брат Пушкин" (С)
                1. +1
                  21 апреля 2022 23:36
                  Кхе, Пестриков. wink Брата принимаю.
                  1. +1
                    21 апреля 2022 23:56
                    Апчхи, Бажин... )))
                    Со всем уважением, Борисыч!
                    1. +1
                      22 апреля 2022 00:12
                      А, то дружище! я всегда рад толковому мужику в компании. Честен без лести.
                      С Уважением. не форма - искрене. Знаю, на что ты способен, Бро, - знаю не любишь этого слова. и я то-же. Надо как-то поддеть? попытался.
      3. +5
        21 апреля 2022 10:54
        в русской армии были и другие интересные генералы.


        Например генерал-лейтенант Слащёв, Яков Александрович Слащёв-Крыымский.



        Слава, привет! smile
        1. vet
          +4
          21 апреля 2022 10:59
          Как личность Слащев, может, интересен,но какие победы и успехи были у него в битвах с внешним врагом? Последней большой победой императорской армии может похвастаться только Брусилов. Который, кстати, перешел на сторону революции и "красных".
          1. +5
            21 апреля 2022 11:07
            Который, кстати, перешел на сторону революции и "красных".

            Все детали этого перехода помните? Как насчёт известного письма офицерам о сдаче в Крыму? А генерал он действительно был Настоящий.
            какие победы и успехи были у него в битвах с внешним врагом?

            Война с врагом внутренним бывает намного яростней и ожесточённой нежели с врагом внешним. И Гражданская война стоит отдельно по отношению к войнам "обычным". Не обратили внимания? Посмотрите в окно.
            1. vet
              +4
              21 апреля 2022 11:14
              Но победы в Гражданских войнах сомнительны, их часто стыдятся, как тот же Бонапарт, который отказался ехать в Вандею, и не любил, когда вспоминали, как он подавил роялистский мятеж. Да и в российской Гражданской войне особо громких побед ведь не было - чтобы, опрокинуть фронт, гнать противника сотни километров. Зато было прозвище "Вешатель" и стишок:
              «От расстрелов идет дым,
              То Слащев спасает Крым».

              Слащева, который тоже признал-таки Советскую власть и вернулся, и убил кто-то из родственников его жертв.
              1. +4
                21 апреля 2022 11:33
                и убил кто-то из родственников его жертв.

                И этот "родственник" четыре года чего-то ждал, хотя Слащёв жил совершенно открыто, долгонько у него "закипало" желание отомстить.
                Что до стишков, то я мог бы здесь привести массу подобных про тех, с кем Слащёв воевал. Только зачем?
                1. vet
                  +4
                  21 апреля 2022 11:45
                  Так ведь его убил курсант Московской пехотной школы Лазарь Коленберг! Который приехал учиться - а тут, опа! - человек, который его брата расстрелять приказал спокойно преподает. Следствие установило, что у него давно была навязчивая идея о мести за брата, а тут такой "подарок судьбы".
                  А мог бы ведь Слащев и дальше пользу приносить. Неплохо о нем, как о преподавателе отзывались.
                  1. +6
                    21 апреля 2022 11:50
                    . Неплохо о нем, как о преподавателе отзывались.

                    Да, Сэена Михайловича он однажды на лекции крепко уел -- "Как стреляете, так и воюете".
                    Жаль, что не дожил до Великой Отечественной, вот тогда, как Вы говорите, и с внешним врагом мог себя проявить.
                    1. vet
                      +3
                      21 апреля 2022 11:54
                      Ему на момент смерти 43 года было, так что, наверное, был бы шанс повоевать в Финскую или в 41-м. Скорее всего, уже не командиром бригады или дивизии, но где-нибудь в штабе.
                      1. +2
                        21 апреля 2022 12:28
                        Цитата: vet
                        Ему на момент смерти 43 года было, так что, наверное, был бы шанс

                        Сильно вряд ли. Даже если бы в "Весну" не попал, в 37 добили...
                      2. vet
                        +4
                        21 апреля 2022 12:35
                        Да ладно Вам Сталина и СССР демонизировать. Вот какие цифры попались:
                        Командующих фронтами во время Великой Отечественной из царских офицеров было - 16 человек (36%): Рейтер М.А. (полковник), штабс-капитаны Василевский А.М, Ковалёв М.П., Чибисов Н.Е., поручики Толбухин Ф.И., Хозин М.С., подпоручик Захаров Г.Ф., корнет Собенников П.П. и прапорщики (тоже офицерское звание): Апанасенко И.Р., Баграмян И.Х., Говоров Л.А., Ефремов М.Г., Козлов Д.Т, Петров И.Е., Пуркаев М.А., Тюленев И.В.
                        Из унтер-офицеров - 13 человек (29%): Богданов И.А., Будённый С.М., Гордов В.Н., Ерёменко А.И, Жуков Г.К., Кирпонос М.П., Конев И.С., Костенко Ф.Я., Кузнецов Ф.И., Павлов Д.Г., Рокоссовский К.К., Фролов В.А., Черевиченко Я.Т.,

                        Из рядовых - 4 (9%): Артемьев П.А., Малиновский Р.Я., Рябышев Д.И., Тимошенко С.К.,
                        В царской армии не служили 11 человек (24%): Ватутин Н.Ф., Ворошилов К.Е., Голиков Ф.И, Курочкин П.А., Масленников И.И., Мерецков К.А., Петров М.П., Попов М.М., Соколовский В.Д., Федюнинский И.И., Черняховский И.Д.

                        То есть, бывшие офицеры - самая крупная группа среди командующих фронтами.
                        А сколько еще было комдивов, комполка, начштабов из "бывших"!
                      3. +2
                        21 апреля 2022 13:18
                        Цитата: vet
                        Да ладно Вам Сталина и СССР демонизировать

                        В данном случае, на ИВС все валите именно Вы:)))
                        Там помимо него персонажи имелись.
                        Надо понимать, категория "бывшие офицеры" совсем не однородна.
                        Грубо можно сказать так. Высшее руководство РККА делилось на три большие группы. Бывшие офицеры (Свечин и др.). Бывшие прапорщики (Блюхер и пр.). И бывшие унтера (Буденный и к.) На самом деле все конечно сложнее, тот же Тухачевский никак не прапорщик, но примерно так.
                        Так вот, сначала "прапорщики" и унтера сожрали "офицеров" во время "Весны". Потом "унтера" сделали тоже самое с "прапорщиками".
                        И как ни крути, воевавший за белых Слащев - мишень для всех!
                      4. +3
                        21 апреля 2022 15:34
                        Иван, Вам не кажется, что Вы "прете по течению"? Замените эмоции мыслью. Алексей (vet) гораздо более взвешен в оценке. И ни слова о "великой чистке", на которую вы почти прямо указываете.
                        Да и правда, жаль что Слащева застрелил экзальтированный, как бы помягшее-с "юный кадр"
                      5. 0
                        21 апреля 2022 16:26
                        Цитата: Толстый
                        Иван, Вам не кажется, что Вы "прете по течению"?

                        Течения в этом океане разные request
                        Цитата: Толстый
                        Алексей (vet) гораздо более взвешен в оценке.

                        Видите ли, Алексей самую малость передергивает:)))
                        Дело в том, что большинство из его примеров уцелевших в "большой чистке" бывших офицеров РИА относились к "прапорщикам", то есть к офицерам военного времени, закончившим ускоренный курс военного училища, как Василевский или Толбухин, или же произведены из нижних чинов, как Баграмян.
                        Иными словами, они не были в глазах своих сослуживцев, начальства и "компетентных органов" безусловными классовыми врагами. И тем не менее, многие из них или даже унтеров (как Рокосовский) угодили-таки под каток. Но поскольку, за них взялись позже, их просто не успели посадить или расстрелять.
                        Цитата: Толстый
                        Да и правда, жаль что Слащева застрелил экзальтированный, как бы помягшее-с "юный кадр"

                        А вот Свечина несколько раз арестовывали, затем выпускали, затем снова и в конце концов расстреляли.
                        Тоже жаль. А ведь он за белых не воевал.
                        Слава богу, хоть Шапошников уцелел, но его очень ценил ИВС. Была такая защита у Слащева?
                        Поэтому я и говорю, что шансов уцелеть у Слащева Крымского было откровенно немного.
                      6. +3
                        21 апреля 2022 16:55
                        И это верно, Увы мне
                      7. +1
                        21 апреля 2022 18:13
                        Цитата: Толстый
                        Увы мне

                        drinks hi
                      8. +2
                        21 апреля 2022 18:39
                        Всегда признаю заскоки мысли по древу. Это Жизнь. Не ошибаются - Усопшие. Когда время истекло.
                        С Уважением
                      9. -1
                        21 апреля 2022 21:13
                        Где-то попадал предположение, что Фрунзе ценил Слащева
                      10. 0
                        21 апреля 2022 21:22
                        "угодили таки под каток" лично этого не читал, но якобы в 1937 и Жуков "попал" в жернова. Его выручил Ворошилов. Так это или нет не знаю
                      11. +1
                        22 апреля 2022 07:08
                        Противостояние "офицеров" и "унтеров" - всё-таки условно. Это схема - удобная, но, как и все схемы, объясняет все в упрощённом виде, оставляя за скобками многие вопросы. В стане "офицеров" были "люди от сохи", а в лагере "унтеров" - дворяне. Многие дворяне уцелели и стали генералами и высшими офицерами (и в других сферах тоже отметились, разумеется). И многие воинские начальники самого рабоче-крестьянского происхождения, к тому же - герои Гражданской войны - арестованы. Не было детерминизма в судьбе на основании критериев происхождения и прежних заслуг-антизаслуг.
                      12. -1
                        22 апреля 2022 12:10
                        Цитата: ВлР
                        Противостояние "офицеров" и "унтеров" - всё-таки условно.

                        Несомненно.
                        Цитата: ВлР
                        Не было детерминизма в судьбе на основании критериев происхождения и прежних заслуг-антизаслуг.

                        Оно так, но что-то я уцелевших в РККА белогвардейских генералов не припомню.
                      13. 0
                        21 апреля 2022 21:06
                        Тухачевский был поручик, аналог старлея?
                      14. +1
                        21 апреля 2022 22:09
                        Цитата: vladcub
                        Тухачевский был поручик, аналог старлея?

                        Насколько я помню, подпоручик. Выпуск 1914 года Александровского училища и сразу на фронт. В 1915 попал в плен.
                      15. +1
                        21 апреля 2022 14:20
                        "бывшие офицеры"добавлю :Б. М. Шапошников - полковник
                      16. +3
                        21 апреля 2022 12:36
                        Есть мнение, что он был "первой ласточкой" в намечавшейся "генеральной чистке".
                      17. vet
                        +4
                        21 апреля 2022 12:50
                        "Мнение" к "делу не пришьешь". Есть другое мнение, что его встретили с распростертыми объятиями и он должен был стать "глянцевой открыткой", иллюстрирующей безопасность СССР для "бывших", пожелавших вернуться. Потому что репутация у него была даже среди эмигрантов неоднозначная, многие считали, что он своими расстрелами и повешениями малость того - "палку перегнул". И, если уж такого в Союзе не трогают, то чего обычным эмигрантам бояться?
                      18. +3
                        21 апреля 2022 12:58
                        "Мнение" к "делу не пришьешь".


                        А другое "пришить" можно?
                        Есть другое мнение, что его встретили


                        Что хотим, то и пришиваем? Как-то нелогично получается, хотя мне всё равно, что было -- то было и этого не изменишь. hi
                      19. vet
                        +5
                        21 апреля 2022 13:04
                        Булгаков об этом написал:
                        "Все теории стоят одна другой".
                        А история сослагательного наклонения не имеет и никто не может сказать, как там все было бы. Может, "забрали"бы в 37-м, а, может - нет. А, может - забрали бы, и отпустили, как Мерецкова и Рокосовского. И получил бы Слащев по итогам войны несколько советских орденов. Или не получил бы, а сгинул в окружении в первые месяцы войны.Или - погиб от шальной пули близ передовой, либо - осколка авиабомбы возле собственного штаба.
                      20. +2
                        21 апреля 2022 13:22
                        С Булгаковым не поспорить
                      21. +5
                        21 апреля 2022 16:28
                        Жаль, что не могу высказать своего одобрения Вашим словам, в размере большем элементарного плюс.
                        request Благодарю, Алексей,
                        искрене
                        С Уважением.
                      22. +3
                        21 апреля 2022 17:20
                        Ах как это мило, это хорошо, было то что было, было и прошло... (с)
                        С Уважением, Константин, не держите плохого.
                      23. +4
                        21 апреля 2022 15:50
                        Я сильно недолюбливаю этого начальника штаба.
                        Но это безотносительно его роли в формирования "культуры" в в ВС страны. Он как "водораздел" меж Ультра и просто патриотами. Умнейший стратег.
                        Не люблю я его и есть за что. Жаль ушел рано.
                      24. +4
                        21 апреля 2022 16:28
                        Начальником чьего штаба был Слащёв? У вроде был свой собственный штаб со своим начальником.
                      25. +2
                        21 апреля 2022 17:03
                        hi Константин, я имел ввиду Шапошникова Бориса Михайловича.
                      26. +1
                        21 апреля 2022 17:07
                        Андрей, ну так так и говори, а то получится полная непонятка.

                        И, всё же интересно, а за что так не любишь?
                      27. +4
                        21 апреля 2022 17:28
                        Это не просто преступление - это ошибка Антуан Жак Клод Жозеф Буле де ла Мёрт.
                        Потому и недолюбливаю. Потому что умен был, но не стал щитом Отечеству, слился под ГК.
              2. +2
                21 апреля 2022 13:33
                Я знаю в другой редакции
                От расстрелов дым клубится
                Слащев спасает Крым.
                Кажется, "вешатель" - прозвище Покровскргр. У него ещё был афоризм :"вид повешенного способствует аппетиту. Тот действительно обажал порки и казни
              3. +2
                21 апреля 2022 17:59
                Вот, Константин, какого, простите, чорта, Паулюс в в академии преподавал? Слава всевышнему, что хоть этого мародера не убили сразу. Наказание "чурилам пленковичам" придет своевременно
                1. +2
                  21 апреля 2022 18:43
                  Вы о чём вообще, сударь? belay
                  "чурилам пленковичам"

                  Переведите, пожалуйста. :waat:
                  1. +3
                    21 апреля 2022 18:56
                    Мультик такой был, как Муромец ехал к столице, там Чурилу и встретил, Пленковича, посыпал мелом - новые Российские легенды, Ага.. drinks wink
                  2. +3
                    21 апреля 2022 19:00
                    Чури́ло (Чурила) Плёнкович — один из героев русских былин, представляемый в них как типичный щёголь-красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», заезжий донжуан.

                    В отечественном мультфильме изображен в иноземной одежде. Эдакий иноагент из прошлого.
                    1. +1
                      21 апреля 2022 22:23
                      Мужикчок, чок-чок, на кого попер? Спасибо Иван.
        2. +2
          21 апреля 2022 13:21
          Привет. Слащев действительно колоритная личность. Таких ярких было мало
          1. +4
            21 апреля 2022 14:55
            Привет, Слава. О том и хотел сказать. drinks
    2. 0
      22 апреля 2022 11:49
      Деникин Антон Иванович. Можете плюнуть. Но это был умнейший военачальник и успешный. Он в первую мировую очень много пользы Отечеству принес. Вот только был противником молодой Республики Советов, потому не часто его хорошим словом поминаем. request
      Судьба связала меня с Железной бригадой. В течение двух лет шла она со мной по полям кровавых сражений, вписав не мало славных страниц в летопись великой войны. Увы, их нет в официальной истории. Ибо большевистская цензура, получившая доступ ко всем архивным и историческим материалам, препарировала их по-своему и тщательно вытравила все эпизоды боевой деятельности бригады, связанные с моим именем….
      1. vet
        +1
        22 апреля 2022 12:26
        И с кем Вы предлагаете Деникина сравнивать? С Суворовым? Или - хотя бы с Дибичем и Паскевичем? Как хотите. но не тянет он, как и другие царские генералы. Кризис не только в обществе, но и в армии. Последняя крупная победа на счету Брусилова, как уже и было написано А потом пришлось ждать, пока придут выдающиеся (уже без всяких вопросов и сомнений) советские полководцы.
        1. -1
          22 апреля 2022 13:02
          Алексей. Я не предлагаю сравнивать, а предлагаю помнить и знать. Он, Деникин, практически полностью вымаран их истории страны. Я слова генерала-лейтенанта Русской армии привел без купюр. Он мощный кадр. Заслуживает признания, хотя и идейный враг.
  5. +6
    21 апреля 2022 09:18
    "все же не следует о нем забывать"терь точно не забудим.
    Валерий, Вы затронули интересную тему:полузабытые генералы. Возможно, продолжите её? Например, Каменский и Михельсон, Вы вчера обмолвились:"в настоящее время известен в основном победами над Пугачевым " и о М. Каменском:" долгое время считался соперником Суворова".
    А кое о чём говорит.
    Если о Паскевиче б м известно то о них 2/3 вообще не слышали
    1. +5
      21 апреля 2022 09:26
      О Каменском у меня здесь была статья:
      Чертов генерал. Н. М. Каменский и его суворовское прозвище
      Можете поискать по названию. Там и о его отце - М. Каменском тоже немного рассказывается.
      1. +6
        21 апреля 2022 09:51
        В статье не упомянули про дворец Паскевичей в Гомеле (сейчас его называют дворец Румянцевых — Паскевичей). Это более значимый объект культурно-исторического наследия, чем табличка в Полтаве.
        1. +8
          21 апреля 2022 10:32
          Сам дворец Паскевичей
          1. +7
            21 апреля 2022 10:36
            Он же на самой распространенной денежной купюре РБ
            1. +2
              21 апреля 2022 16:36
              Я с братками белорусами общаюсь регулярно. Их рубель - взвешенная валюта, правда наши среднерусские грибочки они регулярно переводят на нАши, русские. Бывает очень забавно, особенно при ставках преферанс и другие забавные игрушки. winked
      2. +7
        21 апреля 2022 10:26
        А вот здесь покоятся останки И.Ф.Паскевича

        Часовня-усыпальня на территории дворцова-паркового ансамбля в г.Гомеле, расположенная рядом с дворцом
      3. +1
        21 апреля 2022 13:34
        Запамятовал. Посмотрю
  6. +5
    21 апреля 2022 09:34
    Ну и где авторская оценка? Где что нибудь о деятельности в мирное время,что сделал сей герой будучи самым влиятельным военным в империи на протяжении двух с половиной десятилетий?


    Ну, к примеру, И.Ф. Паскевич произвел реорганизацию управления вверенного ему Кавказа. К тому времени там были многочисленные провинции и округа, жившие по собственным законам, во многом отличным от законов соседних территорий, то есть по местечковым. Вместо них Паскевич создал три губернии, законодательная база каждой из которых была приведена в соответствие с законами империи. Распоряжением Паскевича был сформирован совет по управлению гражданскими делами, создана почтовая связь, также было проведено камеральное и статистическое описания края. Общепризнано, что деятельность И.Ф. Паскевича стала источником армянской государственности. Именно поэтому единственный памятник Паскевичу, который сохранился до наших дней, находится в Ереване. Армяне ему благодарны.
    1. +1
      21 апреля 2022 11:58
      Людмила Яковлевна, продолжу Вашу мысль:в + его уму я бы поставила:"в Польше он пользовался уважением и авторитетом". Польша в РИ всегда была очагом напряженности и завоевать там уважение было очень не легко.
      Вероятно, он он уважение заработал:неподкупностью, всегда найдутся желающие выразить "почтение", справедливостью, известны случаи, когда русские чиновники себя вели по хамски, уважением к местной культуре
  7. +2
    21 апреля 2022 11:41
    Желаю всем доброго здоровья.
    Николай 1 действительно был умён:"в мировой истории было два дурака, спасших Австрию - он сам польский король Ян Собеский"другой мог сказать:Несельроде виноват или на мертвого возложил вину.
    Если бы он начал кричать на Несельроде и тот бы не стал спорить.
    ,
  8. +4
    21 апреля 2022 12:09
    Валерий, возможно, это будет нахально с моей стороны, но тема:прототипы "Горе от ума"была бы интересна и Вам нам -читателям
  9. +7
    21 апреля 2022 12:29
    По мне так герой статьи - персонаж достаточно посредственный. Ни во второй, ни даже в третий ряд полководцев и государственных деятелей я его не поставил бы, несмотря на все его беспрецедентные награды и регалии. Типичный пример того как человек без выдающихся способностей добился выдающихся почестей.
    До 1817 г. карьера Паскевича складывалась вполне типично - боевой офицер, лично храбрый, инициативный, исполнительный. Награды и чины получал, в общем-то, наверное, заслуженно.
    Самое интересное началось после его женитьбы.
    Несколько слов о жене. Не шибко красивая, но очень волевая и властная, представитель высшей аристократии, очень богатая.
    Первое назначение Паскевича после женитьбы - в свиту Великого князя Михаила Павловича в его путешествии по Европе. Два года буквально бок о бок с членом августейшей фамилии и постоянный контакт с его семейством.
    Ну и дальше мужику попёрло. Сначала его супругу награждают орденом, которым по статуту наградить не могли - муж чинами не вышел, потом его быстренько "подравнивают" под орден жены, давая соответствующий чин и отправляют на Кавказ, где он до этого ни разу не бывал. Первое, что Паскевич делает на Кавказе - ссориться с Ермоловым и начинает писать на того кляузы в столицу, обвиняя того чуть ли не в развале армии, заодно, присваивая себе заслуги князя Мадатова в победе при Елизаветполе. Добивается отставки своего командира Ермолова и занимает его место. И - о, чудо! - армия из разваленной как по волшебству, буквально через две недели превращается в боеспособную, выходит в подход и начинает осаду Эривани, которую потом успешно захватывает.
    Затем Паскевич ведёт себя как настоящий вымогатель в отношении персидского хана - требует половину контрибуции до заключения мира, миллион из этой суммы перепадает ему лично.
    Дальше не менее интересно: каждая, даже самая незначительная победа воспринимается Петербургом как повод для немедленного награждения Паскевича самыми высокими наградами - за взятие каких-то турецких деревенек он последовательно получает Андрея Первозванного и Георгия 1 степени. Нет, конечно, компанию против турок он провел вполне достойно, но не более того. Ничего выдающегося не показал.
    Далее в его карьере - сплошь карательные операции - сначала против поляков, потом против венгров ну ипозорная Крымская война.
    С впечатление, что единственное, в чем Паскевич был действительно талантлив, так это в умении присваивать себе чужие заслуги и в выпрашивании наград, хотя, думается, последним для него занималась его супруга, женитьба на которой и явилась самым важным пунктом в карьере героя статьи. Сам же он был абсолютной посредственностью как в военном отношении (несмотря на всеми признанную стойкость и храбрость), так и во всех остальных сферах государственной деятельности. Паскевич был одним из первых в череде посредственностей, доведших Россию до революции.
    Знать по таких деятелей, безусловно, надо, но делать из них "забытых героев" не стоит. Не герои они.
    1. +5
      21 апреля 2022 13:54
      Миша, эк Вы Паскевича-то! )))
      Ну да, ну да... Умел! И, безусловно связи. Но и связями надо уметь пользоваться. В марте 1814-го первым вошёл в Париж. В таких случаях принято награждать. Вот и получил свой орден Александра Невского. А вот что было далее, по его собственным воспоминаниям:
      «В Париже начались, как и в Петербурге, гвардейские разводы, и мы из гренадерского корпуса поочередно туда езжали. В один из сих разводов Государь, увидев меня, подозвал и совершенно неожиданно рекомендовал меня великому князю Николаю Павловичу. Познакомься, сказал он ему, с одним из лучших генералов моей армии, которого я еще не успел поблагодарить за его отличную службу. Николай Павлович после постоянно звал меня к себе и подробно расспрашивал о последних кампаниях».
      Казалось бы, что такого? Ну познакомились и разошлись в разные стороны. Однако далее юный генерал и юный наследник престола ползая по огромной карте, расстеленной на полу, часами разбирали сражения минувших кампаний...
      Вот такое умение обаять, втираться в доверие не только к персонам, от которых зависишь, но и ко всем, кто полезен, по Гарднеру -- это один из 9-и видов таланта, который определяется как политический. Тут уж либо дано от природы, либо не дано. Взение на стороне таких людей.
      1. +3
        21 апреля 2022 15:19
        Согласен, Людмила Яковлевна. Но это не талант военачальника или управленца. Это талант интригана и бездельника. Талант посредственности, если хотите. smile
        1. +5
          21 апреля 2022 15:51
          Посредственность -- в сравнении с кем? С Грибоедовым или Пушкиным? Эти люди в сравнении с Паскевичем -- носители иного вида таланта.
          Ну вот смотрите.
          В 1811 году Паскевич принял под своё командование Орловский полк в Киеве. Забавно, да? В Киеве -- Орловский пехотный полк. На самом деле всё обстояло печально. Полк был сборищем проштрафившихся солдат и офицеров, в полку царили коррупция и казнократство, недисциплинированность, разболтанность и рукоприкладство. Солдаты и даже младшие офицеры, не выдержав такой обстановки, массово дезертировали...
          И что? Прибыл Паскевич. Спустя короткое время из всей этой разболтанной массы людей ему удалось, говоря словами современников, "из плохих гарнизонных батальонов создать геройское полчище Смоленска и Бородина". Для этого он решительно разогнал половину офицерского корпуса и вместо убывших поставил молодежь из кадетских корпусов. Далее резко улучшил продовольственное содержание солдат, а также состояние воинской дисциплины. Совокупность этих действий привела к значительному повышению боеспособности вверенной ему части. Вследствие этого Паскевич был отмечен приказом Багратиона "за образцовый порядок в Орловском полку"....
          А теперь представьте, вместо Паскевича поставили бы Лермонтова. Представили? Эпоха требовала таких, как Паскевич и Аракчеев. Другое дело, что подводил страну царствующий дом.
          Иными словами, если за спиной Паскевича и было благоволение царственных особ, то на протяжении всей своей карьеры присущими ему методами он использовал это благоволение на пользу Отечества.
          1. +3
            21 апреля 2022 17:19
            Про Николая II говорили, что его потолок - командир эскадрона. У Паскевича это потолок был, несомненно, выше. smile
            Если говорить о таланте в самом общем смысле, то я бы это понятие разделил на два типа: таланты, условно, "основные" и "вспомогательные". smile К первому типу относится способности людей что-либо создавать: музыку, новые знания, шахматные (политические, оперативные) комбинации, красивые вещи, извлекать гармоничные звуки, диагностировать болезни, обрабатывать огромные объёмы информации в уме и т.п.
            Ко второму типу относятся способности входить в контакт, очаровывать, трудиться без устали, убеждать...
            Выдающийся результат может дать только комбинация способностей обязательно из разных групп, причем комбинация не всякая. У кого не такой комбинации - посредственность, поскольку полноценно свои таланты реализовать не сможет.
            У героя статьи, видимо не было таланта из "основной" группы, либо он не подходил к таланту из "вспомогательной". smile
            Есть мнение, что все мы талантливы, просто большинству не повезло с комбинацией. smile
            1. +2
              21 апреля 2022 17:42
              Миша, я могу лишь повторить, что, по Гарднеру, ставшему широко признанным к концу 20-ого века, таких талантов -- девять. Сейчас уже насчитывают 12. Человек может казаться окружающим грубым, тупым хамом, но взялся за дело, и оно пошло-поехало, затанцевало и запело.
              Вот, к примеру, как Паскевич расправился с непокорным лидером чеченцев Бей-Булатом.
              Ничего с тем Бей-Булатом не мог поделать Ермолов. Потому что воевал с ним. Пять лет воевал!
              А что сделал Паскевич?
              Бей-Булат был подкуплен и обласкан Паскевичем так, что на депутататском собрании горских народов в Эрзеруме выказал верность императору и за преданность ему был убит своими соплеменниками. Но достойного лидера уже не нашлось, между горцами возникло недоверие друг к другу, коалиция значительно ослабела, соответственно ослабело её сопротивление царской армии. Сейчас такой подход к решению проблемы называется гибкой и взвешенной политикой )))
              А в общем, я согласна с вашим делением талантов на две большие группы, и Вы дали, на мой взгляд, отличное их описание.
              1. +4
                21 апреля 2022 18:50
                Про Бей-Булата не слышал. recourse
                Если так всё и было, то это отличная политическая комбинация, качественно задуманная и реализованная. good
                И, знаете, я даже не удивился вашему рассказу. Именно таким я себе нашего героя и представлял. smile
    2. +4
      21 апреля 2022 15:22
      Михаил,поставила Вам обещанный +.В определенном смысле я с Вами согласна:"посредственности " были удобны власти,а для государства посредственность пользы не принесет и героями не могут быть.
    3. +3
      21 апреля 2022 15:56
      Далее в его карьере - сплошь карательные операции - сначала против поляков
      Да и то Дибич все до него сделал,только Варшаву не взял, умер.Его пытаются сравнить с Суворовым.А так ли это?Вершиной полководческого искусства Суворова стала Итальянская компания и Швейцарский поход,где ему противостояла новая армия,полководцы с иным военным мышлением."Вершиной" же Паскевича, стала бездарное проведение начала Крымской компании, которую стыдливо называют - неудачной.Каких то теоретических военных работ, после себя не оставил, возмущался муштрой, но не более.На Кавказе, да провел административную реформу,но вверг в длительную Кавказскую войну, с адыгейскими народами, убыхами, шапсугами и др..не проявил при этом чудес дипломатии.Итог,сотни тысяч адыгов эмигрировали в Турцию в 60-е годы 19 века и воевали на стороне Турции.Об убыхах и шапсугах, только воспоминая остались, дескать жили когда то такие, на территории Краснодарского края.Эти "дикие" народы, не могли понять, почему у них поменялся падишах.Объяснить не смог Паскевич.Началась почти 30-летняя война , на уничтожение.В целом, Михаил, я с Вашей оценкой согласен.Да и последнее в самой РИ о нем быстро забыли,вспомнили только в конце 80-х годов позапрошлого века когда вышло жизнеописание о нем, да видимо было таким популярным, что не переиздавалось.
      1. +3
        21 апреля 2022 16:51
        hi Будьте взаимно "вьежливы". Классная реплика, Спасибо Алексей.
        С Уважением.
      2. +4
        21 апреля 2022 17:31
        Цитата: parusnik
        Его пытаются сравнить с Суворовым.

        Пушкину можно, он - поэт, причем поэт-профессионал, которому платят за творчество. Платят те, у кого есть чем платить, а кто платит, тот заказывает не только музыку, но и стихи. smile
        Мне больше нравятся другие строки Пушкина:
        Поникни гордою главой,
        Смирись, Кавказ - идёт Ермолов!

        Паскевич и Суворов - личности несоизмеримого масштаба. Как Петр I и Петр III.
        Государство, в котором у руля стоят такие посредственности,как Паскевич, равно или поздно обречено.
        1. +4
          21 апреля 2022 17:38
          Пушкину можно
          Пушкину, можно, тут вопросов нет. smile А так вообще..Язык не поворачивается, какое может быть сравнение? Правы, небо и земля.
      3. -1
        25 апреля 2022 02:42
        Цитата: parusnik
        .Началась почти 30-летняя война , на уничтожение.

        Черкесы считали доблестью захватывать в рабство соседей и продавать их за соль в Турцию. С русскими в 19 веке этот новер не прошел без проблем. Поставленные перед выбором прекратить разбой, умереть в бою или бежать в Турцию наиболее воинственные черкессы бажали в Турцию. Между прочим турецкая культура сейчас демонстрирует большую способность к готовности стать высокоинтеллектуальной и промышленно развитой страной чем русская. Живущие в России скептически смотрят на ценность инженерного и производительного труда и на работу на государственном предприятии. Пожившие хотя бы полгода в Турции намного уважительнее относятся к техническим профессиям. Турки быстро смогли встроить черкессов в свое общество, отуречили их. Только несколько десятилетий назад черкессы получили в Турции право записываться в документах под родовыми именами.
  10. +2
    21 апреля 2022 13:48
    "Спасатель Петербурга" вот, ведь, парадокс Витгенштейн был из тех, чтр "звёзды с неба не хватало, а один раз блеснул и как блеснул. Потом он оставался тем кем и был :серый служака
  11. +2
    21 апреля 2022 14:31
    "Превратил персов в вассалов России" читала, что Ф. Энгельс был кадровый сотрудник британской разведки.
    1. +4
      21 апреля 2022 16:04
      Ф. Энгельс был кадровый сотрудник британской разведки.
      А В.И.Ленин, немецкой laughing тож об этом где то читал. А если серьезно так и было.Только РИ не могла остановить,проникновения английского влияния,больше экономического в Персию, потому в 1907, если не ошибаюсь РИ и Великобритания поделили Персию, на зоны влияния.
      1. 0
        21 апреля 2022 21:36
        Лёш, по поводу Энгельса, у Мартиросяна встречал.
        А Персию - Иран в ВМВ тоже делили
        1. -1
          22 апреля 2022 12:42
          hi Слав. Не делили. Советы, согласно ЕМНИП 1920 года договору оставили за собой право вмешиваться во внутренние "разборки" сопредельной страны. осенью 1941 Толбухин предпринял марш на Тегеран. Заменили Шаха, создали коридор для военных поставок. Так уже в 1946 ушли. А Британцы - то остались, до самой "исламской революции" свергнувшей, наконец, династию Пехлеви
  12. 0
    21 апреля 2022 14:48
    Коллеги, Валерий,добрый день. У меня вопрос: в учебниках читала,что Ермолову запрещали активные действия на Кавказе и не давали подкрепления. Это правда? Если это правда тогда....победы Паскевича дутые
    1. +5
      21 апреля 2022 15:57
      Ну, Ермолову всегда что-то мешало. И Барклай, и Кутузов - тоже. А на Кавказе - какая ему война, если он себя там "проконсулом" возомнил?
      И плевал на распоряжения из Петербурга с высокой колокольни. Похоже на ситуацию с маршалом Сультом, которого на Пиренеях "королем Николой" называли. Но вот у Ермолова талант самопиара был и о своих талантах и достижениях он писать не ленился и не стеснялся. Опять же двоюродный брат - Денис Давыдов, дифирамбы пел, плеская грязь в другие стороны.Потому и известен Ермолов больше многих современников.
      1. +4
        21 апреля 2022 16:13
        Вот где, а тут соглашусь реально. Стране плевать было на европейские реалии, за исключением пары - тройки экзальтированных персон.
  13. +3
    21 апреля 2022 16:31
    Сейчас ещё раз перечитала материал и отзывы.
    Уважаемые:Михаил, Алексей "парусник",Валерий, я не буду оценивать полководческие и административные дарования Паскевича, не имею знаний, но все вы собираетесь: И. Ф. Паскевич был храбрый человек и любил Россию. В 72 перенести контузию и пытаться ещё руководить армией.
    Константин, знаток оружия, подтвердит, что тогдашнее оружие не было дальнебойным . Брала у "трещетки" книгу и там читала. Если оружие тогда не могло далеко достать, а раз так значит он не боялся быть на передовой.
    Он не смог пережить падения Севастополя, а это значит он был передан России.
    Для меня эти показатели важны
  14. +3
    21 апреля 2022 16:48
    Статья полезная, но сильно приукрашен герой.
    «На беду русских, главнокомандующим был назначен князь Паскевич, величайший военный авторитет в глазах Николая I. Паскевич, поклонник церемониального марша, эгоистический генерал, опасавшийся ставить на карту свою раздутую репутацию, купленную не слишком трудными победами над персами, поляками, венгерцами, импонировал своими стратегическими идеями, лежавшими в русле сокрушения: 1) всегда держать силы сосредоточенными, жертвуя второстепенными интересами; 2) уделять величайшее внимание правильному снабжению армии. Паскевич оценивал Австрию, как нашего важнейшего врага; таран, по его мнению, следовало нацелить на Карпаты, а не на Балканы; турки являлись второстепенным врагом, которому следовало уделять минимум сил и внимания; развертывание русской армии на Дунае, тылом к Австрии, представлялось ему, как капитальная ошибка. Надо было уходить, как можно скорее, из дунайских княжеств за р. Прут. Николай I не разделял этой панической оценки политического положения; он ожидал, что победа над турками заставит Австрию прекратить бряцание оружием.».«Основная ошибка мышления Паскевича заключалась в недооценке реальных военных событий, признаваемых им за второстепенные, в пользу главного театра, лишь туманно намечавшегося в будущем. Даже в момент осады Севастополя Паскевич противился всеми силами отправке подкреплений на этот второстепенный театр, чтобы не ослабить себя на жизненном направлении против главного возможного врага — Австрии.». «Повинуясь формальному приказу императора Николая, Паскевич, медленно подвигаясь, приступил 17 мая к осаде Силистрии — старой турецкой крепости, с вынесенными на 1½–2 версты временными укреплениями. Паскевич опасался, что англичане и французы, начавшие собираться в Варне, вместе с турками атакуют его. Конечно, живая сила неприятеля интересовала печального стратега сокрушения гораздо больше, чем непосредственный географический объект — Силистрия. Поэтому Паскевич не обложил последнюю крепость, а стал рядом с ней, выделил ничтожные силы для самой осторожной постепенной атаки слабого земляного форта Араб-табия, а главные силы держал сосредоточенно на предмостной позиции у Дуная и энергично укреплял ее, готовясь к бою с неприятелем, который вовсе не собирался показываться. Более формального выполнения директивы царя — атаковать Силистрию — трудно было придумать. Один из военных инженеров, руководивший осадными работами, прославившийся впоследствии под Севастополем — Тотлебен — подслушал солдатский разговор, так пояснявший непонятные армии распоряжения Паскевича: «За что мы здесь деремся», спрашивает один служивый другого. «Какой ты , — последовал ответ, — паша хочет сдать Силистрию, а фельдмаршал не хочет ее взять». «Чувствуя свое ложное положение, Паскевич сказался контуженным, уехал из армии, и 21 июня приказал снять осаду. К 26 июня русские ушли за Дунай. В глазах всего мира неспособность русских справиться с ничтожными укреплениями Силистрии рассматривалась, как высокое торжество турок и глубокое падение наших военных достоинств. Через месяц, отбив попытки турок на Дунае, русская армия, ввиду сосредоточившихся на границе австрийцев, начала отступление из княжеств, закончившееся к 16 сентября.» — Александр Андреевич Свечин «Эволюция военного искусства»
  15. +1
    21 апреля 2022 20:45
    "ремесляники и городские маргеналы" последние могли поддержать и русских и сатану:им главное безнаказанно грабить
    1. +1
      21 апреля 2022 23:16
      Цитата: vladcub
      "ремесляники и городские маргеналы" последние могли поддержать и русских и сатану:им главное безнаказанно грабить

      Не стану возражать,
      Приведу мастера
      Нет, я не плачу, и не рыдаю,
      На все вопросы я открыто отвечаю,
      Что наша жизнь - игра, и кто ж тому виной,
      Что я увлекся этою игрой.
      И перед кем же мне извиняться?
      Мне уступают, я не смею отказаться.
      И разве мой талант, и мой душевный жар
      Не заслужили скромный гонорар

      Пусть бесится ветер жестокий
      В тумане житейских морей.
      Белеет мой парус такой одинокий
      На фоне стальных кораблей

      И согласитесь, какая прелесть
      Мгновенно в яблочко попасть - почти не целясь.
      Орлиный взор, напор, изящный поворот,
      И прямо в руки - запретный плод.
      О наслажденье - скользить по краю.
      Замрите, ангелы, смотрите - я играю.
      Моих грехов разбор оставьте до поры.
      Вы оцените красоту игры.

      Пусть бесится ветер жестокий
      В тумане житейских морей.
      Белеет мой парус такой одинокий
      На фоне стальных кораблей

      Я не разбойник, и не апостол.
      И для меня, конечно, тоже все не просто.
      (Источник teksty-pesenok.ru)
      И очень может быть, что от забот моих,
      Я поседею раньше остальных.
      Но я не плачу, и не рыдаю.
      Хотя не знаю, где найду, где потеряю.
      И очень может быть, что на свою беду,
      Я потеряю больше, чем найду...

      Пусть бесится ветер жестокий
      В тумане житейских морей.
      Белеет мой парус такой одинокий
      На фоне стальных кораблей
      Пусть бесится
      ветер жестокий
      В тумане житейских морей
      Белеет мой парус такой одинокий
      На фоне стальных кораблей...
      1. 0
        21 апреля 2022 23:25
        Ну, на том весь суровый стим, как - бы request
  16. -2
    22 апреля 2022 15:09
    понравилось. В истории,в ее описании всегда и в ущерб объективности ,умышленно , в истории от кпсс особенно ,в описании исторических личностей, упускался человек. Важен пафос и результаты. Автор сам не лезет в это ,но вставки мнений о герое от Давыдова , о Пушкине от самого героя ..очень к месту . Украинцы в армии ,советской ,отличались не талантом, а исполнительностью и ответственностью за порученное, не без исключений конечно