Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Век Русской Арктики. Вызовы суверенитету и ответные меры

Век Русской Арктики. Вызовы суверенитету и ответные мерыИзменение климатических условий в Арктике в настоящее время приводит к усиленному таянию льдов и, соответственно, увеличению сроков навигации. Иначе говоря, доступность северного побережья России и северных морей постепенно увеличивается. Например, в этом году Баренцево и Карское моря очистились ото льда на месяц раньше срока. И это изменение носит устойчивый характер. Если сейчас пролив Вилькицкого свободен ото льда 20-30 дней в году, то по прогнозам -- в ближайшие десятилетия период свободной навигации по нему будет возможен 80-90 дней. Потенциально таяние льдов откроет Северо-Западный морской путь, пролегающий через канадские воды, что серьезнейшим образом повлияет на маршруты морских перевозок.

Увеличение доступности северных морей имеет для нас два положительных аспекта. Во-первых, Северный морской путь увеличивает свое значение как транспортной артерии международного уровня, а в перспективе становится стратегически важным маршрутом морских перевозок. Во-вторых, для освоения открываются новые месторождения. И не только углеводородные, о которых принято говорить в контексте освоения морского шельфа. Северные месторождения редких и редкоземельных металлов, минералов и руд, имеющих стратегическое значение, в настоящее время освоены весьма ограничено. Это связано с их труднодоступностью. Для обустройства месторождений, их снабжения и транспортировки продукции морской путь является предпочтительным и открывает совершенно другие возможности.

Исходя из этого многие начинают говорить о том, что нынешний век станет «веком Арктики», имея в виду её превращение в один из самых значимых регионов мира. У такого определения есть ещё одно основание. Дело в том, что южные транспортные маршруты (как морские, так и сухопутные), а так же сырьевые источники в ближайшей перспективе окажутся в зоне нестабильности и вооруженных конфликтов разной интенсивности. Даже самые оптимистичные оценки военных угроз не позволяют считать ни Африканский континент, ни Ближний Восток, ни Центральную Азию, ни Юго-Восточную — зоной мира и стабильности. Прогнозы могут быть различными, но практически любые из них, предполагают на обширных пространствах Восточного полушария череду внутренних и межгосударственных конфликтов. А такие конфликты не позволят считать наиболее важные для международной экономики источники сырья и транспортные коммуникации надёжными. Причем уже в самом недалёком будущем.


Тогда как Арктика, становясь более доступной, сохраняет свою безопасность и надёжность. Главным образом потому, что значительная часть Арктики — это Россия. И увеличение значения арктического региона — автоматически означает увеличение значения России.

Понимание этого обстоятельства есть не только у нас. Как блестяще заметил в письме Эйлеру Михайло Васильевич Ломоносов: «если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого». Это верно и в международной политике, где возрастание влияния и веса одних государств пропорционально уменьшению влияния и веса других. И было бы странно, если обладающие могуществом государства без сожаления и борьбы расставались с ним. Так, США во многом сохраняют свое влияние в мире контролем над мировыми экономическими центрами и транспортными путями, связывающими их. Смещение транспортных путей и источников сырья, должно отражаться в усилиях, направленных на контроль над ними. И такие усилия прилагаются.

Выпущенная 9 января 2009 года директива президента США «Региональная политика США в Арктике» также исходит из стратегического значения Арктики в ближайшем будущем.

Документ достаточно интересен, чтобы уделить ему внимание. Суть документа хорошо отражает формулировка национальных интересов в регионе: «Соединенные Штаты имеют (в Арктике, прим. А.Г.) широкие, фундаментальные интересы в сфере национальной безопасности и готовы действовать независимо, либо в союзе с другими государствами по защите этих интересов. Эти интересы включают такие вопросы, как противоракетная оборона и раннее предупреждение, развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок (переброски войск, прим. А.Г.), стратегическое сдерживание, морское присутствие, морские операции, а также обеспечение свободы судоходства и полетов». Нетрудно заметить, что эти интересы включают невоенные формы хозяйственной деятельности — последним пунктом длинного перечня. Но об этом отдельно.

Поскольку это директива, то есть указание к действию — изложенные в ней меры по получению контроля над Арктикой, следует рассматривать не как аналитические рассуждения, а как приказ. Они достаточно четко сформулированы в документе. Он оперирует пониманием климатических изменений и связанным с этим усилением хозяйственной деятельности человека (а именно добычи полезных ископаемых и транспортировки грузов). Директива требует увеличить присутствие США в регионе, усилить военные возможности и установить над хозяйственной деятельностью в Арктике международное управление — пункт «III.С» так и озаглавлен: «Международное управление».

Здесь надо пояснить, что разница суверенного и международного управления примерно такая же, как разница между своей и колхозной коровами. В принципе, после принятия в 1982 году конвенции ООН по морскому праву, есть некоторые предпосылки для «обобществления» нашей коровы, а именно, Северного морского пути (СМП) и шельфовых природных ресурсов. Дело в том, что конвенция ограничивает собственные владения арктических государств 200-мильной зоной. И хотя Россия, Канада, Дания и Норвегия приняли внутренние законы, считающие часть арктических морей территориальными или внутренними водами, США и ЕС не признают эти законы, выступая за принцип свободного судоходства во всём Северном Ледовитом океане. Кстати, ими не ратифицирована и конвенция ООН, то есть не признается даже урезанные владения приарктических государств. А позиция в отношении Арктики состоит в коллективном использовании транспортных путей и «океаническом соуправлении» ресурсами, то есть решении всех вопросов наднациональным органом управления. Таковым США хотят видеть Арктический колхоз совет. Нетрудно догадаться, кто будет в этом колхозе совете председателем принимать решения. Летом этого года, на встрече норвежского премьер-министра с госпожой Х. Клинтон, США уже названы ведущим государством Севера (хотя, с точки зрения географии, американцы владеют очень незначительной частью Арктики). А норвежский городок Тромсё, куда переносится секретариат Арктического совета, провозглашен ни много ни мало — столицей Арктики! Видимо, очень уж хороша российская корова часть Севера, чтобы позволить единолично её доить использовать одной стране.

Понимая это, Россия рассматривает Арктический совет, в котором находится в меньшинстве, как орган, занимающийся не более чем экологическими вопросами. Свои же действия, направленные на закрепление суверенного управления российской Арктикой, проводит по линии ООН. В октябре завершилась очередная высокоширотная экспедиция «Арктика-2012», проводившаяся с целью обоснования внешних границ континентального шельфа России, и для подачи новой заявки в комиссию ООН по морскому праву на расширение своей экономической зоны. Напомню, что согласно конвенции ООН шельф является продолжением территории государства. И доказательства того, что наш шельф простирается далеко за пределы 200-мильной зоны, будут являться основанием признания прав России на акваторию шельфа. Предыдущая заявка была отклонена, так как собранные в предыдущих экспедициях данные оказались недостаточны. Чтобы новые научные данные были достаточно полными, на этот раз в экспедиции приняло участие Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России. Вместо гражданских подводных аппаратов работой на дне занимались специализированные аппараты ВМФ. Обеспечивали экспедицию ледоколы «Диксон» и «Капитан Драницын». Новая заявка поступит в комиссию ООН после обработки материалов экспедиции.

Это — юридическая сторона суверенного права России распоряжаться своей частью Арктики. Потенциально оспаривать это право собираются американцы. В докладе специальной комиссии ещё 2001 года, озаглавленном «Арктический океан и изменение климата: сценарий для ВМС США», прямо указывается на то, что: «США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы СМП являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок; Россия продолжает считать проливы своими внутренними водами. ...Россия и Канада следуют политике, согласно которой все пригодные для навигации проливы в Северном морском пути находятся под их эксклюзивным контролем. У Соединенных Штатов подход к определению статуса этих проливов отличается... По мере того как эти проливы будут все больше задействованы в международном трафике, вероятно возникновение конфликтов». Из этого следует, что "конфликтным" считается само желание России и Канады сохранять транспортные пути под своим контролем, тогда как США желают претендовать на исключительную роль в этом вопросе.

Здесь будет нелишне отметить, что США оспаривают и владение Канадой Северо-Западного прохода (СЗП) у берегов Аляски. Пока у нас есть потенциальный союзник по этому вопросу. Правда, если США ратифицируют конвенцию ООН по морскому праву и получат свою 200-мильную зону — Канаде ничего не останется, кроме как встраиваться в систему международного управления Арктикой. Так что рассчитывать приходится, как всегда, на себя.

Итак, претензии на нашу Арктику следует считать почти свершившимся фактом. Но, как видно из директивы «Региональная политика США в Арктике», американцы не полагаются на одни только правовые способы их реализации. Любые претензии что-то значат, когда подкреплены возможностью их отстаивать. И здесь следует обратить внимание на силовую составляющую американской северной политики. Освобождение Арктики ото льдов делает её акваторию более доступной для надводных военно-морских сил. Этим вполне определённо хотят воспользоваться американцы и их союзники по НАТО. Присутствие американского флота на севере постоянно увеличивается, в планах даже размещение элементов ПРО корабельного базирования в Баренцевом море. Растет количество и масштаб учений НАТО в северных широтах, к ним привлекается всё большее число европейских членов альянса. Расширяются и модернизируются приарктические военные базы, для действий в условиях севера готовится военная техника и личный состав НАТО.

Правда, все эти меры имеют чисто географические ограничения, которые дают некоторое преимущество нам. Действовать в Арктике силы НАТО могут с баз на Аляске и в Норвегии, тогда как мы имеем возможность использовать всё свое побережье. Надводный флот ещё неопределённо долгое время будет ограничен в действиях ледовым покровом и его сезонными изменениями. Авиация, действующая с удалённых баз, находится в заведомо худших условиях, чем континентальная, которая, к тому же, обеспечена поддержкой средств ПВО и флота. Только чтобы развить эти военные преимущества, то есть, обеспечить свои суверенные права от посягательств, возможностями их отстаивать силой — нам необходимо возвращать в Арктику свой военный потенциал.

Собственно, это предусмотрено документом, называющимся «Основами государственной политики РФ в Арктике». К некоторым шагам, направленным на восстановление военного присутствия на Севере, имеет самое прямое отношение нынешний министр обороны Сергей Шойгу. Ещё в должности главы МЧС ему было поручено создание вдоль трассы Северного морского пути десяти аварийно-спасательных центров, обеспеченных техникой и личным составом для действий на суше, в воздушном пространстве и на море. Теперь эти же центры станут основой для будущих объектов базирования сил флота и Пограничной службы ФСБ России. В дальнейшем они же смогут стать полноценными военными базами, а не пунктами временного размещения и материально-технического обеспечения. Только мешкать с их развитием не стоит, поскольку главной проблемой возвращения нашего военного присутствия на Север является отсутствие полноценных баз и инфраструктуры. Если они будут, то вопрос техники и личного состава для арктической группировки войск окажется гораздо проще, чем выглядит сейчас.

Итак, перечень новых баз, скорее всего, будет совпадать с аварийно-спасательными центрами: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре. Не зря в недавно утверждённом перечне, состоящем также из десяти пунктов базирования флота и Пограничной службы, они названы объектами двойного назначения. То, что первопроходцами стали войска МЧС (а это именно войска, структурно подчиненные МЧС), пожалуй, даже хорошо — опыт работы МЧС в сложных климатических условиях Сергей Шойгу сможет использовать для Вооруженных сил.

Вопрос базирования авиации в настоящий момент решается достаточно элегантным ходом. С недавних пор вся аэродромная сеть страны стала сетью двойного назначения. То есть чисто гражданских аэродромов — больше нет. Имеющие важное для ВВС значение гражданские взлетно-посадочные полосы модернизируются, а часто восстанавливаются, расширяются стояночные места и пункты технического обслуживания, обновляется навигационное оборудование и средства связи. В первую очередь, как нетрудно догадаться, всё это делается на Севере.

Несколько сложнее обстоит дело с боевым составом флота, который, как известно, невозможно обновить и увеличить за пару лет. Даже имея прекрасное финансирование. Но и эта задача решается. Следует учитывать, что для сохранения суверенитета нашего Севера именно силы флота имеют наибольшее значение. Они позволяют блокировать проход сил потенциального противника через проливы, отодвинуть зону поражения далеко в море и обеспечить боевую устойчивость всей северной группировки войск.

Для снабжения сил в Арктике 14 ноября заложен первый из серии кораблей тылового обеспечения проекта 23120 — «Эльбрус». Он предназначен для погрузки, хранения, транспортировки и передачи грузов на берег, надводные корабли и подводные лодки, а также для буксирного обеспечения и аварийно спасательных операций. Такие корабли крайне необходимы для снабжения северных баз и пунктов обеспечения. Для переброски войск и техники на Севере, достраивается по измененному проекту транспорт вооружений «Иван Грен». Изначально он должен был стать большим десантным кораблём морской пехоты. Но позже его проект изменили с упором на транспортную функцию вместо десантных операций, и пока приостановили закладку других кораблей этой серии. А жаль. Именно морская пехота кажется наиболее мобильным и приспособленном для действий в прибрежной полосе родом войск. А потому, на мой взгляд, следовало бы задуматься об увеличении численности морской пехоты на севере.

Сухопутная составляющая Арктической группировки пока создаётся медленнее всего. В планах создание так называемых "арктических бригад", которые должны будут отличаться как структурно, так и техническим оснащением. Действовать им придется в специфических условиях крайнего Севера, имея большие возможности для широкого маневра, с охватом больших и труднопроходимых арктических пространств. Например, примерно так и так могут выглядеть транспортно-боевые машины для них. Ожидается, что первой на арктическую технику будет переведена 200-я мотострелковая бригада, размещенная в Мурманской области.

Это следует считать правильным, поскольку именно на западном направлении наиболее близко к нам находятся военные базы НАТО и места постоянной дислокации сухопутных сил потенциального противника. Однако, по моему скромному мнению, одной бригады в районе Кольского полуострова недостаточно, даже с учетом имеющихся сил морской пехоты и других подразделений. Американцы прилагают сейчас много усилий для привлечения Швеции и Финляндии (не являющихся членами НАТО) не только к активной работе в Арктическом совете, но и для совместных учений. Естественно, это не значит, что в случае гипотетической конфликтной ситуации, эти страны будут действовать вместе с силами НАТО. Но наличие мощной сухопутной группировки у нас наверняка будет иметь значение для принятия этими странами решения относительно косвенного участия на одной из сторон, повторюсь, пока гипотетического конфликта.

К тому же нельзя забывать, что НАТО располагает в этом районе немалыми собственными силами, которые могут быстро увеличится морской и воздушной переброской. Напомню, что в директиве «Региональная политика США в Арктике» стратегические перевозки войск названы в числе ключевых задач, обеспечивающих национальные интересы США в регионе. Поэтому именно на западном направлении нам необходимо иметь группировку разновидовых сил, способную предотвратить морскую и воздушную блокаду (с которой могут начаться притязания на наш Север), воспрепятствовать перевозкам войск и ударам по стратегическим объектам в случае развития конфликта. Сухопутные силы должны быть способны пресекать любое проникновение на территорию России, обеспечивать безопасность объектов базирования сил ВВС, ПВО и флота. Исходя из этих задач, следует планировать строительство Арктической группировки.
Автор: Александр Горбенко
Первоисточник: http://www.odnako.org/blogs/show_22233/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. ЯРЫЙ 27 ноября 2012 07:06
    ГОТОВИТЬ ФЛОТ!!!
    ЯРЫЙ
    1. Сахалинец 27 ноября 2012 07:18
      +100500 и как в той присказке про таблетки от жадности.... побольше...побольше...
      1. bask 27 ноября 2012 07:26
        Я бы дополнил .НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ,, ВОЕННЫЙ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ....!!!!!
        bask
        1. Nick 27 ноября 2012 19:59
          Цитата: bask
          НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ,, ВОЕННЫЙ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ....!!!!!

          Ледокольный флот всегда считался флотом двойного назначения. Читал где то, что на нашем первом атомном ледоколе "ЛЕНИН" размещалось и оружие, включая ядерное. Использовать ледокольный флот только в военных целях весьма накладно.
    2. Каа 27 ноября 2012 10:43
      Цитата: ЯРЫЙ
      ГОТОВИТЬ ФЛОТ!!!

      Само собой, но флоту нужно береговое обеспечение, базы вдоль Севморпути, им нужно постоянное снабжение, войсковое и ПВО-прикрытие, для этого реанимированы еще Сталинские проекты железных дорог:
      " В недалёком будущем карта наших железных дорог на востоке страны изменится до неузнаваемости. В РЖД запланировали строительство второго, теперь уже приполярного пути с Запада на Восток который должен в дальней перспективе выйти к Беринговому проливу и масштабную даже по сибирским меркам Северно-Сибирскую дорогу — второй БАМ в самом сердце Сибири, а также нескольких важных путей идущих на крайний Север по вечной мерзлоте. Россия и Китай являются участниками амбициозного проекта куда также входят США, Канада и Япония. Это проект железной дороги из Сибири через паромную переправу из порта Уэлен в порт Фэрнбэнкс на Аляске и далее до Форт Нельсон в Канаде где он соединиться с существующей сетью североамериканских дорог. Второй путь пройдёт через Сахалин до японского города Саппоро. Начали строить дорогу ещё при товарище Сталине, но опыта строительства на мерзлоте не хватало, и часть дороги утонула в болотах. До самого недавнего времени пример этой стройки как ненужной затеи был в классической обойме обличителей нашего «тёмного прошлого». Однако, по прошествии времени выяснилось, что и дорога до Норильска нам нужна, и начатый ещё в 1950 году тоннель с материка на Сахалин также нам бы совсем не помешал. Постройка тоннеля была начата по решению И. Сталина, и к 1955 году тоннель должен был вступить в строй. Работы были остановлены сразу после смерти вождя народов, и теперь, спустя шесть десятилетий, нам предстоит доделать то, что недоделали наши предшественники. Ещё одна великая стройка — это запланированная Стратегией Северо-Сибирская дорога (Сургут — Лесосибирск — Уст-Кут) — фактически, второй БАМ, прямое продолжение БАМа на запад страны. После её постройки Россия получит независимый от Транссиба второй стратегический путь с запада до Тихого океана. Путь до Норильска также строится. Участок дороги Уренгой-Надым (часть той самой печально знаменитой сталинской «мёртвой дороги», утопшей тогда в болотах) уже запущен. Самый западный участок Надым-Салехард длиной 300 км вместе с мостом через Обь должны начать строить в ближайшее время, а затем придёт время достраивать Восточный участок до Норильска с мостом через реку Енисей. Далее, в Стратегии до 2050 года эта дорога идёт через Таймыр, пересекает реки Лену, Индигирку и Колыму, и выходит на Чукотку к Беринговому проливу.
      Борис Борисов.Русский обозреватель», 29.05.2010.
      1. kostyan77708 27 ноября 2012 12:36
        Участок дороги Уренгой-Надым (часть той самой печально знаменитой сталинской «мёртвой дороги», утопшей тогда в болотах) вот тут я поправлю, живу в Надыме, эта дорога была Салехард-Надым, на ней же печально известная 501 стройка, не раз вдоль нее на вертушке летал да летом туда за грибами-ягодами гоняем
        1. Каа 27 ноября 2012 15:08
          Цитата: kostyan77708
          эта дорога была Салехард-Надым, на ней же печально известная 501 стройка,

          Видал ее в Салехарде лет 30 назад, на совесть строили, в уровень земли рельсы ушли, но ни перекосов, ни развалов, специалисты работали, чувствуется...Чум -Салехард -Игарка, ЕМНИП первоначальный замысел назывался...
    3. Nick 27 ноября 2012 19:52
      Цитата: ЯРЫЙ
      ГОТОВИТЬ ФЛОТ!!!

      Однозначно, но этого недостатчно. Необходимо готвиь все ресурсы страны к весьма возможному особому периоду. Если начнется серьезный кофликт из-за Арктики, атаковать будут со всех напралений географических, политических, экономических и, что вполне возможно, военных ИМХО.
  2. askort154 27 ноября 2012 07:31
    Надо создавать мощный арктический флот, чтобы боевые "посудины " каботажили вдоль Севморпути, как километровые столбы на автотрассе.
    Ох, сколько дыр ещё ?!
  3. Александр романов 27 ноября 2012 07:50
    Там нам светит еще 1.5 млн.квадратных киллометров территории.США и лично Барак Обама могут идти со своими претензиями по известному адресу из трех букв.
    1. мда-а 27 ноября 2012 15:43
      Цитата: Александр романов
      Там нам светит еще 1.5 млн.квадратных киллометров территории.США и лично Барак Обама могут идти со своими претензиями по известному адресу из трех букв.

      Да ты прав они во все дыры лезут.Пускай сначала отдадут Аляску,отдадут золотой запас украденный у России во время интервенции.выведут ядерное оружие из Европы,перестанут участвовать во всяких цветных революциях и закроют все свои базы.Вот тогда и поговорим.
      мда-а
  4. Игарр 27 ноября 2012 10:17
    В общем, периодичность публикаций полгода.
    Китайцы, кстати, уехали из Арктики, кто знает? Они вроде в мае туда собирались, исследовать принадлежащий Китаю шельф.
    ..
    Смотрю я смотрю на все это, братцы. И жуть берет.
    Россия, как считается, постоянно неготова. Ни к чему.
    Вот сейчас на Коле, 200 мотострелковая бригада. Это морпехи? Нет.
    Что будут мотострелки делать на льдах?
    Давайте ледоколы делать? Давайте, лед будем колоть. И продавать! Для коктейлей.
    А, неделю назад - Олег (Sweet....) яростно отстаивал - не нужны экранопланы. Самолеты и вертолеты - лучше.
    Ладно, пусть лучше, быстрее, грузоподъемнее. Но, иметь в гараже три машины - всяко лучше чем одну. Или две? Да если они и разные еще.
    Так вот для Арктики, особенно с учетом таяния и снижения торосистости - экранопланы - хорошее решение. Не скажу отличное. Потому что ездили там на собачках - и будут ездить. Собака и голодной побегает день-другой. А самый распрекрасный вертолет/экраноплан - без "жижки" с места не сдвинется.
    ...
    Может я не знаю просто - Планов громадье. Нашего правительства и Президента.
    Но так хочется, чтобы Россия ....была бы готовой.
    Хотя бы к тому, что под носом. К Арктике.
    1. Каа 27 ноября 2012 15:15
      Цитата: Игарр
      Так вот для Арктики, особенно с учетом таяния и снижения торосистости - экранопланы - хорошее решение.

      О чем я и говорю - базы снабжения, ж/д ветки...для вертолетов, самолетов, особливо для экранопланов - пойдут и над болотом, и вдоль реки, и над морем -хоть открытым, хоть замерзшим. Если что, вдоль Севморпути барраж наладят, супостату на страх, нам во утешение...а то пиратство растет во все мире wassat АУГ, глядишь еще "в гости завернут"...
  5. ИльяКув 27 ноября 2012 11:24
    Американцы не представляют что их там ждет,это не русская зима ,это Арктика западные болваны,хотя всем нашим врагам хватало и нашей зимы ,чтобы с треском опростоволосится.
    ИльяКув
  6. Быков. 27 ноября 2012 12:00
    Шельф - наш!!! И доказывать это не кому не надо, а надо отстаивать, в первую очередь: развитием инфраструктуры на севере нашей страны. Привлекать и бизнес,не хрен просто так, газ и нефть с севера без отдачи качать. Пускай вкладываются в стройку портов для нужд СМП и ВМФ, и возят сжиженный газ через Берингов пролив.
  7. bart74 27 ноября 2012 12:01
    Вопрос сложный. Шельф в данное время только как тряпка для затравки. Всем нужен морской путь, на что сейчас американцы и давят. Этот путь даёт экономию от перевозок товаров из Азии в Европу + отсутствие пиратов (а энто кстати мысль на самый крайний случай). Пока нужен ледокольный флот. А то что шведы с финнами к нам не полезут - это точно. На кой им вооружённые конфликты? Они больше наши союзники. На фига им бесплатная морская магистраль у своих берегов. Это ж и угроза экологии и ещё много всяких геморов, за которые америкосы убеждают что плату брать не надо? Думаю если твёрдо отстаивать свою позицию никто из арктических стран на эту авантюру не пойдёт. Наша позиция понятна. Здесь очень важную роль должна сыграть Канада. Думаю американцам проще её аннексировать, чем лезть в русскую Арктику.
    bart74
  8. omsbon 27 ноября 2012 12:36
    Двух мнений просто не может быть.
    Чужой земли мы не хотим ни пяди,
    Но и своей вершка не отдадим !

    Готовиться надо, г о т о в и т ь с я !
  9. Wertynskiy 27 ноября 2012 13:07
    Ох, тема та какая! Спасибо автору. Север, это историческое наследие и огромная кладовая России, практически нетронутая. Развивать нужно, огромными силами и скорейшими темпами.
    Единственное, в статье не затронута тема разработки и строительство подводного грузового флота! Ото льда арктика еще когда освободиться, а грузы нужно возить уже сейчас. А под водой это можно делать круклогодично! Кто нибудь слышал что-то новенькое по теме строителтьство подводного грузового флота?
  10. homosum20 27 ноября 2012 19:19
    А ху-ху не хо-хо?
  11. Goldmitro 27 ноября 2012 19:57
    Претензии к России уже вскоре могут начаться с провокаций. Необходимо срочно реализовать намеченные мероприятия по усилению мощи России в Арктике. Единственно, очень большая надежда, что реализацией будут заниматся специалисты своего дела, профессионалы, а не военные бизнес-менеджеры типа Табуреткина.
  12. T-130 27 ноября 2012 21:35
    Врага надо бить его же оружием, сами мы против нато даже на севере не потянем! Но у США есть проблемы дома схожие с Российскими,вот тут и надо перенимать их опыт и помогать их сепаратистам и т.д.,тогда им станет не только не до севера но и воевать вне страны не некогда будет!
  13. Magadan 28 ноября 2012 02:28
    Итак, РОссия в одной обойме с Канадой! Это радует. Дело в том, что мы и канадцы - это единственные две страны, которые просто завалены природными ресурсами,имеют почти треть всей земной суши на 3% общего населения. Короче, две страны, которые по сути лишь выигрывают от надвигающихся глобальных проблем. Лишь бы Канада в очередной раз не сдала США свои позиции. Буду простым канадцам, которых знаю лично, проводить уроки политргамотности.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня