Посещение броненосного крейсера «Громобой» в порту Шербур в 1906 году

52
Посещение броненосного крейсера «Громобой» в порту Шербур в 1906 году
Броненосный крейсер "Громобой".


В апреле 1906 года во французский порт Шербур прибыл русский броненосный крейсер «Громобой». Среди посетителей был и lieutenant de vaisseau французского флота А. де Перринель-Дюме, ему предоставили возможность не только осмотреть корабль, но и побеседовать со старшим офицером крейсера капитаном второго ранга А. П. Дьячковым, артиллерийским офицером старшим лейтенантом Я. Черкасовым и другими офицерами. Возможно, некоторые данные, приведённые А. де Перринель-Дюме, могут вызвать сомнения, но, думаю, к этому стоит отнестись с пониманием.



Во время боя 14 августа 1904 года в крейсер попадали снаряды разного калибра, ориентировочно около 30 снарядов. Те части дымовых труб и надстроек, которые не были заменены, были покрыты мелкими вмятинами от осколков, одна из дымовых труб была заменена, так как была повреждена снарядом крупного калибра.


Подача боеприпасов имела слабую защиту, но попадания во время боя не повлияли на её функционирование. Было заменено довольно большое количество обшивки на корме крейсера. Деревянная палуба, опирающаяся на стальной лист, ни разу не загорелась, ее поверхность до сих пор была вся в ссадинах, напоминая «мокрую кошачью шкуру». При этом следует отметить, что броня выдержала все попадания и не была пробита.

Потери составили 135 человек убитыми, основная часть погибших и раненых находились на верхней палубе. Также были раненые и убитые в броневой рубке, один из снарядов попал в вентиляционную трубу, расположенную за броневой рубкой.


Часть осколков ударила в вертикальную стену броневой рубки. Эти осколки, пролетев вверх, встретились с сильно выступающей крышей, имевшей грибовидную форму. Они срикошетили от этой изогнутой поверхности внутрь броневой рубки. Другая часть осколков, отразившись от вертикальной стены, попала в броневой траверз, прикрывавший вход, срикошетив, они также попали вовнутрь броневой рубки, поразив всех находившихся там офицеров и матросов. Разлёт осколков показан на рисунке № 1.


По результатам боя во Владивостокском арсенале на броневой рубке был установлен внешний броневой выступ (на рисунке № 2 отмечен синим цветом). Вся поверхность потолка броневой рубки, внутренняя часть траверза перед входом и броневой выступ были обшиты пробковыми матрасами и толстым слоем ткани (отмечена красным цветом). Эта защита, по словам офицеров, хорошо задерживает осколки японских снарядов.


В броневой рубке крейсера сосредоточены все приборы управления крейсером. Приборы управления стрельбой расположены по обе стороны броневой рубки, одна группа приборов предназначена для работы с артиллерией правого борта, другая – левого борта.

Группа приборов состоит из пяти циферблатов, два из которых непрерывно показывают расстояние, измеряемое двумя дальномерами, установленными на крейсере. Один циферблат служит для установки и передачи отклонения для всей артиллерии этого борта, еще два предназначены для передачи расстояния в две артиллерийские секции этого борта. Все приборы установлены на стойках и не касаются стен броневой рубки. Также в броневой рубке установлен дальномер, который используется артиллерийским офицером.

Рисунок броневой рубки.

По всей видимости, на броненосном крейсере «Громобой» в 1906 году вся артиллерия одного борта была разделена на две секции. К сожалению, А. де Перринель-Дюме не указывает, какие орудия входили в одну секцию.

На крейсере есть два дальномера. Они установлены в открытой сверху цилиндрической башне. Расчет дальномерного поста состоит из двух человек. Внутри башня обшита пробковыми матрасами, что создаёт дополнительную защиту для расчёта. Управление дальномером осуществляется за счёт рычага, закреплённого на нем, при этом дальномерщик может осуществлять замер расстояния и в случае крена. Там же есть рупор, с помощью которого он может передавать данные голосом. Кроме того, помощник передает это расстояние в боевую рубку с помощью электрического циферблата.


Артиллерийский офицер, старший лейтенант Черкасов объяснил, как ведётся стрельба и как он корректирует свой огонь. На больших дистанциях 7 000–8 000 метров ошибка при измерении дистанции может составлять до 1 000 метров. Он берёт среднее значение двух дистанций и производит один, два или три выстрела. Наблюдение за местами падения снарядов позволяет ему более или менее хорошо оценить коррекцию, которую необходимо выполнить на дальность и отклонение.

Внеся поправки, производится один или два залпа из шести орудий, залповая стрельба позволяет ему произвести дополнительную корректировку. Затем он дает эту поправку всей артиллерии, которая может поразить цель, и командует открыть огонь. Он продолжает наблюдать за точками падения, и если стрельба становится неточной, он прекращает огонь, устанавливает новую дистанцию и новую поправку и снова командует открыть стрельбу.

Осмотрели со старшим лейтенантом Черкасовым установленные на палубе казематы, для 152-мм орудий. Эти казематы установлены в форме подковы; оставшееся свободное пространство между казематами и дымовыми трубами закрывается во время боя занавесом, состоящим из мешков, наполненных пробкой, с навешенными на них цепями или стальными тросами.


Барон Черкасов рассказывал, что во время проходивших боев люди сильно страдали от жажды в казематах, поэтому установили фонтанчики, чтобы люди могли пить, не покидая своего боевого поста.

По вопросу произошедшего в Цусимском бою капитан второго ранга А. П. Дьячков считает, что Цусимской катастрофы не произошло бы, если бы флагманский броненосец «Князь Суворов» (а вместе с ним и адмирал З. П. Рожествинский) не был выведен из строя через двадцать минут после начала боя. Это то, что парализовало Русскую эскадру и лишило ее возможности полноценно маневрировать и вести бой. Также он отметил, что русские артиллеристы хорошо стреляли на дистанции до 5 000 метров, на большей дистанции вести эффективную стрельбу они не могли.

Офицеры крейсера говорили, что для боевого корабля важно иметь достаточно большую и хорошо оборудованную боевую рубку, чтобы эффективно защищать офицеров, матросов, средства связи и приборы управления от осколков снарядов во время боя. Приборы и оборудование не должны крепиться к стенкам боевой рубки. Они считают, что боевой корабль должен иметь вторую боевую рубку на корме. Необходимо уменьшить количество надстроек до минимума, чтобы уменьшить возможность попадания фугасных снарядов.

После стоянки броненосный крейсер «Громобой» покинул порт Шербур.

Шербур, 5 мая 1906 года.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    16 июля 2023 05:08
    Возможно, некоторые данные, приведённые А. де Перринель-Дюме, могут вызвать сомнения, но, думаю, к этому стоит отнестись с пониманием.

    Если и есть некоторые неточности, то они с лихвой компенсируются интересными конкретными деталями вроде наличия на "Громобое" двух дальномеров, которые привёл французский офицер. И схемы весьма информативны.
    Спасибо, Игорь, за статью !
    Да, а насчёт "России" и "Богатыря" в источнике нет упоминаний ? Мельников пишет, что все три крейсера шли вместе.
    1. +14
      16 июля 2023 08:52
      Присоединяюсь к добрым словам о работе Автора!
      Для меня лично очень информативная и познавательная статья!!!
      1. +6
        16 июля 2023 11:33
        Цитата: Коте пане Коханка
        Присоединяюсь к добрым словам о работе Автора!
        Для меня лично очень информативная и познавательная статья!!!

        Добрый день, Влад! hi
        Абсолютно согласен с Вами! Автору БОЛЬШОЕ спасибо за замечательную статью!
      2. +3
        17 июля 2023 11:58
        еще бы кто статью написал про крейсер Рюрик (2-й) - этот корабль был бы и сейчас актуальным
    2. +14
      16 июля 2023 09:00
      Большое спасибо за статью. Она- свежий глоток на ВО на фоне того материала, который публикуется в наше непростое время. История теперь отодвинута далеко на задний план. А это неправильно. Именно из-за неусвоенности уроков прошлого, неправильных выводах из её уроков и имеем теперяшнюю ситуацию. Увы... crying
      Был в Военно-Морском музее в Питере. Там есть стенд, на котором представлены осколки японских снарядов, извлечённые из тел российских моряков. Что меня поразило, так это то, что они имеют причудливую форму, похожи своей формой на неких "ёжиков", "звёзд" и пр. и совсем не походят на те, многочисленные осколки, которых, во множестве, мы находили в детстве, после ВОВ. Мне непонятно, почему они такие- откуда такое отличие? Это скорее всего, вызвано особенностями материала корпусов японских снарядов, их конструкцией, а также высокой скоростью детонации японского ВВ, созданного на основе мелинита-пикриновой кислоты- "шимозы". Вообще, очень мало материала и исследований, именно по снарядам, как нашим, так и японским. А также, по самим взрывчатым веществам там применявшимся- их бризантности в разных объёмах, особенностях дробления оболочек в разных формах заполнения и пр., взрывателям- их конструкции эффективности срабатывания и пр. А также практически нет данных по порохам и пр. У японцев, в их литературе, кое-что есть на эту тему, но увы, многие книги не переведены даже на английский. hi
    3. +13
      16 июля 2023 10:22
      Цитата: Товарищ
      вроде наличия на "Громобое" двух дальномеров, которые привёл французский офицер


      Добрый день.
      Уважаемый Валентин. На постах были установлены, как пишет А. де Перринель-Дюме дальномеры с базой два метра, тип к сожалению не указывает, так-же в броневой рубке находились еще два дальномера с базой один метр, по одному на каждый борт, один изображён на рисунке броневой рубки. А. де Перринель-Дюме обозначает их как "jumelle stéréoscopique",хотя вместе с Я. Черкасовым они определяли расстояние до объекта на берегу. По всей видимости основное предназначение этих "jumelle stéréoscopique" было наблюдение за точками падения снарядов и корректировка стрельбы.

      Да, а насчёт "России" и "Богатыря" в источнике нет упоминаний ?


      Нет, в заметках даётся описание только броненосного крейсера "Громобой".
      1. +1
        17 июля 2023 01:14
        Здравствуйте, уважаемый Игорь !
        Цитата: 27091965i
        На постах были установлены, как пишет А. де Перринель-Дюме дальномеры с базой два метра, тип к сожалению не указывает

        Такая база подходит для B&S, ранняя модель дальномера FQ2. Хотя не исключено, что там стояли немецкие дальномеры.

        Цитата: 27091965i
        так-же в броневой рубке находились еще два дальномера с базой один метр, по одному на каждый борт, один изображён на рисунке броневой рубки.

        Судя по базе, эти дальномеры использовались для навигации.
    4. +3
      16 июля 2023 21:44
      А что вас удивляет? По штату, все корабли 1 - го ранга, имели по оптических дальномера, совмещающего типа, "Барра и Струда".
      1. +6
        17 июля 2023 01:20
        Цитата: ТермиНахТер
        А что вас удивляет? По штату, все корабли 1 - го ранга, имели по оптических дальномера, совмещающего типа, "Барра и Струда".

        Владивостокские крейсера в ходе русско-японской войны дальномеров B&S не имели.
  2. +10
    16 июля 2023 06:11
    Спасибо за интересную статью!

    'Эта защита, по словам офицеров, хорошо задерживает осколки японских снарядов."
    Японские снаряды обладали необычными свойствами или это фраза "на злобу дня"?
    1. +15
      16 июля 2023 07:57
      Цитата: Fangaro
      Японские снаряды обладали необычными свойствами или это фраза "на злобу дня"?


      Нет, это не "на злобу дня". Офицеры крейсера говорили, что у японских фугасных снарядов, при взрыве, образуется большое количество мелких осколков. Защита из пробковых матрасов или мешков набитых пробкой была эффективна против них.
      1. +20
        16 июля 2023 09:10
        Совершенно справедливо.По словам участника боя,палуба «Громобоя»
        «была усеяна телами прислуги мелкой артиллерии, которая... двумя-тремя взорвавшимися... снарядами была сметена: японские снаряды, с чувствительными трубками, при разрыве давали сотни мелких осколков, которые подобно пулевой струе пулемета не оставляли живого непоцарапаппого борта, задевая, конечно, по пути тех людей, которые стояли у орудий на верхней палубе. И когда по крейсеру пронеслась команда «от мелких орудий отойди», и на перевязочный пункт явились уцелевшие, их было только половина...»
        А уцелел корабль во многом благодаря подвигу поляка Стефана Павловича Вадовицкого (от городка Вадовице),взявшего фамилию отчима Форманчук и волею судьбы ставший русским Степаном Форманчуком.
        Будучи судовым механиком бросился за борт и завел пластырь на пробоине ниже ватерлинии. Награжден за подвиг Георгиевским крестом, личным дворянством, правом на получение офицерского чина и прибавкой к жалованию. Стал после этого старшим судовым механиком, машинным квартирмейстером 1-й статьи. Присоединяюсь к словам благодарности за напоминание о судьбе славного корабля российского флота.
        1. +12
          16 июля 2023 11:28
          Моряк-Герой,слов нет.Спасибо Вам и Автору -статьи такого уровня сегодня редки,к сожалению
        2. +3
          18 июля 2023 10:40
          крейсер пр. Диана "Аврора" после Цусимского сражения, смотрите повреждения
          критических только 7 попаданий в т.ч. 1 с натяжкой за уши
      2. +7
        16 июля 2023 11:25
        Цитата: 27091965i
        Защита из пробковых матрасов или мешков набитых пробкой была эффективна против них.


        Там просто взяли то что было под рукой. Хотя, продумав этот момент, на заводе изначально сделали бы обшивку стен и потолка из брусьев с огнезащитной пропиткой и поливом водой из форсунок трубопровода. Толстое дерево улавливает осколки ещё лучше - на лесопилках стволы с вросшими осколками обычное дело.
        1. +5
          16 июля 2023 22:01
          Цитата: ycuce234-san
          Хотя, продумав этот момент, на заводе изначально сделали бы обшивку стен и потолка из брусьев с огнезащитной пропиткой и поливом водой из форсунок трубопровода.

          Хорошо бы, да хорошо бы...Вот только все это послезнание...Инерция мышления великая вещь. Вроде уже было ясно-понятно, что крейсер должен быть башенным, а вот опять казематы..
  3. +12
    16 июля 2023 06:52
    автору спасибо за интересную статью. От себя хочу добавить , что на сайте liveJurnal.com есть статья под названием "Жизнь и смерть "Громобоя " с десятками фото иллюстрирующих крейсер до боя и повреждения полученные во время боя , которые описывается статье . Есть и фото внутри боевой рубки до боя , так что можно представить участь тех , кто принял в тесной рубке лавину осколков , согласно схеме автора статьи.
    Ещё хочу подметить , что в то время "Громобоем" командовал тогда капитан первого ранга Брусилов , родной брат генерала Брусилова, известного как организатора Брусиловского прорыва.
    1. +10
      16 июля 2023 07:59
      Цитата: север 2
      "Жизнь и смерть "Громобоя " с десятками фото иллюстрирующих крейсер до боя и повреждения полученные во время боя ,


      Фотографий очень много, но использовать все в небольшом обзоре невозможно.
  4. +9
    16 июля 2023 08:50
    Очень интересно, но...
    артиллерийским офицером старшим лейтенантом Я. Черкасовым

    В 1906 году в РИФ не было звания (чина) "старший лейтенант", оно появилось только в 1912. В период с 1907 по 1912 он именовался капитан-лейтенант, а до того после лейтенанта сразу следовал капитан второго ранга.
    1. +12
      16 июля 2023 09:54
      Цитата: Старший матрос
      В 1906 году в РИФ не было звания (чина) "старший лейтенант"

      Добрый день.
      Уважаемый Иван, я знаю, что в то время этого звания не существовало, но если использовать французскую терминологию, то пришлось бы использовать звание капитан-лейтенант, а его тоже не существовало. По этому пришлось выбирать из двух не существующих на тот момент званий.
      1. +7
        16 июля 2023 11:48
        Да я, в общем, не в претензию)))
        Понятно, что от французского источника пошло, а этому самому де Париннелю, как его там, наши звания, что называется, до лампочки. request
        Просто маленькое уточнение. hi
    2. +3
      16 июля 2023 22:02
      Цитата: Старший матрос
      Очень интересно, но...
      артиллерийским офицером старшим лейтенантом Я. Черкасовым

      В 1906 году в РИФ не было звания (чина) "старший лейтенант", оно появилось только в 1912. В период с 1907 по 1912 он именовался капитан-лейтенант, а до того после лейтенанта сразу следовал капитан второго ранга.

      А кап-три ?
      1. +2
        17 июля 2023 09:27
        Не было, до седьмого года в РИФ было только два обер-офицерских чина: мичман, один просвет, одна звезда и лейтенант, один просвет три звёзды. Потом сразу шел кап два, два просвета, три звёзды и кап один, два просвета без звёзд.
        В седьмом ввели страшного smile лейтенанта, один просвет, без звёзд.
        Вообще, неразбериха в этом вопросе была большая, ибо, при наличии столь малого числа чинов, огромное значение имела выслуга в чине, пресловутое старшинство.
        P.S. не поленился, посмотрел. А ведь и в самом деле, каплея вводили время от времени, правда в литературе я лично упоминаний этого чина вначале двадцатого века не встречал.
      2. +3
        17 июля 2023 15:35
        Цитата: Альф
        А кап-три ?

        А капитана третьего ранга в петровской табели вообще не было request
        1. +1
          17 июля 2023 17:20
          Цитата: Старший матрос
          Цитата: Альф
          А кап-три ?

          А капитана третьего ранга в петровской табели вообще не было request

          А когда ж он появился ?
          1. +1
            27 июля 2023 13:46
            Цитата: Альф
            А когда ж он появился ?

            При советской власти.
            1. 0
              27 июля 2023 18:41
              Цитата: Старший матрос
              Цитата: Альф
              А когда ж он появился ?

              При советской власти.

              Спасибо, не знал.
        2. +1
          17 июля 2023 17:49
          В табели о рангах 1722 года, в восьмом классе. Кап три.
  5. +9
    16 июля 2023 10:07
    ВИКИ:
    Потери в личном составе — 91 убитый и 185 раненых, среди убитых — младший штурманский офицер мичман С.С. Гусевич.
    recourse
    3 августа «Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток. На крейсерах было убито 5 и ранено 12 офицеров, убито 124 и ранено 347 нижних чинов.
    recourse
    Потери составили 135 человек убитыми, основная часть погибших и раненых находились на верхней палубе.
    Французы-французы.... fool Ему про двоих, а он про одного. request
  6. +7
    16 июля 2023 12:37
    Спасибо Игорь за статью.

    По вопросу произошедшего в Цусимском бою капитан второго ранга А. П. Дьячков считает, что Цусимской катастрофы не произошло бы, если бы флагманский броненосец «Князь Суворов» (а вместе с ним и адмирал З. П. Рожествинский) не был выведен из строя через двадцать минут после начала боя.

    Ох многого Дьячков не знал. smile

    Интересно, что французы, не делают общего вывода о крейсере - у них современных крейсеров такого типа ведь не было (с казематами вместо башен).
    1. +7
      16 июля 2023 12:44
      Добрый день.
      Цитата: Maxim G
      Ох многого Дьячков не знал.

      Максим, у каждого своё мнение. Думаю строго судить его нельзя. Всё таки крейсер "Алмаз", на котором он служил, дошёл до Владивостока.
      1. +4
        16 июля 2023 13:22
        Скажите, а русские моряки ведь наверняка посещали французские суда, интересно было бы мнение с нашей стороны узнать, тем более у французов были и броненосцы и крейсера на основе которых создавались суда для нашего флота?

        Цитата: 27091965i
        Всё таки крейсер "Алмаз", на котором он служил, дошёл до Владивостока.

        Бросив свои броненосцы.
        1. +5
          16 июля 2023 14:07
          Цитата: Maxim G
          Скажите, а русские моряки ведь наверняка посещали французские суда, интересно было бы мнение с нашей стороны узнать, тем более у французов были и броненосцы и крейсера на основе которых создавались суда для нашего флота?

          Публиковались у французов такие мнения, я по моему Вам писал как они оценивали наши "Пересветы", но если интересна техническая оценка то это A. CRONEAU. У него есть издания где производится техническое сравнение различных военных кораблей разных стран. Но это его взгляды, с ним не все согласны, хотя он инженер-кораблестроитель.
        2. +12
          16 июля 2023 16:15
          Бросив свои броненосцы.

          Вообще-то, "Алмаз" выполнял приказ. Вы сами-то себе представляете, чем "Алмаз", посыльное судно, фактически строившееся как яхта наместника, и с большой натяжкой считавшийся крейсером 2 ранга (после перевооружения во Владивостоке), смог бы помочь своими четырьмя трёхдюймовками оставшимся броненосцам? В лучшем случае, добавиться в число трофеев? Фактически, он единственный выполнил последний полученный приказ и пришёл во Владивосток.
          1. +2
            16 июля 2023 16:31
            Цитата: Oleg812spb
            Вообще-то, "Алмаз" выполнял приказ.

            Приказ был идти во Владивосток и командующий теперь Небогатов.
            Но Энквист, "Алмаз" и миноносцы решили, а ну его ...

            Цитата: Oleg812spb
            Вы сами-то себе представляете, чем "Алмаз", посыльное судно, фактически строившееся как яхта наместника, и с большой натяжкой считавшийся крейсером 2 ранга (после перевооружения во Владивостоке), смог бы помочь своими четырьмя трёхдюймовками оставшимся броненосцам?

            Я представляю. А Вы нет. sad
            1. +5
              16 июля 2023 17:30
              [/quote][quote=Maxim G]
              Я представляю. А Вы нет. sad

              Так объясните Камраду свою точку зрения.
              1. +6
                16 июля 2023 18:47
                1. Вечером 14 мая командование было передано Небогатову, соответственно без его разрешения суда не могли покидать строй.
                2. Крейсера и миноносцы могли помочь отбиться от японских миноносцев ночью.
                3. Утром крейсера, в том числе "Алмаз" могли вести разведку, быть репетичными судами, помочь собрать разрозненные остатки эскадры.
                1. +4
                  16 июля 2023 20:51
                  Цитата: Maxim G
                  1. Вечером 14 мая командование было передано Небогатову, соответственно без его разрешения суда не могли покидать строй.

                  Никто с этим не спорит.

                  2. Крейсера и миноносцы могли помочь отбиться от японских миноносцев ночью.

                  Ключевое слово если бы все остались при эскадрах. Один Алмаз, ничего бы не решил. В лучшем случае разменял ночью одну единицу из эскадры собой.

                  3. Утром крейсера, в том числе "Алмаз" могли вести разведку, быть репетичными судами, помочь собрать разрозненные остатки эскадры.

                  Опять уже пятое -«бы». Небогатов имея Изумруд и вспомогательные крейсера данной возможностью не воспользовался. Почему наличие в составе эскадр Алмаза дало ему «озарения»?
                  Даже если бы все крейсера остались при броненосцах. Вместо основных единиц мы потеряли бы половину из них. Да это усилило бы нас в бою во второй день. Но победы нам не дало. Впрочем поражение было бы куда достойней чем то что произошло….
                  1. 0
                    17 июля 2023 05:21
                    Цитата: Коте пане Коханка
                    Небогатов имея Изумруд и вспомогательные крейсера данной возможностью не воспользовался.

                    А какие вспомогательные крейсера имел Небогатов утром 15 мая?
                2. +7
                  17 июля 2023 08:58
                  Цитата: Maxim G
                  1. Вечером 14 мая командование было передано Небогатову, соответственно без его разрешения суда не могли покидать строй.

                  Да. А теперь вспоминаем, где было место "Алмаза" в этом самом строю. При броненосцах? Да ничуть не бывало. С транспортами было его место, и крейсерами Энквиста
                  Цитата: Maxim G
                  2. Крейсера и миноносцы могли помочь отбиться от японских миноносцев ночью.

                  Это Вы сейчас говорите. Но в ВС это так не работает. Для того, чтобы "Алмаз" отправился прикрывать броненосцы, нужен был приказ Небогатова. Но его не случилось, вот "Алмаз" и продолжал выполнять последний полученный им приказ.
                  А дальше - обычная путаница. Командиру показалось, что нашим броненосцы поворачивают на сближение с крейсерами. Когда Энквист повернул на юг, "Алмаз" пошел было за ним, но отстал, и остался один - тут как раз началась стрельба совсем не в той стороне. До командира дошло, что крейсера уходят с поля боя, и что свое место он потерял, да и, судя по хаотичному движению транспортов уже не было никакого места. Вот он и выполнил второй приказ - идти во Владивосток.
                  При этом, судя по рапортам его офицеров, он пошел к броненосцам, выйдя на правую сторону колонны, стараясь не соваться под их прожектора (что в принципе логично - ночью могли влепить, не разобравшись) и пошел NO23. То есть тут так вот сходу и не скажешь, бросил "Алмаз" эскадру, или нет.
                  1. +1
                    18 июля 2023 18:52
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    Да. А теперь вспоминаем, где было место "Алмаза" в этом самом строю. При броненосцах? Да ничуть не бывало. С транспортами было его место, и крейсерами Энквиста

                    Почему с крейсерами Энквиста? winked

                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    Это Вы сейчас говорите. Но в ВС это так не работает. Для того, чтобы "Алмаз" отправился прикрывать броненосцы, нужен был приказ Небогатова.

                    Ну, а что нам на этот счет говорят документы? wink
            2. +4
              16 июля 2023 23:01
              Я представляю. А Вы нет. sad

              Думаю, ваше представление основано на т.н. "послезнании" при практически невероятном стечении обстоятельств.
        3. Комментарий был удален.
        4. +6
          16 июля 2023 17:28
          "Алмаз" так офигительно помогал броненосцам в дневном бою, что после того как он эти броненосцы бросил, им пришлось назавтра сдаться. laughing laughing wassat
      2. +5
        16 июля 2023 15:55
        Цитата: 27091965i
        Добрый день.
        Цитата: Maxim G
        Ох многого Дьячков не знал.

        Максим, у каждого своё мнение. Думаю строго судить его нельзя. Всё таки крейсер "Алмаз", на котором он служил, дошёл до Владивостока.

        Фактически Алмаз ушел во Владик, бросив эскадру. Впрочем судить его сложно, так поступили почти все крейсера и миноносцы приписанные ао второй и третьей Тихоокеанским эскадрам. То что он поступил грамотно двигаясь в близи берегов Японии - сомнения нет. Как минимум в отличие от Изумруда экипаж не заблудился и сохранил боевую единицу. Которая славно послужила в обе мировые войны.
        1. +7
          16 июля 2023 16:12
          Цитата: Коте пане Коханка
          Впрочем судить его сложно, так поступили почти все крейсера и миноносцы приписанные ао второй и третьей Тихоокеанским эскадрам.

          Странная логика, какая разница все так сделали или нет (кроме "Изумруда").
        2. +7
          16 июля 2023 16:19
          Цитата: Коте пане Коханка
          Фактически Алмаз ушел во Владик, бросив эскадру. Впрочем судить его сложно, так поступили почти все крейсера и миноносцы приписанные ао второй и третьей Тихоокеанским эскадрам

          Уважаемый Владислав, честно говоря не кому не пожелал бы оказаться на месте командира крейсера "Алмаз". Корабль в боевом отношении очень слабый, его и сравнивать не с кем. Эскадра разбита, адмирал Энквист О. А. "принял мудрое решение" и исчез в ночи.
          Но надо принимать решение, как действовать дальше? Думаю решение идти во Владивосток, отдельно от остатков эскадры, не так и легко было принято командиром "Алмаза".
          1. +2
            16 июля 2023 17:27
            Эскадра разбита, адмирал Энквист О. А. "принял мудрое решение" и исчез в ночи.
            Но надо принимать решение, как действовать дальше? Думаю решение идти во Владивосток, отдельно от остатков эскадры, не так и легко было принято командиром "Алмаза".

            Соглашусь с Вами, что решение однозначно верное. Даже если в ночном бою мы разменяли Алмаза на любую из потерянных боевых единиц - это ничего не дало.
            Во если бы мы разменяли все ночные потери на крейсера и эскадренные миноносцы, то тут могли бы быть варианты. Как максимум достойное поражение днем или даже дотянули до середины второй ночи.
        3. Комментарий был удален.
    2. +2
      17 июля 2023 08:44
      Цитата: Maxim G
      Интересно, что французы, не делают общего вывода о крейсере - у них современных крейсеров такого типа ведь не было (с казематами вместо башен).

      Оценку этих крейсеров французы делали, но её необходимо разделить на несколько временных отрезков. Когда строился броненосный крейсер "Рюрик", они считали, что такой крейсер на коммуникациях противника будет делать, что захочет. У англичан нечего было ему противопоставить. После закладки броненосного крейсера "Жанна Дарк", они писали, что на таких крейсерах необходимо орудия главного калибра размещать в башнях. Чтобы эти крейсера могли действовать не только на коммуникациях, но и оказывать поддержку броненосцам в эскадренном бою. Строить броненосные корабли которые предназначены для выполнения только одной задачи они считали не рациональным.
      1. +2
        18 июля 2023 18:16
        Цитата: 27091965i
        Строить броненосные корабли которые предназначены для выполнения только одной задачи они считали не рациональным.

        Спасибо за пояснения, Игорь.
  7. +10
    16 июля 2023 16:23
    Цитата: Коте пане Коханка
    экипаж не заблудился и сохранил боевую единицу. Которая славно послужила в обе мировые войны.
    Простите,но как он мог славно послужить во Второй Мировой,если в 34 был разобран...
    «А я – главная жертва этой несостыковки, потому что по неведомой причине обладаю гиперчувствительностью к диссонансам, чем-то вроде абсолютного слуха на фальшь и несообразность.»©
    Цитата из книги «Элегантность ёжика»
    1. +7
      17 июля 2023 16:23
      Увы, видимо, запамятовал камрад, что его угнали в Бизерту, где и разобрали. Наверное, на памяти было, что другие яхты ранней постройки, "Штандарт" и "Полярная звезда", вполне себе с пользой прослужили обе войны.
  8. +8
    17 июля 2023 01:00
    Цитата: Maxim G
    Цитата: Коте пане Коханка
    Впрочем судить его сложно, так поступили почти все крейсера и миноносцы приписанные ао второй и третьей Тихоокеанским эскадрам.

    Странная логика, какая разница все так сделали или нет (кроме "Изумруда").

    ////////////////////////////////////
    Команда "Изумруда" настолько запаниковала, и с такой скоростью покинула корабль, севший на мель, что оставила на борту почти весь арсенал винтовок (порядка, 600 шт.) с патронами... Местные жители добрались до брошенного арсенала... В администрацию Владивостока стала поступать информация, что среди населения появилось много армейских винтовок неизвестно откуда. Расследование установило, что люди их обнаружили на брошенном крейсере "Изумруд"... Был направленный отряд для изъятия арсенала корабля, но к тому времени там почти ничего не осталось...