XVIII в.: на пороге Петровских реформ

109
XVIII в.: на пороге Петровских реформ
Пётр I. Худ. В. Серов. Нач. ХХ в.


Эта статья продолжает рассказ об эволюции русского государства, начатый в предыдущих работах на эту тему на ВО. Речь пойдёт о предпосылках реформ Петра, связанных с развитием ментальностей.



Со школьной скамьи известно, что эпоха правления Петра I (1672–1725) – время преобразований или существенных изменений в истории России. Но вот оценки деятельности Петра часто серьёзно разнятся, меньше – в научной литературе, радикально – в околонаучной литературе, публицистике и журналистике. Но прежде чем приступить к рассмотрению событий, произошедших во время царя Петра, стоит вспомнить ещё раз, как развивалась наша страна глазами современной науки, или, как минимум, её части.

Русь – Русия – Россия к началу XVIII в. прошла длительный, но стандартный для европейских народов путь. Похожим путём прошли все европейские этносы, но были и важнейшие отличия или особенности. Восточные славяне появляются на исторической сцене в IX в., в то время как германские народы – на рубеже тысячелетия. Формирование предгосударственных структур у них идёт на окультивированных римлянами, в той или иной степени, территориях, в благоприятных географических условиях.

Восточные славяне осуществляли это на совершенно неосвоенной и дикой территории, в сложных климатических условиях, зоне рискованного земледелия, и значительно позднее, чем западные соседи: приблизительно на 5-6 веков.

Восточные славяне, находясь на разных стадиях родоплеменного строя, были подчинены князьями «рода Русского». Это объединение иногда называют суперсоюзом племён, когда управление племенами сводилось к изъятию дани и привлечению их к участию в многочисленных войнах за дани.

Процесс объединения восточнославянских племён в потестарные системы начался в конце IX в. Но «род Русский» подчинил все эти племена силой для получения с них даней. С современной точки зрения это объединение назвать государством можно только условно, это была потестарная система, построенная исключительно на основе военной силы. Многочисленность племён вынуждала князей «рода Русского» идти на некоторые уступки городам, родовым центрам славян, а вовлечение племён, скованных родовыми рамками, в дальние походы в страны с городской цивилизацией, получение даней с материально богатых стран, вызвали распад родового общества, построенного не на экономических, а на родовых (кровных) отношениях.

Распад происходил в период конца X – части XI в. Одновременно формируется территориальная община, построенная уже на экономических отношениях, в виде Земель-«княжений» или, используя современные термины, городов-государств. Они оформляются с конца XI по XIII в., когда князь терял значение представителя Киева или Русской земли, становился исполнительной властью в Земле, в то время как суверенитет и управление (княжение) над городом и землёй приобретала община.

Сокрушительный удар по русским землям монголов не изменил ключевого вектора развития Руси как европейского государства. Но разгром городов, политических центров Руси с одновременной гибелью городских ополчений, которые и приняли основной удар нашествия, одновременно с новой постоянной угрозой вторжений и набегов, новая, неизвестная до этого для русских земель постоянная выплата дани-контрибуции, приводит к изменению в управлении. Верховная власть переходит от потерявших военный потенциал городов к князьям. В ходе её концентрации они объединяют бывшие суверенные Земли. То есть, говоря современным языком, происходит смена системы управления обществом при сохранении формационной составляющей, которая на Руси являлась соседско-территориальной общиной.

В условиях постоянной военной угрозы формируется новая система управления общества, переходная, как мы теперь понимаем, система, военно-служилое государство, на абсолютно иной политической основе, чем та, что ранее существовала на Руси. И совершенно аналогичная европейским странам периода перехода от территориальной общины к феодализму. Это был период второй половины XIV в. – начала XVI в., он совпал с распадом территориальной общины и началом феодализации в самом конце периода.

Всё это ещё происходит в рамках соседско-территориальной общины. Её распад, вызванный производительным трудом сельского населения, и смертельная степная угроза привели к началу формирования раннего классового государства и двух единственных классов: феодалов и зависимых от них крестьян, объединяя в них разрозненные и разностатусные социальные группы. Как и в Европе, феодализм не состоялся бы без военной угрозы и Христианства, модели мироустройства иерархического общества. Формируется и единственно возможный при раннем феодализме институт управления – монархия. Процесс этот начался только при Иване Грозном, первом русском феодальном монархе. Он шёл через Смуту, первую гражданскую войну или «феодальную революцию» и увенчался Соборным уложением 1649 г., как первым законодательным сводом ранней феодальной монархии. И первым, собственно, в полном смысле этого слова, государственным законодательством. Таким образом, в XVII в. Россия стала раннефеодальной монархией. В то время как европейские страны выходили из «печального рыцарского образа», в них бурно развивались буржуазные отношения.

У страны, стоящей на более низкой стадии развития, было достаточно мало перспектив для самостоятельной жизни в таких исторических условиях, если бы не «модернизация» или тотальное заимствование технологий. Которую монархи Русии – России начали осуществлять методом проб и ошибок, что совершенно закономерно. Темп такой модернизации был недостаточен для обеспечения безопасности страны, которая была тесно переплетена с развитием.

Пётр I и феодальная ментальность


Всё то давление на общество, «пробуждение его ото сна», одевание в европейское платье, запреты на бороду, и казни тех, кто был не согласен с «реформами» царя, да и просто попавших под его тяжёлую длань, как казнённые любовники его жён, – всё это объясняется по большей мере исключительно мировоззрением аграрного феодального периода.

В европейском обществе аналогичного периода в XII–XIII вв. «гнев» в управлении государством был не столько реакцией на внешние побудители, сколько шаблонным политическим поведением в многочисленных войнах и прочих бурных событиях.

Любой психотип носит прежде всего отпечаток той ментальности, на стадии которой находится общество.

Здесь стоит сказать в двух словах о ментальности или ментальностях, предоставив слово одному из авторов-родоначальников этого теоретического направления, Жоржу Дюби:

«Это система (именно система) в движении, являющаяся, таким образом, объектом истории, но при этом все элементы тесно связаны между собой; это система образов, представлений, которые в разных группах и стратах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своём месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей… Все взаимоотношения внутри общества столь же непосредственно и закономерно зависят от подобной системы представлений, как и от экономических факторов.»

В этой связи показательна ситуация с заимствованием европейской одежды в России: вначале полное отторжение «ляшской» моды, вплоть до убийства её поклонника, Лжедмитрия. Потом переход к польской и венгерской одежде, в том числе и для удобства использования у полков иноземного строя. Алексея Михайловича в детстве одевали в польский кафтанчик, для него были выкованы и рыцарские латы. По меткому выражению В. О. Ключевского:

«Немец со своими нововымышленными хитростями уже забрался в ряды русских ратных людей, проникал и в детские комнаты государева двора.»


Польское платье царя Петра

Наконец, радикальное переодевание Петром I всего феодального сословия в западноевропейский костюм. Это была не блажь – подсознательная магическая связь здесь очевидна: «определённые» удобства этого костюма были вторичны; понятно, что русские дворяне воевали не в неудобном наряде, а в ферязи, кафтане и зипуне. Важнейшим была его семантическая связь с необходимыми технологиями: не примешь первого, не будет и второго. И Петру I, как человеку феодального мировоззрения, это было «очевидно». Отец не переодел в «европейское» платье, и у него реформы не «удались» – я буду настырнее, переодену в европейское платье, и всё удастся. Это и есть особенность средневекового мышления, сформированного господствующим в обществе аграрным типом производства, с его симпатическими магическими представлениями, предрассудками и суевериями, доверием самым фантастическим или умопомрачительным слухам. Например, о привозе из-за рубежа клейм со знаками антихриста, чтобы всех оклеймить.

Стрелецкие восстания конца XVII в. были порождены теми же ментальными представлениями. Это была реакция «коллективного бессознательного» на нововведения, реакция людей раннефеодального христианского общества. В ходе модернизации, по словам французского посла Невилля, некогда самые боеспособные воинские части пехоты стали «милицией».

Восстание 1689 г. в Москве продемонстрировало, что большинство, и не только стрельцов, смотрят на модернизацию как на угрозу. Потому что иноземные нововведения покушались на «бессмертную душу», открывали путь и к её продаже. В конце концов, так оно и произошло, продажа «душ», крепостных русских крестьян велась на протяжении двух веков. Если перевести на язык социально-политической истории, это будет звучать так: нововведения усиливали и делали необратимой власть дворян-феодалов. Поэтому раскольники даже в «тишайшем» Алексее Михайловиче, прежде всего, а уж тем более в его сыне Петре видели «антихриста», считая, что последнего «подменили» в Европе.


Во время «хованщины» между патриархом Иоакимом и лидером старообрядцев протоиреем Никитой Пустосвятом в Грановитой палате Кремля прошёл диспут о вере, типичный для средневекового мышления спор, переходящий в рукопашную. Никита Пустосвят. Спор о вере в присутствии царевны Софьи. Худ. В. Перов

Естественная косность русского раннефеодального общества, показной формализм части высших управленцев-феодалов, «грубость нравов», позиция стрельцов, которые превратились, нецеленаправленно, в коллективных защитников старины, – всё это вынудило Петра резко начать процесс «модернизации», прибегая к радикальным действиям.

Критики этих действий всё время забывают, что в условиях опережающего развития военных технологий в Европе, «времени на раскачку не было». А неудачные походы В. В. Голицына в Крым в 1687 и 1689 гг., азовские походы Петра в 1695 и в 1696 гг. продемонстрировали, чего стоили огромные усилия по заимствованию технологий весь XVII век.

Рационализм и модернизация


Именно рациональному началу обязана Россия в своих успехах по модернизации. Рациональному подходу, который Пётр, «плотник зандамский», приобрёл, работая мастеровым и подмастерьем по большому количеству ремесленных специальностей, шагая в «правильном» строю под свой барабан, изучая навигацкое дело и артиллерийское мастерство.


Пётр на верфи в Саардаме обучается корабельному делу. Худ. К. Лебедев. ХХ в.

Без рационального мышления и подхода, принадлежащих иной стадии исторического развития, модернизация была бы невозможна. Так же как и «консерватизм» в России, возникший как реакция на петровские изменения, был связан прежде всего с отсутствием рационального начала. Показателен в этом случае анекдот про шута царя. Балакирев решил отучить бояр от вздохов по старорусским порядкам, «возобновил старину», сделав свадьбу в старинных одеждах и с такой же едой, тем самым продемонстрировал и неудобство одежды, и низкие вкусовые качества грубой еды и напитков.

Впрочем, начало рационализма в феодальной Европе, как предполагает Жак Ле Гофф в своём фундаментальном труде «Чистилище», это XIII в., время начала развития городов.

Именно благодаря модернизации Петра появляется и такое явление политической рациональной жизни, как служение государству, совершенно не свойственное феодальному и предшествующим ему формам развития общества.

Оно станет неотъемлемой частью политического развития страны, будет способствовать зарождению гражданственности и патриотизма, противостоявшей личной службе конкретной персоне. При феодализме, построенном исключительно на личных взаимосвязях подчинения, где, как мы видели, система управления страной вышла из великокняжеского двора, двора господина, ни о каком отвлечённом понятии службы, кроме как главе этого двора, речи быть не могло. Государства-системы, как в древнем Риме, в европейском средневековье, а затем и на Руси, не существовало. В Европе оно стало оформляться с развитием буржуазных отношений. До этого периода «государство» концентрировалось в личности государя, и по-другому, в рамках христианского миропонимания, быть не могло: один Бог на небе, один государь на земле.

8 глава «Табеля о рангах» чётко подчёркивает этот феодальный принцип устами Петра, обращаясь к дворянству:

«…пока они нам и отечеству никаких услуг не окажут.»

Все предки Петра Великого, начиная с деда Михаила, понимали необходимость «заимствований», принимали и требовали их, способствовали им и поощряли тех, кто в них участвовал, но не участвовали сами. Созерцали модернизацию, скованные условностями и традициями, а не организовывали её. Введение пехотных, рейтарских и драгунских полков, постройка фрегата «Орёл», создание «немецкой слободы» и привлечение «иностранных спецов» — всё это решило лишь текущие вопросы, но существенных изменений не принесло, как «точечная» модернизация не изменила Турцию, Персию и Египет в XVIII-ХIХ в.

Пётр со своим, как любой мастер-ремесленник, буквально понимаемым «регламентом» делал её собственными руками: полки стоят ровными рядами по линии, корабли выстроились в одну линию, Петербург строился по линиям, в противовес запутанным московским закоулкам, закоулкам родовых споров и склок. Но никакого «регулярного государства», а тем более абсолютизма при императоре Петре не возникло, да и не могло возникнуть. Это была лишь внешняя оболочка раннефеодальной страны.


Пётр обучается корабельному делу у голландских мастеров. Худ. Е. Григорьев XIX в.

Пётр, окружённый теми, кто исповедовал или изображал, что следовал рационализму, смог довести «модернизацию» до конца, то есть максимально, насколько это было возможно в феодальном обществе, приблизиться к европейским «технологиям».

Монарх-«менеджер» оказался в нужное время на своём месте – да, так бывает и в истории управления страной и предприятиями.


Так выглядела моя Alma mater в XVIII в.: С-Петербург в XVIII в. Здание Двенадцати коллегий. Худ. Э. Лансере. ХХ в.

Планы царя Петра


Пётр, после длительного общения с европейцами, как в Москве, так и в Европе, где он увидел территорию-фабрику, кишащую деловыми и мастеровыми людьми, увидел страны, обладающие «удивительными» знаниями, в том числе в военном деле, решил начать в своей стране кардинальные преобразования. В то время в России было только пара десятков крупных мануфактур. Армия, даже при наличии большого количества полков «иноземного строя», представляла из себя феодальное ополчение. При полном отсутствии институтов развития и знаний (школ, университетов и пр.).

Во-первых, важно понимать, что, вопреки ненаучным теориям об извечных «имперских» устремлениях России, целью Петра прежде всего было участие на равноправной основе в международной торговле. В этих планах армия и флот были только инструментом:

«Я не научаю, – писал Пётр сыну Алексею, – чтоб охоч был воевать без законных причин, но любил это дело…»

Пётр, да и не он один в истории нашего государства, абсолютизировал внешнюю торговлю, что было конгруэнтно пониманию политэкономических связей в конце XVII в., но не соответствовало реальной картине развития страны, к чему мы ещё вернёмся.

Во-вторых, если целью русских государей, начиная с Ивана IV, и был выход к морю, то он нужен был не для расширения вывоза сырья – с этим в конце XVII в. вполне справлялся и Архангельск. Не для вывоза, а как раз для ввоза, ввоза «технологий» из Европы, минуя препоны по «широкому морскому тракту».

В-третьих, на первоначальном этапе Петром, повторимся, двигали не некие абстрактные имперские амбиции, как бы присущие всем российским царям: не до жиру, быть бы живу. А наивное желание Петра сделать из России Голландию: если маленькая Голландия, благодаря флоту и торговли, стала богатой страной, то что говорить в таком случае про Россию.

Из этих целей стали формироваться планы.


Сенат петровского времени. Худ. В. Кардовский. ХХ в.

Исследователи отмечают тщательную подготовку в ходе проведения таких реформ, как создание флота, постройка монетных дворов и денежная реформа. В то же время, как копирование «более эффективных», как виделось царю, систем управления у других европейских стран, прежде всего Швеции, происходило спонтанно: Сенат и коллегии (министерства).

Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает.

Планы Петра были скорректированы социальной структурой русского общества и внешнеполитической ситуацией. Тем не менее выполнение его планов, использование и применение заимствованных управленческих и военных технологий обеспечили поступательное развитие Русскому феодальному государству до середины XIX в. включительно.

Продолжение следует...
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    21 сентября 2023 05:04
    Спасибо, Эдуард!

    Одежда и сейчас важна. Даже если на нее и не обращаешь внимания.
    1. +5
      21 сентября 2023 05:52
      Польское платье царя Петра

      Где то я это уже видел. Ну точно!
      и у Николая Зубкова

      Ну и естественно в Оружейной палате.
      Фото. так называемый польский кафтан из Оружейной палаты, который молодой царь носил до Великого Посольства. Вернувшись домой из европейской поездки, он больше такого не надевал




      .
      Вообще, в отличие от Петербурга, в Москве хранится довольно много традиционной одежды, принадлежавшей Петру, которую он носил до своего знаменитого путешествия по Европе, в ходе которого полностью перешел на западную моду. [

      Приветствую, Сергей! hi
      Всем доброго утра!
      1. +5
        21 сентября 2023 06:03
        Приветствую, Дмитрий!

        Как же царям обойтись без красного цвета.
        1. +5
          21 сентября 2023 07:04
          Как же царям обойтись без красного цвета.

          Особенно если царь - реформатор. А все реформаторы предпочитают красный цвет - вспомните красные пиджаки времен постперестройки 90-х и красные революционные галифе времен гражданской войны smile
          Естественно, что и у Петра I такие были, на них сегодня можно посмотреть в Оружейной палате
          фото Красные голландские порты-колоты Петра I из Оружейной палаты

          Да не только сам такие носил, но и других заставил носить. Как там у авторов "Козьмы Пруткова": wink
          Открыв на Балтике порты, переодел дворян в порты(с)
    2. +3
      21 сентября 2023 07:29
      Престижная иномарка сейчас важнее одежды-прикида - хотя автокредиты могут вводить в заблуждение...
      Знакомые бизнесмены рассказывают, что когда приезжаешь на переговоры - прежде всего в окно рассматривают и оценивают на чём ты приехал...
      Знакомый фактически обанкротился и обнищал, нечем кредиты отдавать (жаловался, что с женой перешёл на просроченных кур к обеду), но престижный крузак продавать не хочет - в нём последняя надежда поправить свои дела. Хотя на частные встречи ездит теперь на... электросамокате.

      Другой был вынужден уволить всех своих работников. Но по телефону говорит незнакомым бизнесменам - "Я сам приехать не смогу, полно заказов. Пришлю с бумагами на подпись своего человечка...". Но на встречу инкогнито отправляется сам - послать-то некого... Петр за границей - "бомбардир Михайлов", блин...



      P.S. А в целом статья толковая, интересная, хотя и с некоторой претензией на академизм.
      1. +1
        21 сентября 2023 07:54
        Вероятно, электросамокат - явление для нашего времени.

        А в долги залезать - скверная привычка.
      2. 0
        21 сентября 2023 09:45
        Престижная иномарка сейчас важнее одежды-прикида - хотя автокредиты могут вводить в заблуждение...
        Знакомые бизнесмены рассказывают, что когда приезжаешь на переговоры - прежде всего в окно рассматривают и оценивают на чём ты приехал...
        Знакомый фактически обанкротился и обнищал, нечем кредиты отдавать (жаловался, что с женой перешёл на просроченных кур к обеду), но престижный крузак продавать не хочет - в нём последняя надежда поправить свои дела. Хотя на частные встречи ездит теперь на... электросамокате.

        Другой был вынужден уволить всех своих работников. Но по телефону говорит незнакомым бизнесменам - "Я сам приехать не смогу, полно заказов. Пришлю с бумагами на подпись своего человечка...". Но на встречу инкогнито отправляется сам - послать-то некого... Петр за границей - "бомбардир Михайлов", блин...

        Это чиновничьи понты в основном. Ворье красуется друг перед другом, кто сколько украл и не сел (пока. wink ).
        Тому, кто сам поднялся, никому ничего доказывать не нужно.

  2. +7
    21 сентября 2023 05:51
    Не для вывоза, а как раз для ввоза, ввоза «технологий» из Европы
    Собственно,да вывозить,кроме сырья,особо было нечего.Но получив порты на Балтике,по большому счету наладили не в воз новых технологий, а предметов роскоши.
    1. +6
      21 сентября 2023 09:15
      И заметьте, что сейчас примерно как и тогда - кроме сырья особо и нечего.
      1. +4
        21 сентября 2023 09:51
        как и тогда - кроме сырья особо и нечего.

        Добрый день,
        в рассматриваемый период вариантов не было.
        С 70-х гг. ХХ в. стало ясно, что без этого можно (частично) обойтись.
        Сейчас снова, как в XVII в. - вариантов нет.
        hi
    2. +8
      21 сентября 2023 10:39
      Можно данный тезис "не в воз новых технологий, а предметов роскоши" уточнить. Предметы роскоши, те редкие и не производимые у нас изделия являлись часто результатом высоких (на тот момент ) технологий. Собственно ввоз технологий в современном понимании отсутствовал. Не возили станки. Условно говоря, посмотрев на некие изделия решали "нам здесь это делать надо" и завозили людей, специалистов. Примерно так происходило распространение новых технологий в это время и на западе. А уж а потоке специалистов, приглашаемых в Россию говорить не приходится. Петр лично во время поездок за границу отбирал образцы, заказывал их изготовление на западе с тем, чтоб повторить в России. Его агенты занимались закупками в Европе постоянно.
      Петербург как "окно в Европу" с современной точки зрения являлся территорией опережающего развития и "накопителем и шлюзом " для приема зарубежных специалистов.
      1. +1
        21 сентября 2023 18:57
        Статья-"реферат"? набор слов и прописных истин...не более. не интересно.... hi Есть книга Князькова "История России в эпоху Петра I" там всё подробно. может автор ее почитает...прежде чем писать "продолжение"? winked
  3. +5
    21 сентября 2023 05:56
    Что сделал Пётр Алексеевич - это мы все и так примерно знаем. Гораздо важнее вопрос - на кого он опирался, проводя свои реформы. И благодаря кому - они таки стали успешны. Понятно - этих людей было много и они были достаточно влиятельны, раз сумели сломать такое сопротивление во всех слоях. Вот о них бы написать статью - кто были, чего хотели, что получили в результате. Ибо без них - шиш бы у Петра что вышло-то..
    1. +2
      21 сентября 2023 07:23
      Павел доброе утро,
      Ибо без них - шиш бы у Петра что вышло-то..

      Про соратников Петра писано переписано.
      Я все же хотел донести суть реформ, с точки зрения современной науки, а не повторить описания всех реформ Петра.
      Но вот про соратников есть сомнения, о чем и писал в тексте.
      Все они без Петра были ничто, именно его рационализм "мастерового" вытащил модернизацию.
      Кстати, тоже можно сказать и про соратников Наполеона.
      Это они были рядом, достигли многих высот, тот же Меньшиков после смерти царя, или Бернадот при Наполеоне, но они были свитой, а не "короля".
      Вот интересно наш правитель тоже без соратников никто? и "шиш" что у него получалось бы без них?
      hi
      1. +4
        21 сентября 2023 09:48
        Да нет, не так всё и просто. И если интерес голытьбы вроде Меншикова очевиден, то что двигало такими людьми как Апраксин? Шереметев? Ромодановский? Голицын? Головкин? И тд и тд. Этим-то зачем весь этот геморрой понадобился?

        К тому же - Петра ведь поддержала не только верхушка. А целый пласт служилого дворянства. Значит - чем-то его реформы были для них привлекательны?

        Как и Бонапарт - маршалов его все знают, но ведь и значительная часть народа была за него! Но тут всё понятно - он выражал интересы класса народившейся буржуазии, особенно мелкой и на деревне. А Пётр?
        1. +3
          21 сентября 2023 10:12
          Павел, если кратко:
          Значит - чем-то его реформы были для них привлекательны?

          В следующей статье: прямо четкий ответ на Ваш вопрос.
          hi
          Что касется отдельных лиц: у нас практически нет материала, что бы об этом говорить с научной точки зрения.Конечно, и историки и писателе имеют право высказать, что ими двигало, и я тут сам так пишу, но детально, мы не знаем.
          такая специфика материала и исторических источников.
          1. +4
            21 сентября 2023 11:04
            Эдуард, не в упрек, а в рамках обсуждения. Без цифр описывающих экономику и анализа законодательной деятельности в этот период получится повторение прежних материалов. Системы реформирования не видно. Хотя это будет уже полноценная монография wink
            1. +2
              21 сентября 2023 11:43
              Эдуард, не в упрек, а в рамках обсуждения.

              Владимир,
              добрый день.
              Нет проблем.
              Статья то: на пороге Петровских реформ
              Продолжение следует hi
      2. +2
        21 сентября 2023 10:57
        Петр провел выбрал стратегию "модернизация и весторнизация", безусловно, более быстрый путь, но существенно повышающий политическую напряженность по отношению просто "модернизации". Как в корпоративном управлении только ответственный и заинтересованный собственник обладающий мощным административным ресурсом может пойти на революционный слом старой системы управления параллельно с выстраиванием новой. Эволюционные преобразования, имплементация нового в старую структуру требует и времени и более глубокого понимания процессов преобразования. Россия запаздывала в на старте нового экономического уклада. Нужно было быстро сокращать отрыв и полное копирование тактически дает имеет преимущество, но стратегически может стать тормозом.
        Поэтому и борьба за новые рынки, доступ к основным мировым логистическим путям, встраивание в зарождавшееся разделение труда на глобальном рынке, ликвидация потенциальных военных угроз - цели реформ Петра.
  4. +6
    21 сентября 2023 06:35
    Лев Толстой о Петре I и прочих:
    "Бѣснующійся звѣрь Петръ заставляетъ однихъ людей убивать и мучить другихъ людей сотнями, тысячами, самъ забавляется казнями..., обставляетъ всю столицу висѣлицами съ трупами, ѣздитъ пьянствовать по боярамъ и купцамъ..., заставляя однихъ людей убивать на работѣ и войнѣ миліоны людей... И ему ставятъ памятники и называютъ благодѣтелемъ Россіи и великимъ человѣкомъ и всѣ дѣла его.

    Послѣ него начинается рядъ ужасовъ и безобразій подобныхъ его царствованію, одна блудница за другой безчинствуютъ на престолѣ мучаетъ и губитъ народъ...и воцаряется безъ всякихъ правъ на престолъ, мужеубійца, ужасающая своимъ развратомъ блудница, дающая полный просторъ звѣрства своимъ перемѣняющимся любовникамъ, и всѣ ужасы - все забывается и до сихъ поръ возхваляется какое то величіе мудрость... Мало того, что возхваляютъ ее, возхваляютъ ея звѣрей любовниковъ. То же съ отцеубійцей Александромъ. То же съ Палкинымъ. Все забыто"
    Лев Толстой, ПСС, М., т. 26, С. 568-569.
    1. +2
      21 сентября 2023 07:17
      Лев Толстой, ПСС, М., т. 26, С. 568-569.

      Приветствую Александр,
      а почему ПСС с ѣ?
      1. +3
        21 сентября 2023 07:24
        Доброе утро.
        Так было в оригинале. Издание 1936 г .
        1. +3
          21 сентября 2023 10:15
          Цитата: ee2100
          Так было в оригинале. Издание 1936 г .

          Странно, зарубежное что ли издание?
          реформа алфавита вроде в 1918 была...
          Добрый день Александр! hi
          1. +2
            21 сентября 2023 10:29
            Привет, Сергей!
            Ссылку отправил тебе на email.
            Не дома,поэтому только через телефон drinks
  5. +1
    21 сентября 2023 06:42
    Хотелось бы немного о отсутствии патриотизма до Петра, а как же "Слово о полку Игореве"? Понятно что это и о междоусобице, но ведь такие слова
    "Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы;
    тут кровавого вина недостало;
    тут пир закончили храбрые русичи:
    сватов напоили,
    а сами полегли за землю Русскую."
    разе это не о любви к Родине, не патриотизм? Не стоит недооценивать наших предков.
    1. +4
      21 сентября 2023 07:11
      Доброе утро,
      Никто предков не принижает.
      Но о патриотизме в Древней Руси можно писать только в целях воспитания школьника, в 4 классе школы.
      С научной точки зрения, такого явления, конечно, не было. Была служба господину, я же об этом пишу, феодальная ментальность!
      Если даже считать, что «Солов о полку Игореве» подлинник XII в., то смысл «русской земли» не носит того, о чём рассказывают в начальной школе. «Русская земля» - земля принадлежащая исключительно «роду русскому», а не кому попало, а русскими были некие варяги, все остальные на этой земле к «роду русскому» не относились, а были полянами, древлянами или словенами и были их данниками, позднее, курянами, владимирцами, новгородцами, которые на протяжение XII – XIII вв. боролись с «представителями рода русского» за свой суверенитет.
      Путаница о патриотизме – в разных подходах, научном и общеупотребительном, построенным на знаниях из школы начальных классов. Потому, что в школе учат патриотизму в наши дни (или должны учить), а детям рассказывать суть исторической науки никто не будет: от этого и у взрослых крыша едет.
      С уважением,
      hi
      1. +2
        21 сентября 2023 07:22
        Добрый день Эдуард, к сожалению не знаю Вашего отчества, а как же тогда слова Дмитрия Донского "Народ единомыслен в сем, одни лишь князья мутят и усобятся." Пусть это уже сильно позже Слова, но по моему это как раз время сплочения и патриотизма. И очень сильно до Петра
        1. +6
          21 сентября 2023 07:45
          Алексей, можно и как к Эдуарду обращаться, я тоже не знаю Вашего отчества.
          Написал "отчества" - и сразу же вспомнил: при Петре и ранее у одних отчество, отчизна (т.е. имение) было, а у подавляющего большинства - не было. От сюда подтекст грибоедовского: и дым отечества нам сладок и приятен.
          Отсюда и телеграммы из Парижа: продавай отечество (имение) - высылай деньги (на куртизанок).
          Эти понятия формировались постепенно. Мы говорим о патриотизме, а в основе, особенно у тех кто ещё родом из СССР - никакое нибудь отечество: а советский патриотизм, в отличие от формирующегося последние 30 лет: национализма.
          А вот слова Дмитрия Донскоко:
          "Народ единомыслен в сем, одни лишь князья мутят и усобятся.


          Это грубейшая современная интерполяция. Донской слово такого народ то не знал и не ведовал, и сам был еще тот "усобник" и ничего крамольного в этом не видел, если не посягали на его права "господина" и "государя".
          "Народ" еще в XVIII - XIX в.означал "чернь", низшее податное сословие, которое должно служить и не отсвечивать.
          Дворяне народом не были никогда.
          С уважением,
          hi
          1. +1
            21 сентября 2023 07:54
            Ну там вообще еще и "дедины" были, помимо "очины" laughing
      2. +4
        21 сентября 2023 07:25
        А статья конечно понравилась, спасибо за проделанный труд. Это не Супер Тартария с Суер Этносом как любят некоторые завернуть wink
      3. +6
        21 сентября 2023 07:46
        "Тверичи и новгородцы,
        Для рязанцев - инородцы,
        Елка - не акация,
        Русь еще не нация"(с)
        1. +5
          21 сентября 2023 07:48
          Елка - не акация,
          Русь еще не нация"(с)

          +++++
          Курица не птица,
          Болгария - не заграница.
          Приветствую Антон hi
          1. +5
            21 сентября 2023 08:07
            Здравствуйте, Эдуард!
            "Посылают меня, Мань,
            Воеводой в глухомань,
            Сорок изб едва-едва,
            Называется - Москва"(с)
            1. +2
              21 сентября 2023 09:48
              "Посылают меня, Мань,
              Воеводой в глухомань,
              Сорок изб едва-едва,
              Называется - Москва"(с)

              ++++++++++++++++++++++
  6. +1
    21 сентября 2023 06:57
    Почему царя Петьку назначили реформатором не понятно. Реформы например армии начались ещё при Михаиле Федоровиче, продолжились при Алексее Михайловиче. А уж Федор Алексеевич за пять лет правления сделал больше, чем Петька за всё своё сидение у власти. Кстати при Федоре Алексеевиче никому бороды тупыми ножницами не резали, но бояре брились. Одевались в польские, венгерские одежды. Федор Алексеевич заложил основы того, что сейчас почему то называют петровскими реформами.
    1. 0
      21 сентября 2023 15:00
      "Бояре брились" уточню:многие , но не все. Повсеместно браться, Пётр велел, но были исключения:священники, купцы и крестьяне сохранили право на бороду
    2. +3
      21 сентября 2023 21:08
      Цитата: Гардамир
      Почему царя Петьку назначили реформатором не понятно. Реформы например армии начались ещё при Михаиле Федоровиче, продолжились при Алексее Михайловиче.

      Потому что при деде и отце эти реформы были что называется половинчатыми и эпизодическими. А Петр довел их до конца.
      В конце концов до Северной войны шведы нас чаще били, а после наоборот.
      Цитата: Гардамир
      А уж Федор Алексеевич за пять лет правления сделал больше

      перечислить можно?
  7. +3
    21 сентября 2023 07:08
    Добрый день всем! hi

    Эдуард, огромное спасибо за статью! Очень понравилось! good
  8. +3
    21 сентября 2023 08:56
    Автор продолжает свой тернистый путь по "истории государства Российского". Масштаб замысла не может не вызывать уважения. Естественно, присутствуют и некоторые шероховатости.
    Здесь стоит сказать в двух словах о ментальности или ментальностях, предоставив слово одному из авторов-родоначальников этого теоретического направления, Жоржу Дюби

    Как по мне, в рамках цикла такому серьезному вопросу, как история менталитетов или историческая антропология, коль уж автор решил ее в своем цикле обозначить, для лучшего понимания "авторского замысла" в целом, стояло уделить отдельную статью.
    Потому как в двух словах этот вопрос осветить никак невозможно, а краткий отсыл к школе "Анналов" в лице Жоржа Дюби вряд ли может раскрыть тему использования истории менталитетов в качестве инструмента исторического анализа, как и разницу между ментальностью и менталитетом, что тоже важно для понимания вопроса.
    1. +3
      21 сентября 2023 09:37
      Здравствуйте!
      Вы полагаете, что почти вековые исследования школы "Анналов" возможно осветить в рамках одной статьи?
      1. +2
        21 сентября 2023 09:48
        Вы полагаете, что почти вековые исследования школы "Анналов" возможно осветить в рамках одной статьи?

        Здравствуйте. Нет Не полагаю. И не предлагаю. Я всего лишь предложил уделить некоторое внимание такому понятию, как история менталитетов и разнице между менталитетом и ментальностью без углубления в теоретические изыскания в этом плане. Решить такую задачу в рамках одной статьи вполне реально.
    2. +3
      21 сентября 2023 10:16
      Естественно, присутствуют и некоторые шероховатости.

      Виктор добрый день!
      Спасибо за оценку.
      Шероховатости - да всегда есть, борешься с ними, борешься.
      Про ментальность - Вы правы, но есть боязнь насколько это интересно читателям: читать отдельную статью.
      С уважением,
      hi
      1. +2
        21 сентября 2023 10:26
        есть боязнь насколько это интересно читателям: читать отдельную статью.
        Как минимум, мне было бы интересно.
        1. +3
          21 сентября 2023 10:59
          Как минимум, мне было бы интересно.

          Насколько я помню, Вы источники на английском языке не отвергаете. Посмотрите этот.
          https://scholarworks.wmich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1450&context=hilltopreview
          Удобно тем, что файл открывается в браузере и можно, в случае необходимости, использовать автоперевод.
          1. +2
            21 сентября 2023 11:11
            Насколько я помню, Вы источники на английском языке не отвергаете. Посмотрите этот.
            Спасибо!
            1. +3
              21 сентября 2023 11:18
              Цитата: 3x3zsave
              Насколько я помню, Вы источники на английском языке не отвергаете. Посмотрите этот.
              Спасибо!

              Добрый день Антон! hi
              Можно и на русском:
              1. +2
                21 сентября 2023 11:25
                Привет, Сергей!
                Я знаю, что Гуревич был одним из первых апологетов исторического синтеза у нас в стране.
                1. +3
                  21 сентября 2023 11:37
                  Цитата: 3x3zsave
                  Я знаю, что Гуревич был одним из первых апологетов исторического синтеза у нас в стране.

                  Просто в этой книге можно вкратце ознакомиться с основными тезисами ведущих анналистов до начала 90-х годов.
                  1. +2
                    21 сентября 2023 11:46
                    Сергей приветствую!
                    тезисами ведущих анналистов до начала 90-х годов.

                    Ж. Дюби умер в 1996г.
                    1. +1
                      21 сентября 2023 11:49
                      Цитата: Эдуард Ващенко
                      Ж. Дюби умер в 1996г.

                      Книга издана в 1993г, хотя кажется есть и второе издание, тогда наверное лучше его смотреть, если оно дополненное. hi
                      1. +1
                        21 сентября 2023 12:00
                        хотя кажется есть и второе издание, тогда наверное лучше его смотреть, если оно дополненное.
                        Да, есть издание 2018 года, на сотню страниц больше.
                      2. +2
                        21 сентября 2023 12:02
                        Цитата: 3x3zsave
                        Да, есть издание 2018 года, на сотню страниц больше.

                        Вот с ним не знаком.
                        Тогда однозначно лучше брать это издание.
                  2. +2
                    21 сентября 2023 11:51
                    Спасибо, учту.
                    Из оригинальных исследований пока читал только Ле Гоффа.
                    1. +2
                      21 сентября 2023 11:59
                      Цитата: 3x3zsave
                      Из оригинальных исследований пока читал только Ле Гоффа.

                      "Цивилизация средневекового запада"?
                      1. +2
                        21 сентября 2023 12:09
                        "Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии"
                    2. Комментарий был удален.
                    3. +4
                      21 сентября 2023 12:08
                      ...читал только Ле Гоффа.


                      Ле Гофф приезжал в 90-е в Питер, на филфаке были его лекции.
                      А М.Блока и Л. Февра? С них всё началось, Ж. Дюби первый сформулировал понятие "ментальность".
                      hi
                      1. +2
                        21 сентября 2023 12:20
                        А М.Блока и Л. Февра? С них всё началось
                        Пока руки не дошли. Но на мой взгляд, все началось немного раньше, с Йохана Хейзинги.
                      2. +4
                        21 сентября 2023 12:41
                        Конечно,
                        Но Йохан Хейзинг - уже больше достояние историографии, о чем написано в предисловии к "Осени средневековья" в академ. издании, если не ошибаюсь, 1988 г.? Первый перевод был сделан в 1919 г. на русс .язык.
                        "Анналы" и многие их работы, при многих недочетах и спорных моментах, как и их методологии, как и у всех остальных истор. школ, остаются научно актуальными.
                        А введение в науку такого понятия исторической психологии, как ментальность или ментальности серьезно изменили подход исследованиях не только в истории, но и во всех смежных науках: политологии, социологии, психологии. hi
                        Бесспорно, это научное революционное открытие, без учета которого любое исследование из этой сферы выглядит архаическим.
                        hi
      2. +2
        21 сентября 2023 13:48
        но есть боязнь насколько это интересно читателям: читать отдельную статью.

        Как показывает обсуждение, интерес есть. И к исторической антропологии в частности и к историографии в целом.
        Так что при желании в перспективе можно новый цикл ожидать - "Научные школы в исторической науке". И познавательно, и не затерто до дыр, как средневековье.
  9. +3
    21 сентября 2023 09:13
    Интересно и познавательно."""""""
  10. +3
    21 сентября 2023 10:14
    День добрый уважаемый Эдуард!
    В первую очередь спасибо за статью, а теперь …
    К старому спору о главном!!! hi
    Восточные славяне осуществляли это на совершенно неосвоенной и дикой территории, в сложных климатических условиях, зоне рискованного земледелия, и значительно позднее, чем западные соседи: приблизительно на 5-6 веков.

    Спорно, если брать точку отчета от Черняховской культуры (условно держава Германариха), то славянские племена также были вовлечены в данный процесс, пускай под началом готов. Причем в своем походе к берегам Черного моря (2-3 века н.э.) германские племена почти на столетие увязли в войне с Антами, которых ряд историков относит к праславянам.
    К слову паритет германских племен, достаточно условен. Скандинавские страны (за исключением Дании) пережили распад родоплеменного строя позже или одновременно с восточными славянами.
    Великая Моравия, Чехия и Богемия (последнее под вопросом) - современники империи Карла Великого.
    1. +3
      21 сентября 2023 10:21
      персоюзом племён, когда управление племенами сводилось к изъятию дани и привлечению их к участию в многочисленных войнах за дани.

      Тем же самым занимались все французские и английские короли вплоть до правления Людовика IX Святого и Иоанна Безземельного.
      Ранефеодальное натуральное хозяйство на порядок ущербнее, чем институты погостов образованные княгиней Ольгой.
      1. +3
        21 сентября 2023 10:36
        Распад происходил в период конца X – части XI в. Одновременно формируется территориальная община, построенная уже на экономических отношениях, в виде Земель-«княжений» или, используя современные термины, городов-государств. Они оформляются с конца XI по XIII в., когда князь терял значение представителя Киева или Русской земли, становился исполнительной властью в Земле, в то время как суверенитет и управление (княжение) над городом и землёй приобретала община.

        Классическая ошибка Ленинградской исторической школы, где традиционно завышают роль территориальной общины.
        Наличие территориальной общины не противоречит существованию государства. Которое и возникает в конце правления Ярослава Мудрого. Власть которого была не абсолютна, как и у его современниках во Франции и Англии. Впрочем распад его державы на уделы был неминуем. Это банальная калька распада «Империи» Карла Великого. Условно династическая инертность мышления.
        1. +3
          21 сентября 2023 11:59
          Владислав,
          я Вас приветствую!
          Не сочтите за неучтивость,
          не хочу отвечать на все Ваши возражения.
          Лишь на одно:
          Классическая ошибка Ленинградской исторической школы, где традиционно завышают роль территориальной общины.

          А можно назвать работы, где детально на основе исторических источников, опровергается "классическая ошибка Ленинградской школы"? laughing И её роль, до распада территориальной общины к началу XVI в.?
          hi
          1. +3
            21 сентября 2023 14:16
            Классическая ошибка Ленинградской исторической школы, где традиционно завышают роль территориальной общины.

            Не сочтите за неучтивость,
            не хочу отвечать на все Ваши возражения.

            Эдуард, темы для статей рождаются на глазах! Тем более, что они вполне в струе Вашего нынешнего цикла! Как Вам серия статей "Дихотомия "Москва-Петербург"!? Петербург - символ европейского пути России, Москва - оплот допетровской Руси, "азиатчины" и косности. В свете сегодняшних реалий такая публикация вызовет мегасрач!
            1. +3
              21 сентября 2023 14:46
              Петербург - символ европейского пути России, Москва - оплот допетровской Руси, "азиатчины" и косности.
              good good good
              Это уже в прошлом laughing
              Москва - не оплот допетровщины, Питер - не символ европейского пути.
              Шучу.
              1. +5
                21 сентября 2023 14:49
                Это уже в прошлом

                Так история и есть наука о прошлом.
          2. +2
            21 сентября 2023 23:13
            Эдуард, не поленитесь открыть любой учебник по истории государства и права московского или уральского Вузов после 2005 года (Ягофаров, Дворянов и др.).
            К слову, отрицая очевидное прошу указать мне убогому разницу в государственном устройстве, форме и правлении Венецианской республики и Господина Великого Новгорода середины 13 века?
            Впрочем Эдуард, Вы до сих пор не ответили мне на вопрос Империя Карла Великого - это государство или нет? Если да, чем оно отличается от Руси Владимира Мономаха?
            Отличие только одно - нет массового закрепощения крестьян. Русь выпадает из классической теории стадийности, значит будем высасывать из пальца разные вариации общин.
            «Цирк» уехал - клоуны остались, точнее «диссертации» гуру от истории Рыбакова и Фотьянова. Один лепил феодализм на примере Киевской Руси, второй - вечевое управление как рудимент родоплеменного строя! Все в канву - Маркса и Энгельса!!!
            Дорогой Эдуард назовите мне точку отчета любого государства западной европы и я развалю Вашу версию только Вашими доводами о дани и военной силе! Ну кое где сошлюсь на «Вождизм», или банальное отсутствие полного суверенитета. Только исходя из последнего по формальным признакам можно засунуть в топку государственность всей германской нации и итальянских образований! Территориальные общины, квази образования или недогосударсива? Порог распада родоплеменного строя - это появление частной собственности, остальное все от лукавого.
            Убедите меня, что Англия при внуках Вильгельма Завоевателя - это просвещенное государство, где в отличие от современной ей Руси платят налоги, выбивают дань. Или Людовик 9 воюющий со своими вассалами отличается от Андрея Боголюбского?
            Мое личное мнение если бы не нашествие татаро-монголов восточнославянские княжества перешагнули бы стадию феодализма. Только внешняя угроза, заставила население сделать шаг назад, к примитивному построению феодальной зависимости.
            Впрочем это же способствовало сохранению общей самоидентичности и в конечном итоге деления славян множесива малых государств.
            1. -5
              21 сентября 2023 23:18
              Цитата: 3x3zsave
              Привет, Влад!

              Аналогично. Пара вопросов:

              - вы мент какого государства?
              - пока хватит )
      2. +4
        21 сентября 2023 11:41
        вплоть до правления Людовика IX Святого
        Вот ты сейчас прямо таки на могилу Филиппа II Августа плюнул!
        Привет, Влад!
        1. +3
          21 сентября 2023 14:28
          Вот ты сейчас прямо таки на могилу Филиппа II Августа плюнул!

          Евреи будут только "за"!
          1. +2
            21 сентября 2023 14:34
            Мне казалось изгнание евреев из королевства устроил Филипп Красивый...
            1. +4
              21 сентября 2023 14:46
              Мне казалось изгнание евреев из королевства устроил Филипп Красивый...

              Нет, авторство во Франции этого выгодного в экономическом плане процесса целиком и полностью принадлежит Philippe II Auguste. Знаменитый парижский Ле-Аль располагался как раз на месте снесенных еврейских кварталов. Более того, дальновидный Филипп через 16 лет разрешил евреям вернуться! Чтобы потомкам было кого изгонять, в случае такая нужда наступит!
        2. 0
          22 сентября 2023 17:02
          Цитата: 3x3zsave
          вплоть до правления Людовика IX Святого
          Вот ты сейчас прямо таки на могилу Филиппа II Августа плюнул!
          Привет, Влад!

          День добрый Антон!
          В споре с Эдуардом (историю он знает изумительно) надо иметь железные аргументы, лучше без амбиций - курочка по зернышку клюет!
          Впрочем он однозначно молодец, с каждой работой его доводы по нашему спору совершенствуются. Единственно, я не понимаю его упрямство играть от работ своих коллег историков игнорируя доводы правоведов.
          И всё-таки Дружище - это классно дискутировать (даде спорить) с таким умницей как Эдуард!!!
          Здоровья тебе Антон и процветания, жалко, что своевременно не прочел твой комментарий!
  11. +4
    21 сентября 2023 10:59
    Отец не переодел в «европейское» платье, и у него реформы не «удались» – я буду настырнее, переодену в европейское платье, и всё удастся. Это и есть особенность средневекового мышления,

    В ключе этой парадигмы сразу вспомнился "Николай Палкин": все проблемы у нас от беспорядка. Если ввести везде немецкий "ордунг" - то само все наладится. Не наладилось.
    Добрый день Эдуард! hi
  12. +2
    21 сентября 2023 11:11
    Вот это:
    ...когда князь терял значение представителя Киева или Русской земли, становился исполнительной властью в Земле, в то время как суверенитет и управление (княжение) над городом и землёй приобретала община.

    Правильно ли я понимаю, что князь терял значение как исключительно ВОЕННОГО и дипломатического представителя Киева и Русской земли и далее по тексту цитаты.
    Из наемника -- в властители?

    Добрый день, Эдуард!
    Хорошего дня всем дорогим моим коллегам! )))
    1. +3
      21 сентября 2023 12:02
      Людмила Яковлевна,
      добрый день,
      Князь был не дипломатическим представителем, а наместником Киева...а далее по тексту. Из наместника - в исполнительную власть (конечно очень условно, учитывая период развития).
      hi
  13. +2
    21 сентября 2023 11:57
    Именно благодаря модернизации Петра появляется и такое явление политической рациональной жизни, как служение государству, совершенно не свойственное феодальному и предшествующим ему формам развития общества.

    Оно станет неотъемлемой частью политического развития страны, будет способствовать зарождению гражданственности и патриотизма, противостоявшей личной службе конкретной персоне. При феодализме, построенном исключительно на личных взаимосвязях подчинения, где, как мы видели, система управления страной вышла из великокняжеского двора, двора господина, ни о каком отвлечённом понятии службы, кроме как главе этого двора, речи быть не могло.

    Мне кажется, что все же идея служения государству появилась вместе с этим государством, то есть в конце 15 века, ибо не случайно оно - "служилое государство". Другое дело, что первоначально служение государство сублимировалось в фигуре правителя - царя. И служение царю в это время было "равно" служение государству. hi
    1. +4
      21 сентября 2023 12:14
      И служение царю в это время было "равно" служение государству.

      Совершенно согласен, об этом и писал в предыдущих статьях.
      Я, может не до конца верно, имел ввиду отвлеченное понятие "государство", а не персонифицированную в царе или монархе.
      В этом смысле.
      Хотя конкретно исторически "абстрактного государства", вообще, или "извечной русской государственности" не существует в природе.
      Государство - это система управление обществом и подавления господствующим классом подчинённых - не более того.
      В продолжение реформ Петра об этом...
      hi
      1. +3
        21 сентября 2023 12:18
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Я, может не до конца верно, имел ввиду отвлеченное понятие "государство", а не персонифицированную в царе или монархе.

        Тогда ясно - речь о разделение понятия монарха и государства. hi
  14. +3
    21 сентября 2023 12:24
    А наивное желание Петра сделать из России Голландию: если маленькая Голландия, благодаря флоту и торговли, стала богатой страной
    Вряд ли был он таким наивным,все таки понимал, рывок нужен,но как? Понимал,крепостное право не отменить,крестьяне,просто разбегутся от своих владельцев, а разбегутся вообще ничего не сделаешь и пошел на ужесточение крепостного права,приписывал крестьян к заводам ,мануфактурам,дворян,погнал на государственную службу,военную,гражданскую,вроде бы раздал всем сестрам по серьгам,но осчастливить полностью сословия не смог.
    1. +3
      21 сентября 2023 12:52
      Добрый день,
      думаю, что:
      Понимал,крепостное право не отменить,крестьяне,просто разбегутся от своих владельцев, а разбегутся вообще ничего не сделаешь и пошел на ужесточение крепостного права,
      Петр I не мог думать в таких категориях. Хотя это конечно догадка, что он там думал иди не думал, не знает никто.
      В этом плане никакой вариативности быть не могло: или отпустить на волю или еще больше закрепостить.
      Все для цели, дворянам на пользу, но и они должны пахать, а уж то, что мужик должен "тягло тянуть" сколько требуется - об этом и речи быть не может.
      Из той жидкой русской литературы, да даже и документов, по 17 и началу 18 века, мы знаем, что если не классовоподавленные, о судьбе крестьян, пока дворяне не объевропеелись, не пекся никто и никогда.
      А вот когда европейские идеи гуманизма (ох уж этот "коллективный запад") достигли нашей страны, вот тут и начались рассуждения о тяжкой жизни крестьянина (кн. Щербатов и пошло поехало).
      Об этом детально в следующей статье.
      hi
      1. +3
        21 сентября 2023 13:17
        Возможно,он и не мыслил таковыми категориями,но тем не менее,ознакомившись с голландской жизнью,какой,ни какой социальный лифт создал,для не крепостных,тот же Табель о рангах,набор в школы и посадских детей,как-то задумался о том,как разбавить дворянство.Всё это на простое копирование не похоже.Вы же в курсе,что в период борьбы за независимость в Голландии создавались офицерские школы и нельзя сказать,что привилегированные , а принимали людей разных сословий. hi
        1. +4
          21 сентября 2023 13:36
          Я возможно забегаю вперед, так как все это написал в следующей статье:
          т
          от же Табель о рангах,набор в школы и посадских детей,как-то задумался о том

          Голландия - буржуазная революция, Россия - начало рассвета феодализма. Зачем посадских в школу? Зачем кого то допускать в дворяне? У нас и городов то нет, в голландском смысле, в это время.
          Табель о рангах, по новейшим исследованиям, с чем я на 100% согласен: закрепил условную феодальную"лестницу", до кризиса феодализма в сер. 19 века никого у дворяне дне допускали, о чем есть ряд указов 18 века. С сер. 19 века, да, Табель стал документом, открывавшим двери в дворянства, но это происходило во время, когда происходил кризис этого самого дворянства, как в Голландии, в 16 веке.
          hi
          1. +2
            21 сентября 2023 13:47
            У нас и городов то нет, в голландском смысле, в это время
            Наличие городского населения - одно из основновных условий для разрушения феодальной системы
            1. +2
              21 сентября 2023 13:56
              Цитата: 3x3zsave
              Наличие городского населения - одно из сновновных условий для разрушения феодальной системы

              Вспоминается 1913г с его 14% городского населения, при этом какой-то и при том значительный процент - в первом поколении.
              1. +2
                21 сентября 2023 14:10
                Соответственно, наличие свободных, от производства натурального продукта, рук - одно из основных условий инустриализации.
              2. +1
                21 сентября 2023 14:26
                К слову, городское население Европы в 1500 году оценивается в 16%.
                1. Комментарий был удален.
            2. +3
              21 сентября 2023 14:14
              Наличие городского населения - одно из основновных условий для разрушения феодальной системы

              городское население России в XVIII в. - 6%
          2. +2
            21 сентября 2023 14:18
            Эдуард,Табель о рангах при Петре,это как в метро объявление Осторожно,двери закрываются!А ты бежишь к вагону,успел,повезло laughing Везунчики все таки были,но их было ничтожное количество.Как и с приемом в школы,когда дворяне не охотно туда шли и брали посадских,на первых порах.Хотя порой задумываешься,когда смотришь на фамилии офицеров Балтфлота в то время, условных дворян Ивановых маловато,все какие-то английские фамилии.И задаешься вопросом и как много спецов,выпускали наши доморощенные школы?Все таки,гадкое это дело было крепостное право,свои кадры не растили особо,хотя потом в 19 веке и создавали универы,технической школы не было,все уповали на иностранных специалистов,а те школы создавать не торопились,вы понимаете,что я имею в виду.
            1. +4
              21 сентября 2023 14:55
              Эдуард,Табель о рангах при Петре,это как в метро объявление Осторожно,двери закрываются!А ты бежишь к вагону,успел,повезло

              Не соглашусь с Вами.
              В метро - едут дворяне, перед остальными двери закрыты.
              В следующей статье будет статистика.
              Никаких новых дворян табель при Петре не допустил: это перестроечная ошибка, растиражирование мнения некоторых профессиональных историков: посмотри те мол, дворянином мог стать кто угодно! С улицы заходи!
              Пока не наступил феодальный кризис в 19 веке, вход во дворяне был заказан, допускались лишь избранные, например, верхушка бывших украинских полков (областей).
              С уважением,
              hi
              1. +4
                21 сентября 2023 15:40
                дворянином мог стать кто угодно! С улицы заходи!
                Моя ошибочка,необходимо пересмотреть взгляды,ибо на мнение некоторых и базировался мой комментарий. И грубо говоря,в России опоздали с созданием своих технических школ, в различных областях.Поэтому и пришлось в эпоху СССР,вновь как при Петре,обращаться к Западу,покупать лицензии,на двигатели и на многое другое hi В этом я, хотя бы не ошибаюсь?
                1. +4
                  21 сентября 2023 17:12
                  В этом я, хотя бы не ошибаюсь?

                  Мне тоже так же представляется.
                  Я выскажу свою мысль, наблюдение за процессом истории России. Те вопросы, которые я задавал много раз.
                  и вот эти мысли в ряде статей на ВО. т.е. Россия вступила поздно на исторический путь развития. Поэтому и 17 в. - еще ранний феодализм, а в европах прете военная революция и тех. прогресс. А феодальной России ничего не изменить в тех плане, ни литературы, основы просвещения, ни учебных заведений - пустыня. Один Пустосвят рубится за догматы веры как во времена Святого Бернара.
                  Петр преодолел эту проблему. оОб этом далее.
                  Но в этом чудес не бывает, пока Россия и другие европ. станы были феодальными, куда не шло, в 18 веке, хотя отставание сказывалось, но...Пришла Промышленная революция, и вся "продажа чугуна с крепостных фабрик в Англию" коню под хвост.
                  А потом вторая технологическая революция, а Россия в пролете.
                  Да, пятое место в мире по объемам экономике, но какое это место?
                  и новое ускорение и модернизация большевиков - вторых западников в России - слова не мои, Тойнби.
                  Но...а вот тут вступает в силу не Хрущев и Горбачев, а Менталитет.

                  С уважением,
                  hi
                  1. +2
                    21 сентября 2023 17:28
                    Но...а вот тут вступает в силу не Хрущев и Горбачев, а Менталитет.
                    То есть Вы согласны с тезами Шпаковского о патернализме мышления?
                    1. +1
                      21 сентября 2023 20:25
                      "патернализм" или Менталитет (ы) как сегодня мы обсуждали, школу "Анналов", довлеют над коллективным сознательным и бессознательным.
                      Кстати, я вот вроде статью здесь об Петре написал на эту тему. laughing
      2. +3
        21 сентября 2023 14:05
        А вот когда европейские идеи гуманизма (ох уж этот "коллективный запад") достигли нашей страны

        Идеи классического европейского гуманизма России так и не достигли.
  15. +2
    21 сентября 2023 14:13
    Как всегда, прекрасно. Надеюсь, будет дискуссия в комментариях, аналогично предыдущим статьям.
    Хотел поинтересоваться у автора какой эпохой он планирует остановиться?
    Интересно было бы захватить 20-й век - как современная история (как наука) оценивает переход из "отсталой" формации сразу в "передовой социальный эксперимент".
    1. +2
      21 сентября 2023 14:58
      Интересно было бы захватить 20-й век - как современная история (как наука) оценивает переход из "отсталой" формации сразу в "передовой социальный эксперимент".

      Добрый день,
      и мне.
      Проблема в том, как уместить гигантский материал в 10-11 печатных листов.
      18 век еле уместил в 4 статьи, и то последняя еще сырая.
      С уважением.
      1. +2
        21 сентября 2023 17:07
        Думаю, никто не будет против 5-6 статей по 20-му веку))
      2. +2
        21 сентября 2023 17:18
        У меня другой вопрос: когда планируется возврат к осадам Константинополя? А то что-то мы как-то подзастряли в 12 веке...
        И да, лично мне была обещана фотопрогулка по Стамбулу с историческими экскурсами. Не то чтобы я был в претензии, просто напоминаю о своем существовании. wink
        1. +2
          21 сентября 2023 17:36
          Антон!
          Виноват
          И да, лично мне была обещана фотопрогулка по Стамбулу с историческими экскурсами.

          Это меня больше всего грызет: с нее и начну.
          hi
          1. +3
            21 сентября 2023 17:46
            с нее и начну.
            "Вот и славно, трам-пам-пам!"(с) smile
  16. 0
    21 сентября 2023 14:54
    Всем доброго дня .
    Эдуард, я намерена с Вами поспорить.
    В целом , я с Вами согласна, но в частностях не соглашусь
    1) "монархия единственная форма правления при федеральной системе, а какая ещё могла быть::" президентская республика "?, . .
    2) феодализм и Россия , при Петре 1 феодализм уже ушёл в прошлое. Хотя, и недавнее, но прошлое.
    Иван Грозный "сломал хребет феодальной системы"
    3) т н"поместное или боярское ополчение "- уже пережитки феодальной системы , когда феодал приводил , к своему сюзерену, от одного до трех десятков копей(" мемуары " Филипп де Коммин).
    Стрельцы - подобие регулярной армии, появились при"ближней раде Ивана Грозного. Кажется, по инициативе Адашева
    Существование "поместной конницы" я объясняю финансами:государство ещё не могло содержать полостью регулярную армию
    1. +4
      21 сентября 2023 15:11
      Эдуард, я намерена с Вами поспорить.

      Ну это же классика!
      «Вот то-то мне и духу придаёт,
      Что я, совсем без драки,
      Могу попасть в большие забияки.
      Пускай же говорят собаки:
      «Ай, Моська! знать она сильна,
      Что лает на Слона!»
    2. +2
      21 сентября 2023 15:24
      Эдуард, я намерена с Вами поспорить.

      Екатерина приветствую!
      ladies first!

      монархия единственная форма правления при федеральной системе, а какая ещё могла быть

      олигархия или олигарх. республика, как в Речи Посполитой, Венеции.
      hi
      1. +3
        21 сентября 2023 15:29
        Можно добавить военную теократию в орденских землях.
        1. +2
          21 сентября 2023 20:32
          при Петре 1 феодализм уже ушёл в прошлое

          Довольно спорное утверждение - это тот самый случай, когда уместно будет скаламбурить типа: "Феод - да не тот"(почти (с) smile
    3. +3
      21 сентября 2023 15:44
      при Петре 1 феодализм уже ушёл в прошлое.
      Ошибаетесь,никуда он не ушел,при Петре,он бурно развивался,а вот при Екатерине II, он достиг своего пика..
      1. +1
        22 сентября 2023 10:19
        Феодальное мировоззрение никуда не ушло и сегодня. Россия избирает Президента под лозунгом :"а за кого ещё?.. " И причём пожизненно. Так же, как избирали пожизненно Михаила Романова в 1613.Разница только в том, что Михаила избирали по действующему закону. А сегодня выборы--сплошное нарушение закона.

        Пётр модернизировал не Россию, а городское население--ничтожную часть России. Деревня как была так и осталась вплоть до середины 20 века--в 17 веке.