Российские аристократы против императора Павла I. «Заговор облагодетельствованных»

89
Российские аристократы против императора Павла I. «Заговор облагодетельствованных»
Памятник Павлу I во дворе Михайловского замка


Как мы помним из предыдущей статьи, за несколько лет своего правления Павел I успел сделать много хорошего для государства и абсолютного большинства своих подданных, но при этом восстановил против себя узкий слой дворян-крепостников. Особенно недовольны были развращённые офицеры гвардейских полков Петербурга, которые вдруг осознали, что в их обязанности входят не только игра в карты, танцы на балах и кутежи в кабаках с цыганами. Надо ещё и регулярно появляться в казармах и, о ужас, одеваться по уставу, учиться ходить строем и обращаться с табельным оружием. Этих вполне разумных требований было вполне достаточно, чтобы объявить императора сумасшедшим.



С другой стороны, Павел I посмел позволить себе самостоятельную внешнюю политику и бросить вызов англичанам, которые оскорбили его, отказавшись вернуть принадлежавшую ему на законных основаниях Мальту. А желавшие вести «европейский образ жизни» русские аристократы целиком зависели от покупавших у них зерно англичан. Нет валютных поступлений из Британии – нет возможности тратить деньги в европейских столицах, покупать предметы роскоши, обставлять особняки импортной мебелью, платить зарплату французским поварам, итальянским музыкантам, немецким управляющим имениями, брать на содержание иностранных актрис, балерин и певичек. Такими образом, у российских дворян и английских банкиров и лордов появились общие интересы. Мы помним, что сестра последнего фаворита Екатерины II Платона Зубова Ольга, более известная под фамилией мужа (Жеребцова), была любовницей английского посла Чарльза Уитворта, который всячески продвигал среди российских аристократов идею отстранения неудобного и неугодного Британии императора Павла I от власти с назначением регента. Братья Жеребцовой-Зубовой, которые попали в недолгую опалу при Павле I, уже были возвращены в Петербург, восстановлены в правах (в том числе и в имущественных) и, ни в чём не нуждаясь, вели светский образ жизни. Однако они мечтали о восстановлении прежнего влияния при дворе, которое надеялись получить при молодом и всем обязанным им новом императоре Александре I. Ольга Жеребцова-Зубова стала посредницей между британским послом Уитвортом и русскими заговорщиками.


Charles Earl Whitworth, гравюра из книги «История Российской империи», Лондон, 1859 г.


Ольга Жеребцова на портрете Жана-Луи Вуаля

Однако заговорщики получили тяжёлый удар после того, как была перехвачена депеша, в которой Уитворт назвал Павла I сумасшедшим. Это привело к его высылке из Петербурга, но заговор уже оформился, обрёл «плоть и кровь». Доказательством английского следа в убийстве Павла I служат 2 миллиона рублей, которые Ольга Жеребцова получила в Лондоне сразу после убийства императора. Эти деньги она должна была распределить между его убийцами, однако присвоила их, решив, что заговорщики не посмеют открыто потребовать свои «30 серебрянников», и уж, конечно, никто из них не обратится с жалобой в суд.

Первый заговор против Павла I был составлен ещё в 1796 году в Смоленске, его порой называют «Заговором дилетантов». Во главе заговорщиков оказались два отставных полковника – А. М. Каховский и П. С. Дехтерев, которые дали своей организации странно звучащее название «Канальский цех». «Canaglia» в буквальном переводе с итальянского означает «свора собак». Но в дальнейшем так стали называть мошенников и плутов. Думаю, вы согласитесь – трудно ожидать чего-то серьёзного от организации с таким названием. В 1798 году все эти «канальи» были арестованы, никого не казнили – отделались тюрьмой либо ссылкой.

Гораздо опаснее был другой заговор, организованный с помощью англичан высшими сановниками и аристократами Российской империи. «Заговор облагодетельствованных» начал оформляться с лета 1799 г., развязка наступила в ночь с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 года.

Действующие лица


В Петербурге идею отрешения Павла I от престола продвигал Никита Петрович Панин, племянник наставника этого императора (Никиты Ивановича Панина). При Павле I он стал вице-канцлером в возрасте 29 лет.


Никита Петрович Панин на портрете Жана Луи Вуаля

Но Панин был ярым противником союза с Францией. На этой почве он потом рассорился с Павлом и был отправлен в своё имение Дугино. По иронии судьбы, Н. Панин был единственным из заговорщиков, кто действительно хотел сохранить жизнь Павлу I. Александр же, по его мнению, должен был стать «регентом при безумном отце».

До опалы Панину удалось привлечь на свою сторону адмирала Осипа де Рибаса.


Осип де Рибас на портрете Лампи, 1796 г.

Основатель Одессы Павлом I вначале был уволен с поста командующего Черноморским гребным флотом, затем возвращён на службу – и вновь уволен за многочисленные злоупотребления по интендантской линии. Де Рибас был настроен более чем решительно, требуя использовать против Павла кинжал или яд. И вдруг был назначен исполняющим обязанности морского министра, что его явно очень сильно обрадовало. А вот заговорщиков это назначение напугало – они теперь опасались предательства со стороны адмирала. И потому ходили слухи, что внезапная смерть де Рибаса была вызвана отравлением. Называли даже имя предполагаемого отравителя – им якобы стал примкнувший к заговору генерал-губернатор Петербурга граф Пётр Алексеевич фон дер Пален. Именно он находился у постели заболевшего де Рибаса в ночь его смерти.

Пален был выходцем из семьи одного из курляндских баронов. Он воевал с турками, в том числе под Бендерами (где был ранен), и у Очакова, в 1791 году вёл переговоры о заключении мира со шведами. Будучи назначен правителем Рижского наместничества и курляндским генерал-губернатором, навлёк на себя гнев Павла I, оказав царский приём направлявшемуся за границу опальному Платону Зубову (вообще-то, почести полагались бывшему королю Речи Посполитой Станиславу Понятовскому, но тот проехал мимо Риги). Однако скоро Павел не только вернул Палена на службу, но и буквально осыпал милостями – назначил генерал-губернатором Петербурга, инспектором шести военных коллегий, директором почт, членом коллегии иностранных дел и канцлером Мальтийского ордена. Однако обида на императора у него, видимо, осталась.

Палену в это время было 55 лет, но он ещё сохранял бодрость и тела, и духа, вид имел «самый честный и самый весёлый», умел нравиться людям.


П. А. Пален на портрете Д. Уокера (с оригинала Г. Кюгельгена), 1790-е гг.

Постепенно именно Пален и оказался во главе заговора. Он и взял на себя роль «вербовки» наследника престола Великого князя Александра.


Цесаревич Александр на портрете неизвестного художника, 1798-1800 гг.

Вначале Александру было предложено стать соправителем отца: якобы Сенат сумеет убедить Павла в необходимости такого шага, нужно лишь согласие на это Александра. Великий князь с готовностью «заглотил наживку» и не сообщил об этом разговоре отцу. Прибытие в Петербург племянника императрицы Марии Фёдоровны (13-летний Евгений Вюртембергский) было использовано для распускания слухов о том, что Павел намерен женить его на старшей дочери и объявить наследником престола. Александра стали пугать гневом отца, который якобы готов отправить его, брата Константина и мать-императрицу в тюрьму.


Иоганн Баптист Лампи Старший. Великие князья Александр и Константин. 1795 г.

Пален вспоминал:

«Я представлял ему (Александру) на выбор – или престол, или же темницу и даже смерть.»

И далее:

«Александр потребовал от меня предварительно клятвенного обещания, что не станут покушаться на жизнь его отца. И я дал ему слово... Я прекрасно знал, что надо завершить революцию или уже совсем не затевать ее и что если жизнь Павла не будет прекращена, то двери его темницы скоро откроются.»

Думается, что и Александр, который знал, чем закончилось отречение от престола для его деда – Петра III, прекрасно понимал невозможность бескровного переворота и «торговался» лишь для вида. Сохранилось такое описание Ф. Ф. Ростопчина отношений в семье Павла I:

«Великий князь Александр ненавидит отца; Великий князь Константин его боится; дочери, воспитанные матерью, смотрят на него с отвращением, и все это улыбается ему и желало бы видеть его обращенным в прах.»

В общем, как писал потом Герцен,

«Александр велел убить своего отца, но не до смерти.»

Параллельно с «обработкой» наследника вербовались новые участники заговора – по одной и той же схеме: Пален доверительно сообщал выбранному человеку, что уже принято решение о его аресте или высылке из столицы. Трудно было не поверить генерал-губернатору Петербурга и главе Тайной полиции. Между тем Павла удалось уговорить амнистировать многих его будущих убийц, в том числе Беннигсена и братьев Зубовых.


Левин Август Готлиб Теофиль фон Беннигсен на гравюре Гейтмана по оригиналу Дж. Доу. В России его называли Леонтием Леонтьевичем. Уроженец Ганновера, английский подданный на русской службе. По-русски говорить он так и не научился

Леонтий Беннигсен и Платон Зубов станут предводителями «отряда пьяных гвардейцев», которые в ночь убийства вломятся в спальню императора. Кстати, именно британский посланник Чарльз Уитворт выдал своей любовнице Ольге Зубовой-Жеребцовой деньги для подкупа Кутайсова, который уговорил Павла I вернуть Зубовых в Петербург.

С другой стороны, из Петербурга был удалён безусловно преданный императору Аракчеев.

За два дня до убийства Павел прямо спросил Палена, известно ли ему о заговоре. Пален, как известно, утверждал, будто уверил императора в том, что сознательно вошёл в круг заговорщиков, чтобы быть в курсе их замыслов. Но генерал Карл Толь так пересказал, услышанный им рассказ Палена:

«Как-то Павел спросил его: «Говорят, что против меня есть заговор и ты – один из заговорщиков». Пален на мгновение задержался в поклоне, вернул своему лицу обычное выражение и ответил: «Как может такое случиться, когда у нас есть Тайная экспедиция?»

Успокоив императора, Пален испросил разрешение в случае крайней необходимости арестовать императрицу и великих князей. Полученный приказ он предъявил Александру. Кроме того, Пален рекомендовал Павлу заколотить дверь в покои его супруги-императрицы, откуда якобы могли вломиться в его спальню заговорщики. Таким образом, Павел лишился возможности искать спасения в комнатах жены.


Фрагмент картины Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны»

Тревожные предчувствия давно преследовали императора, который решил построить для себя и своей семьи не дворец, а замок, получивший название в честь небесного покровителя династии Романовых – Архангела Михаила (его называют также Инженерным). Строительство было завершено в конце 1800 года. Павел успел поселиться в Михайловском замке. И был убит через 39 дней после переезда.


Михайловский замок

Последний день жизни Павла I


11 (23) марта 1801 г. император, как обычно, проснулся около 4-х часов утра. До 9 часов он работал в кабинете, помимо прочего, выслушал и доклад Палена. Затем вместе с сыном Александром он «осматривал войска».


Александр Бенуа. «Парад при Павле I»

Пален же потом собрал гвардейских офицеров и от имени императора выразил им «особое неудовольствие государя их службой» и намекнул на скорую опалу, даже арест и ссылку. Сделано это было, чтобы они особенно не горевали по убитому императору.

Около часа дня Павел обедал в Михайловском замке, а Пален меж тем разослал людям, вовлечённым в заговор, приглашения на ужин. Между 15 и 17 часами Павел привёл к присяге всех членов семьи, после чего пришёл в хорошее расположение духа и пригласил сыновей Александра и Константина отужинать с ним. Эта последняя трапеза состоялась в 9 часов вечера. Помимо прочих, присутствовали жена и дочь Палена, а также генерал Михаил Кутузов. Покидая столовую, Павел посмотрел на себя в зеркало и сказал:

«Посмотрите, какое смешное зеркало; я вижу себя в нём с шеей на сторону.»

Следующую его фразу передают по-разному. Некоторые вспоминали, что император тихо произнёс:

«На смерть идти – не котомки шить.»

Другие утверждали, что он сказал:

«Чему быть, того не миновать.»

Около половины одиннадцатого лейб-медик Гриве дал императору лимонно-мятную настойку, после чего были закрыты внешние двери. А Павел перед сном около часа провёл в обществе своей фаворитки Анны Гагариной. А в это время 3-й батальон Семеновского полка (командиром которого был цесаревич Александр) был поднят по тревоге и направлен к Михайловскому замку, где он сменил батальон преображенцев – под предлогом, что на раннее утро Павел I назначил смотр их полка. Потревожить для уточнения приказа уже ушедшего в свою спальню императора офицер, командовавший преображенцами, не решился и приказал своим подчинённым сдать свои посты.

Между тем в дом Палена пришли Платон Зубов и Леонтий Беннигсен. Здесь они увидели большой зал, заполненный большим количеством пьяных офицеров – от 40 до 60 человек. Трезвыми в итоге оказались лишь Пален и Беннигсен. Платон Зубов объявил, что цесаревич Александр санкционировал отстранение Павла I от власти – выполняя волю Екатерины II, которая якобы хотела передать ему престол, но завещание уничтожил Безбородко. Встал вопрос, что делать с отрёкшимся императором, именно тогда Пален сказал:

«Напоминаю, господа, чтобы съесть яичницу — нужно сначала разбить яйца.»

Однако, увидев, что не все присутствующие разделяют его точку зрения, притворно согласился доставить Павла в Шлиссельбург.

В следующей статье будет рассказано об убийстве Павла I и судьбе заговорщиков.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    28 ноября 2023 05:06
    Валерию спасибо за то, что поделился своим взглядом на историю событий! Все-таки с Павлом I более-менее в е понятно, в отличии от его отца.
    Впрочем было бы интересно узнать мнение Автора на «возможную» роль Аркачева, который по мнению многих исследователей «не успел» предотвратить заговор.
    Всем доброго дня, здоровья, успехов и процветания! Благо пища (духовная), в отличии от дня минувшего уже есть!
    1. +3
      28 ноября 2023 06:31
      Доброе утро, Влад! hi

      Насчёт Аракчеева. Фигура весьма интересная. Самое главное, что он просто служил тому, кому служил. Преданно служил.
      P.S. Интересный факт: в 1814 году Аракчеева произвели в генерал-фельдмаршалы, но сам он отказался от этого чина.

      Всем хорошего дня! hi
      1. +4
        28 ноября 2023 07:07
        Утро доброе!
        Насколько я помню, он не раз и не два отказывался от званий и подарков. Как минимум ему мы обязаны за артиллерию «12-го года».
        hi
        1. +3
          28 ноября 2023 07:10
          Естественно!
          Так и генерал-то он от артиллерии.
          Кстати, Аракчеев разработал проект отмены крепостного права. Но не вышло, император был им (проектом) недоволен...
        2. +2
          28 ноября 2023 07:11
          Естественно!
          Так и генерал-то он от артиллерии.
          Кстати, Аракчеев разработал проект отмены крепостного права. Но не вышло, император был им (проектом) недоволен...
        3. +4
          28 ноября 2023 08:00
          Владислав, доброе утро,
          Как минимум ему мы обязаны за артиллерию «12-го года».

          Это очередной современный миф.
          Мы обязаны Наполеону, у него и скопировали.
          Преобразование артиллерии, создание артиллерийского училища было поручено Александром I под воздействием Наполеона - Аракчееву. Он поручение выполнил, но за одно с излишней жестокостью.
          Сам на поле боя никогда не был, о чем писали современники.
          Поэтому, будучи не , логично отказался от фельдмаршала.
          Аракчеев - типичный солдафон, еще и с жестокий солдафон. Почему и "использовался" и Павлом, и Александром - все трое были одержимы формалистикой: "бесом плаца", а не реальным управлением, в том числе, и на поле боя: Не на царицынском лугу, как сказал Кутузов Александру при Аустерлице.
          hi
          1. +10
            28 ноября 2023 08:25
            Нет Эдуард, не миф.
            Русская артиллерия в 18 и в начале 19 века развивалась с оглядкой на Францию и Англию, но достаточно самобытно, а в ряде случаев опережала европейцев.
            Причем у истоков стоял не один Аракчеев, а плеяда специалистов, инженеров и организаторов.
            Р.s. Если не верите, то погуглите у кого первого появился полноценный фуршат, гаубичная артиллерия с конической каморой (единороги) и конная артиллерия. Мы уступали французам в технологическом плане, но организация нашего парка была всегда лучше. hi
            1. +8
              28 ноября 2023 08:46
              Аракчеев любил говорить:
              «От нас русских нужно требовать невозможного, чтобы достичь возможного».

              Аракчеев был очень хорошим артиллерийским офицером, при нем значительно улучшилось снабжение артиллерийских частей боеприпасами. Он лично составил «Наставление батарейным командирам», которое военными историками оценивается достаточно высоко и, по общему мнению, способствовало повышению качества обучения кадров для артиллерийских частей. Артиллерию по рекомендации Аракчеева выделили в отдельный род войск и свели в роты и бригады. Для придания этим частям большей мобильности, были уменьшены калибры орудий и размеры лафетов. Кроме того, была продолжена работа по их стандартизации, благодаря чему теперь армейские оружейники в полевых условиях из двух или трёх разбитых орудий могли быстро собрать одно боеспособное. Появился Артиллерийский комитет и стал издаваться «Артиллерийский журнал». Сам Аракчеев написал тогда статьи, посвященные вопросам технологии изготовления пороха и селитры, а также выполнения боевых стрельб.
              Активно работала в то время Артиллерийская комиссия, в состав которой, помимо ее председателя А. Аракчеева, входили И. Г. Гогель, А. И. Кутайсов и X. Л. Эйлер. Была выработана единая система артиллерийских орудий, получившая название «аракчеевской» (или «системы 1805 года»).
            2. +5
              28 ноября 2023 09:49
              Владислав,
              Если не верите, то погуглите у кого первого появился полноценный фуршат, гаубичная я не гуглю.

              Обычно прошу ссылку на научную работу. laughing laughing
              Потому, что когда я пишу - это данные из конкретных научных работ. hi
              И на моих петлицах были пушки, хотя пушкарем не был hi
              С уважением,
              Эдуард hi
              1. +5
                28 ноября 2023 12:30
                Цитата: Эдуард Ващенко
                Владислав,
                Если не верите, то погуглите у кого первого появился полноценный фуршат, гаубичная я не гуглю.

                Обычно прошу ссылку на научную работу. laughing laughing
                Потому, что когда я пишу - это данные из конкретных научных работ. hi
                И на моих петлицах были пушки, хотя пушкарем не был hi
                С уважением,
                Эдуард hi

                Как минимум уважаемый ВикНиком А. Нилус с «
                Назад
                А. Нилус «ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ АРТИЛЛЕРИИ».
                Современные монографии и работы есть, но я оторван от источников, даже своей домашней библиотеки.
                Несколько фотографий из краеведческого музея г. Каменск-Уральского.


              2. +1
                28 ноября 2023 21:13
                Обычно прошу ссылку на научную работу.

                Эдуард, при всей моем замечательном отношении к Вам, тоже попросил бы ссылку на это Ваше высказывание. По-дружески! drinks
                Мы обязаны Наполеону, у него и скопировали.

                А ведь гатчинская артиллерия была отличной. Хоть и основал ее не Аракчеев, но он ей командовал. drinks
          2. +8
            28 ноября 2023 09:04
            Аракчеев - типичный солдафон, еще и с жестокий солдафон..."бес плаца"

            Давно замечено, что Аракчеев был не идеологом, а усердным и очень эффективным исполнителем чужих замыслов. Тот же Александр I как-то сказал Клейнмихелю:
            «Вы не можете знать, что значит для меня Аракчеев; он берет все плохое на себя и приписывает все хорошее мне».

            Те же военные поселения - идея Александра I. Аракчеев стоял на коленях, умоляя его "не создавать новых стрельцов". Но потом, будучи назначен на "расстрельную" должность главного начальника Отдельного корпуса военных поселений, усердно выполнял свои обязанности. И понимал, что будет проклят. Ермолову сказал:
            «Много ляжет на меня незаслуженных проклятий».
            Но - приказ императора четко выполнял.
          3. +3
            28 ноября 2023 12:05
            Цитата: Эдуард Ващенко
            Это очередной современный миф.

            А так дли важно, сам он это придумал, или хватило ума принять чужие иновации?
            В любом случае - молодец!
    2. +5
      28 ноября 2023 08:39
      В октябре 1799 года Павел I отправил Аракчеева в отставку: причиной гнева императора стала попытка Аракчеева освободить от наказания своего брата Андрея. Дело в том, что во время дежурства подчинённых Андрея Андреевича Аракчеева в Арсенале кто-то срезал золотое шитье с церемониальной артиллерийской колесницы. Защищая брата, Алексей Андреевич заявил, что кража произошла раньше, но оклеветанный офицер обратился к другому выдвиженцу Павла – Кутайсову. Тот с удовольствием доложил об этом императору. Павел был оскорблен тем, что его пытались обмануть. Это, кстати, говорит об объективности Павла, ведь он всегда высоко ценил Аракчеева - выходца из бедной дворянской семьи. который был ему всем обязан и безусловно предан.
      1. +4
        28 ноября 2023 11:14
        Цитата: ВлР
        Это, кстати, говорит об объективности Павла

        Нет. Это говорит, об его вздорности и привычке принимать необдуманные решения.
        1. vet
          +4
          28 ноября 2023 11:17
          Ну, вот, и здесь не угодил - не отнесся снисходительно к "своему" человеку. А если бы отнесся, написали бы, что лицемерным был Павел 1, двойные стандарты у него имелись.
          1. +4
            28 ноября 2023 11:35
            Цитата: vet
            не отнесся снисходительно к "своему" человеку.

            С соответсвующим результатом. request
            Цитата: vet
            А если бы отнесся, написали бы, что лицемерным был Павел 1, двойные стандарты у него имелись.

            Про Петра I так не говорят. Хотя Александр Данилович ...)))
  2. vet
    +7
    28 ноября 2023 05:53
    желавшие вести «европейский образ жизни» русские аристократы целиком зависели от покупавших у них зерно англичан

    Вам это ничего не напоминает? Заменить аристократов на олигархов и "министров-капиталистов", зерно - на нефть и газ. И получаем страстное желание у ближайшего окружения Путина сдаться "партнерам" и получить доступ к заграничным счетам и зарубежной недвижимости. И явный страх "гаранта" получить "апоплексический удар табакеркой" - в виде ареста и отправки в уютную камеру Милошевича с заботливо положенными на видное место верёвкой и мылом.Пригожин, например, уже 'на слабо" попробовал, но могут найтись люди порешительнее.
    1. +7
      28 ноября 2023 10:09
      Отсюда вывод, не раз подтверждённый практикой. Если ты собираешься резко сменить курс страны - начни с обязательной чистки верхов своей элиты. Без этого - ну вот совсем никак. А опирайся на тех, кому эта смена будет выгодна. И - всё у тебя получится.
  3. +6
    28 ноября 2023 06:11
    Катя2 создала этих заговорщиков. Или земля русская вырастила, сама.
    Золотой й век Екатерины-блеф писак. Все против всех интриговали, воровали, брали в долг. Гвардия для пиров, парадов. При потемкине Гвардия воевала с турками? Традиции не пропьешь, в отличии от печени
    1. +9
      28 ноября 2023 07:10
      Цитата: антивирус
      Катя2 создала этих заговорщиков. Или земля русская вырастила, сама.
      Золотой й век Екатерины-блеф писак. Все против всех интриговали, воровали, брали в долг. Гвардия для пиров, парадов. При потемкине Гвардия воевала с турками? Традиции не пропьешь, в отличии от печени

      Как не парадоксально создала этих заговорщиков Елизавета Петровна. При которой были снижены экспортные пошлины на товарное зерно, что и взрастило поколения дворян живущих своими крепостными, а не службой.
      1. +6
        28 ноября 2023 10:40
        Да нет - всё началось гораздо раньше. И происходило - из очевидной бедности Русской земли. Когда после создания централизованного государства - понадобилось резко, в разы, увеличить армию. А вот денег-то на неё и не было. Нечем было платить военным.. Вот Грозный и пошёл на очевидный шаг - посадить их на самообеспечение, раздав им землю в обмен на службу.

        Но после Смутного времени, да и пожалуй ранее - появились и связанные с этим проблемы. Во первых - надела стало не хватать в связи с возросшей стоимостью комплекта вооружения. Ибо в Европах - началась пресловутая революция цен. Которую например система Османской империи - пережить так и не смогла, в отличие от нас. Но самое главное - земля никому не нужна без работников. Именно потому после избрания Романовых дворяне так отчаянно проталкивали закрепление крестьян - а как им быть-то, если службу требуют, а вооружаться - не на что? Крестьяне-то разбегаются с голодухи и от бардака в государстве..

        А вот Пётр Алексеевич - повёл себя не совсем логично. Если у нас теперь регулярная армия, оплачиваемая государством, за что же тогда крестьяне должны содержать дворян? Да - ему позарез было надо большое количество хоть как-то образованных людей в чиновники, а взять их можно было только из дворян. И он пошёл по наиболее простому пути. Хотя - надо-то было ставить на постепенную отмену крепостного права, при этом развивая народное образование. Но это было для него уже слишком радикально, да и не сумел бы пожалуй. Уж очень жесток был кадровый голод. Но определённые шаги в этом направлении - сделать бы мог. Но - не сделал. А уж после отмены обязательности службы в обмен на поместья - народ окончательно перестал понимать, на кой чёрт он кормит всю эту публику. Со всеми вытекающими..
        1. vet
          +6
          28 ноября 2023 10:54
          Да, я согласен, что именно указ "О вольности дворянской" стал миной под российское общество. Ведь до него дворяне реально служили, уезжали из поместья в молодости, а возвращались в него часто уже стариками или увечными инвалидами. Крестьяне понимали, что баре, конечно, ... нехорошие люди, но за отчизну кровь проливают - как и их рекруты. И вдруг эти баре стали постоянно жить в имениях и от нечего делать таскать девок на сеновал и "оригинальничать" с их братьями, как у Некрасова:
          «Закон — мое желание!
          Кулак — моя полиция!»
          1. 0
            28 ноября 2023 11:08
            Цитата: vet
            И вдруг эти баре стали постоянно жить в имениях и от нечего делать таскать девок на сеновал и "оригинальничать" с их братьями, как у Некрасова

            Николая Алексеевича,многие злые современники,называли развратником,и даже пройдохой..
            Про себя,что ли,знаменитый поэт,стишок сочинил?
            1. vet
              +2
              28 ноября 2023 11:14
              Но он же, ежели чего, не как Оболт-Оболдуев - он любя! laughing
              И со слезами на глазах - о народе постоянно печалясь, наверное.
          2. +2
            28 ноября 2023 11:16
            Цитата: vet
            Ведь до него дворяне реально служили

            И после него тоже))
            1. +4
              28 ноября 2023 11:25
              А как же 1541 офицеров, которые фиктивно "служили" при Екатерине II в одной только Конной гвардии? И 57 не только нигде не служивших, но и абсолютно неграмотных дворян, обнаруженных в 1800 г. в Воронежской губернии?
              1. +2
                28 ноября 2023 11:39
                А суворовскими и румянцевскими чудо-богатырями кто командовал?
                Не дворяне ли?
                Реально необязательно служить стало уже во второй половине 19 века. До того, Ноблес оближ!
                1. +5
                  28 ноября 2023 11:44
                  Повторю: 1541 дворян сидели в поместьях, но числились в Конной гвардии - при Екатерине II, а не в середине XIX века. И 57 нигде не служивших и абсолютно неграмотных дворян, в 1800 г. в Воронежской губернии - тоже не середина XIX века.
                  1. +2
                    28 ноября 2023 11:56
                    Цитата: ВлР
                    Повторю: 1541 дворян сидели в поместьях, но числились в Конной гвардии

                    А Вам не кажется, что это не имеет отношения к пресловутой "Вольности дворянства"?)))
                    О Чем говорилось в указе? О том что дворяне имеют право не служить. О чем говорит Ваш пример? О том, что дворяне считали необходимым хотя бы числиться на службе!
                    То есть. эти вещи никак не связаны.
                    Цитата: ВлР
                    И 57 нигде не служивших и абсолютно неграмотных дворян, в 1800 г.

                    А вот это как раз про вольности. Сии дворяне реально нигде не служили. (чужое место не занимали, взятки не брали, солдат не обворовывали), а стало быть не имели чина и не могли пользоваться привелегиями.
                  2. 0
                    29 ноября 2023 07:09
                    Повторю: 1541 дворян сидели в поместьях, но числились в Конной гвардии - при Екатерине II

                    Это были малолетки, которые ждали возраста, в котором они могли сразу получить чин в гвардии. Как правило они сразу уходили в армейские полки с повышением в два чина, так как гвардейские офицеры имели по табели о рангах старшинство в 2 чина.
                    1. +1
                      29 ноября 2023 08:29
                      И это, по-Вашему, нормально? А ведь великий Тюренн, которого Наполеон называл учителем - аристократ из аристократов, начинал служить рядовым.
                      1. 0
                        29 ноября 2023 11:08
                        Цитата: ВлР
                        И это, по-Вашему, нормально?

                        А эта практика не во времена ли Анны Иоанновны началась?)))
                      2. +1
                        29 ноября 2023 12:44
                        Принципиально ли когда? Принципиально то, что это "ни в какие ворота", и, безусловно, является, позорной страницей истории русской армии.
                      3. +1
                        29 ноября 2023 14:44
                        Цитата: ВлР
                        Принципиально ли когда?

                        Просто одна для вас - образец государыни, другая - исчадие ада))
                        В рамках дискуссии важно то, что это не вина Екатерины.
                2. 0
                  28 ноября 2023 15:40
                  Однако воинская повинность, введённая при Александре Втором, и на дворян распространялась.
                  1. +1
                    28 ноября 2023 15:51
                    Цитата: Sergej1972
                    Однако воинская повинность, введённая при Александре Втором, и на дворян распространялась.

                    Формально - да. По факту ... окончившие гимназию служили полгода, университет три месяца. Могли жить на квартире, не привлекались к нарядам и т.д. и т.п.
                    Но суть не в этом. С известной натяжкой можно сформулировать так: Во времена Александра Освободителя, быть инженером путейцем стало гораздо престижнее, чем офицером.
  4. +6
    28 ноября 2023 06:26
    «Заговор облагодетельствованных»
    "Это - не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!"(с) laughing
  5. +6
    28 ноября 2023 08:15
    Российские аристократы против императора Павла I.
    А что? Аристократам можно,это же из их среды император.Это народу нельзя супротив.Это даже сейчас осуждается.А там все свои.. smile
  6. +3
    28 ноября 2023 08:35
    Много раз читал про эти события, но в таком хорошем изложении ни разу!
    1. +2
      28 ноября 2023 09:05
      Спасибо, Вячеслав, я, как всегда, старался smile
      1. +3
        28 ноября 2023 21:42
        Спасибо, Вячеслав, я, как всегда, старался

        Валерий, добрый вечер!
        Несмотря на то, что являюсь поклонником Вашего творчества, позволите дружескую ремарку, пане коханку? wink Статья вышла хорошей, но некоторые моменты я, как увлеченный эпохой Павла, должен прокомментировать. soldier Только чур, без обид! drinks
        «Как-то Павел спросил его: «Говорят, что против меня есть заговор и ты – один из заговорщиков». Пален на мгновение задержался в поклоне, вернул своему лицу обычное выражение и ответил: «Как может такое случиться, когда у нас есть Тайная экспедиция?»

        Вы использовали записи Толя. drinks Но есть ведь книга "Цареубийство 11 марта 1801 года", которую издали еще при царе. Надо сказать, это первый печатный материал, который выпустили об этом заговоре, до этого было табу. stop Так вот, Ланжерон после убийства опрашивал ряд главарей заговора. Он спросил и Палена. Тот, по словам Ланжерона, сообщил ему обратное! request Граф Пален признался Павлу тогда, что заговор есть, более того, что он сам стоит во главе заговора, дабы держать все нити.
        Павел ответил: "Все это правда, - отвечал он, - но, конечно, не надо дремать".
        Вообще и Пален, и Беннигсен тогда наболтали Ланжерону изрядно... fellow
        «Посмотрите, какое смешное зеркало; я вижу себя в нём с шеей на сторону.»

        Весь последний день императора Павла Петровича был окутан мистическими событиями, по воспоминаниям четырех разных человек. yes
        1. Упомянутое Вами.
        2. Когда Павел играл с младшими детьми. После того, как их начали уносить, он внезапно крикнул: "Аннушку, Аннушку сюда!". Ребенка вернули, а сам царь снял икону и вложил ее дочке в одежду.
        3. Малолетний Михаил Палыч (будущий глава артиллерии) вечером играл в какую-то уникальную игру - делал вид, что кого-то закапывает. Его спросили, чем он занимается. Мальчик ответил: "Хороню своего отца". Ему это запретили, но он все равно продолжил, приговаривая, что теперь хоронит гренадера. feel (это вспоминал лично Николай Палыч, который был вместе с Михаилом, и все это видел). soldier
        4. Маленькая собачка, шпиц, весь день и вечер не отходила от Павла, и часто выла...
        Между тем в дом Палена пришли Платон Зубов и Леонтий Беннигсен.

        Уточню. Было два ужина. Сначала гвардейская пьянь собралась по квартирам компаниями. Потом был общий ужин, где Пален произнес свои известные слова про яйцо и яичницу. hi

        Вообще, до сих пор не известно, кто же был первым заговорщиком, кто первым озвучил идею заговора. Современники обвиняют и Жеребцову с Уитвортом, и Панина, и Платона Зубова в различных конфигурациях меж ними. Тут уж вряд ли когда-нибудь разберемся. request

        Жду продолжения, Валерий! Спасибо! drinks
  7. +5
    28 ноября 2023 09:03
    " Бедный Павел, бедный князь"..
    1. +2
      28 ноября 2023 21:54
      " Бедный Павел, бедный князь"..

      Абсолютно верно! drinks
      Наконец мы пришли к большой площади, между мостом через Неву и зданием Сената. Он прошел к одному как бы заранее отмеченному месту площади, где в то время воздвигался памятник Петру Великому; я, конечно, следовал за ним и затем остановился.
      - Прощай, Павел, - сказал он, - ты еще увидишь меня опять здесь и кое-где еще.
      При этом шляпа его поднялась как бы сам собой, и глазам моим представился орлиный взор, смуглый лоб и строгая улыбка моего прадеда Петра Великого. Когда я пришел в себя от страха и удивления, его уже не было передо мною...

      Это рассказ великого князя Павла о видении в Санкт-Петербурге, Брюссель, 1782 год. Воздвигавшийся памятник Петру - это Медный Всадник. drinks
  8. +9
    28 ноября 2023 09:24
    Цитата: Kojote21
    император был им (проектом) недоволен...

    О Боже!
    Взрослые ведь все люди! Неужели кто то, в здравом рассудке, продолжает считать, что крепостное право не отменялось просто из-за злодейства царствующей особы?
    Начиная с Екатерины, русские самодержцы прекрасно понимали, что этот атавизм представляет собой мину замедленного действия положенную под империю, что крепостное право тормозит развитие империи и т.д.
    Понадобились труды двух великих императоров, Александра Павловича и Николая Павловича, только для того, что бы выстроить то, что сейчас принято именовать вертикалью власти. До Николая I власть в России шла по линии Царь, помещик, крестьянин. Вывод крестьянства из под власти помещика означал немедленный крах всего государства.
    Только после того, как трудами Николая Павловича в России был создан относительно независимый от дворянской вольницы властный аппарат, его сыну Александру Освободителю, удалось относительно безболезненно отменить крепостное право. Относительно, потому, что осколки дворянской вседозволенности в виде выкупных платежей за землю настигли Россию в 1905-м и, уже рикошетом, в 1917-м году.
    1. +5
      28 ноября 2023 10:22
      русские самодержцы прекрасно понимали

      Проблема была не только в крепостном праве. А скорее - в указе о вольностях дворянских. По которому дворянин отныне служить был не обязан. Таким образом получалась фигня - государство лишалось плюсов от наличия служилого сословия, но при этом огребало все минусы от наличия несвободного большинства населения. Что - очевиднейшая дурость конечно..
      До Николая I власть в России шла по линии Царь, помещик, крестьянин

      Не всегда. Это - уже более позднее образование. Начиная с реформ Грозного - очень большую роль играло именно земское самоуправление. Можно сказать - решающую. И которое было отнюдь не дворянским. Дворянин - это было чисто военное служилое сословие. Описываемое же вами состояние - это скорее результат деятельности Петра Алексеевича, выстроившего так сказать жёсткую вертикаль власти, основанную на чиновничестве. Взять которое в таких масштабах действительно можно было только из дворян, как наиболее образованной части населения.
      1. 0
        28 ноября 2023 13:05
        Земное самоуправление было именно что дворянским
        1. +1
          28 ноября 2023 14:01
          Смотря в какой период. До Романовых - нет. Земское самоправление было именно что народным. Посмотрите хотя бы историю Смутного времени и того же Минина. Это именно земство своей волей постановило собирать ополчение и содержать его. А Пожарского с дворянами - уже пригласили как военных специалистов.
          1. +2
            28 ноября 2023 14:35
            Какое ещё народное? Народ это и есть дворяне, тягловых крестьян ни кто народом не считал.
  9. +4
    28 ноября 2023 09:24
    Цитата: kalibr
    Много раз читал про эти события, но в таком хорошем изложении ни разу!

    Мда!? Это называется в хорошем? Ну, ну!
  10. +3
    28 ноября 2023 09:34
    По поводу оценки личности Павла и его умственных способностей.
    От великого ума отменить награждения орденом Святого Георгия? Один это шаг бесповоротно отвратил от него армию. Подвергнуть опале единственного человека, чье присутствие в столице делало любой переворот абсолютно невозможным, я имею в виду Суворова, это от великого ума?
    Ну хорошо, хотеть за несколько лет сделать то, на что двум великим императорам потребовалось больше полувека, это от великого ума?
    Создать вокруг себя обстановку, в которой офицер заступающий на караул во дворце всегда имел с собой "катеньку" в заначке, потому что из караула легко можно было отправится не домой а на Камчатку, это от великого ума?
    Я уже молчу, что замена главного союзника с Англии на Францию России в лучшем случае ничего не давала, а лишь оставляла Россию наедине с "Объединенной Европой", ставя само существование страны в зависимость от настроения одного человека.
    Как относились французы к русским можно прочитать у барона Марбо, кстати.
    Даже если допустить, что Павел имел ну очень благородные мотивы для своих действий, то стоит вспомнить из анекдота:
    Мадам! Вам шашечки, или ехать?
    Увы, шашечки!
    1. +5
      28 ноября 2023 10:41
      Цитата: Grossvater
      От великого ума отменить

      Цитата: Grossvater
      Подвергнуть опале

      Павел Петрович не умел разбираться в людях,даже те немногие,кто были ему преданы,не были уверены в своём будущем,при нём была непрерывная череда отставок должностных лиц,сам Павел Петрович не мог различить больших дел,от малых, старался вникнуть во все,даже мелочные дела.По этой причине - всякого рода злобные мифы о его умственных способностях.
    2. +2
      28 ноября 2023 11:21
      Цитата: Grossvater
      Подвергнуть опале единственного человека, чье присутствие в столице делало любой переворот абсолютно невозможным, я имею в виду Суворова,

      По моему, вы Александра Васильевича с Алексеем Андреевичем перепутали))
      Впрочем, есть легенда о том, что Каховский предлагал Суворову свергунть императора, но тот с негодованием отказался. - Замолчи! Не могй! Кровь сограждан!

      Цитата: Grossvater
      Я уже молчу, что замена главного союзника с Англии на Францию России в лучшем случае ничего не давала

      Если не считать краха экономики...
  11. +4
    28 ноября 2023 09:36
    Цитата: vet
    Вам это ничего не напоминает?

    Ну как же это все надоело! Идите, скачите у себя дома!
  12. +5
    28 ноября 2023 09:38
    Цитата: Коте пане Коханка
    Как не парадоксально создала этих заговорщиков Елизавета Петровна. При которой были снижены экспортные пошлины на товарное зерно, что и взрастило поколения дворян живущих своими крепостными, а не службой.

    А вроде как Петр III отменил обязательную службу для дворян?
  13. BAI
    +1
    28 ноября 2023 09:56
    Палену в это время было 55 лет, но он ещё сохранял бодрость и тела, и духа

    Да по нынешним временам - это самый рассвет сил и здоровья.
    1. vet
      +4
      28 ноября 2023 10:19
      Как врач, не совсем согласен: и сейчас полно в этом возрасте (55 лет) абсолютно нездоровых людей, либо людей, которые уже испытывают определенные трудности при выполнении обычных обязанностей и отнюдь не экстремальных нагрузок. Так что временем "самого рассвета сил и здоровья" 55 лет все же не назовешь. Тут уже после 35, многие, если их послушать, как Карлсон - "самые тяжело больные в мире". Я думаю, что в 18-19 веках люди либо не доживали до 55 лет, либо, если доживали, были, благодаря естественному обзору, "поживее" и поактивнее нынешних. Вот только с зубами, наверное, были проблемы - у тех, у кого зубы еще оставались. Тому же Суворову при переходе через Альпы, если не ошибаюсь, лет 70 было - и шел наравне со всеми, на носилках не несли.
  14. +4
    28 ноября 2023 10:17
    «Canaglia» в буквальном переводе с итальянского означает «свора собак». Но в дальнейшем так стали называть мошенников и плутов.

    Иногда бывает достаточно стада овец. Не далее как вчера отсмотрела видео. Небольшая отара в загоне, вошел пастух, старший баран решил, что тот как доминирующая особь покушается на его самок, начал убивать пастуха и таки убил -- загон был закрытый, сильно оглушенному после первого же удара пастуху деваться было некуда.
    Вот так.
    Видео с системы наблюдения есть, пастуха нет. Плохо, когда некому вовремя прийти на помощь. Изоляция -- не вариант безопасности.
  15. +1
    28 ноября 2023 10:32
    Цитата: paul3390
    жёсткую вертикаль власти, основанную на чиновничестве.

    Согласен, но вот только доходила эта вертикаль только до помещика.
    Над крестьянами другой власти не было, а это как минимум 90% населения страны.
    1. +3
      28 ноября 2023 11:26
      Цитата: Grossvater
      Над крестьянами другой власти не было, а это как минимум 90% населения страны.

      Согласно ревизии 1857 года примерно половина (49%) занятых в селькском хозяйстве крестьян были не помещичьими, а казенными.
      1. +2
        28 ноября 2023 15:53
        Точнее, государственными. Плюс ещё были удельные крестьяне. Государственных и удельных крестьян в совокупности перед отменой крепостного права было больше, чем помещичьих.
  16. +3
    28 ноября 2023 10:39
    Цитата: paul3390
    Таким образом получалась фигня - государство лишалось плюсов от наличия служилого сословия, но при этом огребало все минусы от наличия несвободного большинства населения. Что - очевиднейшая дурость конечно..

    Опять же согласен!
    Вот только дурость вынужденная. Одна из форм оплаты многочисленных дворцовых переворотов, попытка задобрить слишком уж влиятельное дворянское общество.
    Кстати, мысль, а не грохнут ли меня мои же дворяне, не оставляла российских царей до самого конца (правильно не оставляла).
    Высшими представителями коронной власти на местах считались предводители дворянства, возглавлявшие кстати земские учреждения.
    Так вот, уездные предводители губернским никак не подчинялись, что бы не образовывалось второй, параллельной структуры власти.
  17. +1
    28 ноября 2023 11:31
    Гораздо опаснее был другой заговор, организованный с помощью англичан высшими сановниками и аристократами Российской империи.

    Какие все-таки убогие (с точки зрения автора) русские...
    Даже заговор самостоятельно составить не могут!
    Нужно чтобы к Зубову пришел Уитворт и посулил за убийство царя сто гиней. А из угла выскочил Пален и заорал: - Каждому!
    1. +3
      28 ноября 2023 11:37
      Так ведь никто никогда в участии Англии не сомневался. Тот же Наполеон потом неосторожно написал:
      «Если бы в то время, когда Англия замышляла убиение Павла I, знали, что зачинщики заговора находятся на расстоянии одного лье от границы, неужели бы не постарались бы схватить их?»

      И реакция Александра, который Бонапарта возненавидел и так и не простил, доказывает, что удар был нанесен точно и в самое сердце. Если бы врал Бонапарт, посмеялся бы Александр со своими придворными, пожал плечами и забыл через пару дней.
      Наполеон, кстати, по поводу убийства Павла сказал также:
      «Англичане промахнулись по мне в Париже, но не промахнулись в Петербурге!»
      1. +6
        28 ноября 2023 12:02
        Цитата: ВлР
        Так ведь никто никогда в участии Англии не сомневался.

        Ну так традиция у нас такая. если что не так, то виноват кто угодно, только не мы сами) request
        Цитата: ВлР
        И реакция Александра, который Бонапарта возненавидел

        Наполеон намекнул на участие в убийстве отца. Что, как бы, вполне очевидно.
        В том, что практически вся элита ненавидела своего царя, а наследник не желал ждать сороколетия до власти, рискуя перестать быть наследником (а такие прожекты были) англичане никак не виноваты.
        Вообще, тут два вопроса. Знал ли Уитворт о заговоре? Да!. Работа у него такая.
        Был ли его организатором? Определенно нет.
        1. +4
          28 ноября 2023 12:10
          Инициатива отстранения Павла от власти шла с обеих сторон. Были заинтересованы и англичане, и российские аристократы. Можно спорить о степени участия английского посла. Но английские деньги, выплаченные Жеребцовой сразу после убийства Павла - она специально, едва узнав об убийстве, поехала за ними из Берлина в Лондон - и нагло присвоила их себе - свидетельство того, что английские деньги заговорщикам были заранее обещаны. Кем? Только Уитвортом.
          1. +2
            28 ноября 2023 12:42
            Цитата: ВлР
            Но английские деньги, выплаченные Жеребцовой сразу после убийства Павла

            Э... а был ли мальчик?
            Доказательством английского следа в убийстве Павла I служат 2 миллиона рублей, которые Ольга Жеребцова получила в Лондоне сразу после убийства императора.

            Во-первых, не сразу. В Лондон Жеребцова приехала только через год.
            Во-вторых, не два миллиона рублей, а десять тысяч фунтов стерлингов. ЕМНИП курс тогда был 30 пенсов за рубль, то есть примерно восемьдесят тысяч рублей.
            Просто Уитворт пока был вдали от Жеребцовой внезапно женился на герцогине Дорсетской, а прежней любовнице, чтобы она не поднимала скандал, заплатил отступные.
            И было бы весьма странно, если Ольга Александровна поделилась этими деньгами с кем-либо еще)))
            1. +2
              28 ноября 2023 12:57
              10 тысяч фунтов - это отдельно, я об этом буду писать. А сумма, эквивалентная 2 млн рублей, согласно свидетельствам современников, была выплачена английским правительством. И то, что Жеребцова их присвоила, обидело многих заговорщиков, но открыто возмущаться они не посмели. Да и плевала он на их возмущение, живя за границей, откуда вернулась лишь в 1810 году, когда некоторых из участников убийства Павла и в живых не было, например, ее братьев Николая и Валериана Зубовых, с которыми она тоже не поделилась.
              1. +3
                28 ноября 2023 13:16
                Цитата: ВлР
                согласно свидетельствам современников,

                Это Вы про Герцена?
                Цитата: ВлР
                сумма, эквивалентная 2 млн рублей

                Валерий, простите, вы хоть понимаете, что ох... очень большая сумма денег по тем временам?!!
                И ну вот просто крайне сомнительно, что такую кучу бабла стали передавать через даму с сомнительной репутацией. yes
                Цитата: ВлР
                вернулась лишь в 1810 году

                И первым делом продала родительский дом за 200 тысяч... что от двух лямов вообще ничего не осталось? belay
                1. vet
                  +3
                  28 ноября 2023 13:39
                  что от двух лямов вообще ничего не осталось?

                  Чтобы русская аристократка да не сумела за 10 лет потратить за границей 2 миллиона? Обижаете! laughing
                  1. +3
                    28 ноября 2023 14:07
                    Цитата: vet
                    да не сумела за 10 лет потратить за границей 2 миллиона?

                    Иными словами, масштаб суммы Вам не понятен?
                    И при этом Вы свято верите, что хитроумные англичане не нашли иного способа передать деньги за уже оказанную им услугу, кроме как отдать их первой попавшейся... женщине не тяжелого поведения?
                    Вопросов более не имею request
      2. +2
        28 ноября 2023 12:25
        И реакция Александра, который Бонапарта возненавидел
        Какие страсти. smile Коль пошло не в тему.Добавлю,четыре с половиной копейки. К 1808 году,Швеция не принимала участие в экономической блокаде Великобритании. После поражения в русско-шведской войне 1808-1809 г.присоединилась.Така не любовь была.. smile
    2. +3
      28 ноября 2023 12:21
      laughing
      Какие все-таки убогие (с точки зрения автора) русские...Даже заговор самостоятельно составить не могут!
      laughinggood А главное падкие на деньги. laughing Как установили "британские ученые", российского розлива,даже Е.Пугачёва,французы подкупили,то ли бочонок золота через всю Европу везли,то ли по онлайну перевели,через "Почта-Банк" laughing
      1. +2
        28 ноября 2023 12:27
        Пугачева французы не подкупали, но в деле "княжны Таракановой" они некоторое участие приняли. Не такое, какого желали бы в Петербурге. А вот англичане тогда Алексею Орлову очень помогли.
        1. +3
          28 ноября 2023 12:32
          Пугачева французы не подкупали
          Естественно не подкупали,"Почта-Банк" тогда не было. laughing
  18. +5
    28 ноября 2023 13:47
    Главнейшшая ошибка Павла Петровича состояла в том , что он взялся ''осушать болото'' (с) позднеекатерининского наследия не озаботившись тремя фундаментальными вещами :
    1) Создать ближний круг . Т.е. нужно окружение новое , способное и обязанное возвышением лично ему . А чехарда опала -возвращения только вредна и только разжигает злобу ввозвращённых . Замену элит надо провести постепенно , но без шатаний в стороны .
    2) Если решил драконить преторианцев, то создай сначала личную преданную охрану . Т.е. нужны пара новых гвардейских полков с лично им возвышенными офицерами . Охрана местопребывания только ими .
    3) Разобраться в отношениях сыновьями ( самое трудное ) . Возможно сразу официально объявить наследника .
    Ну опять же на ошибки наложилась наследственная романовская склонность к самодурству .
    Казалось бы человек столько ждал престола , мог бы всё обдумать . А он похоже думал , что для власти помазанния достаточно , хотя точно знал историю своей династии .
  19. +5
    28 ноября 2023 14:04
    Автор обладает большим талантом излагать события и факты и сила этого таланта значительно превосходит его собственные убеждения.

    Если просто читать прекрасно изложенный текст, то создается впечатление, что Павел - никудышный руководитель, не разбирающийся в людях, капризный самодур, который, исходя из сиюминутных настроений, делает все, что ему взбредет в голову. При этом Павел не злопамятен, не имеет садистских наклонностей, идеалист и, похоже, перфекционист, что делает его еще худшим управленцем. Похоже, он и других людей считает сплошь благородными идеалистами и, если видит несоответствие, страшно гневается.

    Судя по тексту, в котором Автор очень подробно и убедительно излагает события, в то время Павел сам создал почву для заговора и сам же в него и попал исключительно благодаря своим собственным талантам.

    При этом Автор утверждает вовсе не то, что практически доказал своим же текстом.
  20. 0
    28 ноября 2023 16:44
    Цитата: ВлР
    И реакция Александра, который Бонапарта возненавидел и так и не простил,

    Это по Соколову, вспомните где сейчас это выдающийся историк и по какому поводу.
    Мне представляется более взвешенной позиция Безотосного. У него несколько книг, как раз по участию России в антинаполеоновской деятельности. Советую почитать.
    1. +3
      28 ноября 2023 17:22
      Я конечно дико извиняюсь, но где оказался Соколов, не должно влиять, на оценку его трудов.
  21. +3
    28 ноября 2023 16:47
    Цитата: С.З.
    в то время Павел сам создал почву для заговора и сам же в него и попал исключительно благодаря своим собственным талантам.

    Скажем так, значительно расширил социальную базу заговорщиков. Представим себе самочувствие какого нибудь офицера, которому мало того что запретили носить кровью заработанный Георгий, но ещё и заставили угадывать, а куда он сегодня вернётся после караула и парада!
    1. +1
      29 ноября 2023 09:15
      А много ли было в Петербурге офицеров с честно заработанными "Георгиями"? Учитывая. что гвардия после Петра I реально воевала лишь в 1805 году - была разбита в прах, и больше ее на фронт до 1 мировой не посылали. (вот в Кровавое воскресенье гвардейцы "повоевали", и потом семеновцы в Москве народное восстание в крови утопили). И отправки гвардейских полков на фронт в 1 мировую аристократы Николаю II не простили.
      Павла I боялись офицеры, которые неи умели и не хотели честно служить. А вот что писал, например, Аракчеев:
      «В Гатчине служба была тяжелая, но приятная, потому что усердие всегда было замечено, а знание дела и исправность отличены».
      1. +1
        29 ноября 2023 11:57
        Цитата: ВлР
        А много ли было в Петербурге офицеров с честно заработанными "Георгиями"?

        А может быть Вы для начала статут прочитаете?
        Орден давался исключительно за боевые заслуги и даже великий князь Константин стал кавалером после личного участия в сражении под Аустерлицем.
        Поэтому если георгиевский крест, то он в любом случае"честно заработан"
        Цитата: ВлР
        Учитывая. что гвардия после Петра I реально воевала лишь в 1805 году - была разбита в прах, и больше ее на фронт до 1 мировой не посылали.

        Если Вы чего-то не знаете, то это не значит, что этого не было!
        Состав русских войск в Русско-Шведской войне 1808-1809 годов
        Лейб-гвардии гренадерский полк, Лейб-гвардии егерский полк, Лейб-гвардии Преображенский полк, Лейб-гвардии Измайловский пехотный полк, Азовский мушкетерский полк, Белозерский мушкетерский полк, Либавский мушкетерский полк, Невский мушкетерский полк, Петровский мушкетерский полк, Перновский мушкетерский полк, Брестский мушкетерский полк, Великолуцкий мушкетерский полк, Вильманстрандский мушкетерский полк, Калужский мушкетерский полк, Кексгольмский мушкетерский полк, Кремечугский мушкетерский полк, Могилевский мушкетерский полк, Навагинский мушкетерский полк, Низовский мушкетерский полк, Пермский мушкетерский полк, Полоцкий мушкетерский полк, Рязанский мушкетерский полк, Ревельский мушкетерский полк, Севский мушкетерский полк, Тенгинский мушкетерский полк, Тульский мушкетерский полк, 1-й егерский полк, 2-й егерский полк, 23-й егерский полк, 24-й егерский полк, 26-й егерский полк, 30-й егерский полк, 31-й егерский полк, Лейб-гвардии казачий полк, Митавский драгунский полк, Гродненский гусарский полк, 20 орудий. Всего около 35 тыс. чел., 20 орудий

        В войне 1812 гвария в основном в резерве, но... кавалергарды и конногвардейцы в составе кирасирской дивизии атакова французов у батареи Раевского
        Кавалергардским полком командовал полковник барон Левенвольде. Он пустил первый эскадрон в галоп и, повернув лошадь налево, успел крикнуть командиру четвертого эскадрона ротмистру Давыдову: «Командуйте, Евдоким Васильевич, левое плечо!», как был убит картечью. Его место перед полком занял полковник Левашов. Пока это произошло, первая линия на секунду замешкалась, но, поддержанная второй, смело врубилась в неприятельскую колонну. Части кавалерии противника (польским кирасирам) удалось развернуться вправо и взять кавалергардов во фланг, но конногвардейцы выручили их, бросились в атаку и отбили поляков. Началась рукопашная схватка между латниками.

        Потом Заграничный поход. Сражение под Кульмом.
        Русская гвардия под командованием графа Остермана Толстого сдержала ценой больших потерь натиск втрое превосходящих сил французского корпуса Вандама

        Русско-Турецкая война 1828-29 годов. осообенно отличился лейб-гвардии Саперный батальон.
        Русско-турецкая война 1877-78 годов. Плевна , переход через Балканы
        В русско турецкой войне гг первые штурмы Плевны были как известно - 1877-1878 . , ,
        неудачными и русской армии пришлось перейти к планомерной осаде крепости Для полной , .
        ее блокады необходимо было взять Горный Дубняк Телиш и Дольний Дубняк прикрывавшие , ,
        шоссе Эта задача легла па гвардейский корпус я гвардейская дивизия стрелковая . {98}. 2- ,
        бригада и Саперный батальон атаковали Горный Дубняк в то время как я дивизия и , 1-
        гвардейская кавалерия прикрывали атаку со стороны Плевны человек Финляндского . 30
        полка сумели ворваться на малый редут и удерживали его до подхода подкреплений Затем .
        роты Стрелкового полка броском заняли турецкие ложементы перед рвом прикрывавшим ,
        большой редут а с наступлением сумерек в штыковой схватке захватили укрепление В , {99}.
        декабре г гвардейские егеря сменили на Шиндаринской горной позиции Измайловский 1877 .
        полк прикрывая проходы через горы За две недели полк потерял человека Обстановка , . 551 .
        была неимоверно тяжелой Главнокомандующий сообщал Гвардейские войска от стоянки и . : «
        работы в Высоких Балканах и при походе через них остались в эту минуту равно офицеры и
        нижние чины без сапог уже давно а теперь окончательно и без шаровар Мундиры и шинели , .
        , . , одни лохмотья и то без ворса на них одна клетчатка У большинства белья нет а у кого
        осталось то в клочках и истлевшее Несмотря на это гвардейцы упорно преодолевали , »{100}. ,
        горы которые зимою считались абсолютно неприступными

        Это не говоря о том, что офицеры гвардии часто и густо служили при штабах в действующей армии или находится в командировке, даже если их полки в данном походе не участвовали.

        Уважаемый автор, подтяните матчасть!
        1. 0
          29 ноября 2023 12:54
          Поэтому если георгиевский крест, то он в любом случае"честно заработан"

          Вопрос был: много ли во времена Екатерины II было В ПЕТЕРБУРГЕ, где размещались не воевавшие в то время гвардейцы, людей с орденом или крестом Святого Георгия? Они и достались в наследство от Екатерины Павлу. Конечно, были и "кавалеры": фавориты или родственники "достойных" людей, которые отправлялись в армию и тут же отбывали в Петербург с известием о какой-то победе. И получали внеочередные звания, ордена, подарки, деньги. Валериан Зубов, например, так свой первый орден святого Георгия (4 степени) получил: едва успел приехать, как Потемкин его назад отправил с известием о взятии Бендер. И вот результат: чин флигель-адъютанта императрицы, звание полковника, орден Святого Георгия 4-й степени, 10 тысяч рублей наличными и драгоценностей на ту же сумму.
          1. +1
            29 ноября 2023 14:55
            Цитата: ВлР
            Валериан Зубов, например, так свой первый орден святого Георгия (4 степени) получил: едва успел приехать, как Потемкин его назад отправил с известием о взятии Бендер.

            Валерий, Вы не забыли, что я писал Вам про матчасть? feel
            За известие о взятии Бендер Зубов был пожалован не орденом, а 10 000 рублей и ценными подарками на ту же сумму.
            Что касается ордена святого Георгия 4 класса, то им Зубов награжден тремя годами позже за отличие при взятии Измаила.
            Третий класс того же ордена за подавление восстания Костюшко, а звезду второго за взятие Дербента.
            Я, конечно, понимаю, что Зубовы Вам неприятны, но может не стоит так откровенно-то?
            1. 0
              29 ноября 2023 15:52
              Да, здесь с "Георгием" Зубова я сейчас перепутал два эпизода - Бендеры и Измаил, признаю smile
              1. -3
                30 ноября 2023 20:43
                Вы мало того что пристрастны, так ещё и ваш уровень знаний недостаточен для того, что бы писать статьи претендующие на достоверность.
  22. +2
    28 ноября 2023 17:21
    Цитата: Grossvater
    Скажем так, значительно расширил социальную базу заговорщиков.

    Думаю, он ее создал. Заговорщики - лица, приближенные к императору, своим сумбурным поведением он заставил их боятся за свой завтрашний день.

    Со страха они его и ухлопали.
  23. -1
    28 ноября 2023 17:24
    но цареубийцы по прежнему большевики)))
  24. 0
    1 марта 2024 14:23
    И зачем осуждать Ивана Грозного? Прижал бояр так, что пискнуть лишний раз боялись. Действовал бы Павел также правил бы еще лет десять - пятнадцать.