В Музее военно-морской славы в Кронштадте открылась экспозиция первой советской АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»

20
В Музее военно-морской славы в Кронштадте открылась экспозиция первой советской АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»

В Кронштадте заработала экспозиция первой советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол", торжественное открытие прошло накануне, 26 декабря, в Музее военно-морской славы.

Превращение первой советской атомной подлодки в музейный экспонат завершено, открытие экспозиции состоялось. Теперь посетители музея могут ознакомиться не только с самой субмариной, но и с бытом подводников, об этом расскажут неизвестные ранее широкой публике фотографии, иллюстрации, письма подводников и исторические документы.



Открытие экспозиции К-3 — историческое событие. Это финал большой и трудной работы. (...) Теперь К-3 продолжит служить Родине в новом качестве — как памятник отечественной науке, инженерной мысли, профессионализму судостроителей и героизму моряков-подводников

- заявила на открытии руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" Ксения Шойгу.

АПЛ "Ленинский комсомол" установили в музейном комплексе в июне этого года, проделав титаническую работу. Субмарину доставили из Северодвинска по внутренним водным путям сначала на Выборгский судостроительный завод, там установили на погружную баржу "Атлант" и уже оттуда в порт Кронштадта. Затем подлодку разделили на две части по отсеку-донору, который заменил реакторный отсек и на специальных самоходных осях в ночное время по улицам города доставили на территорию музея, где и продолжились работы по превращению субмарины в экспонат.

К-3 "Ленинский комсомол" — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 "Кит". Спущена на воду 9 августа 1957 года. Вступила в строй 1 июля 1958 года, 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием на Северодвинск. Из состава Северного флота выведена в 1991 году.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    27 декабря 2023 09:48
    Вот это отличная новость! Ещё бы Акулу в музей превратили. Такая вот есть мечта hi
    1. +1
      27 декабря 2023 10:35
      Только подумал тоже самое. надо бы ТК-208 Дмитрий Донской в музейный экспонат превратить..на века. Титановый корпус это позволит легко.
  2. -1
    27 декабря 2023 09:53
    Еще бы и ее папаша занялся строительством церквей, открытием музеев и руководством Русским географическим обществом, т.е. тем, в чем он разбирается, причем разбирается хорошо.
    1. 0
      27 декабря 2023 10:40
      Цитата: Дилетант
      Еще бы и ее папаша занялся...

      Вот обязательно найдется тот, кому, не-жить-не-быть, нужно вставить свои грязные 5 копеек и пройтись языком по папашам, родственникам и домашним животным. Как бабка базарная, по фигу, что речь идет о музее и корабле. negative
      1. -1
        27 декабря 2023 12:56
        вставить свои грязные 5 копеек и пройтись языком по папашам, родственникам и домашним животным. Как бабка базарная,

        Обязательно найдется тот, кто считает себя умнее других и поэтому обязательно вставит свои грязные 5 копеек про чужое мнение. Как бабка базарная.
    2. Комментарий был удален.
  3. +1
    27 декабря 2023 09:59
    отличный задел, по ходу на горизонте замаячило нечто подобное музеям Монино и Кубинки...замечательно ... хотелось бы пожелать туристическо -рекреационному кластеру "Остров фортов" и лично Ксении Шойгу успехов и самое главное подключать к новым экспонатам и народ, лично я бы скинулся на благое дело
  4. +1
    27 декабря 2023 10:20
    Эх, буду в Питере обязательно зайду, всегда хотелось увидеть это вот все в "реальном масштабе" good Жаль только реакторный отсек муляж, но по другому никак, увы. Вопрос лишь в том, насколько корректно он воссоздан.
  5. +1
    27 декабря 2023 10:27
    Про "Акулу " как экспонат можно забыть,её во первых не притащить через Беломоро - Балтийский канал и второе ,если вырезать реакторный отсек и делать новый ,это дело обойдётся в космические деньги.А вот о сохранении БП и рубки подумать можно и надо.
    1. +1
      27 декабря 2023 11:02
      Космические деньги? А 300 млрд. вложить в экономику США - это недорого. А вложиться в историю страны - это космические деньги.
      А изолировать отсек нельзя?
    2. +1
      27 декабря 2023 11:19
      ,её во первых не притащить через Беломоро - Балтийский канал
      ...да ладно...за "ноздри" и вкруголя через северное море в балтику...ни каких проблем...Монтре на балтику не распространяется...проблема непосредственно в доставке в сам музей такого гиганта..но не вопрос..на пирсе пускай музеем будет...вона...Авроре сколько лет..и ни чего..стоит красава
      1. 0
        27 декабря 2023 11:36
        Владимир hi Датчане не дадут добро тащить "Акулу" c редакторами на борту,надо вырезать отсек и делать новый уже без реакторов,как было сделано на К-3.( её самоходный плавдок вроде тащил " пачке беломора"). laughing
        1. 0
          27 декабря 2023 12:02
          Датчане не дадут добро тащить "Акулу"
          ...упс...это каким образом не дадут когда все прочие суда с атомными силовыми установками туда сюда ходють...так что понаплевать на датчан и прочих шведов,..проходы в Балтийском море общенародные
  6. +3
    27 декабря 2023 13:03
    Меня на ней, в пионеры принимали.) ещё когда она в составе дивизии была.
  7. 0
    27 декабря 2023 13:08
    Интересные подробности по К-3,за место реакторного отсека ,врезан турбинный без ткрбин и установлен муляж реактора.Есть три фото на медиапалубе.
    .
    1. +1
      27 декабря 2023 16:36
      за место - правильно или заместо, или лучше вместо. winked
  8. 0
    27 декабря 2023 13:42
    кто в теме, проясните пожалуйста, ей только со стороны можно любоваться или внутрь тоже можно попасть?
    1. +1
      27 декабря 2023 16:01
      Фото с новостного ресурса" Медиапалуба" там же есть статья с фото по всем отсекам,как было и как стало.
  9. +2
    27 декабря 2023 16:46
    Крымский партизан 1974 (Владимир), уважаемый, вся подводная часть "Авроры" - сварной новодел с ремонта 1985 года. Остатки корпуса крейсера затоплены не далеко от посёлка Ручьи Кингисеппского района Ленинградской области в Лужской губе Финского залива в 1987 году.
  10. +1
    27 декабря 2023 21:48
    Долгая дорога к славе
    Угроза быть порезанной «на иголки» и исчезнуть без следа висела дамокловым мечом над К-3 с 1991 года, когда «Ленинский комсомол» (проект 627, зав. №254) был выведен из состава Военно-Морского флота. В 2005 году К-3 была переведена в акваторию снежногорской судоверфи для последующей утилизации.
    Руководство завода понимало, какую ценность для истории имеет этот корабль, поэтому сразу было принято решение обратиться во все официальные инстанции с инициативой о сохранении АПЛ и переоборудования её в музейный комплекс.
    Если сложить все письма-обращения, которые за эти годы отправлялись в Москву, то они составят несколько увесистых томов. Техническое управление Военно-Морского флота, Министерство обороны, Правительство РФ, губернатор Мурманской области, Совет Федерации – адресов множество, суть одна: увековечить память о первой атомной лодке, историческая ценность которой значительно выше тех затрат, которые понадобятся для создания музея.
    Судьба первой атомной острой болью отзывалась и в сердцах тех, кто принимал участие в ее создании. Например, Радий Шмаков, бывший главный конструктор СПМБМ «Малахит», конструктор АПЛ I и II поколений, регулярно звонил на «Нерпу», с тревогой в голосе спрашивая:
    – Не порезали ещё? Стоит К-3 на стапеле?
    Радий Анатольевич верил, что лодку удастся спасти и заряжал своей верой других.
    – Как бы ни тянули чиновники с выделением денег, К-3, думаю, резать не станут. Если не найдут место в Питере, готовы принять у себя музей К-3 Москва, Вологда, Калининград. Правда, мне, петербуржцу, не хотелось бы такого исхода. Но главное - сохранить для России нашу первую атомную, - утверждал Радий Анатольевич.
    Оббивая пороги бюрократии, «Нерпа» занималась подготовкой атомохода к длительному хранению, в том числе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности лодки. В 2006 году из АПЛ «Ленинский комсомол» было выгружено отработавшее ядерное топливо и вырезан реакторный отсек. В 2008 году «атомное сердце» К-3 (законвертованный и надежно загерметизированный реактор в составе одноотсечного блока) было отправлено в наземное береговое хранилище в Сайда-Губе.
    Наконец усилия корабелов, ветеранов подводного флота, историков и просто неравнодушных людейувенчались успехом. В 2010 году Главкомом ВМФ адмиралом Владимиром Высоцким было принято окончательное решение не утилизировать К-3 и сохранить её для будущих поколений как одно из выдающихся достижений военно-технической науки.
    На палубе АПЛ «К-3» вновь засверкала сварка. Работники«Нерпы» приступили к монтажу макета-имитатора реакторного отсека взамен вырезанного для восстановления естественного внешнего вида подлодки. В качестве имитатора энергоотсека был выбран турбинный отсек с АПЛ проекта 627, которая в это время утилизировалась на «Нерпе». Специалисты завода изготовили конические обечайки и разработали специальные чертежи на стыковку кормовой и носовой оконечностей, поскольку по конструкции турбинный отсек отличался от реакторного отсека К-3, а необходимо было сохранить исходную геометрию сварных швов.
    Эти работы завод проводил за свой счёт – годы шли, а принципиального решения по переоборудованию К-3 в музей, а значит выделения соответствующего финансирования не было. «Нерпа» содержала лодку несмотря ни на что. «Ленинский комсомол» стоял сначала в цехе на самом дальнем стапельном месте, потом на стапельной плите утилизационного комплекса. Лодка занимала довольно значительную часть самого крупного производственного участка предприятия, серьёзно ограничивая возможности верфи по приёму новых заказов и, как следствие, сдерживая выполнение производственной программы предприятия.
    Ситуация изменилась когда встал вопрос с выделением стапельного места для утилизации плавтехбазы «Лепсе»,масштабного экологического проекта. Руководство «Нерпы» предложило компромиссный вариант: спустить лодку на воду, где в родной стихии в заводской акватории она будет ждать своего часа.
    –У государства сейчас нет средств, чтобы осуществить перевоплощение «Ленинского комсомола» в музейный комплекс, но для всех нас важно, как будет решена её судьба. Мы будем держать и хранить её столько, сколько нужно, бесплатно. Пусть уж хранится до лучших времен на воде, - сказал тогда главный инженер СРЗ «Нерпа» Ростислав Римденок, один из самых деятельных сторонников музейного будущего «Ленинского комсомола».

    Осенью 2017 года, дождавшись финансирования на конвертовку лодки, специалисты«Нерпы» спустили «Ленинский комсомол» на воду, где на понтонах, удерживающих ее в безопасном положении, она простояла ещё четыре года. И снова летели в Москву и Санкт-Петербург письма-обращения, в региональных и федеральных СМИ выходили статьи и телесюжеты. Коллектив «Нерпы» и энтузиасты-общественники делали всё от них зависящее, чтобы уникальный корабль не был забыт ещё на десятилетия у самого дальнего заводского причала.
    В 2018 году, когда с размахом отмечалось 60-летие атомного подводного флота, на «Нерпе» работала съёмочная группа программы «Военная приемка» телеканала «Звезда». Вместо юбилейного с глянцем выпуска о судьбе первой атомной подводной лодки они рассказали честную историю о том, в каком состоянии находится корабль-легенда,обросший морскими водорослями как бронёй и как морская вода вкупе со льдом постепенно разрушают лёгкий корпус. Трансляция этого выпуска программы подобно шторму пробила бюрократический монолит. Прошло несколько месяцев и автономная некоммерческая организация «Остров Фортов» презентовала макеты и планы экспозиций будущего Музея Военно-Морской славы в Кронштадте, где К-3 отводилось центральное место.
    Летом 2021 года коллектив «Нерпы» провожал К-3 в последний дальний поход. Внутренними водными путями, по Беломоро-Балтийскому каналу,«Ленинский комсомол», закреплённый в транспортном доке «Свияга», прошёл в свою последнюю гавань. В салюте фотовспышек, приветственных гудках кораблей и под гром аплодисментов всех, кому дорога история российского подплава.
  11. 0
    28 декабря 2023 01:22
    Слава богу ! Беспокойство общества и предложения к увековечиванию нашего оружия дошли-таки до ушей. Это один из памятников нашей славы !