Трафальгарское морское сражение

30
Трафальгарское морское сражение
«Трафальгарская битва», картина У. Кларксона-Стэнфилда, написанная в 1806 году


Совсем недавно мы говорили о Египетском походе Бонапарта и морском сражении при Абукире, о политической обстановке в Европе накануне войны Третьей коалиции, о причинах и начале этой войны. Наполеон готовил вторжение в Англию, англичане лихорадочно искали союзников, армии которых будут сражаться с Бонапартом в Европе, отвлекая его от планов по завоеванию их гордого острова. Как вы знаете, союзников британцы нашли – и те с треском проиграли эту войну. Но Англия была спасена. И главным сражением той войны для самих англичан стала знаменитая морская битва при Трафальгаре. Часто говорят, что в ней Англия потеряла лучшего адмирала, а Франция – флот и надежду остаться великой морской державой. Трафальгарскую битву традиционно включают в число четырёх крупнейших морских сражений мировой истории – наравне с Саламинским, при Лепанто и Цусимском. О Трафальгарской битве и будет рассказано в этой статье.



Накануне


17 сентября 1805 года Наполеон подписал приказ, согласно которому франко-испанская эскадра должна была, наконец, выйти из Кадиса и отправиться к Картахене, где к ней должны были присоединиться другие испанские корабли. В Тулоне они должны были взять на борт французские десантные части и следовать к Неаполю, чтобы поддержать армию Сен-Сира, а также создать угрозу Египту. Неудачливый вице-адмирал Пьер-Шарль де Вильнëв должен был сдать командование графу Франсуа-Этьену де Розили (известный французский гидрограф и картограф) и явиться в Париж «для дачи объяснений». Письмо с приказом он получил 27 сентября, и, чтобы спасти свою честь, решил сам возглавить эту экспедицию. Он долго не решался выйти в море, но теперь, когда уже находился в фактической отставке, рвался в бой. А испанцы были против. Адмирал Федерико Гравина указывал, что многие матросы больны, экипажи недоукомплектованы, новобранцы плохо обучены, к тому же приближается период осенних штормов. Вильнёв ответил, что

«падение барометра не должно служить оправданием падению мужества и союзного долга.»

Встреча с англичанами


19 октября французские и испанские корабли вышли из гавани Кадиса и взяли курс на Гибралтар. Ранним утром (около 5 часов 30 минут) 21 октября близ мыса Трафальгар были обнаружены британские корабли, их вёл Горацио Нельсон, от которого французский адмирал бежал во время сражения при Абукире. И теперь мужество оставило уже самого Вильнёва: после долгих колебаний он отдал приказ повернуть назад – к Кадису. Около 8 часов утра был поднят сигнал: «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке» – авангардные корабли теперь становились арьергардом. Выполнение этого манёвра заняло два часа, при этом боевой порядок расстроился – появились «разрывы дистанции», теперь следом идущий корабль не мог защищать корму впереди идущего. Некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседними, и вовсе не вышли из строя, который теперь выглядел как полумесяц, выгнутый вправо – в сторону берега. Нельсон, намереваясь разрезать вражеский флот на три части, выстроил свои корабли в две колонны.


План был очень смелым, даже рискованным, поскольку британские корабли сближались с неприятельскими под курсовым углом почти 90 градусов и потому не могли использовать свою артиллерию. А вражеские корабли могли поражать их залпами бортовых пушек. Но ветер и океанские волны были благоприятны для англичан.

Соотношение сил


Какими же силами располагали адмиралы противоборствующих сторон? В распоряжении Нельсона оказались 27 линейных кораблей, 4 фрегата и 1 шхуна. Вильнёв возглавил флот из 33 линейных кораблей (18 французских и 15 испанских), 5 фрегатов и двух бригов. Что касается линейных кораблей, в эскадре Нельсона 4 из них были судами первого ранга, 4 – второго, 20 – третьего. В объединённом франко-испанском флоте было 4 линейных корабля первого ранга и 29 – третьего. Вильнёв держал свой флаг на 80-пушечном корабле «Буцентавр» (Bucentaure), который прикрывал испанский 144-пушечный корабль «Сантиссима-Тринидад» (Santisima Trinidad – «Святейшая Троица»).


Santísima Trinidad, модель корабля в музее науки г. Вальядолид

Флагманом Федерико Гравины был 112-пушечный линейный корабль «Принсипе де Астуриас». Нельсон находился на знаменитом 104-пушечном линейном корабле Victory, который ранее был флагманом талантливого британского адмирала Джона Джарвиса (Нельсон служил под командованием Джарвиса и многому научился у него). Victory был лишь немного младше Нельсона – заложен в Чатаме 23 июля 1759 года и спущен на воду в 1765-м. Но в 1799-1803 гг. этот корабль стоял на ремонте и его буквально перебрали по брёвнышку, говорят, что стоимость такой реконструкции превысила цену постройки. Victory пережил Нельсона, он оставался в строю до 1812 года, а потом его поставили на «вечную стоянку» в городе Портсмут:


Заместитель Нельсона вице-адмирал Катберт Коллингвуд шёл на 100-пушечном «Ройял Соверейн» (Royal Sovereign).


Катберт Коллингвуд на портрете Генри Ховарда

Среди французских линейных кораблей был и Swiftsure, который в составе английского флота принимал активное участие в морском сражении при Абукире и удачно атаковал французский флагман – L'Orient. Именно моряки «Свифтшура» подарили тогда Нельсону гроб, сделанный из обломка мачты «Ориента», упавшего на палубу их корабля. Однако в 1801 году этот корабль был захвачен эскадрой французского адмирала Онорэ Жозефа Антуана Гантома.


Французские корабли l'Invincible и Le Dix-Août атакуют Swiftsure 24 июня 1801 г.

А в составе британской эскадры находились бывшие французские корабли Tonnant и Spartiate, захваченные во время Абукирской битвы.

Корабли союзников несли на себе 2864 артиллерийских орудий, численность экипажей достигала 20 тысяч человек. На британских кораблях находились 2312 пушек и около 16 тысяч моряков.

В Абукирском сражении французский флот понёс большие потери, в том числе и людские. В результате британские моряки оказались более опытными и лучше подготовленными. Особенно критичной была разница в уровне канониров: некоторые утверждают, что по скорострельности англичане превосходили своих противников едва ли не в три раза.

Нельсон тогда принял весьма неоднозначное и оказавшееся роковым решение – надеть парадный мундир с орденами. Он теперь был просто идеальной мишенью, и офицеры Victory просили его одеться менее заметно. Нельсон ответил:

«Я честно заслужил награды и честно умру с ними.»


Трафальгарский мундир Нельсона. Гринвич, Национальный морской музей

Перед началом сражения он сказал своим капитанам:

«Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским — не ошибетесь.»


Нельсон излагает своим капитанам план Трафальгарского сражения, кадр американского фильма 1911 г.

Около 12 часов дня Нельсон приказал поднять сигнал, о котором исследователи спорят до сих пор. Некоторые пишут, что он гласил:

«Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг.»

Однако такой сигнал просто невозможен – в использовавшемся коде нет необходимых обозначений. Наиболее популярная версия гласит, что сигнал был следующим:

«Англия ждет, что каждый исполнит свой долг.»

Эта фраза стала боевым девизом британского флота.

Но скептики утверждают, что Нельсон дал обычный сигнал – положенный по уставу:

«Следовать за мной.»

Французские корабли подняли республиканские трёхцветные флаги, испанцы – флаги своей страны и деревянные кресты.

Сражение



Joseph Mallord William Turner. The Battle of Trafalgar

Итак, Нельсон решил атаковать вражеский флот двумя колоннами. Первыми к франко-испанскому флоту должны были подойти 15 кораблей колонны Коллингвуда, которым была поставлена задача разрезать вражеский строй между 12 и 13 кораблями арьергарда. Однако в итоге франко-испанский флот оказался разрезан на уровне 16-17 кораблей, и суда Коллингвуда оказались в меньшинстве. Английские корабли ещё и вступали в бой не одновременно, а по очереди. Таким образом, у их противников были неплохие шансы на успех, однако, как мы помним, английские канониры стреляли в три раза быстрее. Нельсон возглавил вторую колонну из 12 кораблей, которая атаковала центр вражеского строя.

Надо отметить, что оторвавшиеся от основной группы кораблей авангардные (бывшие арьергардные) суда французского вице-адмирала Пьера Дюмануара продолжали идти на Кадис. Их было 9, и к ним примкнул один корабль центральной группировки. Поворачивать назад эти корабли стали лишь примерно в 3 часа дня – слишком поздно, к этому времени противником уже были захвачены 12 французских судов. А 4 из них и вовсе уклонились от боя.

Первый залп Трафальгарской битвы дал испанский 112-пушечный корабль «Санта-Ана», обстреляв вырвавшийся вперёд флагман Коллингвуда «Роял-Соверен».


Santa Ana на гравюре начала XIX века. Этот корабль был захвачен англичанами, но 23 октября отбит Федерико Гравиной, вернулся в Кадис, а потом вместе с Príncipe de Asturias его перевели на Кубу


Royal Sovereign на гравюре 1796 г.

Около половины первого корабль Коллингвуда прорезал неприятельский строй и на протяжении примерно 15 минут сражался в одиночестве и был сильно повреждён. Но пушки «Роял-Соверена» не молчали: очень крепко досталось испанскому линейному кораблю «Санта-Анна» и французскому «Фуге». Затем стали подходить другие английские корабли. Колонна Нельсона вступила в бой на полчаса позже.


Нельсон и его офицеры на палубе сближающегося с кораблями противника Victory, кадр американского фильма 1911 г.

В бою сошлись флагманы Нельсона и Вильнёва – «Виктори» и «Буцентавр». Французы дали три залпа, свалив одну из мачт «Виктори», но затем по «Буцентавру» ударили то ли шесть, то ли семь британских кораблей. Флагман Нельсона прошёл мимо «Буцентавра» и оказался перед линейным кораблём Redoutable («Страшный»). С «Буцентавром теперь схватился 98-пушечный английский корабль Temerair.


Французский линейный корабль «Редутабль» (в центре) и британские «Виктори» и «Тимирер» на картине Кларксона Фредерика Стэнфилда

Во время Трафальгарского сражения на море отмечалась сильная бортовая качка, которая, с одной стороны, мешала вести прицельный огонь, с другой – нарушила строй франко-испанского флота, оказавшегося «разрезанным» в нескольких местах. Битва превратилась в серию противостояний отдельных судов, которые обстреливали друг друга почти в упор – не только из пушек, но и из ручного огнестрельного оружия. Такие поединки заканчивались абордажными схватками. Именно тогда находившийся на бизань-мачте стрелок французского корабля «Редутабль» с расстояния 14-15 метров смертельно ранил хорошо заметного благодаря парадному мундиру Нельсона. Пуля прошла через плечо, пробила лёгкое и застряла в позвоночнике, у адмирала оказалась парализована нижняя часть тела.


Ранение Нельсона на картине Д. Диджтона

Нельсон находился в сознании и требовал докладов о ходе битвы. В 4 часа дня капитан Victory сообщил ему, что захвачены уже 15 неприятельских кораблей (в том числе и потерявший все мачты французский флагман) и сражение выиграно. Утверждают, что Нельсон ответил:

«Это хорошо, но я рассчитывал на 20.»

Через 30 минут он умер. Согласно официальной версии, последними словами адмирала были:

«Слава Богу, я смог исполнить свой долг.»


Бенжамин Вест. Смерть адмирала Нельсона

Надо отметить, что линейный корабль Redoutable, с которого прозвучал роковой для Нельсона выстрел, был захвачен именно его флагманом – Victory. Во время отчаянной абордажной схватки французы потеряли 80 % экипажа. Был захвачен и огромный четырёхдечный линейный корабль «Сантиссима Тринидад», который вынужден был сражаться с семью британскими судами. Избиение франко-испанского флота остановил шторм.

Прекрасно проявил себя в этом бою испанский адмирал Федерико Гравина, который продолжал руководить сражением, даже потеряв руку. Часть кораблей ему удалось увести в Кадис, где они укрылись от шторма. На следующий день, несмотря на ранение, Гравина снова повёл оставшиеся боеспособными корабли в море. Удалось отбить линейный корабль «Санта-Ана», экипаж которого взбунтовался против находившихся на его борту англичан, но два других корабля Гравины затонули во время продолжавшегося шторма.


Федерико Карлос Гравина-и-Наполи на портрете неизвестного художника

Испанский адмирал так и не смог оправиться от последствий ранений, полученных им во время Трафальгарского сражения. Он умер 9 марта 1806 года в возрасте всего 49 лет.

После битвы


Итоги сражения оказались следующими. Британцы не потеряли ни одного корабля, в их экипажах 458 человек были убиты, 1208 получили ранения. Объединённый франко-испанский флот потерял 22 корабля (один был потоплен, остальные захвачены). Большие потери понесли экипажи кораблей: 4395 человек были убиты, 2540 ранены, около восьми тысяч попали в плен (в том числе и де Вильнёв). До трёх тысяч уже сдавшихся французских и испанских моряков утонули во время жестокого шторма 22 октября, тогда же утонули три корабля из числа тех, что были захвачены англичанами, в том числе и «Сантиссима Тринидад». А 4 ноября 1805 года эскадра капитана Ричарда Стрэчена перехватила 4 французских корабля контр-адмирала Пьера Дюмануара, которые ушли от Трафальгара, не приняв участия в битве. Эти суда были захвачены и приведены в Англию.

Тело Нельсона было привезено в Лондон в бочке с бренди. Рассказывали, что матросы в пути употребляли этот напиток – с помощью соломинок. Трудно сказать, насколько достоверны эти рассказы, но ром, который выдавали английским морякам, действительно стали называть «адмиральской кровью» или даже «кровью Нельсона».

Мечта Горацио Нельсона о похоронах в Вестминстерском аббатстве так и не исполнилась: местом его захоронения стал собор святого Павла. И похоронен он был в гробу, сделанном из обломка мачты французского флагмана, который моряки линейного корабля «Свифтшур» подарили ему после битвы при Абукире.


Надгробие Нельсона, собор святого Павла, Лондон

На этих похоронах присутствовали и попавший в плен командующий объединённым франко-испанским флотом вице-адмирал Вильнëв. Через полтора года он был отпущен под честное слово не воевать с англичанами. 22 апреля 1806 г. его тело было найдено в одной из комнат постоялого двора, где он остановился, ожидая распоряжения Наполеона. По официальной версии, опасавшийся трибунала де Вильнёв совершил самоубийство.


Pierre-Charles Villeneuve

В Лондоне в честь Трафальгарской победы была названа площадь, ранее носившая имя Вильгельма IV. Она устроена на месте, где сходятся улицы Стрэнд, Уайтхолл и Мэлл. В 1842 г. в её центре на гранитной колонне высотой 46 метров была установлена статуя Нельсона в три человеческих роста. Александр Герцен, кстати, назвал эту колонну «дурным памятником дурному человеку».

Пьедестал колонны украшен бронзовыми панелями с изображениями четырёх знаменитых победы Нельсона – они отлиты из трофейных французских артиллерийских орудий. А на декорирование верхней части колонны пошёл металл английских пушек.


Трафальгарская площадь, Лондон


Nelsons column in London

Любопытно, что строительство осуществлялось при финансовой помощи России: правительство нашей страны желало улучшения отношений с Англией.

Последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении при Трафальгаре, «всплыл» на аукционе, который проводился в Лондоне 21 октября 2009 года – в день 204-летия битвы. При начальной заявленной цене в 14 000 фунтов эта, имеющая огромную историческую ценность реликвия была продана за 384 000 фунтов. Согласитесь, не слишком высокая цена – по сравнению с ценами на некоторые современные «произведения искусства».

Из первой статьи вы, вероятно, помните, что за несколько часов до смерти Нельсон прямо указал в своём завещании:

«Единственную милость, которой я прошу у своего Государя и у своей родины, это забота о судьбе леди Гамильтон и маленькой Горации.»

Англия отблагодарила своего героя, оставив любимую женщину адмирала и его дочь без средств к существованию. Получив известие о гибели Нельсона, Эмма Гамильтон на две недели слегла в постель с лихорадкой. Придя в себя, она узнала, что завещание Нельсона не признано, и очень скоро она оказалась в долговой тюрьме. Выйдя на свободу, снимала комнатёнку на чердаке, скоро снова оказалась в долгах и вынуждена была скрываться от кредиторов во Франции. Здесь она от горя и безысходности стала крепко «прикладываться к бутылке» и скоро стала алкоголичкой. Умерла в полной нищете 15 января 1815 года. Её дочь Горация вернулась в Англию, вышла замуж за священника и родила 10 детей (семь сыновей и три дочери).


Горация, дочь адмирала Нельсона и леди Гамильтон

Лишь в конце жизни ей удалось добиться от английского правительства единовременной дотации в 1457 фунтов стерлингов (эти деньги Горация распределила между своими сыновьями) и «пенсиона» для дочерей – 100 фунтов ежегодно. Умерла она в возрасте 80 лет. На могильном камне названа не родной, а приёмной дочерью Нельсона.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    7 января 2024 07:02
    Что за меч у Нельсона на памятнике? Палаш не палаш... recourse
    А роковой выстрел с мачты считается одним из лучших наравне с Хэчкоком, Зайцевым...
    1. +6
      7 января 2024 07:58
      Вероятно, это не реальный клинок, а символ меча: скульптор думал не о достоверности изображения, а о том, как будет смотреться статуя со стороны, плюс еще одна точка опоры.
      1. +3
        7 января 2024 08:16
        Видимо, да. Меч из Трептов -парка в реале был бы неподьёмным. hi
        1. +4
          7 января 2024 15:50
          Меня удивила "благодарность" английского правительства: шиш дали леди Гамильтон и дочери адмирала Нельсона - Горации. Хотя умирающий адмирал просил об этом.
      2. +3
        7 января 2024 14:56
        Вероятно, это не реальный клинок, а символ меча:

        На первом фото британский кортик гардемарина конца XVIII века, на втором - его вариант 1856 года. Название "кортик" не должно вводить в заблуждение, его длина 610 мм. Рост Нельсона, кстати, 169 см.
        1. +3
          7 января 2024 16:17
          Однолезвийный, с долом... Клинок от дирка, рукоять от кортика. Компиляция какая-то. hi
  2. +1
    7 января 2024 08:47
    Так француз потерял свободу судоходства и захватывать, грабить колонии.60 лет дрались за атлантику.

    На флуд: понаехавшие фундаменталисты - исламисты и шаманские из африк и др заморских, сожгут лувр и др куртуазные заведения? А тетку с улыбкой, у нее зона детольте открыто-уничтожат?
  3. vet
    +10
    7 января 2024 10:09
    Каковы, по-вашему причины такого фатализма Нельсона? Одел парадный мундир с орденами, написал завещание? Как врач, могу предположить. У него не было руки и он испытывал унизительные ограничения в самообслуживании. Как написано в первой статье, с детства был болезненным. Возраст здоровья не прибавил. Держался на характере, но понимал, что еще год-два - и организм совсем посыплет, станет полным инвалидом. И решил до этого не доводить, подумал, что если погибнет героем, правительство позаботится о его любимых людях ни в чем нуждаться они не будут. Переоценил лондонских бюрократов.
    1. +7
      7 января 2024 12:21
      Цитата: vet
      Каковы, по-вашему причины такого фатализма Нельсона? Одел парадный мундир с орденами

      В том, что Нельсон имел незрачную внешность request
      Это не шутка. Мне доводилось читать его жизнеописание. Для сэра Горацио носить парадный мундир со всеми регалиями было нормой. Он даже за обеденный стол с приятелями так садился. Чтобы не теряться на фоне брутальных моряков.
      Как бы ни единственный случай, когда он оделся в партикулярное платье на людях, это суд над одним из его бывших подчиненных. Тот попросил адмирала засвидетельствовать его прежнюю безупречную службу. Сэр Горацио мог отказаться, но не стал. Но для дачи показаний явился по гражданке.
      1. vet
        +1
        8 января 2024 14:25
        Да,"комплексы" тоже. Но, представьте. С детства болезненный гордый мужчина, которому из-за увечья, извините, даже в туалет самостоятельно сходить трудно, особенно - на корабле. С возрастом все обостряется, появляются новые болячки. И мысли - а что дальше? Инвалидная коляска? В тягость и себе, и любимой женщине? Мог искать смерти. В бою парадный мундир с орденами все же одевать не обязательно, и, как я понял, все его уговаривали этот мундир не надевать. И раньше указаний на то, что перед боем именно парадный мундир Нельсон всегда надевал, нет. Иначе бы не отметили все такое его поведение при Трафальгаре. Иначе - чему удивляться? Всегда надевает и сейчас надел.
        1. 0
          8 января 2024 16:03
          Инвалидная коляска?

          В связи с отсуствующей рукой и глазом? belay
          Цитата: vet
          В тягость и себе, и любимой женщине?

          Ровно наоборот. Нельсон прекрасно понимал, что если погибнет, Эмма и Горация останутся ни с чем. И не ошибся...
          Остался бы жив, получил теплое место на берегу (как сделавший ему протекцию дядя), или в парламенте. Уж как-нибудь дочку обеспечил.
          Цитата: vet
          И раньше указаний на то, что перед боем именно парадный мундир Нельсон всегда надевал, нет.

          А Вы всю историографию по Нельсону изучили?
          Тогда не спорю.
          Цитата: vet
          Всегда надевает и сейчас надел.

          Именно так он и делал.
  4. +8
    7 января 2024 10:39
    Спасибо, Валерий. Очень хорошая статья.
    Сантиссима Тринидад - удивительный корабль. Построен на Королевской верфи в Гаване целиком практически из махагони (красного дерева) Носовая фигура этого "мановара"
    1. +4
      7 января 2024 13:56
      Добрый день, Андрей Борисович! С Рождеством Вас!

      Я солидарен с Вами на тему того, что статья Валерия удалась (ему большое спасибо). Также я хочу поделиться одним фактом: в честь победы при Трафальгаре англичане в 1943 построили эсминец HMS Trafalgar D77.
  5. +9
    7 января 2024 11:00
    План был очень смелым, даже рискованным, поскольку британские корабли сближались с неприятельскими под курсовым углом почти 90 градусов и потому не могли использовать свою артиллерию.

    Чувствуется, что автор не моряк. Курсовой угол 90 градусов означает, что противник находится на траверзе, то есть в направлении, перпендикулярном диаметральной плоскости корабля и по нему можно вести огонь всем бортом. В данном случае курсовой угол был близок к нулю.
    Во время Трафальгарского сражения на море отмечалась сильная бортовая качка

    У моря не бывает качки, у моря бывает волнение, под влиянием которого корабль испытывает качку, килевую или бортовую, в зависимости от его положения относительно волн и ветра.
    1. +9
      7 января 2024 14:27
      Цитата: Dekabrist
      Чувствуется, что автор не моряк.

      Это да, автор не к месту вставил слово "курсовой". Видимо хотел добавить статье морского колорита. Однако в целом получилось неплохо, вполне приличная обзорная статья.

      Самое интересное в описаниях Трафальгара - а когда собственно Нельсон успел составить свой знаменитый "план сражения"? Французы вели себя непредсказуемо, а флажными сигналами сложно передать что то кроме пары слов.
  6. +5
    7 января 2024 17:02
    Надо будет перечитать "Мыс Трафальгар" Переса-Реверте...
    1. +3
      7 января 2024 17:50
      Цитата: Macsen_Wledig
      Надо будет перечитать "Мыс Трафальгар" Переса-Реверте...

      Спасибо за наметку, не читал!
      У Валерия лучше получается писать про людей. Просто, доступно и понятно. Один недостаток, он подвержен субъективному увлечению, что ведёт к перегибами в выводах.
      Но если выбирать из наших мореманоа, я выберу Рыжева, а не Мохова!
  7. +6
    7 января 2024 18:21
    Трафальгарскую битву традиционно включают в число четырёх крупнейших морских сражений мировой истории – наравне с Саламинским, при Лепанто и Цусимском.

    Непонятно почему в это число не вошло Ютландское сражение (1916)
    1. +4
      7 января 2024 19:36
      Вероятно, потому, что оно (Ютландское сражение) фактически окончилось безрезультатно и никак не повлияло на ситуацию на фронтах 1 мировой войны. Разочарование с обеих сторон, стали высказываться мнения, что большие боевые корабли строить и содержать очень дорого, а толку от них мало.
      1. 0
        7 января 2024 21:33
        Цитата: ВлР
        стали высказываться мнения, что большие боевые корабли строить и содержать очень дорого, а толку от них мало.
        Я не к тому, чтобы пытаться дискутировать ))
        но мнения эти явно были очень слабые, поскольку после этого сражения линкоры строили еще 30 лет, а водоизмещение их выросло в более чем в 2 раза
    2. +2
      9 января 2024 09:51
      Цитата: Yeti Suvorov
      Непонятно почему в это число не вошло Ютландское сражение

      В связи с отсутсвием безусловного победителя.
      Что при Трафальгаре, что в трех других сражениях один из противников был наголову разгромлен.
  8. +8
    7 января 2024 18:46
    Честно говоря, у Наполеона была возможность раздавить Англию несмотря на Трафальгар. Если бы он сосредоточился именно на этой цели. Ресурсы Европы тогда многократно превышали английские и если не получилось выиграть умением - могло получиться выиграть числом. Но Наполеону было отпущено править всего 15 лет (!) и немалую заслугу в спасении Англии сыграла Россия (на свою же голову).
    1. 0
      12 января 2024 15:05
      и немалую заслугу в спасении Англии сыграла Россия (на свою же голову). Вот именно. Но слишком была сильна про английская партия, не желавшая терять свои гешефты от торговли с Англией. Как и современные олигархи.
  9. +5
    7 января 2024 19:05
    Морское поражение при Трафальгаре положило начало ликвидации Испанской империи и увенчалось еще одним военно-морским поражением в Кубинской и Филиппинской войне 1898 года против Соединенных Штатов. Эти два военно-морских поражения привели англосаксов к неоспоримому господству в Мировом океане.
  10. +1
    7 января 2024 22:15
    В статье не указано на различие в артиллерийских системах флотов Великобритании и Франции во время Трафальгардского сражения. Британцы оснастили свои корабли коронадами, с короткими стволами и менее дальнобойными, но на ближней дистанции способными выбросить в противника больше металла. Во многом именно коронады позволили британскому флоту продемонстрировать высокую скорострельность. Наполеону предлагали перейти вначале к тактики рейдерских операций и в ходе этих операций избегать боя с британцами на ближних дистанциях. Фултон предлагал Наполеону перед вторжением на Британские острова перевести флот на паровую тягу..
    1. +2
      7 января 2024 23:54
      Приветствую, Владимир.
      Цитата: gsev
      Британцы оснастили свои корабли коронадами, с короткими стволами и менее дальнобойными, но на ближней дистанции способными выбросить в противника больше металла. Во многом именно коронады позволили британскому флоту продемонстрировать высокую скорострельность.

      Две каронады стояли на шканцах HMS Victory при общем числе орудий - 104. На других кораблях, полагаю, такая - же ситуация. Никакого увеличения скорострельности в общей массе. За всю историю Королевского флота только один "мановар" полностью оснастили каронадами и это было много позже...
      1. +2
        9 января 2024 09:57
        Цитата: Толстый
        Две каронады стояли на шканцах HMS Victory при общем числе орудий - 104.

        Там фишка в другом. Крупнокалиберные карронады установленные на верхней палубе англичан позволяли косить картечью французских абордажников, поскольку английские корабли были в среднем выше. Так что и пара пушек в решительный момент могли сыграть свою роль.
        С испанцами такой фокус не проходил. У них корабли были еще выше
        1. +2
          12 января 2024 05:00
          hi Иван. В любом случае "лимонники" были лучше обучены и в лучших физических кондициях, команды укомплектованы, от того и стреляли быстрее французов, тем более испанцев.
          1. 0
            12 января 2024 15:12
            Цитата: Толстый
            hi Иван. В любом случае "лимонники" были лучше обучены и в лучших физических кондициях, команды укомплектованы, от того и стреляли быстрее французов, тем более испанцев.

            И адмирал у французов был так себе. Нерешительный. Вилял Вильнев слишком много.
  11. 0
    26 февраля 2024 19:05
    битву традиционно включают в число четырёх крупнейших морских сражений мировой истории – наравне с Саламинским, при Лепанто и Цусимском
    А чё, Ютландское не котируется? Или Синопское