Османская империя и ее военно-морская стратегия в галерную эпоху

37
1
Первая битва при Лепанто, 1499 год.


В 1657 году Катиб Челеби преподнес султану Мехмеду IV богато иллюстрированную и украшенную книгу, которая называлась «Дар Великому о морских кампаниях» (Tuhfet ül-kibar fi esfar il-bihar, оригинальное написание – تحفة الكبار في اسفار البحار). В исторической литературе за этой книгой прочно утвердилось сокращенное название – «Морские кампании». По сути, это был первый исторический трактат об истории османского флота.



Надо сказать, что книга описывала все значимые события на Средиземном море с 1400-х годов, и стала одним из главных турецких источников для любых исследователей по данному периоду. Например, она активно использовалась при написании Роджером Чарльзом Андерсоном своего труда «Морские войны в Леванте 1559–1853 гг.».

Челеби в своем исследовании не только перечисляет те или иные события, а показывает – для чего нужна морская мощь государства, задолго до Альфреда Мэхэна и Филиппа Коломба. Но при этом основной упор в книге делается на амфибийные операции.
Фактически для периода с 1522 до 1620 года (то есть с осады Родоса и до набега на замок Манфредония в Италии) доминирующую роль в борьбе за господство на море играли прибрежные крепости и контроль над ними.

Как отмечал в своем труде «Порох и галеры: изменение технологий и морской войны на Средиземном море в XVI веке» Джон Фрэнсис Гилмартин-мл.,

сама «средиземноморская система войны на море представляла собой форму десантных операций, в ходе которых связь флота с берегом была столь же важна, как и наблюдение за противостоящим флотом».

Грубо говоря, владение прибрежными шверпунктами было единственным способом поддерживать свой эффективный контроль над теми или иными коммуникациями и областями. В ту эпоху корабли не могли ходить по морю неделями или месяцами (не говоря уж о годах), поэтому для сосредоточения сил и действия в той или иной местности им нужны были базы подскока, где они могли бы получить припасы и провиант, привести себя в относительный порядок, переждать шторм или непогоду. Замки и крепости и служили этими шверпунктами, не только защищая свою акваторию хотя бы на дальность выстрела орудий, но и распространяя влияние вглубь территории, на соседние города и поселения.

Османская империя и ее военно-морская стратегия в галерную эпоху
Флагманская галера капудан-паши Кемаля Реиса.

Собственно, начиная с 1500-х годов османский флот и начал бороться за эти прибрежные крепости, развязав настоящую сеть амфибийных операций.

Особенности турецкого флота в XVI веке


В 1500-х годах основной боевой единицей османского флота была галера. Хотя она и была оснащена парусами, все-таки основным средством передвижения для нее были весла, а двигателем – мышечная сила гребцов. Чаще всего османская галера имела 35 членов экипажа, 100 солдат и 200 гребцов (по 2 гребца на весло, 25 пар весел). Кораблик такого типа имел размерение 26 метров в длину и 5 в ширину.

Понятно, что при такой «населенности» и размерах места для провизии и воды было очень мало, хотя в крейсерствах командиры галер могли устанавливать график ротации своих гребцов, дабы не изматывать их, но даже при таком нововведении не получалось оставаться в море более чем несколько дней. Следовательно, жизненно необходимо было иметь возможность пополнить запасы провианта и воды на суше, поскольку уже при осаде Родоса (1522 год) приходилось действовать на большом удалении от порта приписки (Стамбула).

Таким образом, передовые базы в виде портов, защищенные близлежащими крепостями, имели решающее значение для продления времени пребывания флота ближе к потенциальной точке действия. Более того, создание цепочки таких баз по всему Средиземноморью позволило османам использовать галеры небольшого радиуса действия для экспедиций даже в Испанию.

Технически турки быстро разработали схему взятия таких крепостей – их просто атаковали одновременно и армия с суши, и флот с моря. Отрезанные от подкреплений и подавленные численностью, крепости довольно быстро сдавались. Так были захвачены Лесбос в 1492 году, Кафа в 1475 году, Матрегой в 1482 году.

3
Развалины генуэзской крепости Кафа (Феодосия).

Однако не все осады проходили так гладко.

В 1500 году после первого сражения при Лепанто (1499 год) османский флот осадил крепость Модон (ныне – Метони) на Пелопоннесе. После бомбардировки с суши и с моря падение крепости казалось неизбежным, когда внезапно к Модону подошел венецианский флот Марко Габриэля, который вез подкрепления крепости. Понятное дело, что османскому капудан-паше Кемалю Реису пришлось вступать в бой с венецианским флотом. Одновременно атаковала и армия, и поскольку замок частично загорелся – защитники дрогнули и пошли на переговоры.

В результате венецианский флот был разбит, замок Модон сдан, а его защитники ушли из города с личными вещами и оружием.

Корсары Северной Африки


Начало Берберийским пиратским государствам положили два брата – Арудж и Хызыр Барбароссы (так их позже прозвали в Европе из-за рыжих бород). С 1510 года оба брата главной своей базой сделали остров Джерба в 50 милях от побережья Туниса, и начали свое собственное постепенное завоевание окрестностей, сочетая это с каперством против Италии и Испании.

Но корсарам как воздух была необходима база на континенте. И братья… купили себе первую такую базу. Местность недалеко от собственно Туниса – Ла-Голетта, где корсары выстроили небольшой замок, была отдана им местным деем за… 20-процентную скидку на захваченные товары.

[img=|4]https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707658693_4.webp[/img
Хызыр (Хайреддин) Барбаросса на носу своей галеры после победы при Переверзе, 1538 год.

Позже Карлу V пришлось осаждать и с большими трудностями захватывать эту крепость в 1535 году.

В 1516 году братьям удалось захватить два города на побережье – Джиджелли и Алжир, и теперь именно эти порты стали их главными операционными базами. Арудж попытался начать экспансию внутрь континента и был убит, а Хызыр, оставленный братом отвечать за Алжир, попросил помощи у султана, взамен предложив Селиму I «всю или большую часть Берберии».

Селим принял Алжир в свое владение как санджак (провинцию с известной долей автономии), Хызыра назначил губернатором, и послал 6 000 солдат для усиления корсаров. Это позволило Хызыру отбить город Тлемсен, а Алжир превратить в настоящую укрепленную военно-морскую базу. К 1529 году он уже командовал флотом из 18 галер и «стал не менее страшным и известным, чем его брат».

Теперь, имея неприступную базу, Хызыр развернулся вовсю. Его капитаны начали «морской джихад», проведя серию набегов на Балеарские острова, в Сардинию, Сицилию, Калабрию, Лигурию. Эти набеги были столь успешны, что в 1533 году султан пригласил главу пиратов в Стамбул и назначил его главой (капудан-пашой) османского флота, дав ему имя Хайр ад-Дин («лучший из верных»), и с этим немного переделанным именем (Хайреддин) он и вошел в историю.

За счет возникновения берберийского «Берегового Братства» турки получили базы, позволявшие им действовать в районе Италии, Сицилии, Сардинии и даже Испании.


Карта расширения Османской империи в XIV–XVI вв.

Но тут возникла проблема – дело в том, что у султана и корсаров был разный взгляд на стратегию. Как говорил Селим I своему капудан-паше Пири Реису:

«Жеребец моей решимости привык завоевывать страны, тогда как ты мыслишь завоеванием замков».

Грубо говоря, это был первый, но далеко не последний раз, когда сошлись в клинче сухопутная и морская стратегии.

Султан явно не понимал, что корсары ищут точки приложения силы и контроля коммуникаций, и что завоевание той же самой Мальты корсарам виделось гораздо более важным, чем захват Иллирии или Сицилии, просто потому, что, владея Мальтой, можно всегда и захватить Иллирию, и диктовать свою волю Сицилии.

Челеби как раз отмечал это в своей книге:

«Ни для кого не секрет, что величайшей задачей Османского государства являются дела на море… утверждение завоеваний в Европе и их охрана зависит только от контроля над морями».

Лепанто


Как пишет Челеби, чрезмерный контроль так же может быть опасен, как и недостаток внимания. И в пример он приводит как раз сражение при Лепанто (1571 год). Так, во время обсуждений стратегии, приведшей к битве при Лепанто, капудан-паша Мюэззинзаде Али-паша постановил: «Где бы ни находился флот неверных, нападайте и сражайтесь с ним; в противном случае вам будет объявлен выговор». При этом сам Али-паша вообще не имел морской практики и опыта и не понимал, что набеговая, амфибийная тактика, которой османы пользовались последние 60 лет, в ситуации противостояния коалиции христианских государств была гораздо более действенна и эффективна, нежели теория генерального сражения.

[img=|6]https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707659048_6.webp[/img]
Сражение при Лепанто, 1671. Фреска в галерее Ватикана.

В конце концов, галеры, в отличие от более поздних линейных кораблей, были не штучным товаром, а расходным материалом, который довольно легко было восстановить (так, при Лепанто османы имели 222 галеры, а уже на следующий год после поражения не только восстановили их численность, но и превзошли ее, выведя в море 242 галеры). Более того, амфибийные набеги турок заставили Венецию в 1573 году пойти на мир с Турцией.

Что действительно негативного принес результат сражения при Лепанто – так это то, что миф об османской непобедимости развеялся. То есть Лепанто – это больше была моральная победа христиан.

Челеби говорит – мир, выгодный Турции, был заключен даже после разгрома османского флота, за счет возврата к правильной стратегии, сочетающей десантные операции и просто существование большого количества боевых единиц.

Теория десантной операции по-турецки


В свое время Джулиан Стаффорд Корбетт писал, что наиболее значимыми являются те амфибийные операции, где осуществляется тесная и четкая координация между морскими и сухопутными силами. При этом Корбетт видел три задачи для флота в таких операциях:

А. Перевозка войск и припасов.
Б. Защита десанта от угрозы с моря.
В. Поддержка армии в наступлении.

Как же это реализовывалось в османском флоте XVI века?

Ну, во-первых, османы имели большой транспортный флот, который прежде всего занимался переброской артиллерии к осажденным крепостям.

7
Осада Фамагусты османами, 1574 год.

Дело в том, что галерные орудия того периода не имели значимой дальности действия для какой-то нормальной огневой поддержки. Однако османы на первом этапе могли просто снять с галер пушки и пожертвовать огневой мощью на море в пользу огневой мощи на суше.
Далее в дело вступали суда транспортного флота, которые Челеби называет как «гемеси», «таш гемеси» и «ортюлю» (gemisi, taş gemisi, örtülü). Первые использовались для перевозки пушек, вторые – для транспортировки боеприпасов, третьи – как доставщики пороха.

И при осаде Родоса, и при осаде Мальты турки перебрасывали крупнокалиберную артиллерию именно с помощью вспомогательного флота.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что османский флот XVI века представлял собой пример уникальной морской мощи, нацеленной не на генеральные сражения, а на войну за прибрежные коммуникации. Главной своей тактикой он избрал крейсерства и десантные операции, активно участвовал во взятиях прибрежный крепостей, не только прикрывал, а во многом и обеспечивал успех армии на приморском фланге, занимался не только военными операциями, но и снабжением.

Литература:
1. Çelebi, Katib «The Gift to the Great Ones on Naval Campaigns» – Edited by Idris Bostan. Ankara: Prime Ministry Undersecretariat for Maritime Affairs, 2008.
2. Corbett, Sir Julian S. «Some Principles of Maritime Strategy» – London: Brassey’s Defence Publishers, 1988.
3. Guilmartin, John Frances, Jr. «Gunpowder and Galleys: Changing Technology and Mediterranean Warfare at Sea in the 16th Century» – Annapolis: Naval Institute Press, 2003.
4. Brummett, Palmira «Ottoman Seapower and Levantine Diplomacy in the Age of Discovery» – Albany, NY: State University of New York, 1994.
5. Miri Shefer Mossensohn «Medical Treatment in the Ottoman Navy in the Early Modern Period», Journal of the Economic and Social History of the Orient, 50, no. 4 (2007), 555–560.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    15 февраля 2024 05:17
    Автор не ответил на главный вопрос: откуда у степных кочевников-тюрок мог появиться свой флот? Кто его строил и кто им управлял? Где и у кого учились, ещё вчерашние степняки, ставшие турецкими моряками?
    1. +8
      15 февраля 2024 08:34
      А автор и не задавал такой вопрос, а если вам интересно, то легко обнаружить, что флот комплектовался из принявших ислам, греков, итальянецев и всех желающих.
      1. +1
        15 февраля 2024 09:04
        Цитата: Cartalon
        А автор и не задавал такой вопрос

        Такой вопрос задаю я. И ответ на этот вопрос будет главным, прежде чем писать статью об османском флоте
      2. +4
        15 февраля 2024 09:33
        Цитата: Cartalon
        А автор и не задавал такой вопрос, а если вам интересно, то легко обнаружить, что флот комплектовался из принявших ислам, греков, итальянецев и всех желающих.

        То есть, в основном из наёмников.
        1. +6
          15 февраля 2024 09:34
          Не совсем скорее ренегатов
    2. +12
      15 февраля 2024 09:08
      Цитата: Голландец Михель
      у степных кочевников-тюрок

      Кочевниками были турки-сельджуки. А Османы к 1500 году уже давно не кочевники.
      1. -2
        15 февраля 2024 09:09
        Цитата: Старший матрос
        А Османы к 1500 году уже давно не кочевники

        Ну-ну! Ментальность-то ещё кочевая осталась!
        1. +7
          15 февраля 2024 09:31
          Цитата: Голландец Михель
          Цитата: Старший матрос
          А Османы к 1500 году уже давно не кочевники

          Ну-ну! Ментальность-то ещё кочевая осталась!

          У них флот появился задолго до 1500 года, коллега. hi
          1. 0
            15 февраля 2024 17:35
            Цитата: Kojote21
            У них флот появился задолго до 1500 года, коллега.

            Да, я знаю. Но чем глубже заходишь в историю сельджуков и османов, тем любопытнее становится: откуда флот? wink
            1. +5
              15 февраля 2024 22:01
              Цитата: Голландец Михель
              Да, я знаю. Но чем глубже заходишь в историю сельджуков и османов, тем любопытнее становится: откуда флот? wink

              Извините что встреваю, но ваш вопрос некорректен и напоминает "что появилось первее - курица или яйцо". Османы формировались не только из степняков, флот в тех краях был ещё у Халифата, и ещё раньше до появления ислама у персов. Если же говорить про эпоху русско-турецких войн, то тогда им флот строили европейцы. Кстати приведенные в статье рисунки турецких галер выглядят нелепо - как западноевропейские парусные корабли 16-18 вв., но с вёслами - скорее всего потому что рисовал их не очень образованный турок в более поздние времена. Вот на рисунке
              Осада Фамагусты османами, 1574 год.
              всё нормально.
        2. +2
          15 февраля 2024 09:37
          Судя по тактике они и остались кочевниками-кочевниками моря.
      2. +2
        15 февраля 2024 10:50
        Цитата: Старший матрос
        Кочевниками были турки-сельджуки. А Османы к 1500 году уже давно не кочевники.

        Согласен, что тяжело перестроиться с изготовления лошадиной упряжи, на изготовление оснастки для кораблей... wink
    3. +9
      15 февраля 2024 10:48
      Цитата: Голландец Михель
      откуда у степных кочевников-тюрок мог появиться свой флот? Кто его строил и кто им управлял? Где и у кого учились, ещё вчерашние степняки

      За спинами сельджуков, а впоследствии и сменивших их османов, торчали уши покоренных ими средиземноморских народов, как незадолго до этого из-за спин, таких же кочевников-монгол, торчали уши китайских инженеров, которые строили для монгол флот и осадные орудия для штурма хорошо укреплённых городов...
      1. 0
        15 февраля 2024 17:20
        Цитата: Luminman
        За спинами сельджуков, а впоследствии и сменивших их османов

        Я бы сюда ещё добавил протестантов, которые так же стояли за османскими спинами и науськивали их на католиков. Но это было уже во времена Реформации
  2. +6
    15 февраля 2024 09:33
    Чаще всего османская галера имела 35 членов экипажа, 100 солдат и 200 гребцов (по 2 гребца на весло, 25 пар весел). Кораблик такого типа имел размерение 26 метров в длину и 5 в ширину.

    Если 25 пар весел и по два гребца на весло, то гребцов надо 100. Если гребцов 200, то на весло приходится четыре.
    Единственная сохранившаяся до сегодняшнего времени галера оригинальной постройки - как раз турецкая. Дата постройки - конец XVI - начало XVII века. Находится в Стамбульском военно - морском музее.
    Длина 39,64 м, ширина 5,72 м, 24 пары весел. 144 гребца, то есть по три на весло.
  3. +6
    15 февраля 2024 09:58
    Согласно венецианским источникам, к 1558 году в распоряжении у дожа находилось 80 галер, и это число постоянно росло в последующие десятилетия. Напротив, количество галер в османском флоте уменьшилось с 70 кораблей (представлявших собой морскую силу империи с 1620 по 1640 год) до приблизительно 30 – 40 судов, переживших войну между Венецией и Османской империей, которая закончилась в 1699 году. К 1727 году восточную часть Средиземного моря патрулировали уже только 16 турецких галер.
    1. +4
      15 февраля 2024 11:01
      Цитата: kor1vet1974
      в распоряжении у дожа находилось 80 галер,

      Никак не возьму в толк, зачем им нужны были галеры? По Средиземному морю ходили под парусом ещё античные греки с римлянами...
      1. +5
        15 февраля 2024 11:07
        Никак не возьму в толк, зачем им нужны были галеры?
        Парусный флот не особо был развит, но надо заметить, что османские галеры лучше ходили под парусом, чем венецианские, были более мореходные и более быстроходные.Да и несколько типов галер было у османов.
        1. +1
          15 февраля 2024 11:10
          Цитата: kor1vet1974
          Парусный флот не особо был развит

          По-любому, лучше один парус, чем сто гребцов, которых надо кормить, лечить и предоставлять небольшие земные радости... П.С. к тому же, уже по полной использовалась каравелла...
          1. +4
            15 февраля 2024 11:18
            Не только, платить за арендованных рабов еще.Османы уже к началу 18 века почти,но не совсем отказались от галерного флота.У галерного флота,были свои преимущества,действовать на мелководье, в узких бухтах, как почтовые суда и дешевизна, и свои не достатки.Но технический прогресс не стоял на месте..
          2. +4
            15 февраля 2024 14:29
            П.С. к тому же, уже по полной использовалась каравелла...

            Статья о турецком флоте. Турки каравеллы не использовали.
            1. +2
              15 февраля 2024 14:50
              Цитата: Dekabrist
              Статья о турецком флоте

              Турецкий флот функционировал в Средиземном море, где кроме Османской империи, находилось и еще много других морских государств. Было на что посмотреть...

              Цитата: Dekabrist
              Турки каравеллы не использовали

              Вот это-то и удивительно, что не использовали. К тому же, по Средиземноморью ходили нефы, парусные суда, способные перевозить большое количество солдат и лошадей, а так же, вести морские сражения. Турки какое-то время владели Сицилией и частью Южной Италии, а следовательно могли иметь такие корабли...
              1. +3
                15 февраля 2024 18:29
                Вот это-то и удивительно, что не использовали. К тому же, по Средиземноморью ходили нефы, парусные суда, способные перевозить большое количество солдат и лошадей, а так же, вести морские сражения. Турки какое-то время владели Сицилией и частью Южной Италии, а следовательно могли иметь такие корабли...

                Не скажу, что отношусь к знатокам истории турецкого флота, но складывается впечатление, что турок галера вполне устраивала в рамках тех задач, которые стояли перед их флотом и практически до XVIII века они парусные корабли просто не считали нужным строить.
              2. +4
                15 февраля 2024 21:43
                Цитата: Luminman
                Вот это-то и удивительно, что не использовали. К тому же, по Средиземноморью ходили нефы, парусные суда

                Парусник беспомощен против галеры. Чуть ветер стих или просто дует не туда, и бери его с любой удобной стороны. Опять же, Средиземное море тихое, позволяет галере довольно далеко удалятся от берега. На Балтике гребные бригантины Петровского флота и в 18 веке кучу неприятностей шведам доставили. Опять же, рабы особенно из пленных, стоили не так дорого как паруса и снасти.
  4. +5
    15 февраля 2024 10:23
    Автор не ответил на главный вопрос: откуда у степных кочевников-тюрок мог появиться свой флот?

    Во первых, автор и не ставил себе такую задачу. Во вторых, если даже посредственно знать историю возникновения Османской империи, то вопрос - откуда у турков флот, даже не возникает.
    1. -1
      15 февраля 2024 17:16
      Цитата: Dekabrist
      Во первых, автор и не ставил себе такую задачу

      Во-первых, прежде чем писать об османском флоте, надо дать читателю небольшую справочку, откуда он взялся у тех, кто совсем еще недавно кочевал по степям

      Цитата: Dekabrist
      Во вторых, если даже посредственно знать историю возникновения Османской империи, то вопрос - откуда у турков флот, даже не возникает

      Во-вторых, мне даже более чем посредственно известна история возникновения Османской империи, но мне неизвестно, откуда появился у них флот

      И, наконец, в-третьих: наречия, образованные от порядковых числительных "во-первых" и "во-вторых", пишутся через дефис. И запомните это хорошенько!
      1. +3
        15 февраля 2024 18:15
        Во-вторых, мне даже более чем посредственно известна история возникновения Османской империи, но мне неизвестно, откуда появился у них флот

        Индивиду, который "более чем посредственно известна история возникновения Османской империи", история возникновения флота не может быть неизвестной, так как это взаимосвязанные вещи. Возможно Вы этот момент упустили, увлекшись грамматикой.
        1. -1
          15 февраля 2024 19:47
          Цитата: Dekabrist
          история возникновения флота не может быть неизвестной, так как это взаимосвязанные вещи

          Каким образом можно связать историю Османской империи с возникновением ее флота разглядеть может разве что только альтернативновидящий и для просвещения тут просто поле непаханное, а ваша гениальность просто-таки зашкаливает. Может всё-таки возьмётесь объяснить?
          1. +4
            15 февраля 2024 20:38
            ваша гениальность просто-таки зашкаливает

            Спасибо за такую высокую оценку.
            Может всё-таки возьмётесь объяснить?

            Увы, мои педагогические способности откровенно слабы. Поэтому могу только порекомендовать для самоподготовки пару статей по теме, например
            The First Turkish Navy Admiral: Chaka Bey
            The Evolution of the Ottoman Seaborne Empire in the Age of the Oceanic Discoveries, 1453-1525
            Их можно без труда найти в сети.
            1. 0
              16 февраля 2024 03:54
              Цитата: Dekabrist
              Спасибо за такую высокую оценку.

              Просто я забыл в слове "гениальность" поставить кавычки

              Цитата: Dekabrist
              Увы, мои педагогические способности откровенно слабы

              А здесь педагогических способностей и не требуется. Достаточно одного, двух предложений, чтобы вопрос закрыть. Можно даже что-нибудь промычать

              Цитата: Dekabrist
              The First Turkish Navy Admiral: Chaka Bey
              The Evolution of the Ottoman Seaborne Empire in the Age of the Oceanic Discoveries, 1453-1525
              Их можно без труда найти в сети.

              Да, я нашел. Одна из них совсем не по существу вопроса, другая стоит $40 wink
              1. +1
                16 февраля 2024 09:06
                Одна из них совсем не по существу вопроса

                Вы ее точно прочли или только заглавие?
                другая стоит $40

                Странно, я находил бесплатно обе. А что, сумма в 40 долларов Вас затруднит?
                1. +1
                  16 февраля 2024 09:16
                  Цитата: Dekabrist
                  Вы ее точно прочли или только заглавие?

                  Заглавие книги сообщает о флоте времён Великих открытий. Это я и без книги знаю wink
                  Цитата: Dekabrist
                  А что, сумма в 40 долларов Вас затруднит?

                  Это не те знания, за которые я готов платить wink
                  1. 0
                    16 февраля 2024 09:26
                    Это не те знания, за которые я готов платить

                    Была бы честь предложена
  5. +2
    15 февраля 2024 13:27
    Цитата: Luminman
    Цитата: kor1vet1974
    Парусный флот не особо был развит

    По-любому, лучше один парус, чем сто гребцов, которых надо кормить, лечить и предоставлять небольшие земные радости... П.С. к тому же, уже по полной использовалась каравелла...

    Да уж... Просто эксперт... Бяда! lol
    1. -3
      15 февраля 2024 13:56
      Цитата: acetophenon
      Да уж... Просто эксперт... Бяда!

      Тебе бы в писатели, такой талантище пропадает...
  6. +3
    15 февраля 2024 15:47
    200 гребцов (по 2 гребца на весло, 25 пар весел)

    recourse
  7. -1
    17 февраля 2024 01:05
    Цитата: Голландец Михель
    откуда у степных кочевников-тюрок мог появиться свой флот? Кто его строил и кто им управлял? Где и у кого учились, ещё вчерашние степняки, ставшие турецкими моряками?
    Приблизительно такой же вопрос задавали европейцы относительно нас. Только вместо "откуда у степных кочевников-тюрок" использовали выражение "откуда у диких московитов, живущих в лесах". hi