2 февраля 1701 г. был издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту

2 февраля 1701 г. был издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту

2 февраля 1701 г. царь Петр I издал Указ, положивший начало Балтийскому флоту. Государь Пётр Алексеевич повелел начать строительство на Ладожском озере шести 18-пушечных кораблей и 9 вспомогательных судов. Зимой 1702 года начали строить верфь на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. В 1703 году в Лодейном Поле на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь. Здесь было заложено 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. Ещё одну верфь заложили на реке Волхов. Корабли, построенные на этих верфях, стали основой Балтийского флота. 22 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен на воду первый корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт».

Фактическим создателем русского Балтийского флота был царь Пётр I. Ещё в годы юности им на Плещеевом озере была создана «потешная» флотилия. Юный царевич обладал живым умом и проявлял большой интерес практически ко всем вопросам, связанным с морем, морским делом. Так, в записке написанном самим Петром – «О начале кораблестроения в России», он рассказывает как заинтересовался случайно найденной астролябией и разыскал человека, который мог с ней обращаться (голландца Франца Тиммермана). Затем обнаружил в Измайлове английский бот. По просьбе царевича, Франц сыскал мастера – голландца Бранта, который прибыл в Россию при царе Алексее Михайловиче для строительства морских судов на Каспии, он починил бот. На этом боте Пётр ходил на Яузе, затем на Плещееве (Переяславском) озере. Это озеро стало центром для опытов строительства судов будущего флота. Карштен Брант построил два малых фрегата, три яхты, которые составили ядро «потешной» флотилии, она несколько лет служила для развлечения царевича.

30 июля 1693 года Пётр впервые увидел море – это было Белое море. Здесь он впервые познакомился и с настоящими морскими судами – голландскими и английскими торговыми кораблями. Он совершает на 12-пушечной русской яхте «Святой Пётр» шестидневное путешествие, провожая иностранные суда. Пётр остался в Архангельске до осени, ожидая торговый караван из Гамбурга, чтобы осмотреть корабли. В Архангельске Пётр заложил 24-пушечный корабль «Апостол Павел» и приказал купить у голландцев 44-пушечный фрегат («Святое пророчество»). Первое знакомство с морем окончательно проявило настоящую страсть Петра к морской стихии и морскому делу, которая не оставляла его до самой смерти. Эта страсть совпала с государственной необходимостью и для национальной безопасности, и для экономики России обладать мощным военным и торговым флотом. Пётр был готов сделать всё, что в его силах, чтобы построить для России военный и торговый флот.


В мае 1694 года царь совершил второе путешествие к Белому морю. Почти сразу по прибытии в Архангельск Пётр совершил путешествие на яхте в Соловецкий монастырь. Находясь в Архангельске, молодой царь практически ежедневно часами бывал у голландцев и англичан, наблюдая, набираясь опыта и даже принимал участие в разного рода корабельных ремонтных работах. 14-21 августа царь совершил морской поход на трёх кораблях. Он снова сопровождал англо-голландский торговый караван. Это путешествие показало царю, что у него нет настоящих морских офицеров. Никакого серьёзного опыта не было ни у «вице-адмирала» Бутурлина, который командовал «Апостолом Павлом», ни у «адмирала» князя Ромодановского – фрегат «Святое пророчество», ни у «контр-адмирала» Гордона. Гордон вообще чуть не утопил яхту «Святой Пётр». Матросы из поморов делали свою работу довольно хорошо. Но командный состав был из рук вон плох.

Два путешествия на Белое море показали Петру, что необходимо прорваться к Чёрному или Балтийскому морю. Белое море было слишком удалено от Европы, и ходить по нему можно было только во время летней навигации. Россия также имела выход к Каспию, но это было море-озеро, не имеющее выхода к другим морям. Первая попытка прорваться к Азовскому и Чёрному морям была сделана вовремя Азовских походов 1695-1696 гг. Первый поход показал, что для взятия турецкой крепости Азов, необходим флот. Пётр развёрнул масштабное строительство кораблей и судов на верфях Воронежа и в Преображенском. Для работ было мобилизовано более 25 тыс. крестьян и посадских людей. Плотников, кузнецов, судостроителей брали отовсюду, где только могли найти. К началу второго похода были построены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и различных мелких судов. Гребцами на галерах были отчасти «вольные», отчасти «каторжные». Эта флотилия сыграла большую роль в осаде Азова. Крепость была блокирована с моря, пробиравшаяся к Азову турецкая эскадра была обращена в бегство. Более мощная турецкая эскадра, пришедшая из Константинополя, не решилась вступить в бой с русской флотилией.

После взятия Азова, 19 июля 1696 года крепость сдалась, у мыса «Таганий Рог» (Таганрог) стали строить порт. Однако взятие Азова не решило стратегическую задачу по выходу в Чёрное море. Для этого надо было захватить Крымский полуостров. Но для продолжение войны с Турцией был нужен сильный флот. В октябре 1696 года царь написал Боярской думе, что стране необходим флот в 40 или более кораблей. В этом же месяце была собрана Боярская дума, 20 октября принимается принципиальное решение – «Морским судам быть…». 4 ноября 1696 года Боярская дума ввела новую повинность. Программа судостроения предусматривала строительство 52 судов, затем её расширили до 77 кораблей. Их должны были строить компании («кумпанства») которые состояли из групп землевладельцев (включая церковь) и торговых людей. Все землевладельцы, обладавшие более 100 крестьянских дворов, объединялись таким образом, чтобы в каждом «кумпанстве» было 10 тыс. дворов. Каждое такое «кумпанство» должно было построить один корабль. Монастыри и церковные иерархи также соединялись, они были должны построить один корабль с 8 тыс. крестьянских дворов. Купцы, как особое сословие, было должно сообща построить 20 кораблей. Мелкие землевладельцы, имевшие менее 100 крестьянских дворов, платили особый налог – по полтине со двора. «Кумпанства» должны были самостоятельно организовать весь комплекс судостроительных работ: от подготовительных, включая заготовку и доставку корабельного леса, покупку парусов, железа, орудий, содержания мастеров и рабочих, до спуска корабля на воду.

Программа кораблестроения бала запущена. С весны 1679 года кораблестроительные работы развернулись в полную силу. Воронеж стал настоящей «колыбелью русского флота». К 1699 году большинство кораблей было построено. Однако вскоре выяснилась необходимость государственного судостроения. Землевладельцы и купцы старались увильнуть от повинности, оттянуть сроки выполнения, сэкономить, покупая второсортные материалы для кораблей. К тому же не имели соответствующего опыта. Корабли часто приходилось перестраивать, они чаще ломались, срок службы был меньше, чем должен быть. Не оправдалась надежда и на помощь иностранных специалистов. Многие приехали в Россию только за барышом, не являясь профессионалами в корабельном деле. Только часть иностранных специалистов смогла оказать действительную помощь в строительстве и у правлении кораблями. Поэтому вскоре «кумпанства» уступили место адмиралтейству. Уже в 1698 году некоторые «кумпанства» смогли получить право откупиться от строительства кораблей, внеся в казну денежный выкуп – по 10 тыс. рублей за корабль. В 1697 году в Воронеже заложили «Адмиралтейский двор». В 1697 году на нём уже начали строить 7 больших кораблей и 60 бригантин. В 1700 году был учреждён «Приказ адмиралтейских дел», позднее он был преобразован в Адмиралтейств-коллегию. Адмиралтейство стало центральным государственным органом по руководству строительством, снабжением и обеспечением флота. Первым главой Адмиралтейства в Воронеже стал стольник А. Протасьев, затем Ф. Апраксин. Таким образом, была создана Азовская флотилия.

Одновременно Пётр хотел приобщиться к передовому опыту в области судостроения западных держав. Во время своего путешествия в Европу, царь большое внимание уделил вопросам кораблестроения, морской артиллерии, навигации. Пётр поставил перед собой цель: овладеть лично наукой судостроения настолько, чтобы ни одна часть этой сложной науки не осталась для него тайной. И, по отзывам современников, он вполне справился с этой задачей.

Северная война стала временем, когда кораблестроение в России вышло на европейский уровень. Несмотря на тяжелую войну на суше, Пётр не забывал уделять время и строительству кораблей. Он понимал, что полную победу над Швецией можно одержать только имея сильный флот на Балтийском море. Первоначально основным театром военных действий в борьбе со Шведской империей стал бассейн реки Невы. Пётр использовал опыт Азовских походов и строительства флотилии в Воронеже. В северо-западных районах страны развернулось строительство сначала транспортных судов, а затем и боевых кораблей. В начале 1701 года был издан указ о строительстве 600 стругов на реках Волхов и Луга. Кроме постройки судов, царем было предписано переписать и приобрести все транспортные речные средства у частных владельцев на Свири, Тихвине, Волхове и других реках, а также на Ладожском и Онежском озерах. Шёл сбор сведений у «бывалых людей» о путях подхода от устья Волхова к Неве.

Понятно, что одних транспортных судов было недостаточно для войны с сильным противником. Примерно в это же время заложили верфь на реке Сясь (река впадала в Ладожское озеро), там начали строить первые боевые корабли. В 1703 году корабли начали строить на реке Волхове и Свири. Были созданы Олонецкие (Свирские) верфи. На Свирской верфи в 1703—1706 гг. были заложены и спущены на воду первые ранговые корабли Балтийского флота: 11 фрегатов и 12 шняв. В 1708—1710 гг. построили два 50-пушечных линейных корабля, ещё один достроили. Кроме того, эта верфь до 1724 года построила более 800 различных малых кораблей и судов. Олонецкие верфи стали одним из главных кораблестроительных центров зарождающегося Балтийского флота. 22 августа 1703 года на Свирской верфи был спущен первый корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Корабль был спроектирован голландским кораблестроителем Выбе Геренсом. За «Штандартом» началась постройка других парусных и гребных кораблей.

Первоначально русские вели боевые действия на Ладожском и Чудском озерах, где противник имел флотилии боевых кораблей имевших по 10-20 орудий, с помощью отрядов небольших речных судов (карбасов, стругов, ладей и пр.). Их использовали для перевозки грузов и солдат. Шведское командование, имея настоящие боевые корабли с экипажами кадровых моряков, не предполагало встретить на водных просторах серьёзного сопротивления. Однако вскоре шведы убедились, что они недооценили храбрость и находчивость русских солдат. В мае 1702 года отряд русских судов вступил в бой со шведской эскадрой командора Лешерна в узком проливе, соединяющем Чудское озеро с Псковским. Русские захватили три шведских яхты в абордажном бою и прорвались в Чудское озеро. В середине июня русские суда атаковали шведскую эскадру вице-адмирала Нумерса на Ладожском озере у устья реки Вороны. Затем русские напали на шведские корабли у Кексгольма. Шведская эскадра потеряла несколько кораблей и оставила Ладожское озеро. Шведы ушли в Финский залив, и русская армия получила возможность спокойно осаждать Нотебург (Орешек).

7 мая 1703 года отряд русских судов под командованием самого царя Петра и Меньшикова напал в устье Невы на 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечную шняву «Астрильд». На русских лодках не было ни одного орудия. После ожесточённого боя, оба шведских корабля были взяты на абордаж.

Захватив всё течение реки Невы, и получив выход в Финский залив, Пётр Алексеевич решил закрепиться на этой земле. 16 мая 1703 года на берегу Невы была заложена Петропавловская крепость, так было положено начало основанию новой русской столицы – Санкт-Петербурга. Чтобы защитить город со стороны моря, зимой 1703-1704 гг. на острове Котлин основали крепость Кронштадт. 5 ноября 1704 года были начаты работы по строительству на левом берегу Невы Адмиралтейской верфи, в 1705 году на ней заложили первые корабли. Осенью 1704 года по Неве в Петербург стали прибывать первые корабли Балтийского флота. Весной 1705 года прибыли ещё корабли, на Сяси, Ладоге и Свири кипели работы по строительству новых кораблей. К маю 1705 года боевое ядро Балтийского флота уже состояла из примерно 20 кораблей с 270 орудиями и 2,2 тыс. человек экипажей.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. omsbon 2 февраля 2013 11:09
    Очень надеюсь, что флаги нашего возрождаемого флота, еще заставят трепетать от страха сердца наших врагов, а наши сердца наполнятся гордостью !
    Любимое детище Петра не умрет никогда !
    1. НЕМО 3 февраля 2013 02:41
      Цитата: omsbon
      Любимое детище Петра не умрет никогда !

      К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов. Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тысяч человек. С появлением Балтийского флота - сухопутная страна, превратилась в могучую морскую державу, располагавшую самым мощным флотом на Балтийском море. Флот надежно защищал морские рубежи России, в том числе и столицу империи - Петербург.
  2. knn54 2 февраля 2013 15:12
    Россия стала великой Империей и полноценным европейским государством,получив доступ к Балтийскому морю.Не зря британцы,псы-рыцари,паны,шведы пытались не допустить к морю.Что не смог сделать Иван Грозный,сделал Петр1.МЫ "прорубили окно" в Европу.Молодой флот надолго стал хозяином на Балтике.И так должно быть на века!
    1. Pinochet000 2 февраля 2013 16:49
      Цитата: knn54
      МЫ "прорубили окно" в Европу.

      Ага и гниль как поперла, лучше бы не прорубали... stop
      Pinochet000
  3. KIBL 2 февраля 2013 16:02
    Всем привет из славного града Либава!!!
  4. вася 2 февраля 2013 19:07
    Да на хрена была эта замерзающая балтика. он попер туда куда его пустили. похеил все, чего добивался его отец. А угрохать кучу денег на болото вообще кирдык.
    Нормальный порт около питера только сейчас стали делать, да и то косяки сплошные
  5. darkman70 2 февраля 2013 22:26
    Вася, лучше бы ты ничего не писал, чем такую чушь писать.
  6. вася 3 февраля 2013 04:03
    Балтика была нужна для торговли с Англией. Да и Карла,отдельным державам необходимо было отвлечь. А в это время крымские татары по прежнему набеги делали. И по прежнему в полон людей уводили. Азов, взятый со 2 попытки отдать пришлось. Плодородные земли приазовья и причерноморья, незамерзающее Черное море отвоевали только при Екатерине 2. Чушь в том, что Петр 1, основываясьна личных эмоциях, заключал не выгодные стране договора и воевал, в первую очередь, за чужие интересы. Вместо союза со Францией плясал под Английскую дудку. В том числе и на наших поставках леса, пеньки, пшеницы Англия подняла свой флот. И эти торговые операции очень многих поставщиков, в дальнейшем, привязали к Англии. И именно в этом причина последующих дворцовых переворотов
  7. Sirocco 3 февраля 2013 05:28
    Господа, кто что скажет по поводу вот этой статьи о Петре 1.???Похоже, борясь с национальной одеждой, национальными обрядами, староверами, Петр боролся со всем национальным, с исконно русским, аутентичным, с русской душой. Иначе не объяснить, зачем Петр организовал сбор со всех уголков России и монастырей древних летописей и их уничтожил, как и весь казанский архив. Когда в России шёл 7208 год не “от сотворения мира”, как обычно пишут, ибо понятно, что “мир” в любом понимании был сотворён намного ранее, а от окончания “Большой войны” наших предков с китайской цивилизацией, то Петр решил поменять древнерусский календарь, который не рискнули менять даже креститель Владимир и позже христианская Церковь. И 19 декабря 7208 года ввёл своим указом европейский календарь – 1699 год. Пётр ввёл также Новый год по-европейски – с первого января, а до этого было с 1 сентября, с началом увядания Природы. Кстати, наши предки вели ещё летоисчисление и с более далёкого периода – от наступления Ледникового периода, “Великого холода”, по которому, например, 2008 год – это 13016 год.
  8. Самаритянин 4 февраля 2013 00:58
    Фрега́т «Штанда́рт» — первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи.
    Шлюп «Ми́рный» — парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 гг., открывшей Антарктиду, также построен в славном Лодейном Поле!!!
    Долголетия и Процветания жителям г. Лодейное Поле и всем Балтийцам!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня