Константинополь. Штурм 1203

24
Константинополь. Штурм 1203
Осада Константинополя крестоносцами. 1204 г. Питер Деннис. Издательство Osprey Publishing


Враг у ворот


В июне 1203 года у г. Абидос (совр. Чанаккале) начался сбор всех кораблей и судов крестоносцев. В этом месте в августе 717 года арабская армия Масламы пересекла пролив для осады Константинополя.



Следующей стоянкой их было место у монастыря Св. Севастьяна, современный район Ешилькёй, 12–13 км (три французских лье) до стен Константинополя.

Теперь прибывшие пилигримы увидели Константинополь, который произвёл на них шок, Виллардуэн пишет:

Так вот, знайте, что они долго разглядывали Константинополь, те, кто его никогда не видел; ибо они не могли и вообразить себе, что где-либо на свете может существовать такой богатый город, когда увидели эти высокие стены и эти богатые башни, которыми весь кругом он был обнесен, и эти богатые дворцы, и эти высокие церкви, которых там было столько, что никто и представить себе не мог, если б не видел их собственными глазами, и длину и ширину города, который главенствовал между всеми городами. И знайте, что не было столь храброго человека, чье сердце не дрогнуло бы...

Здесь происходит военный совет, на котором без хитроумного венецианского дожа всё было бы совсем по-другому или, как обычно, при осадах Нового Рима. Враги потоптались бы перед городскими стенами Феодосия, а потом с потерей ресурсов вынуждены бы были ретироваться.

Но дож предложил нанести удар с моря, а до этого захватить Принцевы острова и азиатское побережье, чтобы обеспечить себя пропитанием. Этот план и был принят.


Принцевы острова. Фото автора.

24 июня 1203 года весь флот крестоносцев прошел у южных стен Константинополя, а весь город сбежался посмотреть на это зрелище. Двигаясь по проливу на север, они проплыли Константинополь справа и высадились в Халкидоне (на азиатской стороне Босфора), у Руфийского императорского дворца, где раскинули шатры и обеспечили себя пропитанием.


Кадыкей, некогда Халкидон. Стамбул. Турция. Фото автора.

После непродолжительного отдыха они заняли позицию значительно ближе к городу. Нефы и грузовой военный флот переместился в Перейскую гавань (совр. Кабаташ) ниже Диплокиона (это современный район Бешикташ). Здесь венецианцы увидели и потом воспроизвели в своём городе две колонны на площади Сан Марко.


Фото двух колонн. Площадь Сан Марко. Венеция. Фото автора.

А дромоны пилигримов встали 26 июня 1204 года напротив входа в Золотой Рог, на азиатском берегу в Скутари (Хризополе, совр. Ускюдар), где располагался еще один императорский дворец. В районе Пере или Галате (совр. Галата) происходили стычки рыцарей с «рыцарями» греческого императора, всадниками ромеями.


Ускюдар. Стамбул. Турция. Фото автора.

Сюда в Скутари прибыл послом рыцарь из Ломбардии, Николя Ру. Он привез послание от императора Алексея III, в котором тот предлагал обеспечить их, если пилигримы в этом нуждаются, всем необходимым. Несмотря на то, что Хониат даёт самую уничижительную характеристику этому императору-моту, тем не менее василевс обладал информацией о ситуации среди крестоносцев и попытался сыграть на том, что они шли не для похода против христиан, а против неверных, во имя спасения Иерусалима. Но доводы не сработали, тем более что цепкий венецианский дож туго знал своё дело.

Василевс получил ответ, что крестоносцы не нуждаются в услугах узурпатора и требуют освободить престол для настоящего наследника, сына Исаака, Алексея.

После чего пришельцы решили продемонстрировать «настоящего» императора столице, дож с маркизом Бонифацием Монферратским были на одном корабле, с ними был и Алексей. Они подошли к самым морским стенам города, но, как считает Виллардуэн, из-за страха никто не поддержал нового императора. Впрочем, это удивило всех крестоносцев, думающих, что их помыслы благородны, и они восстанавливают права «настоящего» императора. Им вряд ли можно было понять, что и Исаак, и его брат, ныне правивший, Алексей III Ангел, с точки зрения узурпации один другого стоил.

Началась подготовка к войне, крестоносное войско разделилось на семь отрядов.

Граф Бодуэн Фландрский, возглавил авангард, имея конных и большое количество лучников и арбалетчиков. Второй отряд возглавил его брат Анри, Матье де Валинкур и Бодуэн де Бовуар. Третьим командовал граф де Сен-Поль, Пьер Амьенский, его племянник Эсташ де Кантелэ. Четвертый отряд возглавил граф Луи Блуаский и Шартрский. Пятым командовали Матье де Монморанси, Жоффруа де Виллардуэн, Ожье де Сен-Шерон, Манассье де Лиль и пр. В шестом были бургундцы Эд де Шанлитт Шампанец, Гийом, его брат, Ришар де Дампьер и Эд и др. Арьергард или седьмой отряд был под началом маркиза Бонифация Монферратского.

При всём рыцарском бахвальстве рыцари не имели уверенности, что справятся с защитниками, а венецианцы считали, что нормально расположить флот можно только в защищенном от морских штормов, заливе Золотой Рог. План состоял в том, чтобы ворваться в Золотой Рог и иметь возможность атаковать город и из бухты, и с севера и северо-запада, в районе Влахерны.

Но для начала нужно было войти в бухту Золотого Рога, путь в который преграждала цепь. Она была протянута от Галаты: она была прикреплена намертво в башне в Галате. А второй конец, управляемый, был в башне Кентинария, собственно в Константинополе, рядом с которой находились ворота Евгения или Мармаропорта («Мраморные Ворота»), так как она была облицована мрамором.

Она находилась на берегу в системе Морских стен, в районе гавани Воспорион (Просфорион), одной из двух гаваней по южному берегу Золотого Рога. Сейчас здесь вместо двух гаваней находятся причалы паромных переправ, восточнее сразу за Галатским мостом. Но если современный Галатский мост находится чуть западнее этих гаваней, то башня Кентинария, находилась восточнее, и цепь была протянута прямо на самом входе в залив, прикрывая Акрополь столицы с моря.

Цепь на плаву поддерживалась бревнами.


Часть цепи. Стамбульский археологический музей. Стамбул. Турция. Фото автора.

Основные рыцарские силы начали погрузку и перемещение в район Перы 5 июля 1203 года, высадка происходила в районе современного порта Кабаташ. Юиссье, обладающие малой маневренностью, тащили галеры. Всё войско было полностью вооружено, рыцари были в кольчугах и с опущенными забралами. Десант шёл под звуки труб. Часть рыцарей высаживались прямо в воду, занимая плацдарм.

Византийцы уже расположились здесь лагерем. Они перешли через мост Св. Каллиника у Влахерны, за 7–8 км до Галаты. К месту высадки рыцарей прибыл василевс Алексей III с большим войском и со свитой, которое он выстроил по всем правилам византийских стратегем.

После того как причалили юиссье, оруженосцы стали выводить коней, и рыцари выстраивались в отряды. Тут же они начали атаку, но вопреки ожиданиям, большое конное войско василевса бежало. Рыцари их преследовали до моста Св. Каллиника. Хониат возмущается по этому поводу:

Да и как было им осмелиться на борьбу с этими людьми, которых они в страхе называли смертоносными ангелами, или неуязвимыми медными статуями, и при одном виде которых готовы были умереть от ужаса?

Так первая угроза, которую боялись потерявшие дорогу пилигримы, было преодолено: опасность столкновения с большой сухопутной армией ромеев миновала.


Вид на Галату. Стамбул. Турция. Фото автора.

Через несколько дней, когда латиняне поняли, что наземного сопротивления не будет, они начали атаку на укрепления Галаты, с целью прорыва через защитную морскую цепь. Крестоносцы окружили башню, расположившись в богатом еврейском квартале Галаты. Несколько попыток взять башню не удались:

Башня эта была сильно укреплена и хорошо защищалась многочисленными вооруженными ратниками,

– писал Робер де Клари.

Башню обороняли англы, пизанцы и генуэзцы. 6 июля 1203 года утром защитники башни и прибывшие из Константинополя сделали вылазку, обрушив войско осаждавших, во главе которых стоял Пьер де Браше или Жан д’Авиль. Они сдержали атаку осаждённых и сами атаковали при поддержке подоспевших отрядов, так они добрались до ворот башни, в которые смогли ворваться.

Одновременно шли морские бои вокруг цепи на море. Разорвать цепь никакими «ножницами» было невозможно, звено около 20–25 см в длину, 4,5–5 см диаметр. Она располагалась в добавок ко всему на огромных бревнах.

Возможно, после того, как была взята цепь в Пере, её или разрубили или выломали из стены, дав возможность прорваться венецианским галерам или дромонам, первым был корабль «Орёл», вероятно, оснащенный мощным таранам для разрыва цепи. Часть защитников пытались перейти на городскую сторону по бревнам и цепи, и они потонули, кто-то спасался на лодках и баржах.


Так выглядели нефы, правда, значительно позднее в XV веке. Морское сражение у Кале. 1371 г. Хроника Жана Фруассара 1480 г. Британская библиотека. Лондон.

Небольшое количество триер, дромонов и нефов ромеев, которые защищали Золотой Рог, были или захвачены, или выброшены на берег. Залив был полностью очищен от небольшого флота ромеев.

Так пренебрежение ромеев к морским силам привело к трагическому последствию, а еще тридцать лет назад ромейский флот был грозной силой, противостоящий флоту сицилийских норманнов. Венецианцы получили надёжную базу для своего флота, а чуда для ромеев, как в августе 626 года, когда шторм в Золотом Роге уничтожил атакующих город славян и авар, не произошло.

Все левобережье Золотого Рога протяженностью около 8 км было захвачено. С боя был очищен уже полуразрушенный византийцами мост Св. Каллиника через реку Варвисс, впадающую в залив. Он находился 3 км западнее Константинополя. На следующий день 7 июля весь флот крестоносцев вошёл сюда.


Вид на северный берег Золотого Рога, на фото видно кораблик. Стамбул. Турция. Фото автора.

Крестоносцы стали обсуждать, как им вести дальнейшие боевые действия. Спор возник между союзниками, венецианцы предлагали атаковать Морские стены с воды Золотого Рога, а рыцари считали, что для них привычнее воевать на суше. Решили использовать и ту и другую возможности.

Крестоносцы восстановили каменный мост Св. Каллиника, перешли его и как бы вернулись назад, подошли к стенам Феодосия, укреплениям Нового Рима.

Они стали стоянкой у монастыря Косма и Дамиана, и разбили лагерь на холме, прямо под стенами Влахерны, у ворот Гиролимны, новых укреплений Влахернского дворца, построенных в конце XII веке. Осаждающие и осажденные могли переговариваться.

Рядом была стоянка венецианского флота.


В этом месте мог стоять флот пилигримов. Напротив стен Влахерны. Фото автора.

Пришельцы отчетливо понимали, что взять семикилометровые Федосеевы стены и морские стены, длиной 5,6 км, нереально, и решили атаковать именно в районе Влахернского дворца. Ускорить штурм было необходимо и потому, что крестоносцы имели запасов всего на несколько недель, пополнить их не было никакой возможности. Также рыцари считали, о чём пишет маршал Шампани, что их войско значительно меньше войска императора ромеев.

Последние постоянно осуществляли вылазки, так что крестоносцы не могли даже фуражировать. После чего они обнесли лагерь частоколом и иными укреплениями.

Ромеи сделали две мощных вылазки. Как отмечал Хониат, Федор Ласкарит (1174–1218), по его мнению, показал, что значит слава римского оружия, а его брат, стратилат Востока, Константин, попал в плен к рыцарям.

Эти нападения были весьма опасны для осаждающих, они осуществлялись так часто, что пилигримы не могли толком ни спать, ни есть. Стороны ещё и обменивались выстрелами из камнеметных машин, но, опять же, как считал Никита Хониат, вылазки эти делались лишь для формы, сам император Алексей III уже планировал бегство.

А крестоносцы торопились со штурмом. Удар номер один должен был быть нанесен против укреплений Влахерны, которые не имели ни рва, ни вала. А венецианцы, естественно, планировали штурм городских Морских стен. Они выбрали штурм форта Петрион.

Вооружение для осады



Изображение требюше или манганелли. Библия кардинала Мациевского (Людовика IX). Библиотека и музей Моргана. Нью-Йорк. США.

Источники сообщают, что крестоносцы использовали мангонелли или мангано. Эта машина были похожа на требюше. Мы их ранее встречали при любой осаде Константинополя под наименованием манганики или по-арабски маджаника, камнемёты с фиксированным противовесом (μαyyανικα). В Тактике Льва VI манганики четко отличаются от токсоболист или баллист.

Использовались с обеих сторон и баллисты. Венецианцы специально оборудовали нефы для штурма. Сооружался мостик на носу или на мачте, длиной 100 стоп (3,2 м) или 200 стоп (6,2 м),

укрыв их воловьими кожами, чтобы защитить от огня, и увешав по реям веревочными лестницами, которые посредством блоков, прикрепленных к мачтам, легко опускались и опять поднимались вверх».
Возможно, борта кораблей были залиты и уксусом, который латиняни использовали против «греческого огня».

Крылатый лев штурмует морские стены


С утра 17 июля 1203 года венецианцы выстроились в единый строй и двинулись на стены, обстреливая их из манганик, арбалетов и луков.


Ядра для метания из манганели или манганики. Замок-музей Аджлун. Иордания.

Нужно понимать, что морские городские стены стояли как на самом берегу, так и в удалении, некоторые на 40 м от моря. С мостиков и лестниц нефов венецианцы начали бой только со стенами, которые были прямо на берегу, скорее всего, с большинства нефов велся интенсивный обстрел из луков, арбалетов и манганик. Но были огромные нефы, мачты которых были выше стен, такие как «Космос» или «Пилигрим».


Так изобразил на мозаике корабль очевидец Четвертого крестового похода из Равенны. Церковь Сан-Джованни Эванджелиста. Равенна. Италия. Фото автора.

Задача еще состояла и в высадке, и в атаке стен, которые не были рядом с водой. А вот здесь была загвоздка, как сообщает Виллардуэн, причалить галеры не могли. Тогда слепой дож, одетый в кольчужный доспех, потребовал, чтобы его доставили на берег. Сам он держал в руках огромное знамя Св. Марка, на котором был изображен крылатый лев. Он при помощи оруженосцев первым высадился на берег, и венецианцы, увидев это, начали высадку с юиссье.


Открытым остаётся вопрос, ну как могли прямо с кораблей штурмовать стены? Здесь показательна картина Карпаччо, где изображены нефы рядом именно с морскими стенами: Карпаччо (1465–1525). Прибытие паломников в Кёльн. Галерея Академии. Венеция.

Тараны располагались на многих кораблях. С помощью одного тарана был сделан пролом в стене, в него сразу устремились цагратоксоты (τζάγγρα), как пишет Хониат, или арбалетчики. Но они были отбиты пизанцами и англичанами.

И тут, как пишет маршал Шампани, уверяя, что это ему подтвердили 40 свидетелей, знамя Св. Марка вдруг оказалась на стене города. Такое вот чудо! Но чуда не было, венецианцы использовали своё стрелковое преимущество, смогли очистить стены от защитников и захватить, если верить источникам, аж 25 башен в районе Петриона. Тут же начались грабежи, они умудрились завладеть скакунами и отправить их на юиссье в лагерь крестоносцев.

Но ранее была отправлена лодка с сообщением, что часть морской стены Константинополя захвачена. В городе собрались силы, и венецианцы поняли, что с ними не совладать, тогда они подожгли район Петриона.

Интересно, что русский путешественник, оказавшийся в это время в Константинополе, сообщал, что пожар возник из-за бочек со смолой, брошенных с корабельных машин, возможно, манганик. Пожар распространился на юг города, охватив практически всю центральную часть Константинополя (не путать с центром города) и район Влахерны.


Карта территории пожара в Константинополе 17 июля 1203 года, сделанная автором.

Атака Влахерны


В то время как венецианцы действовали в районе Петриона, рыцари попытались взять стены Влахерны.

Выше я писал, что всё рыцарство разделилось на 7 отрядов. Всего рыцарей было 700, остальными были оруженосцы, пехота, арбалетчики и лучники. Три отряда должны были идти на штурм, а четыре остались на защите лагеря и орудий:

А граф Бодуэн Фландрский и д'Эно двинулся со своими людьми на приступ; на приступ двинулись также Анри, его брат, и граф Луи Блуаский и Шартрский, и граф Гюг де Сен-Поль, и те, кто шел с ними.

Всего по двум лестницам рыцари начали штурм, тут их встретили англы и даны. Пятнадцать воинов смогли взобраться, но «секироносцы» отбили приступ, взяв двух в плен и отправив к василевсу.


Влахернские укрепления и дворец. Стамбул. Турция. Фото автора.

«Последнее и самое худое дело, когда сам муж – баба»


Страшный пожар, учиненный венецианцами, вызвал возмущение в городе. Горожане стали требовать от трусливого и хвастливого правителя приступить к действию. Он вынужден был собрать конное войско, а пешее состояло из всего мужского населения столицы, способного держать оружие.

Войско вышло за стены Константинополя и двинулось в сторону лагеря крестоносцев. Виллардуэн утверждает, что ромеев было 100 тысяч или 60 отрядов, его младший собрат по грабежу Робер де Клари пишет о неких 17 отрядах.

Женщины города собрались на стенах, наблюдая за тем, как произойдёт битва.

Крестоносцы решили опереться на укрепленный лагерь, так как понимали, что шансов против такого войска мало. Рыцари, конные и пешие, выстроились перед палисадом, за ними стояла пехота, оруженосцы и обозные.

Перед строем – лучники и арбалетчики. Граф Фландрский выстроил свой отряд в правильный строй и двинулся на императора, тот со своими конными отрядами устремился навстречу. Одновременно часть конного войска император вполне разумно направил в тыл крестоносцам. Но советники графа предложили ему избежать ненужной гибели и отойти под защиту палисадов.

А вот граф де Сен-Поль и его родственник Пьер из Амьенуа решили атаковать, на все уговоры остановиться они не реагировали. А люди Бодуэна Фландрского обвинили его в бесчестье, и он как рыцарь не мог не присоединиться к атаке графа Сен-Поля. Конницу противников разделял холм, первыми на холме оказались франки, которые остановились в ожидании дальнейших действий перед лицом огромной императорской конницы.

В это время непонятно почему к императору возвращается та часть войска, которая должна была нанести удар с тыла. А к рыцарям подошло венецианское войско, дож которого готов был умереть вместе с пилигримами, и при правильном руководстве со стороны ромеев эта его мечта была бы исполнена в этот июльский день.

Но… василевс Алексей III, которого, очевидно, не зря постоянно критиковал и ругал на страницах своей хроники императорский казначей Хониат, разворачивает свои полки. И на глазах у мирного населения Нового Рима он отходит к загородному дворцу Филопатиону, находившемуся напротив Селимврийских ворот.


Ворота Мелантия (Porta Melantiados) или Селимврийские ворота. Стамбул. Турция. Фото автора.

Часть рыцарей даже преследует отступающих. Это было спасением для пилигримов, превратившихся в разбойников:

И знайте, что никогда Бог не избавлял каких-либо людей от большей опасности, чем та, которой он подверг рать пилигримов в этот день. И знайте, что не было среди них такого храбреца, который бы не испытывал великой радости.

А василевс ромеев, которым

судьба посылала императоров беспечных, слабых, преданных удовольствиям, не хотевших принять на себя никакого труда и личную безопасность считавших выше всего,

Алексей III уже был готов к бегству.

Он взял золото, украшения, свою дочь Ирину и бежал 18 июля в город Девельт (с. Дебельт, Бургаская обл. Болгария) за 350 км, далее – в Адрианополь (Эдирне) и затем в Филиппополь (Пловдив), оставив столицу на произвол судьбы.

Продолжение следует…
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 марта 2024 04:24
    Спасибо, Эдуард!

    Так известно точно - колонны на площади Сан-Марко в Венеции, из Константинополя или нет?
    1. +6
      15 марта 2024 05:54
      Цитата: Korsar4
      Спасибо, Эдуард!

      Так известно точно - колонны на площади Сан-Марко в Венеции, из Константинополя или нет?

      Из Константинополя. Но привезены за 200 лет до описываемых событий.
      А в этот раз они квадригу свистнули
    2. +7
      15 марта 2024 06:11
      Доброе утро Сергей!!!
      На сколько я знаю, скопировали сам дизайн, а не колонны.
      Как совершенно верно написал Иван - квадригу с ипподрома свистнули.
      И еще много чего - об этом, с картинками, через статью.
      hi
  2. +5
    15 марта 2024 04:31
    Шикарно, спасибо Эдуард!
    Пока эмоции!!!
  3. +5
    15 марта 2024 05:32
    Получил большое удовольствие,прочитал с наслаждением.Спасибо. hi
  4. +4
    15 марта 2024 05:46
    Небольшое количество триер, дромонов и нефов ромеев, которые защищали Золотой Рог, были или захвачены, или выброшены на берег.

    Наличие во флотах на 1203 год триер сомнительно. Корабли с подобным размещением гребного вооружением требовали утлегарь и выносную раму для опоры весла. Подобное на Средиземноморье вновь появляется только в конце 13 века.
    1. +5
      15 марта 2024 06:13
      Владислав, доброе утро!!!
      Это текст из источников.
      Подобное на Средиземноморье вновь появляется только в конце 13 века.

      А откуда известно, что только в конце XIII в.?
      Я в научной лит-ре такого не встречал, и в науч. попе тоже.
      hi
      1. +4
        15 марта 2024 06:48
        Утро доброе Эдуард.
        В описании «королевской галеры» Людовика IX (Восьмой крестовый поход (1270 г. ) фигурирует классическая бирема с двумя рядами весел без утлегаря. Следующий Средиземноморский тип (венецианская галера) уже описывается как судно с тремя гребцами на скамье, каждый со своим веслом, которые проходят через один порт.
        1. +4
          15 марта 2024 07:25
          Владислав,
          мы знаем и о двухярусным византийском дромоне «Саландрия» Х в., и знаем, что он был не один. А размеры гребных судов в XII в. сильно увеличились.
          Я бы не стал жестко утверждать, что только в конце XIII в. "реанимировались" триеры.
          Думаю, что они могли возродиться с XII в. Оснований для это не меньше.
          На картине XVI в. из Дворца дожей "Осада Константинополя" все галлеры - однорядки.

          hi
          1. +1
            15 марта 2024 12:26
            На картине XVI в. из Дворца дожей "Осада Константинополя" все галлеры - однорядки.

            Биремный (двухярусный) тип галеры исчез на рубеже 13-14 веков. Естественно художник 16 века лаже не подозревал о дормонах с двух ярусным расположением гребцов.
  5. +5
    15 марта 2024 06:59
    рыцари были в кольчугах и с опущенными забралами.
    Про кольчуги верю, про забрала - нет. Для забрала нужен бацинет, а здесь максимум - топфхельм, на который забрало никак не корячится.
    Спасибо, Эдуард!
    1. +4
      15 марта 2024 07:20
      Антон,
      доброе утро!
      Спасибо за мнение.
      Я сам в этом вопросе колеблюсь.
      Мне кажется, особенно после того как я увидел мозаики в Равенне, что для начала XIII в. и топфхельма не существовало, вот только как быть с теми же витражами из Сен Шапеля. Я предполагаю, что это с середины XIII в.
      Но вот есть один пассаж из "Алексиады", который меня всегда смущал:
      Увидев это, Алексей спускает на лицо прикрепленное к шлему забрало и со своими
      шестью воинами (о них уже шла речь) стремительно на них нападает.

      Возможно это личина тюрского происхождения?
      Еще один вариант, во время византийского ренессанса X - XI в. стаи модны, судя по редким дошедшим до нас изображениям, стали модны "древнеримские и древнегреческие" доспехи, может "забрало" оттуда?
      Это только догадка. Но вопрос очень инетресный.
      А Вы как думаете?
      hi
      1. +4
        15 марта 2024 08:18
        Прежде всего необходимо договорится об определениях и понятиях. Конкретно для меня, забрало - это подвижная(!) деталь шлема. О применении подвижных личин на тюркских шлемах мне ничего неизвестно. Из европейских шлемов с полумаской до нас относительно целым дошел только шлем из Гермундбью, но, не смотря на сложность конструкции артефакта, личина там неподвижна. Относительно античных шлемов - видел только изображения и образцы с цельнокованными полумасками.
        Что касается времени появления топфхельма... Пожалуй первый изобразительный источник с этим шлемом - это "Библия Мациевского". Но там они представлены в таком количестве, которое дает возможность предположить, что первые образцы этого доспеха появились уже в начале века. Впрочем, это не отменяет того, что забрало можно приспособить только уже на бацинет, а это спустя минимум (и то сильно сомневаюсь!) столетие, после описываемых событий.
        1. +5
          15 марта 2024 08:42
          Но вот есть один пассаж из "Алексиады", который меня всегда смущал:
          Увидев это, Алексей спускает на лицо прикрепленное к шлему забрало и со своими
          шестью воинами (о них уже шла речь) стремительно на них нападает.

          Как тогда объяснить этот пассаж?
          1. +1
            15 марта 2024 10:49
            Цитата: Эдуард Ващенко
            Увидев это, Алексей спускает на лицо прикрепленное к шлему забрало
            Как тогда объяснить этот пассаж?
            Были шлемы с личиной, т.е. маской, прикрепленной на шарнире к шлему. Она поднималась и опускалась. Под "забралом", наверное, понимали именно это. Ещё был "наносник" (не знаю, как он правильно назывался), он тоже опускался при помощи шарнира и во время боя прикрывал нос. Может это даже и шлем из латинской части Европы. Носили же они рыцарские доспехи?
            1. +2
              15 марта 2024 12:22
              Ещё был "наносник" (не знаю, как он правильно назывался), он тоже опускался при помощи шарнира и во время боя прикрывал нос.

              В археологических реалиях мы для этого периода никаких "наносников" не знаем: а то, что имеем на изображениях, всё, начиная ковром из Байо, шлемом Св. Вацлава и шлемом из Венского арсенала, шахматами с Оркерских островов, стеллы из Милана (я ее приводил в предыдущей статье) и т.д. - все имеет неотделимую часть: единая ковка.
              hi
        2. +3
          15 марта 2024 10:29
          Из европейских шлемов с полумаской до нас относительно целым дошел только шлем из Гермундбью, но, не смотря на сложность конструкции артефакта, личина там неподвижна. Относительно античных шлемов - видел только изображения и образцы с цельнокованными полумасками.

          На территории Византии известны находки личин примерно этого периода.
          Васин и Лемешко в своей работе, посвященной личинам выделяют отдельный византийско-русский тип личин и связывают происхождение этих личин с римской эпохой (если я не ошибаюсь по памяти). В этой версии смущает перерыв в использовании личин в 700-800 лет минимум. Ну или это действительно влияние ренессанса или это все же заимствование от степняков?
          Собственно на территории Руси известно несколько находок личин, но четко с русским ареалом можно связать 2 - из Серенска и Изяславля (Шепитовское городище) - обе хранятся в ГИМе, остальные относятся явно к "степному" типу или "Торко-Половецкому", выделяется еще "Татарский тип", но его относят к более позднему времени - 14-16 века. Еще они выделяют отдельные тип - "Забрало":
          Выполнены в виде гладких выпуклых железных пластин для полной защиты лица. Могут снабжаться серией отверстий для обзора и обеспечения дыхания. По всей видимости, изначально появляются во второй половине 12 века в Западной Руси как западноевропейское заимствование. Для эпохи развитого средневековья на территории Руси известен только один образец (Оружейная палата Московского Кремля), 14-16 вв

          Но не знаю - всего 1 находка.
          Таким образом, возможность использования Алексеем именно личины вполне вероятна.
          P.S. здесь на ВО личины обсуждались, и ЕМНИП даже 2 раза. hi
          1. +3
            15 марта 2024 12:24
            Сергей приветствую!
            четко с русским ареалом можно связать 2 - из Серенска и Изяславля (Шепитовское городище) - обе хранятся в ГИМе, остальные относятся явно к "степному" типу или "Торко-Половецкому",

            И то думаю, достались от торков ,как предполагала С.А. Плетнева.
            hi
            1. +3
              15 марта 2024 12:32
              И то думаю, достались от торков ,как предполагала С.А. Плетнева.

              Добрый день Эдуард!
              мое мнение, что личины - это "кочевническая тема", но я не специалист-оружиевед.
              Во-первых, выборка для русского ареала достаточно слабая - всего 2 экземпляра, а во-вторых, то что указывают на отличия внешнего вида: на торских обычно изображения "восточного типа" с усами, на русских - условно "европейский тип", в общем отличаются, но это можем быть уже творческая переработка местных мастерских под вкусы заказчика. Все это конечно чисто предположительно.
      2. +2
        15 марта 2024 14:36
        Личины на части византийских шлемов скорее всего были.
        Прикрепил маски из Константинополя (внизу, наверху шлем из Саттон-Ху) найденные в 50-х годах в Большом Дворце и позднее утраченные. Маски железные, отверстия для рта нет как и на русских личинах. Относительно возможности подъема - Д'Амато пишет о креплениях наверху и в центре каждой стороны. Вроде бы означает жесткое крепление, но возможность подъема в некоторых случаях не исключена.
  6. +5
    15 марта 2024 08:36
    Одни наёмники ,сражались с другими наёмниками.Международные соревнования однако,при многочисленной спонсорской поддержке. smile Спасибо!
  7. +1
    15 марта 2024 11:50
    Англы и даны - надо полагать, знаменитая варяжская гвардия? Кстати, тогда уж стоит их именовать всегда одинаково - или англы или англичане
    1. +3
      15 марта 2024 12:17
      Англы и даны - надо полагать, знаменитая варяжская гвардия?

      Да из второе издание, если опираться на Василевского.
      Потомки анло-саксов и данов, которые покинули Англию после 1066 г., непримиримые враги норманнов.
      hi
  8. +1
    15 марта 2024 21:54
    Спасибо за интересное изложение!
    С тем не согласен, как изображён Константинополь на картине в заголовке.
    Словно стены из шлакоблоков возведены.
    Но это личное восприятие.
    Спасибо!