«Дорога жизни» блокадного Ленинграда

«Дорога жизни» блокадного Ленинграда

Единственным путем кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов обратно в город в сентябре-ноябре 1941 года было Ладожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии. Однако было очевидно, что до наступления холодов немецкое кольцо вокруг города прорвано не будет и для того, чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. И такой выход был найден – это идея создания ледовых переправ через Ладожское озеро, которые позднее получили название «Дорога жизни».

Многие поначалу довольно скептически отнеслись к этой идее, так как сомневались, что лед сможет вынести то огромное количество грузов, которое собирались переправлять через него. Не верили в это и немцы, в разбрасываемых над Ленинградом листовках они писали буквально следующее - «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Однако оставлять трехмиллионный город на целую зиму без снабжения фактически означало обречь его жителей на верную гибель и работы по созданию ледовой переправы начались. Сначала в результате титанической работы Управления тыла по Ленинградскому фронту была менее чем за месяц собрана вся имевшаяся на тот момент информация о перевозках тяжелых грузов по льду, а также о ледовом режиме конкретно Ладожского озера. В результате этих исследований был выбран наиболее подходящий для переправы маршрут Новая Ладога — Черноушево — Лемассарь — Кобона. Двадцатого ноября 1941 года по «Дороге жизни» пошли первые гужевые повозки, а днем позже и знаменитые ГАЗ-АА (полуторки).
«Дорога жизни» блокадного Ленинграда



Несмотря на то, что казалось, была проведена огромная теоретическая подготовка перед созданием ледовой переправы, да и плюс к тому же зима 1941-1942 была очень суровой и снежной, Ладожское озеро преподнесло неприятный сюрприз. Очень часто случалось, что колонна груженных до отказа грузовиков без проблем преодолевала маршрут, а следующая за ними легкая машина проваливалась под лед. Причем проваливалась моментально, не оставляя никаких шансов находящимся внутри людям. Это происходило из-за малоизученного на тот момент явления резонанса, а точнее изгибно-гравитационной волны, чтобы избежать которую, всем автомобилям было предписано следовать со строго определенной скоростью. После нескольких таких случаев переправа получила свое второе более жуткое название – «Дорога смерти».

Не забывали о «Дороге жизни» и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, благо их позиции находились буквально в нескольких километрах от переправы. Поэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Шоферы, работавшие на «Дороге жизни» вообще достойны отдельной истории. Они проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой, же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград.
«Дорога жизни» блокадного Ленинграда


Ледовая переправа в зиму 1942-1943 года представляла еще большую опасность, чем годом ранее. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями, лед часто взламывался, и это приводило к еще большему числу провалов, но «Дорога жизни» даже в таких условиях продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года, то есть даже после снятия блокады Ленинграда. Всего за два года по льду Ладожского озера согласно официальной статистики было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тыс. тонн различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тыс. солдат и офицеров. То есть, очевидно, что создание «Дороги жизни» в ноябре 1941 года являлось одним из ключевых факторов, который хоть минимально, но позволил обеспечить продовольствием жителей города и бойцов обороны Ленинграда, а это в свою очередь прямым образом повлияло на общий исход Ленинградской битвы.
Автор: Дмитрий Хавроничев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

 
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. РОЗАРИЯ 19 февраля 2011 07:16
    Да прошло 67 лет .Как давно нет тех. кто по настоящему от сердца .от души подарил всего себя.Ни думал тогда заглянуть в будущие.чтобы увидеть насколько любовь слепа.Что ни будет ему за свое потомство покоя.Что откажут на скромное надгробие.и даже в строке в книге памяти. им ни будет места!!.НИ ДОЖИЛ .СОБОЙ ПРИКРЫЛ .ПАИЕК СВОЙ ОТДАВАЛ .САМ ГОЛОДОВАЛ.Отдал все с этим хлебом-- радости и счастье карьеры .успех.Если бы знали они .что их 55-50 летние дети. также как внуки от 30-45 будут бездомны .а у правнуков даже прописки 4и5 лет с рождения ни будет.И как будут их молить .взять к себе под гнетом банков .От нужды. что пенсии заработанной нет .что их работу выполняют мигранты.КРУГОМ ПОТОМКИ ИМИ СПАСЕННЫХ .ЛЮБЯТ ВЗЯТКИ И КАК ДАЛЕКИ ОТ БЛАГОРОДСТВА ОНИ.КАК НЕБО И ЗЕМЛЯ.КАК НИ СТОНАТЬ ЗЕМЛЕ. МОРОЗЫ НАПОМИНАЮТ О КАЖДОМ ТОМ ДНЕ.Только великие страдальцы ЖИТЕЛИ.И супергерои прикрытые теми .что давно лежать в земле.БУДУТ ВЗЛЕЛЕЯНЫ.!А ОНИ --Те что всей огромной страной. вырвали из лап смерти .В ИЗГОЯХ!!!.КАК в те давние времена искалеченные. это была война А мы полуголодные в детстве..Контузии .ранения ---наши застенки гестапо.Разгладились шрамы.А на душе боль. за наших родителей.СПАСЛИ .ПОДАРИЛИ ЖИЗНИ НИ ТЕМ!Ошибаюсь докажите!!!.ВЕРНИТЕ СЧАСТЬЕ И ВСЕ РАДОСТИ .ИБО У ГОСПОДА молю возмещения .за муки и ад.Как подвиг родителей наших ни оценили Даже ни молят.( денег ни надо) о том. чтобы потомки тех. кто спас их. были тоже счастливы .в благоденствие .Как должно быть!.Те что лежать благодарны. Ведь ВОЕННЫЙ ШОФЕР. ДЕВУШКА ИЗ ТАТАРСТАНА ГАТАУЛИНА ЗАМИЛА ГАТАУЛОВНА1920 Г.Р.263БАО 328 АИП СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА Та что ныне покоится в КАЗАХСТАНСКОЙ земле.Одна из тех .что дарила жизни .хоронила мертвых .А их так давно нет.ИХ ПРЕДАЛИ .В ДУШИ ИМ НАПЛЕВАЛИ И ПАМЯТЬ РАСТОПТАЛИ.Грядущие с таким отношением страшно!!!!!!!!РОЗАРИЯ -дочь1951г.д.
    РОЗАРИЯ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня