Оружие престижа: линкоры Италии в Первой мировой войне

13
Оружие престижа: линкоры Италии в Первой мировой войне

После того как Великобритания в 1905 году обзавелась линкором «Дредноут», корабли данного класса в первой половине XX века считались чуть ли не главным показателем технического состояния флота.

В итоге каждая «уважающая себя» страна, обладавшая соответствующим техническим потенциалом, вслед за англичанами приступила к строительству своих линкоров.

Не стала исключением и Италия, которая к началу Второй мировой войны сумела вывести свои ВВС на четвертое место в мире. Впрочем, свои первые линкоры эта страна спустила на воду еще в 1911 и 1913 годах.



Речь идет о кораблях «Юлий Цезарь», «Принц Кавур», «Леонардо да Винчи», «Андреа Дориа», «Данте Алигьери» и «Кайо Дулио».

Стоит отметить, что линкоры у Италии на то время получились весьма неплохие. Да, они уступали американским и английским «коллегам» в мощности орудий (343 и 356 мм против 305 мм). Однако для успешных действий в Средиземноморье их потенциала вполне хватало.

Впрочем, до тех самых «действий» дело так и не дошло. Несмотря на то что итальянские линкоры вошли в строй до начала Первой мировой войны, они фактически в ней не участвовали.

До середины 1916 года корабли не сделали ни одного выстрела по противнику. Более того, они с ним даже не сталкивались, так как большую часть времени проводили на стоянках (властям Италии не хотелось рисковать «дорогими игрушками»).

По иронии судьбы, именно вышеупомянутая «бережливость» обошлась итальянцам потерей линкора «Леонардо да Винчи», до которого в августе 1916 года добралась австро-венгерская разведка. Корабль затонул прямо на стоянке.

В целом, до самого конца конфликта, уцелевшая «пятерка» так ничем и не отметилась.

Позднее, после инцидента на учениях в 1925 году, на три года вышел из строя «Кайо Дулио».

В свою очередь, в 1928 году «Данте Алигьери» и вовсе был продан на слом.

«Юлий Цезарь» в том же году стал учебно-артиллерийским кораблем, а «Принц Кавур» вывели на модернизацию.

«Андреа Дориа» и «Кайо Дулио» отправились в резерв в 1932 году. Однако оба корабля, как и «Юлий Цезарь» с «Принцем Кавуром», получили «вторую жизнь» после того, как Франция в начале 30-х заложила линкор «Дюнкерк».

Итальянские корабли прошли глубокую модернизацию и затем участвовали во Второй мировой.

Что касается итальянских линкоров в Первой мировой войне, это, скорее, было «оружие престижа», созданное под влиянием «модного веяния» той эпохи.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 мая 2024 07:41
    Названия кораблей не переводятся!
    1. +1
      13 мая 2024 12:09
      Имена: Юлий Цезарь Giulio Cesare, принц Кавур Principe di Cavour, Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci, Андреа Дориа Andrea Doria, Данте Алигьери Dante Aligheri и Кайо Дуилио Caio Duilio.
      1. +3
        13 мая 2024 16:09
        Цитата: Semovente7534
        принц Кавур Principe di Cavour

        Вообще-то Conte di Cavour
        1. +2
          13 мая 2024 18:21
          Вы правы, меня выдал тот факт, что в статье он упоминался как принц, ошибка, которую я, как итальянец, не должен был допускать, еще и потому, что он очень знаменит. Его полное имя было Камилло Бенсо Конте ди Кавур.
  2. +3
    13 мая 2024 08:06
    Да сегодня меня вредину авторы радуют!!!
    Не стала исключением и Италия, которая к началу Второй мировой войны сумела вывести свои ВВС на четвертое место в мире.

    Статья о флоте если что!!! good
  3. +2
    13 мая 2024 08:51
    А утонул Цезарь уже под именем Новороссийск в 1955.
  4. +1
    14 мая 2024 01:59
    Несмотря на то что итальянские линкоры вошли в строй до начала Первой мировой войны.

    Бедное, бедное "Военное обозрение", теперь на его фоне порой даже жалкий Дзен выглядит этакой "Большой советской энциклопедией".

    Ввод в строй итальянких дредноутов (см. википедию laughing ):
    До начала первой мировой.
    Dante Alighieri - 15 January 1913
    Giulio Cesare - 14 May 1914
    Leonardo da Vinci - 17 May 1914

    После начала первой мировой.
    Conte di Cavour - 1 April 1915
    Andrea Doria - 13 March 1916
    Duilio - 10 May 1915
  5. 0
    14 мая 2024 09:22
    По мне, так Муссолини и начальник штаба Каваньяри просто потратили кучу денег, так и не слепив из технических достижений Италии полноценных линкоров.
    По пунктам:
    - модернизация старых линкоров - инженерное достижение без значимых военно-морских политических результатов. Как показала практика в войне 1940 - 1943 гг. эти корабли оказались бесполезны, причём основные претензии к ним - низкая живучесть и тихоходность, не смотря на все конструкторские изыски.
    - линкоры типа "Витторио Венето" (тут я замечу, что теоретической чертёж был разработан имено CDRA) разрабатывались в обстановке спешки с постоянными корректировками проекта, что сказалось на боевых качествах кораблей:
    - не до конца выбран геометрический запас договорного водоизмещения;
    - лоскутное горизонтальное бронирование не соответствует реалиям середины 30-х годов ХХ века;
    - энергетическая установка не позволяет реализовать пропульствные качества корабля;
    - ПВО кораблей не выдерживает критики даже в сравнении с ближайшими европейскими конкурентами.
    При этом необходимо отметить, что корабли обладают оптимальным главным калибром, прекрасной мореходностью, управляемостью и живучестью.
    Для итальянцев правильнее было бы отложить закладку первой пары кораблей на год- полтора, отработав проект с той же финальной датой ввода в строй, увеличить скорость хода до 32 узлов в полном грузу, улучшить бронирование главной палубы и артиллерии, радикально усилить ПВО за счёт ускорения создания универсальных установок 135-мм калибра, отказаться от палубной авиации. Строительство второй пары вести по тому-же проекту, без паузы между спуском на воду первой пары и закладки второй.
    1. +4
      14 мая 2024 18:13
      Цитата: Виктор Ленинградец
      - не до конца выбран геометрический запас договорного водоизмещения;

      А вот этот пассаж я не совсем понял... hi
      1. +1
        14 мая 2024 19:43
        Проще некуда, Максим!
        Врали все, включая англичан.
        Нужно было только ЗАЯВИТЬ длину и ширину по КВЛ, а также осадку при стандартном водоизмещении 35 000 Т.
        Учитывая, что предыдущие линейные корабли Италии имели коэффициент общей полноты 0,53 то произведение LxBxT = 35 000/0,53 = 66038 Т
        Заявляя осадку 28 футов = 8,53 м, ширину по КВЛ 104 фута = 31,70 м мы получим:
        Расчетная длина по КВЛ = 66 038/8,53/31,7 = 244,2 м
        Это значение превосходит заявленную длину по КВЛ (232 м) на 12,2 м, что соответствует дополнительным 40 футам длины.
        Фактический коэффициент полноты для этих линкоров для полного водоизмещения 45 030 Т составляет 0,569. При сохранении этого коэффициента и увеличении длины по КВЛ в полном грузу с 234 м до 246,2 м мы получим:
        45 030 х 246,2/234 = 47 378 Т
        При цилиндрической вставке в районе мидельшпангоута с коэффициентом полноты 0,959 и фактической шириной 32,43 м и осадкой 10,44 м получим:
        45 030 + 12,2 х 32,43 х 10,44 х 0,959 = 48 991 Т
        Предполагая, что оптимальное значение лежит где-то посередине этих двух чисел мы получаем полное водоизмещение:
        (47 378 + 48 991)/2 = 48 185 Т или на 3 155 Т больше.
        Выполняя аналогичные вычисления для стандартного водоизмещения получим значение 43 350 Т или на 2 830 Т больше фактического. А это серьёзный резерв для наращивания бронирования и совершенствования энергетической установки, даже с учетом некоторого роста нагрузки по статье "корпус".
        1. +1
          14 мая 2024 20:14
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Проще некуда, Максим!

          это понятно, что математика - точная наука, но почему до этого не додумались сами авторы проекта?
          Я сомневаюсь, что предки были глупее потомков. ;)
          1. +1
            14 мая 2024 20:35
            это понятно, что математика - точная наука, но почему до этого не додумались сами авторы проекта?
            Я сомневаюсь, что предки были глупее потомков. ;)

            - Спешка, вот и весь секрет.
            Новые линкоры создавались в условиях жёсткой конкуренцией на средиземноморском театре. Вот в результате взяли базовый проект Ансальдо в 29 000 Т, увеличили его до 35 000 Т, не сильно подумав, и разругавшись с французами пустили в дело. Накануне закладки выяснилось, что ходовые испытания модели показывают низкие скоростные характеристики. Срочно начали параллельно на Ансальдо и CRDA отрабатывать обводы - выиграл CRDA, а линкоры меж тем заложили 28.10.1934 г. в одиннадцатую годовщину "Марша на Рим". Полгода, пока шла переработка проекта пинали вола, да ещё и с финансированием были проблемы, и только в мае 1935 г. начались работы. В ходе перепроектирования стандартное водоизмещение вплотную подошло к 40000 Т, решили, что менять что-нибудь уже поздно и CRDA просто увеличила були и добавила развал бортов. Так и набежало 40520 Т.
            А ведь то же Каваньяри предлагал Дуче не кипятиться, а послать по примеру японцев Вашингтонский договор с Лондонским приложением в Лету, и приступить к полноценному проектированию линкора в 41 - 42 тыс. Т с главным калибром из 9 406-мм орудий в трёх башнях. Закладку запланировать на начало 1936 г., когда уже появится определённость в шагах прочих членов "Линкорного Клуба". За это время предполагалось освоить производство орудий калибром 406-мм и новой зенитной артиллерии.
            Не знаю, что бы получилось в данном варианте. Мне больше нравится линейный крейсер с главным калибром 381-мм, улучшенным бронированием и ходом 32 - 33 узла. Тем более, что таких по-факту можно было построить четыре, а шестнадцатидюймовых мастодонтов - только два.
            1. +1
              14 мая 2024 20:58
              Цитата: Виктор Ленинградец
              За это время предполагалось освоить производство орудий калибром 406-мм

              ЕМНИП, 16" планировали ставить на вторую пару, но поскольку Каменный Цветок в виде 16" у них так и не вышел, вернулись к 15"...