Южный газовый коридор. Выгода на короткой дистанции, но большие вопросы – на длинной

35
Южный газовый коридор. Выгода на короткой дистанции, но большие вопросы – на длинной

Тема поставок природного газа, разного рода коридоров, магистралей, стратегических маршрутов и т. п. уже не первый год является одной из топовых в медиа. Причина понятна, Россия долгое время позиционировала себя как государство, которое на континенте является ключевым фактором энергетического баланса.

В западных СМИ популярен нарратив о том, что Москва использовала природный газ как политический инструмент или даже политическое оружие.



На третий год СВО.

После того как на третий год проведения специальной военной операции (СВО) поставки в Европу значительно сократились, возник вопрос о том, как Россия сможет компенсировать эти потери и какие последствия сокращение поставок может иметь для нашей бюджетной системы.

Варианты


В отечественных медиа и экспертном сообществе сложились практически полярные точки зрения на этот вопрос. Первая отражает крайний оптимизм, вторая, наоборот – крайний пессимизм. При этом представители обеих точек зрения внимательно следят за тем, какие поставщики и каким образом действуют в этой сфере вне России или даже в обход России. Тем не менее есть еще и такие варианты, где в этих обходных маршрутах сама же Россия и участвует.

Одним из таких вариантов становится проект поставок природного газа по маршруту «Туркменистан – Иран – Азербайджан – Турция – ЕС» – своего рода микс из реинкарнации проектов Nabucco и Транскаспийского газопровода – Nabucco-2.0.

За чередой событий подготовка и старт этого проекта оказались плохо освещенными. Но зато активно обсуждалась схожая проблематика для России в связи со сложностями запуска в Китай второй магистрали «Сила Сибири». На слуху оказался и проект поставок в Узбекистан, связанный с реверсом довольно крупной старой магистрали «Средняя Азия – Центр».

О подготовительных мероприятиях между Турцией и Туркменией, которые завершились в начале марта подписанием меморандума, было рассказано вматериале «Как Туркменистан и Турция готовятся заместить российские объемы газа в ЕС».

Однако своеобразие этого проекта в том, что, с одной стороны, этот маршрут Nabucco-2.0 действительно призван заместить выпадающие объемы российских поставок, но, с другой стороны, без российского же участия его реализация становится делом, которое выполнимо с большим трудом.

Рассмотрим эту занятную особенность и проанализируем ситуацию с учетом потенциала реверса магистрали «Средняя Азия – Центр», который сейчас работает на подписанный в прошлом году контракт с Узбекистаном.

Вряд ли у кого-то, кроме самых записных оптимистов, есть какие-то особые надежды на то, что прямые поставки российского трубопроводного газа (впрочем, СПГ тоже, только позже) в Европу не будут рано или поздно прекращены. Завершение этой экономической и политической эпопеи так или иначе предрешено, вопрос заключается в конкретных сроках.

Россия от поставок не отказывается и готова их продолжать, что называется «до упора». Можно эту позицию критиковать как «западническую», можно хвалить как «прагматичную», но это факт. Москва сама не резала эти поставки в прошлом, не будет этого делать и дальше.

С желаниями Брюсселя как центра европейской бюрократии и верного проводника американской концепции, в общем-то, все понятно – там будут использовать любую возможность замещения, но с оглядкой на вторую половину 2022 года.

При всей «деревянности» еврочиновников, вторая итерация инфляционного шторма им не нужна. Следовательно, отказываться от поставок они будут, но только имея понятную и ощутимую альтернативу.

Именно поэтому в последний санкционный пакет вошли такие интересные «ограничения» как запрет на реэкспорт российского СПГ, но без запрета на импорт российского СПГ.

Это откровенно двуличная позиция, но она отражает то, что прагматизм им вовсе не чужд. Но это уже привычная история. Можно вспомнить о протекающем «потолке цен» или о санкциях против танкерного флота, аналогичных по качеству.

Из последнего – США вывели из-под санкций поставки в Японию с проекта «Сахалин-2». Резкие скачки инфляции им не нужны, а Россия от поставок не отказывается и отказываться не собирается, поэтому хвост вполне можно рубить по частям.

Как своего рода ремарку можно отметить, что такая позиция ЕС и США, очевидно, порождает в России определенные иллюзии относительно того, что некоторые отрасли в определенной мере защищены, и там всегда Запад будет держать бреши и дыры. Ниже будет рассмотрен этот аспект проблемы.

Транзит через Украину


Сейчас уже прошла первая половина 2024 года, и приближается время окончания договора о транзите через Украину. Ни Россия, ни Украина, как к этому ни относись, этот транзит прерывать не будут, если его не прервет сам Брюссель. То, что на данную тему уже высказались на Украине в стиле «не будем продлевать», ничего не значит. Если в ЕС скажут продлить – продлят, скажут, что будут покупать на границе, значит – поставка будет на границе.

В нынешнем году мы нарастающим итогом максимально поставим в Европу объемы по трубопроводам, близкие к 26–27 млрд куб. м, при этом поставки нашего СПГ в ЕС пока стабильно растут и составят 19 млн т или 26,2 млрд куб. м. На поставки по Турецкому потоку придется 10–11 млрд куб. м, на объемы по украинскому маршруту – 15–16 млрд куб. м.

Понятно, что это и близко не те показатели, которые были на 2021 год (доля России 51 % от 361 млрд куб. м европейского импорта), и даже на не самый плохой по выручке 2022 год (23 %). В нынешнем году это будет ±14 %, включая СПГ.

Nabucco-2.0


Соответственно основная проблема заключается в украинском транзите и его перераспределении. Вот, собственно, эту конкретную задачу и планируется на первом этапе решать через Nabucco-2.0.

В данной схеме Азербайджан и Турция планируют увеличить поставки в ЕС с 10 до 20 млрд куб. м, но вот дальше история уже становится интересней.

Дело в том, что Туркмения и Россия заключают с Ираном т. н. «своп-контракты», т. е. поставляют свой природный газ в северные области Ирана, а Иран уже свой (или как свой) газ оправляет в Азербайджан и Турцию. Речь, кстати, если брать Россию и Иран, идет как раз об объемах 10 млрд куб. м газа и 5 млн тонн нефти.

У иранцев есть свое громадное (это не фигура речи) месторождение – Южный Парс в Персидском заливе – газовый кластер, который Иран делит с Катаром. Но инфраструктура не позволяет пока за счет него насытить северные районы страны, и он пока нацелен на юг страны, на Ирак, на Пакистан и на перспективные проекты по СПГ.

Получая российский и туркменский газ, Иран закрывает свои региональные дефициты и получает возможность наращивать экспорт в сторону Турции, которая действительно может стать газовым хабом в определенной перспективе. Понятно, что «молекулы свободы» в данном случае в ЕС взвешивать и определять не будут, поэтому, как это бывает, Иран будет не столько продавать в Турцию свой газ, сколько транзитить наш и туркменский.

Россия в данном случае будет опираться на перспективу расширения реверса по магистрали «Средняя Азия – Центр», по которой уже идут поставки газа в Узбекистан. В прошлом году были подписаны договоры на поставку 2,8 млрд куб. м в год.

Уже понятно, что эти объемы будут расти, а с учетом того, что магистраль вообще была рассчитана аж на 80 млрд куб. м, то ее хватит для замещения как украинского транзита, так и для роста поставок в Узбекистан, который сможет после этого спокойно выполнять газовые контракты с Китаем. Эти поставки зависли по причине слабой добычи и общего энергодефицита последних полутора лет.

Такая схема становится выходом из тупика, в который в ранее заходили все подобные проекты поставок из Центральной Азии в ЕС – необходимость прокладки труб по дну Каспийского моря. Ни Иран, ни Россия по понятным причинам такого разрешения бы не дали, несмотря на некоторую теоретическую возможность такой прокладки согласно Конвенции по Каспию, да и природные факторы работали против такого маршрута.

В данном же случае имеется совпадение стратегических задач Тегерана и тактических задач Москвы, для которой украинский транзит представляет уже больше головную боль, чем нечто «политическое» или «коммерческое». Собственно, эти 12–14 млрд куб. м украинского транзита – это просто крохи от объемов прошлых лет (менее 10 %).

Вряд ли такой маршрут получит возможности для практической реализации до конца этого года, но вот к середине 2025 года и тем более к его концу это вполне возможно. Сохранится ли при этом транзит через Украину в нынешнем виде как срочный договор или, как предлагается на разных площадках, будет продажа на границе европейским покупателям, это по большому счету уже не так важно. В итоге все эти «остатки былой роскоши» все равно перетекут на южный маршрут.

Означает ли это, что мы, в общем-то, ничего не теряем?

Это смотря как оценивать ситуацию – с точки зрения короткого периода, среднесрочного или долгосрочного.

В моменте это действительно сохранение статус-кво по поставкам на западное направление, тот же кубик-рубика, но перекрученный заново.

При этом санкционная нагрузка на наш сегмент СПГ еще некоторое время не выйдет на максимум – у ЕС нет возможности такой быстрой замены, да и в целом санкции на СПГ вводят на Западе с некоторым трудом. Это перспективная мировая отрасль, и обкладывать ее даже в России санкциями «под потолок» – не самый позитивный сигнал с инвестиционной точки зрения. Т. е. наш СПГ будут душить и душить все равно болезненно, но делать это будут медленно.

В среднесрочном периоде для России в целом выгодна постепенная реанимация, модернизация и раскачка на реверс магистрали «Средняя Азия – Центр». Это мощная магистраль вглубь Центральной Азии, которую можно стыковать с местными газопроводами.

Они тоже нуждаются в модернизации, потребности Казахстана и Узбекистана растут, а Туркмения очень серьезно ориентирована на Китай, который вкладывается уже в четвертую ветку. Дополнительные потребности Ирана по своп-модели можно также оценить в плюс 10–11 млрд куб. м в год.

А вот в периоде долгосрочном картина для нас будет меняться довольно серьезно.

Во-первых, рано или поздно, но история с поставками в ЕС, в том числе и нашего СПГ, завершится. Будет ли это через два года или через четыре, это зависит от того планируемого срока перехода на альтернативные поставки, которые считают в самом ЕС. Пока им выгодно то наращивать у нас объемы, то снижать их.

Но возьмем такой вопрос, как флот.

Флот


Например, для проекта «Арктик СПГ-2» в Южной Корее были заказаны газовозы ледового класса, шесть единиц. Поставить их поставщик Hanwha Ocean нам не может (санкции), продать не может – больше никто СПГ во льдах не возит. США готовы компенсировать их демонтаж.

Строятся суда у нас на «Звезде», но там значительная часть комплектующих – это MAN, Wärtsilä, французская GTT и т. д. Все эти узлы надо импортозамещать или создавать какую-то уже совсем уникальную схему для их приобретения. Всего судов этого класса требуется 21 единица.

Сырьевики у нас работают по инфраструктуре быстрее всех остальных, но здесь далеко не одна и не две смежные отрасли. На чем возить сырье после ввода второй и третьей линии проекта, пока не очень понятно. Было бы на чем возить, вписаться в азиатский рынок нашим сырьевикам было бы вполне возможно, для них это технический аспект, но как в разумные сроки преодолеть подобные ограничения, ведь чем дальше, тем предложения на рынках выше.

А ведь есть еще санкции в плане базового оборудования и технологий. У нас в отрасли СПГ на 2022 год доля импорта составляла 68 %, не исключено, что она за полтора года снижалась, но все-таки очевидно, что не в разы.

Все это означает, что Запад даже в такой отрасли, как СПГ, будет пытаться через подобные ограничения регулировать те объемы, которые мы можем предложить на внешний рынок. Не рубя по отрасли, как в случаях с трубопроводными поставками, действуя значительно осмотрительнее и мягче, плавнее, но суть от этого не изменяется. Для нас время, которое мы наверстываем – это ограничитель по возможной доле рынка.

Отсюда возникает вопрос, насколько все уверены в том, что подобные сложности будут преодолены в течение 4–5 лет, потому что развитие ресурсной базы в других странах не стоит на месте, а рынка ЕС не будет в принципе.

Второй момент, который придется учитывать – это фактор турецкого хаба.

Турецкий хаб


Вначале это звучало несколько абсурдно, поскольку у Турции свои газовые запасы есть только на бумаге, а к запасам в Ливии Анкаре еще надо проделать непростой путь, пусть частично турки его и осилили.

Тем не менее южный коридор открывает для Ирана возможности давать сырье в Пакистан, для себя и через Ирак даже в Сирию. Турция при этом получает возможность получать сырье из того же Ирака и через Иран. Для этого уже который раз Анкара делает попытки зачистить часть Иракского Курдистана от сил Рабочей партии, которая в эти планы может вмешаться.

Понятно, что все это также будет работать по сложным своп-схемам, где объемы участников будут перемешиваться и замещаться, но возникает вопрос, а куда дальше продвигать свои объемы нам самим?

Крупные рынки – это Пакистан и Бангладеш, только они далеко, а когда можно будет возить в Азию достаточно СПГ, сказать сложно.

Аналогично Китай, у которого нет потребности в таком объеме трубопроводного газа, а по СПГ он свои потребности закрывает без особых вопросов. Это у ЕС с этим пока еще проблемы, но в том-то и дело, что пока.

Мы вполне рискуем в долгосрочной перспективе не успеть за долей рынка СПГ и в целом быть по этому сырью локализованными внутри себя и в Центральной Азии. Это не пессимизм, это надвигающаяся реальность, которую не отодвинуть критикой Китая, Турции или Ирана – здесь надо нечто другое.

Развитие нефтехимии


Развитие нефтехимии – это и есть то направление, которое придется усиливать и усиливать, что называется «через не хочу». Доля нефтехимии в Японии – 8 % ВВП, Китая – 9 %, Германии – 7 %, в том числе и на нашем же сырье, а вот в России – почему-то 1 %.

Вот МВФ нас радует данными, что мы по ВВП обогнали Германию и догнали Японию. Это в самом деле радует и внушает прямо-таки оптимизм, только не очень понятно, почему при этом в нефтехимии доля 1 %.

Дискуссии о роли этой отрасли ведутся уже лет, наверное, двадцать. Видимо, через двадцать лет какие-то экзистенциальные космические силы их услышали, и теперь нам эти проценты предстоит поднять даже против коммерческого настроя и желания элит. Правда, цена получается довольно приличной.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 июня 2024 05:35
    не очень понятно, почему при этом в нефтехимии доля 1 %
    Что тут непонятного? Сырье продать гораздо проще, чем связываться с его переработкой. Я бы ещё сюда добавил мизерное количество танкеров и газовозов в нефте- и газодобывающей стране. Т.н. "теневой флот" я в расчет не принимаю
    1. +7
      29 июня 2024 05:40
      Теневой флот в том-то и дело, что может перевозить только жижу, газ старым танкером не перевезешь.
      А насчет 1%, ну это просто иллюстрация как мы согласно отчетам МВФ "догнали и перегнали" супостатов. Там еще много открытий чудных, если по всей отраслевой статистике ковыряться.
      1. 0
        29 июня 2024 21:50
        А насчет 1%, ну это просто иллюстрация как мы согласно отчетам МВФ "догнали и перегнали" супостатов.

        Нефтехимия - это одна из вершин промышленного искусства, наряду с электроникой и биохимией. Это невозможно по заказу "догнать и перегнать", здесь нужны: стратегия, десятилетия упорного труда и огромные финансовые вливания...
        1. 0
          29 июня 2024 21:54
          Согласен, но верно и то, что от прошлого нам достался в этой области неплохой задел. Вот атомные же компетенции не растратили, впрочем это исключение из правил
          1. +1
            29 июня 2024 21:56
            Вот атомные же компетенции не растратили

            Я бы не стал сравнивать атомные компетенции и нефтехимию. В первой мы - первопроходцы и одни из лидеров, во второй - скорее ученики...
            1. +2
              29 июня 2024 22:03
              Атом мы тоже отчасти "скоммуниздили" у злобных буржуинов. Не важно кто и кого копирует, главное кто и как упирается в развитии. У нас вот по геологоразведке были прекрасные заделы. Ну и как ... а никак. Здесь тоже - ну шли мы вторым номером, это не беда. Вон китайцы грунт привезли с обратной стороны Луны, индусы программу сделали, а первопроходцы кочумают.
              1. 0
                29 июня 2024 22:53
                Не важно кто и кого копирует, главное кто и как упирается в развитии.

                Да уж, и не поспоришь.
  2. +3
    29 июня 2024 07:18
    -"как Россия сможет компенсировать эти потери и какие последствия сокращение поставок может иметь для нашей бюджетной системы?"
    Ему говорят ,подумай,возможно пример решается не так,а он опять заладил пересчитывать неверные действия. - Троечник..
    Уже столько лет прошло, а все невосполнимыми ресурсами торгуют. Это диагноз и приговор.
  3. -4
    29 июня 2024 09:04
    Запад крайне возмущён в последние дни ,после того как били в литавры - китайцы уходят из проекта Арктик СПГ .Последне от Новатека - модули СПГ гравитационного типа с чудоверфи в Балокаменке будут отбуксироааны на завод Арктик СПГ( в конце июля) ,а по планам эти модули должны были остаться в Белокаменке как основа Мурманск СПГ.4 газовоза ледового класса до боли похожие на санкционированные газовозы постройки Hanwha,получили разрешение на работу по СМП( владелец судов не известен- все отнекиваются это не наше).Плюс Совкомлот приобрёл четыре танкера СПГ не ледового класса.В Беренгов пролив после проводки " Арктикой " во льдах ,вошли ДВА танкера один из них " Эдуард Толль".Вполне возможно они идут - на СПГ терминал " Коряк".Похоже будут ещё не приятные сюрпризы от КНР ,для запада.
    1. -5
      29 июня 2024 09:13
      Да и ещё у норгов две разведочных скважины в Баренцевом море восточнее о Медвежий показали - пусто/пусто.Кто там орал ,что товарищ Медведев отдал часть моря с огромными запасами нефти и газа.При СССР Севморнефтегазпромразведка всё Баренцево море издырявила.
      1. +6
        29 июня 2024 10:28
        Может и показали, но Норвегия держит поставки в ЕС довольно уверенно. Под рукой нет статистики, но там под сотню ярдов кубов.
        1. -4
          29 июня 2024 10:38
          Норвегия " надёжный партнёр " по поставкам трубопроводного газа в ЕС .Такой надёжный что введён технический термин " незапланированая остановка подачи газа".
          1. +4
            29 июня 2024 10:39
            Да, но они особо и не хотели расконсервировать запасы. Но партия сказала надо, норвежский комсомола ответил есть.
    2. +3
      29 июня 2024 10:24
      А их осенью-весной-зимой там можно будет провести на восток? Условия то не самые комфортные. Корейцы после Кима сейчас ничего не сдадут, если только какую-то адову схему по прокладкам не сделать.
      1. -1
        29 июня 2024 10:30
        Похоже кто то замутил адову схему с 4 мя танкерами ледового класса.Единственный вопрос - кто?
        1. 0
          29 июня 2024 10:36
          Если это реально корейцы, то это уже на уровне типа Блекрок или что-то в этом роде.
          Резать отрасль Спг, даже у нас, считается принципиально не комильфо. Здесь вопрос в другом, сколько в доле рынка спг в итоге оставят за нами, это регулируется где-то очень высоко по ходу пьесы. От этого будет зависеть, сколько судов и оборудования будет. По Прибалтике этот показатель санкции не будут работать, а вот что сверху...
          1. 0
            29 июня 2024 10:43
            Мне совершенно не понятны танцы Байдена с СПГ в Европу.Официально - уменьшение подачи СПГ в Европу из США ,большой углеродный след.Дошло до того ,что Газпром и Новатэк в мае в ЕС поставил газа больше чем США.
            1. +2
              29 июня 2024 10:47
              Мне тоже было в прошлом не понятно. Просто надо смотреть не через отрасль газовую. Они берут контроль над энергетикой в целом. Теплогенерация, электрогенерация. Это триллионы и полный контроль рынка. Это цель, а газ это большие, но маневры. А ведь наши именно туда и лезли вместе с голландцами, австрийцами и немцами. Вспомните сколько контор с нашим участием ЕС там полтора года выискивал и выковыривал, за генерацию там в итоге борьба шла и идет. Газ это верхушка айсберга и ещё много открытий чудных там будет, когда напишут, какие элиты и силы там были задействованы.
              1. -1
                29 июня 2024 12:08
                Что что ,и мы и запад мастера создавать фирмы прокладки.ЕС только сейчас узнал что у них есть береговые СПГ терминалы ,которые вообще не соедены с газотранспортной системой ЕС- чисто реэкспорт .Чем СПГ и хорош.
                1. 0
                  29 июня 2024 12:14
                  Все на выдумки хитры, проблема в другом - долю рынка на этом не получить. Доход, загрузку по каким-то сегментам и активам, но не долю в мировой торговле. Нефть в этом плане все-таки гораздо гибче. Намного гибче
  4. 0
    29 июня 2024 09:19
    Спасибо Штатам, и Байдену лично: они заставят наши элиты делать не то, что им хочется, а то что нужно для страны, в том числе самим строить танкеры и газовозы, и развивать нефтехимию, желательно не просто конкурентную, а лучшую в мире.
    Так что, осилим, куда денемся, с Путиным или нет - неважно, это он пусть сам решает, и на кадры повнимательнее смотрит.
    А то любит "над схваткой" витать дольше чем надо. Год назад над "Шойгу -Пригожин", доведя до сами все видели чего. Теперь вот новый вариант есть "Бастрыкин- Володин".
    Кстати, последний скромно объявил себя "народом".
    Это в Сиаме по-моему король Нородом Сианук, а у нас Володин?
    1. 0
      29 июня 2024 16:38
      Американцы к слову не особо и препятсвуют, Шлюмберже все также работает в России, и при этом судя по тому что его так и не продали "за рубль" там даже собственники не сменились. Активно ведется найм новых сотрудников, и в прессе была информация что компания только расширила свой бизнес после ухода конкурентов.
      https://tver.hh.ru/employer/2791
      В конце концов для США самый выгодный вариант это затягивание конфликта, а для этого надо чтобы обе стороны были в боеспособном состоянии.
  5. m-z
    0
    29 июня 2024 12:41
    Мы вполне рискуем в долгосрочной перспективе не успеть за долей рынка СПГ и в целом быть по этому сырью локализованными внутри себя и в Центральной Азии. Это не пессимизм, это надвигающаяся реальность, которую не отодвинуть критикой Китая, Турции или Ирана – здесь надо нечто другое.
    Вспоминается анекдот:
    "Группу профессоров-инженеров пригласили полетать на самолете.
    После того как они удобно расселись, их проинформировали, что самолет построили их студенты.
    Все, кроме одного, рванули к выходу в панике.
    Оставшегося профессора, спокойно сидящего на своем месте, спросили:"Почему вы остались?"
    «Я полностью уверен в своих студентах. Зная их, могу вас заверить, что этот кусок дерьма даже не взлетит».
    Я также полностью уверен в топ-менеджерах как Газпрома, так и российского государства: они прос...ли все что можно и что совсем нельзя, но и на достигнутом они не остановятся. Та же Сила Сибири с учетом ее загрузки и стоимости газа для Китая (секретная информация!) скорее всего, никогда не окупится.
  6. 0
    29 июня 2024 15:04
    Вот МВФ нас радует данными, что мы по ВВП обогнали Германию и догнали Японию.

    ВВП конечно хитрая штука. И что туда только не входит. Помимо промышленности и услуги парикмахерских, и прочие услуги, продажа гамбургеров, нефти и газа, органических удобрений(навоза) и выпуск снарядов, которые выстреливаются в Украине. Нефть и газ конечно одно из главных. Когда цены на них падают мы в ж... , а когда растут тут и возможен приличный рост ВВП.
  7. 0
    Вчера, 14:36
    Никого пессимизма быть не должно. Газ всегда будет нужен и как не топливо.
    1. 0
      Сегодня, 11:57
      Цитата: Alexander Gorev
      и как не топливо.

      только отличать надо "попутный нефтяной газ" (откуда выделяют ШФЛУ и далее в моно-поли-меры её) и очищенные предельные углеводороды, которые теоретически еще химсырьё, но практически таки топливо...
  8. +1
    Вчера, 19:35
    Я всё не могу понять с транзитом через Украину.... Трудно представить, во времена ВОВ транзит турецких ресурсов в Германию через территорию СССР. Или транзит через Германию поставок по ленд-лизу из Великобритании в СССР. Да ещё чтоб за это и платили. .вот не понимаю я. Я может многого не знаю. Но у меня есть здравый смысл. И он говорит об одном: наши правители не собираются побеждать в СВО и вырезать гнойник укрофашизма. Иначе все эти топтания на лбс, действия Черноморского флота, транзит газа через Украину, намёки на переговоры не объяснить. За что тогда гибнут там наши люди? Или пусть в кремле четко и ясно объяснят народу, что, почём и зачем. И не надо кивать , типа : а кто ты такой? Я бл.. и есть часть того самого народа...
    1. 0
      Вчера, 20:57
      Здесь ничего нельзя ответить содержательного, кроме "Это эпоха постмодерна".
      При этом нормальный и здравый человек за такой ответ по понятной причине пошлет отвечающего на ... дальние выпасы.

      Все эти "отрицательный рост", "занятие более выгодных позиций", "операции". Кто-то предлагает уже создать Министерство счастья.

      Если помните, то был такой китайский известный фильм «Герой». Фильм состоит из четырех частей, где каждый раз император погружается в очередную интерпретацию заговора и интерпретацию действий заговорщиков.

      Там есть такая сцена, где он носится по залу, увешанному сотнями разноцветных полупрозрачных занавесок и уже не может их раздвигать — он просто рубит их направо и налево мечом, а занавески все не заканчиваются и не заканчиваются.

      Император это современный простой человек, а занавески это интерпретации и смыслы, только стоит к ним добавить помимо четырех цветов в фильме еще и просто белое, где написано «черное». Красное, где написано - «синее» и т.п.
    2. 0
      Сегодня, 11:59
      добро пожаловать в "многополярный мир"...
      где с одними и теми же можем: тут - торговать, там - воевать, а вон там - вместе с ними воевать против третьих (кто поставляет оружие и им и нам по второму пункту и вводит санкции по первому)
      важно понимать, что это не плохо и не хорошо. просто гораздо сложнее прямолинейного "друг-враг"...
  9. 0
    Сегодня, 08:26
    Поезд ушел.

    Газпром несет убытки, санкции и другие причины не позволяют получать сверхприбыли от продажи газа - и не позволят.

    Сейчас сложилась обстановка, о которой мечтали некоторые наши общественники - мы не сможем получать большие доходы от торговли ресурсами, значит, у нас есть возможность развивать производство.

    К сожалению, этой возможностью мы пока что не пользуемся и скорее всего, уже не воспользуемся.

    Потому, что поезд ушел.
    1. 0
      Сегодня, 08:43
      Меня конечно сильно удивило, когда на ПМЭФ Миллер заявил, что будет строить еще две кукурузы стеклянные на Лахте, уже по 800м или что-то около того.
      1. 0
        Сегодня, 12:02
        ЕМНИП, Миллер НЕ заявил что "будет строить", а сказал "есть еще проекты стройки"...
        а проекты вполне могут оставаться на бумаге еще много лет...

        и, как вариант "б": у газпрома (+ газпромнефть, газпромбанк и иные дочки) ТАК много в аренде площадей в "исторических зданиях" Питера и Москвы, что реально за лет 10 окупится еще одна-две "лахта-свечки", как бы это странно ни выглядело непосвященным в кухню... (минус аренда, минус кнининг-ремонтинг, плюс синергия команд в одном месте и т.п.)
        вполне обычное дело "для сокращения затрат построить собственный офис"...
        1. 0
          Сегодня, 12:14
          Шикарный взгляд и оценка. Я с вашего позволения его в свою копилку положу fellow
          Особенно понравилось про "синергию команд" и "клининг-ремонтинг".
  10. 0
    Сегодня, 11:05
    Цитата: nikolaevskiy78
    Меня конечно сильно удивило, когда на ПМЭФ Миллер заявил, что будет строить еще две кукурузы стеклянные на Лахте, уже по 800м или что-то около того.


    Думаю, сейчас не время. Возможно, это какая-то ошибка - или он знает нечто, что я не знаю.
    1. 0
      Сегодня, 11:13
      Скорее дело не в том, что мы или они знаем, а в том, как мы и они ощущаем время и пространство. Вы не можете думать как марсианин или житель туманности Андромеда, житель туманности Андромеда не понимает, что такого при убытках и проблемах на рынке построить еще пару кукуруз.