Военно-морские памятники Владивостока
Начнем с подводной лодки С-56 в Мемориальном комплексе на Корабельной набережной Владивостока.
1. С-56 (С — «Средняя») — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны серии IX-бис.
2. Подводная лодка заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти ( с 30 марта 1992 года Государственное предприятие Адмиралтейские верфи) в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод № 202 («Дальзавод» имени К.Ворошилова) во Владивосток, где произведена окончательная сборка. Спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941.
3. 30 октября 1941 года, присвоен тактический номер и подводная лодка вошла в состав Тихоокеанского флота.
31 октября 1941 года на борту поднят флаг Военно-Морского Флота Советского Союза.
4. 6 октября 1942 года С-56 под командованием капитан-лейтенанта Григория Ивановича Щедрина в паре с подводной лодкой С-51 под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фомича Кучеренко вышла по маршруту: Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор (США) – Сан-Франциско (США) – Коко-Соло (США) Панамский канал – Гуантанамо (США) – Галифакс (Канада) – Розайт (Шотландия) – Леруик (Шотландия) – Полярный. Старший на переходе Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Александр Владимирович Трипольский.
5. За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания.
6. С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне, по количеству достоверно потопленных целей, при этом по потопленному тоннажу она значительно уступает С-13 (44,1 тыс. брт) и Л-3 (не менее 22,5 тыс. брт).
7. После Второй мировой войны продолжила службу на Северном флоте. В период 10 июля - 5 октября 1954 года совершила межфлотский переход в надводном положении в составе ЭОН-64 по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход.
8. С-56 — с 1975 года филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. Вместе со сторожевым кораблём «Красный вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота».
9. Внутренние помещения ПЛ переоборудованы под музей. В кормовой части ПЛ расположена экспозиция, посвященная подводным силам Тихоокеанского флота. В центральной и носовой части отсеки ПЛ сохранены, на стеллажах размещен торпедный боезапас. Действующий перископ.
10. На С-56 проходит ежедневно церемония подъема и спуска военно-морского флага. На гюйсштоке ПЛ поднимается Гюйс ВМФ СССР, на флагштоке — Краснознамённый гвардейский Военно-Морской Флаг СССР.
11.
12. Бюст Героя Советского союза Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова у Штаба Тихоокеанского флота ВМФ России
13.
14.
15.
16. В 1985 году подводная лодка С-56 и «Красный вымпел» вошли в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота, дополненного скульптурной композицией и памятными плитами с Вечным огнём в центральной части. Авторы комплекса скульптор В. Ненаживин и архитектор А. Сандюк.
17.
18. Вечный огонь и часовня памяти погибших моряков
19. Артиллерийское орудие с эсминца "Войков"
19.
20.
21.
22.
23.
24. У причала на вечный якорь поставлен мемориальный корабль-памятник «Красный вымпел». Он был спущен на воду на Охте в Петербурге в 1911 году и назывался «Адмирал Завойко» в честь героя Петропавловской обороны 1854 года Завойко Василия Степановича. В 1923 году «Адмирал Завойко» вернулся во Владивосток и стал первым кораблём Советской Республики на Тихом океане, получив новое имя «Красный вымпел». Он нёс сторожевую службу по охране морских границ СССР, а в 1945 году принимал участие в военных действиях на Тихом океане.
25. Спущен на воду в октябре 1910 на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге под названием «Адмирал Завойко». Яхта была построена по заказу камчатского генерал-губернатора и предназначалась для нужд местной администрации. В августе 1911 судно прибыло в Петропавловск-Камчатский и использовалась в качестве посыльного и пассажирского судна. Во время Первой мировой войны корабль подчинялся Военному ведомству.
26. После Октябрьской революции, в условиях всеобщего разложения, экипаж яхты 29 ноября 1917 перешёл на сторону советской власти. В июне 1918 корабль был отбит белогвардейцами, но в январе 1921 он был захвачен войсками Дальневосточной республики и включён в состав Сибирской военной флотилии. Во время контрреволюционного переворота во Владивостоке в мае 1921 «Адмирал Завойко» находился в Петропавловске-Камчатском, куда яхта перевозила боеприпасы для местного военно-революционного комитета. Узнав о перевороте, экипажем было принято решение эвакуироваться в Шанхай, где судно находилось около двух лет. После оставления Владивостока подразделениями Земской рати в октябре 1922 яхта должна была вернуться назад в Россию. 24 января 1923 на ней был поднят военно-морской флаг СССР и два месяца спустя корабль прибыл во Владивосток. Тогда же, в марте 1923 яхта была переведена в класс сторожевых кораблей и переименована в «Красный вымпел».
27. Во время Великой Отечественной войны «Красный Вымпел» выполнял работы по прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдаленных необорудованных рейдах и боевые операции кораблей на Тихом океане. В октябре 1944 года его переоборудовали в контрольную гидроакустическую станцию. После войны за выполнение заданий по обнаружению вражеских мин и разработку способов их траления 23 члена экипажа корабля были награждены орденами и медалями.
28.
29. 11 марта 1958 ветеран был поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог и превращён в мемориальный корабль-музей.
Информация