"Наш ответ Спилбергу", или Нужно ли запрещать иностранное кино - 2

В продолжение моей предыдущей статьи относительно необходимости запретов иностранных фильмов.
http://topwar.ru/25794-amerikanski-patriotizm-glazami-russkogo-cheloveka-ili-nuzhno-li-zapreschat-inostrannoe-kino.html.

Темный рыцарь Сталинского Готэма.



Итак, в этой статье я не буду рассуждать о фильмах иностранного производства. Вместо этого я хотел бы рассмотреть продукцию нашего кинематографа на примере одной очень символичной картины.

Что же это за фильм? Даю подсказки:
* Это самый дорогостоящий фильм в истории российского кинематографа с бюджетом более 1,5 млрд рублей или порядка 55 млн долларов.
* Это фильм с крупнейшим в постсоветской истории прокатным тиражом: количество прокатных копий только первой части фильма составило 1060 экземпляров.
* Это самый распиаренный фильм за всю историю российского кино: его рекламировали в СМИ, в баннерах, в интернете и даже в Госдуме...
* Это фильм с самой масштабной поддержкой в истории со стороны силовых структур. Помощь, ассистентов, массовку и технику предоставило МО, МВД, МЧС и Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.
* Это один из самых долгих по продолжительности съемок фильм в современном кинемотографе. На съемки ушло более 8 лет.
* Это единственный фильм, на съемках которого успели побывать тогда еще Председатель Правительства России Владимир Путин (в мае 2008 года) и тогда еще Президент России Дмитрий Медведев (в августе 2008 года).
* Для премьерного показа этой картины специально был переоборудован Государственный Кремлёвский Дворец в самый большой в России цифровой кинозал.
* Первая часть этого фильма сразу же попала на Каннский кинофестиваль и номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».
* Вторая часть этого фильма сразу была выбрана Российским Оскаровским комитетом кандидатом на премию «Оскар» от России в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Позже выдвижение тормазнул глава РОК Владимир Меньшов.
А так же:
* Этот фильм еще до премьеры рекламировался как "Великий фильм о Великой войне" и "Наш ответ Спилбергу" (другой вариант - "Наш ответ "Рядовому Райану").
* Это самый провальный фильм в истории российского кинопроката. Первая и вторая части собрали соответственно 7,46 млн долл и 1,5 млн долл, что в общем составило менее 1/6 от стоимости картины.
* Это фильм, оставивший самое большое количество негативных отзывов в интернете.
* На просмотр этого фильма насильно сгоняли школьников ряда городов.
* Это фильм, получивший самую разновозрастную группу "недоброжелателей": от школьников и студентов до ветеранов Великой Отечественной.

Итак, перед нами дилогия "Утомленные Солнцем -2. Предстояние" и "Утомленные Солнцем -2. Цитадель" от великого и непотопляемого Никиты Сергеевича Михалкова.

Как же появилось сие чудо? Дадим слово самому Михалкову:
"И вот еще о чем хотелось бы сказать: когда я посмотрел знаменитый фильм Спилберга «Спасти рядового Райана», да и многие другие западные картины о Второй мировой войне, мне стало не по себе: эти ленты создают ощущение, что самую страшную и жестокую в истории человечества войну выиграли наши союзники, хотя общеизвестно, что они вступили в нее в 1944 году, дождавшись момента, когда стало понятно, что мы и так разобьем фашистов.

Поэтому мне захотелось сделать картину, которая могла бы возбудить национальный иммунитет..."

(http://trite.ru - сайт личной кинокомпании Михалкова)

Далее Никита Сергеевич признается как тяжело дались съемки:
"Над сбором материалов для этой ленты трудился большой коллектив историков и консультантов. Съемочной группой было отсмотрено более 60 часов кинохроники и отечественной, и трофейной германской, а также материалы из военных архивов США и Великобритании. Сам режиссер прежде чем приступить к съемкам изучил сотни страниц документов, воспоминаний и писем того времени, а кроме того и почти всё, что до последнего времени скрывалось в архивах ФСБ и спецхране и только в последние годы стало доступно для использования. Поэтому все события, детали и образы в картине имеют под собой реальную основу.
Так, например, в самом начале войны одним из методов психологического давления германской армии на войска противника на оккупированной территории было использование устрашающих противопыльных масок, надетых на немецких кавалеристов и их лошадей, или огромные полотна со свастиками, которые крепились над башнями наступающих шеренгой танков. Или такой пример: немецкие летчики забрасывали с воздуха наши позиции дырявыми оловянными ложками с оскорбительными надписями или пустыми железными бочками. Падая с неба, они издавали такой пронзительный и шокирующий звук, что наши солдаты от ужаса седели и даже теряли рассудок."(оттуда же)


Ох уж эти вечно закрытые советские секретные архивы...

Я не хочу делать обзор содержания данной кинофальшивки. Тем более что это сделали уже давно и сделали качественно.
Советую посмотреть как для общего развития, так и для понимания темы обсуждения. Очень интересно. Гораздо интересней и поучительней, чем сам фильм.

Вот обзор первой части ("Предстояния") от Евгения Баженова:


Вот обзор второй части ("Цитадель") от Дмитрия "Гоблина" Пучкова.


Есстественно, фильм, точнее его обе части, имели оглушительный провал в кинопрокате. Видишь ли, ну не захотели "хомячки" смотреть фильм, режущий так сказать "правду-матку" на живую и без наркоза. И даже наши уважаемые глянцевые кинокритики, сглотнувшие с упоением "4 дня в мае", отвернулись от режиссерского гения Никиты Сергеевича.

Отзывы на "Предстояние":

"Великий фильм о великой войне был снят великим режиссёром на великие деньги и с участием великих актёров.
Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил…" (журналист и критик Кcения Ларина)


"Лучше бы этому фильму остаться легендой. Чтобы и люди поучаствовали, и деньги были потрачены, и каждый участник верил, что внёс вклад в великое дело, и зрители полагали, что десять лет жизни Никиты Михалкова и полутора тысяч его сотоварищей потрачены не зря. А картину бы как-нибудь спрятать под предлогом авторского перфекционизма. Ей-богу, получилось бы душеполезнее." (литератор и журналист Дмитрий Быков)


"По итогам ответ «Рядовому Райану» не получился. Не получился даже ответ отдельным сценам из фильма Спилберга, вроде эпической высадки на Омаха-бич. Ни 50 миллионов долларов бюджета, ни восьми лет работы над фильмом не хватило. Получилась отечественная версия «Бесславных ублюдков». Как и фильм Тарантино, фильм Михалкова не имеет никакого отношения к реальным событиям. Как и у Тарантино, все персонажи ведут себя и разговаривают как режиссёр, он же автор сценария. Только у Тарантино есть внятный сюжет, нормальный монтаж, гениальный Кристоф Вальц и звезда Брэд Питт. В нашем же случае — бессвязный набор короткометражек, бестолковая актёрская игра да никакой сценарий. Кстати, фильм Тарантино дороже ровно на гонорар Питта, на 20 миллионов долларов. Чего-то Квентин в кино не понимает.
Никакого отношения к Дню Победы и к ветеранам картина не имеет..." (сетевой публицист Дмитрий Пучков "Гоблин")


"Порнография отнюдь не есть имитированный половой акт на экране: он может быть необходим в силу художественной логики фильма, как в «Поле Х» Леоса Каракса, и перестаёт быть порнографией. Порнография – выхолащивание любви, сведённой к движению поршней. Порнограф не умеет снимать любовь, он умеет снимать только механику. Порнограф отчуждает любовь. У человека есть два не отчуждаемых достояния: любовь и смерть. «УС-2» – порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви. НМ подменяет эмоции, которые вызывает смерть, её механикой." (Михаил Трофименков «Ъ»)


Отзывы на "Цитадель":

"Идея оживить героев, над гибелью которых плакали зрители первых «Утомлённых солнцем», была странновата. Но теперь исчезли претензии и к ней. Когда во главе 15 тыс. штафников, вооружённых черенками от лопат, Котов — а за ним и всё командование — идёт по воде аки посуху, да под блатную гармошку на штурм цитадели, а она эффектно взрывается на их глазах, понимаешь: никакого противоречия между частями трилогии нет. Героев действительно убили в 1937 году, а всё последующее — их предсмертный бред." (кинокритик Михаил Трофименков)


"В том, что существуют породистые популяции русских и существуют беспородные, — создатели эпопеи не сомневаются. Породистые люди в картине проживают породистые судьбы — взлетают, падают, вновь подымаются, бунтуют против судьбы и проявляют смирение. Беспородным же судеб не выделено – у них есть участь, как правило коллективная. Поэтому они мерзко выглядят, истошно орут, отвратительно себя ведут, жрут подаренный породистыми сервелат и пробуют на зуб подаренные ими часы: золотые ли. Ну и, разумеется, дохнут пачками. А если вдруг побеждают в величайшей войне и выживают — то вместе с такими равными себе по калибру союзниками, как комары, пауки и мыши. И обязательно под руководством какого-нибудь потомственного чемпиона по генетике — если тот, на счастье, оказывается рядом." (шеф-редактор веб-проекта «Однако», журналист Виктор Мараховский)


Ответы Михалкова на критику, так сказать.

По поводу недовольства ветеранов:
"Что касается ветеранов, которых я очень уважаю, то они своё кино уже получили за 65 лет, прошедших после Победы. Это прекрасные, великие фильмы, но там нет всей правды о войне, о многом нельзя было раньше говорить."


По поводу сталинизма:
"Это картина не за Сталина, не против Сталина, это картина о любви. Она о любви отца и дочери на фоне войны и сталинизма и всего остального."


По поводу провала в прокате:
"Критики должны быть счастливы, ведь это значит, что впервые в России за большие деньги было снято артхаусное, сугубо авторское кино, которое по определению не способно дать больших сборов."


Он также заподозрил своих оппонентов в заранее спланированной кампании по очернению своего фильма:
"Когда начинают картину, как говорится, «мочить» за 8 месяцев до её выхода, сразу здесь виден заказ. Это абсолютная кампания, продуманная."


Ах. А как же хорошо был расскручен и разрекламирован этот фильм. Частенькие мерцания съемочной команды в новостных информагенствах. Частые поседелки Никиты Сергеевича в программах типа "Доброе утро", где он с упоением расхваливал свой будущий шедевр. Беспрецедентный пиар и реклама во всех иформационых потоках: от телека и интернета, до баннеров и наклеек. Вселенская поддержка фильма чинушками разного уровня: от будущего минкульта Мединского, до местных парламентариев, заставляющих призывающих водить на этот фильм школьников.
И люди купились... Надеялись посмотреть хороший фильм о Великой войне. Память. Скорбь. Отвага. Только по этому прокат первой части был в 5 раз выше второй (7,42 млн против 1,5 млн долл.). Ведь никто не думал что увидит голые сиськи дочки Михалкова, задницу немецкого летчика и курсанта-имбицила, пытавшегося заколоть танк штыком.

Вот, кстати, что рассказал сам Михалков о своем фильме во время премьеры в Японии:


Можно конечно сказать, что это старческий маразм. Но это не так. Боюсь, это система. Система по десоветизации общества. Вытравливании определенных установок и взглядов на историю и замена другими, "правильными". Все вроде понятно - надо показать как прекрасен мир нынешний и убог прошлый. И плевать на историю. Только вот "десоветизация" по-михалковски больше похоже на дебилизацию. Показать тупость и никчемность своих предков? Дегероизировать генералов и офицеров, выставляя их пьяницами и уродами? Это очень патриотичное кино...

Вот, что написал Владимир Мединский 28 апреля 2010 на сайте Единой России (на тот момент он еще не был министром халтуры культуры):
"Что ж, посмотрел. Скажу одно. Можно, наверное, упрекнуть Михалкова в нескромности - «Великий фильм о великой войне». В искусственности спасения героев. В затянутости некоторых сцен. Но не это главное. Главное - появился правильный фильм о Великой Отечественной войне. Такие уже были – правда, давно. «Баллада о солдате», «Судьба человека». Но были и другие, вредные и нелепые, - как, например, «Сволочи».
«Утомленные солнцем-2. Предстояние» - идеологически значимое и исключительно нужное сегодня стране, правильное кино. О профессиональных деталях предоставлю судить киноведам из ВГИКа. Но, по моему мнению, надо сделать так, чтобы этот фильм увидел каждый старшеклассник, каждый солдат. Нужны бесплатные сеансы для ветеранов. Нужно продвигать этот фильм при господдержке для проката за рубежом - особенно, в ближнем зарубежье. Чтобы помнили. О нашей общей трагедии. И общей победе.
Если вы хотите, чтобы такой фильм в вашей жизни был, бегите смотреть. А я в выходные отвезу на УС-2 родителей."


Призыв Мединского сразу поняли местные чиновники ряда городов. В интернете запестрили материалы подобного рода:

Владивостокских школьников заставили вместо учебы смотреть фильм "Утомленные солнцем-2". Соответствующее распоряжение директорам школ города дали чиновники местной мэрии, рассказала завуч одного из учебных заведений:
"В нашу школу звонили из отдела общего и дополнительного образования администрации Владивостока и сказали, что старшеклассники обязательно должны в целях патриотического воспитания посмотреть новый фильм Никиты Михалкова. Мы вынуждены были написать родителям записки с просьбой дать их детям деньги на билет, а в день просмотра - отменять уроки, в том числе - в выпускных классах. Вместе с нами смотрели фильм и ученики других школ, в том числе - воспитанники интерната глухонемых детей. Для них не было никакого сурдоперевода", - сообщила она.
Подобное наблюдалось так же в Москве и Московской области.

Специально для этого, при прокате, в нарешении закона N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» фильму не был дан класс ограничения по возрасту. Хотя обнаженная женская грудь, маты, пошлятина и море насилия к этому как бы призывали. Напомню что закон обязал ввести возрастной класс для любого вида кинопродукции.

Вот одна из реплик Михалкова после провала фильма:
«Я не вижу в этом катастрофы, тем более, что совершенно уверен, что вот этот новый взгляд на войну необычен, он раздражает, но, уверяю вас, что за этим новым взглядом нашим, которым мы смотрим на происходящее, очень большой, я бы сказал, огромный пласт нашего будущего кинематографа и переоценок ценностей, к которым мы уже привыкли.
«Предстояние» и «Цитадель» - это долгоиграющие проекты. Фильмы для будущих поколений».


Знаменитый эпизод с тортом.


Я провалился в прокате


За СКР! За Михалкова!


С палками на пулеметы!


Усталось. Грусть. Печаль... Где бабки? Где признание?


Человек в кожанное пальто. Приманка для снайпера?


Панцерваффе поднимает паруса...


В сети на эту тему появился стих.
"Бронепарусной дивизии СС "Лейбштандарт Никита Михалков" посвящается:
(на мотив "Бригантины", естественно)

Надоело скверным алкоголем
Заливать усталые глаза!
Только дунешь – прямо в чистом поле
Панцерваффе поднимает паруса.

Штурмбаннфюрер, опершись на леер,
Дал приказ прибавить марселя,
Потому что на горючку Шпеер
Пожалел казенного рубля!

Говорил, не нойте, не зудите,
Не вгоняйте фюрера в тоску,
А пойдите лучше захватите
Нефтяные промыслы Баку.

Пусть теперь удавится, зараза!
Заскрипел протяжно кабестан.
На Москву готовы вдарить разом
Гёпнер, Гот и Гейнц Гудериан!

Грянет буря – с бурею поспорим,
В мертвый штиль – на вёслах доползём!
А в далеком Баренцевом море
Кригсмарине траком месят чернозем…


И опять в стихах:

***
По полю танки грохотали под сенью алых парусов
Комдив Сергей Петрович Котов их материл из-под усов.
а в этот миг в Берлине Гитлер к себе клевретов пригласил
и был там Геринг, был там Геббельс, и Геринг Геббельса спросил:

Геринг:

- Зачем на танках паруса, они же замедляют ход
и вызывают неизбежный горючего перерасход
а если ветер встречный хлынет, природной силою ревмя,
он может танки опрокинуть, или поставить их стоймя!
к тому же средь орлов Люфтваффе прирост потерь небоевых
15 самых лучших асов уже не числятся в живых
узревши караваны танков под парусами вдалеке
парализованные смехом, они не вышли из пике.

Геббельс:

- Затем, что это так готично, как будто викингов челны
на стрежень грозно выплывают, тевтонских рыцарей полны,
на них погоны золотые, у капитана -- брюки клёш,
их на собаке нет объедешь, рукою голой не возьмёшь.
Всё чисто истинно-арийски, всё многослойно и гламурно --
большевики увидев это, сойдут с ума, им станет дурно
в борьбе идей важны не танки, не самолёты, а пиар
Пиар! Пиар и пропаганда -- вот сокрушительный удар!

P.S: Депутат-коммунист Николай Рябов обратился 19 мая 2010 года с протокольным поручением в думский Комитет по культуре в связи с возможной растратой государственных средств, потраченных на проект «Утомлённые солнцем-2: Предстояние». Однако сам Михалков заявил, что «слова народных избранников его не волнуют». 21 мая 2010 года Государственная Дума РФ отказалась направлять в Министерство культуры запрос о том, сколько бюджетных средств было затрачено на создание фильма.

P.S.S: 19 сентября 2011 года стало известно, что Российский Оскаровский комитет выбрал ленту Михалкова кандидатом на премию «Оскар» от России в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Однако режиссёр Владимир Меньшов, возглавляющий Российский Оскаровский комитет, в итоге отказался подписать протокол отборочной комиссии, посчитав это решение несправедливым и добавив следующее:

"Кроме всех, так сказать, достоинств и недостатков художественных, это одна часть большой эпопеи. Для того чтобы войти в фильм «Цитадель», надо посмотреть предыдущие фильмы. Там много чего совершенно необъяснённого и необъяснимого, если смотреть фильм отдельно. Чертовщина какая-то. Даже с этой позиции нельзя было заниматься выдвижением этого фильма. Короче говоря, можно было выбрать. Но часть комиссии пришла уже с готовым решением и никаким аргументам не поддавалась. Я говорил: дайте мне аргументы, по какой причине выдвигаем эту картину, а не эту. Меня ж будут спрашивать, журналисты сейчас нападут! Но все опускали глаза и дожидались голосования, которое всё показало. По этой причине я считаю решение комиссии глубоко несправедливым. Всё упирается в личную власть Михалкова. В российский оскаровский комитет необходимо влить свежую кровь, ввести в него новых людей, которые не зависели бы от Михалкова. Он сам представил свой фильм на комиссию, что было не очень корректно. Год был урожайный — «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила-была одна баба» Смирнова, есть несколько фильмов, которые в этом году могли претендовать. Теперь я спрашиваю, что ещё надо сделать, чтобы автор если не признал своего поражения, то снизил гордыню. Может посидеть, подумать и избрать другой путь."




P.S.S.S: Конечно, можно сказать, что отдельно взятое творение не характеризует отечественный кинематограф в целом. Но ведь здесь только ленивый не видит системы: "Штрафбат"-"Сволочи"-"УС-2"-"4 дня в мае". Фильмы, снимающиеся на деньги Министерства культуры и кинематографии РФ. Министерства, в чьи цели входит поддержка и развитие национального самосознания народа, его культуры и уважения к истории! Да, есть хорошие фильмы. Но это не снимает главный вопрос: для чего и для кого снимались эти фильмы, господа министры?...
Автор:
Сергей Н.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

129 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти