"Наш ответ Спилбергу", или Нужно ли запрещать иностранное кино - 2
http://topwar.ru/25794-amerikanski-patriotizm-glazami-russkogo-cheloveka-ili-nuzhno-li-zapreschat-inostrannoe-kino.html.
Итак, в этой статье я не буду рассуждать о фильмах иностранного производства. Вместо этого я хотел бы рассмотреть продукцию нашего кинематографа на примере одной очень символичной картины.
Что же это за фильм? Даю подсказки:
* Это самый дорогостоящий фильм в истории российского кинематографа с бюджетом более 1,5 млрд рублей или порядка 55 млн долларов.
* Это фильм с крупнейшим в постсоветской истории прокатным тиражом: количество прокатных копий только первой части фильма составило 1060 экземпляров.
* Это самый распиаренный фильм за всю историю российского кино: его рекламировали в СМИ, в баннерах, в интернете и даже в Госдуме...
* Это фильм с самой масштабной поддержкой в истории со стороны силовых структур. Помощь, ассистентов, массовку и технику предоставило МО, МВД, МЧС и Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.
* Это один из самых долгих по продолжительности съемок фильм в современном кинемотографе. На съемки ушло более 8 лет.
* Это единственный фильм, на съемках которого успели побывать тогда еще Председатель Правительства России Владимир Путин (в мае 2008 года) и тогда еще Президент России Дмитрий Медведев (в августе 2008 года).
* Для премьерного показа этой картины специально был переоборудован Государственный Кремлёвский Дворец в самый большой в России цифровой кинозал.
* Первая часть этого фильма сразу же попала на Каннский кинофестиваль и номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».
* Вторая часть этого фильма сразу была выбрана Российским Оскаровским комитетом кандидатом на премию «Оскар» от России в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Позже выдвижение тормазнул глава РОК Владимир Меньшов.
А так же:
* Этот фильм еще до премьеры рекламировался как "Великий фильм о Великой войне" и "Наш ответ Спилбергу" (другой вариант - "Наш ответ "Рядовому Райану").
* Это самый провальный фильм в истории российского кинопроката. Первая и вторая части собрали соответственно 7,46 млн долл и 1,5 млн долл, что в общем составило менее 1/6 от стоимости картины.
* Это фильм, оставивший самое большое количество негативных отзывов в интернете.
* На просмотр этого фильма насильно сгоняли школьников ряда городов.
* Это фильм, получивший самую разновозрастную группу "недоброжелателей": от школьников и студентов до ветеранов Великой Отечественной.
Итак, перед нами дилогия "Утомленные Солнцем -2. Предстояние" и "Утомленные Солнцем -2. Цитадель" от великого и непотопляемого Никиты Сергеевича Михалкова.
Как же появилось сие чудо? Дадим слово самому Михалкову:
Поэтому мне захотелось сделать картину, которая могла бы возбудить национальный иммунитет..."
(http://trite.ru - сайт личной кинокомпании Михалкова)
Далее Никита Сергеевич признается как тяжело дались съемки:
Так, например, в самом начале войны одним из методов психологического давления германской армии на войска противника на оккупированной территории было использование устрашающих противопыльных масок, надетых на немецких кавалеристов и их лошадей, или огромные полотна со свастиками, которые крепились над башнями наступающих шеренгой танков. Или такой пример: немецкие летчики забрасывали с воздуха наши позиции дырявыми оловянными ложками с оскорбительными надписями или пустыми железными бочками. Падая с неба, они издавали такой пронзительный и шокирующий звук, что наши солдаты от ужаса седели и даже теряли рассудок."(оттуда же)
Ох уж эти вечно закрытые советские секретные архивы...
Я не хочу делать обзор содержания данной кинофальшивки. Тем более что это сделали уже давно и сделали качественно.
Советую посмотреть как для общего развития, так и для понимания темы обсуждения. Очень интересно. Гораздо интересней и поучительней, чем сам фильм.
Вот обзор первой части ("Предстояния") от Евгения Баженова:
Вот обзор второй части ("Цитадель") от Дмитрия "Гоблина" Пучкова.
Есстественно, фильм, точнее его обе части, имели оглушительный провал в кинопрокате. Видишь ли, ну не захотели "хомячки" смотреть фильм, режущий так сказать "правду-матку" на живую и без наркоза. И даже наши уважаемые глянцевые кинокритики, сглотнувшие с упоением "4 дня в мае", отвернулись от режиссерского гения Никиты Сергеевича.
Отзывы на "Предстояние":
Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил…" (журналист и критик Кcения Ларина)
Никакого отношения к Дню Победы и к ветеранам картина не имеет..." (сетевой публицист Дмитрий Пучков "Гоблин")
Отзывы на "Цитадель":
Ответы Михалкова на критику, так сказать.
По поводу недовольства ветеранов:
По поводу сталинизма:
По поводу провала в прокате:
Он также заподозрил своих оппонентов в заранее спланированной кампании по очернению своего фильма:
Ах. А как же хорошо был расскручен и разрекламирован этот фильм. Частенькие мерцания съемочной команды в новостных информагенствах. Частые поседелки Никиты Сергеевича в программах типа "Доброе утро", где он с упоением расхваливал свой будущий шедевр. Беспрецедентный пиар и реклама во всех иформационых потоках: от телека и интернета, до баннеров и наклеек. Вселенская поддержка фильма чинушками разного уровня: от будущего минкульта Мединского, до местных парламентариев,
И люди купились... Надеялись посмотреть хороший фильм о Великой войне. Память. Скорбь. Отвага. Только по этому прокат первой части был в 5 раз выше второй (7,42 млн против 1,5 млн долл.). Ведь никто не думал что увидит голые сиськи дочки Михалкова, задницу немецкого летчика и курсанта-имбицила, пытавшегося заколоть танк штыком.
Вот, кстати, что рассказал сам Михалков о своем фильме во время премьеры в Японии:
Можно конечно сказать, что это старческий маразм. Но это не так. Боюсь, это система. Система по десоветизации общества. Вытравливании определенных установок и взглядов на историю и замена другими, "правильными". Все вроде понятно - надо показать как прекрасен мир нынешний и убог прошлый. И плевать на историю. Только вот "десоветизация" по-михалковски больше похоже на дебилизацию. Показать тупость и никчемность своих предков? Дегероизировать генералов и офицеров, выставляя их пьяницами и уродами? Это очень патриотичное кино...
Вот, что написал Владимир Мединский 28 апреля 2010 на сайте Единой России (на тот момент он еще не был министром
«Утомленные солнцем-2. Предстояние» - идеологически значимое и исключительно нужное сегодня стране, правильное кино. О профессиональных деталях предоставлю судить киноведам из ВГИКа. Но, по моему мнению, надо сделать так, чтобы этот фильм увидел каждый старшеклассник, каждый солдат. Нужны бесплатные сеансы для ветеранов. Нужно продвигать этот фильм при господдержке для проката за рубежом - особенно, в ближнем зарубежье. Чтобы помнили. О нашей общей трагедии. И общей победе.
Если вы хотите, чтобы такой фильм в вашей жизни был, бегите смотреть. А я в выходные отвезу на УС-2 родителей."
Призыв Мединского сразу поняли местные чиновники ряда городов. В интернете запестрили материалы подобного рода:
Владивостокских школьников заставили вместо учебы смотреть фильм "Утомленные солнцем-2". Соответствующее распоряжение директорам школ города дали чиновники местной мэрии, рассказала завуч одного из учебных заведений:
"В нашу школу звонили из отдела общего и дополнительного образования администрации Владивостока и сказали, что старшеклассники обязательно должны в целях патриотического воспитания посмотреть новый фильм Никиты Михалкова. Мы вынуждены были написать родителям записки с просьбой дать их детям деньги на билет, а в день просмотра - отменять уроки, в том числе - в выпускных классах. Вместе с нами смотрели фильм и ученики других школ, в том числе - воспитанники интерната глухонемых детей. Для них не было никакого сурдоперевода", - сообщила она.
Подобное наблюдалось так же в Москве и Московской области.
Специально для этого, при прокате, в нарешении закона N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» фильму не был дан класс ограничения по возрасту. Хотя обнаженная женская грудь, маты, пошлятина и море насилия к этому как бы призывали. Напомню что закон обязал ввести возрастной класс для любого вида кинопродукции.
Вот одна из реплик Михалкова после провала фильма:
«Предстояние» и «Цитадель» - это долгоиграющие проекты. Фильмы для будущих поколений».
В сети на эту тему появился стих.
"Бронепарусной дивизии СС "Лейбштандарт Никита Михалков" посвящается:
(на мотив "Бригантины", естественно)
Надоело скверным алкоголем
Заливать усталые глаза!
Только дунешь – прямо в чистом поле
Панцерваффе поднимает паруса.
Штурмбаннфюрер, опершись на леер,
Дал приказ прибавить марселя,
Потому что на горючку Шпеер
Пожалел казенного рубля!
Говорил, не нойте, не зудите,
Не вгоняйте фюрера в тоску,
А пойдите лучше захватите
Нефтяные промыслы Баку.
Пусть теперь удавится, зараза!
Заскрипел протяжно кабестан.
На Москву готовы вдарить разом
Гёпнер, Гот и Гейнц Гудериан!
Грянет буря – с бурею поспорим,
В мертвый штиль – на вёслах доползём!
А в далеком Баренцевом море
Кригсмарине траком месят чернозем…
И опять в стихах:
***
По полю танки грохотали под сенью алых парусов
Комдив Сергей Петрович Котов их материл из-под усов.
а в этот миг в Берлине Гитлер к себе клевретов пригласил
и был там Геринг, был там Геббельс, и Геринг Геббельса спросил:
Геринг:
- Зачем на танках паруса, они же замедляют ход
и вызывают неизбежный горючего перерасход
а если ветер встречный хлынет, природной силою ревмя,
он может танки опрокинуть, или поставить их стоймя!
к тому же средь орлов Люфтваффе прирост потерь небоевых
15 самых лучших асов уже не числятся в живых
узревши караваны танков под парусами вдалеке
парализованные смехом, они не вышли из пике.
Геббельс:
- Затем, что это так готично, как будто викингов челны
на стрежень грозно выплывают, тевтонских рыцарей полны,
на них погоны золотые, у капитана -- брюки клёш,
их на собаке нет объедешь, рукою голой не возьмёшь.
Всё чисто истинно-арийски, всё многослойно и гламурно --
большевики увидев это, сойдут с ума, им станет дурно
в борьбе идей важны не танки, не самолёты, а пиар
Пиар! Пиар и пропаганда -- вот сокрушительный удар!
P.S: Депутат-коммунист Николай Рябов обратился 19 мая 2010 года с протокольным поручением в думский Комитет по культуре в связи с возможной растратой государственных средств, потраченных на проект «Утомлённые солнцем-2: Предстояние». Однако сам Михалков заявил, что «слова народных избранников его не волнуют». 21 мая 2010 года Государственная Дума РФ отказалась направлять в Министерство культуры запрос о том, сколько бюджетных средств было затрачено на создание фильма.
P.S.S: 19 сентября 2011 года стало известно, что Российский Оскаровский комитет выбрал ленту Михалкова кандидатом на премию «Оскар» от России в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Однако режиссёр Владимир Меньшов, возглавляющий Российский Оскаровский комитет, в итоге отказался подписать протокол отборочной комиссии, посчитав это решение несправедливым и добавив следующее:
P.S.S.S: Конечно, можно сказать, что отдельно взятое творение не характеризует отечественный кинематограф в целом. Но ведь здесь только ленивый не видит системы: "Штрафбат"-"Сволочи"-"УС-2"-"4 дня в мае". Фильмы, снимающиеся на деньги Министерства культуры и кинематографии РФ. Министерства, в чьи цели входит поддержка и развитие национального самосознания народа, его культуры и уважения к истории! Да, есть хорошие фильмы. Но это не снимает главный вопрос: для чего и для кого снимались эти фильмы, господа министры?...
Информация