МиГ-31 против SR-71 на Камчатке

МиГ-31 против SR-71 на Камчатке


В журнале, посвященном перехватчику МиГ-31, его боевому применению уделено как-то совершенно неприлично мало. Да, действительно, этот самолет никогда не вел огонь на поражение, тем не менее его противостояние с американскими высотными разведчиками SR-71 очень захватывающе и интересно.

Для начала небольшая вводная. Новые перехватчики стали поступать на вооружение истребительной авиации ПВО в 1980 году. В сентябре 1983 года они заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол (о. Сахалин). Появление МиГ-31 на Сахалине объяснялось резким нарастанием напряжённости в регионе: 1 сентября истребителем Су-15 был перехвачен и сбит «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании. Официальная версия нашумевшей истории с «Боингом» известна достаточно хорошо, но до сих пор так и нет окончательной ясности, что же происходило в небе Камчатки и Сахалина 1 сентября 1983 года. Вскоре после прибытия «31-х» на Дальний Восток вероятный противник перестал внаглую провоцировать ПВО. Лётчики истребительного авиационного полка (иап), базирующегося на Камчатке, в 1987 году 214 раз поднимались на перехват реальных целей, в 1988-м - 825 раз! Основными противниками МиГ-31 в этом районе являлись SR-71, патрульные «Орионы» Р-3С и разведчики RC-135.


МиГ-31 ни разу не применялся против воздушных целей противника. Косвенным доказательством признания достоинств МиГ-31 можно считать снятие с вооружения в 1989 году дорогостоящих американских высотных самолётов-разведчиков «Локхид» SR-71, считавшихся до этого неуязвимыми для истребителей советской ПВО.

Возможности нового перехватчика поразили даже видавших виды пилотов. Вот как вспоминает в книге «Взлетная полоса длиною в жизнь» о своем участии в отработке МиГ-31 заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза полковник Владимир Николаевич Кандауров:

- Каким же образом выглядел один из полетов на испытание вооружения с реальным уничтожением четырех самолетов-мишеней?

- Я сидел в кабине и откровенно зевал, совершенно не зная, чем бы себя занять. Мы уже с полчаса летели с курсом 90 градусов на самом удобном для нас режиме по скорости и высоте. Где-то впереди на малых высотах навстречу нам должны были лететь мишени, разбросанные по фронту на 50 км. Эфир был пуст. Ощущение, что ты один в бескрайнем небе. «Не беспокойся, ты не один, - усмехнулся я сам себе, - сзади штурман работает. Уж ему-то не до «дураков» сейчас». Все же не выдерживаю и нажимаю кнопку внутренней связи:

- Коля, мне надоело спать, скажи как у тебя дела? Что делаешь?

- Сплю, - услышал тихий голос штурмана Н.Волкогонова

- Хорошее дело! - воскликнул я в удивлении, - Оба спим, а кто же работает?

- «Заслон» работает, в автомате. Пока сидим и ждем.

- Осматриваю еще раз пульт вооружения. Все включено, Ракеты готовы к пуску. Еще пять минут общего молчания. Вдруг на стекле (индикатор на фоне лобового стекла) появилась метка цели, сигнал «Атака» и шкала дальности.

Первая - наиболее опасная - слева под 30, работай, командир, - слышу голос своего штурмана.

Доворачиваю самолет, «накладываю» прицельное кольцо на метку цели и тут же вхожу в зону пусков. Пошла, родная!

Сразу после схода ракеты появляется метка второй цели справа. Энергичный разворот. Чтобы удержать кольцо на цели, перехожу в пикирование. До цели 40 км. Начало зоны пусков с 30 км. В запасе семь-восемь секунд, можно проконтролировать двигатель. «Значит следующие две еще менее опасные, значит, у меня будет время на маневры», - спокойно рассуждаю я, и пускаю вторую. Через двадцать секунд все было кончено.

- Командир, все четыре сбиты, поворачиваем домой, здесь нам делать больше нечего, - слышится в наушниках довольный голос Николая.

- Да, - отвечаю, - все так просто, что даже противно.

На одном из летных форумов чисто случайно удалось раскопать реальный рассказ летчика МиГ-31 о том, как он вылетал на перехват и имитацию атаки SR-71. Вот такие случаи надо печатать в журнале!

Для лётчиков ПВО, в те далёкие времена несущих боевое дежурство на Севере и Дальнем Востоке, подъём из БД по иностранным самолётам было довольно регулярным делом. В районе Кольского п-ова постоянно крутились самолёты противолодочной авиации стран НАТО, ожидая выход наших подводных лодок из базы. Самолёты-разведчики RC-135 прилетали, если готовилось какое-нибудь событие в этом районе, как то: любые учения флота или авиации, пуски ракет на полигонах, экспериментальные запуски наших крылатых ракет или пуски баллистических ракет с подводных лодок на полигон Кура (Камчатка), смена радиочастот и радиоданных ПН, КП, экипажей, установка или пуск каких-то новых РЛС или радиорелейных станций и т.д. и т.п. SR-71 прилетал регулярно и по расписанию. Было два его маршрута полёта - правая петля и левая петля. Чем это было вызвано (направление полёта его вдоль наших границ), так до конца и не ясно. Взлетал он с аэродрома в Англии, заправлялся над Норвежским морем и начинал разгон с набором высоты. Выходил он на свой маршрут по петле на скорости 3000-3300км/час и высотах от 20000 до 24000м. Если крутил левую петлю, то шёл вдоль Кольского п-ова, Канина носа, о.Колгуева и начинал крутить левую петлю вдоль Новой Земли с разворотом в сторону Норвегии, а затем снижался, заправлялся и садился опять в Англии. Если он крутил правую петлю, то выходил в район Новой Земли и правым разворотом, мимо о. Колгуева, Канина носа, вдоль Кольского выходил к Норвегии, потом заправлялся и садился в Англии. В это время все наши средства ПВО (ЗРВ, РТВ и истребительная авиация) приводились в готовность №1, включались все средства обнаружения и поражения, а авиация с разных аэродромов вылетала в предназначенную каждому взлетевшему для перехвата точку, в которой (если вдруг по какой-то причине произойдёт нарушение гос. границы разведчиком SR-71), можно будет с большой долей вероятности поразить нарушителя, а его обломки упадут в территориальные воды СССР. Но SR-71 ни разу не нарушил границу, не залетел за "ленточку" и регулярно пеленговал все радиосредства ПВО, которые работали по нему, а он был напичкан развед. аппаратурой "под завязку"!

Однажды был отмечен случай, когда что-то произошло во время полёта SR-71 по правой петле. Скорее всего было что-то с его двигателем, когда он вдруг прекратил своё задание и посыпался со своего "потолка" на эшелон, который позволял ему (вероятно) лететь на одном двигателе. Перехватили интенсивный радиообмен между экипажем и пунктом управления в Норвегии, где он благополучно сел.

Меня поднимали с аэродрома Талаги по SR-71 раз пять, а потом меня перевели для дальнейшей службы в Елизово (Камчатка), т.к. этот полк приступил к переучиванию на МиГ-31 и нужны были инструкторы, лётчики для боевого дежурства, перегона авиатехники с завода и т.д.

На Камчатке мне тоже много пришлось полетать из БД - по Р-3С "Орион", RC-135 и SR-71. Один из этих случаев я сейчас и расскажу.

Залез в свою лётную книжку, нашёл то, что и искал. 12 февраля 1988 года - "Боевой вылет по SR-71". Эта «Чёрная птица» (или как его иногда называют "Чёрный Дрозд") летал на Камчатку по расписанию и вылет по нему был довольно рутинный, всё было рассчитано до секунд: - в определённое время занял готовность, по команде взлетел, в определённой точке - форсаж, набор, выход в точку предполагаемого пуска и ждёшь - может нарушит границу? Но у него видно были хорошие компьютеры - никогда не ошибался.

Всё всегда было по раз и навсегда установленной схеме. И они, «супостаты», к ней привыкли. Но где-то у нас, в "верхах", решили проверить супостата на «вшивость» и была придумана новая схема вылета. Обычно его ждал МиГ-31 в ППС над Камчаткой, а по новой схеме вылетало два самолёта - один по обычной схеме, а второй уходил далеко в Тихий океан (т.к. SR-71 всегда шёл к побережью Камчатки на высоте 22-24 км под прямым углом, а затем левым разворотом уходил на Окинаву, едва не чиркая по "ленточке"). Штурманы на земле рассчитали всё до секунд, когда и что надо делать, чтобы SR-71 на бОльшей скорости и высоте прошёл над МиГ-31, летящем по его маршруту " и пришёл (SR-71) в точку начала своего разворота на наивыгоднейшей дальности пуска ракет с МиГ-31 в ЗПС, если SR-71 вдруг мазанёт по "ленточке". Вот тут ему будет ...... с двух сторон. Подняли пару - один пошёл вглубь Камчатки как обычно, а я, по новому маршруту, в точку начала разворота в Тихом океане. Получилось всё как надо - разогнался, набрал 20 000м, М=2.83, слушаю команды с КП. Слышу - догоняет. Когда сказали, что: -"Цель над вами, выше две тысячи", сделал крен, т.к. мешает обзору вверх переплёт фонаря и «горшок» на голове(ГШ-6А), но сразу не увидел, вернее искал не там, где он оказался. Сначала заметил какой-то блик и очень короткую инверсию, а уж потом разглядел и сам SR-71. Его видно было не очень хорошо - тёмный на тёмном фоне неба был виден только силуэт. Обгонял он меня довольно резво (его скорость при таких полётах была где-то 3300 км/час) и где-то на дальности с КП до него 10 км, я говорю штурману: - "Давай излучение!" Секунды через две-три после этого, не долетая "энное" количество км до обычной своей расчетной точки, этот "Дрозд" резко начал разворот влево от Камчатки и погнал куда-то в Тихий океан, вместо того, чтобы пойти обычным маршрутом на Окинаву. Наверно аппаратура обнаружения облучения БРЛС и оповещения о постановке его на АТАКУ у него была в порядке, да и мощность нашей БРЛС на такой дальности так «лупанула» по его сверхчувствительной аппаратуре разведки радиотехнических средств, что видно дальше играть в "кошки-мышки" и рисковать ему что-то не захотелось. Да и ситуация для него развивалась не по установленному и поэтому непривычному для него сценарию.

Это всё было секунды, большего нам и не надо было - ведь SR-71 был в нейтральных водах, с ним ничего делать (а тем более стрелять по нему) было нельзя. Он ничего предосудительного не сделал, границы не нарушал - просто прилетел сюда, в эту Т.М.(точку в море) просто так, из любопытства и не более. Да и я тоже ничего предосудительного не сделал - просто путём включения прицела посмотрел на него - где он относительно меня и что делает в сию секунду. А то, что у меня в индикации на лобовом стекле загорелась команда "Атака", так это не я виноват, так работает прицел на МиГ-31 - увидел, захват и "Атака". Ну, а то что он так резко изменил своё полётное задание, ну, что ж, может ему тоже так захотелось, может, решил просто срезать угол, чтобы побыстрее прилететь к себе на базу, в Японию.

Что с ним дальше было, я не знаю. Мне надо было строить заход на посадку, т.к. топлива у меня оставалось не так уж и много.

Вот так мне однажды довелось спугнуть хвалёного "Дрозда".

Сейчас вспоминаю, что после этого что-то подозрительно долго они не прилетали к нам на Камчатку, но потом всё вошло в своё русло, и они опять начали иногда прилетать и проверять наши дежурные силы.
Автор: Саидов Руслан


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. Ванёк 11 апреля 2013 11:34
    - Коля, мне надоело спать, скажи как у тебя дела? Что делаешь?
    - Сплю.
    - Хорошее дело! - Оба спим, а кто же работает?
    - «Заслон» работает, в автомате. Пока сидим и ждем.


    Ваще атас.

    Автору спасибо.
    Ванёк
  2. dmitry46 11 апреля 2013 11:53
    Отличная статья!!! Автору +++++!
    dmitry46
    1. Army1 11 апреля 2013 12:48
      МИГИ МОГУТ ОПЯТЬ НАЧАТЬ ПРОИЗВОДИТЬ!!!
      http://lenta.ru/news/2013/04/10/mig31/
      1. Ежак 11 апреля 2013 16:48
        Уже проскочила заметка, что тратить 50 лярдов на модернизацию не очень уместно. За эти деньги можно сконструировать более современный самолёт. Что по сути весьма верно.
        1. dustycat 20 июля 2013 14:50
          Цитата: Ежак
          Уже проскочила заметка, что тратить 50 лярдов на модернизацию не очень уместно. За эти деньги можно сконструировать более современный самолёт. Что по сути весьма верно.


          А янки свои суперхорнеты модернизируют и на разработанным ф35 прикалываются.
          И неплохо у них получается.
  3. Aleks тв 11 апреля 2013 12:05
    Штурманы на земле рассчитали всё до секунд, когда и что надо делать, чтобы SR-71 на бОльшей скорости и высоте прошёл над МиГ-31, летящем по его маршруту " и пришёл (SR-71) в точку начала своего разворота на наивыгоднейшей дальности пуска ракет с МиГ-31 в ЗПС, если SR-71 вдруг мазанёт по "ленточке". Вот тут ему будет ...... с двух сторон.

    после этого что-то подозрительно долго они не прилетали к нам на Камчатку,

    Просто приятно было читать: хорошая подготовка, четкая работа, закономерный результат.
    Спасибо летунам.
    Респект автору за статью, прям поднял настроение.
    wink
  4. Андрей57 11 апреля 2013 12:06
    Сейчас вроде грозятся в Думе рассмотреть вопрос о возобновлении производства модернизированного МиГ-31, хорошо бы... hi
  5. Армеец 11 апреля 2013 12:07
    Статье + На самом деле ,,дрозд,, действительно сверхсамолёт,гордость США. Но Архисложный в эксплуатации.чего стоит только-то,что полностью заправить его можно ТОЛЬКО в воздухе (в конструкции самолёта есть ,,щели,, которые ,,затягиваются,, на больших скоростях,когда температура общивки выше +200цельс.)но и на эту хитрую ж опу,у нас нашёлся свой ключ.
    Армеец
    1. BARKAS 11 апреля 2013 12:41
      Он еще и аварии терпел периодически из за отказа оборудования.
      1. Ежак 11 апреля 2013 16:57
        Утверждается, что за всё время службы погибли 12 из 32 собранных SR-71/ Все потери в результате несчастных случаев. Во Вьетнаме совескими ракетами не удалось сбить ни одного SR-71. Увы. sad
  6. Hemi Cuda 11 апреля 2013 12:08
    За статью благодарю и люто, бешено +++++++.
  7. sven27 11 апреля 2013 12:09
    Бодрая статейка, афтору большой плюс! А кто-нибудь подскажите, что такое "ЗАСЛОН". Заранее благодарю)
    sven27
    1. RDS-1 11 апреля 2013 12:40
      Извольте:

      Система управления вооружением СУВ «Заслон» истребителя МиГ-31

      Система управления вооружением СУВ «Заслон» предназначена для поиска, обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, летящих в передней и задней полусферах, на фоне свободного пространства и фоне земной и водной поверхности, при организованном помеховом противодействии. Система управления вооружением устанавливается на самолетах МиГ – 31 и его модернизациях, предназначенных для перехвата воздушных целей на большом расстоянии, ведения автономных и групповых действий, взаимодействия с системами НАСУ и АСУ.

      Применение

      Перехват и уничтожение воздушных целей, летящих на высотах 50 -28000 метров в передней и задней полусферах, в том числе на фоне земли, в сложных метеоусловиях, при маневрировании и использовании и использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
      Группа из четырех самолетов МИГ-31 способна обмениваться в автоматическом режиме информацией о целях, находящихся на сопровождении в полосе шириной 800 км, находясь на удалении до 2000 км от наземного командного пункта, с передачей информации о целях на наземный или воздушный командный пункт.
      Самолет МИГ-31 способен наводить на цели до трех самолетов Миг-23,Миг-29,Су-27 без включения радиолокаторов этих самолетов.

      (Подробности, ТТХ и фото по ссылке:
      http://www.niip.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12:-l-r-lr&catid


      %20=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8 )

      Так же, если мне не изменяет память, в данной системе впервые была применена антенна с фазированной решёткой, что и позволило ей иметь столь внушительные возможности.
      1. sven27 11 апреля 2013 12:49
        Спасибо за информацию. Плюсую с большим удовольствием
        sven27
    2. Hemi Cuda 11 апреля 2013 12:43
      СУВ «Заслон» состоит из бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой БРЛС-8Б, теплопеленгатора 8ТК, прицельно-пилотажного индикатора ППИ-70В и запросчика госопознавания.
  8. Sirocco 11 апреля 2013 12:20
    Утешает то, что после расформирования при ЕБН этой авиации и аэродрома, возобладал здравый смыл, о возобновлении строительства Миг 31. Враг не дремлет angry
  9. стер 11 апреля 2013 12:20
    На самом деле операция со сбитым Боингом в 1983 уже давно расписана. Там все ясною.
    Подготовка сил ПВО СССР была на уровне, о такой сейчас можно только мечтать.
    Амеры тоже парни не промах, вон какой самолет создали. Это гонка технологий и ее надо выигрывать, иначе будет худо.
    1. Zubr 11 апреля 2013 13:38
      Да машина у матрасных получилась очень даже неплохая, но прожорлива, безумно дорогая а маневрировала туго, плюс проблемы с перегревом корпуса, причём внешняя обшивка охлаждалась его же топливом из-за чего было две заправки, а с полными баками никогда не взлетал, движки слабенькие. Зато наши умудрились вылепить из титана и стали нержавейки. Мало того, что мог запрыгнуть на высоту выше 30 км, так ещё и скорость 3600 км\час на этой высоте.
      Так и хочется матрасным сказать "А ВАМ СЛАБО ?" lol
  10. _КМ_ 11 апреля 2013 12:35
    Позитивная статья. Спасибо, автору.
  11. amber-50 11 апреля 2013 12:43
    Спасибо за отличную статью.Всегда знал как бы тяжело им не приходилось,с чувством юмора всё в порядке. good
  12. SIBIR38RUS 11 апреля 2013 12:43
    Цитата: Андрей57
    Сейчас вроде грозятся в Думе рассмотреть вопрос о возобновлении производства модернизированного МиГ-31, хорошо бы...

    Не то слово хорошо! Надо!!! Наращивать нужно военную мощь! Зубы оскалить слава богу уже можем всем, но вот амерам рот заткнуть и руки связать - пока рискованно... Ну ничё ничё. В 20-м году посмотрим! У Амеров бюджет оборонки к тому году напрочь заглохнет.... Выйдем в Ведущую сверхдержаву НЕПРЕМЕННО! Вопрос времени.
    P.S. Жаль что не под флагом СССР..................
    1. dustycat 20 июля 2013 14:57
      Цитата: SIBIR38RUS

      P.S. Жаль что не под флагом СССР..................

      Не факт.
      Времени навалом.
  13. Тамбовские мы... 11 апреля 2013 13:19
    МиГи - наша прославленная и непревзойдённая марка в истории мировой авиации!
    Тамбовские мы...
  14. B_KypTke 11 апреля 2013 13:32
    Все таки надо было ему дать коленом ...надо! wassat
    1. Тамбовские мы... 11 апреля 2013 13:56
      Согласен с Вами.
      Тамбовские мы...
  15. alexander rus. 11 апреля 2013 13:38
    Советские и российские лётчики являются общепризнанными АСами в мире! А вот с авиатехникой было не мало отставаний по разным параметрам. ДА и авиааварий хватало "по уши". А то "некоторые товарищи" прочли маленький эпизод из службы нашего АСа и сразу УРА-УРА. Ну детский сад!!!
    alexander rus.
    1. Тамбовские мы... 11 апреля 2013 13:57
      Болезни "роста" присущи не только нашей авиации.
      Тамбовские мы...
      1. alexander rus. 11 апреля 2013 14:19
        СОГЛАСЕН! Бывал в славном г. Тамбов. Будь здоров!
        alexander rus.
  16. Руслан Медведь 11 апреля 2013 14:51
    Да не за что буду стараться в том же духе
    Руслан Медведь
  17. МОЯ МЫСЛЬ 11 апреля 2013 15:28
    хороший рассказ,я как-будто сам побывал на вылете!спасибо.
  18. Ежак 11 апреля 2013 16:59
    Прекрасный рассказ! Спасибо автору!
  19. bublic82009 11 апреля 2013 23:32
    было время страшился нас супостат
    bublic82009
  20. РусскийЯ 15 апреля 2013 21:33
    Были времена!!!!Про Гордость и мощь Советских ВВС советую всем книгу Максима Калашникова "Битва за небеса".
  21. Тихий 30 августа 2013 20:30
    Спасибо !!! Когда описывался полёт пахнуло старым и добрым... Очень хороший слог !!!! good
    Тихий
  22. Oleg_zmei 27 октября 2015 22:45
    Прочитал все Ваши комментарии о своём перехвате того SR-71 - большое спасибо! Не думал, что эти мои воспоминания так оценят! Ещё раз спасибо! Змей

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня