С корабля на бал. Эпизоды Фолклендской войны

С корабля на бал. Эпизоды Фолклендской войны

«В небе реет грозный «Як», «Як» об палубу шмяк!»
- особенности пилотирования самолетов вертикального взлета и посадки



- Сэр, вы знакомы с понятием «неистовые пятидесятые»?

- Вряд ли это опаснее «ревущих сороковых»

- Ваш сарказм неуместен. Типичная для тех мест горизонтальная видимость не превышает 800 ярдов, нижняя кромка облаков нависает всего в 200 футах над водой.

- Пилоты с «Гермеса» отрабатывали посадку в сплошном тумане. Кроме того, у них есть специальные приёмы – при ухудшении видимости в кильватерную струю авианосца сбрасываются фальшфайеры.

- При всем уважении, сэр, к чему весь этот цирк? В районе Фолклендов штормовая погода 200 дней в году, вертикальные перемещения палубы корабля, сходного по размерам «Инвинсиблу», могут достигать 9 метров!

- Вы преувеличиваете.

- Ничуть. Эффективно использовать палубную авиацию в тех широтах невозможно.

- У нас нет выбора. Эскадре, так или иначе, потребуется прикрытие с воздуха.

***


Современная модификация "Харриера" GR9. Афганистан, 2008 г.


Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» – палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки, созданный на основе СВВП «Харриер» наземного базирования. Семейство машин ведет свою историю с начала 1960-х годов, когда в британском Генштабе утвердилось мнение о высокой уязвимости стационарных аэродромов. Срочно потребовался самолет, способный действовать с ограниченных площадок. И он был создан! Симпатичная машина «Харриер» (в переводе – «Лунь») опередила своё время – британцам удалось построить надежный истребитель-бомбардировщик с достаточно высокими на то время летными данными. Причина успеха семейства «Харриеров» - чрезвычайно удачный двигатель «Роллс-Ройс Пегас» с отклоняемым вектором тяги, который обеспечил околозвуковую скорость полета, значительную боевую нагрузку и фантастическую маневренность.

Несмотря на свою кажущуюся сложность, конструкция «Харриера» с одним двигателем и системой управляющих мини-сопел (на законцовках крыльев, в носовой и хвостовой частях самолета) оказалась единственным годным решением. Не в обиду советскому проекту СВВП Як-38 и перспективному американскому F-35B, но семейство «Харриеров» - единственные в истории авиации боеспособные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой.


За свою карьеру «Харриеры» приняли участие во многих конфликтах по всему Земному шару – от Афганистана и Ирака, до Аргентины. Самолеты до сих пор состоят на вооружении авиации Корпуса морской пехоты США, палубной авиации Индии, Италии, Испании, Таиланда… В ходе своей эволюции, конструкция прошла путь от простого, как табуретка, Hawker Siddley Harrier до «навороченного» McDonnel Douglas AV-8B Harrier II, выпускающегося в США.

Несмотря на свою «убогость» по сравнению с классическими самолетами, уникальные способности «Харриера» не раз выручали его в сложных ситуациях. Вот и сейчас, в британском адмиралтействе ведется горячее обсуждение отправки сухопутных «Харриеров» и палубных «Си Харриеров» в Южную Аталантику. На дворе весна 1982 года, Фолклендский кризис. Посмотрим, какое решение примут адмиралы…
***


- Сэр, «Си Харриер» и «прикрытие с воздуха» - понятия несовместимые.

- Моряки знают об этом. Но при всей своей неуклюжести, «вертикалка» способна вести воздушный бой и поднимать с палубы тонну бомб. На вооружении эскадрилий поступила новая модификация «Сайдвиндера» - AIM-9L со всеракурсным наведением. Плюс двигатель с управляемым вектором тяги…

- Вы понимаете, что район боевого маневрирования авианосцев будет расположен в 100 милях к востоку от Фолклендских островов. Ближе подходить слишком рискованно – аргентинская авиация может ударить по кораблям. С учетом этого обстоятельства, время боевого патрулирования «Си Харриеров» над районами высадки сокращается до 10 минут, а о какой-либо оперативной огневой поддержке десанта вообще не приходится мечтать.

- Каждой машине придется делать по 4 вылета в день, пилоты готовы проводить в воздухе до 10 часов – все, ради Британской короны. «Си Харриер» - надежная машина, она обязательно справится.

- Безусловно. Но мы должны помочь палубной авиации. Do you follow my mind?

- Не уверен, что понял вашу мысль.

- У русских был такой генерал, кажется, Suvorov. Учил, что нужно побеждать тем количеством сил, которые есть в наличии. Нужно лишь уметь их грамотно использовать.

- Куда уж грамотнее. Мы рекрутировали половину гражданских контейнеровозов для нужд военного флота. Кое-как набрали эскадру из 60 вымпелов. Я видел её в Портсмуте – честно скажу вам, зрелище, недостойное взору Британского Адмирала. Крошечные фрегаты, вперемешку со старой рухлядью, торговыми судами и репликами боевых кораблей.

- Значит, у нас есть эскадра, есть истребитель-бомбардировщик, способный взлетать и приземляться на любом клочке поверхности. Но нет нормального аэродрома, кроме качающихся палуб двух авианосцев.

- То есть вы предлагаете…

- Да.

- Это безумие.

- Ничуть не безумнее, чем взлетать с рампы «Инвинсибла» в штормовую погоду. Взгляните на эту картинку.

- Мы называем это Pierced Steel Plank (PSP) Landing Mat. Средство для быстрого возведения вертолетных площадок, дорог и взлетно-посадочных полос.

- Ясно. Где планируется постройка объекта?

- Наши специалисты считают наиболее вероятным место на побережье бухты Сан-Карлос. Ровный рельеф, удобный подход к берегу.

- Сколько по времени займет строительство?

- Янки во Вьетнаме строили 1000-метровые полосы за 50 часов (9852 планки). Нам в какой-то степени будет сложнее – совершенно дикий берег, ограниченное количество спецтехники, снабжение только по морю. С другой стороны, «Харриерам» не требуются большие пространства. Надеемся справиться за неделю ударного труда. Сперва уложим 500-метровую ВПП, постепенно расширим летное поле и рулежные дорожки. Чего не сделаешь ради Британской короны!

- Как обстоит дело с заправкой самолетов?

- У моряков есть готовое решение: эластичные плавающие мешки-цистерны. Топливо перекачивается с танкеров на внешнем рейде – далее, «топливохранилище» буксируется катером к берегу, где используется по назначению.

- Это какой-то бред!

- Есть проверенная формула: два солдата из стройбата заменяют экскаватор.

- Но вы учитывали высокую уязвимость стационарного аэродрома?

- Начнем с того, что такой эрзац-аэродром практически неуничтожим.

- Сэр, не смешно.

- Аргентинцы бессильны что-то сделать с нашим аэродромом. Разобьют бомбой 30 футов полосы, мы вытащим из-под брезента новые планки – и через час восстановим ВПП. Сожгут ёмкость с керосином – организуем запасное «топливохранилище» на соседнем пляже. Это же не авианосец в океане, где попадание одной маленькой бомбы грозит обернуться катастрофой.

- А если серьезно? Какие меры приняты для обеспечения безопасности?

- Командование ПВО выделяет батарею ЗРК «Рапира».

- На какой срок рассчитан аэродром?

- В нормальных условиях планки выдерживают до 30 дней непрерывной эксплуатации.

- Как быть с доставкой спецоборудования в Южную Атлантику?

- Элементарно, Ватсон. Этим займутся SS Atlantic Conveyor и ряд других судов.

***





«Атлантик Конвейр» - бывший гражданский ролкер-контейнеровоз, рекрутированный с началом войны для нужд флота Её Величества. В популярной литературе проходит под обозначением вертолетоносец, авиатранспорт или военный транспорт. В реальности «Атлантик Конвейр» был и первым и вторым и третьим – удивительное судно, превращенное за 10 дней в универсальный военный корабль. Контейнеровоз должен был доставить в Южную Атлантику подкрепление: 8 палубных «Си Харриеров», 6 «Харриеров» в сухопутном варианте, 6 легких вертолетов «Уэссекс» и 5 тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47 «Чинук». Кроме того, на борту имелся крупный запас авиационного горючего, запчастей, партия палаток и самое главное - материалы для сооружения полевого аэродрома.

Если первую задачу с доставкой самолетов «Атлантик Конвейр» выполнил на «отлично», с выполнением второй задачи возникла заминка – 25 мая 1982 года беззащитный контейнеровоз получил в борт две противокорабельные ракеты «Экзосет», полностью выгорел и затонул на подходе к Фолклендским островам. Вместе с судном на дно ушла большая часть вертолетов и весь комплект алюминиевых пластин для ВПП будущей авиабазы в заливе Сан-Карлос.


***

- Разрази меня гром!!! Они потопили «Атлантик Конвейр».

- Спокойствие, только спокойствие. К Фолклендам отправлено достаточное количество сил и средств – будем использовать запасное снаряжение. На борту десантного корабля RFA Sir Persival и военного транспорта RFA Stromness немало материала для постройки аэродрома: алюминиевые пластины AM2, стальные планки PSP. При необходимости демонтируем вертолетные площадки с кораблей эскадры.

- Но этого явно недостаточно для 500-метровой полосы и 12 капониров…

- Наши специалисты уверены, что имеющегося материала хватит для сооружения 260-метровой ВПП, рулежной дорожки и четырех капониров для «Харриеров». Возможно, там найдется место и для десятка вертолетов. Все будет в порядке.

- Как дела у них со спецтехникой?

- К сожалению, всего один FV180 Combat Engineer Tractor. Работа кипит днем и ночью – спустя трое суток после высадки, солдаты подготовили короткую ВПП для вертолетов и первый заправочный резервуар. Ожидается, что авиабаза достигнет полной готовности в ближайшие 3-4 дня.

***






Легендарная Harrier Forward Operating Base (FOB) – передовая авиабаза в бухте Сан-Карлос, построенная британскими военнослужащими в 12 000 километрах от родных берегов, прямо под носом у аргентинцев. Отсюда вылетали боевые воздушные патрули, отсюда поднимались увешанные бомбами ударные группы «Си Харриеров».

Сухопутный аэродром обеспечивал исключительные возможности работы «палубной» авиации: несмотря на короткую ВПП (всего 260 метров - вполовину меньше запланированного), длина полосы была заметно больше палубы авианосца, что самым положительным образом сказалось на боевой нагрузке самолетов. Стоит заметить, что, несмотря на статус СВВП, пилоты «Харриеров» и «Си Хариеров» обычно практиковали взлет с укороченным разбегом – и лишняя сотня метров ВПП конвертировалась в большую на 50% бомбовую нагрузку. Сухопутный аэродром был менее зависим от погодных условий, более просторен, а главное – он был неподвижен, что значительно упрощало работу авиации.

На FOB постоянно базировалось 3-4 «Си Харриера» и несколько вертолетов. Передовая авиагруппа комплектовалась на ротационной основе – после нескольких боевых вылетов самолеты возвращались на корабли для проведения технического обслуживания, взамен прилетали новые машины. Периодически здесь приземлялись для дозаправки «Си Харриеры», действовавшие непосредственно с авианосцев.

Удачное расположение авиабазы позволяло оказывать оперативную огневую поддержку наступающим британским частям – как правило, «Си Харриерам» требовалось не более 20-25 минут с момента получения запроса, чтобы спланировать и нанести бомбовый удар по выбранной цели. Эти факторы приобрели особое значение на конечном этапе войны, когда начался штурм наземных позиций аргентинцев (гарнизон Порт-Стэнли, укрепления на горе Тамблдаун и т.д.). Справедливо добавить, что, несмотря на единичные успехи, ударные операции «Си Харриеров» имели скорее моральный эффект, нежели важное практическое значение. Реющая в воздухе авиация придавала уверенности британским десантникам и удручающе действовала на аргентинцев. В остальном, 200 сброшенных бомб – ничтожное количество для достижения хоть сколь-нибудь значимого результата при действии по наземным укреплениям. Для сравнения: только эсминцы флота Её Величества выпустили 14 000 снарядов по целям на берегу.

За время эксплуатации FOB было отмечено два серьезных происшествия. В первый раз, из-за ошибки пилота разбился «Харриер» GR3, выведя аэродром из строя на несколько часов. Второй раз ВПП повредил тяжелый вертолет «Чинук», разметав своими мощными винтами хрупкие алюминиевые пластины. Кстати, за время операции по различным причинам было потеряно 10 самолетов вертикального взлета и посадки. Сами «Харриеры» и «Си Харриеры» уничтожили около 30 самолетов и вертолетов противника (с учетом стоящих на земле).

Один из парадоксов Фолклендской войны: большинство побед «Си Харриеров» в воздушных боях – сбитые сверхзвуковые «Миражи» и «Даггеры» ВВС Аргентины. В то же время, большинство дозвуковых штурмовиков А-4 «Скайхок» смогли прорваться сквозь истребительные заслоны и атаковать свободнопадающими (!) бомбами британские корабли. Результат этих атак был чудовищен – треть кораблей эскадры Её Величества получили повреждения! К счастью для британских моряков, 80% бомб не сработали штатным образом (попросту говоря – застряли в палубах и не взорвались). Взорвись половина из них – и Великобритания имела все шансы «продуть» в Фолклендской войне.

Существование FOB объясняет парадокс «уязвимости» сверхзвуковых истребителей «Мираж III» и «неуязвимости» дозвуковых «Скайхоков» ВВС Аргентины. Дело в том, что не имевшие систем дозаправки в воздухе «Даггеры» и «Миражи» атаковали цели на берегу и в прибрежных водах острова – после долгого перелета над морем аргентинские летчики стремились выйти к северной или южной оконечности Фолклендов для коррекции бортовых навигационных систем. Здесь-то их и поджидали боевые воздушные патрули «Си Харриеров».

В это же время, специализированные морские штурмовики «Скайхок», оснащенные системами дозаправки в воздухе, отважно действовали в открытом океане, где, не встречая никакого противодействия со стороны британской авиации, методично превращали корабли Её Величества в дырявое решето. (еще бы! обеспечить с помощью СВВП контроль воздушного пространства над бескрайним океаном – дело безнадежное)

Из всей этой истории следуют очевидные выводы:

1. Авианосцы не способны заменить нормальный аэродром. Когда заканчиваются парады и дело начинает «пахнуть керосином» - палубная авиация старается вылезти на берег и лишний раз не испытывать судьбу.

2. PSP Landing Mat и прочие быстровозводимые ВПП меняют условия войны. В ряде случаев появляется возможность за считанные недели возвести аэродром на любом подходящем пустыре и наносить бомбовые удары в упор по ошалевшему от такой наглости противнику. Кто не верит в подобные «чудеса» – прошу взглянуть на иллюстрацию:

F4D Skyray на фоне Short Expeditionary Landing Field, Тайвань, конец 50-х

3. Ключевая ошибка аргентинских военных – после захвата Фолклендов следовало НЕМЕДЛЕННО начать удлинять ВПП аэропорта Порт-Стэнли (первоначальная длина 4000 футов ≈ 1200 метров). В запасе у аргентинцев был целый месяц и, более того, имелось все необходимое оборудование. До того, как в район боевых действий прибыли британские атомные субмарины, прекратив всякое судоходство, аргентинцы успели доставить на острова тысячи солдат, снаряжение, артиллерию и даже образцы бронетехники! Удлинив полосу и перебросив в Порт-Стэнли эскадрилью «Миражей» и пару звеньев «Скайхоков» - аргентинцы превратили бы Фолкленды в неприступную крепость.

4. Само смешное. Первое, что сделали британцы после возвращения островов…возвели в аэропорту Порт-Стэнли новую, 3000-метровую «бетонку» для базирования любых самолетов военной авиации.

Панорама Harrier Forward Operating Base



FV180 Combat Engineer Tractor - бронированная плавающая гусеничная машина-погрузчик для выполнения землеройных и строительных работ в зоне военных конфликтов






По материалам:
http://www.airwar.ru/
http://www.thinkdefence.co.uk/
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти