Авиация в "Заливе свиней"

19


Кубинское правительство диктатора Батисты, для борьбы с повстанцами, в середине 50-х годов закупило партию военной техники в Англии: 18 поршневых истребителей "Си Фьюри"", 12 самолетов связи "Бивер", несколько вертолетов "Уирлуинд", велись переговоры о реактивных истребителях Хоукер "Хантер". Обеспокоенное конкуренцией, правительство США согласилось продать Кубе партию реактивных самолетов.

Группа кубинских летчиков и техников прошла в США обучение на самолетах Т-33А и F-84G, а в 1955 г. первые 8 Т-ЗЗА прибыли на Кубу. Специально для них была восстановлена бывшая база ВВС США в Сан-Антонио де Лос Баньос. Остальная сухопутная авиация размещалась на базе "Колумбия" вблизи Гаваны, а морская – на базе"Мариэль" в 70 милях от Гаваны; крупная авиабаза и авиационный полигон имелись также в Сан-Хулиане на западной оконечности острова.

После свержения в конце 1959 года режима Батисты вся оставшаяся в строю боевая техника вошла в состав революционных вооруженных сил республики Куба. Военно-воздушные силы именовались FAR, что расшифровывалось как "Фуэрса Аэреас Революционера" – Революционные Воздушные Силы. Многие специалисты эмигрировали, но для эксплуатации оставшейся в строю техники имелось достаточное количество летчиков и техников: летать могли лишь четыре Т-33А, 12 "Си Фьюри", несколько В-26, транспортных, связных и вертолетов. Самолетный парк был предельно изношен, поэтому новое правительство возобновило попытки приобрести в Англии 15 истребителей "Хантер". Велись переговоры о поставках вооружения и с некоторыми другими странами. Об этом стало известно США, которые оказали давление на страны-поставщики оружия и фактически добились эмбарго на поставки боевой техники Кубе. А судно с партией бельгийских боеприпасов агенты ЦРУ попросту взорвали в порту Гаваны. На этом неблагоприятном фоне в 1960 г. Куба подписала с СССР и Чехословакией первые соглашения о поставках вооружения и боевой техники. Вскоре первые партии бронетанковой техники (примерно по 30 Т-34 и СУ-100),зенитной артиллерии и стрелкового оружия, произведенных в ЧССР по советским лицензиям, были направлены на Кубу через румынские и болгарские порты.

Авиация в "Заливе свиней"


Но как ни торопились кубинцы, советская авиационная техника к началу серьезных боевых действий запоздала. Это стало очевидно, когда противники кастровского режима начали совершать воздушные рейды для бомбежки городов и плантаций сахарного тростника, единственного стратегического сырья Кубы, и доставлять оружие группам контрреволюционеров. В этих налетах использовались несколько В-25 и переоборудованные гражданские самолеты, базировавшиеся на разных аэродромах в американском штате Флорида, в частности Пампана-Бич в 35 км от Майами.

Участвовавший в одном из налетов "Пайпер-Команч 250" разбился 18 февраля 1960 г. Другой самолет этого типа, пытавшийся вывезти с Кубы главаря одной из банд, был сбит армейским патрулем.



Один С-46, доставлявший оружие контрреволюционерам, захватили на месте посадки сотрудники службы безопасности, а С-54 (DC-4), поврежденный зенитным огнем, произвел вынужденную посадку на Багамских островах.

FAR ничем не могла помешать налетчикам – не было полноценных истребителей, радарных установок, средств связи. Моторесурс последних оставшихся в строю самолетов берегли для отражения крупномасштабной агрессии, о подготовке которой доносила разведка. Слухи о том, что на базе ЦРУ "Траке" в Гватемале готовятся небольшие, но опытные ВВС сил вторжения, появились в прессе уже в конце 1960 г.

Их летный состав включал несколько десятков кубинских эмигрантов, бывших военных и гражданских летчиков, располагавших 16 бомбардировщиками В-26 и 10 транспортными С-46. Но людей для ВВС не хватало и в январе 1961 г. ЦРУ активизировало вербовку летчиков, имевших опыт полетов на В-26.
К апрелю 1961г. была наконец сформирована "Бригада 2506", включавшая четыре пехотных, один моторизованный и один парашютный батальоны, танковую роту и батальон тяжелого оружия – всего около 1,5 тыс. человек. 13 апреля 1961 г. морской десант "бригады 2506" погрузился на 7 больших транспортных кораблей типа "Либерти" и двинулся к Кубе.


Транспортный корабль типа "Либерти"


16 апреля, в 45 милях от острова к ним присоединились два танкодесантных корабля и десантные баржи, на борту которых находилась боевая техника бригады. Целью морского десанта была высадка на двух (первоначально планировалось на трех) плацдармах в заливе Кочинос: два батальона на побережье Плайя-Ларга, остальные силы у Плайя-Хирон (залив Свиней).



Одновременно парашютный десант должен был высадиться у поселка Сан-Бале. Целью операции был захват участка побережья и небольшой взлетной полосы в Хироне для перебазирования туда своих ВВС и доставки подкреплений. ВВС "бригады 2506" вступили в бой за двое суток до высадки основного десанта. После полуночи 15 апреля 1961 г. с аэродрома Пуэрто-Кубесас в Никарагуа поднялись в воздух 9 бомбардировщиков В-26. Восемь из них нанесли удар по основным базам FAR, а девятый взял курс на Майами, где его пилот пытался уверить репортеров, что в кубинской авиации начался мятеж.

Экипажи ударных самолетов вернулись на базу без потерь, хотя и несколько потрепанные зенитным огнем, и доложили о крупном успехе: на авиабазе Сан-Антонио выведены из строя 8-10 самолетов, в Сьюдад –Либертад (бывшая "Колумбия") – 8, а в Сантьяго-де-Куба – 12, взорваны грузовики с боеприпасами, разрушены аэродромные постройки. Но откуда могли взяться такие цифры потерь, в сумме превышающие все, чем располагала FAR в то время?

Вероятно, дело здесь не в излишней похвальбе участников налета. Скорее всего, удар пришелся по стоявшим на аэродромах списанным самолетам, которые с воздуха нельзя было отличить от исправных. Фактически же в результате налета вышли из строя 1-2 В-26, 2-3 "Си Фьюри" и 1-2 транспортных и учебных самолета, т.е. около полудюжины машин, часть из которых удалось позднее отремонтировать.


Кубинский "Си Фьюри"


Ремонтные работы развернулись в лихорадочном темпе сразу же после окончания налета. Все самолеты, способные "летать и стрелять", немедленно перебазировались ближе к району предполагаемой высадки сил вторжения – на авиабазу Сан-Антонио де Лос Баньос. Остановить контрреволюционеров могли только самолеты FAR. Моторы у большинства из них давали от силы половину мощности, фонари не закрывались, у некоторых и шасси не убиралось. Сами летчики прозвали их самолетами типа "Родина или смерть" – и они действительно готовы были победить или умереть! Такая участь постигла пилота Акоста, вылетевшего в ночь с 14 на 15 апреля на своем Т-33А в разведывательный полет над морем. При заходе на посадку не выпустилось шасси, а затем самолет загорелся и упал в море. Десяток имевшихся у FAR пилотов составляли в основном молодые парни, среди которых 39-летний капитан Энрике Каррерас Рохас казался"дедом". Большинство из них не имело боевого опыта, хотя кое-кто начинал летать еще в партизанских ВВС, а лейтенант Альваро Прендес Куинтана был кадровым пилотом батистовских воздушных сил, успевший пройти в США обучение полетам на реактивных самолетах и попавший в тюрьму в 1957 г. за отказ бомбить повстанцев. На рассвете 17 апреля пилоты FAR получили приказ – нанести удар по кораблям вторжения. Из восьми самолетов, находившихся в Сан-Антонио, к первому вылету подготовили три – пару "Си Фьюри" и один В-26. Около полудня ударная тройка ушла в воздух. Вел группу капитан Рохас на истребителе, его сопровождали лейтенант Густаво Боурзак на втором истребителе и капитан Луис Сильва на бомбардировщике. Вообще- то в первый вылет на В-26 назначили капитана Джакеса Лагаса Морреро, но Сильва самовольно занял место в кабине и ушел на задание.


В-26В Invader/FAR 933. На этом самолете 8 ходе боев на Плайя-Хирон летал Д.Л.Марреро. Сбитый В-26 с бортовым номером FAR 903 выглядел аналогично. Так же выглядели и «Инвэйдеры» «гусанос», но их бортовые номера неизвестны

"Над целью мы были через 20 минут. С двух тысяч метров были отчетливо видны стоявшие у берега Плайя-Хирон 7-8 крупных судов, масса десантных барж и катеров, снующих между ними и берегом", – вспоминал Рохас. Спикировав до высоты 300 метров он дал ракетный залп по судну "Хьюстон". Рулевой с "Хьюстона" позднее описал это так: "Утром 17 апреля мы уже выгрузили 2-й батальон и начали выгрузку 5-го. Тут над бухтой появились три самолета. Мы не обратили на них внимания – над бухтой кружилось много самолетов, но они были нашими. Нам вообще сказали, что у Кубы нет авиации. И тут один самолет из этой тройки – маленький одномоторный истребитель, снизился и пошел на корабль. С палубы по нему открыли огонь зенитные автоматы, но он не отвернул и выпустил в нас 4 ракеты. Две из них попали в борт около кормы. На палубе начался пожар, через пробоины в трюм стала поступать вода…"


Два других самолета также атаковали цели без промаха, практически все ракеты поразили вражеские корабли. Тройка вернулась на базу, где к этому времени удалось подготовить еще два самолета. Во втором полете кроме прежних экипажей приняли участие лейтенант Ульса на "Си Фьюри" и экипаж капитана Лагаса Морреро на В-26. В этот раз капитан Рохас приказал подвесить под крыло своего "Си Фьюри" восемь ракет – и все они попали в среднюю часть корабля "Рио - Эскандио", нагруженного горючим и боеприпасами. Он также выполнял функции штабного корабля и, взлетев на воздух, унес с собой основные средства связи "бригады 2506". Другие пилоты FAR, прорвавшись сквозь заградительный зенитный огонь, нанесли чувствительные удары по десантным кораблям и катерам.

Капитан Морреро на своем В-26 атаковал танкодесантный корабль: "Я атаковал одно из судов к югу от Плайя-Хирон. С него выгружали на баржи танки, другое снаряжение. Я выпустил ракету, которая попала в резервуар с горючим на верхней палубе… Внизу все разлетелось вдребезги!"



К этому времени внизу вовсю шли боевые действия. Ожесточенные схватки развернулись и в воздухе. Пилоты антикастровской авиации, уверенные в разгроме FAR, приготовились лишь к сравнительно безопасным атакам на разрозненные подразделения правительственных войск. Но даже с этой задачей они справлялись неудовлетворительно, часто попусту расходуя боеприпасы на второстепенные цели и гражданские объекты. Встреча с республиканской авиацией в воздухе в их расчеты не входила. В первый момент они приняли самолеты FAR за своих. Это дорого им обошлось. Завершив одну из атак на корабли, Рохас обнаружил в воздухе рядом с собой бомбардировщик В-26. "Сначала я подумал, что это самолет Л.Сильвы, но потом по бортовому номеру определил, что это самолет противника. Я зашел ему в хвост и открыл огонь". Прошитый очередями с "Си Фьюри", В-26 загорелся и упал в море неподалеку от одного из кораблей. Это была первая воздушная победа FAR. Вслед за Рохасом в тот день Морреро, Сильва и Ульса сбили по одному В-26, а всего за 17 апреля "гусанос" потеряли пять самолетов.



Чувствительные потери понесла и FAR. Два В-26 зажали в воздухе истребитель К.Ульсы и в упор расстреляли из пулеметов, пилот погиб. А "Инвэйдер" Л.Сильвы с экипажем из четырех человек взорвался в воздухе от прямого попадания зенитного снаряда в бензобак. Есть сведения о серьезных повреждениях еще одного "Си Фьюри". Крохотные революционные ВВС за сутки потеряла треть самолетов и половину летного состава.



Но главная цель была достигнута. Половина судов вторжения была потоплена, с ними на дно ушло большое количество тяжелого вооружения и боеприпасов. Командование сил вторжения, ошеломленное неожиданными потерями, вынуждено было отвести оставшиеся корабли на 30-40 миль в открытое море, под прикрытие американского флота. Таким образом, высадившиеся подразделения не только лишились значительной части подкреплений, но и остались без огневой поддержки корабельной артиллерии (на транспортных судах имелось для этой цели по 1-2 орудия калибра 127 мм. и по 5-10 зенитных автоматов). Со второго дня снабжение "бригады 2506" пришлось вести только с воздуха – на парашютах.

Тем не менее, оперативная сводка ВВС сил вторжения утром 18 апреля звучала бодро: "17 апреля сбит В-26 FAR ("903") и один "Си Фьюри" был поврежден настолько, что его нельзя будет использовать в течение недели. Пилот Фалье доложил об уничтожении грузовика с 20-30 людьми,18 из которых было убито. Пехотные части уничтожили один "Си Фьюри" и подбили второй. Сейчас у противника осталось, вероятно, два реактивных Т-33А, два "Си Фьюри", 1 или 2 В-26. Наши ВВС сегодня с 3 часов 30 минут до 4 часов утра осуществляют охрану зоны высадки, а шесть самолетов попытаются уничтожить остатки кастровских ВВС".

Со своей стороны командование FAR поставило перед лейтенантами Куинтана, Диасом и Моле задачу уничтожать в воздухе самолеты "бригады 2506", оказавшиеся над кубинской территорией. Таким образом,18 апреля стало решающим днем в борьбе за превосходство в воздухе.



Куинтана и Диас, только вечером прошлого дня пригнавшие свои реактивные Т-ЗЗА из Гаваны и не успевшие еще поучаствовать в боевых действиях, вылетели вперед, Моле на "Си Фьюри" немного отстал из- за меньшей скорости. Вот как описывал этот полет сам Куинтана: "Идем в строю. Справа – машина Дель-Пино, поодаль самолет Дугласа. Высота 7 тысяч футов и мы спешим перехватить бомбардировщики наемников.

– Самолет справа внизу! – слышится в наушниках голос Дель Пино Диаса. Вижу два В-26, которые, сбросив бомбы, уходят в сторону моря.
Приказываю по радио своим ведомым атаковать ведомого вражеской пары, а сам атакую ведущего.

Тут я совершил первую ошибку – забыл о носовой пулеметной батарее В-26 и атаковал врага в лоб. С пикирования вышел в лобовую на В-26, который был ниже меня. Враг довернул машину и мы несемся в лоб друг другу.

Открываем огонь почти одновременно, пилот В-26 стреляет неточно – трассы проносятся над фонарем моей кабины. Я тоже промазал. Отворачиваю вправо, В-26 мелькает слева подо мной. Закладываю крутой боевой разворот и на форсаже атакую его в хвост. Вокруг идет бой, в наушниках орут возбужденные голоса. В-26 начинает энергично маневрировать. Я жму на гашетку, трассы проходят выше цели. Снова атакую – и снова мимо. В отчаянии уже не замечаю, что кислородная маска съехала в сторону, готовлюсь к новой атаке. В-26 уходит над морем в сторону Гондураса, видно уверен, что у меня кончились боеприпасы или топливо. Вновь догоняю цель под углом 80 градусов, ловлю в рамку прицела. Трасса прошивает В-26 от носа до хвостового оперения, но он не падает.

Я резко отворачиваю. Проскакиваю так близко от него, что вижу заклепки и лица пилотов.

Новый сюрприз: на этом В-26 есть стрелки – они отстреливаются! К счастью, трассы проходят мимо. Выполняю разворот с набором высоты для новой атаки. В-26 уходит. Эх, мне бы его восемь пулеметов! Увы, наши Т-33А всего- на всего тренировочные самолеты, используемые как боевые машины…


T-33А Snooting Star/FAR /01 – один из двух, воевавших на Плайя-Хирон. Второй Т-33А на Плайя-Хирон выглядел аналогично, но без номера и с желтыми топливными баками. На нем летал А.Хуинтана. Кроме него, на обоих Т-33А поочередно летали Дель Пино Диас, АФернандес и Э.Гузрреро.

По радио слышу голоса Дель Пино и Дугласа – они тщетно атакуют противника. Их В-26 удирает, им не удалось подбить его. Догоняю свой В-26. Чтобы сбить его, я теперь готов на все… Ловлю врага в прицел, с минимальной дистанции расстреливаю весь оставшийся боекомплект и отворачиваю, едва не врезавшись в хвост В-26. На бомбардировщике от моих попаданий вспыхивает левый двигатель и разлетается вдребезги фонарь кабины стрелка.
Патронов у меня нет, топливо на нуле; не знаю – дотяну ли до Сан-Антонио. В-26 горит, его левое крыло в огне, за самолетом тянется длинный шлейф дыма. С правой стороны фюзеляжа через аварийный люк вываливается второй пилот В-26, над ним раскрывается парашют…

В-26 наконец врезается в волны залива Кочинос. В наушниках слышу радостный голос Дель-Пино: Ты сбил его, сбил!

Они с Дугласом продолжают преследовать второй В-26. Я ухожу на базу. Бой вымотал все мои силы. Горючего у меня от силы на несколько минут…"
18 апреля Т-33А перехватили еще несколько В-26 и С-46, а "Си Фьюри" и В-26 революционных ВВС бомбили позиции "бригады 2506".



Отличились и зенитчики: из доставленных за ночь счетверенных пулеметных установок 12,7-мм ДШК они сбили два В- 26 сил вторжения, надежно прикрыв свои наземные войска. Перевес правительственных войск к этому времени был настолько велик, что "гусанос" оборонялись безо всякого энтузиазма. ВВС наемников уже ничем не могли помочь своим наземным войскам. К вечеру 18 апреля они потеряли две трети авиатехники и половину личного состава. Исходя из этих неутешительных результатов, командир антикастровских ВВС Луис Косме заявил: "С нас хватит потерь. По-моему, операция провалилась и я не вижу смысла в продолжении полетов. Ни один самолет с кубинцами на борту больше не полетит!" Есть сведения, что вечером 18 апреля по позициям кубинских войск нанесли удары самолеты ВВС и ВМС США, но это маловероятно – решение об участии в боевых действиях американской авиации было принято только в ночь с 18 на 19 апреля.

Президент Дж.Кеннеди разрешил использовать истребители с авианосца"Эссекс" (но без опознавательных знаков) для прикрытия эвакуации остатков "бригады 2506" с плацдарма утром 19 апреля.


Палубные истребители F-8A"Крусейдер" с авианосца ВМС США "Эссекс" должны были осуществлять воздушное прикрытие.

Они должны были установить контроль за воздушным пространством и уничтожать самолеты FAR, а для штурмовки наземных целей предназначалась специальная группа бомбардировщиков В-26 с американскими экипажами, поскольку лишь один кубинский летчик согласился рискнуть за дополнительную плату.

Около трех часов ночи 19 апреля с аэродрома Пуэрто-Кабесас в "последний парад" стартовали четыре В-26. Над заливом Кочинос они должны были появиться в 6.30 утра, когда истребители сопровождения уже прибудут район боев. Но при планировании операции произошла очередная накладка: большие начальники из ЦРУ и штаба ВМФ забыли о разнице в часовых поясах. В итоге последний вылет бомбардировщиков состоялся на два часа раньше, чем истребителей, и закончился форменным разгромом. Оказать какую-либо помощь"бригаде 2506" В-26 просто не успели – на них накинулись оба Т-33А революционных ВВС.

Два В-26 были сбиты мгновенно, третий оторвался от преследования и высыпал бомбы на помещение сахарного завода "Аустралиа", где находился штаб бригады, но был сбит зенитчиками. Четвертый бомбардировщик был поврежден в воздушном бою, сбросил бомбы в залив, но до базы все-таки не дотянул и упал в море. Во время боя один из американских летчиков кричал по радио: "Нас атакуют МИГи! Атакуют МИГи!" В дальнейшем эта информация породила легенду об участии советских самолетов в отражении агрессии. Фидель Кастро так прокомментировал эти слухи: "В день бомбежки нашей территории самолетами В-26, базировавшимися в Никарагуа, контрреволюционеры заявили, что нас бомбили наши собственные самолеты, утверждая, что наши ВВС состоят из самолетов, которые американцы поставляли Батисте. Когда же мы, с помощью этих старых изношенных самолетов, стали уничтожать их авиацию, они заявили, что наши ВВС вооружены МИГами. Но у нас не было МИГов…



Авантюра в заливе Кочинос окончилась для США и кубинских контрреволюционеров большим позором. "Бригада 2506" только пленными потеряла 458 человек (из полутора тысяч, предназначавшихся к высадке!), оставила на побережье половину своих плавсредств и все вооружение. ВВС сил вторжения потеряли до 12 самолетов В-26 и не менее 4 транспортных С-46.



Потери FAR составили два самолета . Кроме того, почти каждый кубинский летчик имел на своем счету потопленные корабли и десантные катера(крупные транспорты потопили Морреро, Рохас и Сильва).

Командование революционных вооруженных сил сделало из опыта боев на Плайя-Хирон соответствующие выводы и первый из них – о необходимости переоснащения современной техникой (разумеется, советского производства) всех родов войск и в первую очередь авиации. Уже в 1962 г. во время первомайского парада над Гаваной прошли три эскадрильи МиГ-15 и МиГ-19.

А к началу "карибского кризиса" в августе 1962 г. в FAR было несколько хорошо подготовленных эскадрилий, оснащенных МиГ-15, МиГ-17Ф, МиГ-19ПФ и МиГ-19С. К счастью, "война нервов" осенью 1962 г. не переросла в настоящую войну, и эти самолеты поднимались в воздух лишь для тренировочных и патрульных полетов.

Подготовлено по материалам:
http://prometej.info/new/history/980-plaia-xiron.html
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/mir_aviacii_1994_01/p10.php
http://www.usinfo.ru/1961kuba.htm
http://conflictologist.narod.ru/bdc.html
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dima190579
    +15
    28 мая 2013 08:40
    Кубинцы славные войны. Американцы до сих пор с содроганием вспоминают Гренаду.
    1. +15
      28 мая 2013 09:00
      Пожалуй кубинцы были самыми верными нашими союзниками. Их воинские контингенты отлично показали себя в Эфиопии и Анголе.
      Наше сегодняшнее руководство фактически предало Кубу.
    2. 0
      28 мая 2013 19:48
      а что Гренада?
      1. mga04
        +7
        28 мая 2013 23:02
        Во время вторжения американцев на Гренаду там находилось подразделение кубинских военных строителей - строили аэродром. Этот аэродром и стал основной причиной вторжения, когда американцы поняли, что аэродром вырисовывается военный. Так вот, эти самые строители сорвали высадку воздушного десанта на аэродром и, уже после окончания основных боевых действий, еще долго портили кровь американцам в партизанском режиме.
  2. avt
    +12
    28 мая 2013 09:23
    Цитата: Bongo
    Кубинцы славные войны.

    Да ,заводные ребята ! В Шутейном разговоре мужики рассказывали про Африку - если вдруг стрельба и негр автомат не бросил и не убежал ,а в ответ стрелять начал , это точно кубинец laughing
    Цитата: Bongo
    Их воинские контингенты отлично показали себя в Эфиопии и Анголе.

    Да , уже говорил ,за один Лурдес можно было все советские долги списать . Статье + good
    1. +9
      28 мая 2013 13:24
      Ну на самом деле кубинцы от африканцев,внешне очень отличаются,я имею ввиду кубинцев"негров"есть еще Латиносы и Белые,и боже упоси его негром назвать,сам полезет драться,а потом замполит ихний тебя забодает,расскажет,что революция дала его народу национальное самосознание,что цвет кожи в обществе "равных"не имеет значения,а все кубинцы потомки каких то "крутых" индейцев,я уже не помню каких ,но не майа и не отстеки,и на полтора часа политинформация.И только пол литра может это все прекратить,причем на жаре его перепить сложно,а так ментальность очень на нашу похожа.Хотя "по жизни" есть и различия существенные.
  3. +9
    28 мая 2013 10:02
    Не пора ли нам извиниться перед кубинцами и восстановить наше военное присутствие на Кубе.
    Не знаю как политики, а простые кубинцы очень хорошо относятся к русским.
    1. +1
      28 мая 2013 12:52
      В эфиопии,наступлением командовал Генерал Ачоа кто его лично знал говорили,что по образу мысли,привычкам,манере держаться,он представлял как бы "гибрид"Чуйкова и Маргелова.Для кубинцев он был национальным героем,наши о-о-очень уважали,многие дружили лично,переписывались,потом.Так вот Фидель в середине 90х его рассрелял(они в глубокой попе были после распада союза,и там свой мадридский двор начался но-...) и в приговоре были в том числе и такие слова "за связи с русскими предателями идей революции".
    2. +3
      28 мая 2013 13:09
      Берите билет на самолет и в Варадеро. Вот вам и присутствие. Ромом только не увлекайтесь.
  4. +6
    28 мая 2013 10:51
    Молодцы кубинцы надрали задницу америкосам.
  5. 0
    28 мая 2013 10:53
    Цитата: omsbon
    Не пора ли нам извиниться перед кубинцами и восстановить наше военное присутствие на Кубе.
    Не знаю как политики, а простые кубинцы очень хорошо относятся к русским.


    А практическая ценность данной базы? С США воевать? Кишка тонка, а зачем еще?
    1. mga04
      +4
      28 мая 2013 23:08
      Разведка, боевое и материально-техническое обеспечение флота, удаленная база авиации дальнего действия. Просто военно-политическое обозначение присутствия. Мало? Государство, претендующие на роль как минимум "центра силы" обязано иметь такие базы.
  6. +1
    28 мая 2013 14:42
    Немного не в тему...но какие там ЖЕНЩИНЫ!...эх...)))
    1. +3
      28 мая 2013 18:05
      А какие там жещины?
      Мой товарищ там служил. Говорит, нищета там была страшная.
      Мужья приводили своих жен к "русским специалистам" и сдавали их "в прокат"
      то ли за 3, то ли за 5 рубчиков.
      Еще он говорил, что стареют кубинки очень рано и от их красоты ничего не остается.
      1. +2
        28 мая 2013 21:12
        Надеюсь, минусанул тот, кто бывал на Кубе или по крайней мере
        слышал рассказы бывавших там.
        1. ekwador
          +1
          28 мая 2013 22:43
          стареют рано... взрослеют тоже... думаю, минусанули просто так..))))))))))))
      2. 0
        29 мая 2013 00:58
        Да есть такое дело,у них это имеет место быть,точнее у определенной,довольно широкой социальной прослойки общества,вообще понятия интимных отношений очень широкие.
  7. +3
    28 мая 2013 17:59
    судно с партией бельгийских боеприпасов агенты ЦРУ попросту взорвали в порту Гаваны

    Не только боеприпасов, но и оружия.
    Генрих Боровик писал, что сначала прогремел первый взрыв, а некоторое время спустя,
    когда сбежались портовые рабочие и приехали пожарные - второй, более мощный.
    Расчет был заманить первым взрывом как можно больше народу (может и члены правительства пожалуют),
    а вторым взрывом - убить или покалечить собравшихся.
  8. +6
    28 мая 2013 19:58
    Статья понравилась, "+". Автору спасибо за столь интересный исторический материал!
  9. phantom359
    +6
    28 мая 2013 23:22
    Интересный материал. Кто хочет более подробно рекомендую книгу Хинкла и Тэрнера "Рыба красного цвета".
  10. +3
    30 мая 2013 17:05
    Про воздушные бои над Кубой в те дни вторжения прочел впервые. Браво автору материала. Очень полновесно и ярко.