Столетие спасательного судна "Коммуна"

Столетие спасательного судна "Коммуна"


17 ноября 2013 года в Севастополе состоялась церемония в честь столетия спуска на воду старейшего судна, числящегося в составе ВМФ России - спасательного судна-катамарана «Коммуна». В подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю на отряде спасательных судов Черноморского флота, куда входит «Коммуна», принял участие командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко.

Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь") и спущено на воду 17 ноября 1913 года. В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.


Судно неоднократно проходило ремонты и модернизации. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Сейчас «Коммуна» находится по-прежнему в строю ВМФ и является носителем приобретенного в Великобритании современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата Saab Seaeye Panther Plus, который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса. В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, с его участием проводились и аварийно-спасательные и подводно-технические работы.

«При последнем доковании в 2005 году проводился замер толщины корпуса в носовой части, в районе ледового пояса он составил – 14, 9 мм, в то время, как при спуске на воду – 16 мм», - сообщил капитан бессменный капитан судна «Коммуна» в последние десять лет Анатолий Ишинов. Капитан отметил, что судно может служить ещё долгие годы, по его словам до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.

"Коммуна" обладает водоизмещением в 3100 т., его длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода - 8,5 узлов, а дальность плавания - 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.

Столетие спасательного судна "Коммуна"


Поднимемся по трапу на "Коммуну", чтобы познакомиться с ветераном поближе.

Столетие спасательного судна "Коммуна"


Табличка с краткой историей корабля..
Столетие спасательного судна "Коммуна"


В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду - в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.
Столетие спасательного судна "Коммуна"


"Коммуна" - судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Вид на платформу с верхней фермы
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Главный объект "Коммуны" - рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.
Столетие спасательного судна "Коммуна"


РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей - захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км
Столетие спасательного судна "Коммуна"


В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Ходовой мостик корабля.
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду - с 1915 года
Столетие спасательного судна "Коммуна"

Столетие спасательного судна "Коммуна"
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Судно "Коммуна" базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Прожектор на верхнем мостике
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря
Столетие спасательного судна "Коммуна"

Запасные винты
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Указатели длины якорной цепи
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Цепь уходит в море...
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Машинное отделение. В качестве главных двигателей на "Коммуне" первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода "Фельзер" мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации
Столетие спасательного судна "Коммуна"

Столетие спасательного судна "Коммуна"


Есть здесь и Ж...
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Табличка камбуза
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Скоро у команды обед
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Курсовой указатель
Столетие спасательного судна "Коммуна"


В некоторых местах на "Коммуне" еще встречаются дореволюционные таблички
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Амперметры
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Штормовой трап
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника Нептуна
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ"
Столетие спасательного судна "Коммуна"


С 15 мая по 13 сентября 1928 года "Коммуна" выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. "Коммуна" подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет...
Столетие спасательного судна "Коммуна"


С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"...
Столетие спасательного судна "Коммуна"


В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.
Столетие спасательного судна "Коммуна"


В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе "Коммуна" была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ "Черноморец". К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей
Столетие спасательного судна "Коммуна"


На настоящий момент спасательное судно "Комунна" прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.
Столетие спасательного судна "Коммуна"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. Тот же ЛЕХА 20 ноября 2013 07:08
    Умели же делать питерские рабочие в царское время -ДО СИХ ПОР В СТРОЮ КОРАБЛЬ.
    Хотелось бы чтобы так и ПРОТОНЫ качественно делали уже в наше время.
  2. Эдуард72 20 ноября 2013 07:12
    Слов нет.УДИВЛЁН!
  3. Володя Сибиряк 20 ноября 2013 07:21
    Уникальный корабль с богатой историей, ходит легенда, что в его корпусе есть золотая заклепка.
    Володя Сибиряк
    1. Эдуард72 20 ноября 2013 07:24
      Эта легенда про Большеохтинский мост они как раз ровесники.
      1. Володя Сибиряк 20 ноября 2013 07:35
        Про мост не знаю, а вот заклепку пытались найти почти все, кто служил на "Коммуне".
        Володя Сибиряк
  4. predator.3 20 ноября 2013 07:24
    Ну с юбилеем !Долгожитель ты наш ! hi
    predator.3
  5. Bort Radist 20 ноября 2013 07:25
    Статье и автору огромный плюс. Фото отдельное спасибо, показано всё самое интересное - конструкция, история техники, быт, отдых!
    P. S. Сегодня ещё одно историческое событие (в нашей стране ,по моему, каждый день исторический. Великая страна, Великая история) 20 ноября 1914 года первые Российские броневики приняли боевое крещение на Северо-Западном фронте, в районе Пабианцы-Ласк , нанеся огнем своих пулеметов большой урон германской пехоте. О том, как создавались и как воевали первые русские броневики, писал в 1995 году журнал «За рулём" Хорошо бы статью оформить на эту тему? У меня времени совсем не хватает. Вот ссылка архива статьи.
    http://www.zr.ru/archive/zr/1995/02/muziei
  6. Добрый 20 ноября 2013 07:31
    Пора бы этому трудяге почетное звание или орден вручить. Тем более что он единственный в своем роде.
  7. Авенич 20 ноября 2013 07:35
    Цитата: Добрый
    Пора бы этому трудяге почетное звание или орден вручить. Тем более что он единственный в своем роде.

    Несомненно и неоспоримо. В военном деле, к сожалению, часто забывают "рабочих лошадок".
  8. major071 20 ноября 2013 07:38
    Раньше делали на века. Улыбнула фраза:
    до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.
  9. perepilka 20 ноября 2013 07:39
    Сто лет! Охренеть! belay
  10. 77bor1973 20 ноября 2013 07:44
    Русский "Гломар эксплорер" как всегда в строю, сейчас наверное только "Аврора" постарше будет!
    77bor1973
    1. TRex 20 ноября 2013 07:53
      От родного корпуса "Авроры" мало что осталось, а тут "оригинал" в комплекте. Даже медные таблички на месте! Легенда, сказка... Как не успели на иголки продать вместе с ТАКРами? Масштаб не тот?
  11. 505506 20 ноября 2013 07:45
    Славный путь и трудовой,и боевой!!! Но современный вид не дотягивает для единицы ВМФ России, чтож так запустили ветерана, господа черноморцы?
  12. ЗУ-23 20 ноября 2013 07:49
    Крутой катамаран, нужно тем людям медаль дать кто не дал его порезать на цветмет.
    1. Омскгазмяс 20 ноября 2013 08:24
      Медали надо дать всем тем морякам и портовым рабочим, кто его содержал 100 лет в рабочем состоянии. Думаю, такой трудяга-долгожитель не один в нашем флоте. Вот о ком надо снимать фильмы для детей!
  13. starhina01 20 ноября 2013 08:05
    статье + приятно удивила good
  14. Uncle Lee 20 ноября 2013 08:07
    Сохранили Ветерана ! Молодцы ! hi
  15. Комментарий был удален.
  16. shark 20 ноября 2013 08:51
    Этот корабль-достояние нации,заслуженный ветеран,В случае списания его из состава флота -ни в коем случае не резать.Только музей!.Он застал все этапы трагической истории России в 20м веке.Это достойно уважения и сохранения.
  17. Асгард 20 ноября 2013 09:54
    Согласен со всеми, умели же Люди делать действительно на века!!!!!СЛАВА ИМ.
    Ну дореволюционная сталь действительно вековая.....
    Я в 90-е(в бардаке)) лазил по чердакам Зимнего дворца царей(счас Эрмитаж)) так вот перекрытия сделаны из стали и чугуна,держат до сотни колонн из гранита по 30 тонн весом и ни просели НИ НА МИЛЛИМЕТР!!!!!!!Пролеты по 30-50 метров.....
    Выдерживают Зимы, статические нагрузки от снега, температурные колебания.....
    Современные стали из металлолома на такое не способны )))))))
  18. avt 20 ноября 2013 10:00
    good Классный корабль !! А главное пианино сохранилось ,ну что за жись без пианино . laughing Его бы надо на стоянку после службы определить ,нельзя такой корабль на иголки резать ! Хранить надо как можно дольше ! Заслужил .
    avt
  19. ParapaPanda 20 ноября 2013 11:07
    Могучий корабль. Шикарные команды.
  20. одинокий 20 ноября 2013 19:25
    целесообразнее будет начать строительство нового судна данной квалификации ,а вот этот прекрасный корабль превратить музей боевой славы на плаву.да ,корабль несомненно отличный,сделан на совесть.но объективности ради надо заметить ,что уже старый и ему нужен покой
    1. Незнайка 20 ноября 2013 19:54
      Мы рассказали Ньюттену о том, что эпопея с созданием российского ГВК (*глубоководного спасательного комплекса) тянется еще с 2002 года (с начала первых проектных работ "Лазурита") и что на нее в совокупности (включая этап передачи контракта от "Лазурита" к другой фирме) уже выделено из бюджета Минобороны порядка двух с половиной миллиардов рублей.

      – В переводе на американскую валюту это более 77 миллионов долларов, – уточняем мы.

      – Это слишком большие деньги, – вздыхает Ньюттен. – Стоимость коммерческих ГВК, а также тех, которые применяются для военных нужд, у нас вдвое–втрое меньше! И строятся они максимум за два–три года…

      Филу Ньюттену – создателю спасательного глубоководного аппарата Remora для подводников ВМС Австралии и разработчику портативного комплекса PRMS (Submarine Rescue Diving Recompression System – Подводно–спасательная водолазная рекомпрессионная система) для американских ВМС, профессионалу с 40–летним стажем, почетному гражданину Канады – можно верить. Именно благодаря его изобретению подводный флот США теперь считается одним из самых безопасных и защищенных. Его спасательные комплексы для ВМС стран НАТО – NSRS (NATO Submarine Rescue System) – работают практически в любой точке земного шара, куда имеет доступ морская авиация.

      – Судно–спасатель с ГВК на борту, аналогичное тому, которое в настоящее время строит ваша страна (*пр. 21300 "Игорь Белоусов"), хорошо только в мирное время и недалеко от базы, – уверен Фил Ньюттен. – По моему мнению, перспективное оборудование для спасения подводников должно быть малогабаритным, чтобы сбрасываться с самолета или вертолета, и должно работать без участия людей. Это можно сделать всего за несколько часов с момента катастрофы. В военное же время спасательные аппараты к месту аварии субмарин лучше доставлять скрытно на подводных лодках, как это собираются делать ВМС США...

      Нам остается только отшутиться:

      – Надеемся, Фил, что России никогда не придется воевать со странами, взявшими на вооружение ваши новации.


      и много чего интересного http://flotprom.ru/publications/analytics/gvk/partone/
  21. митридат 24 ноября 2013 18:51
    легендарный ветеран, корабль-труженик
  22. nastran123 27 ноября 2013 18:07
    А что же они Курску не помогли?
    nastran123
  23. Kulneff2009 4 декабря 2013 21:06
    Долгих лет жизни ему! И сохранить вечно! Чтобы знали потомки как строить умели корабли в России.
  24. equinox 23 ноября 2014 20:09
    Спасибо моему прадеду Вийль С.М., который принимал участие в строительстве сего чудного катамарана, правда в качестве мастера Путиловского завода, отвечавшего за систему естественной вентиляции.
    equinox

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня