Столетие спасательного судна "Коммуна"

29
Столетие спасательного судна "Коммуна"


17 ноября 2013 года в Севастополе состоялась церемония в честь столетия спуска на воду старейшего судна, числящегося в составе ВМФ России - спасательного судна-катамарана «Коммуна». В подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю на отряде спасательных судов Черноморского флота, куда входит «Коммуна», принял участие командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко.

Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь") и спущено на воду 17 ноября 1913 года. В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.

Судно неоднократно проходило ремонты и модернизации. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Сейчас «Коммуна» находится по-прежнему в строю ВМФ и является носителем приобретенного в Великобритании современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата Saab Seaeye Panther Plus, который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса. В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, с его участием проводились и аварийно-спасательные и подводно-технические работы.

«При последнем доковании в 2005 году проводился замер толщины корпуса в носовой части, в районе ледового пояса он составил – 14, 9 мм, в то время, как при спуске на воду – 16 мм», - сообщил капитан бессменный капитан судна «Коммуна» в последние десять лет Анатолий Ишинов. Капитан отметил, что судно может служить ещё долгие годы, по его словам до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.

"Коммуна" обладает водоизмещением в 3100 т., его длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода - 8,5 узлов, а дальность плавания - 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.



Поднимемся по трапу на "Коммуну", чтобы познакомиться с ветераном поближе.



Табличка с краткой историей корабля..


В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду - в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.


"Коммуна" - судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях


Вид на платформу с верхней фермы


Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра


Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата


Главный объект "Коммуны" - рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.


РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей - захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата


Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км


В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды


Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии


Ходовой мостик корабля.


Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду - с 1915 года




Судно "Коммуна" базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт


Прожектор на верхнем мостике


Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря

Запасные винты


Указатели длины якорной цепи


Цепь уходит в море...


Машинное отделение. В качестве главных двигателей на "Коммуне" первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода "Фельзер" мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.


Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации



Есть здесь и Ж...


Табличка камбуза


Скоро у команды обед


Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах


Курсовой указатель


В некоторых местах на "Коммуне" еще встречаются дореволюционные таблички


Амперметры


Штормовой трап


Команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника Нептуна


Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ"


С 15 мая по 13 сентября 1928 года "Коммуна" выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. "Коммуна" подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет...


С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"...


В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.


В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе "Коммуна" была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ "Черноморец". К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей


На настоящий момент спасательное судно "Комунна" прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.


Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    20 ноября 2013
    Умели же делать питерские рабочие в царское время -ДО СИХ ПОР В СТРОЮ КОРАБЛЬ.
    Хотелось бы чтобы так и ПРОТОНЫ качественно делали уже в наше время.
  2. +7
    20 ноября 2013
    Слов нет.УДИВЛЁН!
  3. Володя Сибиряк
    +7
    20 ноября 2013
    Уникальный корабль с богатой историей, ходит легенда, что в его корпусе есть золотая заклепка.
    1. +2
      20 ноября 2013
      Эта легенда про Большеохтинский мост они как раз ровесники.
      1. Володя Сибиряк
        +2
        20 ноября 2013
        Про мост не знаю, а вот заклепку пытались найти почти все, кто служил на "Коммуне".
  4. predator.3
    +4
    20 ноября 2013
    Ну с юбилеем !Долгожитель ты наш ! hi
  5. +8
    20 ноября 2013
    Статье и автору огромный плюс. Фото отдельное спасибо, показано всё самое интересное - конструкция, история техники, быт, отдых!
    P. S. Сегодня ещё одно историческое событие (в нашей стране ,по моему, каждый день исторический. Великая страна, Великая история) 20 ноября 1914 года первые Российские броневики приняли боевое крещение на Северо-Западном фронте, в районе Пабианцы-Ласк , нанеся огнем своих пулеметов большой урон германской пехоте. О том, как создавались и как воевали первые русские броневики, писал в 1995 году журнал «За рулём" Хорошо бы статью оформить на эту тему? У меня времени совсем не хватает. Вот ссылка архива статьи.
    http://www.zr.ru/archive/zr/1995/02/muziei
  6. +9
    20 ноября 2013
    Пора бы этому трудяге почетное звание или орден вручить. Тем более что он единственный в своем роде.
  7. +2
    20 ноября 2013
    Цитата: Добрый
    Пора бы этому трудяге почетное звание или орден вручить. Тем более что он единственный в своем роде.

    Несомненно и неоспоримо. В военном деле, к сожалению, часто забывают "рабочих лошадок".
  8. +6
    20 ноября 2013
    Раньше делали на века. Улыбнула фраза:
    до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.
  9. +2
    20 ноября 2013
    Сто лет! Охренеть! belay
  10. 77bor1973
    +1
    20 ноября 2013
    Русский "Гломар эксплорер" как всегда в строю, сейчас наверное только "Аврора" постарше будет!
    1. +3
      20 ноября 2013
      От родного корпуса "Авроры" мало что осталось, а тут "оригинал" в комплекте. Даже медные таблички на месте! Легенда, сказка... Как не успели на иголки продать вместе с ТАКРами? Масштаб не тот?
  11. +5
    20 ноября 2013
    Славный путь и трудовой,и боевой!!! Но современный вид не дотягивает для единицы ВМФ России, чтож так запустили ветерана, господа черноморцы?
  12. +1
    20 ноября 2013
    Крутой катамаран, нужно тем людям медаль дать кто не дал его порезать на цветмет.
    1. +3
      20 ноября 2013
      Медали надо дать всем тем морякам и портовым рабочим, кто его содержал 100 лет в рабочем состоянии. Думаю, такой трудяга-долгожитель не один в нашем флоте. Вот о ком надо снимать фильмы для детей!
  13. +1
    20 ноября 2013
    статье + приятно удивила good
  14. +8
    20 ноября 2013
    Сохранили Ветерана ! Молодцы ! hi
  15. Комментарий был удален.
  16. +8
    20 ноября 2013
    Этот корабль-достояние нации,заслуженный ветеран,В случае списания его из состава флота -ни в коем случае не резать.Только музей!.Он застал все этапы трагической истории России в 20м веке.Это достойно уважения и сохранения.
  17. +2
    20 ноября 2013
    Согласен со всеми, умели же Люди делать действительно на века!!!!!СЛАВА ИМ.
    Ну дореволюционная сталь действительно вековая.....
    Я в 90-е(в бардаке)) лазил по чердакам Зимнего дворца царей(счас Эрмитаж)) так вот перекрытия сделаны из стали и чугуна,держат до сотни колонн из гранита по 30 тонн весом и ни просели НИ НА МИЛЛИМЕТР!!!!!!!Пролеты по 30-50 метров.....
    Выдерживают Зимы, статические нагрузки от снега, температурные колебания.....
    Современные стали из металлолома на такое не способны )))))))
  18. avt
    +2
    20 ноября 2013
    good Классный корабль !! А главное пианино сохранилось ,ну что за жись без пианино . laughing Его бы надо на стоянку после службы определить ,нельзя такой корабль на иголки резать ! Хранить надо как можно дольше ! Заслужил .
  19. 0
    20 ноября 2013
    Могучий корабль. Шикарные команды.
  20. 0
    20 ноября 2013
    целесообразнее будет начать строительство нового судна данной квалификации ,а вот этот прекрасный корабль превратить музей боевой славы на плаву.да ,корабль несомненно отличный,сделан на совесть.но объективности ради надо заметить ,что уже старый и ему нужен покой
    1. 0
      20 ноября 2013
      Мы рассказали Ньюттену о том, что эпопея с созданием российского ГВК (*глубоководного спасательного комплекса) тянется еще с 2002 года (с начала первых проектных работ "Лазурита") и что на нее в совокупности (включая этап передачи контракта от "Лазурита" к другой фирме) уже выделено из бюджета Минобороны порядка двух с половиной миллиардов рублей.

      – В переводе на американскую валюту это более 77 миллионов долларов, – уточняем мы.

      – Это слишком большие деньги, – вздыхает Ньюттен. – Стоимость коммерческих ГВК, а также тех, которые применяются для военных нужд, у нас вдвое–втрое меньше! И строятся они максимум за два–три года…

      Филу Ньюттену – создателю спасательного глубоководного аппарата Remora для подводников ВМС Австралии и разработчику портативного комплекса PRMS (Submarine Rescue Diving Recompression System – Подводно–спасательная водолазная рекомпрессионная система) для американских ВМС, профессионалу с 40–летним стажем, почетному гражданину Канады – можно верить. Именно благодаря его изобретению подводный флот США теперь считается одним из самых безопасных и защищенных. Его спасательные комплексы для ВМС стран НАТО – NSRS (NATO Submarine Rescue System) – работают практически в любой точке земного шара, куда имеет доступ морская авиация.

      – Судно–спасатель с ГВК на борту, аналогичное тому, которое в настоящее время строит ваша страна (*пр. 21300 "Игорь Белоусов"), хорошо только в мирное время и недалеко от базы, – уверен Фил Ньюттен. – По моему мнению, перспективное оборудование для спасения подводников должно быть малогабаритным, чтобы сбрасываться с самолета или вертолета, и должно работать без участия людей. Это можно сделать всего за несколько часов с момента катастрофы. В военное же время спасательные аппараты к месту аварии субмарин лучше доставлять скрытно на подводных лодках, как это собираются делать ВМС США...

      Нам остается только отшутиться:

      – Надеемся, Фил, что России никогда не придется воевать со странами, взявшими на вооружение ваши новации.


      и много чего интересного http://flotprom.ru/publications/analytics/gvk/partone/
  21. 0
    24 ноября 2013
    легендарный ветеран, корабль-труженик
  22. nastran123
    +1
    27 ноября 2013
    А что же они Курску не помогли?
  23. 0
    4 декабря 2013
    Долгих лет жизни ему! И сохранить вечно! Чтобы знали потомки как строить умели корабли в России.
  24. equinox
    0
    23 ноября 2014
    Спасибо моему прадеду Вийль С.М., который принимал участие в строительстве сего чудного катамарана, правда в качестве мастера Путиловского завода, отвечавшего за систему естественной вентиляции.
    1. 0
      13 ноября 2017
      мой родственник мичман Симонов Игнатий Иванович 1904 г.р. служил на "Коммуне" с 1932 по 1935 год.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»