Раздрай в тумане

28
Раздрай в тумане

Пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 «Океан»


По словам главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, флот отказался от создания корветов охраны водного района (ОВР), а вместо них предусматривается строительство патрульных кораблей (по международной классификации – offshore patrol vessel или OPV).

ОКАЗАЛСЯ НЕ НУЖЕН

Корабли ОВР предназначены для обороны и обеспечения безопасного мореплавания в районах военно-морских баз и на прилегающих к ним акваториях. К ним относят малые противолодочные (МПК) и ракетные корабли (МРК), ракетные катера (РКА), базовые и рейдовые тральщики. Проще говоря, они стоят на страже берегов страны.

Корвет ОВР водоизмещением менее 2 тыс. т, на разработку эскизного проекта которого в прошлом году из бюджета было выделено 475 тыс. руб., должен был в перспективе заменить в составе российского ВМФ устаревшие МПК проектов 1124М и 1331М, МРК проекта 12341, РКА проекта 12411 и тральщики. Понятно, что при достаточно ограниченном водоизмещении корветы ОВР не смогли бы одновременно нести ударное, противолодочное и минно-тральное вооружение. Поэтому предусматривалось его модульно-контейнерное размещение. В зависимости от выполняемых задач корабли должны были менять модули.

При всей кажущейся привлекательности этого решения дело это непростое и затратное.

Первыми применили такую технологию датчане на 14 кораблях типа Flyvefisken, строившихся по программе Standard Flex 300, но в итоге из-за высоких эксплуатационных затрат от этих сравнительно новых боевых единиц отказались.

Обожглись на модульно-контейнерной системе и американцы, предполагавшие развернуть их на литоральных боевых кораблях типов Freedom и Independence. Эти дорогущие скоростные корабли водоизмещением около 3000 т поступают в состав ВМС США, но модули для них все еще создаются, и стоить они будут очень недешево. Не говоря уже о том, что любой ракетный катер в прибрежной зоне сможет без труда справиться с этими шедеврами кораблестроительного искусства.

Глупо было бы напрочь отметать модульно-контейнерную систему вооружения, но прежде нужно эти модули создать, испытать и отработать, а потом уже внедрять на корабли. Вот почему отказ от разработки корвета ОВР представляется обоснованным. Но что вместо него?

КТО ЗАЩИТИТ БЕРЕГ?

По словам адмирала Виктора Чиркова, задачи кораблей ОВР в настоящее время выполняются береговыми средствами наблюдения, стационарными гидроакустическими станциями и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, а также противолодочной и ударной авиацией. В теории с некоторой натяжкой можно согласиться с главкомом. Но, увы, ничего подобного у ВМФ России нет или же имеется в ограниченных количествах. Иначе бы не пришлось для обеспечения безопасности сочинской Олимпиады со стороны моря стягивать около 20 кораблей ВМФ и Береговой охраны (БОХР), не считая нескольких десятков катеров спецназа ФСБ, флота и МВД, полиции, ФСО, а также МЧС и «Росморпорта». В этой эшелонированной операции приняли участие ракетный крейсер «Москва» и сторожевой корабль «Пытливый». Но главная тяжесть несения службы со стороны Черноморского флота выпала на долю противодиверсионных катеров типа «Грачонок», МПК «Александровец» и «Муромец», а также МРК, РКА и тральщиков, которые относятся к кораблям охраны водного района. А ведь береговая линия Российской Федерации не ограничивается 100 километрами сочинского побережья.

После окончания холодной войны стало известно, что натовские военно-морские эксперты на основании многочисленных учений и штабных игр пришли к заключению – в случае войны с СССР им для уничтожения больших надводных кораблей советского флота в морях и океанах потребовалось бы несколько часов. Однако ВМС НАТО оказывались совершенно беспомощными в ближней морской зоне. Корабли ОВР ВМФ СССР и стран Организации Варшавского договора, поддержанные береговой авиацией, береговыми ракетно-артиллерийскими частями, да еще при постановке минных заграждений наглухо закрывали подходы к берегам своих стран, не оставляя противнику шансов на победу.

Что с тех пор изменилось? Немногие оставшиеся корабли ОВР, построенные еще в советское время, доживают свой срок, не ожидая замены. Береговая ударная авиация ВМФ обессилена, противолодочная тоже находится в упадке. Береговые ракетные части поредели. Вот такая безрадостная картина.

ОКЕАНСКИЕ АМБИЦИИ

Сегодня наш флот устремлен в океан. Там, по словам главкома, скоро появятся патрульные корабли – с менее сильным вооружением, чем надводные корабли других классов, но обладающие большей автономностью и универсальностью. 26 февраля на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка патрульного корабля проекта 22160 разработки Северного проектно-конструкторского бюро. Его водоизмещение – около 1500 т, длина – 94 м, ширина 14 м, осадка – 3,4 м. Экипаж небольшой – около 80 человек. Главная энергетическая установка корабля – комбинированная, дизель-газотурбинная мощностью 25 тыс. кВт, способная обеспечить кораблю максимальную 30-узловую скорость хода. Дальность плавания корабля экономической скоростью достигает 6 тыс. миль, тогда как автономность составляет 60 суток. Вооружение корабля, конечно, скромное: одна 57-мм автоматическая артиллерийская установка, ПЗРК «Игла», противодиверсионные гранатометы и крупнокалиберные пулеметы. В кормовой части – вертолетная площадка, способная принимать вертолет размерности Ка-27 с хранением его в телескопическом ангаре. Предусмотрено размещение катера-перехватчика жестко-надувного типа. Впрочем, возможны и другие варианты оснащения. На корабле имеется также радиотехническое и гидроакустическое вооружение, средства радиоэлектронного противодействия.

За основу своего патрульного корабля специалисты Северного ПКБ взяли платформу, которая ранее предлагалась в качестве пограничного сторожевого корабля океанской зоны, а затем в переработанном виде как корвет ОВР. У Северного ПКБ – огромный опыт создания надводных кораблей, так что нет сомнений в том, что проект данного корабля получился добротный. Зеленодольский завод имени А.М. Горького тоже не нуждается в особых рекомендациях. На эту верфь в среднем течении Волги выстраивается очередь из представителей силовых структур. Собирают корабли судостроители Татарстана хорошо и в установленные сроки. Два года подряд они держат лидерство по количеству переданных ВМФ России боевых единиц.

Здесь я должен принести свои извинения коллективу этого предприятия. В статье «38 попугаев и три «грачонка», опубликованной в «Независимом военном обозрении» №1 от 17.01.14, я указал, что «чуть-чуть не успели к новому году» сдать флоту два малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М» – «Град Свияжск» и «Углич». Оказывается, Зеленодольский завод успел. В декабре прошлого года представителями российского ВМФ были подписаны приемные акты, однако военно-морские начальники по каким-то неведомым причинам наложили вето на эту информацию.

Но вернемся к патрульным кораблям. Зачем они нужны ВМФ России, который испытывает настоящий голод из-за тающего количества полноценных боевых кораблей, непонятно. Как обычно в таких случаях, ссылаются на зарубежный опыт. Да, например, в ВМС Великобритании и Нидерландов имеются патрульные корабли, OPV по их классификации, которые выполняют полицейские функции контроля исключительной экономической зоны и акваторий своих заморских территорий, а также могут использоваться для борьбы с пиратами. А все потому, что имеющиеся в распоряжении этих стран силы береговой охраны предназначены только для обеспечения навигационной безопасности в прибрежных водах, выполнения поисково-спасательных операций и борьбы с загрязнением окружающей среды.

Обычно же погранично-полицейские задачи, в том числе в России, США, а также в большинстве других стран, возлагаются на БОХР. Патрульные корабли несут слабое вооружение и не могут причисляться к боевым. Зачем они российскому флоту? Единственно разумное их применение – тренировки личного состава ВМФ в дальних плаваниях. Но для этого лучше построить новые учебные корабли, поскольку старые уже до крайности изношены.

РАБОТАЮТ ВРАЗДРАЙ

Создается впечатление, что командование за счет дешевых и малополезных для флота эрзац-кораблей намерено искусственно «наддуть» количественный состав ВМФ. Тут только можно развести руками. То нам твердят о необходимости атомных авианосцев с «космическим уклоном», то собираются строить псевдобоевые единицы. Здесь наши адмиралы напоминают одну из героинь фильма «Покровские ворота», которая говорила о себе: «Я вся такая несуразная, вся угловатая такая, такая противоречивая вся». Создается впечатление, что российские флотоводцы прокладывают курс в густом тумане и, не зная куда двигаться, работают враздрай машинами.

Но это только одна сторона медали. Поговорим о другой. Предположим, флот не может обойтись без патрульных кораблей. Хорошо. Но на том же Зеленодольском заводе имени А.М. Горького ведется строительство головного пограничного сторожевого корабля 1-го ранга проекта 22100 «Океан» полным водоизмещением 2700 т, проект которого разработан ЦМКБ «Алмаз». Дальность его плавания – 12 000 миль, район плавания – неограниченный. Этот ПСКР, который планируется спустить на воду в текущем году, может ходить в тропиках и арктических водах, преодолевая лед толщиной до 80 см. Вооружение включает 76-мм автоматическую артиллерийскую установку и крупнокалиберные пулеметы. Есть площадка для взлета и посадки вертолета размерности Ка-27, а также ангар для его хранения. В корме – устройство для спуска на воду и подъема бортовых досмотровых катеров на ходу корабля. Поскольку сторожевик будет находиться на службе в море длительное время, предусмотрены комфортные условия для экипажа.

Возникает вопрос: почему для разных силовых ведомств Россия должна строить два разных корабля одного назначения и одного класса? Очень много говорится о необходимости оптимизации и экономии оборонных ресурсов, а тут явно допускается откровенное расточительство. Куда смотрят Военно-промышленная комиссия, Министерство промышленности и торговли РФ и Морская коллегия?

И здесь самое время обратиться к зарубежному опыту. Несколько лет назад канадское правительство решило усилить присутствие Страны кленового листа в Арктике и построить для ВМС и Береговой охраны 6–8 арктических патрульных кораблей, за прототип которых взят норвежский ледокольный OPV Svalbard водоизмещением 6375 т. Но, поразмыслив и сделав ставку именно на военный аспект предстоящей деятельности данных кораблей, все эти патрульные корабли теперь предусматривается построить и передать военно-морским силам под его требования. Вот пример государственного подхода.

Сегодня ее реализация должна преследовать достижение очевидных целей: защиту районов развертывания атомных подводных лодок стратегического назначения, оборону своих баз, портов и берегов, противодействие развертыванию в морях и океанах американской глобальной системы ПРО. Все остальное – амбиции, на которые не хватит ресурсов.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 марта 2014 15:50
    Что-то я не понял. Корветы 20380 и 20385 уже всё, отслужили?
    1. +1
      18 марта 2014 17:10
      Цитата: Wiruz
      Что-то я не понял. Корветы 20380 и 20385 уже всё, отслужили?

      Надо полагать, что нет. "Стерегущие" - попытка создания универсального корабля ближней морской зоны, а речь шла именно о корвете охраны водного района (из серии МРК или вообще катера по водоизмещению. катер -тоже корвет! lol ). Хотя по стерегущим тоже много вопросов. Хотели "дешево и сердито", максимум функционала при минимуме водоизмещения... и тут не все так просто оказалось... так или иначе, но их пока строят
    2. 0
      18 марта 2014 17:48
      Цитата: Wiruz
      Корветы 20380 и 20385 уже всё, отслужили?

      Да. Не получилось то что планировалось в приемлемые сроки и за вменяемые деньги, а то как и что получается военных не устраивает. Как писал автор
      Немногие оставшиеся корабли ОВР, построенные еще в советское время, доживают свой срок, не ожидая замены
      А замена нужна. Теперь пытаются за счёт упрощения и удешевления, резко уменьшить сроки производства, и закрыть потребность в кораблях ОВР хотя бы таким примитивом. Потом видимо опять начнут думать что делать.
    3. 0
      18 марта 2014 21:10
      Ну у нас есть Береговые войска, с большим прибрежным флотом - это раз, а олимпиада в Сочи, это не простая прогулка, и пакости можно ожидать от западный друзей в виде провокаций, а скорее только от них и можно ожидать. Все знают про "волка, который оказался в номере американских, почему-то? спортсменов" Придраться они могут ко всему, даже к рыбе, которая угрожает безопасности американских граждан.
  2. Химикалин23
    +26
    18 марта 2014 15:55
    Братцы, смотрел сейчас обращение Путина - даже прослезился. Вот сильно сказал! Пойду в магазин, за это даже и выпить не грех.
    1. +14
      18 марта 2014 16:04
      Это речь по сильнее Мюнхенской, открытым текстом западу сказано, что мы больше под вас не собираемся ложиться.
      Победа будет за нами!
    2. +17
      18 марта 2014 16:04
      Пить не рекомендую, а то в Забайкалье уже допились - 16 жмуриков. Лучше в спортзал, в здоровом теле - здоровый дух.
      1. Орк-78
        0
        18 марта 2014 16:52
        Ну не китайскую же политуру! Нормальной непалёной водочки немного. Нормалёк!
    3. +5
      18 марта 2014 16:15
      Мы все слушали. soldier
      1. dmitrij.blyuz
        0
        18 марта 2014 16:24
        475 тысяч?Издеваются,что ли?Подержанный "японец",типа Филдера дороже стоит.
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      18 марта 2014 16:28
      Цитата: Химикалин23
      Пойду в магазин, за это даже и выпить не грех.

      Ну вот опять нет повода чтобы не выпить)).
  3. +7
    18 марта 2014 16:00
    По моему разумению, специальный инструмент, всегда лучше универсального. То же относится и к кораблям.
    1. Орк-78
      0
      18 марта 2014 16:54
      Но дорого! Из-за чего все и думают об универсалах...
      1. 0
        18 марта 2014 20:16
        Если в расчетах будет присутствовать такой показатель, как эффективность применения, то еще неизвестно что дешевле.
  4. +10
    18 марта 2014 16:02
    Корвет ОВР водоизмещением менее 2 тыс. т, на разработку эскизного проекта которого в прошлом году из бюджета было выделено 475 тыс. руб., должен был в перспективе заменить в составе российского ВМФ устаревшие МПК проектов 1124М и 1331М, МРК проекта 12341, РКА проекта 12411 и тральщики.
    Автор, ну ты фантазер, собрался заменить корветом тральщик. Если ты не в курсе это узко специализированный корабль, корпус которого изготавливается из дерева или угле пластика, для снижения магнитного поля корабля. И потом чем корвет будет трал таскать? Вертолетом - дорого, опасно и не так эффективно. Кроме того комбинированный трал вертолёт не сможет использовать, только контактный.
    1. +1
      18 марта 2014 18:02
      Цитата: БЧ-3
      И потом чем корвет будет трал таскать?

      Да, на таком корвете нет тральной лебедки, с контактными тралами явно будет проблема. Но это вчерашний век -- мины на минрепах. "Кэпторы", так они устанавливаются против ПЛ на глубинах порядка 900м, а больше на память якорные мины супостата что-то не приходят, все больше донные. А вот донные сейчас ищут с помощью ГАСМ и автономных подводных аппаратов -- искателей-уничтожителей. И ничего, справляются, без огромной "вьюшки", отводителей, буев-поддержателей, обозначителей и прочей хрени на корме ТЩ.
      Цитата: БЧ-3
      комбинированный трал вертолёт не сможет использовать, только контактный.

      Мысль интересная, но американцы вели вертолетное траление с использованием электромагнитного неконтактного трала Мк105. Также использовали комбинированный (А+ЭМ) трал Мк106. Другого не встречал. А вот от контактного вертолетного трала Мк103 отказались, справедливо полагая, что это путь к авиакатастрофе при серьезном зацепе КТ за минреп.
      17 августа 1984г в ходе "танкерной войны" 3 вертолета-тральщика ВМС США с ДК-дока «Шривпорта» начали операцию «Интенсивный Взгляд» (Intense Look) по поиску мин в южной части Суэцкого залива. Вертолеты-тральщики RH-53D «Си Стэльен» использовали буксируемую гидроакустическую станцию миноискания бокового обзора типа AN/AQS-14. Поиск мин производился как отдельными вертолетами, так и группой из трех машин, которые делали до восьми вылетов в день. Обнаруженные миноподобные объекты обозначались маркерными радиобуями. В дальнейшем ими использовались и ЭМТ Мк105 при вертолетном тралении вод залива. У нас для этих целей использовали Ми14 (ПЛ и БТ).
  5. +5
    18 марта 2014 16:02
    Корвет проекта 20380
    Основные характеристики
    Водоизмещение 1800 т (стандартное)
    2220 т (полное)
    Длина 90 м (по КВЛ)
    104,5 м (наибольшая)
    Ширина 11,1 м (по КВЛ)
    13 м (наибольшая)
    Осадка 3,7 м (средняя)
    7,95 м (наибольшая с бульбом)
    Двигатели 4 дизеля 16Д49
    2 вала
    2 пятилопастных гребных винта
    Мощность 23 320 л. с. (17 140 кВт)
    Скорость хода 27 узлов (50 км/ч) (полная)
    14 узлов (26 км/ч) (экономическая)
    Дальность плавания 3500—4000 миль на 14 узлах
    Автономность плавания 15 суток (по запасам провизии)
    Экипаж 99 человек
    Вооружение
    Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения Фуркэ-2
    РЛС целеуказания УРО «Монумент-А»
    НРЛС 2 × МР-231
    НРЛС 1 × «Пал-Н»
    Внутрикилевая ГАС «Заря-2»
    Буксируемая ГАС «Минотавр-М»
    Опускаемая ГАС «Анапа-М»
    Система спутниковой навигации CH-3101
    Радиоэлектронное вооружение БИУС «Сигма-20830»
    СУО 5П-10-02 «Пума»
    системы РЭП: 4×10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый»
    средства РЭБ: ТК-25-2
    Тактическое ударное вооружение На проекте 20385 1х8 УКСК Калибр
    Артиллерия 1×100-мм АУ А-190 (332 выстрела)
    Зенитная артиллерия 2×6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов)
    Ракетное вооружение 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35)
    Головной корабль: 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов)
    Первый серийный: 4×8 ЗРК Редут (32 ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100)
    Противолодочное вооружение 2×4 330-мм ТА «Пакет-НК» (8 торпед)
    Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.
  6. +12
    18 марта 2014 16:05
    УРА!!! Подписали!!!! Я горжусь, что живу в РОССИИ, счастлив, что дожил до этого дня! 25 лет мы только теряли... С праздником друзья!
    1. +2
      18 марта 2014 16:38
      И вас с праздником, таким долгожданным!
  7. +5
    18 марта 2014 16:07
    Ну всё Крым в России!!! Ура!!!
  8. Arh
    +5
    18 марта 2014 16:09
    Я Рад Русским Новациям ! ! ! * * *
    1. Квантум
      0
      18 марта 2014 16:45
      Ходил,знаю каково быть на мостике в ураган!
      Спасибо,за ролик!
    2. Комментарий был удален.
  9. +6
    18 марта 2014 16:10
    Россия!Россия!Россия!УРААААААА!!! drinks
  10. +4
    18 марта 2014 16:17
    Свершилась историческая справедливость!!!! Крым вернулся домой!!!!
  11. +4
    18 марта 2014 16:20
    Нехорошо это, мужики, ой как нехорошо...
    Всего с 2000 года наша промышленность сдала флоту...
    1 СКР проекта 11540 «Ястреб»- "Ярослав Мудрый", для БФ, заложен в 1988 г.-сдан в 2009 г. (с момента закладки до сдачи флоту прошел 21 год);
    2 СКР проекта 11661 для КФл, "Татарстан" заложен в 1990 г.-сдан в 2003 г. (13 лет); "Дагестан" заложен в 1991 г.-сдан в 2012 г. (21 год);
    3 СКР (корвета) проекта 20380, для БФ: "Стерегущий" заложен в 2001 г.-сдан в 2008 г. (7 лет); "Сообразительный" заложен в 2003 г.-сдан в 2011 г. (8 лет); "Бойкий" заложен в 2005 г.-сдан в 2013 г. (8 лет). То есть корвет полным водоизмещением 2220 тонн строится у нас 7-8 лет.
    В настоящее время должен быть сдан флоту еще 1 корвет проекта 22380 "Стойкий"-заложен в 2006 году, в этом году сдадут флоту, получается опять 8 лет. На Дальнем Востоке в 2006 году на Амурском заводе заложен корвет "Совершенный", до сих пор не спущен на воду, ожидается сдача флоту к концу этого года, что вряд ли...

    фотографии строительства корвета "Совершенный"
    Более крупный корабль фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков", заложен в 2006 году, вроде бы должны сдать флоту в этом году.

    Как видно новой 130-мм АУ А-192 так и нет. Фрегат предполагали передать флоту в феврале 2009. Задержка передачи на 5 лет довольно таки выпукла,и проблема видимо не только в готовности орудия. Имхо и состояние главного двигателя,вспомогательных механизмов не дают возможности оглашать срок начала ходовых испытаний.Если с далеко не шедевром кораблестроения такие трудности,то что говорить о строительстве авианосца? И это сейчас, когда в связи с ситуацией на Украине каждый корабль на счету, а тем более фрегат-корабль 2-го ранга. Он вообще то как минимум уже должен заканчивать испытания, а в лучшем случае находиться в Средиземке прикрывать "Кузнецова" и "Петра Великого" или в Крыму сопровождать БДК, а не стоять на "Северной верфи".
    Аналогичная ситуация с БДК "Иван Грен", заложенного в 2004 году, который строится таким темпами, что войдет в строй только в 2015 году, причем скорее всего в качестве вооруженного транспорта.
    То есть из 6 крупных кораблей, 3 наиболее крупных ("Ярослав Мудрый", "Дагестан", "Татарстан") построены еще из советского задела.
    3 МАК проекта 21630 для КФл "Астрахань" заложен в 2004 г.-сдан в 2006 г. (2 года); "Волгодонск" заложен в 2005 г.-сдан в 2011 г. (6 лет); "Махачкала" заложен в 2006 г.-сдан в 2012 г. (6 лет).
    На Каспии должны вступить в строй 2 МРК проекта 21631 "Углич" (3 года) и "Град Свияжск" (4 года).
    1 МТЩ "Вице-адмирал Захарьин" проекта 02668 «Агат» для ЧФ заложен в 1990 г.-сдан в 2008 г. (18 лет);
    1 РКА проекта 12411 для ТОФ заложен в 1992 г.-сдан в 2003 г. (11 лет);
    7 ПрДКА проекта 21980 "Грачонок": 3 для ЧФ, 1 для БФ, 2 для ТОФ, 1 для КФл (средний срок строительства 1 год).
    1. +1
      18 марта 2014 16:28
      11 ДКА: 3 проекта 1176 «Акула» (для СФ, ТОФ, ЧФ); 7 проекта 11770 «Серна» (3 для КФл, 2 для БФ, 1 для ТОФ, 1 для ЧФ). 1 проекта 21820 «Дюгонь» (для КФл).
      На испытаниях 3 ДКА: 2 проекта 11770 «Серна» (для КФл), 1 проекта 21820 «Дюгонь» (для ТОФ)
      На испытаниях 1 катер специального назначения 03160 “Раптор”, на воде достраиваются 2 аналогичных катера 12150А "Мангуст".
      Подводные лодки :
      2 РПКСН проекта 955 «Борей»: Для СФ и ТОФ; "Юрий Долгорукий" заложен в 1996 г.-сдан в 2012 г. (16 лет); "Александр Невский"- заложен в 2004 г.-сдан в 2013 г. (9 лет). Обе лодки в опытной эксплуатации. На испытаниях лодка аналогичного проекта "Владимир Мономах", для ТОФ, строится с 2006 года, если сдадут в этом году-8 лет.
      1 МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» для СФ- сдан в опытную эксплуатацию. Заложена в 1993 году, сдана флоту в 2013 году (20 лет).
      "Северодвинск" будет принят в боевой состав Военно-морского флота России не раньше второй половины текущего года по причине незавершённости испытаний гидроакустики, навигации, электро-механической части, ракетного комплекса "Калибр", а также работ по снижению шумности с целью доведения её до параметров, установленных в ТТЗ.

      Следующая лодка проекта "Казань" ожидается в 2015 году (заложена в 2009 году).

      1 ДЭПЛ проекта 677 "Лада" "Санкт-Петербург", пока для БФ, переведена на СФ для испытаний, в опытной эксплуатации. Заложена в 1997 году, флоту сдана в 2010 году (13 лет).

      прибытие ДЭПЛ проекта 677 "Санкт-Петербург" на СФ
      Лодки получились настолько неудачными, что в феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» — по словам бывшего главкома ВМФ Высоцкого:
      ...заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же...

      Впрочем от проекта не отказались и решено достроить 2 ДЭПЛ проекта: "Кронштадт" (заложена в 2005 году) и "Севастополь" (заложена в 2006 году)
      После неудачи с проектом 677 вынуждены были начать строительство ДЭПЛ проекта 636.6, являющимся развитием проекта 877, изначально предназначенным для экспорта. Первая ДЭПЛ "Новороссийск", заложена в 2010 году, спущена на воду 28.11.2013 года, ожидается к сдаче флоту летом этого года. В этом же году ожидается еще одна ДЭПЛ проекта "Ростов-на-Дону".
      1 Дизельная подводная лодка специального назначения проекта 20120 "Саров", предназначенная для испытаний новых образцов вооружения и военной техники. Базируется на СФ. Заложена в 1989 году флоту сдана в 2008 году (19 лет).
      1 атомная подводная лодка специального назначения проекта 10831 АС-31. Базируется на СФ. Заложена в 1990 году, сдана флоту в 2010 году (20 лет)
    2. 0
      18 марта 2014 22:30
      Цитата: Роман 1977
      Всего с 2000 года наша промышленность сдала флоту...

      В целом верно, но вы каждый раз повторяете одну и ту же ошибку: дата начала строительства это вовсе не фактическое начало работ (которое начинается с подготовки стапельного цеха, выплавки и поставки первых металлоконструкций), а только торжественная церемония и приварка закладной таблички, и все. А реальные сроки работ нужно отсчитывать с момента достройки и до окончания заводских испытаний.
      Цитата: Роман 1977
      На Дальнем Востоке в 2006 году на Амурском заводе заложен корвет "Совершенный", до сих пор не спущен на воду, ожидается сдача флоту к концу этого года, что вряд ли...

      "Совершенный" недостроен главным образом из-за попила и распиздяйства руководства.
      Цитата: Роман 1977
      Более крупный корабль фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков", заложен в 2006 году, вроде бы должны сдать флоту в этом году.

      Неудивительно, у него, как и у прочих новейших проектов, процент новизны всех конструкций и систем просто зашкаливает.
      Цитата: Роман 1977
      Аналогичная ситуация с БДК "Иван Грен", заложенного в 2004 году, который строится таким темпами, что войдет в строй только в 2015 году, причем скорее всего в качестве вооруженного транспорта.

      Он достраивается как БДК.
  12. +2
    18 марта 2014 16:23
    с победой товарищи !!!
  13. Серная кислота
    +1
    18 марта 2014 16:29
    После окончания холодной войны стало известно, что натовские военно-морские эксперты на основании многочисленных учений и штабных игр пришли к заключению – в случае войны с СССР им для уничтожения больших надводных кораблей советского флота в морях и океанах потребовалось бы несколько часов.


    Стесняюсь спросить, это каким же образом? Советский флот в то время был на равных с США, а по количеству подлодок сильно превосходил. У НАТО было больше авианосцев и, соответственно, АУГ, но палубная авиация того времени не смогла бы серьёзно потрепать, а, тем более, уничтожить крупные советский корабли за несколько часов.
  14. 0
    18 марта 2014 17:12
    Россия! Крым!
    Все забыли про "раздрай в тумане.
    Это как на фоне потерянного Боинга777, как-то незаметно проскочила заметка бывшего министра обороны США что Крым они потеряли.
    Слава России!!!
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      18 марта 2014 18:48
      "Крым потеряли". А они его имели?
  15. w2000
    +1
    18 марта 2014 17:49
    России необходимо создать дешевый, быстроходный катер водоизмещением ~500 т, в двух вариантах исполнения: 1. ударном (57 мм. автоматическая пушка, 4 ПКР "Калибр", зенитный автомат АК-630 + ПЗРК "Игла"); 2. противолодочном (ГАК, РБУ-6000, 4 533 мм. торпедных аппарата, зенитный автомат АК-630 + ПЗРК "Игла"). И штамповать их на 2-3 заводах, что-бы на каждом флоте их было минимум по 12 штук, 6 ударных и 6 противолодочных, т.е. серия свыше 50 кораблей.
    1. 0
      18 марта 2014 17:58
      кораблик стоимостью 100млн долларов защищать ПЗРК "Игла"?? вы что там издеваетесь что ли?!
      1. w2000
        0
        18 марта 2014 18:06
        А что-же на такое водоизмещение многотонный комплекс ПВО ставить? У нас с советских времен вечная погоня за многофункциональностью в связи с чем рост тоннажа и стоимости. Начинают проектировать катер, понапихают в него всего - получается фрегат, начинают строить корвет - получается чуть ли не эсминец, а начинают строить эсминец - вообще линкор получается.
        1. 0
          18 марта 2014 18:20
          на 500т кортик-каштан уже влезет, но и этого МАЛОВАТО! :)
      2. 0
        18 марта 2014 23:42
        Какие 100 миллионов долларов?
    2. 0
      18 марта 2014 23:41
      Как вы поставите ГАК на катер в 500 тонн?
      1. 0
        20 марта 2014 00:19
        а что смущает? 100млн стоила Молния еще пару лет назад, кстати ГК на молняхе гляньте
  16. 0
    18 марта 2014 18:34
    Корабль для охраны водного района, вопрос от кого, от браконьеров это один тип, скоростной и вооружения там много не надо, другое дело что в охраняемом районе встретить можно как подводную лодку, так и корабль класса "эсминец", тут уже совсем другая конфигурация нужна
  17. +3
    18 марта 2014 18:46
    Прочитал статью. Понравилась. Автору не чужд государственный поход к кораблестроительной проблеме -- и это хорошо. Вот только мысль меня гложет: неужто в Главном штабе ВМФ такие "недалекие" профи сидят, что этого не видят? И тут как всегда -- "ну почему дилетанты такие умные, а "профи" такие глупые?"
    Ответ может лежать не в плоскости "корабельной", а в финансовой. Когда нужно решить кучу проблем и уложиться в бюджет. А строить нужно Бореи и Ясени, эсминцы и корветы, морскую авиацию и БРАВ. Закупать БРПЛ,КРБД, ПКР, ЗУРы, ТО, МО, арт системы и многое другое.
    Надеюсь никто не будет спорить, что ПСКР 1 ранга ледового класса, DW=2700т стоит больше чем корабль БОХР водоизмещением 1500т (исходя из заявленного вооружения).
    Вопрос в другом: есть ли у корвета БОХР база для модернизации и установки требуемого оружия? Полагаю что есть. Так что предлагаю исходить их этого предположения.
    О ляпах. Очень сильно сказано о досмотровом катере -- "катер-перехватчик жестко надувного типа!" Вообще-то это звучит несколько иначе: "жестко корпусной катер с крагом" (Краг -- это надувной баллон по периметру надводного борта -планшеря-катера). А выглядит это "чудо" примерно так:
  18. m.v.v.
    0
    18 марта 2014 22:52
    если оно дешевле маневреннее и требует меньше затрат на ремонт-обслуживание, я только ЗА.
  19. olp
    +1
    18 марта 2014 23:59
    бардак какой-то в МО творится

    а на основе экспортных СКР 11661 получился бы идеальный корвет ОВР

    АК-176 без проблем меняется на А-190
    2х4 Уран без проблем меняется на 1х8 УКСК
    ЗРАК Палаш поменять на 2х4 Редут под (до 32 ЗУР 9М100)
    и добавить БУГАС


    winked