Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота

34


Как погиб линкор «Новороссийск»? Что случилось с подлодкой «Курск»? С чем связана тайна исчезновения К-129? Как наши подводники прорывались к берегам США? Где проводились испытания самой быстрой и самой глубоководной подводных лодок? Куда исчезали обломки баллистических ракет с морского дна? На какой глубине затонул «Комсомолец»? Правда ли, что в Крыму есть подземная база подводных лодок?

Море надежно хранит свои тайны. Но еще больше морских тайн скрыто в архивах спецслужб.

Феодосийский эксперимент

До сих пор ходят легенды о таинственном «Филадельфийском эксперименте» — мгновенном перемещении в пространстве эсминца «Элдридж», случившемся 28 октября 1943 года во время секретных правительственных экспериментов по созданию «невидимого» корабля.

Но все страшилки о моряках, сросшихся с палубой «Элдриджа», меркнут на фоне пугающих легенд, связанных с крейсером «Адмирал Нахимов». Советский корабль-призрак, навсегда застрявший на границе реального и потустороннего миров.

«Адмирал Нахимов» — единственный корабль советского флота, документы которого (вахтенные журналы и т.д.) были изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности СССР. Причины неизвестны.

Вместе с документами исчезло большинство фотографий и негативов. Любые материалы по «Нахимову» немедленно изымались у моряков Особым отделом Черноморского флота.



Исчезновению документов предшествовал ряд других подозрительных событий: новый крейсер был исключен из состава ВМФ спустя всего 7 лет после вступления в строй. По воспоминаниям очевидцев, перед списанием на борту «Нахимова» был проведен полный комплекс дезактивационных работ. Был содран деревянный настил палубы, корпус был тщательного «отшкрябан», а затем покрыт свинцовым суриком.

…Утверждают, что темной декабрьской ночью 1960-го года крейсер приволокли на буксире в Севастополь и поставили в один из оцепленных доков на Севморзаводе. Увиденное шокировало всех: у корабля был перебит киль, обшивка в подводной части корпуса претерпела значительные деформации. По всем признакам корпус крейсера подвергся мощнейшему гидродинамическому удару.

После была проведена срочная дезактивация корабля. В феврале 1961 на «Нахимове» спустили флаг, а в июле того же года крейсер был расстрелян в качестве мишени во время учений Черноморского флота. Однако, потопить его не удалось — то, что осталось от «Нахимова», было отбуксировано к берегу и разделано на металл.

Корабль исчез, но его тайна до сих пор будоражит умы моряков и историков.

4 декабря 1960 года у побережья Крыма был зафиксирован сейсмический толчок силой 3-4 балла с эпицентром под водой в пяти милях от мыса Меганом, на глубине 500 метров.

— Гидрометеослужба Черноморского флота.

«Удивляюсь этой возне с «Нахимовым», ведь всем давно известно, что под ним была взорвана ядерная торпеда «Т-5».

— мнение отставного моряка-подводника, заметка в газете «Меридиан-Севастополь» от 07.04.2010 г.

Торпеда Т-5/53-58 — неуправляемый тактический боеприпас калибра 533 мм, оснащенный СБЧ мощностью 3 килотонны (в шесть раз слабее бомбы, упавшей на Хиросиму). Торпеда была принята на вооружение ВМФ СССР в 1958 году и предназначалась для действий в морском бою. Несмотря на скромную мощность, подводный взрыв был на порядок разрушительнее воздушного взрыва аналогичной мощности. В результате обеспечивалось поражение кораблей противника (тяжелые повреждения в подводной части корпуса) в радиусе 700 метров от точки подрыва торпеды.

Неужели и вправду пасмурным зимним днем 1960-го года в море неподалеку от Феодосии взметнулся ввысь циклопический столб воды, разметавший в стороны стоящие на поверхности корабли?

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота

Подводный ядерный взрыв на атолле Бикини. Мощность 23 кт


Существуют и более прозаические объяснения тайны «Феодосийского эксперимента».

Преждевременное списание крейсера «Адмирал Нахимов» — обычное событие для того времени. Это был морально устаревший артиллерийский крейсер, который, объективно, уступал даже зарубежным аналогам военных лет. С таким хламом у товарища Хрущева был разговор короткий: на слом/в резерв/переоборудование в стенд для испытания нового оружия. Одновременно на верфях Советского Союза закладывались новейшие ракетные крейсеры и подводные атомоходы, которым предстояло сменить старые крейсеры на океанских коммуникациях.

Не совсем ясна логика проведения ядерных испытаний у побережья Крыма. Торпеда Т-5 прошла успешное испытание на Новой Земле в 1957 году — моряки узнали все, что хотели знать. Для чего потребовалось проводить столь громкую провокационную операцию у самых границ НАТО? С другой стороны, это произошло в самый разгар холодной войны, когда ядерные испытания гремели каждый месяц. Нельзя исключить, что советскому военно-политическому руководству понадобилось провести ядерное испытание в Черном море. О времена, о нравы!


Однотипный крейсер "Михаил Кутузов"

Глухая завеса секретности, окружающая «Адмирала Нахимова», во многом связана с периодом его службы в 1955-58 гг., когда на крейсере вместо носовой батареи главного калибра был установлен экспериментальный ракетный комплекс КСС «Колчан» с противокорабельными крылатыми ракетами КС-1 «Комета» (вариант для корабельного базирования). Уже одно это обстоятельство может объяснить отсутствие качественных фотоматериалов, посвященных крейсеру «Нахимов».

Ввиду скорого морального устаревания комплекса КСС тема развития не получила, и уже в 1958 году пусковая установка была демонтирована с корабля.

Неразрешимый парадокс. Экспериментальные образцы ракетного оружия устанавливалось на многие корабли ВМФ СССР — достаточно вспомнить однотипный крейсер «Дзержинский» с установленным на корме ЗРК М-2 «Волхов-М». Но документы были изъяты лишь у крейсера «Адмирал Нахимов».

Наконец, с чем были связаны меры по дезактивации корабля перед его списанием?

История не знает ответа. Тайна «Адмирала Нахимова» по-прежнему погребена в архивах спецслужб.

Морские хамелеоны

Уже вторые сутки агрессивный американский авианосец идет прежним курсом и точно повторяет все маневры советского траулера.

— сообщение ТАСС.

«Рыцари» из Особого отдела занимались не только изъятием корабельных документов и перлюстрацией почты. Кое-кому из оперативников приходилось лицом к лицу встретиться с «вероятным противником».

К примеру, на Каспии в составе 17-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей (17-й ОБрПСКР) числились два корабля радиотехнической разведки, оперативно подчиненные Второму главному управлению КГБ СССР. Корабли использовались для сбора разведданных на территории Ирана.

Похожим образом использовались малые противолодочные корабли 4-ой ОБрПСКР из Лиепаи (Латвия), периодически принимавшие на свой борт группы радиотехнической разведки 8-го ГУ КГБ и выходившие на позиции в балтийские проливы, имитируя нахождение на дозорных позициях МПК из Балтийска и Варнемюнде, занятых обычным противолодочным патрулированием.

Часто разведывательные посты оборудовались прямо на судах гражданского флота. По приказу «сверху» капитан выделял каюту и обеспечивал питание «товарищей в штатском», которые запирались в своем помещении вместе с разведывательной аппаратурой и что-то напряженно изучали в течение всего плавания.


Советский китобой преследует "кита"

Еще дальше пошло ГРУ. В интересах военной разведки было тайно переоборудовано некоторое количество траулеров, китобоев и морских буксиров*. Аппаратуру размещали таким образом, чтобы разведчик не имел внешних отличий от аналогичных по конструкции гражданских судов.

*Прошу не путать эти корабли с «официальными» морскими разведчиками ССВ (судами связи ВМФ, также осуществлявшими постоянное слежение за флотами западных государств).

Переоборудованные таким образом корабли выходили в океан, по возможности придерживаясь обычных маршрутов торгового флота. И лишь когда до «цели» оставались считанные мили, «траулер» резко менял курс и бесцеремонно занимал место в ордере авианосной группировки ВМС США. Таким образом, он мог сопровождать корабли янки в течение нескольких суток, а затем передавал вахту другому «траулеру» или «судну связи».

Схема работала как часы.

Янки никоим образом не могли воспрепятствовать «траулерам» приближаться к своим эскадрам. В данном случае, международное морское право было целиком на нашей стороне — действие происходило в нейтральных водах, и «траулер» мог находиться там, где ему заблагорассудится. Отрываться от него на 30-узловом ходу бесполезно — через несколько часов прямо по курсу возникнет очередной «китобой» ГРУ. Янки знали, что лишь впустую «убьют» ресурс своих двигателей.



Применять оружие против маленького разведчика было категорически запрещено. Максимум, что могли сделать американцы, — сымитировать атаку, оглушив экипаж «траулера» ревом авиационных моторов. Через какое-то время эта игра утомляла всех, и янки переставали обращать внимание на идущую в кильватере авианосца «лоханку».

А зря! В случае эскалации международной обстановки и начала боевых действий «траулер» успевал передать текущие координаты АУГ, её состав и схему построения ордера на боевые корабли ВМФ СССР.

Гиперболоиды адмирала Горшкова

…Один из зимних дней 1980 года, ночь, причал №12 в Северной бухте Севастополя. Вокруг — четырехметровый бетонный забор и проволока под током. Прожектора, караул. Происходит нечто странное.

У причала стоит сухогруз «Диксон». Но для чего были предприняты все эти беспрецедентные меры безопасности? Какой секретный груз может скрываться в трюмах обычного лесовоза?

Обычного? Нет! В чреве «мирного советского транспорта» установлены 400 баллонов со сжатым воздухом, три реактивных двигателя от самолета Ту-154, 35-мегаваттые силовые генераторы и холодильные установки большой мощности. Но главный секрет скрывается в надстройке — странное устройство с отполированным до блеска медным зеркалом на бериллиевой подкладке, через капилляры которой прокачивается по 400 литров спирта в минуту. Система охлаждения! По соседству стоят блоки ЭВМ (советские микросхемы — самые большие микросхемы в мире!) — суперкомпьютер отслеживает состояние поверхности зеркала с точностью до одного микрона. В случае обнаружения искажений в действие приводятся 48 компенсирующих «кулачков», немедленно задающих необходимую кривизну поверхности.

Экипаж странного корабля — служащие ВМФ и шесть сотрудников КГБ.



Срок действия подписки о неразглашении истек в 1992 году, и теперь об этом можно говорить смело. В 1980 году в СССР проводились испытания боевого лазера, установленного на подвижной морской платформе. Проект получил шифр «Айдар».

Установку смонтировали на борту гражданского лесовоза, переоборудованного в экспериментальный стенд по пр. 05961. Чтобы лишний раз не тревожить наших западных «друзей», за опытовым судном сохранилось его прежнее название — «Диксон».

Первые стрельбы были проведены летом 1980 года по мишени, расположенной на берегу. В отличие от научно-фантастических фильмов, никто не увидел луч лазера и красочных взрывов — лишь установленный на мишени датчик зафиксировал резкий скачок температуры. КПД лазера составил всего 5%. Повышенная влажность у поверхности моря нивелировала все преимущества лазерного оружия.

Длительность выстрела составляла 0,9 секунды, подготовка к выстрелу занимала сутки.

Как и американская программа СОИ («Звездные войны»), советский проект «Айдар» оказался красивой, но совершенно бесполезной игрушкой. Понадобятся годы на совершенствование конструкций лазерных установок и источников энергии, способных накопить и мгновенно выдать импульс колоссальной мощности.




Опытовое судно 90 (ОС-90), оно же — лазерная боевая платформа "Форос"

Тем не менее, работы по проекту «Айдар» создали огромный задел в области лазерных технологий и создания боевых «гиперболоидов». В 1984 году похожая установка «Аквилон» была смонтирована на борту десантного корабля СДК-20 (проект «Форос»).

Ввиду чрезвычайно высоких затрат и отсутствия какой-либо реальной отдачи работы по теме советских морских боевых лазеров были свернуты в 1985 году.

Вот такими «белыми пятнами» покрыты страницы отечественного флота. Узнаем ли мы когда-нибудь всю правду? Будущее покажет!

По материалам:
http://forums.airbase.ru
http://flot.sevastopol.info
http://masterok.livejournal.com
http://meridian.in.ua
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    26 марта 2014 08:30
    Как погиб линкор «Новороссийск»?
    подорван, итальянскими боевыми пловцами
    Что случилось с подлодкой «Курск»?
    здесь на сайте этот вопрос довольно подробно как то освещался, почему бахнуло и недостатки этого проекта
    Правда ли, что в Крыму есть подземная база подводных лодок?
    правда, но была, для небольших проектов, в Балаклаве, сейчас говорят там музей
    1. +10
      26 марта 2014 08:44
      Цитата: saag
      Как погиб линкор «Новороссийск»?
      подорван, итальянскими боевыми пловцами

      Бессмысленность. Зачем? Кому нужна была эта ржавая лоханка которой уже было 41 год! Giulio Cesare никогда не был гордостью итальянского флота, НИКОГДА! Плавучая казарма коей был Giulio Cesare практически всю Вторую мировую войну не может быть объектом обожания априори. Лучшими кораблями и гордостью итальянского флота (а по оценке один из лучших линкоров мира) был Littorio и его собратья Vittorio Veneto и Roma.
      Далее. СССР и Италия особо никогда не враждовали, не втяни немцы их в авантюру СССР и Италия так бы и остались добрыми друзьями, фашистские друзья Сталина исправно делились современными технологиями кораблестроения. Красная армия не вторгалась в Италию, не подвешивала Муссолини за йца, какие претензии могли быть у итальянцев к СССР? НИ-КА-КИХ!
      1. +1
        26 марта 2014 08:49
        Ну знаете такое выражение "Так не доставайся же ты никому", не в том дело чем он был у итальянцев, это своего рода месть за унижение
        1. +6
          26 марта 2014 14:43
          А бОльшую часть итальянского флота поимели англо-саксы, с которыми Италия махалась с 1940 по 1944 год и имела кучу потерь. Почему там корабли не взрывали "орлы" князя Боргезе?
      2. poccinin
        +1
        26 марта 2014 11:56
        тем не менее в Италии были награждены боевые пловцы за ЧТО сразу после гибели НОВОРОССИЙСКА?
        1. +8
          26 марта 2014 15:12
          Цитата: poccinin
          тем не менее в Италии были награждены боевые пловцы за ЧТО сразу после гибели НОВОРОССИЙСКА?

          Читая о катастрофе с Новороссийском постоянно натыкаешься на типичные фразы типа
          В Италии накануне передачи линкора СССР открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом.

          в Италии были награждены боевые пловцы после гибели НОВОРОССИЙСКА

          При этом абсолютно невозможно докопаться до источника.
          Призывы о недопустимости передачи "гордости Италии" могли звучать только в прессе, иначе о них никто бы и не узнал. Соответственно должна быть ссылка на газету, но где она? По идее дотошный исследователь может вполне легально найти в гос. библиотеке Италии газеты за 9 декабря 1948г. и найти статью типа "Прощай гордость нации (используемая с 1943г. как плавказарма), нет позорнее дня в истории Италии!" и ткнув в неё пальцем воскликнуть Ага! Но никто этого не сделал до сих пор.
          Теперь о якобы награждении. Если награждение было тайным, то об этом бы никто и не знал.Если награждение было открытым, то в газете (на пример Corriere della Sera) должна быть заметка о награждении таких то офицеров такими то наградами. Государственные награды не дают просто так, к каждой идёт наградной лист, тут Италия вряд ли отличается от всего мира. Состав группы XªMAS наверняка известен и проследить их награды не сложно, однако этого никто не сделал, как так то? Почему никто не ткнул пальцем и не сказал, а почему бывший член Xª MAS Луиджи Дюран де ла Пенне (на пример) перед назначением в Бразилию в 1956г. получил боевой орден? И дальше по старой схеме, пальцем вверх и "Ага!"
          Ни одно исследование гибели линкора Новороссийск даже близко не нашло связи между ним и Xª MAS. Есть только новое "признание" старика Уго Д’Эспозито который о Новороссийске заявил вскользь типа "ну да, и это их работа". Цена такому признанию 0.
        2. vlad73
          0
          14 ноября 2014 20:54
          А вы наградные листы что ли в руках держали?С момента гибели линкора подобная х.е.р.ня муссируется в "прэссе" постоянно,постоянно возникают какие-то"свидетели","участники",а вам подобные это разносят...И при этом,за пол-века,хоть бы один документ!
      3. +3
        26 марта 2014 14:42
        Тем более, что итальянцы построили для ЧФ лучший корабль - лидер "Ташкент" ("Голубой крейсер") последний крупный надводный корабль, прорвавшийся летом 1942 г. в Севастополь. На нём было вывезено полотно панорамы Рубо "Оборона Севастополя"
    2. +5
      26 марта 2014 08:54
      Все верно!!! Простой обыватель должен знать ровно столько сколько должен, а более ему знать не нужно поскольку пользы от этого мало а навредить делу это может порой серьезно! Есть официальные данные и версии для людей несведующих ими же пусть и опперируют, особо любознательные же могут строить свои версии и догадки что не запрещается! laughing
      Меньше знаешь крепче спишь и дольше живешь!!)) laughing
    3. +7
      26 марта 2014 09:18
      Ну, а где ж "туман", без "туману" не так как-то. А с "туманом"(особенно в голове) самое то для "прищуреного очкарика" из "Военной тайны".
      1. +1
        26 марта 2014 16:21
        Цитата: sub307
        самое то для "прищуреного очкарика" из "Военной тайны".

        Или для "Искателей" которые ищут надувая щёки.Только вот что нашли?
      2. 0
        26 марта 2014 19:27
        Цитата: sub307
        Ну, а где ж "туман", без "туману" не так как-то. А с "туманом"(особенно в голове) самое то для "прищуреного очкарика" из "Военной тайны".

        Чтобы создать видимость - надо напустить побольше туману ... © Капитан Врунгель .
      3. +2
        26 марта 2014 19:27
        Цитата: sub307
        Ну, а где ж "туман", без "туману" не так как-то. А с "туманом"(особенно в голове) самое то для "прищуреного очкарика" из "Военной тайны".

        Чтобы создать видимость - надо напустить побольше туману ... © Капитан Врунгель .
    4. Комментарий был удален.
    5. +3
      26 марта 2014 11:28
      Всё верно, в Балаклаве есть база подводных лодок. Вход тщательно замаскирован, даже сейчас невозможно отличить его от обычно бухты. Жаль что секрета никакого нет.. Теперь там музей, мне даже довелось там побывать
    6. 0
      26 марта 2014 14:40
      Не говорят! Реально музей ВМСУ (вийсково-морьских сыл украины). Работал. Сейчас, видимо, переведут в филиал музея ЧФ РФ.
      1. 0
        26 марта 2014 14:47
        Цитата: nnz226
        Реально музей ВМСУ (вийсково-морьских сыл украины). Работал. Сейчас, видимо, переведут в филиал музея ЧФ РФ.

        Балаклава
    7. Kapitan Oleg
      0
      26 марта 2014 16:34
      Я думаю, что катастрофу с "Новороссийском" нельзя рассматривать отдельно от катастрофы "Императрийцы Марии". Они (трагедии этих двух кораблей) просто-таки близнецы. Вот где загадка!
    8. Комментарий был удален.
  2. Jarik56
    +5
    26 марта 2014 08:35
    А ведь о многом ещё нескоро расскажут. Есть то, что навсегда останется государственной тайной.
    1. +3
      26 марта 2014 08:46
      Цитата: Jarik56
      А ведь о многом ещё нескоро расскажут. Есть то, что навсегда останется государственной тайной.

      Лучше всего когда тайна остаётся тайной. Это будоражит мозг, заставляет его мыслить аналитически, копаться в источниках расширяя кругозор.
      1. +2
        26 марта 2014 11:48
        И дает возможность заработать "денежку" зело борзым писакам.
        А что касается статьи - она слабая. Подборка фактов тенденциозна.
        Цель оправдывает средства?
        Вредный и не имеющий, никакого отношения к анализу подход. Факты должны продвигать вас к истине, к выводу, а не наоборот. Это касается всей научной мысли, научному подходу.
        Отрицательный опыт двигает научную мысль дальше. Что касается ошибок, то ответственность за них полностью лежит на административном аппарате, главный принцип которого, не блещет "интеллектуальными" изысками, "ВЫНЬ И ПОЛОЖЬ", вот их девиз. Им всегда надо отчитаться "наверх" и получить очередную звёздочку.
        1. 0
          26 марта 2014 20:10
          Цитата: Turkir
          И дает возможность заработать "денежку" зело борзым писакам.

          Да и ладно, если люди читают, это же хорошо... К сожалению заставить читать сейчас так сложно... Смотришь на изобилие информации и думаешь, вот бы в детство вернуться, столько пищи для ума, в библиотеки ходить не нужно, макулатуру не собирать, в очередях не стоять....
  3. +1
    26 марта 2014 08:48
    По этой теме практически на все стоит гриф секретности и много вещей происходивших в мою бытность на флоте в сети даже не упоминается, и тому масса причин. И потом к чему выкладывать это на обсуждение если этими данными могут воспользоваться наши потенциальные враги!??
  4. +5
    26 марта 2014 09:36
    "Квакеров" забыли.

    Так весной 1978 г. в водах Баренцева моря появился американский десантный корабль. Никто, конечно, не боялся, что он высадит на наше побережье роту танков. Но зачем ему здесь торчать? По данным тральщика, которого тут же "пристегнули" к гостю, "американец" проводит какую-то работу, а вот характер ёё выявить не удаётся. Командующий флотом приказал выслать одну из наших лодок, чтобы повнимательнее "обнюхать" гастролёра. Выбор пал на Б-130. Выполняя новое задание, лодка неделю ходила вокруг десантного корабля. Записывались шумы, велись наблюдения через перископ со всех ракурсов. Нет. Никаких конкретных предложений не возникло.

    "Американец" трудился до начала августа. В День ВМФ командир американского корабля по УКВ через своего офицера на чистом русском языке поздравил экипаж тральщика с праздником и попросил разрешение выслать вертолёт для передачи подарков. Через пару минут над палубой тральщика висела "вертушка", и по тросу спускалась сетка со свежими фруктами, да такими, что наш народ не только не пробовал, а даже не знал, как они называются. Для командира персонально была выделена бутылка виски и "Библия" в чёрном переплёте с дарственной надписью.

    Времени на ответный ход было мало, а сделать его адекватным просто не представлялось возможным. Банка тараньки, бутылка "шила", коробка галет и трилогия сочинений нашего вождя. Последнее меня сразило. Мне в голову не пришёл бы такой изящный выход: вы нам - свою идеологическую платформу, а мы вам - свою.

    К сожалению, в политотделе 23-й дивизии ОВР, в состав которой входил тральщик, к "этой выходке" отнеслись иначе. Её флагманский минёр Гриша Химяк мне потом рассказывал, что командира тральщика "политрабочие" таки сняли с должности.

    О последствиях визита "американца" мы узнали где-то год спустя. Наши подводники стали иногда обнаруживать какие-то несвойственные шумы, напоминающие кваканье лягушек. Первая реакция атомщиков - выскочить из района работы этих излучателей. Но шумы возникали спонтанно в самых разных уголках Баренцева моря. Загадку разгадывали года четыре, если не больше, спустя.

    Ещё в 1960-е гг. американцы установили в северо-восточной Атлантике стационарную гидроакустическую систему SOSUS, которая обеспечивала освещение подводной обстановки на всём северном театре. Приёмные решётки лежали на грунте в Норвежском море и сходились своими кабельными соединениями в Рейкьявике, где располагается центр управления противолодочными силами НАТО. Устанавливать эти решётки ближе к нашему побережью американцы не решились. Там и глубины маловаты, да и от русских можно всего ожидать - сопрут ведь. Если в Норвежском море точность пеленгования наших ПЛ их устраивала, то корабли, находящиеся в Баренцевом море, обнаруживались с большими ошибками. Причина этих ошибок крылась в искажении гидроакустического луча, проходящего через зону действия мощного тёплого течения Гольфстрим. Зная с высокой точностью координаты установленных излучателей, получивших на СФ кличку "квакеры", в процессе их кратковременной работы противолодочный центр получал поправки к пеленгам, чем значительно увеличивал точность обнаружения координат наших лодок.
  5. +4
    26 марта 2014 09:49
    Вот потомки лет через 50 столько интересного прочитают. Как гриться, запретный плод сладок. Ну а в ближайшее время никто не собирается открывать "Центральную государственную библиотеку МО (ФСБ) и т.д." winked
  6. +3
    26 марта 2014 09:51
    Очень много из советских разработок остаётся засекреченным и это правильно-пускай западники нервничают
  7. Андрей СПБ
    +1
    26 марта 2014 11:28
    Дорогая и бесполезная игрушка..не более того.
  8. +1
    26 марта 2014 11:43
    Цитата: saag
    это своего рода месть за унижение


    Больше всех итальянцев унизил их бывший союзник Германия, после выхода Италии из войны разоруживший итальянскую армию и практически оккупировавший страну... Так что этот тезис представляется сомнительным...
    1. 0
      26 марта 2014 12:40
      после того как Германию превратили в картофельное поле и по репарациям отобрали все что могли, вряд ли после этого итальянцы злобу на них таили
  9. Sledgehammer
    0
    26 марта 2014 13:06
    Интересная статья , спасибо автору.
  10. 0
    26 марта 2014 14:06
    Цитата: Nayhas
    Giulio Cesare никогда не был гордостью итальянского флота, НИКОГДА!

    персонификация героя,
    людям потребно, отсюда и месть- этоже наше, ну а раз не у нас- нада уничтожить чтоб не унижаться, гордыня одним словом.
    далеко ходить не надо- сегодня на Украине Бандера- герой, памятники ставят и славят его
    а по сути кто он? национальная идея и идентичность? -хорошо, ну а как быть с саботажами диверсиями и убийствами - НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ????
  11. +1
    26 марта 2014 15:02
    Nayhas (3) Сегодня, 08:44 ↑
    Цитата: saag
    Как погиб линкор «Новороссийск»?
    подорван, итальянскими боевыми пловцами
    Бессмысленность. Зачем? Кому нужна была эта ржавая лоханка


    На фоне "Севастополей" ржавая лоханка выглядела каким еще бойцом!И 340-мм против 305-мм.И не 21 узел хода.И мореходность плюс.Более совершенная схема бронирования.Современный силуэт.Так что "звезду балета" могли и того... sad
    1. +2
      26 марта 2014 21:43
      Цитата: Yarik
      На фоне "Севастополей" ржавая лоханка выглядела каким еще бойцом!

      Не выглядела.
      Цитата: Yarik
      И 340-мм против 305-мм

      На Новороссийске отродясь не было 340-мм артиллерии. Итальянцы рассверлили собственные 305-мм до 320-мм. Итальянский корабль имел 525 кг снаряды, наши линкоры - 471 кг, но на наших стояло 12 орудий, а не 10 что намного интереснее с точки зрения скрости пристрелки
      Цитата: Yarik
      И не 21 узел хода.

      Парижская коммуна развивала до 23 узлов
      Цитата: Yarik
      .И мореходность плюс

      Где Вы ее обнаружили у итальянца?!
      Цитата: Yarik
      Более совершенная схема бронирования.

      Бронепояс аж в 250 мм толщины Чезаре из за маштабных перестроек (и сопутствующих им перегрузок) оказался... полностью под водой. В результате ватерлинию корабля защищала аж 220 мм броня, да и та возвышалась не чуть чуть, при крене в 4,5 град уходила под воду + 70 мм бронеперегородка Сравним с бронепоясом той же Коммуны (50 мм - экран, 225 мм - бронепояс и 51 мм - бронеперегородка). Палуба была бронирована примерно равноценно.
  12. -1
    26 марта 2014 15:38
    В своей крайней книге "Против всех" Владимир Резун (он-же Виктор Суворов) утверждает, что "Новоросийск" был взорван КГБ, чтобы "подложить свинью" Главкома ВМФ Кузнецова.

    Пропаганда - пропагандой, но факты, которые приводит Резун, интересно прочесть.
  13. 0
    26 марта 2014 16:17
    Эксперимент на опытовом "Диксоне" показал, что на том уровне развития лазер на море - игрушка НФ. А сегодня как?
  14. 0
    26 марта 2014 20:27
    Олег, спасибо за статьи...

    Вот вопрос во Вьетнамской и Ангольской войне, наш флот участие принимал, разведка, присутствие (держали "флаг"), и.т.д. ?

    Спасибо.
    1. 0
      27 марта 2014 02:09
      Цитата: Корниловец
      Вот вопрос во Вьетнамской и Ангольской войне, наш флот участие принимал, разведка, присутствие (держали "флаг"), и.т.д. ?

      Подумаю над этим в ближайшее время

      Про советские транспорты, разгружающиеся в Камфе - кто-то из амерских генералов резонно заметил, что надо бы перестать гоняться за осами и пора разворотить сам улей к едреной матери (разгромить порты северного Вьетнама через которые непрерывно шла помощь)
  15. 0
    26 марта 2014 20:30
    Корабль «Адмирал Нахимов» мог пострадать при испытании внешней энергетической ядерной установки. Если бы не было контакта с ураном или плутонием,зачем делать дезактивацию?И характер повреждений специфическиий.
    Про подводную лодку Курск имеются разные мнения и слухи ,почему она погибла.Скорее всего причина установлена во время расследования,но по каким-то иным причинам эти сведения не раскрываются.
    База подводных лодок в Балаклаве находится в плачевном состоянии и ее надо строить с нуля.Может,оно и к лучшему,сразу современное оборудование разместить.Музей там появился,потому что Украина не имела ни судов,ни средств на их содержание и длительное время занималась проеданием всяких подачек.А для России эта база не будет лишней обузой.
  16. +1
    26 марта 2014 20:45
    Интересная и познавательная статья,поставил "плюс" good !
  17. +1
    26 марта 2014 21:11
    "Диксон", похож на что угодно только не на сухогруз тем более не на лесовоз имеющих весьма характерные силуэты. По архитектуре корабля очевидно что это специализированное судно.
    1. 0
      26 марта 2014 22:11
      Цитата: ВМФ7981
      "Диксон", похож на что угодно только не на сухогруз тем более не на лесовоз имеющих весьма характерные силуэты. По архитектуре корабля очевидно что это специализированное судно.

      Корабль был полностью перестроен, установлена новая надстройка
  18. 0
    26 марта 2014 23:53
    Таких пятен, ох как много и уверяю Вас коллеги рассказывать о них никто торопиться не будет.Знать о трагедиях мы будем только то ,что положено знать.