На злобу дня

57
События на Украине успели смешать множество карт, и колода черноморского флота - не последняя из них. Состоявшийся накануне 231-го дня рождения ЧФ его переход из положения нежеланного (для Киева) гостя в положение полноправного хозяина уже заставил серьезно изменить планы развития флота. Однако последовавшее резкое ухудшение отношений с НАТО сулит еще более серьезные перемены. Каким образом новые политические реалии скажутся на облике флота, пока не ясно, но уже сейчас очевидно, что объем стоящих перед ним задач резко возрастет — и это не может не повлиять на его планируемый состав.

План-2009

Перспективный облик ЧФ, о котором мы можем судить по заявлениям российского военно-морского руководства 2009-12 годов, предусматривал, в первую очередь, создание «флота присутствия», предназначенного для защиты российских интересов в Средиземноморье и в африканских водах — как в Атлантике, так и в Индийском океане. Эталонным примером подобной активности может считаться регулярное антипиратское патрулирование в Аденском заливе и близлежащих морях. Здесь, на одной из самых оживленных морских трасс, постоянно находятся суда либо под российским флагом, либо принадлежащие российским компаниям. И присутствие в регионе ВМФ России, наряду с кораблями ВМС стран НАТО приносило вполне ощутимую пользу: от снижения сумм страховых премий до освобождения уже захваченных пиратами судов.

Вахту у африканских берегов несут корабли Тихоокеанского, Северного, иногда Балтийского флотов. При этом расположенный ближе всех к месту событий ЧФ за пять лет российской антипиратской миссии ни разу не отправлял корабли на патрулирование по вполне банальной причине: острая нехватка современных боевых единиц. Фактически к 2010 году единственным боевым кораблем ЧФ, способным регулярно и в полном объеме выполнять задачи вдали от своих баз, остался крейсер «Москва». Он же один из самых «наплаванных» кораблей ВМФ России — география его походов из Севастополя простирается от Владивостока до никарагуанского Коринто.

Однако один, пусть даже весьма боеспособный, несмотря на свой 30-летний возраст, крейсер не может заменить флот, остальные крупные корабли которого имеют еще более почтенный возраст. План обновления предполагал в первую очередь замену устаревших сторожевиков и больших противолодочных кораблей ЧФ шестью фрегатами проекта 11356Р/М. Этот проект представляет собой развитие построенной на экспорт для ВМС Индии серии из шести (три+три по контрактам 1997 и 2006 годов) фрегатов типа «Тальвар», в свою очередь, созданных на основе широко распространенного в ВМФ СССР проекта 1135, сочетают достаточно современное вооружение и оборудование при освоенных основных узлах и агрегатах. Головной корабль новой серии, фрегат «Адмирал Григорович», зимой 2014 года спущенный на воду в Калининграде, должен прийти на Черное море уже в этом году.

На злобу дня

Фрегат «Адмирал Григорович»


Параллельно предполагалось модернизировать (фактически — воссоздать заново) подводные силы Черноморского флота, от которых к настоящему времени осталась единственная подлодка Б-871 «Алроса» проекта 877В «Палтус», известного также как «Варшавянка». При этом сама Б-871 сумела пережить период острого безденежья главным образом благодаря шефству со стороны одноименной якутской компании, что отразилось на ее наименовании. Новые планы предусматривали постройку шести субмарин проекта 636 — глубоко модернизированного варианта «Варшавянки». Головная лодка — Б-261 «Новороссийск», так же должна прийти на Черноморский флот уже в этом году.

На следующем этапе анонсировалось укрепление десантных сил флота, в том числе — с возможной передачей в состав ЧФ одного из двух строящихся для ВМФ России универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» и замены морально и физически устаревших больших десантных кораблей (БДК) советской постройки. Начало обновления легких сил — малых ракетных, малых противолодочных кораблей и катеров различных типов было отнесено на конец 2010-х годов.

При этом все новые планы находились под постоянной угрозой срыва из-за нерешенного статуса главной базы флота (Севастополя) и политических затруднений с заменой корабельного состава даже после Харьковских соглашений 2010 года. Строительство базы в Новороссийске оценивалось в 80 миллиардов рублей, но полноценно заменить Севастополь она все равно не смогла бы — как в силу менее удобного расположения, так и в силу характерных особенностей местной метеорологии со свирепыми осенне-зимними ветрами.

Особенно сильно сложности с базированием влияли именно на развитие сил охраны водного района и береговой обороны ВМФ: прикрываемая российскими силами ВМБ Новороссийск не годилась как главная база флота, а используемый в качестве таковой Севастополь, не мог быть надежно защищен в виду ограничений на развертывание Вооруженных сил России в Крыму. Отчасти это компенсировалось тем, что угроза для баз и в целом для побережья считалась незначительной: вплоть до последних месяцев Черное море в принципе не рассматривалось как потенциальный театр военных действий.

Реальность-2014

Резкое изменение политической обстановки в регионе заставило переоценить задачи флота и перспективы его обновления, причем во всех потенциальных зонах применения — от океанской до прибрежной. Перемены начались еще до Крыма — «тревожным звонком» стала Сирия, где российский флот впервые после окончания Холодной войны, был вынужден выполнять задачи, характерные именно для периода глобального противостояния: доставка военных грузов союзникам в условиях резкого охлаждения политических отношений с НАТО, поддерживающей противоположную сторону конфликта. Летом 2013 года, на пике военных ожиданий, присутствие России в Средиземном море обрело организационную форму в виде вновь созданного «Оперативного соединения ВМФ в Средиземном море», которое стали называть просто «Средиземноморской эскадрой».

Охлаждение не переросло в вооруженное противостояние, но следует понимать, что в случае возникновения реального конфликта с Североатлинтическим альянсом, военный инструментарий Москвы в Средиземноморье был бы крайне ограничен. Ставка же на стратегические ядерные силы отнюдь не гарантирует невозможности локальных столкновений, в которых применение ядерного арсенала не может быть оправдано.

Таким образом, в течение сирийского, а затем и украинского кризиса, круг потенциальных задач Черноморского флота и российской эскадры в Средиземном море постепенно менялся, и в итоге пришел к следующему виду. В дальней морской и океанской зоне флоту необходим потенциал, достаточный для уравновешивания/блокирования/нейтрализации/вывода из строя при необходимости 1-2 авианосных ударных групп ВМС США, действующих при поддержке союзников по НАТО. В Черном море, в том числе и в прибрежных водах Крыма и Кавказа внезапно на первое место вышел именно вопрос защиты побережья и баз, причем как в случае гипотетического военного конфликта, так и в виду вполне вероятного роста активности спецслужб и террористических организаций.

Радикальных перемен в планах строительства Черноморского флота, впрочем, не произошло, в том числе и благодаря характеристикам кораблей нового поколения. Универсальные корабельные стрельбовые комплексы (УКСК) позволяют новым фрегатам, при необходимости, решать любые задачи — от обстрела береговых целей дальнобойными крылатыми ракетами до атаки на авианосец с помощью сверхзвуковых противокорабельных ракет. Во главе с «Москвой», которую в ближайшие годы ждет ремонт с модернизацией, и при поддержке авиации и легких сил, шесть новых фрегатов представляют более чем серьезную силу на Черном море, и могут стать ядром Средиземноморской эскадры. Кроме того, в перспективе Черноморский флот, скорее всего, получит и не менее двух перспективных эсминцев, которые смогут заменить «Москву».

С подводными силами ситуация еще проще — для новых «Варшавянок» задача борьбы с ВМС потенциального противника определялась как основная еще до начала всяких обострений, и сегодня речь идет только о том, хватит ли Черноморскому флоту шести новых лодок, или же это число требуется увеличить. Пока соображения на этот счет не высказывались, однако не исключено, что в новых условиях Черноморский флот получит больше субмарин, чем предполагалось ранее.

Более серьезные изменения ждут легкие силы флота, авиацию и силы береговой обороны. В настоящее время уже рассматривается вариант о вводе в состав ЧФ первых малых ракетных кораблей (МРК) типа «Буян-М», изначально строившихся для Каспийской флотилии. Эти корабли способны заменить МРК и ракетные катера советской постройки, причем использование такого же, как и на фрегатах, УКСК, делает «Буяны-М» универсальными, если не считать практически отсутствующих, в силу упрощения и удешевления корабля, возможностей борьбы с подлодками.


УДК «Владивосток»


Борьбу с подлодками, скорее всего, возложат на перспективные корветы проекта 22160, заказ на которые не так давно был увеличен специально для Черного и Средиземного морей.

Судьба десантных сил Черноморского флота остается под вопросом, причем не только по причине неясного пока мнения министерства обороны, но и в силу не ясной до сих пор, несмотря на все гарантии, судьбы кораблей типа «Мистраль».

Наиболее же радикально должна измениться авиационная и наземная группировка в Крыму, включая силы как ВМФ, так и других видов Вооруженных сил России. Некоторое представление о масштабах изменений уже дает развертывание в Крыму систем ПВО С-300ПМ2 и береговых ракетных комплексов «Бастион». Следующим этапом должно стать обновление российской авиации в Крыму, до последних событий представленной одним полком устаревших бомбардировщиков Су-24 на авиабазе Гвардейское, и одним же вертолетным полком на морских машинах Ка-27, базирующимся в Каче. Наиболее вероятные претенденты на крымские базы — активно закупаемые Министерством обороны истребители Су-30СМ и бомбардировщики Су-34. С морскими вертолетами дело обстоит сложнее, однако своевременный ремонт имеющихся может позволить потянуть время до появления новых машин этого класса.

Давать прогнозы и оценки пока рано. Однако очевидно, что меняющаяся ситуация меняет и назначение флота. Реализация новых планов даст в руки России надежный инструмент защиты собственного побережья, как в непосредственной близости, так и на дальних дистанциях. Среди многочисленных ролей Черноморского флота вряд ли можно найти более хорошо изученную.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    15 мая 2014 21:47
    У России только два надежных союзника - Армия и Военно-морской флот. Не хочешь кормить чужую армию, корми свою smile
    1. MVS
      MVS
      +33
      15 мая 2014 21:51
      Цитата: ksv500
      У России только два надежных союзника - Армия и Военно-морской флот. Не хочешь кормить чужую армию, корми свою

      С недавних пор ещё 2 - нефть и газ. Особенно хороши тем, что с их помощью Европу можно ввергнуть в каменный век без единого выстрела.
      1. +21
        15 мая 2014 22:00
        И хорошо бы еще, чтобы с барышей, и простому люду что нибудь отламывалось, а не только олигархам. Может в свете последних событий они поймут наконец, что бежать им некуда, жить и работать надо в России, а для их спокойной жизни необходимо что-то и для народа сделать .... Украина всем урок - бендера, фашизм - этого у нас слава Богу нет, но ведь там народ в начале против своего ворья бестыжего поднялся, а потом и понеслось ....
        1. +3
          15 мая 2014 23:19
          Король Луи любил гулять по парку Фонтебло ,
          А что крестьянин был голодный его и не....ло .
          ( "аллигатор" , он и в Африке алигарх )
        2. +2
          16 мая 2014 08:01
          Цитата: Акулина
          но ведь там народ в начале против своего ворья бестыжего поднялся, а потом и понеслось ....

          Народ тут не при чем.События в Киеве(майдан),изначально был организован украинской т.н. оппозицией,партиями "батькивщина",свобода" и "удар",руководители Турчинов,Тягнибок и Кличко, сначала в поддержку евроинтеграции Украины, а потом,когда действующий президент Янукович отказался подписывать договор об европейской ассоциации, и для устранения его от власти. В этом активное участие приняли официальные лица ЕС и США,которые использовали ситуацию для прихода к власти подконтрольного им правительства.Для непосредственного устранения Януковича от власти были использованы заранеее подготовленные(при помощи инструкторов и посольства США боевики-"правый сектор",которые до поры,до времени были в тени)Кстати,вопреки существующему мнению,что при Януковиче все разворовывалось,-это далеко не так.Велось большое строительство,реконструкция школ,дорог,делались попытки внедрить энергосберегающие технологии,повышались пенсии и оклады бюджетникам, в часности лично мне была увеличина пенсия на 350 гривен.Все эти мероприятия проводились на фоне стабильности цен и гривны,которая держалась в пределах 8:1 все четыре года. Сейчас всякое строительство заморожено,гривна опустилась 13:1.
    2. +6
      15 мая 2014 21:53
      Зима прошла,"Русский мишка" просыпается.....пора боятся тем,кто ему желает зла!
      1. +18
        15 мая 2014 23:10
        Спасибо за статью.
        адмирал григорович
        1. 0
          16 мая 2014 07:42
          эффектно выглядит...
      2. RBLipetsk
        +2
        15 мая 2014 23:19
        Зима прошла,"Русский мишка" просыпается.....пора боятся тем,кто ему желает зла
        да, зима прошла. "мишка" проснулся... голодный и злой...а ведь их, долбодонов, хунтят, кончит, псак предупреждали - не буди лихо....
    3. +5
      15 мая 2014 21:53
      Надо сделать личный вклад в достижение цели!!!
      1. +3
        15 мая 2014 22:12
        Цитата: Coffee_time
        Надо сделать личный вклад в достижение цели!!!

        Не сомневайтесь, делаем!
      2. +1
        16 мая 2014 09:56
        Даешь смс-пожертвования на нужды армии!!! laughing
    4. +6
      15 мая 2014 22:05
      Союзников - ТРИ. Вы забыли РВСН!
      1. +2
        15 мая 2014 23:27
        Морган твоя правда.Доставим тишину в любую точку мира!
    5. +1
      15 мая 2014 22:51
      Уточняю: Армия и Флот (морской и воздушный). Они единственные верные союзники России и других не будет!
    6. +1
      15 мая 2014 23:17
      Обмельчали мы. Боимся везде. защитить русских даже боимся. я к чему это говорю.
      Иногда надо нажратся и всем морду набить. побитые будут молчать в тряпочку. Пострадают от такой политики олигархи и иже подобные. Это народ?
      Так если бояться за их состояние, получается мы уже как американцы. Кончита
    7. +1
      16 мая 2014 02:13
      Пардон уточню... ибо смысл потерян - кормить стоя на коленях(чужую)
    8. +2
      16 мая 2014 04:30
      А с некоторых пор союзников стало четыре. Прибавилось ВВС и РВСН.
    9. +2
      16 мая 2014 05:32
      Кормить свою армию,-с удовольствием, но кормить Сердюковых и Васильевых-не желаю!
  2. +25
    15 мая 2014 21:49
    В дальней морской и океанской зоне флоту необходим потенциал, достаточный для уравновешивания/блокирования/нейтрализации/вывода из строя при необходимости 1-2 авианосных ударных групп ВМС США, действующих при поддержке союзников по НАТО.
    Достойная задача! Давно я не слышал таких прямых формулировок!
    1. +6
      16 мая 2014 05:54
      Да, хочется как в СССР:
      -Сообщение ТАСС - " В Тихом океане бесследно исчез 6 американский флот. С нашей стороны потерь нет"
      Ну и про мирно пашущий трактор... soldier
  3. +12
    15 мая 2014 21:51
    Чтобы охлаждение не переросло в потенциальное противостояние - необходимо наращивать свои потенциальные возможности. Очень рад, что так оно и идет.
  4. +8
    15 мая 2014 21:53
    То, что надо, как можно скорее , усиливать Черноморский флот, это однозначно. А хорошо бы Украину совсем отрезать от Чёрного моря, тогда бы расклад вообще стал откровенно в нашу пользу. Поможем Новороссии разрастись до таких размеров, от Дона до Румынии.
  5. +10
    15 мая 2014 21:54
    Очень понравилась статья своей лаконичностью. Кратко, содержательно и обстоятельно.
    С удовольствием бы почитал аналогичные статьи, и не только про Черноморский флот.

    Охлаждение не переросло в вооруженное противостояние, но следует понимать, что в случае возникновения реального конфликта с Североатлинтическим альянсом, военный инструментарий Москвы в Средиземноморье был бы крайне ограничен. Ставка же на стратегические ядерные силы отнюдь не гарантирует невозможности локальных столкновений, в которых применение ядерного арсенала не может быть оправдано.

    Приятно, что хоть кто-то реалистично пишет, без либеральной полит.корректности

    автор Прохор Тебин
  6. +6
    15 мая 2014 21:54
    Чем дальше, тем очевидней, что у России только два надёжных друга - АРМИЯ и ФЛОТ!
    Даже страшно представить, в какой по...пе была бы Россия, если бы президентом сегодня был не Путин, а, допустим - дАм...
    Заслуга Путина ещё и в том, что он переоснащением Армии и Военно-Моского Флота занялся не когда "петух" клюнул, а, как говорится, "загодя".
    1. SSR
      +1
      15 мая 2014 23:34
      Цитата: ia-ai00
      Чем дальше, тем очевидней, что у России только два надёжных друга - АРМИЯ и ФЛОТ!
      Даже страшно представить, в какой по...пе была бы Россия, если бы президентом сегодня был не Путин, а, допустим - дАм...
      Заслуга Путина ещё и в том, что он переоснащением Армии и Военно-Моского Флота занялся не когда "петух" клюнул, а, как говорится, "загодя".

      Малость не совсем верно.
      Путин как раз занялся Армией когда не могли против боевиков боеспособные части набрать, с нуля он начал, с Дагестана с вторжения туда.
  7. +5
    15 мая 2014 21:55
    Дело адмиралов Ушакова и Сенявина в достойных руках. Андреевскому флагу в Средиземноморье быть.
  8. Scarp
    +16
    15 мая 2014 22:01
    Для нейтрализации/уравновешенивания флота потенциального противника 6 новых фрегатов явно недостаточно. У америкосов подобных 60 с гаком. Плюс деся ток с гаком авианосцев. Москва конечно хороший корабль, собственными глазами видел маневры ЧФ близ Анапы. Но он у нас ОДИН. Подорвется. На мине и что дальше? Необходимо 6 таких как Москва и десятка два новых фрегатов и подлодок дюжины две. И ВПК заказы, и НАТО памперсы. Один "убийца авианосцев" - это не флот, хоть застрелите меня.
  9. +4
    15 мая 2014 22:05
    При этом следует помнить о ЖЕСТКОМ ЛИМИТЕ ВРЕМЕНИ...! soldier Времени на ремонт - максимум год! Ну на пределе - 1,5-2 года...
    Планы и программа хорошие, но из темы:..."Хватай мешки - вокзал отходит!" Но, уж что есть - и за то спасибо!
    Модернизируя "Москву", неплохо было бы предусмотреть вариант ЭКСТРЕННОГО окончания ремонта и ввода корабля в строй за пару месяцев. Боюсь, как обычно разберут "до основания..." на основании "необоснования" наступления УГРОЖАЮЩЕГО ПЕРИОДА, и станет боевой корабль мишенью в доке... млин! sad soldier
    Эх, раньше бы это всё лет эдак на 10...
  10. +3
    15 мая 2014 22:06
    Ну что, про ЧФ всё разложено по полочкам, слабоват он пока что...Перспектива, правда, вдохновляет...
    1. 0
      17 мая 2014 01:26
      Цитата: Роман1970
      Ну что, про ЧФ всё разложено по полочкам, слабоват он пока что...Перспектива, правда, вдохновляет...

      ЧФ в случае чего Каспийская флотилия усилит (на мой взгляд это лучше чем ничего)...
  11. ivantitanium
    +3
    15 мая 2014 22:06
    у нас ещё три флота, и одна флотилия, надеюсь, про них не забудут...
  12. +2
    15 мая 2014 22:22
    Цитата: Морган

    Союзников - ТРИ. Вы забыли РВСН!

    Нет. Третий - Газпром.
  13. тайфун7
    +1
    15 мая 2014 22:37
    Очень хорошая и интересная статья. В свете последних событий, программа перевооружения Армии и Флота будет обновлена и очень даже серьезно. Новые корабли и лодки Флоту нужны как воздух. Очень хочется посмотреть на модернизированные "Адмирал Нахимов","Петр Великий","Москва" и особенно новый Российский эсминец.
  14. +7
    15 мая 2014 22:40
    Запад думал в 1991 году, что победили нас,
    Но НАС невозможно сломить.
    В 90-х мы немного приболели,
    но сейчас мы встали, да как встали!
    Вернули себе армию, оборонку,
    а самое главное - патриотизм, любовь и гордость к своей Родине.
  15. +3
    15 мая 2014 22:40
    Объясните кто нибудь, почему на новых кораблях мало, или вообще не уделяется внимания средствам ПВО? При массированном одновременном авианалете, ракетном ударе и большом количестве выпущенных противником ложных целей - КАЖДЫЙ корабль в эскадре должен обладать автоматическим оружием способным сбивать любые цели!Объясните спецы в тельняшках - почему нельзя поставить на Мистраль и новый БСК Океан - и "Палаш" и флотский "ТОР"? Места нет? Так может чего и есть лишнее, то это точно не средства ПВО! Объясните, если знаете - где я заблуждаюсь?
  16. +3
    15 мая 2014 22:49
    Цитата: kocclissi
    Зима прошла,"Русский мишка" просыпается.....пора боятся тем,кто ему желает зла!
    Натовцы уже боятся, и кружат вокруг мишки, словно комары, покусывая ничтожными санкциями!
  17. +1
    15 мая 2014 22:58
    Интересно было бы о Каспии почитать. Там же до Ближнего Востока рукой подать. Вот насколько мускулистая эта рука...
  18. Bark235
    +1
    15 мая 2014 23:05
    Флот России будет сильным!!! А пока его Авиация-Брат прикроет!!!
  19. Комментарий был удален.
  20. nicollider
    +6
    15 мая 2014 23:14
    мне вот это нравится - не знаю, правда откуда
    1. +1
      16 мая 2014 06:10
      Это обложка книги, автор, по-моему, Зорин, но могу ошибаться. Книжка - фантастика, но интересная.
      1. 0
        16 мая 2014 20:28
        Александр Зорич. А на самом деле - дует (тандем) Яна Боцман и Дмитрий Гордевский.
        Еще немного из этой же серии.




  21. SHI69
    +2
    15 мая 2014 23:35
    ура! Севастополь вперед!
  22. kelevra
    +2
    16 мая 2014 00:25
    Не вижу я пока особых проблем для флота и авиации в Крыму.Конечно,много нужно сделать,Крым,это кусок торта очень большой и на него много крема нужно.Главное,чтобы правильно была выставлена структура ремонтов и поступлений новой техники на полуостров!
  23. +3
    16 мая 2014 00:31
    Цитата: RONIN-HS
    При этом следует помнить о ЖЕСТКОМ ЛИМИТЕ ВРЕМЕНИ...!


    Вот для этого нужны Николаевские верфи,чем быстрее,тем лучше.
  24. +3
    16 мая 2014 00:50
    С Крымом понятно, когда Одессу брать будем?
  25. Repty
    +1
    16 мая 2014 01:04
    [quote=Дюк] Дюк Вчера, 23:10 ↑ Новый
    Спасибо за статью.
    адмирал григорович[/quo


    Красота!!!!
  26. +2
    16 мая 2014 02:01
    ВМФ это мышцы России и он должен развиваться. Хватит деградировать, пора прогрессировать. Пора показать всем, что Россия это держава! И кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!
  27. +1
    16 мая 2014 02:18
    Цитата: Bark235
    Флот России будет сильным!!! А пока его Авиация-Брат прикроет!!!

    Это было бы кстати...
    Но пока гарантированно можно рассчитывать только на прикрытие наземными системами ПВО.
    Авиацию в случае серьезной ситуации саму прикрывать придется.

    И проблем у нас с постройкой новой авиации и нового флота лет на 20...
    как - никак нужно около 500 кораблей и 5000 боевых самолетов.
    1. +1
      16 мая 2014 05:12
      Цитата: Сергей С.
      как - никак нужно около 500 кораблей и 5000 боевых самолетов.


      Для ЧФ или вообще для всего ВМФ?

      Мое виденье ЧФ, что это должен быть относительно небольшой флот, чтобы держать все Черное море + небольшая эскадра дальнего действия. Ведь в случае открытого военного противостояния с НАТО, Турция легко может перекрыть пролив и выйти в Средиземноморье мы не сможем. А вот в Черном море мы должны и будем хозяевами, тем более теперь, когда у нас есть такая база, как Крым.
      1. 0
        17 мая 2014 01:39
        Цитата: mamont5
        Ведь в случае открытого военного противостояния с НАТО, Турция легко может перекрыть пролив и выйти в Средиземноморье мы не сможем.

        в данном случае Турция как государство прекратит свое существование по причине девственно фонящей радиацией территории...
        ГК "Москвы" П-1000 перекрывает всю Турцию и пол европы, а если снарядить "вулканы" СпецБЧ - живые турки, как и гейр.опейцы останутся только небольшими анклавами по всему миру...

  28. +1
    16 мая 2014 02:38
    Зачем расстраивать Обаму подобными статьями, он и так уже белеет от печали!
  29. +1
    16 мая 2014 05:01
    "...последовавшее резкое ухудшение отношений с НАТО сулит еще более серьезные перемены."

    Можно подумать, ранее эти отношения были намного лучше.
  30. +2
    16 мая 2014 05:06
    Постоянная модернизация!!! Стоит-ли овчинка выделки??? 5-8 лет и опять те-же Грабли. Стоит-ли деньги тратить на хламье? Заводы загружены на 50%,а новое и есть новое!!!
  31. +1
    16 мая 2014 05:10
    Ну да, нас мёдом не корми дай трудности. Сначала армию нужно было развалить, а уж потом возрождать заново.
  32. Комментарий был удален.
  33. stranik72
    +2
    16 мая 2014 05:13
    Импотенция ВПК, нет науки нет современной техники, отсутствие кадров ведёт к деградации производства. Зато "смотрящий" за ВПК не вылазит из твитера. Вроде Протон упал, что теперь про батут вспомнит опять. Так и с флотом деньги серьёзные а товар за 2-й сорт еле сходит, кого пугать будем.
  34. +1
    16 мая 2014 06:35
    Для обеспечения безопасности нам необходимо заполнить нишу в стратегических силах ракетами средне дальности - до 5500 км, какими были наши РС-10. Искандер (до 500км) слабоват (интересно, легко ли увеличить его дальность?), практически это оружие чуть ли не поля боя, Тополь-2м (11000км) - это для США. Европу у нас сейчас ничего не достает, ну , может, кроме Ту-22М2, М3.
    В 80-х Горбачев сократил ракеты средней дальности -(1000-5500км), но с какого бодуна были уничтожены ракеты дальностью до 1000 км - непонятно.
    Забота о вооружении, армии, флоте сейчас - это жизненная необходимость для России!
  35. +1
    16 мая 2014 07:47
    вообще это радует что флот усиливают, как говорится - давно пора... вопрос только в том - а хватит ли денег и мощностей, корабль (даже небольшой) это не весельная лодка...
  36. 0
    16 мая 2014 10:04
    Хорошая статья, приятно порадовала, как говориться: и мысли, и глаз. Коротко, емко, ясно! Молодец автор! Спасибо за статью. Подчеркнул для себя интересную и полезную информацию. А за одно обрадовался, что Севастопольский вертолеторемонтный завод все же заработает. У людей будет работа, а у флота вертолеты!
  37. 0
    16 мая 2014 12:26
    обновление флота это конечно хорошо, но корабли и подлодки (и модернизированная "Москва")нужны хотя бы сегодня, а не в 2018 году. И еще мне интересно, пустят ли в Черное море того же "Григоровича" и "Ростов-на-Дону"?
  38. Прохор Тебин
    0
    29 мая 2014 14:27
    Мне конечно приятно, но это статья не моя, а моего хорошего друга Ильи Крамника с Ленты.ру. Хотелось бы, чтобы впредь топвар с большим вниманием относился к тому, что именно он размещает и под чьим именем. Если вам хочется завесить мою статью, то можно обратить внимание вот на эту, например, http://www.globalaffairs.ru/number/Morskaya-mosch-na-fone-politicheskoi-buri-165
    96