Military Review

Today is Border Guard Day

5


There is such a profession - to protect the homeland! This “winged” phrase from V. Horny’s feature film “Officers” probably reflects the meaning and essence of the border guard profession as well as possible.

May 28 traditionally celebrate their professional holiday border guards, personnel officers and veterans of the border troops of Russia, Belarus, Ukraine, Kyrgyzstan.

In the USSR, Border Guard Day was celebrated on May 28 of 1958 and was established due to the fact that the 28 of May 1918 was established by the Decree of the Council of People's Commissars of the Border Guard of the RSFSR Border Guard. At the same time, the Main Directorate of the Border Guard was created, into which officers of the former Directorate of the separate frontier corps of Russia were transferred in full force.

Border guards pilots are responsible for the protection of air borders. Border guards sailors are serving on the protection of maritime borders. At the coastal outposts, border guards also serve. The border guard service is very dangerous, but very honorable. Border guards celebrate their professional holiday on a large scale.

Today is Border Guard Day

Soviet border guard badge (Photo: SeDmi, Shutterstock)

Without exaggeration, it can be said that the celebration of this day has been in the hundreds of years since the first centralized border posts appeared. For example, in ancient Russia, defensive structures such as ramparts and barriers were used to protect against the raids of nomads and the protection of its borders. They were built along the borders of Russian territories. For the supervision of them created guardian guards. Zasechnaya guard - the first mention of the border service.

The Day of the Border Guard is a demonstration of the combat power of this kind of troops, the establishment of this holiday also serves to raise the morale of soldiers performing their duties to the people, the homeland and the state.

The Editorial Board of the “Calendar of Events” project sincerely congratulates the border troops on their professional holiday. We wish that the “alarm” climbs never disturbed your sleep, that the Motherland always remembered and honored its courageous defenders.

The history of the border service in Russia


The borders of the Russian state were defended in the hardest trials. According to V.O. Klyuchevsky, “the struggle against the steppe nomad ... which lasted from VII I almost until the end of the 17th century is the most difficult memory of the Russian people ...”. The defense system was created under the Grand Prince of Kiev Vladimir (980 — 1015), fortresses-cities were built along rivers. The first known written mention of the border - "The Tale of Bygone Years", in which there is an order of the Grand Duke Vladimir on the arrangement of border cities along the Sula, Trubezhu, Osetra rivers and a set of "best husbands" from Slavic tribes for "protecting the Russian land", organizing border guard southern and south-eastern limits of Russia (988 g.). They were inhabited by "men the best of the Slavs: Novgorod, Krivichi, Chud and Vyatichi." In 30-e years of the XI. the same line was added from the XXUMX cities along the river Ros, and in the second half of the eleventh century. The incessant raids of the Polovtsy on the southern outskirts of Russia forced the creation of a third line from the NNXX cities along the Dnieper.

The words of the chronicle that the Moscow Grand Prince Vasily III "established his land with outposts" (1512) reached us. Activities for the direct protection of the border of the Russian state became known as the border service.

Under Tsar Ivan the Terrible, the Russian state increased, its borders moved south and east. On January 1, 1571, Ivan the Terrible appointed “the most famous warrior of his time” M.I. In February of that year, under the leadership of Vorotynsky, the Boyarsky sentence on the village and guard service was developed and then approved by the tsar. This document essentially became the first border Charter, which determined the order of service for the protection of the borders of the Moscow state. Another important one has survived. historical paper - Synodic of the Assumption Cathedral. It lists the names of the dead Russian warriors on German, Lithuanian and southern borders. The Orthodox Church prayed for the "Christ-loving Russian army", wishing him victory over the enemy.

The 1778th century is a time of major territorial acquisitions of Russia, military successes, the formation of the Russian Empire, and administrative reforms. These acts are primarily associated with the names of Peter the Great, Catherine II and the prominent Russian commanders A.V. Suvorov and P.A. Rumyantsev. For example, Suvorov, being the commander of the Kuban Corps (from January 10), traveled around the entire region, made his similar topographical description, built XNUMX fortresses and redoubts on the Kuban River, established cordon and reconnaissance service, organized the defense of the Crimean Peninsula, introduced an alarm and warning system between coastal batteries and the young Black Sea fleet. He strengthened the borders in Finland and on the Karelian Isthmus.

In ancient times frontier guards fought smugglers who smuggled illegal goods across the border. Enjoys popularity, in particular, the Turkish scimitars, silicon pistols. Border guard service under Peter I was carried by land units, settled troops (landmilitia) and Cossacks, and from 1782 to 1827, according to Catherine II's Decree “On the establishment of the customs chain”, free-lined border guards.

In the 1812 World War II, the Cossacks were engaged in reconnaissance, organizing a partisan movement in the rear of the enemy, and participated in the Battle of Borodino.

After 1812, the Russian economy developed at an accelerated pace, and trade with foreign countries expanded. At the same time, the smuggling industry also grew at the border. Customs civilian guards did not always cope with this flow. Turning, radically changing the character of the border guard itself was the decision to transform it.

In 1823, EFKankrin, who became Minister of Finance, introduced a new customs tariff, which sharply increased the duties on imported foreign goods. Customs revenues increased from 30 to 81,5 million rubles.

5 August 1827 EFKankrin submitted for approval by Emperor Nicholas I the "Regulations on the device of the border customs guard." The document noted that “the main changes in this situation are in the firm military division of the guards, in the appointment of military commanders ...”

By the end of the XIX century, the tasks of the guards became more complicated, which led to its separation from the customs department. The initiator of the transformation was the Minister of Finance S.Yu.Witte. By decree of Alexander III (15 in October 1893 year) a Separate Corps of Border Guards (OCPS) was formed, whose chief was Witte himself. The decree of 15 in October 1893 of the year defined the fight against smuggling as well as the border guard as one of the main tasks of the border guard. From 1893 to 1908, the commander of the Border Guard Corps Separate Corps was the artillery general A.Svinjin.

OKPS troops included the Office, the 7 districts, the 31 Brigade, the White Sea and Kerch special divisions, detachments and posts. The total number of corps is 36 709 people, including generals, headquarters and senior officers - 1 033.

In 1901, the Zaamursky Border District was established on the basis of the Guard of the Chinese Eastern Railway. His task was to protect from gangster attacks of roads, stations, spans, passing, lumberjacks. At the beginning of the war with Japan, Zamaurtsy engaged in battle with the enemy, fought in Port Arthur, near Liaoyan and Mukden.

In the 1893 year, the Baltic Customs Cruiser Flotilla also became part of the OKPS. In the education of moral principles among the border guards, an important role belonged to the Russian Orthodox Church. The staff of each brigade provided for positions of priests.

Since the beginning of World War I, the border guards joined the active army (except for two Central Asian brigades) and fought on various fronts. Many of them became the George Knights. After the February Revolution, when the power in Petrograd passed to the Provisional Government, the border guards were asked to "maintain complete calm." Despite the revolutionary upheavals, the service continued. However, the situation at the border and in the building has changed dramatically. The corps commander N. A. Pykhachev and the chief of staff N. K. Kononov, many generals and officers were removed from their posts. Began the collapse of the body.

The formation of the Soviet border guard took place in difficult times. The old was destroyed, and the new was not created. There was already no Corps, but there were veterans who continued their service. Their experience was necessary for the border guard of the Soviet state.

After the revolution, the functions of restoring order in the country were performed by the Petrograd Military Revolutionary Committee (WRC). He worked to strengthen the Soviet government, to ensure the security of the country, including the protection of its borders. By order of the WRC on 3 (16) November 1917 and the Instruction to the Commissioners of Tornio Station and other points of the European Border of the RSFSR, approved by the WRC 12 (25) on November 1917, a temporary closure of the border was announced and that leaving the country and entering it was allowed only VRK signed by specially authorized persons.

By a decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR of 26 in May 1918, the border service was established, which was charged with protecting the border interests of the RSFSR, and within the border strip - protecting the identity and property of citizens. V.R. Menzhinsky, People's Commissar of Finance, Deputy Chairman of the Cheka, and then Deputy Chairman of the OGPU, became the first heads of the border service of the republic; A.L. Pevnev, military head of the RSFSR General Border Guard; P. F. Fedotov - Military Commissar of the Main Directorate of the Border Guard, member of the Military Council of the Border Guard of the RSFSR.



Pevnev's biography is a curious variant of the development of human destiny. The Kuban Cossack, who from 1892 of the year connected his life with military service, graduated from the Academy of the General Staff in 1900. A member of the Russian-Japanese and World War I met 1917 for the year as a major general. He was awarded many Russian orders. Entered service in the Red Army in October 1917.

The civil war and foreign military intervention somewhat slowed down, but did not stop the search for the most appropriate form of organization of the border service and the creation of border troops in the new historical and socio-political conditions.

Andrey Nikolayevich Leskov, the son of the famous Russian writer Leskov, was among the first leaders of the border guard. Over the years 30 he gave the service of the border guard of Russia. The colonel of the tsarist army, an excellent staff officer, made a great contribution to the training of command personnel for the border troops. In 1923, he developed the Instruction for the Protection of the North-Western Borders, temporarily occupying the position of Chief of Staff of the Petrograd Border District during this period.

6 September 1918 of the year was introduced border form, in particular, caps, hats with a green top. The end of the civil war and the conclusion of treaties with contiguous states on the establishment of diplomatic relations and cooperation opened up the possibility for the Soviet government to more intensively and purposefully address issues of organizing border service along the entire perimeter of the state border of the Republic.

The question of training commanders for the troops of the OGPU arose sharply. In 1923, the High Border School was opened. During these years, the border guard service was formed.

Just one example. In December, a Japanese diplomat tried to take two women spies abroad in two suitcases across December through the Negoreloy checkpoint.

In the years of the formation of the checkpoint service, there were measures of its material encouragement: “All 100 percent of the amount received from the sale of contraband, detained directly by the GPU border guard (troops and agencies), except for payment of direct and indirect delayers, should be transferred to the GPU for improvement of clothing and food supply to the border guard GPU and to improve the fight against smuggling.

One of the most important tasks of the Soviet Republic in strengthening its borders and protecting them was the organization of the maritime border guard, which was completed by the end of 1923.

Captain I rank M.V. Ivanov became the organizer of the maritime border guard. The Finnish-Ladoga flotilla was formed under his leadership in the Baltic, Chudsky and Pskov lakes, which marked the beginning of the revival of the naval forces of the border troops.

With the end of the civil war, when the external fronts were liquidated, the border troops focused their efforts on fighting spies sent to our country by foreign intelligence services. For three years (1922 — 1925), only on the site of the five border detachments of the western border, 2 742 of the intruder was detained, of which 675 turned out to be agents of foreign intelligence services.

In the 1929 year - the conflict on the Chinese Eastern Railway, which broke out on July 10 and ended with the defeat of the grouping of Chinese troops by the middle of December of the same year. Along with the troops of the Special Far Eastern Army and the sailors of the Amur Flotilla, the border guards made a significant contribution to restoring the normal situation on the Chinese Eastern Railway.

In 30, the use of service dogs in guarding the border is becoming increasingly important. Service dog breeding and tracing in the frontier troops becomes an independent direction of operational activities.

On the battle account of Hero of the Soviet Union Nikita Fedorovich Karatsupy, a legendary border guard, guide of a search dog, in the 30s of a noble tracker, 467 detained saboteurs, spies and other intruders. The Poltavka Outpost of the Grodekovsky Border Detachment, where NF Karatsup served, was given his name.

In accordance with the Decree of the Council of Labor and Defense of the USSR of July 21, 1932, the first forces were formed in 1932-1934 as part of the border guard and troops of the OGPU aviation detachments.

In the middle of the 30-ies, the actions of the Japanese on the Far Eastern border intensified. October 12 1935. At the station of the Bagpipe outpost, a detachment of Japanese soldiers crossed the border. Border outfits were forced into battle. An equestrian group led by the branch commander Valentin Kotelnikov arrived to help them. The Japanese were expelled from the Soviet territory. The squad leader died in battle. Upon learning of his death, his cousin Peter Kotelnikov volunteered to serve in the border detachment. This example marked the beginning of the patriotic youth movement “Brother - to replace brother”.

In July, the Japanese unleashed a military conflict in the Far East near Lake Hassan in the Far East. In the battles at the heights of Zaozernaya and Bezymyannaya, together with the troops of the rifle corps, which carried out the 1938 of August, the aggressor was defeated, fighters from the Posiet border detachment participated.

In May, 1939, the Japanese military command unleashed large-scale hostilities in the territory of the Mongolian People's Republic. In battles to repel an attack and defeat an aggressor in the area of ​​the Khalkhin-Gol river, a combined battalion of frontier guards participated in the composition of the Soviet troops.

From the first to the last day, border guards took part in the war with Finland. For the successful fulfillment of the tasks of the command 4, 5, 6 border regiments and the Rebolsky border detachment were awarded the Order of the Red Banner. 1961 border warrior was awarded orders and medals, 13 awarded the title Hero of the Soviet Union.

The heroism of the border guards during the Great Patriotic War is a well-known historical fact. A lot was done by border troops to establish a peaceful life after the war.

If we talk about the recent past, the Federal Border Service - the Main Command of the Border Troops of the Russian Federation (FPS-GK PW RF) was created on December 30 1993 by decree of the President of the Russian Federation No. XXUMX. In its current form, the FPS exists since December 2318 of 30 (Decree of the President of the Russian Federation No. 1994, according to which the FPS-GK PW RF of the Russian Federation was renamed the Federal Border Guard Service of the Russian Federation). The border service of the Russian Federation is the successor of all border structures of the Russian state.

5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. mitrich
    mitrich 28 May 2011 09: 39
    +5
    Border guards serving directly at the border, daily, in cold and heat, in snow and rain, guarding the borders of the Great State of Russia, as well as all those who served at the border at the time — Warmly CONGRATULATE AND WISH HAPPINESS!
    And I do not congratulate the idlers who have accumulated at border posts in airports and junction railway stations, who allowed 200 (!!!) cars of the "Cherkizovsky" Chinese paleov to enter Moscow and spoil the mood of the outgoing and arriving tourists with their unnecessary vigilance. I do not consider you for BORDER GUARD.
    Today, only the first category of real and former military personnel of PV is entitled to drink. And it’s not a sin to drink for them!
  2. olifus
    olifus 28 May 2011 10: 22
    +2
    All Borders Happy Holiday!
  3. datur
    datur 28 May 2011 11: 51
    +1
    All Borders Happy Holiday!
  4. Sasha
    Sasha 28 May 2011 18: 35
    +1
    Border guards, Happy Holiday!
  5. Alena Frolovna
    Alena Frolovna 28 May 2015 15: 42
    +1
    Do not scold me, dear, do not scold me,
    That he kept the green cap

    That putting it on at least once a year
    I'm going to my comrades now.
    And they are already in a hurry to me,
    With a full flask on a soldier’s belt
    We hugged, shut up, hand to hand,
    Recall the service and its border troops.

    Ah, my cap, scorched youth,
    Your green silhouette is a memory of past years.

    Let us now have a completely different life,
    You rely on your friend, as before,
    He will never betray, fail,
    Without looking back you will go to death.
    Do not scold me, dear, do not scold me,
    That he kept the green cap
    And let her go under the temple
    And the border is and will be locked.

Сегодня День пограничника

Сегодня День пограничника


Есть такая профессия — Родину защищать! Эта «крылатая» фраза из художественного фильма В. Рогового «Офицеры», наверное, как нельзя лучше отражает смысл и суть профессии пограничника.

28 мая традиционно отмечают свой профессиональный праздник пограничники, несущие службу, кадровые офицеры и ветераны пограничных войск России, Беларуси, Украины, Кыргызстана.


В СССР День пограничника отмечался с 28 мая 1958 года и был установлен в связи с тем, что 28 мая 1918 года Декретом Совета народных комиссаров была учреждена Пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление погранохраны, в которое в полном составе перешли офицеры бывшего Управления отдельного корпуса погранстражи России.

Пограничники-летчики несут службу по охране воздушных границ. Пограничники-моряки несут службу по охране морских границ. На береговых заставах тоже несут службу пограничники. Служба пограничников очень опасна, но очень почетна. Свой профессиональный праздник пограничники отмечают с большим размахом.

Сегодня День пограничника

Значек пограничника Советского Союза (Фото: SeDmi, Shutterstock)

Без преувеличения можно сказать, что празднование этого дня исчисляется сотнями лет — с момента возникновения первых централизованных пограничных застав. Например, в Древней Руси для защиты от набегов кочевников и охраны ее рубежей использовались оборонительные сооружения — валы и засечная черта. Они возводились вдоль границ русских территорий. Для присмотра за ними создавалась засечная стража. Засечная стража — первое упоминание о пограничной службе.

День пограничника — это демонстрация боевой мощи этого рода войск, учреждение этого праздника также служит поднятию боевого духа солдат, исполняющих служебный долг перед народом, Родиной и государством.

Редакционная коллегия проекта «Календарь событий» искренне поздравляет служащих пограничных войск с профессиональным праздником. Желаем, чтобы подъемы «по тревоге» никогда не нарушали ваш сон, чтобы Родина всегда помнила и чтила своих мужественных защитников.

История пограничной службы в России


Границы государства российского отстаивались в испытаниях тяжелейших. По словам В.О Ключевского, «борьба со степным кочевником… длившаяся с VII I почти до конца XVII в., — самое тяжелое воспоминание русского народа…». Оборонительная система создавалась при Великом князе Киевском Владимире (980—1015 гг.), крепости-города строили по рекам. Первое известное письменное упоминание о границе — «Повесть временных лет», в которой есть распоряжение Великого князя Владимира по устройству пограничных городов по рекам Суле, Трубежу, Осетру и набору «лучших мужей» от славянских племен для «обережения земли русской», организации порубежной охраны южных и юго-восточных пределов Руси (988 г.). Заселяли их «мужиками лучшими от славян: новгородцами, кривичами, чудью и вятичами». В 30-е годы XI в. прибавилась такая же линия из13 городов по реке Рось, а во второй половине XI в. непрекращающиеся набеги половцев на южные окраины Руси вынудили создать третью линию из11городов по Днепру.

Дошли до нас и слова летописи о том, что Московский Великий князь Василий III «утвердил землю свою заставами» (1512 г.). Деятельность по непосредственной охране границы русского государства стала называться пограничной службой.

При царе Иване Грозном Российское государство увеличилось, рубежи его отодвинулись на юг и восток. 1 января 1571 г. начальником станичной и сторожевой службы Иван Грозный назначил «знаменитейшего воина своего времени» М.И.Воротынского, который отличился в походах против шведов, поволжских и крымских татар, а также при взятии Казани, будучи воеводой Большого полка. В феврале того же года под руководством Воротынского был разработан, а затем утвержден царем «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Этот документ по существу стал первым пограничным Уставом, определившим порядок службы по охране рубежей Московского государства. Сохранился и еще один важный исторический документ — Синодик Успенского собора. В него занесены имена погибших российских ратников на немецких, литовских и южных рубежах. Православная церковь молилась за «христолюбивое воинство русское», желая ему победы над врагом.

XVIII век — время крупных территориальных приобретений России, военных успехов, формирования Российской империи, проведения административных реформ. Эти деяния связаны прежде всего с именами Петра Великого, Екатерины II и выдающихся российских полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева. Например Суворов, будучи командиром Кубанского корпуса (с января 1778 г.), объехал весь край, составил его подобное топографическое описание, построил на реке Кубань 10 крепостей и редутов, наладил кордонную и разведывательную службу, организовал оборону Крымского полуострова, ввел систему сигнализации и оповещения между береговыми батареями и молодым Черноморским флотом. Укрепил границы в Финляндии и на Карельском перешейке.

Стражи порубежья уже в стародавние времена боролись с контрабандистами — переправщиками нелегальных товаров через границу. Пользовались популярностью, в частности, турецкие ятаганы, кремниевые пистолеты. Пограничную службу при Петре I несли сухопутные части, поселенные войска (ландмилиция) и казаки, а с 1782 до 1827 года согласно Указу Екатерины II «Об учреждении таможенной цепи» — вольнонаемная пограничная стража.

В Отечественную войну 1812 года казаки занимались разведкой, организацией партизанского движения в тылу противника, участвовали в Бородинском сражении.

После 1812 года экономика России развивалась ускоренными темпами, расширялась торговля с зарубежными странами. Вместе с тем разрастался на границе и контрабандный промысел. Таможенная вольнонаемная стража не всегда справлялась с этим потоком. Поворотным, в корне меняющим характер самой пограничной стражи явилось решение о ее преобразовании.

В 1823 году ставший министром финансов Е.Ф.Канкрин ввел новый таможенный тариф, резко повысивший пошлины на ввозимые иностранные товары. Таможенные доходы возросли с 30 до 81,5 миллиона рублей.

5 августа 1827 г. Е. Ф. Канкрин представил на утверждение императору Николаю I «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи». В документе отмечалось, что «главные перемены в этом положении состоят в твердом воинском разделении стражи, в назначении воинских командиров…»

К концу XIX века задачи стражи усложнились, что привело к выделению ее из таможенного ведомства. Инициатором преобразований стал министр финансов С.Ю.Витте. Указом Александра III (15 октября 1893 год) был образован Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС), шефом которого стал сам Витте. Указ от 15 октября 1893 года определил в числе основных задач погранстражи борьбу с контрабандой, а также охрануграницы.С 1893 по 1908 годы командиром Отдельного корпуса пограничной стражи был генерал от артиллерии А.Д.Свиньин.

Войска ОКПС включали в себя Управление, 7 округов, 31 бригаду, Беломорский и Керченский особые отделы, отряды и посты. Общая численность корпуса — 36 709 человек, из них генералов, штаб- и обер-офицеров — 1 033.

В 1901 году на базе Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги был создан Заамурский пограничный округ. Его задача состояла в охране от бандитских нападений дорог, станций, перегонов, разъездов, лесорубов. В начале войны с Японией заамурцы вступили в бой с врагом, воевали в Порт-Артуре, под Ляояном и Мукденом.

В 1893 году в состав ОКПС вошла также Балтийская таможенная крейсерская флотилия. В воспитании моральных принципов у пограничников важная роль принадлежала Русской православной церкви. В штате каждой бригады предусматривались должности священников.

С началом Первой мировой войны пограничники вошли в состав действующей армии (кроме двух среднеазиатских бригад) и воевали на различных фронтах. Многие из них стали Георгиевскими кавалерами. После Февральской революции, когда власть в Петрограде перешла к Временному правительству, пограничникам предлагалось «сохранять полное спокойствие». Несмотря на революционные потрясения, служба продолжалась. Однако обстановка на границе и в корпусе резко изменилась. Были отстранены от должностей командир корпуса Н. А. Пыхачев и начальник штаба Н. К. Кононов, многие генералы и офицеры. Начался распад корпуса.

Становление советской пограничной охраны проходило в трудное время. Старое разрушили, а нового не было создано. Не было уже Корпуса, но остались ветераны, продолжавшие службу. Их опыт был необходим для пограничной охраны Советского государства.

После революции функции наведения порядка в стране выполнял Петроградский Военно-революционный комитет (ВРК). Он проводил работу по упрочению Советской власти, обеспечению безопасности страны, в том числе по защите ее границ. Распоряжением ВРК от 3 (16) ноября 1917 года и Инструкцией комиссарам станции Торнео, других пунктов Европейской границы РСФСР, утвержденной ВРК 12 (25) ноября 1917 года, объявлялось о временном закрытии границы и о том, что выезд из страны и въезд в нее разрешается только ВРК за подписью специально уполномоченных лиц.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 мая 1918 года учреждалась пограничная служба, на которую возлагалась защита пограничных интересов РСФСР, а в пределах пограничной полосы— защита личности и имущества граждан. Первыми руководителями пограничной службы республики стали В.Р.Менжинский — нарком финансов, заместитель председателя ВЧК, а затем заместитель председателя ОГПУ ;А.Л.Певнев — военный руководитель Главного управления пограничной охраны РСФСР; П. Ф. Федотов — военный комиссар Главного управления погранохраны, член Военного совета пограничной охраны РСФСР.


Сегодня День пограничника

Биография Певнева — любопытный вариант развития человеческой судьбы. Кубанский казак, с 1892 года связавший свою жизнь со службой в армии, в 1900 году окончил Академию Генерального штаба. Участник русско-японской и Первой мировой войн встретил 1917 год в звании генерал-майора. Был награжден многими российскими орденами. Поступил на службу в Красную Армию в октябре 1917 года.

Гражданская война и иностранная военная интервенция несколько затормозили, но не остановили начавшийся поиск наиболее подходящей формы организации пограничной службы и создания пограничных войск в новых исторических и социально-политических условиях.

Среди первых руководителей погранохраны был и Андрей Николаевич Лесков — сын известного русского писателя Лескова. Свыше 30 лет отдал он службе погранохраны России. Полковник царской армии, отличный штабист внес большой вклад в подготовку командных кадров для погранвойск. В 1923 году он разработал Инструкцию по охране северо-западных границ, временно занимая в этот период должность начальника штаба Петроградского пограничного округа.

6 сентября 1918 года была введена пограничная форма, в частности, фуражки, папахи с зеленым верхом. Окончание гражданской войны и заключение договоров с сопредельными государствами об установлении дипломатических отношений и сотрудничестве открыли перед Советским правительством возможность более интенсивно и целенаправленно решать вопросы организации пограничной службы по всему периметру государственной границы Республики.

Остро встал вопрос подготовки начальствующего состава для войск ОГПУ. В 1923 году была открыта Высшая пограничная школа. В эти годы формировалась контрольно-пропускная служба погранвойск.

Только один пример. В декабре 1935 года японский дипломат пытался в двух чемоданах вывезти за границу через КПП «Негорелое» двух женщин-шпионок.

В годы становления контрольно-пропускной службы существовали меры ее материального поощрения: «Все100процентов суммы, выручаемой от реализации контрабанды, задержанной непосредственно погранохраной ГПУ (войска и органы), за исключением оплаты прямых и косвенных задержателей, передавать в ГПУ на улучшение вещевого и продовольственного снабжения погранохраны ГПУ и на улучшение борьбы с контрабандой».

Одной из важнейших задач Советской Республики в укреплении границ, их защиты явилась организация морской пограничной охраны, которая была завершена к концу 1923 года.

Капитан I ранга М. В. Иванов стал организатором морской пограничной охраны. Под его руководством на Балтике, Чудском и Псковском озерах была сформирована Финско-Ладожская флотилия, положившая начало возрождению морских сил пограничных войск.

С окончанием гражданской войны, когда были ликвидированы внешние фронты, пограничные войска сосредоточили свои усилия на борьбе со шпионами, засылаемыми в нашу страну иностранными разведками. За три года (1922—1925) только на участке пяти пограничных отрядов западной границы было задержано 2 742 нарушителя, из которых 675 оказались агентами зарубежных разведок.

В 1929 году — конфликт на Китайско-Восточной железной дороге, который разразился 10 июля и закончился разгромом группировки китайских войск к середине декабря этого же года. В восстановление нормальной обстановки на КВЖД вместе с войсками Особой Дальневосточной Армии и моряками Амурской военной флотилии внесли весомый вклад и пограничники.

В 30-е годы приобретает все большее значение применение служебных собак в охране границы. Служебное собаководство и следопытство в пограничных войсках становится самостоятельным направлением оперативно-служебной деятельности.

На боевом счету Героя Советского Союза Никиты Федоровича Карацупы, легендарного пограничника, проводника розыскной собаки, в 30-е годы знатного следопыта, 467 задержанных диверсантов, шпионов и других злоумышленников. Заставе Полтавка Гродековского пограничного отряда, где служил Н. Ф. Карацупа, присвоено его имя.

В соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 21 июля 1932 года в составе пограничной охраны и войск ОГПУ в 1932—1934 годах были сформированы первые авиационные отряды.

В середине 30-х годов активизировались действия японцев на Дальневосточной границе. 12 октября 1935 г. на участке заставы Волынка перешел границу отряд японских солдат. Пограничные наряды вынуждены были вступить в бой. На помощь им прибыла конная группа во главе с командиром отделения Валентином Котельниковым. Японцы были выдворены за пределы советской территории. Командир отделения в бою погиб. Узнав о его гибели, в пограничный отряд добровольцем прибыл служить его двоюродный брат Петр Котельников. Этот пример положил начало патриотическому движению молодежи «Брат - на смену брату».

В июле 1938 года на Дальнем Востоке в районе озера Хасан японцы развязали военный конфликт. В боях у высот Заозерной и Безымянной вместе с войсками стрелкового корпуса, осуществившего 11 августа разгром агрессора, участвовали бойцы Посьетского пограничного отряда.

В мае 1939 года японское военное командование развязало крупномасштабные боевые действия на территории Монгольской Народной Республики. В боях по отражению нападения и разгрому агрессора в районе реки Халхин-Гол в составе советских войск участвовал сводный батальон пограничников.

С первого и до последнего дня в войне с Финляндией принимали участие пограничники. За успешное выполнение заданий командования 4, 5, 6-й пограничные полки и Ребольский пограничный отряд были награждены орденом Красного Знамени. 1961 воин границы был награжден орденами и медалями, 13 удостоены звания Героя Советского Союза.

Героизм пограничников во время Великой Отечественной является общеизвестным историческим фактом. Немало было сделано пограничными войсками для налаживания мирной жизни после войны.

Если говорить о недавнем прошлом, то Федеральная пограничная служба — Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС-ГК ПВ РФ) была создана 30 декабря 1993 года указом Президента Российской Федерации №2318. В своем нынешнем виде ФПС существует с 30 декабря 1994 г. (указ Президента Российской Федерации №2245, согласно которому ФПС-ГК ПВ РФ переименована в Федеральную пограничную службу Российской Федерации). Пограничная служба Российской Федерации является правопреемником всех пограничных структур российского государства.

Сегодня День пограничника


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. mitrich 28 мая 2011 09:39
    Погранцов, служащих непосредственно на границе, ежедневно, в стужу и жару, в снег и дождь, охраняющих рубежи Великого Государства Российского, а также всех в свое время отслуживших на границе -СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ и ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ!
    А бездельников, скопившихся на погранпостах в аэропортах и узловых железнодорожных станциях, допустивших в Москву 200(!!!) вагонов "черкизовского" китайского палева и портящих своей ненужной бдительностью настроение выезжающим и приезжающим туристам- не поздравляю, т.к. за ПОГРАНИЧНИКОВ вас не считаю.
    Пить сегодня вправе только первая категория настоящих и бывших военнослужащих ПВ. И за них выпить не грех!
    mitrich
  2. olifus 28 мая 2011 10:22
    Всех Погранцов С Праздником!
    olifus
  3. datur 28 мая 2011 11:51
    Всех Погранцов С Праздником!
  4. Саша 28 мая 2011 18:35
    Пограничники ,с Праздником!
    Саша
  5. Alena Frolovna 28 мая 2015 15:42
    Не ругай меня, родная, не брани,
    Что зелёную фуражку сохранил,

    Что, надев её хотя бы раз в году,
    Я к товарищам своим сейчас иду.
    А они уже торопятся ко мне,
    С полной фляжкой на солдатском, на ремне,
    Мы, обнявшись, помолчим, к руке рука,
    Вспомним службу и свои погранвойска.

    Ах, фуражка моя, юность опалённая,
    Твой зеленый силуэт - это память прошлых лет.

    Пусть у нас теперь совсем другая жизнь,
    Ты на друга, как и прежде, положись,
    Никогда он не предаст, не подведёт,
    Без оглядки за тобой на смерть пойдёт.
    Не ругай меня, родная, не брани,
    Что зелёную фуражку сохранил,
    И пускай под ней сединки на виске,
    А граница есть и будет на замке.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня