Military Review

God blew and they disappeared

6
July 28 is the anniversary of the naval battle of Gravelin. On this day 426 years ago, the English fleet, under the command of Admirals Charles Howard and Francis Drake in the English Channel, defeated the Spanish-Portuguese "Invincible Armada" of the Duke of Medina Sidonia, sent to conquer Britain. And although the current historical reference books usually indicate the date of the battle on August 8, 1588, the British switched to the Gregorian calendar only in 1752, and in Julian this date falls on July 28.

Thanks to the victory in the Battle of Gravelino, England retained its independence and acquired the status of a great maritime power, and Spain began to gradually wrinkle and lose its former power until it turned from a world leader into a second-rate state on the periphery of Europe.
It can not be said that the Spaniards under Gravelina were defeated. Of the 139 warships, they lost only five, two of which sank, and three more were thrown onto the coastal shallows and were captured by the British allies - the Dutch. The casualties were about 600 people from more than 30 thousands of sailors and soldiers aboard the Armada ships. However, dozens of Spanish galleons, galleas and galleys were seriously damaged, and most importantly - after many hours of gunfire, the Armada ran out of ammo. The British in the evening, too, almost exhausted reserves of nuclei and gunpowder, but the Spaniards did not know about it. But they saw that, despite all their efforts, the enemy did not lose a single ship, and this plunged the Spanish sailors into dismay.

At a meeting of the Armada headquarters on the night of 28 on 29 in July, it was decided that the battle could not continue, and to return - because a strong wind was blowing in the opposite direction. There was only one thing left - to continue to move north, to make a huge loop around the British Isles and return to Spain from the northwest, across the Atlantic and the Bay of Biscay. The decision was forced and very risky, since the Atlantic storms posed a mortal danger to the riddled ships with torn gear. And so it happened: during the passage of Armada along the west coast of Ireland, a storm broke out and sank or smashed the ship 32 rocks, which killed about 10 thousands of soldiers and sailors. The rest of the ships scattered across the ocean and they returned to the Spanish ports one by one.

In total, according to various sources, from 63 to 67 ships returned. The fate of more than three dozen sailing ships remained unclear and eventually they were recorded as dead. Given their teams, the total number of irreparable loss of life in Spain and Portugal reached 20 thousand. Upon learning of this, Queen Elizabeth of England uttered the phrase in the headline. However, the British, too, were not up to the fun. Immediately after returning from battle in English navy an epidemic of an unknown deadly disease that resembled typhoid symptoms flared up. In a short time, more than 20 thousand sailors fell ill and almost nine thousand of them died.

The war between England and Spain continued 16 for years and ended in the 1604 year on condition that the status quo was maintained. A curious consequence of the Battle of Gravelino was the fact that thanks to him a potato came to Ireland. Sacks of potatoes, recently introduced into the diet of Spanish sailors and still unknown in the rest of Europe, were found by the Irish in the holds of the wrecked ships of the Armada, and the surviving crew members told what it was. Since then, the root crop from the New World has taken the main place on the tables of the Irish poor.



"Invincible Armada" on the way to Britain.



One of her ships - the Portuguese galleon "Flor do Mar" - "Sea Flower".



The English Swiftshire Galleon, commissioned in 1585 year.



Episode Gravelinskogo battle. British galleon "Vanguard" is fighting at close range with two Spanish galleons.



Another battle scene - the crew leaves the burning Spanish ship. Painting by Philip-James da Lutherburg.



Galleon "San Juan Batista". Some Spanish ships looked like this or even worse after the battle.
Above - a bronze breech-loading falconet used in the Spanish fleet in the XVI-XVII centuries.



The death of the galleas "Girona" during a storm off the coast of Ireland. Of the 1300 sailors, rowers and soldiers stationed on it, only nine survived. Such a large number of people on the Girona was explained by the fact that on the eve of it he had taken on board about 800 sailors rescued from previously killed Spanish ships.



Galeas "Anunsiada" is broken on the Irish coastal cliffs. This disaster also claimed hundreds of lives.

God blew and they disappeared


The Dutch are examining the Spanish galleon that has been thrown out onto the sandbanks and abandoned by the team.



Diving finds in the remains of one of the ships of the Armada: cast-iron and stone cores,
Bronze breech-loading small-caliber gun and charging chambers for it.

Armaty Armada

In addition to the note on the Battle of Gravelino, a small selection of photographs of the artillery shells used in this battle. Since many Spanish ships after the battle threw a storm on the coast of Ireland, the guns from them went to the Irish and are now on display in local as well as in English museums. These relics give an idea of ​​how the ship's artillery looked like in the second half of the 16th century.



Spanish bronze kulevrina caliber about four inches. At the time of Gravelina, cannon barrels already had trunnions, however, the four-wheeled gun-carriage for the era of sailing ships was not widespread. Such carriages appeared in England in the middle of the XVI century, later spread throughout the world and were used almost unchanged for 300 years. But the Spaniards to the 1588 year, this innovation has not yet reached, and they put their naval guns on two-wheeled carriages such as ground, only with small and, as a rule, solid wheels.

The carriages were very low, because the distance between the battery and upper galleon decks did not exceed one and a half meters. Even the undersized by modern standards, the then sailors had to walk on the battery deck, bent over in three deaths or on all fours, and they charged and directed the guns while sitting or kneeling.



Another Spanish cannon from the Armada ship at the Dublin Museum. Judging by the form, its carriage is clearly new.



Richly decorated English bronze cannon on a four-wheel machine made in our day according to drawings of the end of the XVI century. Such gun carriages made it possible to quickly roll guns after a shot, which increased the rate of firing. In the battles with the Spaniards, this gave the British sailors an advantage.



In the 16th-17th centuries, on the upper decks of Spanish ships, guns were often placed on ordinary land carriages, which, if necessary, could be lowered ashore and used in field battles or during sieges of fortresses. The pictures - one of these guns. The carriage is also new, but it completely copies the original.



Along with the bronze in the XVI century and iron tools were used. Their trunks were welded by forging from long strips of metal and additionally fastened with hoops, worn by the hot-fit method. This watercolor drawing shows what these trunks turned into from a long stay in sea water. On it is a cannon of one of the sunken ships of the Armada, found at the beginning of the XIX century. It is built into a primitive wheelless machine in the form of a simple deck. Such machines were widely used at the dawn of artillery in the XIV century. By the middle of the XVI century, they were considered hopelessly outdated, however, in the Spanish fleet, as is evident, such anachronisms also occurred.



And this is a falconet with a government charge. Small-sized breech-guns with interchangeable charging chambers appeared in the 16th century, but after about 100 years they fell out of use, since they only slightly exceeded muzzle-loading guns of similar caliber in the rate of fire, being much heavier, more expensive and more difficult to manufacture. In fact, these guns could produce at a fast pace only a few shots, until the supply of pre-charged cameras was exhausted. The “second coming” of breech-loading artillery, as is known, happened only in the second half of the XIX century.

The cannon in the picture is rather crudely cast in bronze. The pin of the mounting fork is broken off.



Drawing a gun similar to the one depicted in the upper photo, but of a larger caliber. It is installed on the "Spanish" two-wheeled carriage, to the bed of which are interchangeable charging chambers.
Author:
Originator:
http://vikond65.livejournal.com/222137.html
6 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Prager
    Prager 1 November 2014 10: 06
    +2
    just a great article! with pleasure, thanks to the author!
  2. tlauicol
    tlauicol 1 November 2014 10: 19
    +2
    breech-loading guns of antiquity - interesting
  3. Reader
    Reader 1 November 2014 13: 36
    +3
    It is interesting that the Anglo-Saxons constantly bombard Russia with claims that the Russians say they win thanks to winters and frosts. But they themselves survived thanks to the storm.
    By the way, there is an interesting parallel between England and Japan. No wonder Japan is sometimes called Asian England. Once the Japanese were also saved by a storm that sunk the flotilla of Khan Khubilai.
    1. Jin
      Jin 3 November 2014 19: 09
      +2
      Quote: Reader
      It is interesting that the Anglo-Saxons constantly bombard Russia with claims that the Russians say they win thanks to winters and frosts.


      Well yes. Only none of them recalls Kursk Bulge, Khalkhin GolFor example, Manchurian operation. The war of the Turks in the Crimea, where they were carried tight. Also Kulikovo field, Borodino, Nevsky battle... Different eras, the result is one and there was no frost there ...
  4. Weniamin
    Weniamin 1 November 2014 15: 18
    +2
    Photos are interesting, thanks. And at the expense of the battle - after familiarization of the battle of the Azov brig with the Turkish battleships - as Ostap Bender said: "Unclean work."
  5. Cristall
    Cristall 1 November 2014 15: 51
    +5
    Quote: Reader
    Once the Japanese were also saved by a storm that sunk the flotilla of Khan Khubilai.

    Well, it is not known what would have happened - but the Divine wind did save.
    In general, weather and climate affect the scene of human battles so much ... after all, sometimes an ordinary wind can cause defeats (for example, raising dust)
    But naval battles all the more. Remember how many Romans gathered their fleet. Being a completely land country, they had to fight with the sea (Carthage) experienced and possessing a large fleet.
    It was the stubbornness of the Romans who, time after time, lost the fleet from storms (even after victories) and gathered this fleet again and again and again to Carthage ...
    In general, the battle of Portugal + Spain (Philip so hated Elizabeth) against England + Holland in itself is interesting only in that the storm and British actions thwarted the landing attempt.
    But Bozhenka, about whom the Spaniards spoke so often (that he would grant victory over the apostates by the British), honestly, threw the righteous Catholics. The truth did not give joy to many Englishmen (the epidemic was terrible ... the royal court fell ill) By the way, with the epidemics the British simply had a pipe. This despite the fact that they are an island country - but they were generously brought infection from the continents.
    Thanks to the author for the article. Mention that the firewalls also contributed. The fact that the Spaniards were really overwhelmed. What this episode reminded me of the situation near Sevastopol when the Russian fleet was considering whether to go out against the Armada of the Allies (they were also overloaded with an amphibious assault) ... Although the World Cup will return the favor to the Allies and cruelly. But the Russians did not dare.
  6. sub307
    sub307 3 November 2014 15: 34
    +1
    It was interesting to read, thanks.
  7. Grande_amigo
    Grande_amigo 3 November 2014 19: 30
    0
    when in childhood I read and re-read a book about diving searches for a team of enthusiasts of the Armada remnants. it was exciting!

Бог дунул и они исчезли

28 июля - годовщина морского сражения при Гравелине. В этот день 426 лет назад английский флот под командованием адмиралов Чарльза Ховарда и Фрэнсиса Дрейка в проливе Ла-Манш нанес поражение испано-португальской "Непобедимой Армаде" герцога Медина-Сидония, посланной для завоевания Британии. И хотя нынешние исторические справочники обычно указывают в качестве даты сражения 8 августа 1588 года, англичане перешли на григорианский календарь только в 1752 году, а по юлианскому эта дата выпадает на 28 июля.

Благодаря победе в Гравелинском сражении Англия сохранила независимость и приобрела статус великой морской державы, а Испания начала постепенно хиреть и терять былое могущество, пока не превратилась из мирового лидера во второразрядное государство на периферии Европы.
Нельзя сказать, что испанцы при Гравелине были разгромлены. Из 139 боевых кораблей они потеряли всего пять, два из которых затонули, а еще три - выбросились на прибрежные отмели и были захвачены союзниками англичан - голландцами. Людские потери составляли около 600 человек из более чем 30 тысяч матросов и солдат, находившихся на кораблях Армады. Однако десятки испанских галеонов, галеасов и галер получили серьезные повреждения, а главное - у Армады после многочасовой перестрелки закончились боеприпасы. У англичан к вечеру тоже почти иссякли запасы ядер и пороха, но испанцы об этом не знали. Зато они видели, что, несмотря на все их усилия, враг не потерял ни одного корабля, и это повергло испанских моряков в уныние.

На совещании штаба Армады в ночь с 28 на 29 июля было решено, что бой продолжать невозможно, возвращаться - тоже, поскольку сильный ветер дул в противоположном направлении. Оставалось только одно - продолжать движение на север, сделать огромную петлю вокруг Британских островов и вернуться в Испанию с северо-запада, через Атлантику и Бискайский залив. Решение было вынужденным и очень рискованным, поскольку атлантические штормы представляли смертельную опасность для изрешеченных ядрами судов с порванными снастями. Так и случилось: при проходе Армады вдоль западного побережья Ирландии разыгралась буря и утопила или разбила о скалы 32 корабля, на которых погибло около 10 тысяч солдат и матросов. Остальные корабли разметало по океану и они возвращались в испанские порты поодиночке.


Всего, по разным данным, вернулось от 63 до 67 кораблей. Судьба еще более трех десятков парусников осталась невыясненной и со временем их записали в погибшие. С учетом их команд общее число безвозвратных людских потерь Испании и Португалии достигало 20 тысяч. Узнав об этом, английская королева Элизабет произнесла фразу, вынесенную в заголовок. Впрочем, англичанам тоже было не до веселья. Сразу после возвращения из боя в английском флоте вспыхнула эпидемия неизвестного смертельного заболевания, похожего симптомами на тиф. За короткое время заболело более 20 тысяч моряков и почти девять тысяч из них умерли.

Война между Англией и Испанией продолжалась еще 16 лет и закончилась в 1604 году на условиях сохранения статус-кво. Любопытным последствием Гравелинского сражения стало то, что благодаря ему в Ирландию попал картофель. Мешки с картошкой, недавно введенной в рацион испанских моряков и еще неизвестной в остальной Европе, ирландцы находили в трюмах разбитых кораблей Армады, а выжившие члены экипажей рассказали, что это такое. С тех пор корнеплод из Нового света занял главное место на столах ирландской бедноты.

Бог дунул и они исчезли


"Непобедимая Армада" на пути к Британии.

Бог дунул и они исчезли


Один из ее кораблей - португальский галеон "Флор до мар" - "Морской цветок".

Бог дунул и они исчезли


Английский галеон "Свифтшир", введенный в строй в 1585 году.

Бог дунул и они исчезли


Эпизод Гравелинского сражения. Британский галеон "Вэнгард" ведет бой на близкой дистанции с двумя испанскими галеонами.

Бог дунул и они исчезли


Еще одна сцена битвы - команда покидает горящий испанский корабль. Картина Филиппа-Джеймса да Лутербурга.

Бог дунул и они исчезли


Галеон "Сан Хуан Батиста". Примерно так или даже хуже выглядели многие испанские корабли после сражения.
Вверху - бронзовый казнозарядный фальконет, применявшийся в испанском флоте в XVI-XVII веках.

Бог дунул и они исчезли


Гибель галеаса "Жирона" во время шторма у берегов Ирландии. Из 1300 матросов, гребцов и солдат, находившихся на нем, выжило только девять человек. Столь большое количество людей на "Жироне" объяснялось тем, что накануне он взял на борт около 800 моряков, спасенных с погибших ранее испанских кораблей.

Бог дунул и они исчезли


Галеас "Анунсиада" разбивается об ирландские прибрежные скалы. Эта катастрофа тоже унесла сотни жизней.

Бог дунул и они исчезли


Голландцы осматривают выбросившийся на отмель и покинутый командой испанский галеон.

Бог дунул и они исчезли


Водолазные находки в останках одного из кораблей Армады: чугунные и каменные ядра,
бронзовая казнозарядная малокалиберная пушка и зарядные каморы для нее.

Арматы Армады

В дополнение к заметке о битве при Гравелине - небольшая подборка фотографий артиллерийских орудий, которые использовались в этом сражении. Поскольку многие испанские корабли после боя выбросило штормом на побережье Ирландии, орудия с них достались ирландцам и сейчас выставлены в местных, а также в английских музеях. Эти реликвии дают представление о том, как выглядела корабельная артиллерия во второй половине XVI века.

Бог дунул и они исчезли


Испанская бронзовая кулеврина калибром примерно в четыре дюйма. Во времена Гравелина у пушечных стволов уже были цапфы, однако "классический" для эпохи парусных судов четырехколесный орудийный лафет еще не получил широкого распространения. Такие лафеты появились в Англии в середине XVI века, в дальнейшем распространились по всему миру и почти без изменений применялись на протяжении 300 лет. Но до испанцев к 1588 году это нововведение еще не дошло и они ставили свои морские орудия на двухколесные лафеты типа наземных, только с маленькими и, как правило, сплошными колесами.

Лафеты были очень низкими, поскольку расстояние между батарейной и верхней палубами галеонов не превышало полутора метров. Даже низкорослым по современным меркам тогдашним морякам приходилось ходить по батарейной палубе, согнувшись в три погибели или на четвереньках, а пушки они заряжали и наводили сидя или стоя на коленях.

Бог дунул и они исчезли


Еще одна испанская пушка с корабля Армады в музее Дублина. Судя по виду, ее лафет явно новодельный.

Бог дунул и они исчезли


Богато украшенная английская бронзовая пушка на четырехколесном станке, сделанном в наши дни по чертежам конца XVI века. Такие лафеты позволяли быстрее накатывать орудия после выстрела, что повышало темп ведения огня. В боях с испанцами это давало английским морякам преимущество.

Бог дунул и они исчезли


На верхних палубах испанских кораблей в XVI-XVII веках нередко размещали орудия на обычных наземных лафетах, которые можно было при необходимости спустить на берег и использовать в полевых сражениях или при осадах крепостей. На снимках - одна из таких пушек. Лафет тоже новодельный, но он полностью копирует оригинал.

Бог дунул и они исчезли


Наряду с бронзовыми в XVI веке применялись и железные орудия. Их стволы сваривали ковкой из длинных полос металла и дополнительно скрепляли обручами, надетыми методом горячей посадки. Этот акварельный рисунок показывает, во что превращались такие стволы от долгого пребывания в морской воде. На нем - пушка одного из затонувших кораблей Армады, найденного в начале XIX века. Она встроена в примитивный бесколесный станок в виде простой колоды. Подобные станки широко применялись на заре артиллерии в XIV веке. К середине XVI века они считались уже безнадежно устаревшими, однако в испанском флоте, как видно, встречались и такие анахронизмы.

Бог дунул и они исчезли


А это - фальконет с казенным заряжанием. Казнозярядные пушки небольшого калибра со сменными зарядными каморами появились в XVI вере, но примерно через 100 лет вышли из употребления, поскольку они лишь ненамного превосходили в скорострельности дульнозарядные пушки аналогичного калибра, будучи при этом гораздо тяжелее, дороже и сложнее в производстве. Фактически эти пушки могли произвести в быстром темпе только несколько выстрелов, пока не исчерпывался запас заранее заряженных камор. "Второе пришествие" казнозарядной артиллерии, как известно, случилось только во второй половине XIX века.

Орудие на снимке довольно грубо отлито из бронзы. Штырь крепежной вилки отломан.

Бог дунул и они исчезли


Прорисовка пушки, аналогичной той, что изображена на верхнем фото, но более крупного калибра. Он установлена на "испанском" двухколесном лафете, к станине которого подвешены сменные зарядные каморы.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/222137.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Prager 1 ноября 2014 10:06
    просто отличная статья! с удовольствием проплюсовал, спасибо автору!
  2. тлауикол 1 ноября 2014 10:19
    казнозарядные орудия древности - интересно
  3. Чтец 1 ноября 2014 13:36
    Интересно что англосаксы постоянно шпыняют Россию утверждениями что мол русские побеждают благодаря зимам и морозам. Но сами уцелели благодаря шторму.
    Кстати прослеживается занятная параллель между Англией и Японией. Не зря Японию иногда называют азиатской Англией. Когда то японцев также спас шторм потопивший флотилию хана Хубилая.
    1. Jin 3 ноября 2014 19:09
      Цитата: Чтец
      Интересно что англосаксы постоянно шпыняют Россию утверждениями что мол русские побеждают благодаря зимам и морозам.


      Ну, да. Только ни кто из них не вспоминает Курскую Дугу, Халхин Гол, например, Манчжурскую операцию. Войну турок в Крыму, где их вынесли наглухо. То же Куликово поле, Бородино, Невскую битву... Разные эпохи-результат один и морозов там не было в помине...
      Jin
  4. Weniamin 1 ноября 2014 15:18
    Фото интересные, спасибо. А на счёт битвы - после ознакомления боя брига "Азов" с турецкими линейными кораблями - как говорил Остап Бендер: "Нечистая работа."
  5. Cristall 1 ноября 2014 15:51
    Цитата: Чтец
    Когда то японцев также спас шторм потопивший флотилию хана Хубилая.

    Ну там неизвестно что бы было--но Божественный ветер таки спас.
    Вообще погода и климат настолкьо влияют на сцену человеческих сражений... ведь порой обычный ветер может стать причиной поражений(к примеру подняв пыль)
    ну а морских сражений тем более. Вспомните сколько Римляне собирали свой флот. Будучи абсолютно сухопутной страной должны были воевать с морской(Карфаген) опытной и обладающей нехилым флотом.
    Именно упертость римлян раз за разом терявшими флот от штормов(даже после побед) и снова и снова собиравшими этот флот и снова на Карфаген...
    В общем сражение Португалии+Испании (Филипп так ненавидел Елизавету) против Англии+Голландии само по себе интересно лишь тем что шторм и действия англичан сорвали попытку десанта.
    Ну а Боженька, о котором так часто говорили испанцы(что он дарует победу над вероотступниками англичанами) честно говоря кинул праведных католиков. Правда не подарил радость многим англичанам(эпидемия страшная была...королевский двор поболел) Кстати с эпидемиями у англичан просто труба была. Это при том что они островная страна--но к ним щедро везли с континентов заразу.
    Автору спасибо за статью. Упомяну что брандеры тоже внесли вклад. То что испанцы реально перегружены были. Что этот эпизод напомнил мне ситуацию под Севастополем когда русский флот размышлял выходить ли против Армады союзников(они тоже были перегружены десантом)...Хотя ЧМ вернет должок союзникам и жестоко. Но русские не рискнули.
  6. sub307 3 ноября 2014 15:34
    Интересно было почитать, спасибо.
  7. Grande_Amigo 3 ноября 2014 19:30
    когда то в детстве читал и перечитывал книгу про водолазные поиски команды энтузиастов остатков Армады. было увлекательно!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня