Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Война гидронавтов

Война гидронавтов


Недавно мир облетела новость о поиске подводных лодок, заполонивших шведские фьорды. Подобные сообщения были регулярными в 70–80-е годы прошлого столетия и позволяли существенно увеличивать военный бюджет скандинавской страны под разговоры о «советской подводной угрозе». С другой стороны, справедливости ради надо сказать, что наши подводники сами время от времени давали такой повод.

ТАНКИ В ШВЕДСКИХ ВОДАХ


В 1981 году вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна села на мель советская дизель-электрическая подводная лодка «C-363», быстро прозванная остряками «Шведский комсомолец». По официальной версии – из-за поломок оборудования и ряда ошибок в навигационном счислении. Командир лодки капитан 3 ранга Петр Гущин позднее был снят с должности и отправлен служить в береговые части, но скандал получился знатным. Однако, на сегодня – это единственный достоверный случай нахождения советской подводной лодки у шведских берегов.

Правда, примерно в это же время ведущие аналитики НАТО и военно-морской разведки США вывихнули себе мозги, разглядывая фотографии морского дна, на которых был четкий отпечаток… гусеницы танка. Появились предположения о новых «подводных танках» противника, способных двигаться по дну, о подводных лодках «на гусеницах», опускающихся на дно, о бурении и закладке ядерных боеприпасов у берегов других стран и т.д.

И лишь небольшой круг людей знал, как появился этот след. Эти люди назывались гидронавтами.

ОПЕРАЦИЯ «НЕКТОН»

В сентябре 2015 года Главное управление глубоководных исследований Минобороны России (ГУГИ) отметит полувековой юбилей. Создаваемые в годы холодной войны глубоководные комплексы и люди, работавшие на них, выполнили главную задачу – был сохранен паритет противостоявших держав. А начиналось все с сенсационного рекорда.

…23 января 1960 года информационные агентства облетела сенсационная новость: швейцарец Жак Пикар и американец Дон Уолш на глубоководном аппарате «Триест» достигли дна Марианской впадины – глубочайшего места Мирового океана. Покорение «подводного Эвереста» глубиной 10 912 метров вошло даже в школьные учебники.

В 200 милях к юго-западу от Марианской впадины расположен остров Гуам – крупнейшая военно-морская база США. А покоритель глубин Дон Уолш был не просто исследователем, а офицером ВМС США. Погружение в Марианскую впадину было частью секретной программы ВМС США, носившей название «Операция «Нектон».

Позже Пикар в книге «Глубина 11 тысяч метров» напишет: «Во время этих опытов нафаршированный гидрофонами «Триест», являвший собой идеальное подслушивающее устройство в сравнении с любым надводным кораблем, стал базой измерений проходимости знаменитого «звукового канала»…

Речь идет о своеобразных колеях для звуков. Эти каналы стали одним из открытий военных лет; была установлена их зависимость от температуры, солености и давления толщи воды. Попадая в такую колею, звук уже не может выйти из нее и движется в заданном направлении на огромное расстояние, иногда на тысячи километров. Одни звуковые каналы возникают временно, другие, по всей видимости, существуют достаточно долго. Они образуются на определенной глубине. По мере понижения температуры скорость звука уменьшается, но глубже, с увеличением давления, она вновь возрастает. В результате появляется зона, где звук проходит с наибольшей скоростью, – это и есть «звуковой канал»; он как бы изолирует звуковую волну от поверхности и дна, где она угасает».

Дело в том, что субмарины имеют ряд недостатков. Во-первых, у них нет иллюминаторов, под водой они плывут практически «вслепую», по навигационным приборам. Во-вторых, под водой они не могли получить сообщение с базы или от другой лодки. Для этого надо всплывать или выдвигать антенну. Звуковые же каналы давали возможность кораблям выходить на связь с лодкой, даже если она находилась под толщей воды. А рекордное погружение, по мнению специалистов, было лишь легендой для прикрытия исследований в области звукоподводной связи и гидроакустики.

В ходе тех исследований американцы, вероятно, изучали еще один важнейший вопрос – на какой глубине можно устанавливать гидрофоны системы СОСУС (SOSUS), предназначенные для обнаружения и опознавания подводных лодок. Дело в том, что субмарина при движении издает шум. Разместив на дне океана гирлянды «жучков», американцы получили возможность «прослушивать» его и определять направление на источник сигнала. Исчезло главное преимущество подводной лодки – скрытность.

В начале 60-х годов станция НАТО на мысе Гаттерас впервые обнаружила нашу дизельную подводную лодку, а через две недели станция на острове Барбадос – уже атомную.

Советскому Союзу необходимо было что-то противопоставить вероятному противнику.

Имевшиеся на вооружении рабочие подводные аппараты были рассчитаны для погружений лишь на 200–300 метров. Не было и специалистов с опытом длительной работы на глубине. Так и был создан 19-й Центр Министерства обороны, правопреемником которого стало ГУГИ.

ДОРОГА В БЕЗДНУ

Первых гидронавтов отбирали точно так же, как и первых космонавтов.

– Отбор начинался с проверки здоровья, – рассказывает старший гидронавт-испытатель, бортинженер наблюдательной камеры полковник медицинской службы Алексей Киселев. – К отбору были допущены офицеры, отслужившие в экипажах подводных лодок не менее пяти лет и имевшие опыт как минимум трех «автономок».

Сохранить стопроцентное здоровье после пяти лет, проведенных в тесных отсеках подлодок в боевых походах, смогли далеко не все. В среднем 49 кандидатов из 50 отсеивались. Сначала на медкомиссиях флотов, которые они «по легенде» проходили как водолазы-глубоководники (слово «гидронавт» тогда не произносилось вслух), а затем уже в ходе углубленных медицинских обследований в специальных отделениях флотских госпиталей. И в дальнейшем гидронавты ежегодно проходили двухнедельное стационарное обследование. Малейшие отклонения от жестких нормативов по здоровью служили веским основанием, как говорят на флоте, «к списанию».

Первым кандидатам досталось больше всего. По словам врача-гидронавта Алексея Киселева, из-за значительного рентгеновского облучения в ходе длительных медицинских обследований были отмечены даже многочисленные нарушения в анализах крови (к счастью, обратимые). Но тогда еще было мало опыта, не были сформированы методики и критерии отбора. К слову, и это, в том числе, послужило причиной того, что гидронавтами стали несколько медиков. Они должны были следить за состоянием здоровья сослуживцев и анализировать собственные ощущения. Вот только роскошь иметь «просто медика» в глубоководном аппарате, экипаж которого состоял всего из трех человек, позволить никто бы не смог. Да и в созданных позднее атомных глубоководных станциях, экипажи которых достигали десятка и более человек, медики «попутно» отвечали за регенерацию, системы жизнеобеспечения и даже… приготовление пищи. Хотя в случае необходимости, как и все члены экипажа, могли управлять глубоководным аппаратом.

– В январе 1978 года, в первый день на новом месте службы, вхожу в отдел, знакомлюсь с офицерами и представляюсь: «Майор медицинской службы Киселев Алексей, врач с атомной подлодки Камчатской флотилии», – вспоминает ветеран гидронавтики. – А там человек 12 сидят, занимаются. Каждый за своим столом, справа и слева по внушительной стопке технических описаний, инструкций, чертежей и схем. Сел за дальний свободный стол, открыл первую попавшуюся папку. А там электросхемы какие-то, чертежи механизмов, описания. Захлопнул ее, сижу, думаю, зачем мне это дали? Я же медик.

Вот так выглядели средства снятия информации с наших подводных кабельных линий связи. (Иллюстрации предоставлены автором.)

Как оказалось, различий не делалось. Через два года врач стал бортинженером-гидронавтом, практически получив еще одну, теперь уже инженерную специальность, и совершил первый глубоководный спуск. В дальнейшем обучение приравняли к курсу академического образования, и следующим выпускникам даже выдавали диплом общесоюзного образца, где в графе «специальность» было написано «гидронавт». Диплом выдавали после успешной сдачи госэкзаменов и разрешали… подержать в руках пять минут. После чего документ уносили, и в дальнейшем гидронавты его не видели.

Если добавить сюда, что ряд нормативных документов помогали создавать космонавты Звездного городка, то становится понятным, отчего у гидронавтов и космонавтов сложились очень доверительные, а порой и дружеские отношения. Правда, встречались они чаще не по работе, а в Кремле. На награждениях, где большинство присутствующих удивлялось Золотым Звездам Героев на парадных морских тужурках. Хотя есть одно серьезное отличие. Космонавту редко удается побывать в космосе во второй и тем более в третий раз. Гидронавту редко удается ограничиться таким числом погружений. Только в одном боевом походе каждый совершал не менее двух.

ГЛУБИНЫ ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ

В ноябре 1971 года американская разведывательная субмарина тайно проникла в советские территориальные воды. Подлодка искала подводный кабель, связывающий штаб Камчатской военной флотилии, ракетный полигон «Кура» и базу подводных лодок со штабом Тихоокеанского флота. Водолазы-глубоководники вышли из лежащей на грунте ПЛ и установили оборудование, индукционным способом «снимавшее» информацию с линии. Перехват продлился несколько суток, а сама операция получила поэтичное кодовое наименование «Колокольчики плюща».

А в сентябре 1972 на вооружение американских подводников поступил «кокон» – так называли новый, усовершенствованный аппарат для автоматического съема и записи информации, передаваемой по подводной кабельной линии связи. Устройство было создано компаний «Белл» по заказу Отдела подводной разведки РУМО (Разведывательное управление Министерства обороны США). Первая модель длиной шесть метров, диаметром метр и весом шесть тонн позволяла непрерывно «снимать» информацию с кабеля уже не несколько суток, а в течение месяца. Весной 1978 года американской разведкой принято решение об установке «кокона» на подводном кабеле в Баренцевом море на линии связи, соединяющей Северодвинск с Мурманском.

Спустя некоторое время экземпляр «кокона» был доставлен командованию ВМФ СССР. Стало понятно, что перед гидронавтикой отныне стоит задача охраны подводных кабельных линий связи. Для этого были нужны уже глубоководные аппараты с большей автономностью. И хотя усовершенствованный вариант «кокона» (прозванный «камбалой») американцы стали снабжать самоликвидатором, это не помешало гидронавтам регулярно выходить на «лов «камбалы».

Помимо этого существовал и ряд задач, доступных уже только гидронавтам. На дне, на глубинах, недоступных водолазам, лежат остатки кораблей, подводных лодок и самолетов. Как отечественных, так и зарубежных, включая самые современные образцы. В каждом из них почти всегда присутствует секретная аппаратура, документы, образцы вооружения, которые должны быть своевременно добыты и изъяты. И здесь в погоне за знаниями побеждает тот, у кого совершеннее техника.

ОТ «АРХИПЕЛАГА» ДО «ЛОШАРИКА»

Первый отечественный глубоководный комплекс был спроектирован в режиме чрезвычайной секретности. Назывался он «Архипелаг», состоял из трехместной погружаемой капсулы и специальной подлодки-носителя. Погружаемый аппарат отделялся от подводной лодки (в свою очередь, находящейся в подводном положении) и «уходил» вниз, словно пуповиной привязанный к субмарине-носителю прочным трос-кабелем. Комплекс показал неплохие результаты, постепенно специалисты довели спуски до глубины 2000 метров. Но первые погружения происходили в автоматическом режиме. Следующим шагом следовало повторить их уже с экипажем.

Видимо, подвел режим секретности. Соблюдая его, руководство Центра не стало привлекать к работе над комплексом специалистов-подводников и тем более «гражданских» проектировщиков. Комплекс в целом и наблюдательная камера в частности имели ряд конструктивных недостатков, что едва не привело к трагедии. Пять суток гидронавты на глубинах до двух километров и их коллеги на подлодке-носителе боролись за глубоководный аппарат. Капсулу сохранить не удалось, экипаж чудом смогли спасти.

Оргвыводы после потери аппарата были сделаны, и руководить Центром был назначен капитан 1 ранга Николай Истратов (впоследствии контр-адмирал), который привел вместе с собой опытных подводников.

Следующим глубоководным комплексом стал «Селигер», где были учтены ошибки предшественника и который успешно эксплуатировался долгие годы, пока «оборонка» создавала необходимую технику.

Особенностью глубоководных спускаемых аппаратов является наличие гайдропа. Это термин пришел из воздухоплавания и ранее означал лишь веревочный или цепной канат, сбрасываемый из корзины аэростата при спуске на землю. Под водой его задача – достичь дна ранее спускаемого аппарата, предотвратить резкий удар о грунт и увеличить положительную плавучесть. Так вот, не мудрствуя особо, гидронавты в качестве гайдропа использовали… звенья гусениц от трактора. Десяток-другой состыкованных траков при необходимости даже не жалко оставить на дне, обрезав трос, благо их всегда можно выменять на берегу у трактористов на универсальную флотскую валюту, именуемую в кругах ценителей «шилом».

Именно гайдроп и оставил на дне четкий след, едва не взорвавший мозг натовским аналитикам. Представить, что русская смекалка будет привычно использовать подручные материалы на рекордных глубинах, никто из них не мог.

Со временем появились другие глубоководные аппараты, в том числе и АГС (атомные глубоководные станции). Имеющие ядерную энергетическую установку и солидную автономность, эти аппараты способны выполнять задачи на глубине 2000 метров и более. И хотя здесь также присутствует традиционная связь с субмариной-носителем, необходимость в «пуповине» отпала. «Малышей» (как называли гидронавты АГС) скрытно, в подводном положении доставлял к месту работ атомоход-носитель. Далее «малыш» отсоединялся от лодки и исчезал в глубине на несколько суток или, при необходимости, недель.

На просторах Интернета время от времени проскальзывают сообщения о «Лошарике». Такое неофициальное название получила глубоководная станция первого ранга АС-31 (обозначение НАТО – NORSUB-5), которая имеет ряд конструктивных особенностей. Корпус станции, по неподтвержденной информации, собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса. Говорят, именно из-за особенности конструкции судостроители и прозвали АС-31 «Лошариком» (по аналогии с советским мультипликационным персонажем).

БИТВА ЗА АРКТИКУ

Уже ни для кого не секрет, что Россия активно внедряется в Арктику и претендует на Арктический шельф – это акватория площадью около 26 млн кв. км, где сосредоточены огромные ресурсы нефти, газа, твердых полезных ископаемых и где их счет идет на миллиарды тонн условного топлива. В соответствующую комиссию ООН к весне будущего года должна быть представлена Заявка Российской Федерации, в которой будут содержаться серьезные научные материалы и доказательства, собранные экспедицией «Арктика-2012».

В частности, в качестве доказательств в комиссию будут представлены результаты бурения коренных пород, а также донно-каменный материал с поверхности дна. Для поиска участков бурения был предложен неординарный подход: использовать подводные лодки Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ. Был сформирован геолого-геофизический комплекс на базе двух ледоколов, подводной лодки «Оренбург» и атомной глубоководной станции АС-31.

Более того, в состав экипажа «Лошарика» (АС-31) для обеспечения достоверной геологической интерпретации получаемых данных был включен геолог, сотрудник ВНИИОкеангеология (Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). Наверное, такого «пассажира» на АГС еще не было…

При помощи манипуляторов глубоководного аппарата были отобраны четыре образца коренных пород общей массой 200 кг, при этом отбор сопровождался видеорегистрацией.

Сравнивая результаты бурения, полученные в ходе зарубежной экспедиции «ACEX-302» на хребте Ломоносова в Северном Ледовитом океане и отечественной экспедиции «Арктика-2012» на поднятии Менделеева, специалисты утверждают, что наши аргументы бесспорны. Ведь зарубежные коллеги достигли пород осадочного чехла с возрастом 80–90 млн лет (поздний мезозой). А в процессе российской экспедиции отобраны породы с возрастом 260 млн лет (поздний палеозой), что, безусловно, свидетельствует о приоритете России.

Причиной успеха явилась возможность осуществить донное бурение не «вслепую», а на найденных «Лошариком» обнажениях коренных пород – эскарпах. Это новая страница в истории отечественной гидронавтики. И это, вероятно, дальнейшее направление ее развития. Ведь гидронавты побеждают в войнах и битвах, не вступая в бой.
Автор: Роман Бойков
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/spforces/2014-11-07/14_hydronaft.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. Сергей Ситников 8 ноября 2014 18:33
    Война, война, война((( как все достало и все достали с войнами а... давайте лучше жить в удовольствие!
    1. сибирский немец 8 ноября 2014 18:45
      так чтобы жить в удовольствие нужно быть готовыми к войне
      1. Альф 8 ноября 2014 22:00
        Цитата: сибирский немец
        так чтобы жить в удовольствие нужно быть готовыми к войне

        Старая как мир истина-ыi vis paсem-para bellum, хочешь мира-готовься к войне.
        1. санёкБич 9 ноября 2014 00:18
          Homo homini lupus est - из того же корыта.
          санёкБич
    2. Гигант мысли 8 ноября 2014 18:56
      Настоящие герои - гидронавты, столько лет остающиеся в тени, делающие такую важную и нужную для страны работу. Удачи вам, нынешние гидронавты, чтобы число погружений у вас равнялось количеству всплытий.
      1. Удав КАА 8 ноября 2014 20:48
        Цитата: Гигант мысли
        Настоящие герои - гидронавты, столько лет остающиеся в тени,

        Первый раз слово "гидронавт", я услышал в 1973 году. тогда на обложке журнала "Советский воин" красовалась фотография 3-х капитанов 2 ранга с Золотыми звездами Героя Советского Союза на груди. Вот тогда-то и стало интересно: А за что Героев дали!? Это потом выяснилось, что это был экипаж "глубоководного аппарата".
        А потом и решаемые ими задачи вышли из небытия, но оставались они за двумя нулями. Теперь и фото "Лошарика"(кликабельно) в Тырнете можно найти...
        Но по-прежнему нет фото героев-акванавтов. А вот космонавтов -- навалом! Это так, к слову!
    3. ВСО 8 ноября 2014 18:57
      "Помни войну"-вице-адмирал С.О.Макаров,лозунг в рабочем кабинете.
    4. Гражданский 8 ноября 2014 19:15
      Автору спасибо за труд! Одна из серьезно засекреченных тем! Нам не надо информации, нам главное знать что мы там есть!
      1. хрыч 8 ноября 2014 21:26
        А, Вам не показалось, что это фуфло писателя фантаста, начиная с "триеста", каких-то псевдонаучных «звуковых каналалах», ну и происхождение следов на дне скандинавов от гайдропа в виде звеньев гусениц от трактора, вымененых за пойло у трактористов, тупой бредятиной попахивает. В топку автора Романа Бойкова со своим романом.
        1. Альф 8 ноября 2014 22:02
          Поинтересуйтесь в интернете такими терминами как "звуковой канал" и "слой скачка".
          1. хрыч 9 ноября 2014 08:44
            И, что? И причем тут "Триест", что там Пикард, взрывами занимался?
            Звуковые же каналы давали возможность кораблям выходить на связь с лодкой, даже если она находилась под толщей воды. А рекордное погружение, [b]по мнению специалистов[/b], было лишь легендой [/b] для прикрытия исследований в области звукоподводной связи и гидроакустики.

            В ходе тех исследований американцы, [b]вероятно[/b], изучали еще один важнейший вопрос – на какой глубине можно устанавливать гидрофоны системы СОСУС (SOSUS), предназначенные для обнаружения и опознавания подводных лодок.

            Такие фразы, как "вероятно", "по мнению" каких-то "специалистов", говорят о домыслах автора. А фраза, что такое сложнейшее погружение во впадину лишь "легенда", просто шедевральный перл автора, не требующий комментариев. Плюс конечно зафиксировать взрыв за сотню киллометров это одно, а хотя бы шум работы двигателя это иное, тем более, что субмарины плавают не на таких уж и чудовищных глубинах, где эти, "изолирующие слои" присутствуют и этот эффект имеет место быть, ну и использование этого тупо для связи с кораблями, ну чушь несусветная.
            1. ava09 9 ноября 2014 09:35
              А твои фразы говорят об инквизиторском сознании. Извини...
              1. хрыч 9 ноября 2014 09:47
                Нет, не извиню. Есть такая демократия, плюрализм и свобода слова, за это даже СССР порушили, а чуть раньше Царя батюшку расстреляли. На мой вопрос: "Вам не показалось?" меня назвали темным, нацистом и ... инквизитором. Ну, не понравилась мне объяснение одной из загадок ХХ века в виде алкашей трактористов и что. Я лично видел съемки этих следов по ТВ, еслиб автор это же соизволил сделать тоже, то версию о гайдропах акванавтов не втюхивал бы.
        2. Алексей_К 8 ноября 2014 22:21
          Да, в нацистской Германии практиковалась отправка инакомыслящих в топку. Вы к этой же категории истопников относитесь?
          1. хрыч 9 ноября 2014 09:27
            Просвященная Европа всегда, что-то жгла, Македонский сжег библиотеку Персеполя, вместе с жителями, Цезарь сжег Александрийскую библиотеку, католики, вообще, тысячи лет всё и всех жгли и пр. Никон сжигал старые книги вместе со староверами. Но то, что немцы пожгли труды Марксов, Энгельсов и всяких Кафок, то это с учетом опыта цивилизации не самый страшный проступок, а с учетом личности авторов, даже полезный. Что до лохокоста, то это спорное утверждение ибо массовых захоронений, как к примеру по расстрелянным польским военнослужащим, не обнаружено, сжигание в печурках 6 млн. тел физически не состоятельно и самое страшное - уменьшение популяции европейских ашкеназов поразительно совпало с увеличением популяции в Америке, Австралии и ... Ср.Азии и на Урале. Вот и приходится в развитых странах принимать законы за отрицание, а то бывшим "узникам" немцы платить перестанут. Вот десятки миллионов погибших советских граждан никого не заботят, этож не библейский народ, и погибли в основном от бомб и голода, а не от крысиного яда и не в печурках, которые ассоциируются с главнейшим преступлением нацистов, даже в воображении Алексея_К.
        3. tolian 9 ноября 2014 00:52
          Хрыч, Вы тёмный человек. Поинтересуйтесь , что за система у американцев под названием "Сефард". Для обнаружения аварийной посадки космонавтов в океане. Построена с использованием звукового канала. Обнаруживает космонавтов в любой точке всех океанов.
          1. хрыч 9 ноября 2014 08:24
            Сефарды - вообще, испанские евреи. Что она, ваша светлость, обнаруживает в любой точке всех океанов? Что молоть -то, есть физика распространения звуковых волн в воде и других средах, ничего чудесного за последние столетия не изобретено и Коэффициент затухания, который отражает быстроту убывания амплитуды с течением времени, никто не смог отменить, кроме фантастов, конечно. Ну, существует особенность, как "звуковой канал" и что? Причем тут "Триест" и пьяницы трактористы?
    5. Первуша Исаев 8 ноября 2014 20:18
      вообще в строительстве подлодок Россия имеет абсолютный приоритет если ПЕРВУЮ подводную лодку отослали в голландию 17в,хотя кроме рисунков наподобии Леонардо ничего из доказательств представлено не было,в России первая подлодка была говорят построена при петре на что остались доказательства в виде чертежей.В 19 веке Россия так же имела первородства в реализации подводных апаратов
      http://historius.narod.ru/spravka/podplav/index.htm
      русские изобретатели Александровский и Джевецкий работали над двигателями подводных лодок.
      Первый скафандр изобрёл опять таки русский изобретатель Гаузен в 1829г.
      http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st006.shtml
      Я это к чему? а как тогда назывались эти люди ,которые в скафанндрах и подводных лодках осваивали глубины? Только не акванафты,а ВОДОЛАЗЫ И МОРЯКИ ПОДВОДНИКИ, так что разглагольствовать про "акванафтов"не стоит...
      Первуша Исаев
      1. Удав КАА 8 ноября 2014 20:58
        Цитата: Первуша Исаев
        так что разглагольствовать про "акванафтов"не стоит...

        Я вам поставил + за ваш пост, НО!!!
        Ваши рассуждения неверны: Акванавты начинаются после 1000м. Платан был глубоководной боевой ПЛ, и то решали по классификации. А там где 6,0 км над тобой -- какие к чертям собачьим "подводники в скафандрах"! Поэтому, я с вами полностью согласен: "разглагольствовать про "акванафтов"не стоит".
        С уважением. КАА.
        1. Первуша Исаев 8 ноября 2014 21:30
          Цитата: Удав КАА
          Акванавты начинаются после 1000м


          то есть до 1000м была вода ,а ниже уже аква, так что ли? а кто такую черту провёл? не подскажете ли...
          Первуша Исаев
          1. Алексей_К 8 ноября 2014 22:24
            Учёные подвели такую черту, также как космонавт, а не лётчик. Вас слово космонавт не смущает?
            1. Первуша Исаев 8 ноября 2014 23:40
              Цитата: Алексей_К
              Учёные подвели такую черту, также как космонавт, а не лётчик. Вас слово космонавт не смущает?


              я немного занимаюсь словесностью и поэтому не склонен доверять ,как вы сказали" учёным",которые к месту и не к месту употребляют иностранщину во вред родной речи,тем более ,что ,как я уже упоминал -приоритеты наши,а правила ,как раз таковы- кто первый открыл ,тот первый и назвал. Объясню если ВОДОЛАЗЫ -это те которые в воду лазают ,а МОРЯКИ это те ,которые на кораблях в море несут службу и зачем было ,что то менять в морской терминологии не ясно,впрочем мне ясно.Что касается вашего "космоса" то тут действительно русского аналога нет,поэтому ,хоть по гречески,хоть по латыни,впрочем можно и по русски КОСМОЛЁТЧИК, если бы СПИРАЛЬ пошла...
              Первуша Исаев
    6. хрыч 8 ноября 2014 21:12
      Сайт-то военный, да, Вам батенька на сайт Дома-2. Шутка конечно drinks
      1. Алексей_К 8 ноября 2014 22:28
        Хрыч: "Сайт-то военный, да, Вам батенька на сайт Дома-2. Шутка конечно"

        Сайт не военный, а просто около-военный. Т.е. все кому не лень обсуждают открытую информацию о вооружениях и политике.
    7. Tjeck 8 ноября 2014 21:54
      хочешь мира? готовься к войне! не зря испанцы и французы постоянно по щам получали..
  2. EvilCat 8 ноября 2014 18:47
    Вот не отслеживал специально всю информацию по подводным лодкам. Но конкретно по этой лодке инфа публиковалась самая самая. Например, что они под берегами Швеции производили разведочное бурение. Это бред. Нет, не так. ЭТО БРЕД! Я должен в подобную чушь верить? Ну, нафиг.
    1. Дюк 8 ноября 2014 18:50
      Цитата: EvilCat
      Вот не отслеживал специально всю информацию по подводным лодкам. Но конкретно по этой лодке инфа публиковалась самая самая. Например, что они под берегами Швеции производили разведочное бурение. Это бред. Нет, не так. ЭТО БРЕД! Я должен в подобную чушь верить? Ну, нафиг.

      Скорее не бурение, а съем информации с кабелей подводной связи.
  3. RONIN-HS 8 ноября 2014 18:48
    Исследования глубоководных районов Океана - очень сложная техническая задача. А по степени опасности для подводников сопоставима с полетами в ближний космос на околоземную орбиту. Тем более вызывает заслуженное уважение труд подводников и инженеров, выполняющих свою ежедневную работу под грифом "секретно". Но мы видим, что проходит время и народ вновь обретает своих Героев. И это правильно.
    Дай вам Бог, ребята, здоровья и удачи, успехов и возвращения на базу, домой. good
    1. ВСО 8 ноября 2014 19:00
      Присоединяюсь.
    2. timer 8 ноября 2014 19:23
      От себя добавлю следующее:
      Во первых, всего на 1-2% изучена человечеством 70% планеты покрытом водой.
      Во вторых, развитие подводного снаряжения,машин,механизмов и материалов есть высокотехнологическая часть промышленности не уступающая по сложности НИОКР военным,электронным.
      В третьих,представьте на минуту,что ученые России смогут создать и построить небольшой город под водой!Это же революция в градостроительстве и смежных науках!
      timer
      1. demon1978 8 ноября 2014 20:31
        Цитата: timer
        В третьих,представьте на минуту,что ученые России смогут создать и построить небольшой город под водой!Это же революция в градостроительстве и смежных науках!


        А чё представлять-то???!!! request Они МОГУТ построить небольшой город под водой!!!А МОГУТ и не небольшой!!!! yes смотря сколько денег выделят,и сколько при этом "отпилят"
        Освоение океанского дна неизбежна,причём очень скоро(ИХМО),поверхности НЕ ХВАТИТ так стремительно растущей популяции сапиенсов
  4. izGOI 8 ноября 2014 18:59
    Автору: решпект и уважуха. Как будто попал в "доукраинское" ВО. И хотя хорошие, интересные материалы встречаются и сейчас, всё находится под "завалами" статей о Руине и Хунте. Так что я "душой отдохнул". Да и услышал разгадку , про "танковые следы на морском дне"(слышал о них ещё с 80-х), ну а лодку С-363, сам неоднократно вспоминал в коментариях. Ещё раз: Спасибо автору!!!
    1. Алексей_К 8 ноября 2014 22:39
      Трудно представить, что бы светлая конструкторская мысль додумалась о траках от танков или тракторов, когда проще "смастерить" нормальное грузило, при конструировании глубоководных аппаратов. Уж скорее это можно предположить, как издёвку над американцами, как своего рода насмешку. Пусть сломают голову над подводными танками, над невероятной технической глупостью. Ведь проще сделать подводные транспортные субмарины и на глубине до 5 метров делать подводное десантирование, чем с грохотом и с черепашьеё скоростью шлёпать траками по дну Балтики от России до Швеции (к примеру).
    2. Удав КАА 8 ноября 2014 23:38
      Цитата: izGOI
      ну а лодку С-363, сам неоднократно вспоминал в коментариях.

      Был лично знаком с персонажами "секретного фарватера", но вот посадку "Эски" так близко от берега даже не предполагал!
  5. bmv04636 8 ноября 2014 18:59
    я так понимаю "Лошарик" может сделать шурф установить закладку и .... например при помощи направленного действия произвести досрочное образования острова например Калифорния wassat
    1. Удав КАА 9 ноября 2014 00:37
      Цитата: bmv04636
      я так понимаю "Лошарик" может сделать шурф установить закладку и .... например при помощи направленного действия произвести досрочное образования острова например Калифорния

      Вы полагаете, что В.Жириновский в открытом эфире разболтал страшную гостайну, когда заявил, что атлантическое побережье СШАйки заминировано ядерными фугасами!?
  6. ВСО 8 ноября 2014 19:03
    Статья понравилась.Признаюсь,слышал об этом очень мало.Хотелось бы подробнее,кто-нибудь знает где можно посмотреть?
    1. Игарр 8 ноября 2014 19:14
      Посмотреть можно в советском мультфильме - "Шпионские страсти". Шутка.
      Тот самый, где сплошные Сидоровы-Сидорцевы-Сидорчуки захватывают в бассейне шпиенскую лодку.
      Есть там кадры, когда эта шпионская субмарина шла через Красное море, из шара, стоявшего на дне, выскакивал водолаз и фотографировал лодку. Это и есть Лошарик.

      ...Подробнее и цельным материалом не найти.
      Если только поискать - а с чего вдруг наши так загорелись строить титановые аппараты.
      Взять материалы по Sealab -ам американским. Наши Спруты в Черном море.
      Американцы шли по пути автоматизма. Наши по пути личного присутствия.
      Кстати, наш космонавт заявил публично - на глубинах более 500 метров люди могут дышать водой. Кислородом, растворенным в воде. Доказал подобное Френсис Фалейчик, американец.
      Ссылочка такая вот - ...http://earth-chronicles.ru/news/2011-07-14-3371
      1. ВСО 9 ноября 2014 01:00
        Мультик этот с детства люблю.За информацию спасибо.
  7. Игарр 8 ноября 2014 19:05
    Зубодробительный материал. Бесподобный!
    Правда, связка Лошарика и обнажениий коренных пород малопонятна. Где-то тут "зарыта такая собака", что до сих пор говорить нельзя.
    ...
    Эх, Советский Союз, ЧТО ты мог!
    Создал великолепнейших, ответственнейших людей!
    А осилить - рукойводителей, не смог.
    И погиб.
  8. Игарр 8 ноября 2014 19:23
    Просмотрел свои материалы.
    И вдруг наткнулся - ".. Известен случай, когда человеку удалось выжить после подъема с глубины 500 м. Шестого октября 1969 года у Гавайских островов затонула советская атомная подводная лодка К-191. Лодка легла на грунт на глубине 500 метров. На подлодке было пять водолазных костюмов - для наружных аварийных работ. Был брошен жребий. Пять моряков получили шанс выжить. Однако от такого перепада давления не спасает даже самый совершенный гидрокостюм. В калифорнийском госпитале делали все возможное, чтобы спасти советских подводников. В течение шести месяцев, не справившись с кессонной болезнью, скончались двое из уцелевших подводников. Троим оставшимся предстояла еще долгая, изнурительная борьба за жизнь. Впереди было семь лет госпиталей, тяжкого лечения, полного переливания крови каждые три-четыре месяца. Пережить это, вернуться к нормальной жизни удалось одному. Еще двое скончались спустя шесть лет."
    Отсюда - ..http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=580
    ...
    и еще вот - http://markus.spb.ru/navalochnaya/glubina.shtml
    1. Сергей С. 8 ноября 2014 20:04
      Информация недостоверная.
      Подводную лодку в нашем флоте "К-191" вообще не припомню.
      1. Игарр 8 ноября 2014 21:21
        Сам-то с удивлением прочитал такое.
        Есть и еще - ..http://2sim-market.ru/forum/6-20-1....раскрыть -Шесть минут до жизни.
        ..
        у меня веры нет в это. А писанина есть.
        1. BFG9000 9 ноября 2014 02:07
          Посмотрел я на эту писанину про к-191. Это не лодки попутали, это просто буйная фантазия. Чушь конкретная. Пишет про 5 комплектов легководолазного снаряжения на всю лодку , ни слова про ИДА-59, да там много перлов, даже развенчивать муйню лень.

          в общем, вот
          http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/05/19/13957/print/
          BFG9000
      2. BFG9000 9 ноября 2014 01:25
        Может речь идет о К-129, которая затонула в 68-м около Гавайев?
        BFG9000
    2. Алексей_К 8 ноября 2014 22:57
      Иггар: На подлодке было пять водолазных костюмов - для наружных аварийных работ


      У меня ощущение, что статья, на которую Вы ссылаетесь - ложь. Даже в годы Второй Мировой войны на советских подлодках каждый подводник имел изолирующий дыхательный аппарат. В фильме "72 метра" видно, что эта традиция до сих пор не отменена. Эта статья похожа на провокацию против СССР, вот мол какие жестокие "советские", всего 5 аппаратов для спасения на весь огромный экипаж.
  9. polkovnik manuch 8 ноября 2014 19:41
    Что поделать , не зря говорят :"хочешь мира ,-готовься к войне" О гидронавтах знал еще в училище (заканчивал в 79 ), даже рапорт писал ,пытался поступить в отряд -не взяли !Может потому еще и живой !
  10. MainBeam 8 ноября 2014 19:58
    Спасибо. Познавательно
  11. Нормаль ок 8 ноября 2014 20:16
    Множество людей были готовы совершать подвиги оставаясь в неизвестности. Потому, что была убеждённость в правильности того, что делают. Убеждённость, что наша страна того стоит. И эта убеждённость - важнее техники (хотя без неё - тоже ни куда smile ).
  12. stonks 8 ноября 2014 20:18
    Из этой статьи узнал о существовании техники, которую раньше считал фантастической.
    Круто!!!
    А "гусеничный скандал" помню, хотя давно это было...
  13. voliador 8 ноября 2014 21:06
    Спасибо автору, это для меня новая тема. Прочитал с удовольствием.
  14. стайер 8 ноября 2014 22:18
    Тоже почитал с удовольствием.
    Если разобраться, то на глубинах ниже 3000м побывало людей меньше, чем в космосе. А на глубинах ниже 6000м побывало людей меньше, чем на Луне.
    Российской гидронавтике успехов и процветания.
  15. SveTok 8 ноября 2014 22:36
    Интересная информация, спасибо.
  16. Комментарий был удален.
  17. Evgeniy-111 9 ноября 2014 00:26
    Есть форум, по-моему, израильский, где обсуждают атомные глубоководные станции. Там есть довольно много фото ПЛ разных проектов, в том числе с шарообразными отсеками. Вот только ссылка больно уж страшная.
    Но, может быть, у кого-нибудь получится зайти.

    http://waronline.org/fora/index.php?threads/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B
    %D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%
    D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8.1858/
  18. Айболит64 9 ноября 2014 01:15
    Слава России и народу.
  19. Комментарий был удален.
    1. стайер 10 ноября 2014 09:01
      Цитата: urrawpot
      Фамилии космонавтов в студию. НЕ знаю ни одного 3,14ндоса,что был на Луне.А в сказки не верю.
      Может китайцы или мы были на Луне?
      Что нагло-саксы,действительно,круто делают,так это 3,14здят о своих достижениях.

      Я как раз не верю в новые версии от Рен-ТВ и Прокопенко. А верю космонавту Леонову, смотрел с ним интервью. Так он четко говорит, что во время высадки америкoсов на Луну, наши пристально следили за этим процессом. Слушали их разговоры, видели (локализовали) источник радиопереговоров. И СССР однозначно признал это за америкой. Любой подвох в те времена был бы разоблачен и высмеян на весь мир. А СССР не отказалась бы от лунной программы.
      Что касаемо съемок для ТВ, то НАСА особо не скрывает, что для лучшего восприятия некоторые моменты были пересняты в павильоне.
      Америка не оспаривает запуск первого спутника и первого космонавта за СССР, не надо уподобляться Укрoпским СМИ и выдавать желаемое за действительное.
      1. Первуша Исаев 10 ноября 2014 09:28
        Цитата: стайер
        А верю космонавту Леонову, смотрел с ним интервью. Так он четко говорит, что во время высадки америкoсов на Луну, наши пристально следили за этим процессом.


        видите ли сам Леонов ,как бы сказать помягче СЛИШКОМ МНОГО ОБЩАЛСЯ С АМЕРИКАНЦАМИ такие связи даром не проходят Леонов просто испачкался об американскую ложь и поэтому сам стал жить по кривде...
        читайте исследования профессора Попова А.И."ПОЛЁТ СОЮЗ-АППОЛОН"
        http://bolshoyforum.com/wiki/Попов_А.И:_Полет_«Союз-Аполлон»_"Введение"
        ;
        Первуша Исаев
        1. стайер 10 ноября 2014 09:35
          Леонов не является тем кто следил за америкoсами. И не он подтверждал, что они летали на Луну. Я верю официальным заявлениям Советского руководства. Во времена Холодной войны было не просто признать это за американцами.
          1. Первуша Исаев 10 ноября 2014 09:40
            Цитата: стайер
            Леонов не является тем кто следил за америкoсами. И не он подтверждал, что они летали на Луну. Я верю официальным заявлениям Советского руководства. Во времена Холодной войны было не просто признать это за американцами.


            ваши слова за аргуметацию никак отнести нельзя ,существует уже ОГРОМНОЕ количество фактов подтверждающих амерскую голивутскую ложь,а самые последние -это вот исследования Попова насчёт союзааполона,вы бы сначала прочитали ,а возражали бы потом...
            Первуша Исаев
  20. Lyton 10 ноября 2014 04:20
    Траки от трактора, изобретательно, сами того не подозревая свернули мозги вражеским аналитикам, как то смотрел документальный фильм, где ученый сказал у нас космос под ногами, имея в виду мировой океан и он изучен меньше, чем над головой, а подводные города это видимо неизбежное будущее в которое сейчас верится с трудом.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня