Российские судостроители всё больше ориентируются на военные заказы

31
Судостроение в РФ всё больше ориентируется на военные заказы. Несмотря на то, что гражданских судов было построено больше, 80 % выручки верфям принесли военные корабли, сообщает Коммерсантъ.



«В 2014 году объём заказов, выполненных судостроителями РФ, упал на 41%, до 177 судов. Количество построенных судов сократилось как в гражданском, так и в военном секторе – верфи сдали 112 гражданских судов (63% от общего портфеля) и 65 военных кораблей, в 2013 году эти показатели были на уровне 170 (56%) и 131 судно соответственно. Но в денежном выражении рынок снизился относительно уровня 2013 года всего на 3%, до 219,9 млрд. руб.», – приводит газета данные агентства «Infoline-Аналитика».

Это произошло благодаря военным заказам, на которые пришлось около 80 % (177,7 млрд. руб.) от общего портфеля. «Например, в прошлом году северодвинский "Севмаш" сдал две атомные подлодки общей стоимостью 61 млрд. руб., тогда как стоимость выполненных гражданских заказов упала на 26,5%, до 44,1 млрд. руб.», – пишет «Ъ».

В этом году тенденция роста доли военных заказов сохраняется. По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в 2015 г. стоимостные объёмы гражданского заказа снизятся до 15 %.

«При резком росте процентных ставок по кредитам и лизингу и стагнации в промышленности объёмы спроса на суда у российских заказчиков будут сокращаться», – отметил он и подчеркнул, что «снижение цен на нефть и санкции чреваты переносом проектов на шельфе и ставят под угрозу строительство на российских верфях танкерного флота, обслуживающих судов и платформ».

С этим согласился ряд судостроителей, отметив, что «перспектива полноценного запуска "суперверфи" "Звезда" на Дальнем Востоке (проект "Роснефти", ОСК и ГПБ) в 2018 году выглядит весьма туманной с учетом затянувшегося строительства и несформированного портфеля заказов».

«Есть проблемы со строительством шельфовой техники на астраханском "Росшельфе". Например, в 2014 году платформа ЛСП-1, заказанная ЛУКОЙЛом, была выведена в море далеко не в финальной стадии готовности и сейчас достраивается вахтовым методом», – сказали источники газеты.

«В итоге, – отметили собеседники "Ъ", – в отрасли, крупнейшие верфи ("Севмаш", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи" и др.), традиционно ориентированные на гособоронзаказ, продолжают уделять ему наибольшее внимание». А других мощностей, способных выполнять гражданские заказы, пока не создано.

«Гражданское направление чаще развивается в рамках не самых крупных верфей, таких как Окская судоверфь», – сказал один из источников. Другой собеседник подчеркнул: «Сейчас, при отсутствии компетенций по строительству сложной шельфовой и гражданской техники, очевидно, что заказы на неё продолжат уходить на зарубежные, в первую очередь корейские верфи, и реальных, а не запланированных предпосылок к перелому тенденции пока нет».

Источники добавили, что на фоне сокращения расходов на оборону могут сократиться и военные заказы. На переоснащение ВМФ до 2020 г. планируется выделить 4,7 трлн. руб. В первую очередь средства должны пойти на закупку новых образцов кораблей (надводных и подводных), а также на ремонт и модернизацию.

«Но в дело может вмешаться нестабильная экономическая ситуация: в рамках госпрограммы за черту 2017 года уже перенесено более 500 млрд. руб., и подобная практика будет использоваться в дальнейшем», – сказал источник "Ъ" в правительстве.

Кроме того, замминистра обороны Юрий Борисов заявил в 2013 г., что «флоту нужны корабли со сроком службы не 30, а 50 лет, способные пройти пять-шесть модернизаций». Таким образом, «военные будут стремиться уходить от практики закупки большого количества кораблей, и эта позиция в Минобороны осталась неизменной», – заключает газета.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    5 марта 2015 12:54
    Куй железо, пока горячо.
    Россия всегда должна оставаться морской державой.
    1. Portoss
      +3
      5 марта 2015 12:56
      5 минут назад эту статью в "Коммерсанте" прочитал. Военные реально загрузили верфи. Но Николаевских верфей всё-таки не хватает, чтобы скорее начать свой авианосец строить.
      1. +10
        5 марта 2015 13:06
        Цитата: Portoss
        Но Николаевских верфей всё-таки не хватает, чтобы скорее начать свой авианосец строить.

        Там ещё остались те, кто может его строить?
      2. +3
        5 марта 2015 13:09
        Цитата: Portoss
        5 минут назад эту статью в "Коммерсанте" прочитал. Военные реально загрузили верфи. Но Николаевских верфей всё-таки не хватает, чтобы скорее начать свой авианосец строить.

        Ага, о том же подумал.
        1. +2
          5 марта 2015 14:16
          Разве можно сравнивать по количеству, в судостроении. Раньше за год подводили итоги по тоннажу выпущенных кораблей. Разве можно сравнивать катера к примеру с АПЛ.
          За то время, что строится АПЛ, катеров можно наклепать не один десяток.
    2. +1
      5 марта 2015 13:00
      Да, времечко! - И спад экономический, и кораблей надо наклепать немало, на "радость" супостату. И много ещё чего надо!
    3. +1
      5 марта 2015 13:15
      Российский флот должен быть океанским, как в советские времена, поэтому наши верфи должны быть загружены на все 100%.
      1. 0
        5 марта 2015 13:19
        И много пассажиров в СССР плавали по океанам? Может у вас есть данные о пассажиропотоках на советских океанских лайнерах, тогда дайте ссылочку.
        1. +3
          5 марта 2015 13:54
          Навскидку: "Михаил Светлов" ту-туууу))))))


          Какие пассажиропотоки,только туризм.А вот речной флот-да,там действительно был пассажиропоток
      2. +4
        5 марта 2015 13:26
        Согласен. При этом все 100 процентов должны быть военными кораблями!
    4. Комментарий был удален.
    5. +1
      5 марта 2015 13:38
      это очень плохо - получается что новые гражданские суда в нашей стране по большей части импортные - как и самолёты - а это деньги которые кормят не российских рабочих а
      корейцев френчев и фрицев - непорядок
      1. +2
        5 марта 2015 13:58
        Почему плохо? Верфи ВСЕ загружены работой. Военные заказы- это контроль за качеством.
        За корейцами нам не угнаться,ниша отечественного судостроения -это уникальные корабли: атомные ледоколы,плавучие АЭС, ледостойкие буровые.
    6. денис fj
      0
      5 марта 2015 14:53
      Вот и задумаешься иной раз о Госплане...Не всегда рынок-хорошо!
  2. +3
    5 марта 2015 12:56
    До США и лететь надо и по морским маршрутам тоже - всё ближе знамя победы над конгрессом!!!
  3. +1
    5 марта 2015 12:56
    Перевооружение флота должно быть прериотетным.
    1. FACKtoREAL
      -1
      5 марта 2015 13:08
      belay а остальных (с перевооружением) "по-боку" пустить ? crying
  4. Portoss
    +2
    5 марта 2015 12:58
    Цитата: Teberii
    Перевооружение флота должно быть прериотетным.

    Это как это?
    1. +1
      5 марта 2015 13:06
      Флот очень наукоемких процесс.А наш флот устаревает,на танках по океану не про катиться
  5. +1
    5 марта 2015 12:58
    Нужна серьезная государственная поддержка. Сильный флот один из гарантов безопасности
    1. +1
      5 марта 2015 13:29
      Чем больше заказов у судостроителей, в том числе и военных, тем меньше безработных в стране, значит и жизнь будет лучше, вот он локомотив нашего благосостояния - государственный оборонный заказ.
  6. 0
    5 марта 2015 13:02
    Сколько простаивали, сколько теперь догонять!
  7. 0
    5 марта 2015 13:02
    медленно, но верно
  8. +1
    5 марта 2015 13:07
    Не смотря на то, что военно-морской флот и дорогая игрушка, России флот необходим. Без него Россия будет уязвима. Хотелось бы кораблей побольше, и разных, и побыстрее. Очень медленно строим (мне так кажется).
  9. +7
    5 марта 2015 13:07
    Поддерживаю форумчан, в том, что у России должен быть сильный военный флот. НО! Позиции в гражданском секторе кораблестроения терять нельзя ни в коем случае. Каждый заказ на верфи другой страны - деньги в чужой карман, а их у нас и так не очень шибко. Надо что-то думать по поводу доведения до ума верфи "Звезда" на Дальнем Востоке.
    1. +1
      5 марта 2015 13:18
      Цитата: Корсар0304
      Каждый заказ на верфи другой страны - деньги в чужой карман,


      Не только... Это также утрата темпов возврата старых и наработок новых технологий, обучения и воспитания молодых, высокопрофессиональных специалистов всех уровней... Без флота (не только военного, но и гражданского) России не вернуть имперского величия... А как хочется !!!
  10. +1
    5 марта 2015 13:10
    Так не в этом ли и была мечта ПЕТРА !!! hi
  11. +8
    5 марта 2015 13:34
    Ну что ж весьма неплохо. В этом году ВМФ должны получить:
    Надводные корабли:
    -фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (ноябрь 2015 года)
    http://tass.ru/spb-news/1704648

    - фрегат пр. 22350 "Адмирал флота Касатонов". Спущен на воду 12.12.2014. Спущен на воду в высокой степени готовности. Сформирована надстройка и вертолетный ангар. Окрашен корпус. Учитывая сроки передачи флоту "Горшкова", вероятнее всего нет.

    Находящийся у стенки ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в стадии достройки фрегат "Адмирал флота Касатонов" - второй корабль проекта 22350. Санкт-Петербург, январь 2015 года
    -СКР проекта 11356 "Адмирал Григорович" проходит швартовные испытания.Ориентировочный срок сдачи-весна.

    Завершенный постройкой для ВМФ России головной фрегат модифицированного проекта 11356 "Адмирал Григорович" в плавучем доке ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" на покраске корпуса и проведении "обвязки" для размагничивания. Калининград, 18.02.2015. Начало заводских ходовых испытаний корабля ожидается в марте 2015 год
    -СКР пр. 11356 "Адмирал Эссен" (ЧФ)-возможно, но маловероятно (?)
    -СКР пр. 11356 "Адмирал Макаров". Выведен из эллинга. Идёт насыщение оборудованием. Завершающая стадия формирования корпуса. Скорее всего в этом году спустят на воду, но флоту передадут в следующем.
    -корвет проекта 20385 "Гремящий" (СФ)-планировался в этом году, но на воду еще не спущен, плюс проблемы с немецкими двигателями МТU
    -корвет пр.20380 "Совершенный" (ТОФ)-возможно, вероятность крайне мала, еще не спущен на воду
    -БДК пр. 11771 "Иван Грен". Корабль достраивается на плаву, в апреле запланированы швартовные испытания.
    http://flotprom.ru/2015/186790/
    -МРК пр. 21631 "Зеленый Дол" (ЧФ)
    -МРК пр. 21631 "Серпухов" (ЧФ)
    -БТЩ пр. 12700 "Александрит" "Александр Обухов". Проходит швартовые испытания. Ориентировочный срок сдачи-IV квартал 2015 года.
    -ДКА пр. 21820 "Дюгонь" "Лейтенант Римский-Корсаков" (БФ)
    -ДКА пр. 21820 "Дюгонь" "Мичман Лермонтов" (БФ)
    -5 патрульных катеров проекта 03160 "Раптор" (ЧФ) 3 проходят испытания, первый должен быть сдан в первом квартале).
    -патрульный катер пр.БК-16 (ЧФ)-проходит испытания
    Подводные лодки:
    -Б-262 "Старый Оскол" пр. 636.6 (ЧФ-проходит швартовые испытания.По плану-июнь 2015 года
    -Б-265 "Краснодар" пр. 636.6 (ЧФ). По плану должна быть спущена на воду в апреле, передана ВМФ в ноябре
    Итого: 2 ДЭПЛ, 11 надводных кораблей (6 точно) и 8 катеров.
    1. +2
      5 марта 2015 13:58
      Вспомогательные:
      -Спасательное судно пр. 21300С "Игорь Белоусов"

      -Океанографическое судно проекта 22010 "Янтарь"

      -Средний разведывательный корабль проекта 18280 "Юрий Иванов"

      Из ремонта планируют вывести:
      - РКР пр. 1164 "Маршал Устинов"
      1 декабря 2014 года официальный представитель судоремонтного завода «Звёздочка» Евгений Гладышев заявил что в третьем квартале 2015 года корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний. В четвёртом квартале корабль будет передан военно-морскому флоту

      http://ria.ru/defense_safety/20141201/1035958935.html


      - БПК пр. 1155 "Адмирал Трибуц" (ТОФ) 30.06.2015 год

      - РКО пр. 1166.1 "Татарстан" (КФл)

      - БДК пр. 775 "Ослябя" (ТОФ)
      - учебный корабль пр. 877 "Перекоп"- ремонтируется в Болгарии до августа 2015 года.
      - АПЛ пр.945А "Кондор" Б-336 "Псков" (СФ)
      - ДЭПЛ пр. 877 "Алроса" (ЧФ)

      - ДЭПЛ пр. 877 Б-459 "Владикавказ" (ремонт и модернизация)
  12. +4
    5 марта 2015 13:52
    замминистра обороны Юрий Борисов заявил в 2013 г., что «флоту нужны корабли со сроком службы не 30, а 50 лет, способные пройти пять-шесть модернизаций»
    А почему не 10!?
    Лучше бы занимался своим делом: клепал бы танки, а с сапогами в кораблестроение не залазил.
    К чему это я? А вот к чему: морская вода -- электролит! Машина зиму по реагентам поездит и то смотришь, где коррозия пошла. А у корабля наведенных электромагнитных полей больше, чем и бобика блох. Электрохимическая коррозия металла даже при идеальной (трудно достижима!)защите все равно идет. Вон, американцы, -- не дураки, но Тикондероги у них "сгнили"! Лодки тоже имеют вопросы с донно-забортной арматурой. (корпус 48- 50 мм, медленно, но тоже коррозирует). Так что 2, максимум 3 модернизации провести можно, но не больше. За 30 лет и корабли, и оружие будут другими. А через полвека??? Это все равно, что из старых штанов шить новую жилетку!
    военные будут стремиться уходить от практики закупки большого количества кораблей, и эта позиция в Минобороны осталась неизменной
    Будет нормальная практика заказа серии кораблей, способных выполнить с определенной эффективностью поставленные перед флотом задачи. Лишнего не нужно, но и минимально необходимое -- отдай и не греши! Иначе НАТОвские "шипы" будут караванами тереться о морские границы страны. А учитывая дальность Топоров, то как раз возьмут под прицел ОС в Сибири.
    Меня еще с детства умиляла фраза: "Граница на замке!" НО ФЛОТ-ТО НАХОДИТСЯ ЗА ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ ВПЕРЕДИ ПОГРАНИЧНЫХ СТОЛБОВ!
    Вот и вывод: России нужен современный флот, который даст время СЯС подготовиться к ответному удару по разносчикам демократии. ИМХО.
    1. +1
      5 марта 2015 14:35
      Уважаемый Удав Каа,на заказах проходящих плановые доковые ремонты,отшибается вся протекторная защита,причём везде(вскрываются цистерны и тд.и тп.)меняется на новые блоки,после выхода ,как минимум 5 дней на размагнитке висят.ДБА тоже вся демонтируется,дефектуются стаканы,требующие ремонта -наплавляются и на заказе переносными станками обрабатываются.Более того потом проходят гидроиспытания на прочность и плотность в соответствованиями требований построечнойдокументации.
      Ну как-то так
      Да Вы забыли о покраске корпуса,ну это уже совсем другая история.
      1. 0
        5 марта 2015 15:01
        Спасибо за ответ.
        А то сижу думаю как это все "Тикондероги " сгнили у амеров.
        А "Корал СИ" который (могу ошибаться) еще в конце 80х ходил во всю по Тихому океану,а достроен был еще в 40е.Чуть чуть не успел на на 2 МВ.
  13. 0
    5 марта 2015 13:55
    это хорошо,что верфи загружаются все больше военными заказами...в силу политических веяний и угроз,флот должен быть готов адекватно и эффективно на них отвечать и выполнять любые задачи.Можно только радоваться тому,что наконец-то взялись серьезно за свой флот ,а не флот индусов или китайцев... good
  14. 0
    5 марта 2015 17:03
    Россия - континентальня держава.
    В случае войн - Балтийский флот закупоривается мгновенно и наглухо,
    как уже было несколько раз, Черноморский - тоже, Северный -
    если успеть прорваться в Атлантику, то крупно повезет.
    Тихоокеанский - наверно, только с Сахалина можно уйти в океан.

    АПЛ с МБР имеет прямой смысл постоянно держать в океанах на дежурстве,
    ну, и фрегаты для обороны побережья,
    а крупные надводные корабли - полностью выброшенные на ветер деньги.
    1. 0
      6 марта 2015 07:57
      Крупные и должны базироватся на Тихоокеанском и Северном. Кстати внимательно посмотрите глобус recourse Узнаете много нового. Например как попасть из Мурманска во Владивосток минуя Атлантику. Ну или что на востоке ещё есть Камчатка , Курилы...