Российские судостроители всё больше ориентируются на военные заказы

Судостроение в РФ всё больше ориентируется на военные заказы. Несмотря на то, что гражданских судов было построено больше, 80 % выручки верфям принесли военные корабли, сообщает Коммерсантъ.




«В 2014 году объём заказов, выполненных судостроителями РФ, упал на 41%, до 177 судов. Количество построенных судов сократилось как в гражданском, так и в военном секторе – верфи сдали 112 гражданских судов (63% от общего портфеля) и 65 военных кораблей, в 2013 году эти показатели были на уровне 170 (56%) и 131 судно соответственно. Но в денежном выражении рынок снизился относительно уровня 2013 года всего на 3%, до 219,9 млрд. руб.», – приводит газета данные агентства «Infoline-Аналитика».

Это произошло благодаря военным заказам, на которые пришлось около 80 % (177,7 млрд. руб.) от общего портфеля. «Например, в прошлом году северодвинский "Севмаш" сдал две атомные подлодки общей стоимостью 61 млрд. руб., тогда как стоимость выполненных гражданских заказов упала на 26,5%, до 44,1 млрд. руб.», – пишет «Ъ».

В этом году тенденция роста доли военных заказов сохраняется. По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в 2015 г. стоимостные объёмы гражданского заказа снизятся до 15 %.

«При резком росте процентных ставок по кредитам и лизингу и стагнации в промышленности объёмы спроса на суда у российских заказчиков будут сокращаться», – отметил он и подчеркнул, что «снижение цен на нефть и санкции чреваты переносом проектов на шельфе и ставят под угрозу строительство на российских верфях танкерного флота, обслуживающих судов и платформ».

С этим согласился ряд судостроителей, отметив, что «перспектива полноценного запуска "суперверфи" "Звезда" на Дальнем Востоке (проект "Роснефти", ОСК и ГПБ) в 2018 году выглядит весьма туманной с учетом затянувшегося строительства и несформированного портфеля заказов».

«Есть проблемы со строительством шельфовой техники на астраханском "Росшельфе". Например, в 2014 году платформа ЛСП-1, заказанная ЛУКОЙЛом, была выведена в море далеко не в финальной стадии готовности и сейчас достраивается вахтовым методом», – сказали источники газеты.

«В итоге, – отметили собеседники "Ъ", – в отрасли, крупнейшие верфи ("Севмаш", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи" и др.), традиционно ориентированные на гособоронзаказ, продолжают уделять ему наибольшее внимание». А других мощностей, способных выполнять гражданские заказы, пока не создано.

«Гражданское направление чаще развивается в рамках не самых крупных верфей, таких как Окская судоверфь», – сказал один из источников. Другой собеседник подчеркнул: «Сейчас, при отсутствии компетенций по строительству сложной шельфовой и гражданской техники, очевидно, что заказы на неё продолжат уходить на зарубежные, в первую очередь корейские верфи, и реальных, а не запланированных предпосылок к перелому тенденции пока нет».

Источники добавили, что на фоне сокращения расходов на оборону могут сократиться и военные заказы. На переоснащение ВМФ до 2020 г. планируется выделить 4,7 трлн. руб. В первую очередь средства должны пойти на закупку новых образцов кораблей (надводных и подводных), а также на ремонт и модернизацию.

«Но в дело может вмешаться нестабильная экономическая ситуация: в рамках госпрограммы за черту 2017 года уже перенесено более 500 млрд. руб., и подобная практика будет использоваться в дальнейшем», – сказал источник "Ъ" в правительстве.

Кроме того, замминистра обороны Юрий Борисов заявил в 2013 г., что «флоту нужны корабли со сроком службы не 30, а 50 лет, способные пройти пять-шесть модернизаций». Таким образом, «военные будут стремиться уходить от практики закупки большого количества кораблей, и эта позиция в Минобороны осталась неизменной», – заключает газета.
Использованы фотографии:
www.kommersant.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти