На пороге 3-й мировой. Часть первая

9
В этой статье, дорогие друзья, я хотел бы раскрыть влияние кораблей разведки (РК) на глобальные мировые процессы, происходившие во второй половине ХХ века на нашей планете. В этой статье читатель сможет увидеть, насколько шаток был мир и насколько он был зависим от человеческого фактора.

«Пуэбло»

На пороге 3-й мировой. Часть первая


События, о которых пойдет речь, развернулись более 30 лет назад на Дальнем Востоке. Обстановка в регионе в этот период была исключительно сложной. Стрелка политического барометра показывала на Тихом океане далеко не ясную погоду. Американские корабли, самолеты и подразделения сухопутных войск вели боевые действия против Демократической Республики Вьетнам, по-прежнему напряженными оставались отношения между Сеулом и Пхеньяном. Размещенные на территории Японии и Южной Кореи военно-морские и военно-воздушные базы активно использовались кораблями и самолетами США, в том числе и для ведения разведывательной деятельности против Советского Союза и других недружественных Белому дому стран Дальнего Востока и Юго-восточной Азии.

11 января 1968 г. с военно-морской базы Сасебо (Япония ) вышел американский разведывательный корабль «Пуэбло» (AGER-2), имея в качестве цели определение характера и интенсивности деятельности ВМС Северной Кореи в районе портов Чонгджин, Сонгджин, Мьянг До и Вонсан. Его задачами были следующие операции:
— вскрывать радиотехническую обстановку в районе восточного побережья Северной Кореи, уделяя при этом особое внимание разведке параметров и определению координат береговых радиолокационных станций;
— вести радио- и радиотехническую разведку, техническое и зрительное наблюдение за деятельностью кораблей ВМФ СССР, находящихся в районе Цусимского пролива, выявить цель их нахождения в указанном районе с февраля 1966 года;
— определять реакцию Северной Кореи и Советского Союза на ведение кораблем разведки в Японском море и Цусимском проливе;
— оценить возможности "Пуэбло" и установленных на нем технических средств по ведению радио- и радиотехнической разведки, техническому и зрительному наблюдению за силами противника;
— осуществлять немедленный доклад командованию о развертывании кораблей, других подразделений Вооруженных сил Северной Кореи и Советского Союза, представляющих опасность для Вооруженных сил США.

В соответствии с боевым приказом корабль должен был вести разведку в районах с условными наименованиями "Плутон", "Венера" и "Марс". Западная граница всех районов проходила по линии, отстоящей на удалении 13 миль от побережья и островов Северной Кореи, а восточная отстояла от западной на 60 миль. Выбор конкретного района в тот или иной момент возлагался на командира с учетом складывающейся обстановки.

В целях обеспечения безопасности коммандеру Бушеру было запрещено приближаться к побережью Северной Кореи и Советского Союза на расстояние менее 13 миль. Установленные на корабле пулемёты «Браунинг M2HB» предписывалось держать в зачехленном виде, их применение разрешалось только в случае явной угрозы кораблю и его экипажу. При продолжительном слежении за советскими кораблями "Пуэбло" запрещалось сближаться с ними более чем на 450 м. Исключение было сделано лишь для фотографирования кораблей и их вооружения, но и в этом случае минимальное расстояние до объекта слежения оставалось регламентированным — 180 м.

Цусимский пролив встретил корабль сильным волнением и пасмурной погодой. Однако такие условия плавания вполне устраивали коммандера Бушера, поскольку они способствовали выполнению поставленной перед ним задачи. Уже 21 января 1968 г. «Пуэбло» находился у кромки территориальных вод КНДР, где обнаружил советскую подводную лодку в подводном положении и начал за ней слежку, но вскоре потерял контакт. Через два дня американцы вновь установили контакт с подводной лодкой и, видимо, так увлеклись преследованием, что зашли в территориальные воды Северной Кореи. В это же день, в 13 ч. 45 мин. торпедные и сторожевые катера ВМС КНДР в 7,5 мили от острова Рьедо задержали «Пуэбло», который находился в территориальных водах КНДР (американцы утверждали, что корабль находился в международных водах). При задержании корабль был обстрелян. Один из моряков был убит, а 10 ранены, из них один тяжело.



Обеспокоенный захватом «Пуэбло» президент Джонсон собрал консультативное совещание с военными и гражданскими экспертами. Сразу возникло предположение о причастности к инциденту СССР. Министр обороны Роберт Макнамара утверждал, что русские знали об инциденте заранее, а один из советников президента заметил, «что это нельзя прощать». Макнамара заявил, что за авианосцем «Энтерпрайз» следует советское гидрографическое судно «Гидролог» и, периодически приближаясь к авианосцу на 700-800 метров, выполняет те же функции, что и захваченный «Пуэбло».

24 января во время обсуждения американского ответа в Белом доме советник по национальной безопасности Уолтер Ростоу высказал идею дать приказ кораблям Южной Кореи захватить советское судно, следующее за авианосцем «Энтерпрайз». Подобный «симметричный» ответ мог иметь тяжелые последствия, ведь, по американским данным, за авианосцем «Энтерпрайз» во время его перехода к корейскому побережью шла советская АПЛ класса «November» (проект 627 А), и не известно, как бы среагировал ее капитан.

Вскоре по приказу президента у побережья Кореи было сосредоточено 32 американских надводных корабля, в том числе атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» (CVAN-65), ударные авианосцы «Рейнджер» (CVA-61), «Тикондерога» (CVA-14), «Корал СИ» (CVA-43), противолодочные авианосцы «Йорктаун» (CVS-10), «Кирсардж» (CVS-33), ракетные крейсера «Чикаго» (CG-11), «Провиденс» (CLG-6), легкий крейсер «Канберра» (CA-70), атомный ракетный крейсер «Томас Тракстон» и другие. Кроме надводных кораблей, к 1 февраля объединенный штаб предписал 7-му флоту развернуть до девяти дизельных и атомных торпедных подводных лодок у берегов Кореи.

В такой ситуации СССР не мог оставаться посторонним наблюдателем. Во-первых, от района маневрирования американской эскадры до Владивостока около 100 километров, во-вторых, у СССР с КНДР был заключен договор о взаимном сотрудничестве и военной помощи.

Тихоокеанский флот сразу постарался взять под наблюдение действия американцев. В момент захвата «Пуэбло» советское гидрографическое судно «Гидролог» и сторожевой корабль проекта 50 находились на патрулировании в Цусимском проливе. Они-то и обнаружили американскую АУГ во главе с атомным ударным авианосцем «Энтерпрайз», когда она вошла в Японское море 24 января.

25 января президент США Джонсон объявил о мобилизации 14.600 резервистов. Американские СМИ требовали нанести удар по ВМБ «Вонсан» и силой освободить «Пуэбло». Адмирал Грант Шарп предложил направить эсминец «Хикби» прямо в гавань Вонсан под прикрытием самолетов с авианосца «Энтерпрайз» и, взяв на буксир «Пуэбло», увести его.

Рассматривалось и еще несколько вариантов освобождения разведывательного судна.

Эти планы имели мало шансов на успех, в порту находились 7 ракетных катеров проекта 183 Р и несколько патрульных катеров, а также береговые батареи.

Более реальным был план министерства обороны США, когда оно предлагало разбомбить «Пуэбло», не останавливаясь перед гибелью членов экипажа.

К порту Вонсан направилась оперативная эскадра под командованием контр-адмирала Николая Ивановича Ховрина в составе ракетных крейсеров проекта 58 «Варяг» и «Адмирал Фокин», больших ракетных кораблей «Упорный» (проекта 57-бис, капитан 2 ранга Новокшонов) и «Неудержимый» (проекта 56 М), эсминцев проекта 56 «Вызывающий» и «Веский». Отряду была поставлена задача осуществлять патрулирование в районе в готовности к защите государственных интересов СССР от провокационных действий. Прибыв на место, Н. И. Ховрин передал донесение: «Прибыл на место, маневрирую, меня интенсивно облетывают «виджеленты» на низкой высоте, почти цепляют за мачты».

Командующий отдал приказ — открывать ответный огонь при явном нападении на наши корабли. Кроме того, командующему авиацией флота А. Н. Томашевскому было приказано вылететь с полком ракетоносцев Ту-16 и облететь авианосцы с выпущенными из люков ракетами КС-10 на низкой высоте, чтобы янки видели противокорабельные ракеты с головками самонаведения. Томашевский поднял в воздух двадцать ракетоносцев и сам возглавил строй.

В районе действия американских АУГ были развернуты 27 советских подводных лодок. 23 декабря 1968 г., когда американское правительство принесло официальные извинения и признало факт пребывания судна в территориальных водах Северной Кореи, все 82 члена экипажа и тело погибшего моряка были доставлены поездом в Южную Корею. Спустя сутки на борту военно-транспортного самолета коммандер Бушер и его подчиненные прибыли в США на авиабазу Мирамар, расположенную неподалеку от города Сан-Диего, где их уже ожидали семьи и репортеры многочисленных газет. Что касается самого корабля, то он так и не был возвращен американскому флоту и долгое время находился у одного из причалов порта Вонсан. В 1995 году "Пуэбло" был поставлен у одного из причалов на реке Тэйдон в городе Пьенгянг, и по решению северокорейского правительства стал демонстрироваться иностранным туристам в качестве "священного памятника победы над американским империализмом".



Вот так бывший войсковой транспорт FR-344, а в дальнейшем корабль радиоэлектронной разведки "Пуэбло" едва не стал причиной большой войны!

Статья написана на основе материалов А. В. Стефановича (http://www.agentura.ru/culture007/history/pueblo/) и А. Широкорада (http://www.bratishka.ru/archiv/2012/01/2012_1_14.php).
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 марта 2015 06:55
    Интересная статья...хватит ли духу КРЕМЛЮ в нынешних условиях действовать также как действовал СССР.
    1. -9
      11 марта 2015 16:39
      А что теперь стало так модно свои статейки называть"На пороге третей мировой",ты вообще отчет отдаешь когда пишешь это название,небось выстрела из новогодней хлопушки боишься,а рассуждать лезешь о ядерной войне. У нас на самом верху сидят люди,не лаптем щи хлебают,и думаю без таких,как ты разберутся,на пороге мы или где.
      1. +7
        12 марта 2015 06:47
        SAXA.SHURA..Милый друг, у тебя в детстве плохие ребята конфетки отбирали? Или папа с мамой часто головой об стенку били? Мдаа, очень жалко что у твоего папы на первом свидание с твоей мамой денег на изделие №2 не хватило crying
  2. +7
    11 марта 2015 08:01
    хватит ли духу КРЕМЛЮ в нынешних условиях действовать также как действовал СССР

    Вы обратили внимание на нашу группировку надводных и подводных кораблей, а также воздушных ракетоносцев. Матрасники понимают только силу, нам есть к чему стремиться.
  3. 0
    11 марта 2015 09:30
    Очень интересная информация.
  4. 0
    11 марта 2015 09:40
    Хотелось бы продолжения... Например о том ,как американцы бомбили наш военный аэродром на Дальнем Востоке в 50-х. Сам слышал эту историю по ТВ от летчика-ветерана.
    1. +3
      11 марта 2015 11:08
      Цитата: muginov2015
      Хотелось бы продолжения... Например о том ,как американцы бомбили наш военный аэродром на Дальнем Востоке в 50-х. Сам слышал эту историю по ТВ от летчика-ветерана.

      Рещат, продолжение конечно будет, но так как я часть жизни посвятил флоту, то и стараюсь рассказать флотские истории. а они уверяю вас по круче бомбардировки аэродрома "Сухая речка".
    2. 0
      11 марта 2015 14:32
      Это была ошибка во время корейской войны, они принесли извинения. Не собирайте жареные факты, к делу не относящиеся.
      1. Kassandra
        0
        12 марта 2015 06:28
        один раз была "ошибка", а так налетов было несколько...
        на ютюбе даже видео с карауловым есть,
  5. +4
    11 марта 2015 12:08
    Статья не полная, и потому не достоверная. Потому во второй части автор пусть напишет про приключения в Карибском море, когда США отдали приказ Венесуэле захватить советский разведовательный корабль, чтобы потом обменять его на "Пуэбло". И всю историю начиная от выхода венесуэльской подводной лодки в море и до развёртывания там подводных сил советского флота против США и Венесуэлы с одновременным выставлением ультиматума последней. На то, что написано в статье история с "Пуэбло" не закончилась.
    1. 0
      11 марта 2015 14:33
      А вот это очень интересно, не слышал об этом.
  6. +3
    11 марта 2015 13:55
    Цитата: Denis_469
    Статья не полная, и потому не достоверная.

    Собственно Денис, статья не столько о "Пуэбло", сколько о влияние самоуверенности и ошибок людей на глобальные мировые процессы.
    Цитата: Denis_469
    Потому во второй части автор пусть напишет про приключения в Карибском море, когда США отдали приказ Венесуэле захватить советский разведовательный корабль, чтобы потом обменять его на "Пуэбло".

    Про то что советник по нац.безопастности Ростоу высказывал идею о ассиметричном захвате МРЗК "Гидрограф", но присутствие в близи "Энтерпрайза" АПЛ К-10 пр.627 А, остужало головы американских "ястребов" я слышал, а вот про развёртывание Советских подводных сил возле берегов Венесуэлы можно поподробнее?
    1. 0
      11 марта 2015 17:49
      Про развёртывание советских пл в Карибском море и у побережья США я писать не буду. А насчёт захвата советского судна могу предложить только информацию из своего исследования, которое пока что не издано: http://sovpl.forum24.ru/?1-3-0-00000001-000-160-0#167 Там внизу дня. За 1968 год есть лаконичная запись. Больше пока что не пишу по этому поводу (захвата нашего судна Венесуэлой). Так как мне то уже не интересно - в исследовании есть ещё много белых пятен, которые нужно освещать. А насчёт Венесуэлы - что накопаешь - то и напишешь.
      1. +2
        12 марта 2015 06:42
        Цитата: Denis_469
        США отдали приказ Венесуэле захватить советский разведовательный корабль

        Цитата: Denis_469
        http://sovpl.forum24.ru/?1-3-0-00000001-000-160-0#167 Там внизу дня. За 1968 год есть лаконичная запись

        Денис, в верхнем коменте вы говорите о развед.корабле, а вашей ссылке говорится о транспорте "Громовой"1
        По порядку...первый советский Рк появился в Карибском море 12 августа 1969 года, это МРЗК "Теодолит" тип "Океан", его водоизмещение 650 брт.

        Судя по ссылке которую вы мне дали, транспорт "Громовой" имел 426 брт, вот здесь http://alerozin.narod.ru/CubanSovietNaval.htm Александром Розиным подробно описаны все боевые службы у берегов Кубы и он не одним словом не обмолвился о захвате советского судна в Карибском море. Захват судно это согласитесь ЧП!!! И онём полюбовно где нибудь и всплыла информация...но её нету! Как и нету информации о транспорте "Громовой" hi На фото МРЗК "Теодолит".
        1. 0
          12 марта 2015 09:04
          Я говорю о разведкорабле именно потому, что так была поставлена задача венесуэльской подводной лодке. А что там лодка нашла и захватила это уже вопрос опознования. Розина особо читать не стоит. Там много художественного свиста и морских баек. Да и много он вообще не знает и о многом даже не догадывается в принципе. Насчёт ЧП соглашусь. Потому и написал про тот случай. А информации по захвату того судна в интернете много. Только в России, кроме меня, никто про ту атаку не знает. А если хочешь прочесть, то берёшь Гугл или Бинг переводчик и переводишь запрос с русского языка на испанский. Затем загоняешь перевод в Гугл и смотришь выдачу. Затем делаешь Бинг перевод выдачи и читаешь найденное. И возвращаясь к захвату могу сказать, что подводники решили, что то судно является разведсудном, которое им приказали захватить. Просто внешне действительно можно предположить разведдеятельность.
        2. 0
          12 марта 2015 10:48
          А транспорт "Громовой" - вот он: http://www.marinetraffic.com/ru/ais/details/ships/shipid:148225/mmsi:214180704/v

          essel:GROMOVOY

          До сих пор жив и здравствует. Вот это судно тогда и участвовало в переделке.

          И по моей ссылке тоннаж 492 брт, а не 426, как пишешь ты.
          1. +2
            12 марта 2015 11:43
            Denis_469 ...Денис, я тебя умоляю!!!! Вы хотите мне доказать что морской буксир Одесского морского пароходства румынской постройки и является тем таинственным транспортом "Громовой"? 492-это номер проекта, а водоизмещение этого буксира (к стати ни когда не покидавшего Чёрное море) 502 брт.
            1. 0
              12 марта 2015 12:09
              Да, это именно то судно, что участвовало в той истории. А 492 брт - тоннаж судна того. Именно, что реальный, а не проектный. 502 брт - это его проектный тоннаж. По крайней мере в Венесуэле есть 1 фотография судна приведённого в их базу подводной лодкой. И это именно он. Они его там реально потрошили и пытались найти разведоборудование. Я понимаю, что тебе объяснять бесполезно, ты всяких непонятно каких Розиных читаешь. Я тебе написал как можешь почитать ту историю. Гугл в помощь, вместе с переводчиком.
  7. 0
    11 марта 2015 14:11
    такие статьи очень интересны
  8. +1
    11 марта 2015 16:52
    Итересная статья!
  9. den-protector
    0
    11 марта 2015 20:26
    Америкосы понимают только язык силы, под них нельзя прогибаться...
  10. 0
    11 марта 2015 21:06
    Вот так и надо,особенно сейчас
  11. 0
    24 июля 2016 07:50
    Хорошая статья, мне понравилась.