Севморпуть осилит идущий...

Есть ли шансы у России наполнять свой бюджет благодаря использованию своего географического положения – в качестве крупной мировой транзитной державы? Речь здесь в первую очередь о грузовом транзите, и именно этой теме было посвящено правительственное совещание на текущей неделе. Основной вопрос, который в ходе совещания поднимался на уровне министров федерального правительства, касался возможностей наращивания объёмов грузоперевозок через Северный морской путь. Если читатели стараются следить за обсуждением этого вопроса представителями отечественного кабинета министров, то справедливо заметят, что проблематика Севморпути обсуждается «наверху» достаточно активно, однако все эти обсуждения пока ощутимых плодов, к сожалению не принесли.

Итак, сначала о сверхамбициозной задаче, которая была в ходе обсуждения поставлена: к 2030 году объём грузоперевозок через Северный морской путь должен вырасти аж в 20 раз! Об этом, в частности, заявил первый зампред правительства Аркадий Дворкович.

Понятие «должен вырасти», как известно, существенно отличается от понятия «может вырасти, а может и не вырасти», а потому о пропускной способности Севморпути и его привлекательности для российских и иностранных грузоперевозчиков стоит поговорить отдельно.


Что имеем на сегодняшний день с объёмами транспортировки грузов через СМП? Имеем 4 млн. тонн. Эту цифру озвучил упомянутый выше Дворкович. С одной стороны – это неплохая цифра, учитывая тот факт, что большего в современной России (с 1991 года) по Севморпути пока не перевозилось. 4 млн. тонн, это, к примеру, в 4 раза выше, чем в 2010-м году. А если пускаться в излюбленные в советское время сравнения, то 4 млн. тонн – это невообразимо больше, чем в 1913 году… А вот если обратить внимание на объёмы образца не «1913-го», а 2013-го, то и в тот год через Севморпуть перевезли всё те же 4 млн. тонн. Другими словами, за последние два года Северный морской путь демонстрирует нулевой темп роста грузоперевозок.

Ещё один немаловажный факт: сохранение темпов грузоперевозок на отметке 4 млн. тонн произошло благодаря, так сказать, изысканию внутренних резервов – в частности, открытию нового порта, используемого в основном для погрузки добытых на Крайнем Севере углеводородов. Речь идёт о порте Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ). Порт обеспечивает перевалку грузов Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Первые суда стали загружаться в Сабетте осенью 2013 года. И если бы не активизация грузоперевозок благодаря именно этому северному порту, то объёмы морских перевозок через Севморпуть (СМП) существенно бы снизились, так как объёмы транзита снизили компании из Юго-Восточной Азии, испытавшие, что такое Севморпуть на себе.

Севморпуть осилит идущий...


Именно на таком фоне в правительстве заявили, что через 15 лет объёмы грузоперевозок через Северный морской путь должны вырасти до 80 млн. тонн. Это, кстати, около трети от транзитных показателей грузопотока Панамского канала.

Чем российское правительство собирается привлекать зарубежные компании, которые занимаются морскими грузовыми перевозками из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно? Первое, о чём говорится на любом правительственном заседании по вопросу развития Севморпути, это тот факт, что переход судов через СМП гораздо короче по дистанции, нежели переход через Панамский или Суэцкий каналы. В ряде случаев транзита из европейского в восточноазиатский порт дистанция при переходе через СМП существенно ниже. Такая «экономия» по километражу составляет до трети пути.

Казалось бы, чем ещё нужно оперировать в разговоре с грузоперевозчиками? На треть меньше по дистанции, значит, на треть меньше и по затратам… Но в случае с Северным морским путём прямая пропорциональность между морскими милями и рублями (долларами, юанями и т.д.) отсутствует. Причина, в принципе, очевидна. Время движение по Северному морскому пути в ряде случаев, откровенно говоря, ненамного отличается от времени движения по маршруту, например, через Суэцкий канал, если речь опять-таки идёт о транзите из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно. Дело в скорости движения, которая по определению выше в более южных морских широтах, ведь в случае с движением по Севморпути зачастую (очень даже зачастую) приходится пользоваться ещё и услугами ледокола. А имеющиеся ледоколы просто по характеру своей работы, так уж получилось, не развивают «космических» скоростей… Но даже если попытаться проходить Севморпуть в «безледокольном» режиме (что исключительно сезонно, да и то рискованно), то необходимо вести речь о судах ледового класса, само использование которых обходится существенно дороже эксплуатации обычных сухогрузов, танкеров и пр. Вот и получается, что судно вроде бы должно сэкономить на топливе при переходе по Северному морскому пути, но при этом экономию могут сводить на нет фрахт-затраты, определяющиеся не дистанцией маршрута, а временем в пути и классом судна.

Однако если бы всё было столь пессимистично, и если бы никакой выгоды из движения по Северному морскому пути извлекать не получалось, то вряд ли, например, у Китая возникли бы планы по поднятию объёмов грузоперевозок через СМП к тому же 2030 году до 15% от общих объёмов. Учитывая тот факт, что Китай входит в число крупнейших морских грузоперевозчиков, эти планы КНР должны благостно сказаться на загруженности СМП. Однако Китай явно не будет «гонять» свои суда через Северный Ледовитый океан, если на Севморпути всё будет оставаться так, как остаётся сейчас – без относительно развитой портовой инфраструктуры, без гарантированной системы безопасности груза в сложных арктических метеоусловиях.

Именно поэтому – для совершенствования инфраструктуры и систем обслуживания СМП (в том числе для повышения темпов проходимости судов) – правительство и собирается самым серьёзным образов вложиться. Безусловно, к вложениям в Севморпуть подтолкнул вовсе не Китай, а пониманием того, что Севморпуть и для самой России уже в ближайшее время может стать по-настоящему выгодным маршрутом морских грузоперевозок. В конце концов, для перевозки грузов, к примеру, из Санкт-Петербурга во Владивосток морем альтернативу СМП вообще сложно рассматривать, если исходить из вопроса прагматизма и стратегии развития этого направления трафика.

Вкладываться правительство собирается в строительство новых ледоколов. Это так называемый суператомный ледокол – настоящий монстр северных морей, способный преодолевать льды толщиной до 400 см. Также это «мелкосидящие» ледоколы, который будут использоваться для проводки судов проекта «Ямал-СПГ». Чем больше судов будет в ледокольном сегменте флота России, тем, если можно так выразиться, живее станет на Севморпути.

Так, например, 26 мая на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки первого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220. На этом же предприятии ведётся и строительство головного универсального атомного ледокола данного проекта. Реакторные установки для новых ледоколов производятся на предприятиях «Атомэнергомаша». Разработчиком и комплектным поставщиком при реализации проекта выступает «ОКБМ Африкантов».

Севморпуть осилит идущий...


Головной ледокол ЛК-60 проекта 22220 имеет длину 173,3 м, ширину - 34 м, осадку по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальную рабочую осадку - 8,55 метра, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн. Ледокол планируется задействовать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы. Общая стоимость контракта на момент подписания – 39,9 млрд. рублей. Срок сдачи – 30 декабря 2017 года.

Помимо строительства новых ледоколов для развития Северного морского пути планируется продолжить совершенствование портовой инфраструктуры, что позволит к 2018 году создать несколько крупных перевалочных пунктов, способных снизить общие затраты на транспортировку грузов северными широтами.

Если вся эта работа будет реализована, то Северный морской путь действительно способен стать важнейшим направлением как для экономичного транзита зарубежных грузов, как и для масштабных по своим объёмам перевозок грузов между российскими регионами. Но для реализации этих целей работы в виде одних лишь правительственных заседаний явно будет недостаточно.
Автор: Володин Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. татарин 174 11 июня 2015 06:30
    Статье плюс! Севморпуть был, есть и будет! Без использования Севморпути мы не сможем освоить полностью тундровую зону Сибири да и не только тундровую, от морских портов на северном побережье пойдут транспортные коммуникации и до юга Сибири и это в итоге оживит Великую Сибирь.
    1. Дмитрий 2246 11 июня 2015 07:07
      И не только Сибирь, а весь Дальний Восток и морской транспорт. Развитие идёт под масштабные проекты.
      1. татарин 174 11 июня 2015 19:01
        Да! Дальний восток тоже.
    2. kig 11 июня 2015 10:10
      В статье (и на соответствующем совещании правительства) речь шла не об освоении северных богатств, что без морского транспорта, конечно же, осуществить очень затруднительно, а о возможности пополнения бюджета за счет транзита грузов по СМП. А это несколько иные вещи.
      kig
      1. Koshak 11 июня 2015 11:08
        Цитата: kig
        В статье (и на соответствующем совещании правительства) речь шла не об освоении северных богатств, что без морского транспорта, конечно же, осуществить очень затруднительно, а о возможности пополнения бюджета за счет транзита грузов по СМП. А это несколько иные вещи.

        Второе без первого весьма проблематично. Если мы сами не наладим транспортировку "северных богатств" с большой степенью гарантии, то кто же будет заплывать туда, как говориться, на авось.
    3. Starover_Z 12 июня 2015 05:15
      Есть ли шансы у России наполнять свой бюджет благодаря использованию своего географического положения – в качестве крупной мировой транзитной державы?

      Это жизненно и валютно необходимо !
      Вложение в современное развитие Российского сегмента Севера окупится и будет приносить прибыль вне зависимости от курса инвалюты и биржевой стоимости нефти !
      Сделать нормальные порты, грузовые терминалы, жилищную инфраструктуру, ну и соответствующую оплату труда - люди сами потянутся, как в советское время !
      Да и стране прибыль от перевозок и сопровождения иностранных судов !
      Так что шансы тут есть, только хозяин нужен с руками !
    4. tot843 14 июня 2015 00:49
      Пора от пустой болтовни переходить к реальным делам.Необходимо построить несколько сервисных баз на севморпути,чтобы обслуживать грузопоток и технику, а также активно развивать на прилегающих в нему территориях совместные с транзитерами предприятия по производству машин,оборудования,продукции различного назначения и применения!Этим мы еще крепче привяжем транзитеров к севморпути.
  2. пенсионер 11 июня 2015 07:25
    Северный морской путь - это ведь не только транзит грузов, это ворота в невероятную по своим богатствам кладовую полезных ископаемых. Насколько я помню, то там только каменного угля на всю оставшуюся жизнь припасено. Помню, как наши геофизики каждый год с огромным трудом но всё-таки падали на хвост Арктической геофизической экспедиции АН, а когда возвращались в Свердловск, то взахлёб рассказывали о том: сколько и чего за Полярным Кругом в недрах лежит. О газе и нефти даже речи не шло: наш институт занимался в основном рудами. У меня тогда сложилось стойкое убеждение, что там есть ВСЁ. Ну может быть за исключением урана. И то: не уверен. Там ещё сверлить, сверлить и сверлить. Север - наше ВСЁ.
    1. НЕКСУС 11 июня 2015 12:31
      Цитата: пенсионер
      Северный морской путь - это ведь не только транзит грузов, это ворота в невероятную по своим богатствам кладовую полезных ископаемых.

      Я так мыслю,что СЕВМОРПУТЬ -это аналог БАМА,только чуток побольше,помасштабнее и не менее важное дело.Побольше надо бы нам глобальных проектов для страны.Чтоб "не заплывали жирком".
    2. g1v2 11 июня 2015 16:11
      Кроме полезных ископаемых севморпуть это дорога к оживлению Сибири и арктического побережья . Появятся новые города, дороги , инфраструктура усилится судоходство по сибирским рекам . Там где на десятки километров только медведи срали появится цивилизация. У нас 80 процентов населения расположено в европейской части РФ. Если начнется война с НАТО , шансов выжить у этих 80 процентов населения под ядерным ударом почти нет. В то же время если население будет ровнее распределено по территории , то уцелеет значительно больше . Ну и наконец Севморпуть это наш БАМ и один из тех проектов, которые будут кормить наших потомков , как нас долго кормило советское наследство. Кстати сейчас строится где-то 10-12 ледоколов разного типа и в планах еще постройки. Вот вам и наукоемкие производства, которых якобы у нас нет .
      1. ермолай 13 июня 2015 03:07
        Цитата: g1v2
        население будет ровнее распределено по территории

        хм, не в обиду будь сказано, но хотел бы я увидеть москвичей на СЕВЕРЕ. СЕВЕР батенька он суров, и людишек с гнильцой не терпит, я родился и вырос там, многих повидал это я Вам скажу ЧИСТИЛИЩЕ! вся гниль отсеивается, вот там гадюки не выживают, дерма конечно и там хватает, но фильтрует север очень фильтрует, и воспитывает, так что не все так просто, тем более что освоить эти территории архизатратно, леса нет, энергетики нет, элементарно чем топить? там даже кизяков не запасешь, надо сначала уголь\газ найти освоить\добыть простейший кирпич для печки привезти за тысячи км. и так по каждой мелочи.
    3. AKuzenka 11 июня 2015 21:36
      Бывал, за сезон, по рудным методам, собрал неплохую коллекцию образцов на маленьком пятачке, всего в 2000 кв км.
  3. Blondy 11 июня 2015 07:52
    Может быть с ископаемыми лучше подождать, пока народ олигархам шею не свернет - целее будут и за бугор не уйдут.
    1. Дядька 11 июня 2015 11:08
      Цитата: Blondy
      пока народ олигархам шею не свернет

      Как в 17-м? Это не тот путь, им уже ходили, зачем повторять. Мне больше по душе некая опричина, НКВД 21 века. Потрясти ворьё, пусть деньги вернут, а убивать не стоит. Возьмите хоть Хорошавина. Отберите у него не одну ручку, а все и постройте ледокол.
      1. Starik72 11 июня 2015 18:33
        Дядька.А разве без крови эти олигархи отдадут наворованные средства !!!
  4. captain7 11 июня 2015 07:54
    Однозначно нужно развивать. Разговоры об этом ведутся десятилетия, но темпы удручают. А ведь это не только экономически целесообразно, а и стратегически. Какая возьня в мире за Арктику набирает обороты ??? Так что наличие такой транспортной артерии как СМП со всей инфраструктурой для России необходима....
  5. captain7 11 июня 2015 07:54
    Однозначно нужно развивать. Разговоры об этом ведутся десятилетия, но темпы удручают. А ведь это не только экономически целесообразно, а и стратегически. Какая возьня в мире за Арктику набирает обороты ??? Так что наличие такой транспортной артерии как СМП со всей инфраструктурой для России необходима....
  6. Владимир1960 11 июня 2015 09:18
    У Китая с их Шелковым путем проблем не меньше, но ведь решают. И главное, что у них и всех остальных, есть уверенность, они это сделают.
    1. andj61 11 июня 2015 09:35
      Однозначно нужно развивать! Транзит грузов - это, конечно, хорошо, но главное - это развитие собственных территорий, инфраструктуры, освоение собственных богатств, которых за полярным кругом просто немерено. Развитие СМП тут же даст толчок развитию нашего речного флота, и регионов, по которым протекают крупные сибирские реки - Обь, Енисей, Индигирка, Колыма, лена и т.д.
  7. Иван13 11 июня 2015 09:48
    однако закрывается то что есть, и не развивается, поищите информацию про нефтеналивной порт Витино и Беломорскую нефтебазу в посёлке Белое Море которые обанкротили и погубили, закрыв и нефтебазу и нефтеналивной порт с новыми причалами на севмор пути в белом море
    1. jjj 11 июня 2015 10:33
      Ну как бы из-под Кандалакши не очень удобно осуществлять глобальную перевалку нефтепродуктов. Есть база под Архангельском в Талагах. Там и иностранные танкеры с хорошим дедвейтом грузились, и ж/д ветка надежная, и большой промышленный узел под боком. Одно но - мелководный Березовый Бар не дает проходу большетоннажным судам. В годы войны даже "либерти" не могли пройти. Вот почему лет двадцать назад были сделаны наброски к проекту по строительству нефтяного терминала под Северодвинском. Там и промузел, и ж/д пути, и нефтебаза. И глубины нормальные.
      А по "Беломорской базе", если будет установка, владельцы зашевелятся с удивительным усердием
      jjj
      1. Иван13 11 июня 2015 11:10
        хотите сказать нужно закрывать имеющиеся порты и рассчитывать на мифические установки?
        если порт закрывается то это навсегда его невозможно обанкротить он уже под таким названием на всех картах это к сожалению не временно
      2. Иван13 11 июня 2015 11:12
        не очень удобно это в каком смысле?порт и глубины под 100 тысячники , ничего не зарастает водорослями не нужно чистить итп
  8. kig 11 июня 2015 10:32
    Теоретически это возможно, а практически, скорее всего, получится как всегда. Еще во времена СССР усиленно рекламировался транзитный маршрут для контейнерных перевозок из ЮВ в Европу. Теоретически выглядело очень привлекательно: 10 суток от Восточного порта до Бреста вместо 20 через Суэцкий канал. И где эти грузопотоки? Все еще в рекламных проспектах. И это при том, что в данном случае судовладельцам не надо было нести дополнительных расходов - контейнер есть контейнер, везут его морем или по железной дороге. Для плавания же северными морями нужны особые суда с мощной силовой установкой и прочным корпусом. Стоят они раза в полтора дороже обычных, так что вовсе не факт, что судовладелец решится заказывать такой флот, имея впереди туманные перспективы возможного ускорения доставки груза. Правительство делит чужие деньги, причем владелец денег еще даже не решил, будет ли он их тратить, как на то рассчитывают наши министры.
    В Дальневосточном пароходстве существовал "рекомендованный маршрут" плавания в северную Америку - через Берингово море, по дуге большого круга. Это было на 300 миль короче пути напрямик. Вся штука в том, что этими же путями двигались циклоны и тайфуны, в результате в среде моряков ходила шутка "на 300 миль короче, но на 3 суток длиннее".
    kig
    1. chebman 11 июня 2015 12:15
      Вы не учли одного фактора - климат на планете стремительно меняется. В результате потепления, под угрозой исчезновения оказались белые медведи, так как из-за таяния льдов они уже не могут полноценно охотиться.
      Да что далеко заходить. Я живу в Чебоксарах. По детству помню, что снег ложился уже во второй половине октября. Так вот в последние несколько лет ноябрь у нас стал полностью бесснежным месяцем, а в прошлом году снег вообще лег только в середине декабря.
      Такое изменение климата не могут не учитывать в правительстве РФ и исходя из этого корректировать планы развития Севморпути.
    2. Казак Ермака 12 июня 2015 06:09
      Цитата: kig
      Теоретически это возможно, а практически, скорее всего, получится как всегда. Еще во времена СССР усиленно рекламировался транзитный маршрут для контейнерных перевозок из ЮВ в Европу. Теоретически выглядело очень привлекательно: 10 суток от Восточного порта до Бреста вместо 20 через Суэцкий канал. И где эти грузопотоки? Все еще в рекламных проспектах. И это при том, что в данном случае судовладельцам не надо было нести дополнительных расходов - контейнер есть контейнер, везут его морем или по железной дороге. Для плавания же северными морями нужны особые суда с мощной силовой установкой и прочным корпусом. Стоят они раза в полтора дороже обычных, так что вовсе не факт, что судовладелец решится заказывать такой флот, имея впереди туманные перспективы возможного ускорения доставки груза. Правительство делит чужие деньги, причем владелец денег еще даже не решил, будет ли он их тратить, как на то рассчитывают наши министры.
      В Дальневосточном пароходстве существовал "рекомендованный маршрут" плавания в северную Америку - через Берингово море, по дуге большого круга. Это было на 300 миль короче пути напрямик. Вся штука в том, что этими же путями двигались циклоны и тайфуны, в результате в среде моряков ходила шутка "на 300 миль короче, но на 3 суток длиннее".

      Согласен. Севморпуть сможет развится если сама Россия построит флот контейнеровозов и ледоколов. Хотя бы для начала на 1 караван. Так, что нужно переводить нефтегазовые бабки в верфи и строить на них корабли.
  9. Стирбьорн 11 июня 2015 10:57
    Кстати, любопытно, что только в последнее десятилетие ледоколы, кроме атомных, стали строить у нас. Раньше заказывали и в основном в ФИнляндии. Так что, дай бог, чтобы все получилось. Во всяком случае я рад за Балтийский завод, который еще недавно на грани банкротства был, а в этом году признали самым лучшим на военно-морском портале из питерских верфей.
  10. Стирбьорн 11 июня 2015 11:08
    А охранять путь будут такие красавцы. Первый уже готов.
  11. akudr48 11 июня 2015 14:04
    "Есть ли шансы у России наполнять свой бюджет благодаря использованию своего географического положения – в качестве крупной мировой транзитной державы?"

    Это напоминает анекдот, съест ли слон 2 пуда бананов, с ответом, съест то он съест, да кто же ему даст?

    Шансы на перевозки есть, но есть ли возможности на использование этих шансов?

    Кто не использует эти шансы (более короткий маршрут), это ведь конкретные люди, а не абстрактные порты отправления и прибытия.

    Еще в советское время, вопрос о коммерческом использовании СМП долго обсуждался и даже был поставлен на исполнение, но грянула перестройка...

    Потом сходные шаманские танцы с заклинаниями исполнялись около железнодорожного пути от Владивостока и Находки аж до Лиссабона. И сходный результат получен, роста перевозок нет. Хотя сам Якунин делом управляет, не хуже, чем своими шубохранилищами.

    Почему уже больше 30 лет СМП все никак не станет мировым водным шляхом?

    Какие-то причины тому есть, так какие?

    Из статьи можно понять, что дело в атомных ледоколах, вот построим, тогда и поплывем.

    Думаю, тогда найдутся другие причины, чтобы не получилось, например, санкции Запада, легко могут запретить перевозку своим компаниям через СМП.

    Вопрос тут в людях, в государевых людях и предпринимателях, в самом что ни на есть топ-менеджменте России, в их реальных намерениях создать эту систему транспортировки грузов, а не снять очередной куш из выделенных государством средств.

    Нужда новая бизнес - элита, и для этого - смена существующего правящего слоя, тотально не способного к развитию.
  12. Мефис 11 июня 2015 14:42
    Порты построят, ледоколы на воду спустят. А потом станет вопрос, который озвучил автор, о рациональности и выгодности использования маршрута. Ведь по задумке иностранные партнеры должны будут пользоваться нашими ледоколам, а это траты. Плюс нельзя забывать и о климатических условиях.
  13. sergey908 11 июня 2015 16:00
    Просто отлично!
    sergey908
  14. ВУС 068 11 июня 2015 16:32
    Не забывайте о китайском проекте "Шёлкового пути". Он во-первых скоростной, к тому же "всепогодный". Вполне достойный конкурент СМП...
  15. chebman 11 июня 2015 16:55
    Под увеличением грузоперевозок в 20 раз по СМП, очевидно, подразумевалось, что с изменением климата, освоение Арктики начнет приносить свои плоды в виде увеличения нефте- и газодобычи, что приведет к увеличению грузоперевозок.
  16. Starik72 11 июня 2015 18:55
    Я простой человек,так называемый обыватель,и то понимаю что СМП необходим для России,и в первую очередь для развития северных и глубинных районов СИБИРИ.Вы себе ответте,что проще построить десятка два-три ледоколов или тысячи километров железных дорог с их инфраструктурой в тяжелейших климатических условиях.А будут пользоваться этим путём другие государства,это их дело,поймут выгоду будут,не поймут не будут.И моё мнение таково,СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ БЫТЬ ! Не зря РОССИЯ укрепляет и усиливает северную группировку армии и пограничников.
  17. valiant71 11 июня 2015 20:46
    Ох, друзья, вашими бы устами да мед пить. Я рассуждаю как профессиональный моряк. Не так все просто.Во-первых всемирное потепление еще не настало и это зона рискованного судоходства. Поломка серьезная, пробоина, столкновение и тогда к примеру что? А если танкер? Газовоз? Влегкую зайти починиться? А где береговая инфраструктура? Что с ним делать?! Ах! на берегу будут стоять поморы с гаечными ключами? Ходить должны суда определенного ледокольного класса. Судостроение мировое под это должно быть заточено. Вы не представляете что такое ледокольная проводка группы судов корпус которых не отвечает ледовому классу. Головняк! И грузы разной стоимости и опасности. Представьте себе картину в общем.
    А так...Да кто ж супротив то? fellow
  18. Комментарий был удален.
  19. Казак Ермака 12 июня 2015 06:16
    Вот ответьте мне. Понятно, что с Азии в Европу Северный путь выгоден. А с Западного побережья США в Европу? Расходы на огибание до Панамы. Расходы через Панаму. Потеря времени прохождения через Панаму. Сможет ли северный путь конкурировать?
  20. Старый26 14 июня 2015 11:12
    Кстати, а кто-нибудь слышал о том, какова будет серия новых атомных ледоколов? Я, честно говоря, не встречал такой информации. Хотелось бы, чтобы была бы серия хотя бы из 5-8 корпусов. К 2018-2020 годам большинство из существующих атомных будет выведена их эксплуатации.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня