«Чёрные пантеры». ФБР называло их самым опасным противником американского государства

12
Одной из серьезнейших внутриполитических проблем для Соединенных Штатов Америки всегда были межрасовые противоречия. Несмотря на то, что расовая дискриминация афроамериканского населения формально ушла в прошлое, в действительности колоссальные различия в уровне и качестве жизни между «белым» и «черным» населением Соединенных Штатов сохраняются и в настоящее время. Более того, недовольство афроамериканцев своим социальным положением становится причиной постоянных волнений и массовых беспорядков. Чаще всего формальным поводом для беспорядков становится очередной акт действительного или мнимого произвола полиции в отношении человека с темным цветом кожи. Но даже по такому поводу как убийство полицейским афроамериканского «уличного парня» тысячи человек собрать на массовые беспорядки невозможно, если люди, разумеется, настолько не доведены своим социальным положением, что готовы восстать по любому поводу и даже рисковать своей жизнью, лишь бы выплеснуть все негативные эмоции, всю свою ненависть. Так было в Лос-Анджелесе, в Фергюссоне, во многих других американских городах. В свое время Советский Союз упустил замечательную возможность серьезно ослабить Соединенные Штаты посредством стимулирования и поддержки национально-освободительного движения афроамериканцев.



Расовая сегрегация и борьба афроамериканцев за свои права

Еще живы и даже не столь стары американские граждане, заставшие режим реальной расовой сегрегации, существовавший в США вплоть до 1960-х гг. В те годы, когда американские информационные ресурсы обвиняли Советский Союз в нарушении прав человека, в самой «цитадели демократии» существовала жесточайшая дискриминация по цвету кожи. Афроамериканцы не могли посещать «школы для белых», а в общественном транспорте города Монтгомери (штат Алабама) первые четыре ряда мест выделялись для «белых» и афроамериканцы не могли на них размещаться, даже если они пустовали. Более того, афроамериканцы были обязаны уступать места в общественном транспорте любым «белым», вне зависимости от возраста и пола последних и своего возраста и пола. Однако по мере развития в мире антиколониального движения росло и самосознание темнокожего населения США. Важную роль в стремлении афроамериканцев к равноправию с «белыми» сыграла Вторая мировая война, во время которой сотни тысяч темнокожих солдат сражались в рядах американской армии и, точно также, как и их «белые» сослуживцы, проливали кровь. Вернувшись на родину, они не понимали, почему не заслуживают тех же прав, которыми пользуются «белые» граждане, в том числе и не воевавшие. Одним из первых примеров демонстративного сопротивления расовой сегрегации стал поступок Розы Паркс. Эта женщина, работавшая швеей в Монтгомери, не уступила место в автобусе «белому» американцу. За этот поступок Роза Паркс была арестована и оштрафована. В том же 1955 г. в Монтгомери полиция арестовала еще пятерых женщин, двоих детей и большое количество мужчин — афроамериканцев. Вся их вина была идентична поступку Розы Паркс — они отказывались уступать место в общественном транспорте по расовому принципу. Ситуация с проездом в автобусах города Монтгомери была решена с помощью бойкота — почти все жившие в городе и штате негры и мулаты отказались пользоваться общественным транспортом. Бойкот поддержал и широко разрекламировал Мартин Лютер Кинг — небезызвестный лидер афроамериканского движения. В конце концов, в декабре 1956 г. закон о сегрегации в автобусах в городе Монтгомери был отменен. Однако никуда не исчезла дискриминация афроамериканцев в средних и высших образовательных учреждениях. Кроме того, сохранялась сегрегация в общественных местах. В Олбани в штате Джорджия в 1961 г. афроамериканское население по инициативе Мартина Лютера Кинга попыталось провести кампанию за отмену сегрегации в общественных местах. В результате разгона демонстраций полицией было арестовано 5% от общего числа всех чернокожих жителей города. Что касается средних школ, то даже после того, как чернокожим детям официально разрешали их посещать вышестоящие власти, местные администрации и расистские организации создавали всевозможные препятствия для афроамериканцев, в результате которых отпускать детей в школу становилось просто небезопасно.

На фоне борьбы афроамериканского населения против сегрегации, которая проходила, во многом, под влиянием пацифистских идей Мартина Лютера Кинга, происходила постепенная радикализация афроамериканской молодежи. Многие молодые люди были недовольны политикой Мартина Лютера Кинга и других лидеров движения против сегрегации, поскольку считали ее чересчур либеральной и не способной привести к реальному изменению социального и политического положения чернокожего населения. В афроамериканском движении сформировалось две основные парадигмы, определяющие идеологию и политическую практику конкретных движений и организаций. Первая парадигма — интеграционистская — заключалась в требовании равенства прав «белых» и «черных» американцев и интеграции чернокожего населения в американское общество в качестве его полноправной компоненты. Истоки интеграционистской парадигмы формировались в 1920-е гг. в «Гарлемском ренессансе» — культурном движении, приведшем к расцвету афроамериканскую литературу первой половины ХХ века и способствовавшем улучшению представлений «белого» населения США об афроамериканцах. Именно в русле интеграционистской парадигмы осуществлял свою деятельность Мартин Лютер Кинг и его сторонники по Движению за гражданские права. Интеграционистская парадигма устраивала конформистскую часть афроамериканского населения США, ориентированную на «включение» в общественно-политическую жизнь страны без радикальных преобразований и мирным путем. Однако эта позиция не удовлетворяла интересы значительной части афроамериканской молодежи, в особенности — представителей радикально настроенных социальных низов, которые не верили в возможность «системной интеграции» чернокожего населения в социально-политическую жизнь Соединенных Штатов.

«Чёрные пантеры». ФБР называло их самым опасным противником американского государства


«Черный радикализм»

Радикальная часть афроамериканцев сплотилась вокруг националистической или сегрегационистской парадигмы и выступала за обособление от «белого» населения США, сохранение и развитие именно африканских компонентов афроамериканской культуры. В 1920-е гг. такая позиция нашла отражение в деятельности Маркуса Мосиа Гарви и его движения за возвращение афроамериканцев в Африку — растафарианству. Также к националистической парадигме афроамериканского движения можно отнести «черных мусульман» — влиятельную общину «Нация ислама», объединившую ту часть афроамериканцев, которая решила принять ислам как альтернативу христианству — религии «белых рабовладельцев». Большое влияние на развитие националистической парадигмы афроамериканского движения оказали концепции африканских теоретиков, прежде всего — теория негритюда — уникальности и исключительности африканских народов. У истоков концепции негритюда стояли сенегальский писатель, поэт и философ Леопольд Седар Сенгор (затем он стал президентом Сенегала), уроженец острова Мартиника поэт и писатель Эме Сезер и уроженец Французской Гвианы поэт и писатель Леон-Гонтран Дамас. Суть концепции негритюда заключается в признании африканской цивилизации самобытной и самодостаточной, не нуждающейся в совершенствовании посредством заимствования европейской культуры. В соответствии с концепцией негритюда, африканскому менталитету присущ приоритет эмоций, интуиции и особого чувства «сопричастности». Именно сопричастность, а не стремление к познанию, как у европейцев, лежит в основе африканской культуры. Последователи концепции негритюда считали, что африканцы обладают особой духовностью, которая чужда и непонятна человеку, воспитанному в европейской культуре. Зародившись как философское и литературное течение, негритюд постепенно политизировался и лег в основу многочисленных концепций «африканского социализма», распространившихся на Африканском континенте после начала процесса деколонизации. В 1960-е гг. многие представители афроамериканского движения, разделявшие ориентиры националистической парадигмы, познакомились с леворадикальными политическими концепциями, распространенными в этот период среди американской студенческой молодежи. Так антиимпериалистические и социалистические лозунги вошли в политическую фразеологию афроамериканских националистов.

Рождение «пантер»: Бобби и Хью

В октябре 1966 г. в Окленде группа радикально настроенной афроамериканской молодежи основала Партию самозащиты «Черные пантеры», которой было суждено стать одной из наиболее известных в истории США политических организаций радикального толка. У истоков «Черных пантер» стояли Бобби Сил и Хью Ньютон — два молодых человека, разделявших идеи «черного сепаратизма», т.е. той националистической парадигмы в афроамериканском движении, о которой говорилось выше. Стоит немного рассказать о каждом из них. Роберт Сил, более известный как Бобби Сил, родился в 1936 году и на момент создания «Черных пантер» ему было уже тридцать лет. Уроженец Техаса, он еще в детстве переехал вместе с родителями в Окленд, а в 19-летнем возрасте поступил на военную службу в подразделение Военно-воздушных сил США. Однако спустя три года Сила выгнали из армии за плохую дисциплину, после чего он устроился резчиком по металлу на одно из предприятий аэрокосмической промышленности, параллельно завершая среднее образование. Получив аттестат школы, Сил поступил в колледж, где учился на инженера и, одновременно, постигал основы политологии. Именно во время учебы в колледже Бобби Сил вступил в Афроамериканскую ассоциацию (ААА), выступавшую с позиций «черного сепаратизма», однако сам в большей степени симпатизировал маоизму. В рядах этой организации он познакомился с Хью Ньютоном — вторым сооснователем партии «Черные пантеры».

Хью Перси Ньютону в 1966 году было всего 24 года. Он родился в 1942 г. в семье батрака, но бедное происхождение не убило в Ньютоне природную тягу к учебе. Он сумел поступить в оклендский Меррити-колледж, затем учился в школе права в Сан-Франциско. Как и многие его сверстники, Хью Ньютон участвовал в деятельности молодежных негритянских банд, воровал, но не бросал учебу и старался тратить полученные преступным путем средства на свое образование. Именно в колледже он познакомился с Бобби Силом. Как и Бобби Сил, Ньютон симпатизировал не столько «черному расизму», к которому были склонны многие представители правого, националистического крыла афроамериканского движения, сколько к леворадикальным взглядам. По своему, Хью Ньютон был уникальным человеком. Ему удавалось сочетать «лихой» имидж «уличного парня», склонного к преступлениям, подверженного таким социальным порокам низов как алкоголизм и наркомания, с постоянной тягой к познанию, со стремлением сделать лучше жизнь своих соплеменников — по крайней мере, как это улучшение понимал сам Хью Ньютон и его соратники по революционной организации.

Малькольм Икс, Мао и Фанон — три вдохновителя «Черных пантер»

Вместе с тем, большое влияние на его социально-политические позиции оказали идеи Малькольма Икса — легендарного афроамериканского лидера, убийство которого в 1965 г. стало одним из формальных поводов к созданию Партии самозащиты «Черные пантеры». Как известно, Малькольм Икс был застрелен черными националистами, однако многие афроамериканские политические деятели обвинили в убийстве Малькольма американские спецслужбы, поскольку только им, по мнению товарищей убитого, было выгодно физическое уничтожение крайне популярного в афроамериканской среде радикального оратора. В начале своей политической деятельности Малькольм Литтл, взявший себе псевдоним «Икс», был типичным «черным сепаратистом». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «черных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «черного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «черного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Черные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.

Партия «Черные пантеры» изначально формировалась не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Ее идеология формировалась под влиянием как «черного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в том числе маоизма. Симпатии «Черных пантер» к маоизму объяснялись самой сущностью революционной теории Председателя Мао. Концепция маоизма в наибольшей степени, чем традиционный марксизм-ленинизм, подходила для восприятия угнетенными массами в странах «третьего мира». Поскольку афроамериканцы фактически были «третьим миром» внутри американского общества, находясь в крайне неблагоприятном социальном положении и представляя собой многомиллионную массу хронически безработных или временно занятых людей, маоистское понимание революции в наибольшей степени отвечало реальным интересам «Черных пантер». Смысл же концепции пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было объяснить молодым чернокожим из трущоб американских городов, поскольку большинство среди них никогда не имело постоянной работы и не могло отнести себя к рабочему классу. Даже концепция создания «освобожденных районов» вполне могла быть реализована «Черными пантерами», по крайней мере — на юге Соединенных Штатов, где в некоторых населенных пунктах афроамериканцы составляют подавляющее большинство населения. Помимо маоистской литературы, лидеры «Черных пантер» изучали и работу Эрнесто Че Гевары о партизанской войне, которая также сыграла заметную роль в формировании политических взглядов актива организации.

Большое влияние на идеологию «Черных пантер» оказали идеи Франца Фанона (1925-1961) — одной из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном антиколониальном движении середины ХХ века. Примечательно, что сам Франц Фанон был человеком смешанного происхождения. Уроженец Мартиники — французской колонии в Карибском море, ставшей одним из очагов афрокарибского национального возрождения, он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские (эльзасские) корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов. Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 г. его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Черных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов. По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Черные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.

Патриоты черных кварталов

Лидеры «Черных пантер» считали себя убежденными маоистами. Политическая программа партии, получившая название «Программа десяти пунктов», включала в себя следующие тезисы: «1) Мы стремимся к свободе. Мы хотим получить право самим определять судьбу чернокожей общины; 2) Мы стремимся к полной занятости для нашего народа; 3) Мы стремимся прекратить эксплуатацию чернокожей общины капиталистами; 4) Мы стремимся обеспечить нашему народу достойное жилье, пригодное для проживания людей; 5) Мы хотим обеспечить для нашего народа образование, которое в полной мере могло бы раскрыть истинную природу культурного упадка белого американского общества. Мы хотим учиться нашей настоящей истории, чтобы каждый чёрный знал свою истинную роль в современном обществе; 6) Мы выступаем за то, чтобы все чернокожие граждане освобождались от военной службы; 7) Мы стремимся немедленно положить конец жестокости полиции и несправедливому убийству чернокожих граждан; 8) Мы выступаем за освобождение всех чернокожих заключенных в тюрьмах города, округа, штата и федеральных учреждениях; 9) Мы требуем того, чтобы судьбу чернокожих обвиняемых решали граждане, равные их социальному статусу и чернокожие общины, как это предписано в Конституции США; 10) Мы хотим земли, хлеба, жилья, образования, одежды, справедливости и мира». Таким образом, требования национально-освободительного характера сочетались в программе «Черных пантер» с социальными требованиями. По мере «левения» активисты «Черных пантер» также дрейфовали и в сторону отказа от идей «черного сепаратизма», допуская возможность сотрудничества с «белыми» революционными организациями. Кстати, в Соединенных Штатах появилась и партия «Белых пантер», правда не достигшая ни уровня известности, ни численности, ни масштаба деятельности своего «черного» образца для подражания. «Белые пантеры» были созданы группой американских студентов — леваков после общения с представителями «Черных пантер». Последние на вопрос белых студентов, чем можно помочь афроамериканскому освободительному движению, ответили — «создайте белые пантеры».



Активисты «Черных пантер» создали свой неповторимый стиль, получив всемирную известность и завоевав симпатии афроамериканской радикальной молодежи на десятилетия вперед. Эмблемой организации стала черная пантера, никогда не нападающая первой, но защищающаяся до последнего и уничтожающая нападавшего. В партии была принята особая униформа — черные береты, черные кожаные куртки и голубые кофты с изображением черной пантеры. Численность партии за два года достигла двух тысяч человек, а ее отделения появились в Нью-Йорке — в Бруклине и Гарлеме. К «Черным пантерам» присоединялась наиболее активная в политическом плане афроамериканская молодежь, симпатизировавшая революционным социалистическим идеям. Кстати, в молодости активное участие в организации принимала мать знаменитого рэпера Тупака Шакура Афени Шакур (настоящее имя — Эллис Фэй Уильямс). Именно благодаря революционным взглядам матери всемирно известный рэпер и получил свое имя — Тупак Амару — в честь знаменитого вождя инков, сражавшегося против испанских колонизаторов. Назвать так мальчика, родившегося в 1971 году, посоветовал «товарищ Джеронимо» — Элмер Пратт, один из лидеров «Черных пантер», входивший в близкое окружение Афени Шакур и ставший «крестным отцом» Тупака. Крестной же матерью Тупака стала Ассата Олугбала Шакур (настоящее имя — Джоанн Байрон) — легендарная террористка из партии «Черные пантеры», в 1973 г. участвовавшая в перестрелке с полицией и в 1977 г. приговоренная за убийство полицейского к пожизненному заключению. Ассате Шакур посчастливилось сбежать из тюрьмы в 1979 году, а в 1984 г. она перебралась на Кубу, где и проживает уже более тридцати лет. Примечательно, что американские спецслужбы до сих пор разыскивают Ассату Шакур в реестре наиболее опасных террористов, несмотря на почтенный возраст женщины — шестьдесят восемь лет.

Поскольку «Черные пантеры» позиционировали себя политической партией афроамериканского населения, претендовавшей на революционное освобождение обитателей гетто, в партии были введены должности по образцу правительственных. Роберт Сил стал председателем и премьер-министром партии, а Хью Ньютон — министром обороны. Именно в подчинении отважного Хью Ньютона находились вооруженные боевики «Черных пантер», в чьи задачи входила оборона негритянских кварталов от произвола со стороны американской полиции.

Боевики «Черных пантер» на автомобилях следили за полицейскими патрулями, при этом сами не нарушали правил дорожного движения и вели себя так, чтобы к ним с точки зрения закона не было ни малейших претензий. Полицейские вообще превратились в главного врага «Черных пантер». Как и любые молодые люди из социально неблагополучных районов, основатели и активисты «Черных пантер» с детства ненавидели полицию, а теперь к этой подростковой ненависти прибавилась и идеологическая мотивация — ведь именно с полицией ассоциировался репрессивный механизм американского государства, в том числе и в его расистских проявлениях. В лексиконе «Черных пантер» полицейские получили название «свиньи» и с этого времени иначе их афроамериканские боевики и не называли, что очень злило самих полицейских. Помимо борьбы с произволом полиции, «Черные пантеры» решили покончить и с уголовной преступностью в афроамериканских кварталах, прежде всего — с наркоторговлей. Торговля наркотиками, по мнению лидеров партии, несла смерть чернокожему населению, поэтому те афроамериканцы, которые принимали в ней участие в качестве дилеров рассматривались как враги освобождения афроамериканского населения. Кроме того, «Черные пантеры» пытались проявить себя и в организации социальных инициатив, в частности — организовывали благотворительные столовые, в которых могли питаться малообеспеченные представители афроамериканского населения.



Фредрика Ньютон, жена Хью Ньютона, в интервью журналистам вспоминала, что «Черные пантеры» «требовали прекратить сегрегацию и дискриминацию при приеме на работу, строили социальные жилища, чтобы у обитателей трущоб был достойный кров. Мы протестовали против полицейского беспредела и произвола судов, а также нанимали автобусы, чтобы отвезти неимущих родственников на свидание в тюрьму к заключенным. Никто из нас не получал за работу денег — еду для бедных и средства на благотворительность мы собирали по крупицам. Кстати, придуманная нами “Программа завтраков” получила распространение по всей стране. Именно мы в 70-х годах первыми сказали, что дети не могут нормально учиться, если их с утра не накормить. Так, в одной из церквей в Сан-Франциско мы кормили малышей каждое утро, и правительство прислушалось к нам и сделало школьные завтраки бесплатными» (А.Анищук. Черная пантера в макияже. Интервью с Фредрикой Ньютон — вдовой Хью Ньютона // http://web.archive.org/).

Министром информации в Партии «Черные пантеры» стал Элдридж Кливер. Его роль в организации «Черных пантер» не менее значима, чем роль Бобби Сила и Хью Ньютона. Элдридж Кливер родился в 1935 году и на момент создания партии был 31-летним мужчиной с немалым жизненным опытом. Уроженец Арканзаса, позже перебравшийся в Лос-Анджелес, Кливер с подросткового возраста принимал участие в деятельности молодежных преступных группировок. В 1957 г. он был арестован за совершение нескольких изнасилований и помещен в тюрьму, где написал несколько статей, пропагандирующих идеи «черного национализма». Освободили Кливера только в 1966 г. Естественно, что человек с подобными взглядами не остался в стороне и поддержал создание партии «Черные пантеры». В партии он занимался связями с общественностью, однако, как и все активисты, участвовал в «патрулировании» улиц афроамериканских кварталов и стычках с полицией. Казначеем партии «Черные пантеры» стал Роберт Хаттон (1950-1968). На момент создания партии ему было всего лишь 16 лет, но юноша быстро завоевал авторитет даже среди более старших соратников и ему доверили финансовые дела организации. Бобби Хаттон стал одним из наиболее активных членов партии и участвовал во многих демонстрациях, в том числе и в знаменитой акции против запрета на ношение огнестрельного оружия в общественных местах.

«Война с полицией» и закат партии

В 1967 г. Хью Ньютон был арестован по обвинению в убийстве полицейского и помещен под стражу. Однако, спустя 22 месяца, обвинения с «министра обороны Черных пантер» были сняты, поскольку выяснилось, что полицейского, скорее всего, по ошибке застрелили свои же коллеги. Хью Ньютон вышел на свободу. Однако в 1970 году большая часть структурных подразделений «Черных пантер» в американских городах уже была разгромлена полицией. Дело в том, что когда в апреле 1968 г. был убит Мартин Лютер Кинг, «Черные пантеры», в целом относившиеся к нему без особых симпатий, решили отомстить. Ведь, как никак, а Мартин Лютер Кинг был, пусть и либералом-пацифистом, интеграционистом, но все же борцом за равноправие чернокожих. Во время перестрелки с полицией был застрелен семнадцатилетний казначей «Черных пантер» Бобби Хаттон. Другому ведущему активисту «Пантер» — Элдриджу Кливеру — удалось эмигрировать и найти убежище сначала в Алжире, затем — во Франции и на Кубе. Бобби Сил получил четыре года тюремного заключения. В августе 1968 г. произошли перестрелки «Черных пантер» с полицией в Детройте и Лос-Анджелесе, позже — перестрелки в Индианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско и Нью-Йорке. Только в течение 1969 г. было арестовано 348 активистов партии. В июле 1969 г. полиция атаковала офис «Черных пантер» в Чикаго, вступив в часовую перестрелку с «пантерами». В декабре 1969 г. пятичасовой бой полиции и «Черных пантер» разгорелся в Лос-Анджелесе, где власти вновь попытались прикрыть местный офис афроамериканской партии. К концу 1970 г. было арестовано 469 активистов партии «Черные пантеры». Десять активистов за это время погибли в перестрелках. Следует отметить, что помимо боевиков «Черных пантер», жертвами 48 перестрелок стали и 12 полицейских офицеров. Тем не менее, Хью Ньютон не терял надежд на возрождение былой мощи движения. В 1971 г. он отправился в Китай, где провел встречи с представителями китайского коммунистического руководства.



В 1974 г. Ньютон сильно поссорился с Бобби Силом, после чего, в результате разбирательств, охранники Ньютона жестоко избили Сила кнутом, после чего последний был вынужден пройти курс медицинского лечения. В 1974 г. Хью Ньютона вновь обвинили в убийстве, после чего он был вынужден скрыться на Кубе. Социалистическое правительство Кубы относилось к «Черным пантерам» с симпатией, поэтому Хью Ньютон смог пробыть на острове до 1977 г., после чего вернулся в Соединенные Штаты. В 1980 году он получил степень доктора философии в Калифорнийском университете, защитив диссертацию на тему «Война против пантер: исследование репрессий в Америке». В 1982 г. Партия «Черные пантеры» прекратила свое существование. Дальнейшие судьбы ее лидеров и ведущих активистов сложились по-разному. Хью Ньютон переосмыслял стратегические ошибки движения, подводил итоги почти двадцатилетней борьбе «Черных пантер», проявляя активность в сфере афроамериканской общественной благотворительной деятельности. 22 августа 1989 г. Хью Перси Ньютон был убит. Как и в случае с Малькольмом Иксом, в лидера «Черных пантер» стрелял отнюдь не белый расист и не полицейский, а афроамериканец — наркодилер Тайрон Робинсон, входивший в состав конкурирующей левацкой группировки «Черная партизанская семья». За это преступление Робинсон получил 32 года тюремного заключения. Бобби Сил отошел от активной политической деятельности и занялся литературой. Он написал собственную автобиографию и поваренную книгу, рекламировал мороженое, а в 2002 г. занялся преподавательской деятельностью в Университете Темпл в Филадельфии. Элдридж Кливер отказался от активной политической деятельности еще в 1975 г., вернувшись в США из эмиграции. Он написал книгу «Душа во льду», в которой рассказал о своей боевой молодости и изложил свои общественно-политические взгляды. Кливер умер в 1998 г. в медицинском центре в возрасте 63 лет. Элмер Пратт (1947-2011), он же «Джеронимо», крестный отец рэпера Тупака Шакура, был освобожден из американской тюрьмы в 1997 году, отбыв 27 лет в местах заключения — после того, как в 1972 г. был осужден за похищение и убийство гражданки Кэролин Олсен. После освобождения Элмер Пратт занимался правозащитной деятельностью, эмигрировал в Танзанию, где и умер от сердечного приступа в 2011 г.



Пожизненное заключение отбывает в американской тюрьме Мумиа Абу-Джамал. В этом году ему «перевалило» за шестьдесят. До принятия ислама Мумиа Абу-Джамала звали Уэсли Кук. В 1968 году, в возрасте 14 лет, Мумиа Абу-Джамал примкнул к «Черным пантерам» и с тех пор принимал самое активное участие в их деятельности до 1970 г., когда покинул ряды партии и приступил к завершению брошенного прежде школьного курса образования. После получения образования Мумиа Абу-Джамал работал радиожурналистом и, одновременно, подрабатывал таксистом. В 1981 г. он был арестован по обвинению в убийстве полицейского. Несмотря на то, что отсутствовали прямые улики, а сам полицейский был застрелен при очень странных обстоятельствах, Мумиа Абу-Джамала осудили и приговорили к смертной казни, которая впоследствии была заменена на пожизненное заключение. Вот уже почти 35 лет Мумиа Абу-Джамал находится в американской тюрьме — сейчас ему 61 год, а в тюрьму он попал в 27 лет. За десятилетия, проведенные в заключении, Мумиа Абу-Джамал получил всемирную известность и стал символом борьбы за освобождение политических заключенных и несправедливо осужденных американским правосудием. Его портреты можно увидеть на митингах и демонстрациях в поддержку политических заключенных во многих странах мира, не говоря уже о том, что в афроамериканской среде Мумиа Абу-Джамал превратился в настоящую «икону» движения: ему посвящают песни рэперы, его имя знает практически каждый юный афроамериканец.

Идеология и практическая деятельность «Черных пантер» оказали большое влияние не только на дальнейшую историю афроамериканского освободительного движения, но и на афроамериканскую культуру в целом. В частности, многие бывшие активисты «Черных пантер» стоят у истоков такого направления афроамериканской музыкальной культуры как гангста-рэп. Книга Хью Ньютона «Революционное самоубийство» очень популярна среди радикально настроенной молодежи во многих странах мира — и не только среди афроамериканцев и африканцев. Про саму партию «Черные пантеры» было снято несколько фильмов, написаны научные, публицистические и художественные книги.

Известно, что в наше время в Соединенных Штатах Америки действует Новая партия черных пантер — политическая организация, провозглашающая себя идейным наследником классических «Черных пантер» и также ориентированная на защиту прав и свобод чернокожего населения Соединенных Штатов. После нашумевших событий в Фергюссоне, где после убийства полицейским молодого афроамериканца вспыхнули массовые беспорядки, подавить которые удалось только с помощью вооруженных подразделений национальной гвардии, представитель Новой партии черных пантер Кристал Мухамад заявила, согласно сообщению РИА-Новости, что афроамериканцы надеются на поддержку России, поскольку только с помощью России можно донести до Совета Безопасности ООН правду об истинном положении афроамериканского населения в Соединенных Штатах. Между тем, поддержка афроамериканского национального движения — хотя бы моральная и информационная — была бы очень кстати для России, поскольку предоставляла бы дополнительные козыри в политическом противостоянии с Соединенными Штатами, давала бы возможность при случае указывать «защитникам прав человека» на вопиющее несовершенство их собственной политико-правовой системы, дискриминация афроамериканцев в рамках которой не изжита до сих пор.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    14 июля 2015 07:51
    Можно много писать о разных негритянских "движениях" и "партиях" в США, рассказывать об их истории, целях и задачах, но если отбросить налет "пассионарности" и "солидарности с "угнетаемыми"" и посмотреть честно на эти "движения", то сразу становится видна их главная цель-узаконить или установить систему черного паразитизма на шее у белой нации. Все лозунги этих партий и движений сводятся к одному-признанию белой нацией своей "вины" перед черной нацией за рабство и прочие сегрегации и соответственно, установление "справедливой" компенсации за это в виде преобладающих законодательно закрепленных дополнительный, приоритетных прав и свобод для черных и конечно, денежного содержания-компенсации. Что-то наподобие того, чего добились евреи от немцев, но несколько шире. Этим, эти "движения" отличаются от разного вида марксистско-коммунистических негритянских партий, стоящих в общем-то на интернациональных позициях и понимающих, что проблемы черной нации не решить без кардинального преобразования всего капиталистического общества.
    1. +5
      14 июля 2015 08:12
      В те годы негры были другими. И они были лучше...
      1. +1
        14 июля 2015 11:20
        Да уж, а нынешние негры, простите за не политкорректность, конечно же - афроамериканцы могут бороться только за "велферы" и право нигде не работать и ничего не делать (по крайней мере полезного для общества). Да и "Черные пантеры" с их иррациональной ненавистью к полиции (во многом заслуженной) больше напоминают гопников из подворотни. А уж эти-то везде одинаковы, ни от страны пребывания, ни от цвета кожи это не зависит. Поэтому-то особого смысла в поддержке афроамериканского движения, т.н. Новой партии черных пантер, особого смысла не вижу. Ибо пока что не видно ни самого движения, как организованной силы, имеющей хоть какой-то политический или общественный вес (хотя бы среди тех же негров), ни видимых результатов деятельности этого движения. Разве что "черные" бунты в американских городах время от времени привлекают внимание СМИ. Особой пользы от такой деятельности новых "Черных пантер" ждать не приходится. Они так же далеки от М.Л. Кинга, как Земля от Альфы Центавра.
        Честь имею.
      2. Комментарий был удален.
    2. wei
      +1
      14 июля 2015 15:33
      Цитата: Monster_Fat
      то сразу становится видна их главная цель-узаконить или установить систему черного паразитизма на шее у белой нации.

      ну а главная цель белой нации загнать "черных паразитов на хлопковые поля"
      Сами виноваты те кто привозил рабов по сему нытье про гарлем без перспективно.
      Не дурствено и нам увидеть в этом урок, сегодня гастарбайтер завтра какой нибудь "средне азиатский сокол" и горящее бутово
      1. 0
        26 июля 2017 16:35
        Цитата: wei
        Цитата: Monster_Fat
        то сразу становится видна их главная цель-узаконить или установить систему черного паразитизма на шее у белой нации.

        ну а главная цель белой нации загнать "черных паразитов на хлопковые поля"
        Сами виноваты те кто привозил рабов по сему нытье про гарлем без перспективно.
        Не дурствено и нам увидеть в этом урок, сегодня гастарбайтер завтра какой нибудь "средне азиатский сокол" и горящее бутово

        Что-то мне подсказывает что если просто взять и выселить афроамериканцев на историческую родину - вони о геноциде будет на весь мир.
    3. 0
      26 июля 2017 16:33
      Главная и единственная проблема черных в том что пока белые и желтые открывали письменность, порох и паровой двигатель - они сидели в Африке на ж... ровно и продавали "черных братьев" в рабство белым. И так все 5 тыс. лет начиная с Древнего Египта.
  2. +6
    14 июля 2015 07:52
    представитель Новой партии черных пантер Кристал Мухамад заявила, согласно сообщению РИА-Новости, что афроамериканцы надеются на поддержку России...А почему бы и не поддержать..?
    Не мало пользы было бы........Спасибо,Илья ..классная статья..
  3. +1
    14 июля 2015 08:57
    Политическая незрелость, большая доля уголовщины, отсутствие ярких харизматичных лидеров, все это пока не внушает перспектив в зачатках этого политического движения.
  4. 0
    14 июля 2015 10:31
    Эх, хорошая страна была когда-то США. И как всё изгадили
  5. +2
    14 июля 2015 10:41
    поддержка афроамериканского национального движения — хотя бы моральная и информационная — была бы очень кстати для России


    Ну а почему бы нет, американцы делают подобные вещи даже не задумываясь. Пора бы и нам отказаться от "чистоплюйства", этих поддерживаем, а тех нет. Я думаю что это был бы "классический" ответ в ответ на содержания всякого рода НКО на территории РФ.
  6. +1
    14 июля 2015 12:29
    Да,да "поддержать",пусть добиваются своих целей,тут авианосцы не помогут,а нестабильность внутри страны была бы и кто знает к чему бы привело,может потом спасали бы белых,а белым бежать то некуда все "загадили",весь Мир их ждет,что бы придушить,есть возможность,значит надо ее использовать
  7. +1
    14 июля 2015 12:44
    С одной стороны - насильники, убийцы, террористы.
    А с другой - "если завтра Гитлер вторгнется в преисподнюю, я как минимум одобрительно отзовусь о Сатане в палате общин" Черчилль.
  8. 0
    13 сентября 2020 23:38
    Сколько можно уже толерантно вилять хвостом - "афроамериканцы"? Может ещё автор начнёт призывать к коллективному покаянию в стиле BLM? Нет никаких "афроамериканцев", а есть негры, живущие в США.