Эвакуация: приказа выжить самостоятельно не поступало

48
Эвакуация: приказа выжить самостоятельно не поступало


Стремительное продвижение фашистских войск и жестокая политика тотального уничтожения населения на оккупированной территории вынуждали людей к массовому бегству на восток, в тыл. В первую очередь приход оккупантов означал риск для жизни коммунистов, советских и партийных работников, членов семей офицерского и рядового состава Красной армии, евреев. Эвакуация имела решающее значение для их выживания. Враг оккупировал часть территории СССР, на которой до войны проживало около 85 миллионов человек, тогда как эвакуироваться сумело в советский тыл около 12 миллионов человек.



"За" и "против"

Часть населения не хотела покидать родные места потому, что не могла обеспечить проживание своих родных из-за отсутствия средств, а также из-за моральных соображений. Вспоминает Н. Семпер: "Для нашей семьи бездомность страшнее всяких налётов — решили остаться в родной Москве" (Семпер. Портреты и пейзажи. Частные воспоминания о 20-м веке. 1997. С. 107). Пожилые люди считали, что не могут вынести тягот эвакуации.

Вот как воспринял приказ эвакуировать завод его директор В.П. Курганов: "Это сообщение ошеломило нас. Ведь в предвоенные годы мы твёрдо усвоили: советские вооружённые силы не допустят вторжения врага на нашу землю. Кто бы на нас ни напал, мы будем громить противника на его территории (В.П. Курганов. Так рождался Уралхиммаш. Свердловск, 1973).

Иногда люди недооценивали опасность возможного оккупационного режима. Например, в представлении некоторых пожилых людей немцы оставались примерно такими же обычными вояками, какими они были в годы Первой мировой войне. М.М. Литичевский вспоминает долгие споры между отцом и дедом: "День и ночь через город шли беженцы. Дед каждый день приводил их домой и расспрашивал. Дед пережил оккупацию немцев в Первую мировую войну и говорил о них как о цивилизованной нации. Но беженцы рассказывали страшные вещи. Отец настаивал на эвакуации. Мы уехали с оборудованием завода предпоследним эшелоном".

Арест за самопроизвольную эвакуацию

Нередко эвакуация не разрешалась семьям рабочих и служащих, вывозившихся вместе с предприятиями и учреждениями. Помощь в эвакуации своей семье в некоторых случаях считалась нарушением трудовой дисциплины. В этой ситуации людям предстояло сделать выбор между возможным наказанием и жизнью своих близких. Так, в октябре 1941 года из рядов партии был исключён Г.Э. Зухер за то, что, эвакуируясь с заводом, вывез в тыл свою семью. Арестом на 10 суток с исполнением служебных обязанностей и удержанием 50 процентов от зарплаты был наказан военный юрист 3-го ранга П.Б. Фих за самовольное сопровождение в эвакуацию своей семьи. Наказания с учётом военной обстановки были не очень серьезными, скорее показательными.

Дорога в эвакуацию стала тяжёлым испытанием, потребовавшим дополнительных усилий по обеспечению выживания. Вот как описывает эвакуацию из Ленинграда в Челябинск рабочий Кировского завода В. Гусев: "Наш эшелон двигался до Челябинска 29 суток. Мы больше стояли, чем ехали. Морозы всё усиливались. Скоро продовольствие кончилось, и, когда поезд стоял, мы разбредались в поисках еды порой за 5-7 километров от железной дороги".

Иллюзии эвакуированных

Проезжая незнакомые города и посёлки, важно было приложить усилия для выбора места жительства в условиях эвакуации (высадка в населённых пунктах центральных районов России часто приводила к необходимости вторичной эвакуации летом 1942 года). Но всё это касалось неорганизованного потока беженцев, так как сотрудники, ехавшие в эвакуацию с промышленным предприятием или учреждением, следовали в определённым пункт назначения. Самовольные высадки расценивались как дезертирство.

У многих беженцев существовала иллюзия, что в советской Азии будет тепло, сытно и гостеприимно. Урал, а тем более Сибирь страшили суровым климатом и угрюмыми жителями. В итоге прибывших в Среднюю Азию в огромном количестве беженцев невозможно было обеспечить ни продовольствием, ни работой.

В условиях военного лихолетья помощь родственников или знакомых, проживающих в восточных регионах страны, а также общение эвакуированных между собой и взаимопомощь стали основой для выживания. Эвакуированные писатели и художники вспоминали, что часто от голода и холода их в эвакуации спасали "собратья по перу и кисти". Эвакуированные евреи получали помощь от представителей местной еврейской этнической диаспоры.

Вне всякого сомнения, уровень жизни рабочих и служащих, прибывших в эвакуацию со своими предприятиями и учреждениями, был выше, чем у остальной массы эвакуированных. Среди так называемого "неорганизованного" потока прибывшего в тыл населения в худшем положении находились эвакуированные из блокадного Ленинграда; люди, пережившие двойную, а то и тройную эвакуацию; беженцы из районов боевых действий.

В гораздо лучшем положении находились эвакуированные семьи сотрудников центральных учреждений, организаций и творческих союзов, а также жители Москвы и некоторых других городов, вывозившихся в тыл в менее тревожной обстановке. Например, 11 июля 1941 года в город Лысьева Пермского края прибыли 124 человека — семьи работников искусства из Москвы, для обустройства которых Музфонд перевёл 250 тысяч рублей (данные Пермского государственного архива новейшей истории. Ф. 105).

Определённое значение для благополучия людей имели время года, в которое проходила эвакуация и география их расселения. Легче приходилось семьям, прибывшим весной и летом, успевшим к зиме собрать урожай с огородов, заработать трудодни в колхозах. Многое зависело от места трудоустройства, поскольку нормы снабжения разделялись по четырём группам населения: рабочие, служащие, иждивенцы, дети в возрасте до 12 лет.

Переход к мирной жизни (конверсия производства и переход предприятий на выпуск товаров народного потребления, отмена карточной системы, расширение торговой сети и т.д.) оказал существенное положительное влияние на уровень жизни эвакуированных. Кроме того, по мере сокращения состоящего на учёте эваконаселения, увеличился объём помощи ему.

Государственный "опекун"

Исследователи положения эвакуированных сходятся во мнении, что сложилось две модели поведения. Первая — это социальное иждивенчество. Оно стало типичным для большинства жителей советского тыла в целом и для эваконаселения в частности. В силу особенностей геополитического положения России, государство исторически играло особую роль опекуна народа. Люди считали, что государство должно решать насущные проблемы их жизнедеятельности и стремились получить помощь в виде разного государственных выплат или льгот. Номенклатурные работники, попав в эвакуацию, зачастую сохраняли свой привилегированный статус. Это давало доступ к дефицитным товарам.

Интересна схема получения товаров и услуг, придуманная и осуществлённая группой столичных писателей, эвакуированных в Алма-Ату.

"В Союз писателей привозили иногда национальную реликвию — почти столетнего акына Джамбула, певца дружбы народов и советской власти. Его усаживали дремать в каком-нибудь укромном уголке во дворе, а в это время многочисленные секретари звонили по инстанциям, требуя от имени Джамбула разных насущных благ, к пример: "Джамбулу требуются двадцать пар лакированных сапог". Хотя Джамбул даже не говорил по-русски, его именем кормились как местные, так и эвакуированные "секретари" и "переводчики" (Е. Аксельрод. Казахстанская пурга. Воспоминания о детстве, опалённом огнём катастрофы).

Письмо И.В. Сталину

В обстановке всеобщего контроля большая часть населения относилась к категории "льготников". Получение официального статуса "эвакуированного" давало возможность получения продуктовых карточек (что было особенно актуально в сельской местности) и материальной помощи.

Для получения различных социальных льгот и выплат, как правило, необходимо было пройти длительную и утомительную бюрократическую процедуру: собрать многочисленные справки, отнести их в соответствующие инстанции и т.д. Это было связано со стоянием в очередях, ожидаем ответов. Всё это занимало очень много времени, поэтому оставался ещё один верный способ добиться положительно решения — написать свою жалобу "во власть".

Наибольший эффект давали жалобы мужьям в действующую армию или в Москву — руководителям партии и правительства. Жительница Курганской области Р.С. Чистякова, приняв эвакуированный из Курской области детский дом и отчаявшись достать фонды на питание и одежду, написала письмо председателю Государственного комитета обороны СССР И.В. Сталину: "Ровно через две недели детскому дому дали всё и даже больше, вплоть до американского шоколада" (из книги "Священная война". Великая Отечественная война в памяти фронтовиков и тружеников тыла. Курган, 2000 г.).

Как добыть угля

Вторая модель поведения, которую вычленили исследователи, — это стратегии выживания, связанные с уклонением от выполнения или прямым нарушением существовавших правовых норм. Обстановка тотального дефицита и общего снижения уровня жизни населения, вызванная военными обстоятельствами, ставила человека в пограничную ситуацию между должным и приемлемым поведением. Главный мотив — "выжить любой ценой". Некоторые деяния граждан, наказуемые с точки зрения закона, не считались преступными в общественном мнении. Сбор колосков или картофеля на колхозных полях, воровство торфа или угля с добывающих предприятий для отопления своего жилища и т.д.

Вспоминая о своих действиях, большинство людей объясняют их безысходностью: "Из-за холода "буржуйку" надо было топить круглосуточно, и часто угля не хватало. Нам приходилось идти на территорию ближайшего завода и оттуда таскать уголь в мешках и вёдрах. Для нас, детей (мне было в первый год войны пять лет, братику — три года), это было тяжёлым испытанием: мороз доходил до минус 35 градусов, дули сильные степные ветры. А снега был выше нашего роста. Но делали мы это потому, что было необходимо" (данные из книги Г. Канович "Лики во тьме. Эвакуация. Воспоминания о детстве, опалённом огнём катастрофы").

Продуктовая карточка первой категории, огородничество и старинные ремёсла

В условиях мобилизационной экономики заработная плата на госпредприятии была основным источником выживания. К тому же отсутствие официального трудоустройства без достаточно веских оснований грозило наказанием. Устройство на работу на предприятие оборонного значения повышало уровень жизни, поскольку работник получал продуктовую карточку первой категории, талоны на горячее питание в заводской столовой, возможность дополнительного снабжения в случае перевыполнения норм выработки. Прибывшие по организованной эвакуации с предприятиями или учреждениями сохраняли свой трудовой стаж и зарплату. Беженцы стремились как можно быстрее устроиться на работу.

Первое место по масштабам и значимости в структуре питания населения советского тыла применительно к военному периоду занимало огородничество. Не только селяне, но и население промышленных городов вскапывало и засеивало коллективные и индивидуальные огороды, выращивая различные овощи (преимущественно картофель).

Государство уже с 1942 года стало активно поддерживать и пропагандировать этот вид деятельности: бесплатно нарезались земельные участки, организовывалась вспашка земли, людям помогали семенами и инвентарём.

Вот, например, что вспоминает эвакуированный на Урал известный учёный, академик Е.О. Патон: "В холодное дождливое лето 1942 года немногие свободные вечера я проводил на огороде. Огороды были у всех сотрудников института, и осенью я вышел победителем в соревновании за лучший урожай" (Е.О. Патон. Воспоминания. Киев, 1955 г. С.250).

В условиях дефицита эвакуированные вспоминали старинные ремёсла и придумывали оригинальные поделки на продажу. Виктор Ваксман рассказывал: "Я плёл корзины и лапти, которые мы носили в соседнее татарское село Тавель и обменивали на салму (что-то вроде клёцок из жмыха)" (В. Ваксман. Воспоминания братьев Ваксманов. Эвакуация. Воспоминания о детстве, опалённом огнём катастрофы, С.129).

В эвакуации многое зависело от склада ума, характера, психологической устойчивости, а иногда и просто от везения человека.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    16 июля 2015 05:35
    Какую сложнейшую жизнь прожило первое государство рабочих и крестьян. Какие громадные трудности преодолело. Сколь сильно перемешали нас общие невзгоды и общие Победы. Этот громаднейший задел дружбы и интернационализма, не смогли уничтожить и очернить ни годы лихолетья, ни ложь власть предержащих временщиков.
    1. +3
      16 июля 2015 07:07
      Цитата: blizart
      Этот громаднейший задел дружбы и интернационализма, не смогли уничтожить и очернить ни годы лихолетья, ни ложь власть предержащих временщиков.

      Украина наглядный пример "нерушимой дружбы и интернационализма"!
      1. +3
        16 июля 2015 07:31
        Цитата: Штык
        Украина наглядный пример "нерушимой дружбы и интернационализма"!

        Ага, и Прибалтика со Средней Азией и Закавказье. Сплошная дружба!!!
        1. +1
          16 июля 2015 10:21
          Ну, пока Союз не распался дружба между народами была...
          1. 0
            16 июля 2015 13:29
            Цитата: qwert
            Ну, пока Союз не распался дружба между народами была...

            Настоящая дружба, это когда на всю жизнь! А эта ....- вчера была, а сегодня кончилась? Нет, это не дружба, это показушная имитация...
        2. +6
          16 июля 2015 10:23
          профессор"Ага, и Прибалтика со Средней Азией и Закавказье. Сплошная дружба!!!"
          Не знаю насчет прибалтики, но в Средней Азии русских детишек усыновляли некоторые семьи по 15-18 человек, хотя Вы конечно можете сказать, что это советская пропаганда.))) Кстати и сейчас нормальные и адекватные люди встречаются и их большинство.)))
          "Бишкекская семья — Кубат Нурадилов и Гульжан Осмонова — «усыновила» ветерана Великой Отечественной войны Григория Чалова, который целыми днями вынужден был кататься по городу на троллейбусе, чтобы потратить время, и спать где придётся.
          Ветеран войны, кавалер трёх орденов Красной Звезды Григорий Чалов остался на улице после того, как пасынок после смерти жены самовольно сдал его часть дома в Таласе в аренду, а сам уехал. В дом престарелых его не взяли, так как он является собственником жилья, сообщает «Российская газета».
          Оставшись без крыши над головой, Григорий Чалов выживал в Бишкеке как мог. Утром садился в троллейбус и весь день кружил по столице — в общественном транспорте хотя бы тепло. Ночевал, где придётся. Нехитрую снедь покупал на конечных остановках — благо, на еду ветеранской пенсии хватало. Все нехитрые пожитки возил с собой. В том числе увешанный орденами и медалями пиджак, купленный ещё в 1950 году и надеванный с тех пор почти 70 раз — на все годовщины Дня Победы.
          Кубат Мурадылов познакомился с Григорием Чаловым, когда юристом при районной администрации Свердловского района Бишкека.
          «Пожилой человек пришёл просить помощи — родной сын обманом вынудил старика продать имеющуюся однокомнатную квартиру, купил себе жильё попросторнее, а отца выставил на улицу. Тому ничего не оставалось, как искать человеческого участия. Узнав, в каком положении оказался дедушка, я привёз его домой, чтобы накормить. Сам уехал хлопотать по инстанциям, чтобы хоть чем-то помочь ветерану. Возвращаюсь, а у жены слёзы на глазах, говорит мне: "Пусть живёт у нас"».
          Вот уже более двух с половиной лет ветеран живёт у Мурадыловых. Из-за «любимого дедули» семья сдала в аренду свой частный дом — удобства располагались на улице, старику было холодно и неудобно ими пользоваться — и перебралась в съёмную квартиру. Григорию Чалову выделили отдельную комнату с солнечной стороной с окном и телевизором."
          Вот такая вот дружба народов.))) Просто может Вам там с соседями не повезло? И все они плохие?)))
          1. 0
            16 июля 2015 10:53
            Цитата: Нагайбак
            Не знаю насчет прибалтики, но в Средней Азии...

            Не знаю как усыновляли, но сейчас отношение к русским в Средней Азии просто эталон "дружбы народов". laughing
            1. +4
              16 июля 2015 11:11
              профессор"но сейчас отношение к русским в Средней Азии просто эталон "дружбы народов" "
              Как и везде по разному.))) Иной раз русские к русским хуже относятся, чего же хотеть?)))) Я привел ссылку про ветерана то не зря.))) И в Средней Азии к русским по разному относятся, понятно сейчас возможно хуже относятся, но не все и не всегда поэтому не фиг всех в д.ер.ьмо смешивать.))))
              1. -2
                16 июля 2015 11:12
                Цитата: Нагайбак
                Как и везде по разному.))) Иной раз русские к русским хуже относятся, что же хотеть?))))

                Итог: русские массово эвакуируются из Средней Азии.
                1. 0
                  16 июля 2015 13:10
                  профессор"Итог: русские массово эвакуируются из Средней Азии."
                  Кто хотел давно уехал. А Вы пишите про сейчас.))) И то из разных республик уезжали по разному, а кое куда и возвращаются. У меня знакомый с семьей в Казахстан вернулся например.))))
                2. 0
                  16 июля 2015 23:38
                  Цитата: профессор
                  Итог: русские массово эвакуируются из Средней Азии.

                  Итог, средняя азия массово эвакуируется за Русскими, но лучше к ним относиться не стала)))
            2. 0
              16 июля 2015 22:46
              - Энангни амини ебсан, кунта!
            3. 0
              17 июля 2015 09:55
              это кто вам сказал профессор?вы там были сами то?недавно был в ташкенте.просто ездил смотрел архитектуру-бухара самарканд.я в свой адрес ни косого взгляда ни плохого слова не получил.может руские они разные?а профессор?
              1. 0
                17 июля 2015 11:02
                Цитата: 6 дюймов
                это кто вам сказал профессор?вы там были сами то?

                Был, но не это важно куда русские делись. Цифры вещь упрямая.
        3. +1
          16 июля 2015 11:50
          Цитата: профессор
          Ага, и Прибалтика со Средней Азией и Закавказье. Сплошная дружба!!!

          Израиль нас тоже не забывает. Постоянно слышим от товарищей евреев теплые слова поддержки. Как оказывается много на свете хороших людей.
          1. 0
            16 июля 2015 12:22
            Цитата: IS-80
            Израиль нас тоже не забывает. Постоянно слышим от товарищей евреев теплые слова поддержки. Как оказывается много на свете хороших людей.

            Израиль за пол года принял 4,5 тыс. российских беженцев. Это плохо что Израиль принимает у себя граждан России? Заметьте не гонит, а принимает.
            1. 0
              16 июля 2015 12:57
              Цитата: профессор
              Израиль за пол года принял 4,5 тыс. российских беженцев. Это плохо что Израиль принимает у себя граждан России? Заметьте не гонит, а принимает.

              Профессор, а меня примете? Я конечно не беженец, но очень похож. smile
              1. +1
                16 июля 2015 12:58
                Цитата: IS-80
                Профессор, а меня примите? Я конечно не беженец, но очень похож.

                От чего же не принять хорошего человека? wink

                PS
                По итогам 2014 года в Израиль приехало рекордное количество репатриантов - 26.500
                1. 0
                  17 июля 2015 10:09
                  Цитата: профессор
                  От чего же не принять хорошего человека?


                  Спасибо за приглашение. Надеюсь, когда-нибудь удастся им воспользоваться. И хорошо бы все-таки не в статусе беженца. smile
              2. +2
                16 июля 2015 14:37
                Цитата: IS-80
                Цитата: профессор
                Израиль за пол года принял 4,5 тыс. российских беженцев. Это плохо что Израиль принимает у себя граждан России? Заметьте не гонит, а принимает.

                Профессор, а меня примете? Я конечно не беженец, но очень похож. smile


                Только профессор как всегда "привирает" Израиль принял "беженцев" ИУДЕЕВ по национальности или тех кто смог доказать своё родство с ИУДЕЯМИ.
                Людей других вероисповеданий в Израиль как беженцев как правило не пускают.
                1. 0
                  17 июля 2015 10:01
                  ну почему же.есть еще одна категория-те у кого денег много вполне могут попадать под категорию иудеев good
    2. -1
      16 июля 2015 10:20
      "Так, в октябре 1941 года из рядов партии был исключён Г.Э. Зухер за то, что, эвакуируясь с заводом, вывез в тыл свою семью. Арестом на 10 суток с исполнением служебных обязанностей и удержанием 50 процентов от зарплаты был наказан военный юрист 3-го ранга П.Б. Фих за самовольное сопровождение в эвакуацию своей семьи. Наказания с учётом военной обстановки были не очень серьезными, скорее показательными." Вот только не надо лишнего демонизировать большевиков. Поди каждый из них использовал для перевоза семьи и скарба один-два грузовика, которые нужны были для эвакуации оборудования. Да поди еще и сами сорвались раньше времени не закончив организацию эвакуации и бросив работников, по типу эпизода показанного в фильме "Блокада"
      1. Volpe
        +1
        16 июля 2015 11:07
        Цитата: qwert
        Вот только не надо лишнего демонизировать большевиков.

        Не знаю с чего вы взяли request по мне так в этих описанных случаях больше демонизируются евреи, нежели большевики smile
        1. +1
          16 июля 2015 18:27
          Да вот только судя по тексту, они были и евреи и большевики. Впрочем не надо по частному случаю судить обо всех. Конечно немало евреев сражалось на "ташкентском фронте" в тылу, подальше от фронта, где и убить могут ненароком. Но и на настоящих фронтах сражалось немало евреев. И представители этой национальности занимали пятую строчку среди Героев Совесткого Союза - участников Великой Отечественной Войны:
          русские 8160
          украинцы 2069
          белорусы 309
          татары 161
          евреи 108
          Что касается темы эвакуации - то в этом плане не позавидуешь советской власти, им пришлось принимать тяжелейшее решение: во-первых, необходимость эвакуации промышленных предприятий, запасов продовольствия, сырья, всего того, без чего страна не могла обойтись в начавшейся войне, а во-вторых, как эту жесточайшую необходимость увязать с эвакуацией мирного населения - транспорта-то на все это не хватало, да еще и необходимость войсковых перевозок. Да еще при дефиците времени на принятие нередко жизненно важных решений, особенно если командиры Красной Армии всех уровней чуть-ли не клятвенно заверяют в том, что войска удержат рубеж, а на практике отступают. Во-многом это-то положение и послужило причиной вынесения жестокого, но необходимого приказа №227 - то что "ни шагу назад". Тяжелейшая досталась доля нашему народу. Честь и слава ему за все.
          Честь имею.
  2. 0
    16 июля 2015 07:13
    Иллюзию создала и книга "Ташкент город хлебный"
    1. +1
      16 июля 2015 07:57
      Цитата: bulat
      Иллюзию создала и книга "Ташкент город хлебный"

      Вот только книга была о периоде гражданской войны, реалии сильно отличались от книжных зарисовок.
  3. 0
    16 июля 2015 07:39
    Ташкент называли штабом "5-го украинского фронта".
  4. +1
    16 июля 2015 07:44
    Моя бабушка с отцом и его братьями и сестрой эвакуировались из Брянщины в Саратовскую обл. Им повезло, предшествующий и последующий эшелоны с людьми были разбомблены. Прабабушка и прадед остались. Отцу запомнились холода и снежные зимы. Перед эвакуацией свою корову сдали, получили справку, а на месте прибытия по этой справке дали другую корову.
    1. +1
      16 июля 2015 12:42
      В Вашем случае есть одна каверзная тонкость. На "месте прибытия" они получили корову и жилье от переселенных в голую Казахстанскую степь немцев Поволжья...
      1. 0
        16 июля 2015 18:24
        Цитата: nikcris
        В Вашем случае есть одна каверзная тонкость...


        Ну не без скелета в шкафу... recourse

        "Наибольший эффект давали жалобы мужьям в действующую армию или в Москву — руководителям партии и правительства. Жительница Курганской области Р.С. Чистякова, приняв эвакуированный из Курской области детский дом и отчаявшись достать фонды на питание и одежду, написала письмо председателю Государственного комитета обороны СССР И.В. Сталину: "Ровно через две недели детскому дому дали всё и даже больше, вплоть до американского шоколада"

        Вот тут не понял! request Автор в положительном или отрицательном ключе...? what
      2. 0
        17 июля 2015 10:06
        самарская обл.деревня новый буян.по воспоминаниям старожилов недалеко была деревня немцев.жили давно и достаточно дружно.но когда началась война мужиков на фронт- а немцев нет.и они стали приезжать и вести себя как хозяева-обещали что гитлер придет и вы все у нас рабами будете.мать моей тещи оттуда была и рассказывала.да еще старики живые были тоже самое говорили.может всплакнем о переселенных?
    2. +1
      16 июля 2015 18:36
      Цитата: igordok
      Отцу запомнились холода и снежные зимы.


      Ну сейчас это происходит не менее драматично. Вот семья подчинённых из Ясиноватой (Донецкая обл., ДНР) уехали в августе 14го на последнем поезде в Крым (в шортах), а в октябре оказались под Красноярском и тоже в шортах. Ни денег, ни шмоток, ни вообще ничего... Завидовать нечему в общем...
  5. 0
    16 июля 2015 07:49
    Дед эвакуируя сотрудников ,хозяйство райпотребсоюза,семью не взял в эвакуацию, сказал бабушке,скажут коммунисты с семьями бегут первыми( семья 11 душ)..Хозяйство,людей эвакуировал и ушел на фронт..Бабушка..с детьми оказалась на оккупированной территории..
    1. 0
      16 июля 2015 15:47
      И после этого бабушка приняла дедушку???
  6. +1
    16 июля 2015 07:54
    В эвакуации тяжело было всем - и принимающей стороне тоже. Конечно, страшные времена были, тяжелые.
    А меня опять мучает вопрос, причем совершенно не в плане антисемитизма: почему в эвакуации хреново было всем, а в статье воспоминания об этом периоде приводятся почти исключительно от лиц избранного народа? Просто в глаза очень бросилось, подборка какая-то тенденциозная.
    1. 0
      16 июля 2015 09:04
      Цитата: inkass_98
      об этом периоде приводятся почти исключительно от лиц избранного народа?

      Всегда и во всём впереди?
    2. +1
      16 июля 2015 09:41
      Цитата: inkass_98
      А меня опять мучает вопрос, причем совершенно не в плане антисемитизма: почему в эвакуации хреново было всем, а в статье воспоминания об этом периоде приводятся почти исключительно от лиц избранного народа?

      А ларчик просто открывался, на оккупированной территории их ждал в лучшем случае концлагер. Почитайте о Минском гетто.
      Минское гетто
      Этим и объясняется относительно большое количество евреев среди эвакуированных. А то что евреи пишут об этом больше других... вас не удивляет большое количество евреев среди писателей?
      1. 0
        16 июля 2015 10:20
        профессор"вас не удивляет большое количество евреев среди писателей?"
        Да,да особенно писателей-фантастов.))))
        1. +1
          16 июля 2015 10:50
          Цитата: Нагайбак
          Да,да особенно писателей-фантастов.))))

          И среди них тоже. У Вас претензии к братьям Стругацким?
          1. 0
            16 июля 2015 11:17
            профессор"У Вас претензии к братьям Стругацким?"
            К ним претензий у меня конечно же нет, а вот к необоснованным понтам есть.)))) Кстати Стругацкие насколько я помню евреи по папе))), а вот мама у них русская была. Или я ошибаюсь?))) Из вики..."Мать Аркадия Александра Ивановна Литвинчева (1901—1981) была учительницей, преподавала русскую литературу в той же ленинградской школе, где учился Аркадий, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта»."
            1. 0
              16 июля 2015 11:22
              Цитата: Нагайбак
              К ним претензий у меня конечно же нет

              Тогда к чему это:
              Цитата: Нагайбак
              Да,да особенно писателей-фантастов.))))

              Решили потроллить?
              1. 0
                16 июля 2015 13:20
                профессор"Решили потроллить?"
                А что я был в этом замечен?)))
                Просто по Вашим постам я понял, что в эвакуации были в основном евреи и все сплошь писатели.))) Хм... а между тем людей эвакуировали целыми заводами в ту же Среднюю Азию. И потом кто посчитал, кто сколько оставил мемуаров о времени проведенном в эвакуации?)))
        2. 0
          16 июля 2015 13:45
          Цитата: Нагайбак
          Да,да особенно писателей-фантастов.

          Возможно у них лучше развита фантазия!
  7. 0
    16 июля 2015 07:55
    Даа,пережили люди,жаль только что не все осознают весь обьём и трагизм катастрофы тех лет,иначе не высказывали бы мнение о том,что надо было сдаться Гитлеру
    1. -1
      16 июля 2015 09:07
      Цитата: Серый 43
      не высказывали бы мнение о том,что надо было сдаться Гитлеру

      И кто?! В основном дерьмократы, м.ть их...! Вот и видна смычка идеологий!
  8. -4
    16 июля 2015 09:36
    СССР как раз к войне практически парализовал деятельность самостоятельных хозяйственных структур и социальных систем, которые позволяли "неорганизованному" потоку беженцев как то выживать. Самому что то затевать? Нельзя. Дом строить? Нельзя. Обрабатывать землю за размером крошечного клочка личного огорода? Нельзя. Получить этот самый огород? Можно, но замаешься вместо дела за бумагами бегать. Ничего нельзя.
    Идея о том, что все-все нужно не людям доверять а планировать и централизованно создавать, распределять и т.д., составляла самую суть учения социализма. И отдельные десятки и сотни тысяч беженцев, банально подыхавшие с голодухи, не могли, конечно же, так вот сразу нарушить чистоту светлой идеи.
    Конечно, постепенно появились и взяли на себя огромную нагрузку разные там артели. А фактически - мощные хозяйствующие субьекты, которые занимались всем, от добычи золота до производства ППШ. От госструктур они отличались тем, что были созданы отдельными людьми и работали вообще без бюрократии (для которой тот "социализм" был манною небесной), и эффективность их деятельности была колоссальной. Никакой личной наживы за пределами зарплат (которые были вовсе не радикально выше, чем в советской промышленности) ни создатели этих производств, ни их работники не имели. Они добровольно и очень умно встраивались в цепочки производств, закрывая дыры планового хозяйства, вели дело до невероятия качественно, быстро, умело...
    Сразу после войны практически всех создателей этих артелей и товариществ по тихому постреляли. Военные как правило слышали "громкое" дело в тихих кругах - мол было целое СМУ, работавшее на МО, которое оказалось, о ужас, создано неким отдельным человеком! Это мол был мегавор, кравший целыми эшелонами... и выдававший сотни километров дорог, мосты, продукцию... Эх...
    1. 0
      16 июля 2015 10:16
      Ущерб от деятельности организации Павленко-38 767 600 рублей,я не говорю об организации поддельной военной части, получении 100 единиц оружия и т.д.
      Насколько я помню Павленко вывез 30 вагонов трофейного имущества.
      С каких это пор мошенничество в особо крупных для государства стало благом?
    2. 0
      16 июля 2015 10:34
      Цитата: михаил3
      Сразу после войны практически всех создателей этих артелей и товариществ по тихому постреляли. Военные как правило слышали "громкое" дело в тихих кругах - мол было целое СМУ, работавшее на МО, которое оказалось, о ужас, создано неким отдельным человеком! Это мол был мегавор, кравший целыми эшелонами... и выдававший сотни километров дорог, мосты, продукцию... Эх...

      Да, да... А еще Сталин лично стрелял из нагана в кулаков и убил сто тысяч миллионов миллиардов человек. wassat
    3. 0
      16 июля 2015 15:11
      Цитата: михаил3
      Сразу после войны практически всех создателей этих артелей и товариществ по тихому постреляли.


      Пруф дадите?

      А то мне как-то казалось, что "все эти артели" Хрущев в госсобственность отжал...
      Но я с удовольствием выслушаю Вашу аргументацию.
  9. +1
    16 июля 2015 10:39
    Скоро договорятся до того, что будут обвинять Сталина в том, что он не позволял советским людям сотрудничать с гестапо. И тем самым обрек на голодную смерть очередные 40 миллионов человек. До чего только сейчас не опускаются, каких только исследований не проводят.
    А в те годы все было просто и правильно. Работаешь на Победу-значит ты нормальный советский человек. Дезертируешь, сабатируешь, предаешь - значит ты предатель
  10. 0
    16 июля 2015 14:09
    Моя семья была эвакуирована в г. Киров. Отцу (маляр) приходилось ремонтировать жильё начальства и населения и воровать поленья на дрова.
    1. 0
      17 июля 2015 10:47
      Отцу (маляр) приходилось ремонтировать жильё начальства и населения -а чем еще по вашему должен был заниматся маляр?а дрова..вы думаете он один их тырил?вот вам проблема-нет дров в городе.транспорта мало-или на фронте или на заводах.людей пильщиков тоже мало-мужики воюют.так как решать проблему?тырить на ж.д. или где можно.и что думаете об этом не знали?и наверно за это всех расстреливали..
  11. 0
    16 июля 2015 16:24
    Эвакуация это еще одно из темных пятен в истории ВОВ. Мало того что из за "борьбы с паническими слухами" тысячи граждан не были вовремя оповещены о стремительно продвигающихся на Восток войсках Вермахта и поэтому не смогли вовремя от них уйти, но многим гражданам из т.н. освобожденных районов например из Зап. Белоруссии просто не позволяли двигаться на Восток заградотряды НКВД расставленные во многих местах старой границы, хотя у этих граждан и были паспорта СССР и прочие документы.
  12. 0
    16 июля 2015 17:35
    Вся статья о мразоте и приспособленцах.Вы вчитайтесь внимательнее.Писатели и работники культуры.Сплошь избранного народа.Фу,мерзость....и вот это про Джамбула с сапогами...где-то люди с голоду как мухи мерли а тут это.Минус этой мерзости.
  13. +1
    16 июля 2015 17:36
    Как вспоминает отец, очень тяжелой была осень 1941, зима и весна 1942... в колхозе было забрано почти все для фронта.Лето 1942 дало шанс, засадили все что могли, каждый клочек земли... из леса взяли все что смогли.
    Тяжело далось ссыльным немцам и прибалтам, когда они приехали в Сибирь там были морозы, а они все в летнем, население делилось последним.
  14. 0
    16 июля 2015 20:43
    "Наш эшелон двигался до Челябинска 29 суток.

    Да..а ведь подвижной железнодорожный состав должен был с началом войны работать исключительно для нужд фронта.Пичаль.
    Фактически произошла и "эвакуация" подвижного состава.С такими расстояниями и сроком в пути.
    Счастливый билет(в массе своей) имели только рабочие эвакуируемых заводов.Суровая логика.
    Но другого выхода не было.
    Победа "ковалась" задолго до выпуска первой продукции,произведенной в дальнейшем глубоко в тылу.
  15. +1
    16 июля 2015 21:07
    Моего деда,члена партии ленинского призыва, 25-ти тысячника, хотели расстрелять, за то, что жену и сыновей 4 и 1год приткнул между станками в вагон,ему их, что оставить надо было? Хорошо начальник цеха с работягами бучу подняли, и вытребовали вагон для своих семей. А дед с племянником, за это до конца под обстрелом грузили вагоны и запрыгнули на площадку последнего, когда немецкие танки уже въезжали на станцию. Иногда на 9мая вспоминали и шутили, немец промахнулся. потому , что одним снарядом в двоих хотел попасть