The world on the way to the First World War. Part of 4

The Emperor of the German Empire and King of Prussia William II (15 June 1888 - 9 November 1918), finding himself on the throne, made a series of mistakes that led to a new cooling of relations with Russia.

Apparently in many respects, this was due to the severe injuries that he received at birth. Physical defects led to the deformation of the psyche of the future emperor. Since childhood, he had noted stealth, irritability, flashes of rage, a tendency to impulsive decisions, touchiness. At the same time, in the struggle with his physical disabilities, he was able to cultivate greater willpower and became a person not subject to any authority.


Therefore, Bismarck was not an untouchable authority for him, whose opinion must be listened to. He considered his custody humiliating. In 1890, Count Shuvalov arrived in Berlin to extend the “reinsurance contract”, and St. Petersburg was ready to extend it by 6 years, and the Russian side made it clear to Berlin that this treaty could become the basis of a solid bilateral alliance. Bismarck was not against such a union. But Wilhelm blamed him too much on “Russophile politics” and Bismarck was dismissed.

The world on the way to the First World War. Part of 4

Wilhelm II (Friedrich Wilhelm Victor Albert of Prussia; years of life 27 January 1859, Berlin - 4 June 1941) - the German emperor and king of Prussia from 15 June 1888 of the year to 9 of November 1918.

"New Deal" Caprivi

Reichskanzler was appointed Leo von Kaprivi, who began to pursue the "new course". The essence of this course, in foreign policy, is the rupture of allied relations with the Russian Empire and rapprochement with Great Britain. Count Kaprivi believed that cooperation between the Teutons and the Slavs was "historically inappropriate", because the German people have a "people's psychological need for war with Russia."

Therefore, the new Reich Chancellor broke the "reinsurance contract", negotiations with Shuvalov were interrupted, the Russian diplomat was sent home. In St. Petersburg, they took this step as a “blow to the face”.

The Kaiser’s symbolic gesture made the situation even more complicated, as during the visit of the English Prince Edward to Germany, the German emperor made the following toast: “The English fleet together with the German army will ensure universal peace”. Given the tensions between St. Petersburg and London, it was very short-sighted.

In addition, St. Petersburg received information about the establishment of the Triple Alliance (Germany, Austria-Hungary, Italy), directed against France and Russia.


Georg Leo Graf von Caprivi de Caprera de Montekukkoli (1831-1899), Chancellor of the German Empire from 20 March 1890 of the Year to 28 October 1894 of the Year.

Russian-French Union

Petersburg responded with an alliance with France. Already in the summer of 1891, the first agreement was concluded. Paris happily seized on the outstretched hand, since it was in international isolation - Germany, Austria-Hungary and Italy were open enemies, relations with Great Britain were very tense. The German Empire hung over France and was ready for war at any time, an alliance with the powerful Russian Empire, gave good chances for victory. In St. Petersburg, they looked at this union from the point of view of restoring the balance of power in Europe.

Cooperation in the field of finance began even earlier - Russia needed loans for the development of industry and the construction of railways. The Russian government in 1888 made its first loan in France, followed by new substantial loans in 1889, 1890, 1891. In 1888, Petersburg placed an order in France for the manufacture of 500 thousand rifles for the Russian army. French loans were used for the construction of the Trans-Siberian Railway. In August, 1892 entered into a secret military convention. The parties pledged to provide mutual support in the event of an attack by the German or Austro-Hungarian empires on Russia or Italy and Germany on France. Paris pledged to mobilize the war with Germany, if Berlin starts a war with Russia, 1,3 million soldiers, St. Petersburg promised to put 700-800 thousand people against the Germans, if the German army hits the French. Thus, Germany was forced to fight on two fronts at once. Petersburg finally approved the military convention in 1893. The contract was indefinite.


Then Petersburg to the alliance with France and then England chained new loans - in 1894, 1896, 1901, 1904, etc. If Russia was originally the leader of this alliance (under Alexander III), then the debt was several billion, according to Stalin's expression, "chained tsarism to Anglo-French imperialism."


The bridge of Alexander III in Paris, was laid by the emperor Nicholas II

Germany's course on "world politics"

Berlin did not long maintain allied relations with England, it soon became clear that it was London that was the main competitor in the struggle for world leadership. During the Anglo-Boer War of 1899 — 1902, William supported the Boers, conducted several anti-British demonstrations, and even raised before the State Council the question of adopting the Boer republics (the Transvaal Republic and the Orange Republic) under the German protectorate. But such a move automatically led Germany to war with Britain, and it was only possible to fight the British, having a powerful Navy, which could withstand the British Navy, deploy expeditionary forces and protect maritime communications. And the German Empire did not have such a fleet.

Germany begins to build up its naval forces, as early as March 28, the First Marine Law was adopted on March 1898. According to it, the construction of a qualitatively new German fleet, designed not only to protect its own shores in the North Sea and the Baltic, but also for vigorous activity “on the expanses of the World Ocean”, was provided for. According to him, 1903 planned to build 7 battleships, 2 battlecruisers and 17 small cruisers.

Berlin is trying to gain a foothold around the globe. After the defeat of China in the war with the Japanese Empire in the 1894 — 1895 war, Berlin decided to create its stronghold in Chinese territory. In 1896, Admiral Alfred von Tirpitz, arriving in China, chooses the Jiaozhou area on the Shandong Peninsula as a suitable place for the German naval base. But the Chinese refuse to lease the territory on a long-term lease. Then in the 1897 year, the Juye incident was used when 2 German missionaries were killed in Jiaozhou. Berlin sent a squadron to the Chinese coast and, under the pretext of protecting the Christian population, put forward an ultimatum to the Chinese government on the transfer of this territory to Germany’s rental for 99 years. The Chinese were forced to cede - the city of Qingdao, became the capital of the new German colony and the base of the German East Asian squadron.

Berlin is increasingly inclined to war for the redistribution of spheres of influence in the world, Bernard von Bülow, who was appointed Foreign Minister Bernard von Bülow (he becomes Reich Chancellor in 1897) in 1900, declared the following in parliament: “The time when the Germans left the German Empire leaving for neighboring states , and left in their property only the sky above his head, ended ... We are not going to keep anyone in the shade, but we ourselves also demand a place under the sun. ”



“Armenian Question” and Strengthening the Position of Germany in the Ottoman Empire

The Armenians at that time made up a significant part of the population of the Ottoman Empire, settling territories from modern Armenia to Syria. Istanbul did not carry out the reforms promised at the Berlin 1878 Congress of the Year. The constant complaints of Armenians, their appeals to the great European powers, who were the guarantors of the changes, irritated Porto. Istanbul considered that the “Armenian question” could be used for the collapse of the remaining part of the empire. As previously used "Greek", "Bulgarian", "Serbian" questions.

In 1894, there was a massacre of Armenians in Sasun (this is a mountainous region in southern Turkey in the system of the Armenian Taurus). Russia, France and England express a joint diplomatic protest. Sultan decided that this interference in the internal affairs of the empire and responded by tightening policies towards the Armenians. Istanbul pitted Kurds against Armenians, pursued a policy of kurdization of Armenian lands. The Hamidi (Gamidia) troops were against the Armenians; they were well-armed irregular Kurdish cavalry units operating in the eastern regions of the Ottoman Empire. They were named after the sultan who created them in the 1890 year - Abdul-Hamid II (reigned in 1876 — 1909). Regular Turkish troops, police, fanatics-soft (young people at the age of 12-25 who devoted themselves to spiritual education) also took part in the ethnogenic. In total, mass slaughter of Armenians and other Christians of the Ottoman Empire was killed, according to various estimates from 80 thousand to 300 thousand people. Another 100 thousand people fled to Russia, Bulgaria, Egypt.

According to the recollections of eyewitnesses, Armenians were cut like sheep, hung upside down, skinned, cut into pieces, set on fire in houses, or poured with kerosene, buried alive, shot, tied up in groups of 50 people. Neither pregnant women nor children were spared, it was a real genocide on a national and religious basis.

Russia refrained from intervening unilaterally, the 1878 wound of the year was still fresh in the memory. Together with Paris and London, diplomatic pressure on Istanbul, they were able to stop the slaughter. For the first time in the world stories An international commission was formed to investigate crimes from representatives of England, France, Italy and Russia (St. Petersburg was represented by a prominent Russian lawyer, F. Martens). Martens proposed, on the basis of the material studied, to create a legal basis for the international legal assessment of such crimes. But Western countries refused to take such a step and impose sanctions on Istanbul.

Germany at this time took a special position. Berlin did not join the diplomatic protests, speaking as the "only friend" of the Sultan. Abdul-Hamid thanked the Germans - a project was adopted for the construction of a railway that was supposed to connect Berlin, Vienna, Istanbul and Baghdad. This project riveted Turkey to Germany and gave great economic benefits to the Germans.

In the 1899 year, after visiting Wilhelm II in the Ottoman Empire, the head of Deutsche Bank Siemens put his signature on a preliminary agreement on a concession for the construction and operation of the main route of the Baghdad railway - from Konya through Baghdad to the Persian Gulf. In 1903, the concession was finalized. By 1906, the German builders built the Izmit-Eskisehir-Konya-Eregli line (about 900 kilometers) with the Eskisehir-Ankara branch (263 kilometers). This project caused great concern to Russia - in the case of the development of the northern variant, the Turks could send troops by rail to the Caucasian border with the Russian Empire. And England is a danger to its sphere of influence in Egypt, Persia and India.

Wilhelm declared themselves "friend and patron of all Muslims." It also irritated England, France and Russia. The Ottoman Empire eventually became a "friend" of Berlin and in the First World War took the side of the German Empire.

Petersburg peacekeeping policy

At present, the world community has quite firmly forgotten the fact that Russia, at that time, was the first to attempt to organize general “disarmament”. In May-July, 1899, at the initiative of St. Petersburg, the Hague Conference was convened. It was attended by 26 countries. Her chairman was a prominent Russian diplomat and statesman Baron Yegor Egorovich Staal.

Russia proposed to reduce armaments and develop mechanisms for international arbitration and the peaceful settlement of conflicts. The then "predators" found such proposals absurd. Russia and Nicholas II just laughed. In the end, it all came down to formal words in support of "peace." Three conventions were adopted: On the peaceful solution of international conflicts; On the laws and customs of land warfare; On the application to the sea war began the Geneva Convention 10 August 1864 year. On 5 for years, bombing from balloons and similar new methods was forbidden; banned explosive bullets and shells with chemical weapons.


The route of the Baghdad railway.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 4

Император Германской империи и король Пруссии Вильгельм II (15 июня 1888 — 9 ноября 1918) очутившись на троне, совершил ряд ошибок, которые привели к новому охлаждению отношений с Россией.

Видимо во многом, это было связано с тяжёлыми травмами, которые он получил при рождении. Физические недостатки привели к деформации психики будущего императора. С детства у него отмечалась скрытность, повышенная раздражительность, вспышки ярости, склонность к импульсивным решениям, обидчивость. В тоже время в борьбе со своими физическими недостатками он смог воспитать большую силу воли и стал личностью неподвластной никаким авторитетам.

Поэтому, Бисмарк не был для него неприкасаемым авторитетом, к мнению которого необходимо прислушиваться. Он считал его опеку унизительной. В 1890 году в Берлин прибыл граф Шувалов для продления «договора о перестраховки», а Петербург был готов продлить его на 6 лет, кроме того российская сторона давала Берлину понять, что этот договор может стать основой прочного двухстороннего союза. Бисмарк был не против такого союза. Но, Вильгельм обвинил его излишне «русофильской политике» и Бисмарка отправили в отставку.


Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 4

Вильгельм II (Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский; годы жизни 27 января 1859, Берлин — 4 июня 1941) — германский император и король Пруссии с 15 июня 1888 года по 9 ноября 1918 года.

«Новый курс» Каприви

Рейхсканцлером был назначен Лео фон Каприви, который начал проводить «новый курс». Суть этого курса, во внешней политике, это разрыв союзнических отношений с Российской империей и сближение с Великобританией. Граф Каприви считал, что сотрудничество между тевтонами и славянами «исторически неуместно», т. к. у германского народа есть «народно-психологическая потребность в войне с Россией».

Поэтому, новый рейхсканцлер разорвал «договор о перестраховке», переговоры с Шуваловым были прерваны, русский дипломат отправлен на родину. В Петербурге восприняли этот шаг, как «удар по лицу».

Ещё более осложнил ситуацию символический жест кайзера, так во время визита английского принца Эдуарда в Германию германский император произнёс следующий тост: «Английский флот совместно с германской армией обеспечит всеобщий мир». Учитывая напряжённые отношения Петербурга и Лондона, это было весьма недальновидно.

К тому же Петербург получил информацию о создании Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), направленного против Франции и России.

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 4

Георг Лео граф фон Каприви де Капрера де Монтекукколи (1831-1899), канцлер Германской империи с 20 марта 1890 года по 28 октября 1894 года.

Русско-французский союз

Петербург ответил союзом с Францией. Уже летом 1891 года было заключено первое соглашение. Париж с радостью ухватился за протянутую руку, т. к. был в международной изоляции – открытыми врагами были Германия, Австро-Венгрия и Италия, весьма напряженными отношения были с Великобританией. Германская империя нависала над Францией и была готова к войне в любое время, союз с могущественной Российской империей, давал хорошие шансы на победу. В Петербурге же смотрели на этот союз с точки зрения восстановления баланса сил в Европе.

Ещё раньше началось сотрудничество в области финансов – Россия нуждалась в займах для развития промышленности, строительства железных дорог. Русское правительство в 1888 году заключило первый заём во Франции, за которым в 1889, 1890, 1891 годах последовали новые весомые займы. В 1888 году Петербург разместил во Франции заказ на изготовление 500 тыс. винтовок для русской армии. Французские займы были использованы на строительство Транссибирской магистрали. В августе 1892 году заключили секретную военную конвенцию. Стороны обязывались оказывать взаимную поддержку в случае нападения Германской или Австро-Венгерской империй на Россию или Италии и Германии на Францию. Париж обязался мобилизовать на войну с Германией, если Берлин начнёт войну с Россией, 1,3 млн. солдат, Петербург пообещал выставить 700-800 тыс. человек против немцев, если германская армия ударит по французам. Таким образом, Германию вынуждали воевать на два фронта сразу. Окончательно военную конвенцию Петербург утвердил в 1893 году. Договор был бессрочным.

Затем Петербург к союзу с Францией, а затем и Англией приковали новые займы - в 1894, 1896, 1901, 1904 годов и т. д. Если первоначально Россия была лидером этого союза (при Александре III), то затем долг в несколько миллиардов, по выражению Сталина, «приковал царизм к англо-французскому империализму».

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 4

Мост Александра III в Париже, был заложен самим императором Николаем II

Курс Германии на «мировую политику»

Берлин недолго сохранял союзнические отношения с Англией, довольно скоро стало ясно, что именно Лондон – это главный конкурент в борьбе за мировое лидерство. Во время англо-бурской войны 1899—1902 годов, Вильгельм поддержал буров, провел несколько антианглийских демонстраций и даже поставил перед Госсоветом вопрос о принятии бурских республик (Республики Трансвааль и Оранжевой Республики) под германский протекторат. Но такой шаг автоматически приводил Германию к войне с Великобританией, а воевать с британцами можно было, только имея мощный Военно-морской флот, который мог выстоять против британских ВМС, перебрасывать экспедиционные войска и охранять морские коммуникации. А такого флота у Германской империи не было.

Германия начинает наращивать свои морские силы, ещё в 28 марта 1898 года был принят Первый морской закон. Согласно нему предусматривалось строительство качественно нового германского флота, предназначенного не только для защиты собственных берегов в Северном море и на Балтике, но и для активной деятельности «на просторах Мирового океана». Согласно нему к 1903 году планировали построить 7 линейных кораблей, 2 линейных крейсера и 17 малых крейсеров.

Берлин пытается закрепиться по всему земному шару. После поражения Китая в войне с Японской империей в войне 1894—1895 годов, Берлин решает создать на китайской территории свой опорный пункт. В 1896 году адмирал Альфред фон Тирпиц, приехав в Китай, выбирает в качестве подходящего места для германской военно-морской базы область Цзяочжоу на Шаньдунском полуострове. Но китайцы отказываются сдать территорию в долгосрочную аренду. Тогда в 1897 году был использован инцидент Цзюйе, когда в Цзяочжоу погибли 2 немецких миссионера. Берлин направил к китайским берегам эскадру и под предлогом защиты христианского населения, выдвинул китайскому правительству ультиматум о передаче этой территории в аренду Германии на 99 лет. Китайцы были вынуждены уступить - город Циндао, стал столицей новой германской колонии и базой Германской Восточно-Азиатской эскадры.

Берлин всё более склоняется к войне за передел сфер влияния в мире, так назначенный в 1897 году министром иностранных дел Бернард фон Бюлов (он в 1900 году станет рейхсканцлером) заявил в парламенте следующее: «Время, когда немцы покидали Германскую империю, уезжая в соседние государства, и оставляли в своей собственности лишь небо над головой, закончилось…Мы не собираемся никого держать в тени, но и сами требуем места под солнцем».

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 4


«Армянский вопрос» и усиление позиций Германии в Османской империи

Армяне составляли в тот период значительную часть населения Османской империи, заселяя территории от современной Армении до Сирии. Стамбул не провёл реформы, которые обещал на Берлинском конгрессе 1878 года. Постоянные жалобы армян, обращения их к великим европейским державам, которые были гарантами проведения изменений, раздражали Порту. В Стамбуле считали, что «армянский вопрос» могут использовать для развала оставшейся части империи. Как раньше использовали «греческий», «болгарский», «сербский» вопросы.

В 1894 году произошла резня армян в Сасуне (это горная область на юге Турции в системе Армянского Тавра). Россия, Франция и Англия вырази совместный дипломатический протест. Султан решил, что это вмешательство во внутренние дела империи и ответил ужесточением политики в отношении армян. Стамбул стравливал курдов с армянами, вёл политику курдизации армянских земель. Против армян выставили отряды хамидие (гамидие), это были хорошо вооружённые нерегулярные курдские кавалерийские подразделения, которые действовали в восточных областях Османской империи. Они были названы в честь султана, который их создал в 1890 году - Абдул-Хамида II (правил в 1876—1909 годах). В этногеноциде приняли участие и регулярные турецкие войска, полиция, фанатики-софты (молодые люди в возрасте 12-25 лет, которые посвятили себя духовному образованию). Всего в массовой резне армян и других христиан Османской империи было убито, по разным оценкам от 80 тыс. до 300 тыс. человек. Ещё 100 тыс. человек сбежали в Россию, Болгарию, Египет.

По воспоминаниям очевидцев армян резали, как баранов, вешали вниз головой, снимали кожу, рубили на куски, поджигали в домах, или облив керосином, закапывали живьем, расстреливали связав в группы по 50 человек. Не щадили ни беременных женщин, ни детей, это был настоящий геноцид по национальному и религиозному признаку.

Россия воздержалась от вмешательства в одностороннем порядке, рана 1878 года была ещё свежа в памяти. Совместно с Парижем и Лондоном, дипломатическим давлением на Стамбул, бойню смогли остановить. Впервые в мировой истории была сформирована международная комиссия для расследования преступлений из представителей Англии, Франции, Италии и России (Петербург представлял видный российский юрист Ф. Мартенс). Мартенс предложил на основе изученного материала создать юридическую основу для международной правовой оценки подобных преступлений. Но западные страны отказались идти на подобный шаг и налагать на Стамбул санкции.

Германия в это время заняла особую позицию. Берлин не присоединился к дипломатическим протестам, выступив, как «единственный друг» султана. Абдул-Гамид отблагодарил немцев – был принят проект строительства железной дороги, которая была должна соединить Берлин, Вену, Стамбул и Багдад. Этот проект приковывал Турцию к Германии и давал большие экономические выгоды немцам.

В 1899 году, после посещения Вильгельмом II в Османской империи, глава Deutsche Bank Сименс поставил свою подпись под предварительным соглашением о концессии на строительство и эксплуатацию основной трассы Багдадской железной дороги — от Коньи через Багдад до Персидского залива. В 1903 году концессия была окончательно оформлена. К 1906 году немецкие строители построили линию Измит — Эскишехир — Конья — Эрегли (около 900 километров) с ответвлением Эскишехир — Анкара (263 километров). Этот проект вызвал большое беспокойство России - в случае развития северного варианта, турки могли по железной дороге перебрасывать войска к кавказской границе с Российской империей. И Англии – опасность для её сферы влияния в Египте, Персии и Индии.

Вильгельм объявили себя «другом и покровителем всех мусульман». Это также вызвало раздражение Англии, Франции и России. Османская империя в итоге стала «другом» Берлина и в Первую мировую войну выступила на стороне Германской империи.

Миротворческая политика Петербурга

В настоящее время мировое сообщество довольно прочно забыло тот факт, что Россия в тот период первой попыталась организовать всеобщее «разоружение». В мае-июле 1899 года по инициативе Петербурга была созвана Гаагская конференция. В ней приняло участие 26 стран. Её председателем был видный российский дипломат и государственный деятель барон Егор Егорович Стааль.

Россия предлагала сократить вооружения и выработать механизмы международного арбитража и мирного урегулирования конфликтов. Тогдашние «хищники» сочли подобные предложения абсурдом. Россию и Николая II просто подняли на смех. В итоге всё свелось к формальным словам в поддержку «мира». Были приняты три конвенции: О мирном решении международных столкновений; О законах и обычаях сухопутной войны; О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года. На 5 лет были запрещено бомбометание с воздушных шаров и подобных новых способов; запретили разрывные пули и снаряды с химическим оружием.

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 4

Трасса Багдадской железной дороги.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. ЛЕХА блин 26 октября 2011 07:39
    в стае волков нельзя быть овцой
    ЛЕХА блин

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня