Конец китайского «чуда»

31
О китайском экономическом чуде говорить уже не модно. Более того, «замедляющейся на всех парах» Поднебесной пророчат затяжную рецессию. Причины скорого кризиса эксперты видят в загнивании коммунистического режима, которой сохранял «долголетие» только благодаря имитации реформ. Курс правительства за последние десятилетия не раз менялся, но подлинных институциональных преобразований не происходило. Не будет их и при Си Цзиньпине. Всё в КНР остаётся на своих кругах: авторитаризм, тотальная коррупция, увеличивающаяся пропасть социального неравенства, серьёзные экологические проблемы и экономические трудности.



При нынешней политической системе у Пекина нет потенциала для развития, считает товарищ Ювэй (Youwei), чья статья вышла в свежем номере американского журнала «Foreign Affairs». Называется материал очень просто: «The End of Reform in China». Это и переводить не надо.

С начала его реформ в конце 1970-х коммунистический режим в Китае неоднократно опровергал прогнозы о его предстоящей «смерти», пишет автор. Но ларчик просто открывался. Ключ к успеху — в «авторитарной адаптации»: использовании политических реформ вместо фундаментальных институциональных изменений.

При Дэн Сяопине был дан старт реформированию сельского хозяйства и запуску частного предпринимательства. При Цзянь Цзэмине пришло время официального перехода к рыночной экономике, реформирования государственных предприятий и даже вступления во Всемирную торговую организацию. При Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао произошли некоторые изменения в системе социального обеспечения граждан.

Сегодня многие ожидают «ещё одного раунда радикальных реформ», уже под началом Си Цзиньпина, но «их ждёт разочарование», считает автор.

На самом деле необходимость реформ в Китае по-прежнему существует, считает аналитик. В КНР широко распространена коррупция, растёт неравенство, налицо замедление роста, известны и экологические проблемы. Но откуда взяться реформам, если «эпоха авторитарной адаптации» пришла к своему концу? У неё нет достаточного потенциала для дальнейшего развития в имеющихся авторитарных рамках. Правительство пришло к «застою», каковой нельзя «разорвать» без какого-либо крупного экономического, социального или международного «потрясения».

Откуда же взялось замедление? А всё просто. Большая часть простых реформ уже сделана. Модернизация сельского хозяйства, поддержка предпринимательства, содействие торговле, социальное страхование… Всё это в своё время создало новые преимущества и укрепило получателей выгод. Осталось самое трудное: крупные перемены. Тут и необходимость устранения государственных монополий в важнейших отраслях экономики, и приватизация земли, и создание независимой судебной системы. Однако такие реформы приведут к потере китайской компартии власти, а она с нею расставаться не намерена.

С этими причинами соседствует ещё одна — формирование в КНР сильного антиреформаторского блока. Мало кто желает запуска процесса реформ вспять, однако многие бюрократы противятся дальнейшим реформам: они хотят увековечить свой статус-кво. Фрагментарные реформы — лучший товарищ кланового капитализма, замечает с иронией эксперт.

Экономическое развитие в Китае столкнулось с противоречиями: крестьяне требуют снижения налогов, рабочие хотят лучшего социального обеспечения, студенты формируют группы активистов, предприниматели создают благотворительные фонды, средства массовой информации разоблачают злоупотребления, а дотошные адвокаты защищают права человека. В настоящее время в Китае более чем миллион низовых неправительственных организаций. Да и Интернет — он представляет собой огромную проблему для режима, напоминает автор.

Чтобы бороться со свободой слова, в Китае действует целая «бюрократия безопасности», а также помощники чиновников из населения. Сотни тысяч «добровольцев по обеспечению безопасности», иначе «осведомителей», набраны властями среди водителей такси, работников санитарных служб, парковок, уличных торговцев и так далее. Их задача — сообщать о «подозрительных людях или деятельности». Доносы оплачиваются: обычная такса равняется двум юаням (около 30 американских центов). Да, эта система мониторит преступные и террористические угрозы, однако главные мишени доносчиков — несогласные. В сегодняшнем Китае «Большой Брат» повсюду, считает автор статьи.

С одной стороны, система всеобщего доносительства хороша для поддержания порядка, с другой стороны, она сводит на нет появление зрелого гражданского общества в современном Китае.

Итог: реформы в Китае теперь не имеют поддержки ни сверху, ни снизу. Застой! А, возможно, и откат назад.

По сути, вместо реформ товарищ Си производит один шум. Наиболее замечательна в этом отношении так называемая антикоррупционная кампания.

В течение последних двух с лишним лет были сняты с постов 74 должностных лица в провинциях, а также сотни тысяч бюрократов низового уровня. Для сравнения: за предыдущие десятилетия (прежде чем Си пришёл к власти) всего три чиновника национального уровня потеряли свои должности. Меньше чем за 3 года товарищ Си согнал с насиженных мест уже пятерых. Безусловно, это энергичная кампания, однако как можно борьбу с коррупцией подавать как часть «программы реформ»? Тем более что вместо поощрения свободы СМИ или независимости судов эта кампания управляется и контролируется сверху, характеризуясь секретностью, жестокостью и политическим расчётом. В Китае люди умирают под пытками. Подобные «кампании», как правило, укрепляют не законность, а власть, которая концентрируется в определённых руках.

Далее автор рассуждает о рыночном социализме.

Так называемый социалистический принцип рыночной экономики, которым руководствуется Китай уже 30 лет, зашёл в тупик. Он всегда содержал что-то вроде внутреннего противоречия, поскольку нет ответа на важный вопрос: что важнее — потребности рыночной экономики или идеи Коммунистической партии?

На практике торжествуют, конечно, потребности партии. Это видно всем, однако правящий режим не сумел выработать последовательный идеологический дискурс, чтобы оправдать такой результат. Марксизма тут явно недостаточно. Режим вообще прибегает к конфуцианству: оно удобно для пропаганды модели «великодушного управления государством» на всех уровнях иерархии. Но, опять же, как такой идеологии сосуществовать с марксизмом-ленинизмом? Последний проповедует совсем не конфуцианство, подчеркивающее иерархию, а равенство.

Товарищ Си озвучивает в Китае так называемые основные социалистические ценности. Это процветание, демократия, цивилизованность, гармония, свобода, равенство, справедливость, верховенство закона, патриотизм, преданность, честность и дружба.

Список этот, по мнению аналитика, смахивает на какой-то пэчворк. Тут нет единого стержня. Тут видно скорее беспокойство, нежели уверенность.

Ну, так что же ждёт КНР в будущем? Ювэй видит четыре сценария.

Первый вариант благоприятствует партии. Страна станет «Сингапуром на стероидах» (выражение эксперта по Китаю Элизабет Экономи). Если антикоррупционная кампания окажется всё-таки основательной и стабильной, в КНР может появиться новая партия, которая сможет управлять Китаем эффективно. Политические реформы будет продолжаться, экономический потенциал страны раскроется в полной мере.

Впрочем, в этом светлом будущем автор китайцам отказывает. По многим причинам. Сингапур значительно меньше Китая, и там куда больше политических свобод. Чтобы Китай стал хотя бы немного походить на Сингапур, ему следует значительно расширить простор для политической конкуренции, а она, в свою очередь, привела бы к плюралистической демократии.

Коммунистическая партия, разумеется, не станет рисковать.

Второй вариант, которого, скорее всего, и будет придерживаться партия, — сохранение в краткосрочной перспективе статус-кво. Какие бы ни были проблемы, структурные факторы, которые ранее способствовали подъёму Китая, по-прежнему присутствуют, и партия будет продолжать в течение ближайших нескольких лет извлекать из них выгоду.

Но это не будет «навсегда». Режим нуждается в постоянном экономическом росте — для того, чтобы сохранить власть. При замедлении роста появляется известный страх. Рыночные «пузыри», избыточные производственные мощности, финансовая нестабильность, слабый внутренний спрос, увеличение неравенства — всё это сильные уязвимости.

Отсюда третий возможный сценарий — демократизация КНР через кризис. Экономика страны пройдёт через трудности, будут расти политические требования, могут случиться конфликты — вплоть до социального взрыва. В результате может в той или иной форме возродиться авторитаризм.

Наконец, четвёртый сценарий, в который не верит сам автор («к сожалению», пишет он).

«Просветлённое» руководство в Пекине может принять меры и заложить основу для возможного перехода в будущее. Меры вот какие: многопартийные выборы, независимость судебной системы, развитие гражданского общества и др.

Тем временем, добавим от себя, экономически «перегретый» Китай стремительно скатывается в пучину финансового кризиса.

Святослав Бочаров («Вести.Экономика»), ссылаясь на данные «Credit Suisse», показывает, что нынешние проблемы Китая касаются не только фондового рынка, и от кризиса Поднебесную уже не спасти.

«В настоящий момент на фоне обвала китайского фондового рынка инвесторы ждут какого-то «волшебства». Когда дело доходит практически до расправ над владельцами бирж (главу площадки, на которой осуществляются торги металлами, схватили и сдали полиции разъяренные инвесторы), нервы начинают сдавать и у тех, кто смотрит на происходящее со стороны.

В роли спасителей рынка должны выступить либо власти КНР, которые внезапно обнародуют сенсационную программу поддержки, либо новые обнадеживающие макроэкономические данные. Проблема в том, что в данный момент китайских биржевиков никто и ничто не может спасти».


В материале указывается, что реальное состояние экономики Поднебесной ближе к депрессии, нежели к стагнации. В большом минусе оказались сегодня грузовые перевозки по железным дорогам, импорт, продажи автомобилей. Деловая активность в перерабатывающей промышленности Китая в августе упала до минимального за последние шесть лет уровня. Никаких реальных мер у правительства нет. Пекин может лишь продолжить манипуляции с курсом юаня, однако это породит новый виток валютных войн.

Теперь понятно, добавим в заключение, почему власти Поднебесной снизили курс национальной валюты, скрыв истинную причину под шум заявлений о «рыночном» определении курса с целью положить юань в корзину МВФ. В стране свирепствует кризис, и власти рассчитывают «поднять» товарооборот в денежном выражении, то есть искусственно. Однако азиатские конкуренты Китая тоже «роняют» свои валюты. Поднебесной никто не позволит играть в такие игры в одиночку: ведь китайские товары при падении курса юаня могут дешеветь в долларах.

В ближайшие недели и месяцы социалистический Китай охватит волна настоящего капиталистического кризиса. А поздней осенью этого года должно состояться заседание МВФ с повесткой дня о корзине валют. И у Фонда будут, пожалуй, реальные основания не «класть» в эту корзину юань.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    26 августа 2015 06:20
    Весьма пессимистичный прогноз... Мне кажется, что рановато хоронить первую экономику мира. Пусть там нет серьёзных инноваций, но производственный потенциал огромен. А китайцы умеют учиться на своих ошибках. В отличии от многих...
    1. +18
      26 августа 2015 07:08
      Причины скорого кризиса эксперты видят в загнивании коммунистического режима (автор)

      Прозападный вброс. Форсированный рост китайской экономики связан в первую с низкой стоимостью труда и колоссальными трудовыми ресурсами. Оба этих фактора, способствующие снижению себестоимости, вызвали перемещение производства из США, Европы и отчасти Японии в Поднебесную, превратив её в мировую фабрику. Однако ничто не вечно, как и хозяйственный рост в КНР: хотя бы по той причине, что когда-то это перемещение производства должно было закончиться. Фактически к сегодняшнему дню это уже произошло: по большому счету на Западе остались только высокотехнологичные производства с высоким прибавочным продуктом (судо-, авиа-, ракетостроение и т.п., очень близкие к военному сегменту) и нефтепромышленность. Однако фондовый рынок КНР продолжал раздуваться благодаря инвестициям, которые шли на скупку китайских ценных бумаг по инерции. Возник "мыльный пузырь", "вскрытие" которого ускорили американцы, отказавшись от переноса ряда производств в Китай. Это временный кризис, после завершения которого всё уляжется: мировая фабрика будет продолжать производить товары на экспорт до тех пор, пока повышение стоимости труда (благодаря росту внутреннего потребления) в КНР не начнет выдавливать производства в другие страны, например, в Индию.
      1. +3
        26 августа 2015 07:46
        Цитата: Юджин-Евгений
        Прозападный вброс.

        так статья не из Жэньминьжибао, на минутку. Рано или поздно уникальная китайская симбиотическая система должна дать сбой. Кризисы настигают всех, это диалектика.
        Цитата: Юджин-Евгений
        не начнет выдавливать производства в другие страны, например, в Индию.
        сомнительно что-то.
        1. +3
          26 августа 2015 07:57
          сомнительно что-то

          Это закон: при критическом росте себестоимости производство перемещается в более благоприятные страны. Так было при перемещении производства из Британии в США (после 1 МВ), из США - в Китай (начиная с Дэн Сяопина). Другой вопрос, что определенная часть производства, ныне работающего на экспорт, останется в КНР и переключится на внутренние потребности, что будет способствовать экономической изоляции Китая, что происходило не раз в его долгой истории.
          1. 0
            26 августа 2015 08:36
            Цитата: Юджин-Евгений
            Это закон: при критическом росте себестоимости производство перемещается в более благоприятные страны.

            не уверен, что это примет системный и отраслевой характер. Да, Бангладеш уже шьёт для китайцев брендованные тряпки, но, думаю, средне- и высокотехнологичные производства переносить туда китайцы не будут)
            1. +3
              26 августа 2015 10:16
              думаю, средне- и высокотехнологичные производства переносить туда китайцы не будут

              Мы ведем речь в первую очередь о продукции, производимой в КНР и реализуемой на МИРОВОМ рынке. Согласно очевидным объективным законам, регулирующим мировой рынок, более низкая стоимость товара определяет дислокацию его производства. Уже заметен рост себестоимости продукции в КНР, уже происходит перемещение производства продукции, пока - с низкой прибавочной стоимостью, пример чего вы сами приводите. Когда цена производимых в Китае более технологичных товаров перешагнет приемлемый порог, начнет развертываться их производство в других странах с низкой стоимостью труда.
              В непосредственно данном случае в условиях господства в мировой экономике ТНК от китайцев в данном случае мало что зависит. Производство в КНР размещено на правах аутсорсинга, согласно которому производственные линии в любой момент могут быть "отозваны" и соответственно перемещены в другие страны.
              Но можно сослаться на политический вес КНР (который, возможно, в состоянии заблокировать "отзыв" производства по аутсорсингу) и не допустить такого исхода. Однако это мало что меняет.
              Да, по всей видимости, в Китае останутся средне- и высокотехнологичные производства, но в условиях перспективной конкуренции продукция этих отраслей не будет пользоваться спросом на мировом рынке. Но это не мешает им обслуживать внутренние потребности, что, как я уже говорил, может привести Китай к относительной экономической изоляции.
              1. 0
                26 августа 2015 10:24
                Юджин-Евгений

                да, пожалуй, Вы убедительны.
                1. 0
                  26 августа 2015 10:27
                  Рад, что помог вам разобраться smile
          2. 0
            26 августа 2015 10:52
            Цитата: Юджин-Евгений
            сомнительно что-то

            Это закон: при критическом росте себестоимости производство перемещается в более благоприятные страны.

            Нет такого понятия как "критический рост себестоимости". Есть погоня капитала за дешевой рабсилой, обеспечивающей сверхприбыли. А "критический рост себестоимости" это дефицит квалифицированной рабсилы и дефицит дорожающего сырья + устаревшие технологии и оборудование.
        2. +2
          26 августа 2015 12:55
          30 минут назад | Политика | «Коммерсантъ-Online»
          В Китае нашли новых виновников обвала рынка
          Власти КНР объявили о начале расследования в отношении нескольких брокеров крупной инвесткомпании Citic Securities

          Китайцы уже ищут, найдут и накажут кто виновен в обвале рынка .. учитесь Наибулина с Улюкаевым..
      2. +1
        26 августа 2015 12:36
        Форсированный рост китайской экономики связан в первую с низкой стоимостью труда и колоссальными трудовыми ресурсами.


        А также открытием рынков сбыта. Немаловажный фактор. Сейчас у китайцев есть много своих денег и все еще достаточно низкая стоимость труда. НО.. рынок схлопывается, Запад уже не может потреблять все увеличивающийся китайский товар. В итоге замедляется и рост китайского производства, а за ним и рост экономики.
        1. 0
          26 августа 2015 12:55
          рынок схлопывается

          Возможно, что это 1 из причин к увеличению внутреннего потребления... которое в итоге и лишит КНР статуса мировой фабрики.
      3. -1
        26 августа 2015 16:02
        когда статьи выходят в американских газетах, то я не стал бы им уделять так много внимания, ведь если их почитать то в штатах всё хорошо а вокруг всё плохо, штаты и их марионетки хорошие а весь злой, агрессивен и плохой! К большому сожалению данный сайт превратился в сайт статей паникёров и либералов!
    2. -4
      26 августа 2015 07:39
      Цитата: smel
      Весьма пессимистичный прогноз... Мне кажется, что рановато хоронить первую экономику мира

      Прогноз пессиместичен но во многом объективен.
      Китай был первой экономикой мира ( точнее второй) по их заявлениям ВВП.
      И всё это обосновывалось на их выкладках тк никто не знал точного сотояния дел , они говорили 7% - все верили .( во многом похоже на Азиатскую Грецию - по поведению )
      Но 20 лет постоянного подъёма быть не может ( при неконвертируемой валюте ) - в общем Китай достиг некоторого ( надеюсь ) промежуточного максимума.
      Теперь ему придётся делать реальные шаги - прозрачность , конвертация юаня.
      иначе не поверят и начнут вытаскивать деньги с его экономики
      Рассказ . что типа этот кризис спровоцировало отказ США перенести несколько высокотехнологичных производств в Китай (Олег ты немножко увлёкся ) - просто попытка вочередной раз притянуть за уши США и обвинить её в том чего нет
      Ну да ладно . в общем Китай скорей всего спустится на нормальные проценты развития ( 1-1.5%) в ближайшие несколько лет 9 если не проведет реформы 0 -- а за этим , точнее в ближайшие месяцы (если мой прогноз подтвердится ) -- упадет еще больше цены на сырьё и нефть тк Китай потребляет 11% сырьевых ресурсов мира.
      Крнечно понятно . что на этом фоне Китай не только не будет в одиночку или со своим Северным союзником рушить бакс ( смерть которого к сожалению многих)в очередной раз откладывается . но и некоторые проекты - заявленные как свмые крупные стройки в мире - затормозятся (и это мы увидим по результатм визита Путина в Китай )
      в общем Дракон болен , ни смертельно , но серьёзно.
      Как правило больных животных лечат , а если не поддаются ( то могут и пристрелить - шутка )
      Всё это очень не радостные вести для России и её экономики тк один из источников кредитования 9 вместо запада ) в общем подзагнулся . а разрешение властей Китая выводить на биржу деньги пенсионных фондов - говорят только об одном
      КИТАЮ НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ.
      Цитата: smel
      А китайцы умеют учиться на своих ошибках

      Не уверен - не было у них ещё ошибок такого масштаба - как вылезти . в общем пока не знает никто
      1. +1
        26 августа 2015 08:57
        А здоровых экономик нет, у всех них есть свои болезни.
      2. Комментарий был удален.
      3. MMX
        +1
        26 августа 2015 09:46
        Цитата: namer
        Цитата: smel
        Весьма пессимистичный прогноз... Мне кажется, что рановато хоронить первую экономику мира

        Прогноз пессиместичен но во многом объективен.
        Китай был первой экономикой мира ( точнее второй) по их заявлениям ВВП.
        И всё это обосновывалось на их выкладках тк никто не знал точного сотояния дел , они говорили 7% - все верили .( во многом похоже на Азиатскую Грецию - по поведению )
        Но 20 лет постоянного подъёма быть не может ( при неконвертируемой валюте ) - в общем Китай достиг некоторого ( надеюсь ) промежуточного максимума.
        Теперь ему придётся делать реальные шаги - прозрачность , конвертация юаня.
        иначе не поверят и начнут вытаскивать деньги с его экономики
        Рассказ . что типа этот кризис спровоцировало отказ США перенести несколько высокотехнологичных производств в Китай (Олег ты немножко увлёкся ) - просто попытка вочередной раз притянуть за уши США и обвинить её в том чего нет
        Ну да ладно . в общем Китай скорей всего спустится на нормальные проценты развития ( 1-1.5%) в ближайшие несколько лет 9 если не проведет реформы 0 -- а за этим , точнее в ближайшие месяцы (если мой прогноз подтвердится ) -- упадет еще больше цены на сырьё и нефть тк Китай потребляет 11% сырьевых ресурсов мира.
        Крнечно понятно . что на этом фоне Китай не только не будет в одиночку или со своим Северным союзником рушить бакс ( смерть которого к сожалению многих)в очередной раз откладывается . но и некоторые проекты - заявленные как свмые крупные стройки в мире - затормозятся (и это мы увидим по результатм визита Путина в Китай )
        в общем Дракон болен , ни смертельно , но серьёзно.
        Как правило больных животных лечат , а если не поддаются ( то могут и пристрелить - шутка )
        Всё это очень не радостные вести для России и её экономики тк один из источников кредитования 9 вместо запада ) в общем подзагнулся . а разрешение властей Китая выводить на биржу деньги пенсионных фондов - говорят только об одном
        КИТАЮ НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ.
        Цитата: smel
        А китайцы умеют учиться на своих ошибках

        Не уверен - не было у них ещё ошибок такого масштаба - как вылезти . в общем пока не знает никто


        Рост стоимости труда, вызванного ростом экономики накачиваемой деньгами со всего света. Вот и вся причина. Власти КНР пытаются играть на опережение девальвируя юань, что вызывает жуткую попаболь у Запада, т.к. повышает конкурентоспособность (благодаря низкой конечной цены) товаров из Китая. Биржи ответили на это как и положено - снижением. Причем кратковременным. Прогнозы вроде этого - это вброс чистой воды.
        1. -3
          26 августа 2015 10:57
          Цитата: MMX
          Рост стоимости труда, вызванного ростом экономики накачиваемой деньгами со всего света. Вот и вся причина

          нет - это далеко ни вся причина( хотя и идна из них) тк население Китая не вовлечённое в современные производства -- сотни миллионов

          Цитата: MMX
          Власти КНР пытаются играть на опережение девальвируя юань, что вызывает жуткую попаболь у Запада, т.к. повышает конкурентоспособность (благодаря низкой конечной цены) товаров из Китая

          Китай и так вне конкуренции, сША уже 7 лет говорят у требуют от Китая не завышать юань , а привести его к конвертации
      4. +1
        26 августа 2015 12:46
        Но 20 лет постоянного подъёма быть не может ( при неконвертируемой валюте ) - в общем Китай достиг некоторого ( надеюсь ) промежуточного максимума.


        При чем тут конвертируемая валюта? У них все склады забиты вполне себе "конвертируемыми" баксами и трежерис. Если захотят, инвестиций - сами наивестируют столько же, сколько до этого в них американцы вложили.

        Теперь ему придётся делать реальные шаги - прозрачность , конвертация юаня.
        иначе не поверят и начнут вытаскивать деньги с его экономики


        Вот, блин, раньше и без прозрачности и без конвертации бабки шли, а теперь, вишь, понадобилась прозрачность. А, может, все проще, амерам надо возвращать производство домой. Да и китайцы очень разжирели. Не для того же растили. Вот и давят китайцев.

        Рассказ . что типа этот кризис спровоцировало отказ США перенести несколько высокотехнологичных производств в Китай


        Конечно, при чем тут эти производства? Они просто не позволили еще несколько лет наблюдать "рост". Вот и все. Проблема в том, что Запад не может потребить всю производимую китайцами продукцию. А в след за падением спроса всегда падает и предложение. Экономику в институте давали даже технарям.

        Всё это очень не радостные вести для России и её экономики тк один из источников кредитования 9 вместо запада ) в общем подзагнулся . а разрешение властей Китая выводить на биржу деньги пенсионных фондов - говорят только об одном


        Вот отсюда-то ноги и растут. не достали Россию через падение цен на нефть, решили китайцев утопить. Тем более, что это проще, потому что он полностью зависит от экспорта.
      5. 0
        27 августа 2015 13:13
        КИТАЮ НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ.

        У Китая триллион баксов в Штатах лежит. по последним данным они около 150 лярдов вынули за последний месяц-два. Вот отсюда наверное и шум. Матрасы решили как всегда подгадить...
    3. +3
      26 августа 2015 09:41
      Цитата: smel
      Весьма пессимистичный прогноз... Мне кажется, что рановато хоронить первую экономику мира. Пусть там нет серьёзных инноваций, но производственный потенциал огромен. А китайцы умеют учиться на своих ошибках. В отличии от многих...

      У нас бы хоть часть реформ были проведены с эффективностью китайских.
    4. -5
      26 августа 2015 09:57
      А китайцы умеют учиться на своих ошибках.

      Ничего они не умеют... Гнилое государство было всегда, когда не посмотри, которое ложилось под первого встречного-поперечного.
      Фартит Китаю сильно последние лет 20 вот и всё. Создали большую иллюзию своей состоятельности. Хотя очень работящий и терпеливый народ - в этом не откажешь им.
    5. 0
      26 августа 2015 11:12
      Мечты США...Думаю Китай еще раз обломит Дядюшку Сэма.
  2. +7
    26 августа 2015 06:38
    Не согласен с автором статьи. Безусловно у фабрики мира есть свои большие проблемы. Однако население в 1.2 миллиарда является огромным потребителем. Внутренний спрос позволит Китайской экономике безбедно функционировать долгое время. Снижение курса юаня(Китай может без проблем девальвировать юань даже в двое защищая свое производство), делает Китайские товары без прецедентно конкурентными в сравнении с кем либо. А гигантские ЗВР в три триллиона долларов - которые стремительно дорожают сейчас относительно всех сырьевых валют, позволяют проводить любые меры стимуляции - любой отрасли хозяйства. Кроме того, Китай в настоящее время очень сблизился с нами, а ковать технологии России могла всегда. Может выйти очень интересный симбиоз. Так что, думаю очень рано хоронить первую экономику мира. Как говорит поговорка: "пока толстый сохнет - худой сдохнет"
    1. +3
      26 августа 2015 07:16
      Автор статьи пытается манипулировать двумя разными понятиями - биржевой кризис финансовых спекулянтов и кризис производства. Так вот, в Китае идет кризис финансовых спекулянтов, и в то же время рост промышленного производства на 6%. Финансовый кризис несомненно отразится на кредитной составляющей в промышленности, но имея гигантский запас ЗВР, Китай в состоянии перекредитовать свои системнообразующие отрасли производства и отсечь при этом спекулятивно-посреднический сектор, что только оздоровит экономику. Приняв организационно-политические меры по повышению уровня зарплат в промышленном секторе, он сможет оживить свой внутренний рынок и тем самым компенсировать сокращение экспорта. Такая балансировка займет год, не более. А вот сокращение дешевого экспорта из Китая приведет к некоторому падению уровня жизни большинства населения в Европе и США, уже привыкших к дешевым китайским товарам.
      1. -5
        26 августа 2015 11:13
        Цитата: поляр
        Автор статьи пытается манипулировать двумя разными понятиями - биржевой кризис финансовых спекулянтов и кризис производства

        кризис финансовых спекулянтов - новое слово в экономике
        Кризис он один и как правило начинается с финансового , а потом затрагивает всё остальное

        Цитата: поляр
        Так вот, в Китае идет кризис финансовых спекулянтов, и в то же время рост промышленного производства на 6%.

        никто ( кроме КПК ) не знает точного уровня подъёма ВВП Китая, Китаю в последнее время не очень верят (точнее цифрам , кторые он даёт )
        Цитата: поляр
        Приняв организационно-политические меры по повышению уровня зарплат в промышленном секторе, он сможет оживить свой внутренний рынок и тем самым компенсировать сокращение экспорта.

        повышать зарплаты / Это точно не выход
        Цитата: поляр
        А вот сокращение дешевого экспорта из Китая приведет к некоторому падению уровня жизни большинства населения в Европе и США, уже привыкших к дешевым китайским товарам.

        да , но китай при этом просто помрёт. СшА и Европе есть куда перевести производства - вон целая африка не окучена , а что Китай будет делать если от него побегут производства.
        1. +2
          26 августа 2015 12:51
          никто ( кроме КПК ) не знает точного уровня подъёма ВВП Китая, Китаю в последнее время не очень верят (точнее цифрам , кторые он даёт )


          Ни кто, кроме Госдепа не знает реальной величины падения ВВП САСШ. Но почему-то все верят цифрам, которые он дает.
        2. 0
          26 августа 2015 14:15
          [quote=namer]
          кризис финансовых спекулянтов - новое слово в экономике
          Кризис он один и как правило начинается с финансового , а потом затрагивает всё остальное[/quote]

          Вы поторопились с критикой, не дочитав или не поняв мой коммент

          [quote=поляр] Так вот, в Китае идет кризис финансовых спекулянтов, и в то же время рост промышленного производства на 6%.[/quote]
          никто ( кроме КПК ) не знает точного уровня подъёма ВВП Китая, Китаю в последнее время не очень верят (точнее цифрам , кторые он даёт )[/quote]

          Разговор ни о чем. Вы можете верить или не верить, но никаких других цифр вы предоставить не можете.

          [quote=поляр]Приняв организационно-политические меры по повышению уровня зарплат в промышленном секторе, он сможет оживить свой внутренний рынок и тем самым компенсировать сокращение экспорта.[/quote]
          повышать зарплаты / Это точно не выход.[/quote]

          К вашему сведению состояние внутреннего рынка оценивается по росту потребительского спроса, который растет только при повышении благосостояния граждан, которое принято оценивать в денежном эквиваленте, и которое невозможно без роста зарплат.
          [quote=поляр]А вот сокращение дешевого экспорта из Китая приведет к некоторому падению уровня жизни большинства населения в Европе и США, уже привыкших к дешевым китайским товарам.[/quote]
          да , но китай при этом просто помрёт. СшА и Европе есть куда перевести производства - вон целая африка не окучена , а что Китай будет делать если от него побегут производства.[/quote]

          Переносите, в Йемен, Сомали, Зимбабве, Конго, Берег Слоновой кости, в Замбию, Ботсвану, Нигерию, Буркина-Фасо, да мало ли еще чудных местечек в Африке. А мы посмотрим
        3. 0
          26 августа 2015 16:41
          кризис финансовых спекулянтов - новое слово в экономике

          Не говорите ерунды. Его сформулировал еще Макс Вебер ("История хозяйства: город", начало 20 в., не помню точной даты): финансовые спекуляции порою становятся причиной хозяйственных спадов. Он рассматривал в том числе пример с английским машиностроением: после наполеоновских войн был повышенный спрос на промышленное оборудование на материке, что неимоверно раздуло британское машиностроение и в результате финансовых спекуляций вызвало резкий обвал экономики Англии.
    2. 0
      26 августа 2015 11:06
      Цитата: D-Master
      Однако население в 1.2 миллиарда является огромным потребителем.

      1.5
      рынок китая настроен на экспорт - развернуть его во внутрь - ни реально тк покупательнаая способность населения мала, а без источника валюты и тиго же импорта энергоресурсов китай загнётся
      Цитата: D-Master
      Внутренний спрос позволит Китайской экономике безбедно функционировать долгое время.

      сказка
      Цитата: D-Master
      . Снижение курса юаня(Китай может без проблем девальвировать юань даже в двое защищая свое производство), делает Китайские товары без прецедентно конкурентными в сравнении с кем либо

      вы смеётесь , китаю и так не с кем конкурировать, девальвация в 2 раза юаня уберёт всех инвесторов
      Цитата: D-Master
      . А гигантские ЗВР в три триллиона долларов - которые стремительно дорожают сейчас относительно всех сырьевых валют, позволяют проводить любые меры стимуляции - любой отрасли хозяйства

      нет 3-х триллионов , их 2, только за 3 месяца ЦБ Китая вогнал 500 млрд в поддержку биржи , ну и в конце- 1 трл в год --- это Китайский импорт. Так что денег не так уж много
      Цитата: D-Master
      Китай в настоящее время очень сблизился с нами, а ковать технологии России могла всегда.

      оптимисточно, ну и где это было до вчера ?
      Цитата: D-Master
      Как говорит поговорка: "пока толстый сохнет - худой сдохнет"

      кто толстый , кто худой?
    3. +1
      26 августа 2015 12:49
      Внутренний спрос позволит Китайской экономике безбедно функционировать долгое время.


      Проблема такова, что 1,2 млрд китайцев потребляют меньше, чем страны Запада. Поэтому китайцам придется ужаться. В принципе, для них это не смертельно. Хотя и дэбиллов, играющих на бирже там уже тоже очень много и разорившихся "буржуа" будет много. Но китайцы и не такое переживали. Главное, чтобы не пошли на "отмену государственной монополии". А то получат вместо государственной Западную монополию. И тогда уже их ничто не спасет.
  3. +4
    26 августа 2015 07:02
    да,да. слишком уж китайцы рванули. ничего, технология отработана: срочно необходима перестройка! демократия, гласность и так далее до результата.
    1. +1
      26 августа 2015 08:12
      и главное - побольше либерализма..и будет им щастье ,, как у нас...лучше бы пофантазировал, что бы было если бы мы шли китайским путем?? А так осталось ждать когда же Китай с Америкой лопнут , самим бы раньше не загнутся..
  4. +6
    26 августа 2015 07:06
    Стоило Дракону сесть на пенек передохнуть , по лесу сразу слух - " Дракон сдох!!!" laughing lol laughing
    1. +1
      26 августа 2015 08:35
      Дракон сдох

      Дракон - существо мифическое. Китай - панда в костюме дракона. Вглядит страшно, а на деле абсолютно беспомощна.
  5. +1
    26 августа 2015 07:33
    Конец китайского «чуда»...Нам бы их проблемы, с их экономикой.. smile
  6. +3
    26 августа 2015 07:58
    Тот кто был в Китае посмеется над этим. МММ с ценными бумагами лопнуло, но тысячи производств никуда не делись. Нормально китайцы живут и с компартией. Ругают, но что-то серьезно менять никто не хочет. Они видят, к чему демократизации приводят
  7. +6
    26 августа 2015 08:01
    считает товарищ Ювэй (Youwei), чья статья вышла в свежем номере американского журнала «Foreign Affairs»

    Этот "товарищ" китайским товарищам не товарищ. Очередной китайский диссидент. Вы почитайте наших либерал-предателей и сразу становится ясно от куда ветер дует. Мне кажется, что Китай успеет станцевать на крышке гроба своих врагов.
  8. +5
    26 августа 2015 08:03
    Статья откровенный бред.
    В чем автор разглядел китайский кризис и всепропало ?
    В фондовом кризисе ?
    А ничего что этот кризис не отыграл и половины роста который был на китайской бирже в течении года ?
    В снижении темпов роста экономики ?
    А ничего что ключевое слово "роста" ? Что китайская экономика все равно растет намного быстрее чем любая из экономик "развитых демократических стран" ? Тем более что база для роста у них намного больше чем у Германии, франции и Великобритании вместе взятых ? А расти на большой базе намного сложнее.
    Да и в самой статье ляпы.
    То "с 70-х использование политических реформ вместо фундаментальных институциональных изменений". То, чуть ниже, оказывается что реформы были однако, и экономические и социальные.
    Почему автор не наехал на, к примеру, Италию ? Там с динамикой куда хуже.
    Или на Францию ?
    Потому что страны типа рукопожатные, со свободой слова и прочими фетишами ? А какая разница если "авторитарный" Китай развивается мощнее их и им экономические проблемы Китая могут только сниться во влажных мечтаниях ?
    1. +1
      26 августа 2015 08:15
      А у Чувакина да и у Володина эти ляпы постоянно строчят видимо на потоке на злобу дня по заказу ,вот и результат, Сейчас наверное очередной бан получу..
  9. +3
    26 августа 2015 08:37
    Ой, ну надо же! Если эта мировая фабрика впала в стагнацию, то это говорит только об одном, ей продукцию давать некуда. А это означает, что основные покупатели, а это США, ЕС снизили внутреннее потребление, т.е. сами в ...опе. Ну и статью надо писать в том ключе, что как США замедляются, то всем остальным хреново становится: отказывайтесь от доллара, становитесь независимыми и развивайте свои экономики, а не американскую.
    1. +1
      26 августа 2015 10:12
      Цитата: samoletil18
      отказывайтесь от доллара, становитесь независимыми и развивайте свои экономики, а не американскую.

      вообще-то, не будь чужих экономик и потребителей, китайцы до сих пор бы строили во дворах плавильные печки и гонялись за воробьями. "Страна синих муравьев" - так, кажется их назвал какой-то американский журналист. Внутренний потребитель был традиционно аскетичен, и ничто не указывало на перемены) Даже ИКЕА построила свой магазин беспрецедентно в центре Шанхая, а не на окраине, не веря, что китайцы пересядут с велосипедов на автомобили когда-нибудь)
      Цитата: samoletil18
      ЕС снизили внутреннее потребление, т.е. сами в ...опе.

      ну почему же. Немцы в плюсе со своим высокотехнологичным экспортом. Штаты тоже. Да и баланс внутреннего потребления никуда не сдвинулся.
  10. +2
    26 августа 2015 10:18
    Китай полностью повторяет путь Японии 60-80х и
    Ю.Кореи 80-0х. Там тоже были такие торможения экономики,
    финасовые кризисы и перестройки структуры экономики.
    Невозможно постоянно (25 лет подряд!) бежать вперед со скоростью
    спринтера. Можно и отдохнуть чуток smile . Они и так сделали невозможное:
    экономическое чудо Китая уже состоялось, что бы ни было дальше.
    1. 0
      26 августа 2015 12:54
      Невозможно постоянно (25 лет подряд!) бежать вперед со скоростью
      спринтера.


      Можно, если есть куда развиваться. У Китая сейчас рынков для расширения сбыта нет.
  11. 0
    26 августа 2015 10:24
    Китай просто понял, оценил и начал использовать подход России по вытеснению доллара из своей экономики.
    Пришло время смены ориентров. Пришел конец эпохи "кормления" США всемирной долларовой массой.
    Теперь она, постепенно, становится не нужна и перетекает во внутреннее "корыто" эмитента.
    К чему это приведет? Посмотрим. Это будет интересней, чем развал СССР.
    1. 0
      26 августа 2015 11:20
      Цитата: loaln
      начал использовать подход России по вытеснению доллара из своей экономики.

      ерунда. Никакого "подхода России" не существует. Что значит
      Цитата: loaln
      вытеснению доллара из своей экономики
      ?
  12. 0
    26 августа 2015 11:00
    Про то, что сдувание КНР наступит писали ещё в 2012-2013 годах. С подробным описанием причин. Прогнозисты ошиблись лишь со сроками.
  13. +2
    26 августа 2015 12:46
    Сограждане, НЕТУ. Нету в Китае никакого социализма, ибо отсутствует главный принцип распределения благ: "От каждого по способности, каждому по труду". Классовую природу общества еще никто не опроверг, а числить китайских миллиардеров пролетариями ни у одного здравомыслящего человека язык не повернется. Как вряд ли повернется язык, назвать Зюганова, Ельцина или Яковлева коммунистами, так и компартия Китая сродни нашей ЕР, в ней тоже пролетарии имеются. Контрреволюция не только у нас, но и у них победила, Но временно. А кризис он абсолютно не причем. Кризис это явление капиталистической экономики, если он не создается искусственно (вспомним Попово-Лужковское торможение подвоза продуктов в Москву в 1991-м и тонны продовольствия, обнаруживаемые в подмосковных оврага при его дефиците в магазинах).
    1. 0
      26 августа 2015 17:05
      То что в Китае- называется государственным капитализмом. Начинали с одного строя, а пришли к другому. СССР сделал ровно то же
  14. 0
    26 августа 2015 17:04
    Многие страны проходят этапы своего развития, а потом начинают откатываться назад. Это было в СССР в 30-х, Японии в 70-х. Теперь и Китай взобрался на свой экономический Эверест и готовится к спуску. Ничего удивительного в этом нет.

    Урбанизация сделала свое дело и в народонаселении- не будет больше плодиться Китай такими темпами как раньше. Только в сельскохозяйственных странах идет демографический взрыв. В урбанистических этого не происходит. А доля городских жителей в Китае постоянно увеличивается.

    Параллельно с этим китайцы стали хотеть жить хорошо и для себя. Как только человек начинает жить для себя, так государство начинает идти по-боку, и начинаются процессы его разложения