Military Review

British Commonwealth Heroes

1
Comparison of the award systems of the USSR and England during the Second World War


The reward system of England (United Kingdom) reflected the monarchical form of government and was formed over several centuries, while the Soviet reward system by the beginning of World War II consisted of just over two decades.

The main British orders according to the medieval tradition were certain associations of their cavaliers, which were in the form of chivalrous orders. In this case, the monarch was like a grandmaster for the gentlemen of all orders and he owned the right to award. There was nothing of the kind in the USSR, which sometimes makes it difficult to compare awards of two countries. We also exclude from comparison the salary of noble titles (earl, viscount, baron, etc.), which was often regarded as a higher reward than any order, but had no analogues in the Soviet Union.

Knights Garters


The highest British order is the Order of the Garter, founded in 1348 and one of the oldest in the world. According to the charter of the Knights of the Order of the Garter, there can be no more than 24 people, in addition to the monarch, the Prince of Wales, members of the royal family and foreign monarchs. The reigning monarch himself chooses the knights of the Order of the Garter, this does not require anyone's representation. However, during the Second World War, when choosing the Knights of the Order, the king listened to the recommendations of the Prime Minister. Prominent statesmen and military figures become knights, their rewarding is announced on St. George's Day, April 23, and the order is presented some time later, usually in June. But the awards were made, of course, as vacancies appeared due to the death of the knights, repeated awards were excluded. So, the wartime Prime Minister Winston Churchill was awarded the Order of the Garter in 1953, and received in 1954, just before the end of his political career. Admiral fleet Count Louis Mountbatten of Burma, Supreme Allied Commander of the Southeast Asian Theater of War, was awarded the Order of the Garter in 1955. The British Field Marshals received the Order of the Garter: Bernard Lowe Montgomery, Commander-in-Chief of the Allied Ground Forces in Europe (1946), Alain Brooke (1946), the Imperial General Staff Chief, Harold Alexander (1946), the Allied Commander-in-Chief of the East Asian Land Forces Slim (1959).

“It is believed that all Victoria crosses are made from the bronze of Russian guns, captured after the capture of Sevastopol”
In principle, Stalin, introducing the Order of Victory, may have copied the Order of the Garter. This is indicated by the close number of cavaliers of both orders - 24 of the Order of the Garter, excluding foreign monarchs, and 16 of the Order of Victory, however, taking into account foreign leaders, including one monarch. If we count three repeated awards, then the total number of awards with the Order of Victory during Stalin's life reaches 19, whereas the repeated awarding with the Order of the Garter was not allowed. Stalin made the Order of Victory the highest military order. The Order of the Garter was not formally such. But during the Second World War and in the postwar years they were awarded exclusively for military merit. This can also be attributed to the award of Churchill, who actually served as the Supreme Commander.

"Suvorov" in English

The next highest order of the Order of the Bath was established in 1725. Its head (Grand Master) is also a British monarch. In total, it can be simultaneously up to 120 knights or ladies of the Big Cross, 355 knights, commanders or ladies-commanders and 1925 knights. Foreigners can become honorary knights of the Order of the Bath. Of the Soviet military leaders during the war years, marshals Zhukov (Knight of the Grand Cross), as well as Konev and Rokossovsky (Knight Commander), became such in 1945 year.

British Commonwealth HeroesThis award was received by some British military leaders, who were not awarded the Order of the Garter. Knight Grand Cross of the Order of the Bath in 1940-he became commander of the British Expeditionary Force in France, Field Marshal John Standish Gort for the successful evacuation of Dunkirk, in 1941 year - the commander of British troops in India and Burma, Field Marshal Archibald Wavell for the expulsion of the Italians from Libya, Ethiopia and Eritrea when he was Commander in the Middle East, in 1942, Field Marshal John Greer, Head of the British Military Mission at the Allied Joint Staff in the United States; in 1944, the Supreme Commander of the Allied Forces in the Mediterranean Field Marshal Henry Maitland Wilson; and on 1945, Field Marshal Claude Okinlek and Marshal of the Royal Air Force Arthur Harris, Head of the Air Force Bomber Command. The latter was not honored with the Order of the Garter due to the ambiguous attitude in the British society to the strategic bombardment, which led to great civilian casualties. He also was not awarded the title of peer. Note that Field Marshal Okinlek declined the peer title offered to him. Perhaps this was due to the failure of the British forces under his command in North Africa in 1942.

In the Soviet award system there are no analogues of the Order of the Bath. In terms of military merit awards, the Order of Suvorov and the Order of Ushakov to some extent performed similar functions. So, double awarding the Order of Suvorov 1-th degree can be roughly equated to the Grand Cross of the Order of the Bath.

To the award is the enemy


The Victoria Cross is the highest military award of England and the Commonwealth for outstanding bravery, valor, self-sacrifice, devotion to duty in the face of the enemy. Specify - the highest among the awards that are not knightly orders. Victoria Cross was established in 1856 for heroes of the Crimean War. They are awarded a soldier of any rank or a civilian subject to military command, such as civilian medical personnel. A total of 1856 awards have been made since 1356. It is believed that all crosses are made of bronze of Russian guns, captured after the capture of Sevastopol, but some researchers have expressed doubts, believing that many of the awards were made of bronze Chinese guns, captured during the suppression of the Boxing Rebellion 1900 – 1901. Now the last winner of the Victoria Cross at the time of awarding is the junior corporal of the parachute regiment Joshua Mark Leakey, who was awarded this award in 2015 for his courage in battles in Afghanistan. In total, after the Second World War, there were only 15 awards with the Victoria Cross, including eight posthumously. But in the years of the Second World Cross, Victoria was awarded a 181 man, including 85 posthumously. In the Soviet award system, the obvious analogue is the Golden Star of the Hero of the Soviet Union. However, unlike her re-awarding the Victoria Cross was only one. Captain Charles Upham of the 2-th New Zealand Division was awarded the Victoria Cross and the bar for it, which means re-awarding. He became the third holder of the strap in stories orders. The first time he was awarded the rank of second lieutenant for participating in the battles on Crete from 22 to 30 in May 1941. For the second time, Aphem received a Victoria Cross for participating in the first battle of El Alamein 14 – 15 in July 1942, where he commanded a company. He was awarded in September 1945, in particular, for “despite two injuries, the first at the time when he crossed open space under enemy fire to inspect the advanced units guarding our minefields, and the second when he completely destroyed a hand grenade truck full of German soldiers ... insisted on staying with its people to take part in the final attack. " In that battle, Aphem also destroyed a German tank and several guns and vehicles. Then he was captured and repeatedly tried to escape from the camps in Italy. In the end, he was sent to the camp of the Colditz Castle in Saxony, which on April 14 was released by American troops on 1945. Apchem returned to New Zealand, where 22 passed away on November 1994 at the age of 86.

And the first cavalier of the Victoria Cross in World War II was Lieutenant Commander (corresponding to Army Major) Gerard Broadmead Rup, captain of the destroyer Glouorm, who died along with most of the crew and ship in the Norwegian Sea 8 on April 1940. The destroyer entered into an unequal battle with the German heavy cruiser "Admiral Hipper" and managed to ram it before his death. The cruiser commander, Captain Helmut Heye, through intermediaries from the International Red Cross, wrote a letter to the British Admiralty describing the battle and recommending the commander of the English destroyer for the award.

We emphasize that the total number of awards with the Victoria Cross and the title of Hero of the Soviet Union differs by more than 60 times. After all, there were more than 12 thousand Heroes of the Soviet Union during the Second World War. Posthumously, the Golden Star was awarded to 25,3 percent of the Heroes of the Soviet Union, while the share of posthumous awards was 47 percent among those awarded the Victoria Cross. All Victoria Crosses awarded are soldiers or officers. There was not a single general or admiral among them. Unlike the “Golden Star” of the Hero of the Soviet Union, Victoria’s cross could not be awarded for the leadership of the operations, but only for the heroism shown directly on the battlefield under enemy fire. This award was received by 28 representatives of the Royal Air Force (including 1 - Australian) and 23 representatives of the Royal Navy, including one marine. The remaining 130 awarded were from the ranks of the ground forces, which amounted to 71,8 percent. Here we can note the similarity with Soviet practice, where about 20 percent of the Heroes of the Soviet Union were pilots, representatives of the navy and marine corps - 4,25 percent, and representatives of the ground forces, including partisans, border guards and special police officers — about 76 percent. We only note that in England, sailors were awarded relatively more generously (the tradition of “mistress of the seas” had an effect), and pilots were more sparingly, including due to the ambiguous attitude of the public towards strategic bombing in Germany. Since the Western Allies reigned supreme in the air since 1943, the British fighter pilots aviation it turned out to be much less potential goals than their German counterparts-opponents, which could not but lead to much less effective results than the Luftwaffe aces. And the British used another tactic. They are less active than the Germans, involved the best aces-fighters, limiting the number of sorties to them. This reduced the number of victories, but increased the chance of survival.

"George" from George


George Cross was established by King George VI 24 on September 1940 of the year as the highest civilian award following the value of the Victoria Cross. They are awarded "for the greatest heroism or special courage in extreme danger." As a rule, recipients of the award are civilians or military personnel whose exploits are not directly related to the hostilities. During the war and later for the feats accomplished during the war, 146 awards were made, including one collective — the inhabitants of the island of Malta for courage in the face of the German-Italian bombardment. Of this number, 52 people are awarded posthumously. The closest analogue of the St George Cross in the Soviet award system is the title of Hero of Socialist Labor as the highest civilian award. There were 201 people during the war, which is comparable to the number of those awarded with the Cross of St. George. But the title of Hero of Socialist Labor during the war was not posthumously awarded. And the statute was different. The title of Hero of Socialist Labor was conferred "to persons who, by their particularly distinguished innovative activities in the field of industry, agriculture, transport, trade, scientific discoveries and technical inventions, showed exceptional services to the Soviet state, contributed to the growth of national economy, science, culture, growth of power and glory THE USSR". Thus, it was not about the achievement of the feat in conditions of extreme danger.

And medals are similar


Other British wartime orders have no direct analogues in the Soviet award system. Thus, the Order “For Distinguished Service in the Service”, which was awarded to senior officers, and the cross “For Distinguished Service in the Service” and the Military Cross, intended for junior officers and warrant officers (the Majors could also receive a military cross) to be likened to the Order of the Patriotic War 1 and 2 degrees and the junior degrees of the Soviet military orders. A five-degree Order of the British Empire, which was awarded for both military and civil merit, including many foreigners, can not be compared with any Soviet award. Note that the Marshal of Vasilevsky and Sokolovsky became the honorary knight of the Great Cross of the Order of the British Empire, and Vice Admiral Georgy Kholostyakov became the Commander of the Order of the British Empire. British generals and marshals awarded the Soviet generals much more sparingly than the French and Americans.

But British medals for military campaigns can be likened to Soviet medals for the defense and the capture of certain cities. Only it must be borne in mind that, unlike the Soviet, British medals were divided into stars and the actual medals, which stood a step lower than the stars. The medal “Star 1939 – 1945” was awarded to all combatants of the British forces from September 3 1939 to 2 September 1945, who served in the army for at least six months. Its counterparts are the Soviet medals "For Victory over Germany" and "For Victory over Japan." A step below was the medal "For participation in the 1939 – 1945 war." To get it, it was enough to 28 days of participation in hostilities.

The medal "Atlantic Star" was awarded to soldiers of Great Britain and the Commonwealth countries for participation in military operations in the Atlantic during World War II. The star was awarded six months of service in the fleet in the waters of the Atlantic Ocean and the coastal waters of Great Britain in the period from September 3 1939 to May 8 1945. This medal was awarded to military personnel of the Royal Air Force who participated in combat operations in this zone, and sailors who took part in hostilities for at least two months. The Air Force Star "For the Fights in Europe" was awarded to pilots who participated in hostilities over occupied Europe from 1939 to 1944 a year for at least two months.

“African star” honored combatants in North Africa from October 23 1942 to 12 May 1943. "Pacific Star" relied for participation in active hostilities in the Pacific theater of operations from December 8 1941 to September 2 1945 year. "Burmese Star" was awarded to participants in the fighting in Burma from December 11 1941 to September 2 1945 of the year. “Italian Star” was intended for participants of fights in Italy in 1943 – 1945, and “French-German Star” - for participants in hostilities in France, Belgium, Holland, Luxembourg, Germany, Austria and Czechoslovakia from 6 June 1944 to 8 May 1945 of the year.

The Medal “For the Defense of Norway 1940 – 1945” established by 19 September 1945 was awarded to both British nationals and foreigners who participated in the 1940 campaign of the year and subsequent reconnaissance and sabotage operations, including the destruction of heavy water and production facilities at the Vemork factory February 1943 of the year, which hampered the implementation of the German nuclear project.

The Medal "For Defense", established by 16 August 1945, was intended to award civil defense officers, the royal service of military journalists, the national fire service, the military mail service, the police, the coast guard, etc. Its closest analogue is the Soviet medal "For Valiant labor in the Great Patriotic War 1941 – 1945 years ”, established 6 June 1945 year. However, the circle awarded by it was much wider than those who received the British medal "For Defense". All those Soviet citizens who provided “the victory of the Soviet Union over Germany with their valiant and selfless work,” and not just the employees of auxiliary services, could receive this medal. And today more than 16 million people were awarded with the medal "For Valiant Labor".

In general, the British award system, dating back to the Middle Ages and having a monarchical character, had much less similarity with the young Soviet award system during the Second World War than the award systems of Germany and the USA. These latter were also significantly younger than the British. The American premium system at that time existed less than 80 years. German - historically ascended to the Prussian, which arose in the XVIII century. However, Hitler substantially reformed her, so that in practice she was as young as the Soviet. The British system is the farthest from the Soviet, why only a few orders of the USSR and the United Kingdom are comparable.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/27524
1 comment
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Aleksander
    Aleksander 21 October 2015 09: 11 New
    0
    Thanks to the author, a very interesting article, I read it with pleasure!

Герои британского Содружества

Сравнение наградных систем СССР и Англии в годы Второй мировой войны

Наградная система Англии (Соединенного Королевства) отражала монархическую форму правления и формировалась на протяжении нескольких веков, тогда как советская наградная система к началу Второй мировой войны насчитывала лишь чуть более двух десятилетий.

Основные британские ордена согласно средневековой традиции представляли собой некие объединения своих кавалеров, по форме повторявшие рыцарские ордена. При этом монарх являлся как бы гроссмейстером для кавалеров всех орденов и ему принадлежало право награждения. В СССР ничего подобного не было, что порой затрудняет сравнение наград двух стран. Мы также исключаем из сравнения жалование дворянских титулов (граф, виконт, барон и др.), что рассматривалось часто как более высокая награда, нежели любой орден, но не имело никаких аналогов в Советском Союзе.


Рыцари Подвязки


Высшим британским орденом является орден Подвязки, основанный в 1348 году и являющийся одним из старейших в мире. Согласно уставу рыцарей ордена Подвязки не может быть больше 24 человек, помимо монарха, принца Уэльского, членов королевской семьи и иностранных монархов. Царствующий монарх сам выбирает рыцарей ордена Подвязки, для этого не требуется чьего-либо представления. Однако в период Второй мировой войны при выборе кавалеров ордена король прислушивался к рекомендациям премьер-министра. Рыцарями становятся видные государственные и военные деятели, об их награждении объявляется в День Святого Георгия, 23 апреля, а вручается орден некоторое время спустя, обычно в июне. Но награждения производились, естественно, по мере появления вакансий из-за смерти рыцарей, повторные награждения исключались. Так, премьер-министр военного времени Уинстон Черчилль был удостоен ордена Подвязки в 1953 году, а получил в 1954-м, перед самым завершением политической карьеры. Адмирал флота граф Луис Маунтбеттен Бирманский, Верховный главнокомандующий союзными войсками на Юго-Восточноазиатском театре боевых действий, был награжден орденом Подвязки в 1955 году. Получили орден Подвязки британские фельдмаршалы: главнокомандующий сухопутными войсками союзников в Европе Бернард Лоу Монтгомери (1946), начальник имперского Генштаба Ален Брук (1946), главнокомандующий союзными войсками на Средиземном море Харольд Александер (1946), главнокомандующий сухопутными силами союзников в Юго-Восточной Азии Уильям Слим (1959).

“ Считается, что все кресты Виктории изготавливаются из бронзы русских орудий, захваченных после взятия Севастополя ”
В принципе Сталин, вводя орден Победы, возможно, копировал орден Подвязки. На это указывает и близкое число кавалеров обоих орденов – 24 ордена Подвязки, без учета иностранных монархов, и 16 ордена Победы, правда, с учетом иностранных лидеров, включая одного монарха. Если считать три повторных награждения, то общее число награждений орденом Победы при жизни Сталина достигает 19, тогда как повторное награждение орденом Подвязки не допускалось. Сталин сделал орден Победы высшим военным орденом. Орден Подвязки формально таковым не являлся. Но в годы Второй мировой войны и в послевоенные годы им награждали исключительно за военные заслуги. Сюда можно отнести и награждение Черчилля, фактически выполнявшего функции Верховного главнокомандующего.

«Суворов» по-английски

Следующий по старшинству орден Бани был учрежден в 1725 году. Его главой (Великим магистром) также является британский монарх. Всего может быть одновременно до 120 рыцарей или дам Большого креста, 355 рыцарей-командоров или дам-командоров и 1925 кавалеров. Иностранцы могут стать почетными рыцарями ордена Бани. Из советских военачальников в годы войны таковыми стали в 1945 году маршалы Жуков (рыцарь Большого креста), а также Конев и Рокоссовский (рыцарь-командор).

Герои британского СодружестваЭту награду получили некоторые британские военачальники, так и не удостоенные ордена Подвязки. Рыцарем Большого креста ордена Бани в 1940-м стал командующий британскими экспедиционными силами во Франции фельдмаршал Джон Стендиш Горт за успешную эвакуацию Дюнкерка, в 1941 году – командующий британскими войсками в Индии и Бирме фельдмаршал Арчибальд Уэйвелл за изгнание итальянцев из Ливии, Эфиопии и Эритреи в бытность командующим на Ближнем Востоке, в 1942-м – глава британской военной миссии при объединенном штабе союзников в США фельдмаршал Джон Грир Дилл, в 1944 году – Верховный главнокомандующий союзными войсками на Средиземном море фельдмаршал Генри Мейтленд Вильсон, а в 1945-м – главнокомандующий в Индии фельдмаршал Клод Окинлек и маршал королевских ВВС Артур Харрис, глава бомбардировочного командования ВВС. Последний не удостоился ордена Подвязки из-за неоднозначного отношения в британском обществе к стратегическим бомбардировкам, которые привели к большим жертвам среди мирного населения. Он также не был удостоен звания пэра. Отметим, что фельдмаршал Окинлек отказался от предложенного ему звания пэра. Возможно, это было связано с переживанием неудач, которые потерпели британские войска под его командованием в Северной Африке в 1942 году.

В советской наградной системе аналогов ордена Бани нет. В части награждений за военные заслуги сходные функции в какой-то степени выполняли орден Суворова и орден Ушакова. Так, двукратное награждение орденом Суворова 1-й степени можно примерно приравнять к Большому кресту ордена Бани.

К награде представляет враг


Крест Виктории – это высшая военная награда Англии и стран Содружества за выдающуюся храбрость, доблесть, самопожертвование, преданность долгу перед лицом врага. Уточним – высшая среди наград, которые не являются рыцарскими орденами. Крест Виктории учрежден в 1856 году для героев Крымской войны. Им награждается военнослужащий любого звания или гражданское лицо, подчиняющееся военному командованию, например гражданский медицинский персонал. Всего с 1856-го произведено 1356 награждений. Считается, что все кресты изготавливаются из бронзы русских орудий, захваченных после взятия Севастополя, однако ряд исследователей высказывают сомнения, полагая, что многие награды были изготовлены из бронзы китайских пушек, захваченных во время подавления Боксерского восстания 1900–1901 годов. Сейчас последний обладатель креста Виктории по времени награждения – это младший капрал парашютного полка Джошуа Марк Лики, удостоенный этой награды в 2015 году за мужество в боях в Афганистане. Всего после Второй мировой войны было лишь 15 награждений крестом Виктории, в том числе восемь посмертно. А вот в годы Второй мировой крестом Виктории награжден 181 человек, в том числе 85 посмертно. В советской наградной системе очевидным аналогом является «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Однако в отличие от нее повторное награждение крестом Виктории было лишь одно. Капитан Чарльз Апхем из 2-й новозеландской дивизии удостоился креста Виктории и планки к нему, означающей повторное награждение. Он стал третьим обладателем планки в истории ордена. Первый раз он был отмечен еще в звании второго лейтенанта за участие в боях на Крите с 22 по 30 мая 1941 года. Второй раз Апхем получил крест Виктории за участие в первой битве под Эль-Аламейном 14–15 июля 1942 года, где командовал ротой. Его наградили в сентябре 1945-го, в частности, за то, что «несмотря на два ранения, первое в момент, когда пересекал открытое пространство под огнем неприятеля, чтобы проинспектировать передовые подразделения, охраняющие наши минные поля, а второе тогда, когда он полностью уничтожил ручной гранатой грузовик, полный германских солдат… настоял на том, чтобы остаться со своими людьми для участия в заключительной атаке». В том бою Апхем также уничтожил германский танк и несколько орудий и машин. Тогда же он был взят в плен и неоднократно пытался бежать из лагерей в Италии. В конце концов его отправили в лагерь замка Колдиц в Саксонии, который 14 апреля 1945-го освободили американские войска. Апхем вернулся в Новую Зеландию, где и скончался 22 ноября 1994 года в возрасте 86 лет.

А первым кавалером креста Виктории во Второй мировой войне стал лейтенант-коммандер (соответствует армейскому майору) Джерард Бродмид Руп, капитан эсминца «Глоууорм», погибший вместе с большей частью экипажа и кораблем в Норвежском море 8 апреля 1940 года. Эсминец вступил в неравный бой с германским тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» и успел протаранить его перед своей гибелью. Командир крейсера капитан Хельмут Хейе через посредников из Международного Красного Креста написал письмо в британское адмиралтейство с описанием боя и рекомендацией на представление командира английского эсминца к награде.

Подчеркнем, что общее число награждений крестом Виктории и званием Героя Советского Союза различается более чем в 60 раз. Ведь Героев Советского Союза в годы Второй мировой войны было более 12 тысяч. Посмертно «Золотой Звезды» удостоились 25,3 процента Героев Советского Союза, тогда как среди награжденных крестом Виктории доля посмертных награждений составила 47 процентов. Все награжденные крестом Виктории – солдаты или офицеры. Среди них не было ни одного генерала или адмирала. В отличие от «Золотой Звезды» Героя Советского Союза крест Виктории не мог вручаться за руководство проведенными операциями, а только за героизм, проявленный непосредственно на поле боя под огнем врага. Эту награду получили 28 представителей королевских военно-воздушных сил (в том числе 1 – австралийских) и 23 представителя королевского флота, включая одного морского пехотинца. Остальные 130 награжденных – из рядов сухопутных сил, что составило 71,8 процента. Здесь можно отметить сходство с советской практикой, где среди Героев Советского Союза летчиков оказалось около 20 процентов, представителей флота и морской пехоты – 4,25 процента, а представителей сухопутных войск, включая партизан, пограничников и особистов, – около 76 процентов. Отметим только, что в Англии моряков награждали относительно щедрее (сказывалась традиция «владычицы морей»), а летчиков – более скупо, в том числе из-за неоднозначного отношения общественности к стратегическим бомбардировкам Германии. Поскольку с 1943 года западные союзники безраздельно господствовали в воздухе, у британских пилотов истребительной авиации оказалось куда меньше потенциальных целей, чем у их германских коллег-противников, что не могло не привести к гораздо меньшей результативности, чем у асов люфтваффе. Да и тактику англичане использовали другую. Они менее активно, чем немцы, задействовали лучших асов-истребителей, ограничивая им число вылетов. Это уменьшало количество побед, но зато повышало шанс уцелеть.

«Георгий» от Георга


Георгиевский крест был учрежден королем Георгом VI 24 сентября 1940 года в качестве высшей гражданской награды, следующей по значению после креста Виктории. Им награждают «за величайший героизм или особую храбрость в условиях крайней опасности». Как правило, получателями награды являются гражданские лица или военнослужащие, чьи подвиги не связаны непосредственно с боевыми действиями. За время войны и позднее за подвиги, совершенные во время войны, произведено 146 награждений, в том числе одно коллективное – жителей острова Мальта за мужество перед лицом германо-итальянских бомбардировок. Из этого числа 52 человека награждены посмертно. Ближайший аналог Георгиевского креста в советской наградной системе – звание Героя Социалистического Труда как высшая гражданская награда. Таких за время войны был 201 человек, что сравнимо с числом награжденных Георгиевским крестом. Но звание Героя Социалистического Труда во время войны посмертно не присваивалось. Да и статут был различный. Звание Героя Социалистического Труда присваивалось «лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР». Таким образом, речь не шла о свершении подвига в условиях крайней опасности.

А медали похожи


Прочие британские ордена военного времени прямых аналогов в советской наградной системе не имеют. Так, орден «За выдающиеся заслуги на службе», которым награждали старших офицеров, и крест «За выдающиеся заслуги на службе» и Военный крест, предназначенные для младших офицеров и уоррент-офицеров (Военный крест могли получать также майоры), лишь очень условно могут быть уподоблены ордену Отечественной войны 1 и 2-й степеней и младшим степеням советских полководческих орденов. А имеющий пять степеней орден Британской империи, которым награждали как за военные, так и за гражданские заслуги, в том числе и многих иностранцев, нельзя сравнить ни с одной советской наградой. Отметим, что почетным рыцарем Большого креста ордена Британской империи стали маршалы Василевский и Соколовский, а командором ордена Британской империи – вице-адмирал Георгий Холостяков. Советских генералов и маршалов британцы награждали куда более скупо, чем французы и американцы.

Герои британского СодружестваА вот британские медали за военные кампании можно уподобить советским медалям за оборону и взятие тех или иных городов. Только надо иметь в виду, что в отличие от советских британские медали делились на звезды и собственно медали, стоявшие ступенью ниже, чем звезды. Медалью «Звезда 1939–1945 годов» награждались все участники боевых действий британских войск в период с 3 сентября 1939 по 2 сентября 1945 года, прослужившие в действующей армии не менее шести месяцев. Ее аналоги – советские медали «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Ступенью ниже была медаль «За участие в войне 1939–1945 гг.». Для ее получения достаточно было 28 дней участия в боевых действиях.

Медалью «Атлантическая звезда» награждались военнослужащие Великобритании и стран Содружества за участие в военных действиях в Атлантике во время Второй мировой войны. Звездой награждали за шесть месяцев службы на флоте в водах Атлантического океана и прибрежных водах Великобритании в период с 3 сентября 1939 по 8 мая 1945 года. Этой медалью награждали военнослужащих королевских ВВС, участвовавших в боевых операциях в указанной зоне, и военных моряков, принимавших участие в боевых действиях не менее двух месяцев. Звезда ВВС «За бои в Европе» вручалась летчикам, участвовавшим в боевых действиях над оккупированной Европой с 1939 по 1944 год в течение не менее двух месяцев.

«Африканской звезды» удостаивали участников боевых действий в Северной Африке с 23 октября 1942 по 12 мая 1943 года. «Тихоокеанская звезда» полагалась за участие в активных боевых действиях на Тихоокеанском театре военных действий с 8 декабря 1941 по 2 сентября 1945 года. «Бирманской звездой» награждались участники боевых действий на территории Бирмы с 11 декабря 1941 по 2 сентября 1945 года. «Итальянская звезда» предназначалась для участников боев в Италии в 1943–1945 годах, а «Франко-германская звезда» – для участников боевых действий во Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Германии, Австрии и Чехословакии с 6 июня 1944 по 8 мая 1945 года.

Медалью «За оборону Норвегии 1940–1945 гг.», учрежденной 19 сентября 1945 года, награждались как британские подданные, так и иностранцы – участники кампании 1940 года и последующих разведывательно-диверсионных операций, включая уничтожение запасов тяжелой воды и производственных мощностей на заводе Веморк в феврале 1943 года, что затруднило осуществление германского атомного проекта.

Медаль «За оборону», учрежденная 16 августа 1945 года, предназначалась для награждения служащих гражданской обороны, королевской службы военных журналистов, национальной пожарной службы, службы военной почты, полиции, береговой охраны и т. п. Ее ближайший аналог – советская медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», учрежденная 6 июня 1945 года. Однако круг награжденных ею был гораздо шире, чем тех, кто получил британскую медаль «За оборону». Эту медаль могли получить все те советские граждане, которые обеспечили «своим доблестным и самоотверженным трудом победу Советского Союза над Германией», а не только служащие вспомогательных служб. И сегодня медалью «За доблестный труд» награждены более 16 миллионов человек.

В целом британская наградная система, восходящая к Средневековью и имеющая монархический характер, имела в годы Второй мировой войны гораздо меньше сходства с молодой советской наградной системой, чем наградные системы Германии и США. Эти последние также были значительно моложе британской. Американская наградная система к тому времени существовала менее 80 лет. Германская – исторически восходила к прусской, возникшей в XVIII веке. Однако Гитлер ее существенно реформировал, так что на практике она оказалась столь же молодой, как и советская. Британская же наградная система наиболее далека от советской, почему сравнению поддаются лишь немногие ордена СССР и Соединенного Королевства.
Автор: Борис Соколов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/27524


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Aleksander 21 октября 2015 09:11
    Спасибо автору, очень интересная статья, прочел с удовольствием!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня