Как делили германский флот. Часть I

Как делили германский флот. Часть I


В период окончания Второй мировой войны некогда мощный флот фашистской Германии находился в состоянии, которое можно было охарактеризовать одним словом — руины. Около половины кораблей было уничтожено в ходе боевых действий, часть затопили сами немцы перед капитуляцией. Погибли все четыре германских линейных корабля, три так называемых "карманных линкора", два из трех тяжелых крейсеров. Корпус еще одного недостроенного тяжелого крейсера находился в Кенигсберге, в Щецине затонул недостроенный авианосец "Граф Цеппелин". Из шести легких крейсеров уцелел лишь один, из 42 эсминцев 25 погибли в ходе боевых действий, еще 4 были затоплены или сильно повреждены в своих базах. Из 1188 подводных лодок 778 были уничтожены за время войны, 224 затопили сами экипажи во время капитуляции. По приблизительным подсчетам, на плаву оставалось около трети немецких кораблей, значительная часть из которых имела различной степени повреждения.

Трофеи нашего флота к окончанию войны оказались относительно невелики. Как и фашистские сухопутные войска, немецкие моряки стремились уйти на запад и сдаться нашим союзникам. Этого, кстати, от них требовал и приказ назначенного преемником Гитлера главнокомандующего германскими ВМС гросс-адмирала К. Деница. В портах, занятых советскими войсками, остались преимущественно либо сильно поврежденные, либо недостроенные корабли и вспомогательные суда, не способные выйти в море. Когда советским правительством был поднят вопрос о разделе кораблей германского флота, англичане, в зоне контроля которых находилась основная часть немецких кораблей, скромно промолчали, американцев же, похоже, в это время больше заботило то, как поступить со своим гигантским флотом, ибо содержать его в мирное время было не по карману даже им. Поэтому союзники по поводу раздела немецкого флота в основном поддерживали советскую сторону.


По воспоминаниям Н.Г. Кузнецова, еще в апреле 1945 года И. Сталин поручил ему продумать вопрос об использовании трофейных немецких кораблей. К началу Потсдамской конференции Главный морской штаб подготовил для советской делегации предварительные данные о составе и судьбе германского флота. 23 мая И. Сталин направил письма У. Черчиллю и Г. Трумэну, где указывалось, что, так как уцелевшие корабли и суда фашистской Германии сдались англичанам и американцам, то встает вопрос о выделении Советскому Союзу его доли. СССР "может с полным основанием и по справедливости рассчитывать минимум на одну треть военного и торгового флота Германии". Сталин также настаивал на том, чтобы советские специалисты получили доступ к материалам о сдаче германского военного и торгового флотов и возможность ознакомиться с их фактическим состоянием.

Как делили германский флот. Часть I


Конкретного ответа на это обращение наша сторона не получила, но оба адресата предложили включить этот вопрос в повестку дня предстоящей встречи "большой тройки".

Утром 19 июля в Потсдаме состоялось заседание министров иностранных дел "большой тройки". В.М. Молотов от имени советской делегации внес предложения о разделе германского флота. Они сводились к следующему: передать Советскому Союзу треть немецких кораблей, включая те, которые находились на день капитуляции в постройке и в ремонте; передать также треть вооружения, боезапаса и предметов снабжения; передать СССР треть германского торгового флота; закончить передачу к 1 ноября 1945 г.; для приема и передачи кораблей создать техническую комиссию из представителей трех держав.

На заседании глав правительств, которое началось через несколько часов после этого, Черчилль предложил разделить вопросы о судьбе немецкого торгового флота и ВМС. Не возражая в принципе против раздела первого, он настаивал на том, что немецкие торговые суда в ближайшее время надо использовать в интересах войны с Японией и разделить их следует позднее, в рамках репарационных платежей Германии. Учитывая трудности перевода их на другой театр и то, что многие из них перед тем нуждались в солидном ремонте, военное их использование представлялось весьма проблематичным. Таким образом, англичане пытались затянуть решение вопроса.

Говоря о ВМС, Черчилль предлагал уничтожить основную часть немецких подводных лодок и лишь немногие из них разделить между союзниками для изучения новой техники и экспериментов. Следующая фраза Черчилля, видимо, насторожила Сталина: "Что касается надводных судов, то они должны быть распределены одинаково между нами при условии, что мы достигнем общего соглашения по всем другим вопросам и что мы разойдемся отсюда в наилучших отношениях". Глава советской делегации резко заметил, что русские не просят подарка у союзников и считают, что на треть германского флота они претендуют с полным правом. Советская сторона требовала признания союзниками этого права, но не возражала против использования немецких торговых судов в войне с Японией. Добившись этого признания, Сталин предложил вернуться к этому вопросу в конце конференции. В разговоре с Кузнецовым он обронил: "Надеюсь, в составе английской делегации скоро произойдут изменения. Вот тогда и возобновим разговор". Изменения в составе английской делегации действительно произошли — консервативная партия проиграла прошедшие 5 июля выборы в парламент, о чем было объявлено 26 июля. Английскую делегацию на конференции возглавил новый премьер-министр К. Эттли.

30 июля на рассмотрение конференции были вынесены новые советские предложения. В них была учтена точка зрения английской делегации на судьбу немецких подводных лодок — основную их часть предлагалось уничтожить. Одновременно свои предложения внесла делегации Великобритании. В развернутом меморандуме, посвященном этому вопросу, англичане подтвердили свою позицию в отношении подводных лодок и, не оспаривая необходимости раздела надводных кораблей, указывали, что при этом надо учитывать доставшиеся СССР румынские и болгарские корабли и выделить при разделе долю Франции. Очевидно, в известной мере они пытались сгладить неприятный осадок в отношениях с французами, который остался после того, как в июле 1940 г. английское соединение нанесло удар по подконтрольным правительству Виши французским кораблям в Алжире. Что же касается румынских и болгарских кораблей, то, как известно, на Потсдамской конференции советская делегация, учитывая, что на последнем этапе войны эти страны выступали на стороне антигитлеровской коалиции, требовала к ним иного отношения, чем к побежденной Германии. Большинство болгарских, а затем и румынских кораблей, доставшихся СССР в 1944 году, вскоре после войны было возвращено этим странам.

Помимо того, англичане полагали, что раздел займет значительное время: потребуется составление списков кораблей, инвентаризация, согласование многих технических вопросов. И, наконец, поскольку немецкие экипажи оставались на борту своих кораблей, британская делегация опасалась их затопления, как это произошло после окончания Первой мировой войны. Поэтому англичане настаивали на том, чтобы вся подготовка к разделу оставалась в тайне.

31 июля собралась специальная комиссия по выработке рекомендаций о распределении германского военно-морского и торгового флотов. Советскую сторону в комиссии представляли Нарком ВМФ адмирал флота Н. Г. Кузнецов и начальник политического отдела Советской военной администрации в Германии А. Соболев. Делегацию США в комиссии возглавлял вице-адмирал С. Кук, делегацию Великобритании — контр-адмирал Е. Маккарти. Комиссия рекомендовала разделить все германские надводные корабли, за исключением потопленных и взятых немцами у союзников (последние возвращались прежним владельцам), а также корабли, находящиеся в постройке и ремонте, которые можно было привести в состояние готовности к выходу в море в срок до шести месяцев. При этом работы должны были завершить без увеличения числа квалифицированных рабочих на германских верфях и без возобновления деятельности германского судостроения и связанных с ним отраслей производства.

Как делили германский флот. Часть I


Этот момент особенно важен, поскольку установленные конференцией жесткие сроки достройки и ремонта кораблей сейчас иногда вызывают недоумение. Дело в том, что решение о разделе флота не должно было вступить в противоречие с другим решением конференции — о демилитаризации Германии, включая ликвидацию военного производства. О судьбе подводных лодок комиссия не пришла к единому мнению: англичане и американцы предлагали разделить между союзниками не более 30 подводных лодок, советская сторона считала, что эта цифра должна быть втрое больше. Забегая вперед, отметим, что в окончательном решении конференции прошло предложение западных союзников. Комиссия рекомендовала обеспечить передаваемые по разделу корабли запасами вооружения, снабжения и боезапасом. Для решения конкретных вопросов распределения немецких кораблей предлагалось создать тройственную военно-морскую комиссию, которая должна была приступить к работе 15 августа. Раздел германского флота следовало завершить к 15 февраля 1946 года, т.е. через полгода после начала работы этой комиссии.

Вечером 31 июля собралось совещание старших морских начальников — членов делегаций. В нем принял участие Н. Кузнецов, который председательствовал, а также адмиралы флота Э. Кинг (США) и Э. Канингхэм (Великобритания), присутствовали дипломатические советники и флотские эксперты. После длительных споров Кузнецов предложил разделить все корабли на три приблизительно равноценные группы, а затем тянуть жребий. Это предложение было принято. На следующий день его утвердили на заседании глав правительств. Теперь предстояло воплотить решение в жизнь.

Советскую сторону в Тройственной военно-морской комиссии представляли адмирал Г. И. Левченко и инженер-контр-адмирал Н.В. Алексеев. Технический аппарат делегации включал 14 человек. Намечалось привлекать офицеров из состава отрядов, сформированных на Балтийском флоте для приемки немецких кораблей и из Военно-морского отдела Советской военной администрации в Германии. В состав английской делегации входили вице-адмирал Дж. Майлс и контр-адмирал В. Перри, американской делегации вице-адмирал Р. Гормли и коммодор X. Рэп. Предварительная неофициальная встреча членов комиссии состоялась 14 августа. На ней решили, что председательствовать на заседаниях будут главы делегаций поочередно — в алфавитном порядке и что будет создан технический подкомитет для составления и уточнения списков германских кораблей.

15 августа в здании Союзного контрольного совета в Берлине состоялось первое заседание Тройственной военно-морской комиссии. Было решено, что в первую очередь необходимо составить списки германских кораблей с указанием названия, типа, места пребывания и состояния каждого. Постановили вначале заняться разделом тральщиков, подводных лодок, а затем остальных кораблей. Однако глава английской делегации заявил, что обсуждать вопрос о тральщиках и подводных лодках он не будет до получения их полного списка и дополнительных инструкций. Кроме того, адмирал Дж. Майлс предлагал вспомогательные суда германских ВМС, ранее зарегистрированные у Ллойда, считать коммерческими и исключить их из раздела. С этим главы делегаций СССР и США не согласились и решили: пусть каждая делегация представит свой вариант определения, что считать вспомогательным судном ВМС. Вскоре американцы предложили считать таковыми суда спец постройки и переоборудованные из коммерческих. Глава советской делегации адмирал Левченко поддержал это предложение. Англичане согласились.

Для составления списков подлежащих разделу кораблей был создан Технический подкомитет. Советскую сторону представляли инженер-контр-адмирал Н.В. Алексеев и инженер-капитан 1 ранга В.И. Головин, английскую — лейтенант-коммандер Г. Ваткинс и американскую — кэптен А. Граубарт. Для проведения инспекции на местах сформировали трехсторонние группы экспертов, которым предстояло уточнить списки, ознакомиться с техническим состоянием кораблей и предварительно разбить их на три группы: А — корабли, не требующие ремонта, В — недостроенные и поврежденные корабли, приведение в готовность которых займет не более шести месяцев, и С — корабли, приведение которых в готовность займет больший срок и потому подлежащие уничтожению. Первая группа экспертов вылетела в Англию, вторая работала в портах, занятых советскими войсками, третья, через Копенгаген направилась для обследования норвежских портов, четвертую сформировали в США из лиц, там находившихся.

Работа экспертов продолжалась с конца августа до второй половины сентября. В портах откорректировали списки кораблей, уточнили их техническое состояние. В результате первоначальный список, включавший 1382 корабля, расширился до 1877 единиц. Инспектирующие группы осмотрели порядка 30% кораблей, в основном типовых. Большего сделать не удалось из-за дефицита времени и из-за того, что значительная часть кораблей и судов находилась в море на переходах, либо в местах проведения тральных работ. Как выяснилось, часть кораблей англичане уже передали датчанам и норвежцам. При этом техническое содержание и эксплуатация кораблей осуществлялись немецкими экипажами, сохранявшими корабельную организацию, форму и знаки различия Кригсмарине.

Как делили германский флот. Часть I


Советские представители столкнулись с препятствиями, чинимыми англичанами. Они не допускали к подробному осмотру кораблей, препятствовали опросу немецких экипажей. При этом многие вспомогательные механизмы на кораблях оказались демонтированными, часть аппаратуры (особенно радио- и радиолокационной) британцы поснимали. Таким образом, полных данных по вспомогательным судам получить не удалось. Тем не менее, был получен обширный материал, послуживший основой для дальнейшей работы.

Приведем данные о состоянии некоторых крупных немецких кораблей, судьба которых обычно вызывает особый интерес. Авианосец "Граф Цеппелин" затоплен своим экипажем на мелководье при технической готовности корабля примерно 85%. После подъема корабля аварийно-спасательной службой (АСС) БФ степень готовности оценивалась примерно в 50%. На авианосце оказались взорваны турбины. Достройка корабля требовала трех-четырех лет, и он был отнесен экспертами к категории С. Тяжелые крейсеры ("карманные линкоры") "Адмирал Шеер" и "Лютцов", а также легкие крейсера "Эмден" и "Кельн", по заключению экспертов восстановлению не подлежали. На крейсере "Кельн" отсутствовали котлы, а корпус его почти до диаметральной плоскости был разрезан при столкновении с тяжелым крейсером "Принц Ойген". Недостроенный тяжелый крейсер "Зейдлиц", поврежденный советской авиацией и затопленный экипажем, был поднят АСС БФ. Готовность корабля при исправных механизмах составляла около 65%, но отсутствовало вооружение. Достроить корабль по немецкому проекту было невозможно, а переделка его под наше оружие обошлась бы слишком дорого, тем более что готовых артсистем калибра 203 мм в СССР не было.

Как делили германский флот. Часть I


Продолжение следует.

Источники:
Кузнецов Н. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1987. С. 440-443.
Санакоев Ш., Цыбулевский Б. Тегеран — Ялта — Потсдам. М.: Международные отношения, 1970. С.172-186.
Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. М.: Эксмо, 2009. С. 49-50, 55, 63-64.
Комаров А. Конец Кригсмарине // Морской сборник. 1995. №9. С. 76-82.
Софронов Т. Японские и германские военные корабли, переданные Советскому Союзу // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т.7. С 140-145.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. WYCCTPUJIA 13 ноября 2015 06:20
    Спасибо автору за страницы истории после Великой отечественной ВОЙНЫ!!! Ведь некоторые немецкие корабли и подводные лодки долго служили ещё. Кое какие идеи и наши корабелы использовали при постройке наших судов. А некоторые и В НАШИ ДНИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА ФЛОТЕ !!!!! Крузенштерн (барк)!!!!
  2. Serg65 13 ноября 2015 06:56
    В 80-х годах прошлого века в Главной базе КЧФ городе Севастополе, мне довелось лицезреть несколько трофейных кораблей и судов. По правде сказать, трофейный корабль был только один-это бывший румынский минный заградитель «Amiral Murgescu», а в 80-х ПМР-76. По официальным данным в 1988 г. исключен из списков и сдан на слом, но в 2014 году промелькнул на фотографиях у затопленного при входе в Донузлав БПК «Очаков».
  3. Андрей из Челябинска 13 ноября 2015 07:13
    Большое спасибо, очень хорошая статья!
  4. Serg65 13 ноября 2015 07:29
    Самым знаменитым трофеем был штабной корабль "Ангара", бывший штабной корабль подводных сил гросс-адмирала Карла Деница.
    1. WYCCTPUJIA 13 ноября 2015 09:19
      Так было ...
    2. WYCCTPUJIA 13 ноября 2015 09:19
      ... и что осталось.... sad hi
      1. WYCCTPUJIA 13 ноября 2015 09:25
        http://fleetphoto.ru/photo/145327/
      2. Serg65 13 ноября 2015 09:38
        WYCCTPUJIA Когда то служба для матросов на Ангаре считалось "адской", уж больно много было медных деталек, одни леера столько матов наслышались laughing
    3. WYCCTPUJIA 13 ноября 2015 09:25
      http://fleetphoto.ru/photo/88940/
    4. bistrov. 13 ноября 2015 16:01
      Цитата: Serg65
      Самым знаменитым трофеем был штабной корабль "Ангара

      Пассажирский пароход "Адмирал Нахимов", ходивший по Черноморско-Кавказской линии,-это тоже бывший немецкий пароход "Берлин". В свое время, в 1985 году, мне пришлось побывать на " Адмирале Нахимове". Поражала его роскошная внутренняя отделка: различные ценные породы дерева,бронза,позолота ,ковры. В 1986 году "Адмирал Нахимов" затонул в результате столкновения в Новороссийской бухте. Погибло более 400 человек.
      1. Serg65 13 ноября 2015 17:14
        Цитата: bistrov.
        Пассажирский пароход "Адмирал Нахимов",

        Мне пришлось участвовать в подъёме погибших, в то время я ходил на КИЛ-25, мы бочки ставили вокруг Нахимова, а потом саркофаг строили.
  5. Mera Joota 13 ноября 2015 07:29
    Большой проблемой после войны было трудоустройство германских рабочих как освобожденных из плена, так и оставшихся на национализированных предприятиях. Поэтому вопрос по достройке Зейдлица или Графа Цеппелина мог решиться за короткие сроки. Было бы желание...
    На пример производство Фау-2 восстановили быстро, не смотря на то, что оно было практически уничтожено союзной авиацией. Поэтому ссылка на сложность восстановления того же Цеппелина лишь ширма отсутствия интереса со стороны ВМФ СССР.
    1. Serg65 13 ноября 2015 07:51
      Цитата: Mera Joota
      На пример производство Фау-2 восстановили быстро, не смотря на то, что оно было практически уничтожено союзной авиацией. Поэтому ссылка на сложность восстановления того же Цеппелина лишь ширма отсутствия интереса со стороны ВМФ СССР.

      Ох уж эти знатоки интересов СССР и ВМФ СССР в частности!!!! Что такое Фау-2 и что такое "Цеппелин"? На Фау и большая часть документации имелось, и специалисты присутствовали. А от "Цеппелина" только корпус. Тем более Фау на то время было перспективным оружием! Не надо забывать что страна в руинах лежала, даже более привычный и освоенный "Петропавловск" не стали достраивать.
    2. Андрей из Челябинска 13 ноября 2015 17:29
      Цитата: Mera Joota
      Поэтому вопрос по достройке Зейдлица или Графа Цеппелина мог решиться за короткие сроки. Было бы желание...

      Скажите пожалуйста, а ЗАЧЕМ его было достраивать? Чтобы пополнить состав флота авианосцем?
      Но в СССР не имелось палубной авиации. Конечно, наши КБ вполне смогли бы разработать палубный истребитель, но на это ушло бы немало времени и денег, а толку не было бы никакого, потому что поршневые машины "приказали долго жить" - им на смену шла реактивная авиация. Создавать реактивные палубники? Тоже вариант, но нужно помнить, что у нас к концу войны и обычных-то реактивных самолетов не было. Т.е. сперва следовало разработать реактивные самолеты сухопутного базирования и лишь потом на их базе - палубные. И быстрого появления палубных машин ждать не приходилось.
      А "Цеппелин" вообще-то не был предназначен для реактивной авиации. Т.е. его, в принципе, можно было бы модернизировать и под реактивные, но во что бы это обошлось? С учетом необходимости создания полноценных катапульт, а не того, что на "Цеппелине" немцы хотели ставить? И потом - для модернизации необходимо все же представлять себе ТТХ летательных аппаратов, которые будут базироваться на авианосце, а кто их тогда представлял?
      Вот и получалась ситуация "дострой то, не знаю что" и не дай тебе Нептун получить на выходе "не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку" - вывернут мехом внутрь за бездарно потраченные ресурсы, а их на модернизацию требовалось много.
      Какие еще варианты? Законсервировать? А потом спустя годы докупать у германцев взорванные турбины? Заставить немцев сделать турбины и потом законсервировать? А если выяснится, что авианосец под реактивную авиацию не подойдет?
      Вот и получился чемодан без ручки. И это при том, что флот понес очень тяжелые потери в ВОВ, имелся страшенный кадровый голод на умелых командиров (балтийские крупные корабли, как это ни обидно, всю ВОВ простояли у стенок и на то были более чем основательные причины) и любой комфлота предпочел бы вкладываться не в авианосец, который будет не пойми когда, а в строительство тех же эсминцев - которые и получить можно быстрее и кадры на них готовить проще.
      1. Serg65 13 ноября 2015 20:09
        Андрей из Челябинска hi Привет благородный дон, ты опять за родину воюешь? drinks
        1. Андрей из Челябинска 14 ноября 2015 11:47
          Цитата: Serg65
          Привет благородный дон, ты опять за родину воюешь?

          Привет-привет! hi Ага, воюю:))) У меня на футболке прямо так и написано - "Папа не сидит в интернете, папа сражается за Родину!" laughing
          1. Serg65 14 ноября 2015 12:24
            Цитата: Андрей из Челябинска
            "Папа не сидит в интернете, папа сражается за Родину!"

            laughing good bully
    3. Комментарий был удален.
  6. Serg65 13 ноября 2015 07:32
    До 1988 года в 16-й бригаде ходил водолей "Фиолент", ходили слухи что он был личным танкером "Тирпица", носил он тогда имя «Karnten».
  7. Serg65 13 ноября 2015 07:40
    Ну и самым долгожителем оказалась ММТ "Истра", начала свою службу 1 января 41 года под именем "Else", повидала на своём веку столько, сколько дай бог каждому! Долгожительство "Истры" объяснятся оцинкованными танками, в коих перевозят авиационный керосин smile . Танкер "Истра" до сих пор служит России верой и правдой.
  8. Silman1985 13 ноября 2015 07:43
    Надо было в те годы вообще у них все отобрать...... Поляки хотят в суд подать на Россию за окупацию, а именно за счет средств России восстановили жизнь Польши и многих других стран, почему же Россиия не подает в суд на Германию? Так ведь было бы справедливо!
    1. армеец2 13 ноября 2015 09:10
      Мало того, они еще и выход к морю получили благодаря Сталину.
      А все эти претензии к России поляков и прочих прибалтов никакой юридической перспективы не имеют. Просто русофобия...
    2. армеец2 13 ноября 2015 09:10
      Мало того, они еще и выход к морю получили благодаря Сталину.
      А все эти претензии к России поляков и прочих прибалтов никакой юридической перспективы не имеют. Просто русофобия...
    3. naitchanter 20 ноября 2015 10:45
      А России и не надо подавать в суд. После разделения Германии на Восточную и Западную СоветскийСоюз отказался от взыскивания репараций. Соответственно после обьединения Германии он претендовал на эти выплаты. По идее это должно было стать одним из условий при обьединении.Но Горби и иже с ним не посчитали нужным. Так что звание Немец года меченый заслужил поправу
  9. parusnik 13 ноября 2015 08:06
    Отлично..просто отлично, спасибо! Ждем продолжения...
    1. Карабанов 13 ноября 2015 10:33
      Поддерживаю! Тема классная и здорово написанная и по моему еще на ВО не освещавшаяся... Продолжение очень любопытно.
      1. Комментарий был удален.
      2. ranger 13 ноября 2015 14:32
        Цитата: Карабанов
        Тема классная и здорово написанная и по моему еще на ВО не освещавшаяся...


        Не менее интересна тема - получение СССР кораблей итальянского ВМФ и всякие закулисные истории, связанные с этим.
        Наиболее известен итальянский линкор "Джулио Чезаре"
        включенный в состав советского ВМФ под названием "Новороссийcк" - тот самый, что взорвался в 1955 г. в севастопольской бухте...
  10. ivanovbg 13 ноября 2015 10:06
    Очень интересная тема, я читаю об этом в первый раз.
  11. Kars 13 ноября 2015 10:27
    Надо было договариваться получить свою треть торговыми кораблями.Выгоднее было бы.
    1. saturn.mmm 13 ноября 2015 15:57
      Цитата: Kars
      .Выгоднее было бы.

      Доброго здоровья. Долго не было на сайте, неужели забирали в армию?
      1. Kars 13 ноября 2015 16:19
        hi
        да нет--просто так сложилось.
        1. saturn.mmm 14 ноября 2015 00:17
          Цитата: Kars
          да нет--просто так сложилось.

          Все более менее у Вас нормально и слава богу.
      2. Serg65 13 ноября 2015 21:00
        Зарисовались в комментариях, щеки понадували и ... ничего по сути и не выдали. laughing Возвращаю Михаил! hi
        1. saturn.mmm 14 ноября 2015 00:08
          Цитата: Serg65
          Зарисовались в комментариях, щеки понадували и ... ничего по сути и не выдали. Возвращаю Михаил!

          Я не мог не поприветствовать Карса на сайте, он так тактично терпел мое невежество в танках, интересный неординарный человек.

          Статья хорошая, ее можно было увеличить раза в три, года полтора назад я приводил данные кто из союзников сколько урвал из немецких технологий, у американцев появлялись целые новые отрасли промышленности, да и в СССР тоже.
          1. Serg65 14 ноября 2015 05:13
            Цитата: saturn.mmm
            Я не мог не поприветствовать Карса на сайте

            smile А я и не против!!!
  12. marinier 13 ноября 2015 11:53
    Здраствуйте Увазаемые!
    С4итау статиу полезной,у нас ети факты тайна за 7 пе4атиами
  13. cth;fyn 13 ноября 2015 12:31
    Довольно мерзостная история, воевали как львы, делили как шакалы. Сорь если задел чьи то чувства, но я так вижу.
  14. antiexpert 13 ноября 2015 12:42
    А кто может дать вообще общее численное соотношение флотов стран-участниц боевых действий во второй мировой?
    Интересно особенно соотношение численности флота Великобритании и Третьего рейха.
  15. AlexA 13 ноября 2015 12:47
    Еще раз респект Технарю. Откуда он такие точные и интересные сведения достает?
  16. _КМ_ 13 ноября 2015 12:58
    Они не только флот делили как шакалы.
    1. Serg65 13 ноября 2015 13:39
      Цитата: _КМ_
      Они не только флот делили как шакалы.

      Ага, ещё и прощение у немцев не попросили за то, что их победили. Шакалы были те, кто напал и грабил всё, начиная от куриных яиц заканчивая иконными обкладами!
  17. 89067359490 13 ноября 2015 14:41
    Когда делили итальянский флот споров было еще больше.
  18. NIKNN 13 ноября 2015 23:28
    Статья интересная, обсуждение не менее интересные. Спасибо автору и не менее большое спасибо участникам обсуждения drinks Много узнал про сохранившийся флот.
  19. Одинокий Волк 14 ноября 2015 07:11
    Всем привет, и за фото кораблей спасибо ребята.Враг был грозный, жестокий ,безжалостный и прагматичный и идейный .
    Из 1188 подводных лодок 778 были уничтожены за время войны, 224 затопили сами экипажи во время капитуляции.
    но опаснее всего... умный .. умелый с золотыми руками, и инициативный ...подтверждение этому созданные им корабли...
  20. xomaNN 16 ноября 2015 11:59
    Интересные подробности тяжёлого "торга" с союзниками. И результат то был, не зря наши упирались и боролись за каждую трофейную "единицу" drinks

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня