Military Review

Torpedoes ET-46 and ET-56

3
In 1941, the Soviet fleet The first domestic electric torpedo ET-80 was adopted. it weapon produced serially, but could not win the respect of submariners. During the Great Patriotic War, only a few dozen such torpedoes were used. The main reason for this was the relatively low speed and low reliability, which several times led to an explosion of torpedoes, including on board the submarine carrier. Nevertheless, thanks to the ET-80 project, in practice, it was possible to test and prove the viability of torpedoes with electrical power plants, which made it possible to continue work in a promising direction. Already after the end of the war a new electric torpedo ET-46 was developed.


The torpedo ET-80 could reach speeds up to 29 knots and cover the distance to 4000 meters. Such weapon characteristics allowed submarines to attack enemy ships, but to some extent made it difficult to prepare for firing. For this reason, submariners preferred to use steam-gas torpedoes and literally shied away from taking on weapons with electric motors. However, the electric power plant had some advantages over the combined-cycle gas, namely, greater secrecy of work. During operation, the electric motor produced less noise and did not throw the gas-vapor mixture overboard, forming a trace on the surface of the water.

Thus, the further development of electric torpedoes was considered expedient and promising. As a result, after adopting the ET-80, work on the subject of torpedoes with electric motors did not stop. The following results of these works appeared after the end of World War II.

ET-46

The disadvantage of the ET-80 torpedo was the insufficient battery capacity, due to which the speed and range of this product left much to be desired. To improve performance, it was necessary to create a new battery, characterized by an increased capacity and capable of ensuring a longer operation of the electric motor. In addition, there was a need to develop an engine of increased power, which could accelerate the torpedo to high speeds. Otherwise, the existing design suited both the customer and the industry, which made it possible to create a new torpedo by upgrading the existing product.

The project of modernization of the existing torpedo ET-80 was developed in 1946 by engineers of the Engineer's Special Design Bureau (Leningrad). The works were supervised by the designer P.V. Matveyev. The project received the factory designation "Product 579". Later the name ET-46 appeared - “Electric torpedo arr. 1946

Torpedoes ET-46 and ET-56
Torpedo ET-46 in section. Figure Militaryrussia.ru


To speed up work on the creation of new weapons, it was decided to use the borrowing method of other people's developments. In connection with the end of the war, Soviet specialists gained access to various samples of German weapons and equipment, as well as to the documentation on these products. Among other products, the German electric torpedo G7e became the trophy of the Red Army. This product was supposed to "share" with the new Soviet torpedo some technologies and technical solutions. Trophy torpedoes have undergone a thorough study, the results of which the Soviet experts have developed several new devices for advanced weapons.

The proposal to use new internal units made it possible to maintain the existing torpedo body without making any changes to its design. It also remained old (adjusted for the size and configuration of the new nodes) and the layout of the internal hull volumes. A cylindrical body with a hemispherical head fairing and a cone-shaped stern was retained. On the aft of the hull stabilizers were fixed with rudders of depth and direction, with the help of connecting rods with steering gears. At the head of the torpedo there was a fighting compartment, behind which a large battery was installed. The control equipment and the electric motor were located in the tail section. The torpedo had a caliber of 533 mm and a total length of 7,45 m. The total weight of the structure was 1810 kg.

For the destruction of target ships, it was proposed to use an explosive charge weighing 450 kg. Compartment for explosives located in the head of the case. A nest was provided for the installation of a contact fuse, which provides for undermining the charge in a collision with a target. The composition and volume of the fighting compartment were determined in accordance with the main task - the attack and the destruction of surface ships or enemy ships.

The entire central part of the case was occupied by a lead-acid short-charge reusable rechargeable battery of type B-6-IV. In its composition there were 74 separate battery, mounted on a common metal frame. The design of the latter ensured the placement of all elements of the battery along the central part of the body and the correct balancing of a rather heavy unit. As the anodes in the composition of the batteries used plates of spongy lead. The functions of the cathode were solid cemented lead dioxide. The free volume of the battery was filled with electrolyte, which was used as an aqueous solution of hydrochloric acid. The new battery design, despite a noticeable reduction in the number of individual batteries, has improved the characteristics of the torpedo in comparison with the base product.

Directly behind the battery, it was proposed to install a bi-axial DC electric motor of the PM5-3М type, which was a further development of the PM5-2 product (ET-80 torpedo engine). As in the case of the previous model's electric torpedo, the engine transmitted torque to two shafts, each of which had its own propeller screw. Birotivnaya engine design with movable rotor and stator greatly simplified the architecture of the power plant, because it allows you to do without additional gearboxes or differentials that distribute torque to the two screws. A similar engine has already been used in the ET-80 product and has shown itself well.

The terms of reference for the "Product 579" implied the construction of a so-called. straight torpedoes. The control system was to ensure the preservation of the course set at the shot. Thus, the finished torpedo received a relatively simple automatic control of the “classical” type based on a hydrostat and a gyroscopic control device. Before firing, the depth of the stroke from 1 to 14 m was entered into the apparatus, and the course was maintained automatically in accordance with the direction of the launch.


Torpedo ET-80 - the basis for the first post-war torpedoes. Photo Keu-ocr.narod.ru


Due to the use of ready-made units and the available developments, the process of creating a new torpedo was significantly accelerated. Prototypes of the 579 Product were assembled and tested before the end of 1946. Soon after, the new torpedo was adopted by the submarine forces of the navy under the official designation ET-46, after which its mass production was deployed.

During the tests, it was found that the updated power plant based on the new battery and engine allows the torpedo to reach speeds up to the 31 node. For comparison, the base ET-80 arr. 1942 r. Could accelerate to 29 nodes. At the same time, it was possible to increase the stroke range by one and a half times. New ET-46, using battery power, could overcome up to 6 km. Thus, in the absence of a serious increase in speed, it was possible to ensure a significant increase in the stroke range. As a result, the new torpedo, in comparison with the existing one, should have become a more effective weapon.

Soon after the official adoption of the torpedo ET-46 went into the series. Weapons of this type were produced by the Leningrad plant "Engine" and delivered to the fleet. There is no exact information on the number of torpedoes fired, but there is reason to believe that at least several hundred of such products were made, which were transferred to all the main navy associations.

ET-46 was the first domestic torpedo developed after the end of World War II. Due to the absence of conflicts with the participation of the Soviet Navy, similar torpedoes were actively used for training purposes, but were never used in combat. The operation of the torpedoes "Product 579" / ET-46 continued, according to various sources, until the end of the fifties. After that, the torpedoes of the 1946 model of the year were removed from service, discarded and disposed of in connection with the appearance of a new weapon with enhanced characteristics. In particular, the mass production of self-guided torpedoes and torpedoes with thermal power plants began. Straight torpedoes with relatively low speed and range no longer had prospects, because of which they were gradually removed from service.

ET-56

In the mid-fifties, an attempt was made to develop a new torpedo for submarines, which is a modernized version of the existing ET-46. The existing product was proposed to be equipped with an updated power plant, which made it possible to count on a slight increase in performance. In addition, to solve the tasks had to apply some other improvements.

The development of a new modification of the existing torpedo was carried out by specialists from the Scientific Research Institute-400 and the SKB of the Engine plant. The main designer of the project was D.N. Ostrovsky. The project received the factory designation "Product 837". Subsequently, the name ET-56 appeared, reflecting the type of torpedo and the year of adoption.

The hull of the new torpedo was borrowed from the existing product, but some minor changes were made to its design. The dimensions and contours of this unit remained the same. In this case, the layout of the internal units was adjusted. One of the most notable results of processing was a reduction in the length of the fighting compartment with a decrease in the weight of the explosive, with which the space for a larger battery was freed up. Due to such a change in the head of the case, the weight of the explosive was reduced by one and a half times - to 300 kg.

In the central part of the case, a new high-capacity BAM-3 type lead-acid battery was installed. In addition, the torpedo was equipped with a new electric motor with improved performance, developed on the basis of existing products of the “PM” family. A characteristic feature of the new power plant has become a large mass of units, which affected the overall performance of the torpedo. Because of this, even with a reduction in the weight of the warhead, the total mass of the torpedo increased to 2 t.

The torpedo control system as a whole remained the same. With the help of a gyroscopic device, she monitored the deviation of the product from the course set by the torpedo device and issued commands to the steering machines, thereby correcting the trajectory of movement. The depth of the course followed the hydrostat associated with the drives of the rudders. The permissible depth remains the same - it could be set in the range from 1 to 14 m.

The use of a new battery and a more powerful engine had an effect on the weight of the torpedo, however it allowed to increase the speed of travel. During the tests, experienced 837 Products developed speeds up to 36 nodes. The course range remains the same - up to 6 km. Thus, the new torpedo had a noticeable advantage over the base-type model and could be a more effective submarine weapon.

All major work on the new project, including testing, was completed in 1956 year. At the same time, a new torpedo was put into service and launched its mass production. By the year of adopting the "Product 837" received the official designation ET-56. Serial production, according to some, was deployed at the plant "Engine".


The loading of the German torpedo G7e submarine. Photo Torpedo-los.narod.ru


By the mid-fifties, the Soviet industry developed several new projects of torpedo weapons, which used not only modern power plants, but also the first domestic homing systems. In this connection, straight-forward torpedoes, capable only of maintaining the initially set course, were no longer of interest to the fleet. One consequence of this was the limited release of ET-56 products. For several years of the second half of the fifties, only about a hundred of such torpedoes were assembled and transferred to the fleet, after which their construction was curtailed in favor of the new weapon with enhanced characteristics.

Small volumes of output affected the operation of weapons by the fleet. In the second half of the fifties, Soviet submariners were developing new self-guided torpedoes, which led to a significant reduction in the attention paid to obsolete systems. As a result, the torpedoes of the ET-56 were not used very actively for training purposes, and a few years after they were put into service, they were actually abandoned. A complete rejection of such weapons occurred, according to reports, before the end of the first half of the sixties. By this time, new self-guided torpedoes were already in service with the submarine forces of the Soviet Navy, which significantly increased the submarine strike potential.

***

The electric traceless straight torpedo ET-46 was the first product of its class, created in our country after World War II. Ten years after its adoption, a modernized version of the ET-56 was developed, featuring a slightly higher performance. These products have become important milestones in stories domestic mine-torpedo weapons, but with a certain time ceased to organize the military. Despite the design that was progressive for its time, the ET-46 and ET-56 torpedoes had insufficient characteristics, which ultimately led to their complete abandonment.

One of the reasons for the refusal of the torpedoes ET-46 and ET-56 was the appearance of homing weapons, significantly increasing the effectiveness of the attack. The emergence and development of such weapons made straight torpedoes unnecessary. It is noteworthy that the first domestic electric torpedoes became the basis for such systems. So, in 1951, the self-guided torpedo SAET-50, developed on the basis of ET-46, was adopted. Thus, the first post-war torpedoes with electric motors could not fully gain a foothold in the fleet armaments nomenclature, but they contributed to the further development of submarine weapons.


On the materials of the sites:
http://submarine-at-war.ru/
http://keu-ocr.narod.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-489.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-490.html
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Amurets
    Amurets 18 March 2016 12: 32
    0
    I rummaged through a bunch of literature but never found anything about batteries with hydrochloric acid electrolyte. Where did the author get this data?
  2. dushmann
    dushmann 18 March 2016 16: 40
    +1
    http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st005.shtml
    The device of the battery and battery assembly is described in sufficient detail ... Indeed, the electrolyte is based on hydrochloric acid. And it was lead-acid that was used everywhere, and only in 1964 did they put lead-zinc on the SET-53M torpedo instead of T-7 batteries (further development of the B-battery 6). Yours faithfully
    1. Amurets
      Amurets 19 March 2016 00: 39
      0
      Quote: dushmann
      http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st005.shtml
      The device of the battery and battery assembly is described in sufficient detail ... Indeed, the electrolyte is based on hydrochloric acid. And it was lead-acid that was used everywhere, and only in 1964 did they put lead-zinc on the SET-53M torpedo instead of T-7 batteries (further development of the B-battery 6). Yours faithfully

      This is the only mention that I found. The book is in my paper version. Neither Korshunov, nor Shirokorad, nor in the special literature on batteries did I find what advantages electrolyte gave on hydrochloric acid.
  3. mine
    mine 19 March 2016 16: 43
    -1
    Tukhlyatina militaryrussia.ru in the form of a "Source" is 5!

    If the afftor had taken an interest in normal sources, he would have known that the ET-56 is our first DEEP-WATER torpedo (and, accordingly, there could be no question of any "ET-46 hull")

    Well, according to ET-46 - at the end of 60x the remaining torpedoes in the USSR Navy were transferred to the DPRK
  4. mine
    mine 19 March 2016 16: 47
    -1
    > in 1951, the SAET-50 homing torpedo, developed on the basis of the ET-46, was adopted.

    NONSENSE
    CAET-50 is almost a copy of German TV (at our production base)

Торпеды ЭТ-46 и ЭТ-56

В 1941 году на вооружение советского флота была принята первая отечественная электрическая торпеда ЭТ-80. Это оружие производилось серийно, но не смогло завоевать уважение подводников. За время Великой Отечественной войны было использовано лишь несколько десятков таких торпед. Главной причиной этого были сравнительно малая скорость хода и низкая надежность, несколько раз приводившая к взрыву торпед, в том числе и на борту подлодки-носителя. Тем не менее, благодаря проекту ЭТ-80 на практике удалось проверить и доказать жизнеспособность торпед с электрическими силовыми установками, что позволило продолжить работу по перспективному направлению. Уже после окончания войны была разработана новая электрическая торпеда ЭТ-46.

Торпеда ЭТ-80 могла развивать скорость до 29 узлов и преодолевать расстояние до 4000 м. Такие характеристики оружия позволяли подводным лодкам атаковать суда противника, но в некоторой мере затрудняли процесс подготовки к стрельбе. По этой причине подводники предпочитали использовать парогазовые торпеды и буквально уклонялись от приема на борт оружия с электродвигателями. Однако электрическая силовая установка имела некоторые преимущества перед парогазовой, а именно большую скрытность работы. Электрический двигатель во время работы производил меньший шум, а также не выбрасывал за борт парогазовую смесь, образующую след на поверхности воды.

Таким образом, дальнейшее развитие электрических торпед сочли целесообразным и перспективным. Как следствие, после принятия на вооружение ЭТ-80 работы по тематике торпед с электродвигателями не прекращались. Следующие результаты этих работ появилось уже после окончания Великой Отечественной войны.


ЭТ-46

Недостатком торпеды ЭТ-80 считалась недостаточная емкость аккумуляторных батарей, из-за которой скорость и дальность хода этого изделия оставляли желать лучшего. Для повышения характеристик требовалось создать новую батарею, отличающуюся увеличенной емкостью и способную обеспечить более длительную работу электродвигателя. Кроме того, присутствовала необходимость разработки двигателя увеличенной мощности, который мог бы разогнать торпеду до больших скоростей. В остальном существующая конструкция устраивала и заказчика, и промышленность, что позволило создать новую торпеду путем модернизации имеющегося изделия.

Проект модернизации существующей торпеды ЭТ-80 был разработан в 1946 году инженерами Специального конструкторского бюро завода «Двигатель» (г. Ленинград). Работами руководил конструктор П.В. Матвеев. Проект получил заводское обозначение «Изделие 579». В дальнейшем появилось название ЭТ-46 – «Электрическая торпеда обр. 1946 г.»

Торпеды ЭТ-46 и ЭТ-56
Торпеда ЭТ-46 в разрезе. Рисунок Militaryrussia.ru


Для ускорения работ по созданию нового оружия было решено использовать метод заимствования чужих наработок. В связи с окончанием войны советские специалисты получили доступ к различным образцам немецкого оружия и техники, а также к документации по этим изделиям. Среди прочей продукции, трофеем Красной армии стала немецкая электрическая торпеда G7e. Это изделие должно было «поделиться» с новой советской торпедой некоторыми технологиями и техническими решениями. Трофейные торпеды подверглись тщательному изучению, по результатам которых советские специалисты разработали несколько новых устройств для перспективного оружия.

Предложение об использовании новых внутренних агрегатов позволило сохранить существующий корпус торпеды без внесения каких-либо изменений в его конструкцию. Так же осталась старой (с поправкой на размеры и конфигурацию новых узлов) и компоновка внутренних объемов корпуса. Был сохранен цилиндрический корпус с полусферическим головным обтекателем и конусообразной кормой. На кормовой части корпуса закреплялись стабилизаторы с рулями глубины и направления, при помощи тяг соединявшихся с рулевыми машинками. В головной части торпеды располагалось боевое отделение, за которым установили крупную аккумуляторную батарею. В хвостовом отсеке расположили аппаратуру управления и электродвигатель. Торпеда имела калибр 533 мм и общую длину 7,45 м. Общий вес конструкции составлял 1810 кг.

Для уничтожения судов-целей предлагалось применять заряд взрывчатого вещества весом 450 кг. Отсек для взрывчатки располагался в головной части корпуса. Предусматривалось гнездо для установки контактного взрывателя, обеспечивающего подрыв заряда при столкновении с целью. Состав и объем боевого отделения были определены в соответствии с основной задачей – атакой и уничтожением надводных кораблей или судов противника.

Вся центральная часть корпуса была занята свинцово-кислотной короткозарядной многоразовой аккумуляторной батареей типа В-6-IV. В ее составе имелось 74 отдельных аккумулятора, закрепленных на общем металлическом каркасе. Конструкция последнего обеспечивала размещение всех элементов батареи вдоль центральной части корпуса и правильную балансировку достаточно тяжелого агрегата. В качестве анодов в составе аккумуляторов применялись пластины из губчатого свинца. Функции катода исполнял твердоцементированный диоксид свинца. Свободный объем аккумулятора заполнялся электролитом, в качестве которого использовался водный раствор соляной кислоты. Новая конструкция батареи, несмотря на заметное сокращение количества отдельных аккумуляторов, позволила повысить характеристики торпеды в сравнении с базовым изделием.

Непосредственно за батареей предлагалось устанавливать биротативный электрический двигатель постоянного тока типа ПМ5-3М, являвшийся дальнейшим развитием изделия ПМ5-2 (двигатель торпеды ЭТ-80). Как и в случае с электрической торпедой предыдущей модели, двигатель передавал крутящий момент на два вала, на каждом из которых был закреплен свой гребной винт. Биротативная конструкция двигателя с подвижными ротором и статором значительно упрощала архитектуру силовой установки, поскольку позволяла обойтись без дополнительных редукторов или дифференциалов, распределяющих крутящий момент на два винта. Подобный двигатель уже использовался в изделии ЭТ-80 и хорошо показал себя.

Техническое задание на «Изделие 579» подразумевало строительство т.н. прямоидущей торпеды. Система управления должна была обеспечивать сохранение курса, заданного при выстреле. Таким образом, готовая торпеда получила сравнительно простую автоматику управления «классического» типа на основе гидростата и гироскопического прибора управления. Перед стрельбой в аппаратуру вводилась глубина хода от 1 до 14 м, а курс выдерживался автоматически в соответствии с направлением пуска.

Торпеды ЭТ-46 и ЭТ-56
Торпеда ЭТ-80 - база для первых послевоенных торпед. Фото Keu-ocr.narod.ru


За счет использования готовых агрегатов и имеющихся наработок удалось значительно ускорить процесс создания новой торпеды. Опытные образцы «Изделия 579» были собраны и испытаны до конца 1946 года. Вскоре после этого новую торпеду приняли на вооружение подводных сил военно-морского флота под официальным обозначением ЭТ-46, после чего было развернуто ее серийное производство.

Во время испытаний было установлено, что обновленная силовая установка на основе новых батареи и двигателя позволяет торпеде развивать скорость до 31 узла. Для сравнения, базовая ЭТ-80 обр. 1942 г. могла разгоняться до 29 узлов. Одновременно с этим удалось в полтора раза повысить дальность хода. Новая ЭТ-46, используя заряд батареи, могла преодолеть до 6 км. Таким образом, при отсутствии серьезного роста скорости удалось обеспечить значительное повышение дальности хода. Как следствие, новая торпеда, в сравнении с существующей, должна была стать более эффективным оружием.

Вскоре после официального принятия на вооружение торпеда ЭТ-46 пошла в серию. Оружие этого типа производилось ленинградским заводом «Двигатель» и поставлялось флоту. Точные сведения о количестве выпущенных торпед отсутствуют, но есть основания предполагать, что было изготовлено не менее нескольких сотен подобных изделий, которые были переданы всем основным объединениям военно-морского флота.

ЭТ-46 стала первой отечественной торпедой, разработанной после окончания Великой Отечественной войны. Ввиду отсутствия конфликтов с участием ВМФ СССР подобные торпеды активно применялись в учебных целях, но ни разу не использовались в бою. Эксплуатация торпед «Изделие 579» / ЭТ-46 продолжалась, по разным данным, до конца пятидесятых годов. После этого торпеды образца 1946 года были сняты с вооружения, списаны и утилизированы в связи с появлением более нового оружия с повышенными характеристиками. В частности, началось массовое производство самонаводящихся торпед и торпед с тепловыми силовыми установками. Прямоидущие торпеды со сравнительно малыми скоростью и дальностью хода более не имели перспектив, из-за чего постепенно снимались с вооружения.

ЭТ-56

В середине пятидесятых годов была предпринята попытка разработать для подводных лодок новую торпеду, являющуюся модернизированным вариантом имеющейся ЭТ-46. Существующее изделие предложили оснастить обновленной силовой установкой, что позволяло рассчитывать на некоторое повышение характеристик. Кроме того, для решения поставленных задач пришлось применить некоторые другие доработки.

Разработка новой модификации существующей торпеды велась специалистами НИИ-400 и СКБ завода «Двигатель». Главным конструктором проекта стал Д.Н. Островский. Проект получил заводское обозначение «Изделие 837». В дальнейшем появилось название ЭТ-56, отражавшее тип торпеды и год принятия на вооружение.

Корпус новой торпеды был заимствован у существующего изделия, однако в его конструкцию были внесены некоторые незначительные изменения. Размеры и обводы этого агрегата остались прежними. При этом была скорректирована компоновка внутренних агрегатов. Одним из самых заметных результатов переработки стало сокращение длины боевого отделения с уменьшением веса взрывчатого вещества, при помощи которого было высвобождено место для более крупной аккумуляторной батареи. Из-за подобного изменения головной части корпуса вес взрывчатого вещества сократился в полтора раза – до 300 кг.

В центральной части корпуса установили новую свинцово-кислотную батарею типа БАМ-3 повышенной емкости. Кроме того, торпеду оснастили новым электродвигателем с улучшенными характеристиками, разработанным на базе имеющихся изделий семейства «ПМ». Характерной особенностью новой силовой установки стала большая масса агрегатов, сказавшаяся на общих показателях торпеды. Из-за этого даже при сокращении веса боезаряда общая масса торпеды выросла до 2 т.

Система управления торпедой в целом осталась прежней. При помощи гироскопического прибора она отслеживала отклонение изделия от заданного торпедным аппаратом курса и выдавала команды на рулевые машинки, тем самым корректируя траекторию движения. За глубиной хода следил гидростат, связанный с приводами рулей. Допустимая глубина осталась прежней – ее можно было установить в пределах от 1 до 14 м.

Применение новой аккумуляторной батареи и более мощного двигателя сказалось на весе торпеды, однако позволило увеличить скорость хода. Во время испытаний опытные «Изделия 837» развивали скорость до 36 узлов. Дальность хода осталась прежней – до 6 км. Таким образом, новая торпеда имела заметное преимущество перед образцом базового типа и могла быть более эффективным оружием подлодок.

Все основные работы по новому проекту, в том числе испытания, были завершены в 1956 году. Тогда же новую торпеду приняли на вооружение и развернули ее серийное производство. По году принятия на вооружение «Изделие 837» получило официальное обозначение ЭТ-56. Серийное производство, по некоторым данным, было развернуто на заводе «Двигатель».

Торпеды ЭТ-46 и ЭТ-56
Погрузка немецкой торпеды G7e на подлодку. Фото Torpedo-los.narod.ru


К середине пятидесятых годов советская промышленность разработала несколько новых проектов торпедного вооружения, в которых использовались не только современные силовые установки, но и первые отечественные системы самонаведения. В связи с этим прямоидущие торпеды, способные лишь сохранять изначально заданный курс, более не представляли интереса для флота. Одним из следствий этого стал ограниченный выпуск изделий ЭТ-56. За несколько лет второй половины пятидесятых годов было собрано и передано флоту лишь около сотни подобных торпед, после чего их строительство было свернуто в пользу нового оружия с повышенными характеристиками.

Малые объемы выпуска сказались на эксплуатации оружия флотом. Во второй половине пятидесятых годов советские подводники занимались освоением новых самонаводящихся торпед, что привело к значительному снижению внимания, уделяемого устаревшим системам. Как следствие, торпеды ЭТ-56 не слишком активно применялись в учебных целях, а через несколько лет после принятия на вооружение от них фактически отказались. Полный отказ от такого оружия произошел, по имеющимся данным, до конца первой половины шестидесятых годов. К этому времени на вооружении подводных сил ВМФ Советского Союза уже состояли новые самонаводящиеся торпеды, значительно повышавшие ударный потенциал субмарин.

***

Электрическая бесследная прямоидущая торпеда ЭТ-46 стала первым изделием своего класса, созданным в нашей стране после Великой Отечественной войны. Через десять лет после ее принятия на вооружение была разработана модернизированная версия ЭТ-56, отличавшаяся немного более высокими характеристиками. Эти изделия стали важными вехами в истории отечественного минно-торпедного вооружения, однако с определенного времени перестали устраивать военных. Несмотря на прогрессивную для своего времени конструкцию, торпеды ЭТ-46 и ЭТ-56 имели недостаточные характеристики, что в итоге привело к полному отказу от них.

Одной из причин отказа от торпед ЭТ-46 и ЭТ-56 стало появление самонаводящегося оружия, значительно повышающего эффективность атаки. Появление и освоение такого оружия сделало прямоидущие торпеды ненужными. Примечательно, что основой для таких систем стали именно первые отечественные электрические торпеды. Так, в 1951 году на вооружение была принята самонаводящаяся торпеда САЭТ-50, разработанная на базе ЭТ-46. Таким образом, первые послевоенные торпеды с электродвигателями не смогли полноценно закрепиться в номенклатуре вооружений флота, но поспособствовали дальнейшему развитию оружия подводных лодок.


По материалам сайтов:
http://submarine-at-war.ru/
http://keu-ocr.narod.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-489.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-490.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. амурец 18 марта 2016 12:32
    Перерыл кучу литературы но нигде не нашёл про аккумуляторы с электролитом из соляной кислоты.Откуда автор взял эти данные?
  2. dushmann 18 марта 2016 16:40
    http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st005.shtml
    Достаточно подробно описано устройство аккумулятора и сборки батареи...Действительно электролит на основе соляной кислоты.И везде применялись именно свинцово-кислотные, и только в 1964 на торпеду СЭТ-53М поставили свинцово-цинковые вместо батарей Т-7 (дальнейшее развитие батареи В-6). С уважением
    1. амурец 19 марта 2016 00:39
      Цитата: dushmann
      http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st005.shtml
      Достаточно подробно описано устройство аккумулятора и сборки батареи...Действительно электролит на основе соляной кислоты.И везде применялись именно свинцово-кислотные, и только в 1964 на торпеду СЭТ-53М поставили свинцово-цинковые вместо батарей Т-7 (дальнейшее развитие батареи В-6). С уважением

      Это единственное упоминание которое я нашёл.Книга у меня в бумажном варианте.Ни у Коршунова,ни у Широкорада,ни в специальной литературе по аккумуляторам я не нашёл какие преимущества давал электролит на соляной кислоте.
  3. mina 19 марта 2016 16:43
    Тухлятина militaryrussia.ru в виде "Ысточника" это 5!

    Если бы афффтор хоть чуть поинтересовался нормальными источниками то знал бы что ЭТ-56 - это первая наша ГЛУБОКОВОДНАЯ торпеда (и соотвественно ни о каком "корпусе ЭТ-46" не могло быть речи)

    ну и по ЭТ-46 - в конце 60х оставшиеся в ВМФ СССР торпеды были переданы КНДР
  4. mina 19 марта 2016 16:47
    >в 1951 году на вооружение была принята самонаводящаяся торпеда САЭТ-50, разработанная на базе ЭТ-46.

    ЧУШЬ
    САЭТ-50 практически копия немецкой T-V (на нашей производственной базе)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня