Памяти Е.Д. Чернова

Чернову Евгению Дмитриевичу, настоящему командиру и настоящему человеку, посвящается!

Памяти Е.Д. Чернова


Герой Советского Союза вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич скончался в Санкт-Петербурге 29 января 2016 года, на 86-м году жизни. Человек-легенда, настоящий пример беззаветного служения своей Родине, своему долгу. Пример чести и совести для людей нашего и будущего поколений.


Чернов Е.Д. родился 12 марта 1930 г. в Ленинграде. Пережил блокаду. В 1946 г. поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, где преподавателями были боевые офицеры, прошедшие войну. Здесь курсанты, помимо общеобразовательных дисциплин. познавали азы военно-морского дела.

После окончания училища в 1949 г. Евгений Чернов был переведён в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1953 году.

Служба офицера началась в Краснознамённом Северном флоте в г. Полярном в должности командира торпедной группы дизель-электрической подводной лодки С-80 проекта 613. На этой подлодке Евгений Дмитриевич прошёл служебный путь в звании лейтенанта, старшего лейтенанта, капитан-лейтенанта. Был командиром минно-торпедной и артиллерийской боевой части. Занимал должности старшего помощника подводной лодки, допущенного к самостоятельному управлению ПЛ проекта 613.

Памяти Е.Д. Чернова


[/center]С-80

В 1959 г. был направлен на учёбу в Высшие специальные офицерские курсы ВМФ по классу командира ПЛ. По окончании учёбы был назначен старшим помощником командира С-231 и в том же году — старшим помощником строившейся атомной ракетной подводной лодки К-16 проекта 658 (командир Ф.А.Митрофанов). Совершил на ней один дальний поход. С этого момента жизнь Евгения Дмитриевича Чернова навсегда будет связана с атомным подводным флотом.

В 1961 г. старший помощник командира капитан 3-го ранга Е.Д.Чернов получил допуск для самостоятельного управления АПЛ проекта 658 непосредственно в море.

[center]Памяти Е.Д. Чернова


[/center]АПЛ проект 658

В июле 1962 года К-16 принимает участие в учениях «Метеор-2» на Северной Атлантике. При возвращении на базу в районе датского пролива и южной части Гренландского моря лодка 680 миль шла подо льдом.

В декабре 1962 г. Е.Д.Чернов назначается командиром К-38 (проект 671), головной АПЛ второго поколения, существовавшего на тот момент только на чертежах. Для подготовки экипажа в Обнинском учебном центре была разработана специальная программа, рассчитанная на восемь месяцев. Е.Д.Чернов лично организовал качественное освоение экипажем новой техники, разработал и внёс ряд ценных предложений по использованию новых видов вооружения и механизмов АПЛ. По завершении теоретической подготовки экипаж убыл в Ленинград, где на стапеле Адмиралтейского завода достраивался новый атомоход.

[center]Памяти Е.Д. Чернова
Памяти Е.Д. Чернова


[/center]АПЛ К-38

В 1963 г. Е.Д.Чернову присвоено звание капитана 2-го ранга.

При испытаниях в Белом море К-38 установила сразу три рекорда: полной подводной скорости, глубины погружения и глубины использования оружия.

В 1966 году Чернов Е.Д. провёл только что построенный атомоход К-38 по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда на Север. Атомоход прибыл в Западную Лицу и вступил в состав 3-й дивизии, под командованием Героя Советского Союза контр-адмирала Игнатова Н.К.

В 1967 году Евгений Дмитриевич Чернов заочно окончил Военно-морскую академию, а осенью 1968 г. К-38 вышла в Норвежское море на боевую службу. Е.Д.Чернов первый раз повёл лодку в «автономку» самостоятельно, и с этой задачей успешно справился.

Экипаж под руководством Чернова Е.Д. прошёл длительную выучку, которая дала отличные результаты. В 1968-1971 гг. он трижды завоёвывал призы главкома ВМФ по торпедной стрельбе. В 1970 г. К-38 принимала участие в широкомасштабных учениях «Океан» в Атлантическом океане. Во время учений К-38 четырежды форсировала подо льдом Датский пролив. По итогам учений экипаж АПЛ К-38 объявлен лучшим в 3-й дивизии и вновь завоёвывает приз главкома ВМФ в состязаниях по торпедным атакам. Командир награждается орденом Ленина.

В 1971 году Е.Д.Чернов получает назначение на должность начальника штаба 3-й дивизии 1-й Краснознаменной флотилии АПЛ Северного флота, а в 1973 году капитан 1-го ранга Чернов назначается командиром 3-й дивизии, полностью перевооружённой лодками проекта 671.

В 1972, 1973, 1975, 1976 годах 3-я дивизия под руководством Е.Д.Чернова занимает первые места не только на флотилии, но и на Краснознамённом Северном флоте. Её комдив постоянно находится в море со своими подчинёнными, передаёт свой опыт и навыки молодым командирам АПЛ. Принимает участие в наиболее ответственных дальних походах, исполняя обязанности старшего на борту с правами и ответственностью командира дивизии.

В 1975 году Е.Д.Чернов получает звание контр-адмирал. В 1976 году награждается орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» 3-й степени и назначается первым заместителем командующего 1-й Краснознамённой флотилией АПЛ Краснознамённого Северного флота.

В 70-е годы Евгений Дмитриевич трижды возглавлял переходы АПЛ проектов 670 и 671 из Западной Лицы на Камчатку подо льдами Арктики.

В 1974 году под его руководством в должности командира 3-й дивизии командир АПЛ капитан 1-го ранга В.Я.Барановский перевёл К-454 подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. За образцовое выполнение задания, высокую выучку и профессиональное мастерство АПЛ К-454 была награждена вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Валентин Яковлевич Барановский, с которым Евгений Дмитриевич прошёл подо льдом 1876 миль, впоследствии стал заместителем командира флотилии.

В апреле 1977 года впервые в истории флота однореакторная АПЛ К-429 (проект 670) совершила переход на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1978 года за успешное освоение новой военно-морской техники, выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу командиру корабля Козлову В.Т. и старшему на переходе контр-адмиралу Чернову Е.Д. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

[center]Памяти Е.Д. Чернова

Памяти Е.Д. Чернова


[/center]АПЛ К-429

В 1979 году контр-адмирал Чернов Е.Д. в качестве старшего на борту осуществляет третий переход подо льдом на Камчатку АПЛ К-320 с командиром — капитаном 1-го ранга В.Т.Аникиным. По маршруту лодка неоднократно всплывала с проломом льда.

В феврале 1980 года Е.Д.Чернов назначается командующим 1-й флотилии подводных лодок и членом Военного совета Краснознамённого Северного флота.

В этом же году командующий 1-й Краснознамённой флотилии идёт на боевую службу старшим на борту АПЛ К-524 (проект 671 РТ) с капитаном 1-го ранга С.И. Русаковым к Северному полюсу. Весь период боевой службы лодка провела под паковыми льдами. 24.03.1980 было осуществлено всплытие на Северном полюсе с приледнением и проламыванием льда. За 60 суток плавания было совершено 64 приледнения. В этом походе были проведены государственные испытания навигационного комплекса «Медведица РТМ» и ГАК «Скат».

[center]Памяти Е.Д. Чернова


[/center]К-524

[center]Памяти Е.Д. Чернова


[/center]К-524 на Северном полюсе 24.03.1980 г.

В этом же году Е.Д.Чернову присваивается звание вице-адмирал.

1982 год. Командующей флотилией вновь идёт в арктический поход подо льдами старшим на борту АПЛ К-524 (командир — капитан 1-го ранга Протопопов В.В.) для проверки возможности всплытия в искусственных полыньях, пробитых взрывами боевых торпед САЭТ-60М.

В 1983 году вице-адмирал Чернов Е.Д. идёт в море старшим на борту головной АПЛ К-239 «Карп» (проект 945). Евгений Дмитриевич, в качестве председателя госкомиссии провёл испытания Барракуды (название проекта) в Норвежском море с погружением и плаванием АПЛ на предельной глубине 600 метров. Командир подлодки капитан 2-го ранга М.Ю. Кузнецов (впоследствии командир 7-й дивизии атомных подводных лодок, контр-адмирал). В этом походе штатным помощником командира был сын Евгения Дмитриевича капитан 3-го ранга Дмитрий Евгеньевич Чернов.

[center]Памяти Е.Д. Чернова


[/center]АПЛ К-239 «Карп» в Норвежском море

В том же году в качестве старшего на борту и председателя межведомственной комиссии вице-адмирал Е.Д. Чернов вышел в Арктику на головном тяжелом подводном крейсере стратегического назначения «ТК-208» проекта 941, впоследствии получившем название «Дмитрий Донской», с командиром капитаном 1 ранга Ольховиковым А.В.

Самый большой подводный корабль в мире в этом походе выполнил задачи высокоширотного похода, 10 суток находился подо льдом. Были проведены натурные испытания возможности использования баллистических ракет из-под льда Северного Ледовитого океана.

[center]Памяти Е.Д. Чернова


[/center]ТК-208 "Дмитрий Донской"

В 1984 году Е.Д. Чернов заочно окончил Военно-морскую академию и Высшие академические курсы Академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

4 августа 1985 года. Пусть этот знаменательный день навсегда останется в вашей памяти. В этот день в Норвежском море опытная АПЛ К-278 (проект 685 «Плавник») проходила глубоководные испытания. Старший на борту — командующей 1-й флотилией подводных лодок, вице-адмирал Чернов Е.Д., командир АПЛ капитан 1-го ранга Зеленский Ю.А.

На борту атомарины в этот день находилась также техническая комиссия — главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., зам. главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П.

АПЛ погрузилась на глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, на заключительном этапе глубоководных испытаний был совершён рывок на провал ещё на 27 метров. Итог — 1027 метров! Невероятное достижение нашего флота, которое так никто и не смог победить!

При испытании «аварийного» всплытия на 800 метрах была успешно произведена прострелка торпедных аппаратов болванками.

[center]Памяти Е.Д. Чернова

Памяти Е.Д. Чернова

[center]
АПЛ К-278

Памяти Е.Д. Чернова[/center]

В том же году Е.Д.Чернов, находясь в качестве председателя комиссии и старшего на борту тяжёлого ракетного крейсера «ТК-12» проекта 941 (командир — капитан 1-го ранга А.С.Близнюк), проводит натурные испытания возможности использования баллистических ракет в СЛО из-подо льда.

В 1986 году за заслуги перед Родиной Е.Д.Чернов награждается орденом Октябрьской Революции. В том же 1986 году Евгений Дмитриевич назначен на должность заместителя начальника по научной и учебной работе в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение скрытности действий АПЛ силами экипажа», до 1990 года был заместителем начальника академии.

После трагической гибели в Норвежском море атомной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» 7 апреля 1989 года Е.Д. Чернов руководил исследованием причин и обстоятельств ее гибели, возглавив комиссию, состоявшую из компетентных специалистов-подводников Военно-морской академии, которая пришла к выводам не соответствующим официальной версии главкомата ВМФ. В документе с опорой на выводы комиссии были выработаны предложения по внесению изменений в «Корабельный устав» и «Руководство по борьбе за живучесть». Комиссия провела детальный анализ действий личного состава АПЛ «Комсомолец» при борьбе за живучесть подводной лодки, вскрыв изначальные многочисленные нарушения регламента при организации на боевую службу корабля и 604-го (второго экипажа) со стороны ответственных лиц.

Е.Д. Чернов выступал в средствах массовой информации с критикой официальной позиции и оценки причин и обстоятельств гибели «Комсомольца». По фактическим выводам комиссии Военно-морской академии в 1991 году Главной военной прокуратурой было возобновлено предварительное следствие, закончившееся в 1998 году и пришедшее к аналогичным выводам. Но дело было задвинуто в «пыльный угол» вследствие воздействия на прокуратуру заинтересованных лиц, которые, стремясь уйти от уголовной ответственности, придумывали в процессе следствия всё новые и новые бредовые идеи и предпосылки катастрофы. Правда так и не была официально донесена до личного состава ВМФ.

Как человек чести Евгений Дмитриевич не мог оставить эти негативные явления на флоте без внимания. Имел мужество вступить в противостояние с главкомом ВМФ В.Н.Чернавиным и его многочисленными помощниками в отстаивании своей точки зрения по данному вопросу, вследствие чего попал в опалу и в 1990 году был уволен в запас ВМФ.

С этого момента Евгений Дмитриевич Чернов посвятил себя очень важному делу борьбы за истинное положение дел на флоте в плане безаварийности при организации несения боевой службы подводных лодок и их экипажей.

Отстаивал до конца честное имя офицеров, попавших под «раздачу» от нечестивых самодуров-начальников.

В 1992 году организовал и возглавил на общественных началах «Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ “К-278” “Комсомолец”». Общество было создано для оказания помощи нуждающимся в ней родителям и вдовам погибших в море в период «холодной войны» и в послевоенный период подводников ВМФ, а также самим подводникам, получившим ущерб здоровью при авариях и катастрофах.

В 2002 году была издана книга Е.Д. Чернова «Тайны подводных катастроф» (Издательский дом «Нева»). Эта нелицеприятная для «заинтересованных лиц» книга, повествовала о трёх катастрофах атомных подводных лодок
«К-429» в 1983 году: той самой, которую Е.Д.Чернов переводил под льдами Арктики на Тихоокеанский флот, «К-219» в 1986 году и «К-278» в 1989 году. Эта книга — одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, ознакомить флот и общество с неизжитыми и по сей день предпосылками и причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок.

Всю свою жизнь Евгений Дмитриевич Чернов посвятил беззаветному служению своей Родине, был примером доблести, чести и мужества для офицерского корпуса ВМФ. Был и останется в нашем сердце настоящим патриотом и настоящим Человеком с большой буквы!

Вечная память тебе, Евгений Дмитриевич!

Уходят от нас настоящие люди, отдавшие честно свой долг на посту.
Отцы-командиры, без лишних эмоций стоящие в вечном военном строю!
Он с нами ходил и не раз, в автономку — в глубины морские, под арктическим льдом.
Делил с экипажем походов невзгоды, делил с ним победы,
Он был наше всё!
Да, время жестоко. Редеют шеренги,
Но память забвенью не дано умертвить.
И морякам других поколений он будет звездой заполярной светить!
Автор: Impulsiver


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. s.melioxin 26 марта 2016 05:44
    Вечная память тебе, Евгений Дмитриевич!
    Героями не рождаются, ими становятся. Помянем.
  2. Связист 26 марта 2016 07:10
    Мир праху его.
    Но он моряк???? Военный???? Поскорбим.
  3. МУХА 26 марта 2016 07:13
    Сдал он наш Флот амерам...И все же соболезную!
  4. parusnik 26 марта 2016 07:37
    Настоящий командир и настоящий человек!Вечная память. Спасибо автору!
    1. МУХА 26 марта 2016 07:39
      Цитата: parusnik
      Настоящий командир и настоящий человек!Вечная память. Спасибо автору!

      Вы его лично знали надеюсь..?
      1. Serg65 26 марта 2016 09:18
        Цитата: МУХА
        Вы его лично знали надеюсь..?

        А вы его лично знали что бы заявлять вот это?
        Цитата: МУХА
        Сдал он наш Флот амерам
  5. котэ119 26 марта 2016 09:29
    Прошёл путь о котором можно только мечтать офицеру-подводнику. Вечная память.
  6. Impulsiver 26 марта 2016 11:43
    Цитата: МУХА
    Сдал он наш Флот амерам...И все же соболезную!

    Напоминаю для особо одарённых, что последним этапом службы Е.Д.Чернова проходила на должности командующего 1-й флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота(1980—1986). В 1986—1990 годах — заместитель начальника Военно-морской академии имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко по учебной и научной работе. В 1990 году вышел в отставку. В 1990—1997 годах работал ведущим научным сотрудником проблемной научной лаборатории Кораблестроительного института.
    Так обоснуйте своё заявление - когда и при каких обстоятельствах происходило подобное!
    1. KakoVedi 26 марта 2016 15:05
      Одаренные не обосновывают! Они только по кричалкам спецы... Сдал, слил, продал...
  7. KakoVedi 26 марта 2016 15:08
    Два фото Комсомольца сверху - это зеркальное отражение друг дружки?! Или так задумано?
  8. Impulsiver 27 марта 2016 12:16
    Нет,это съёмка с двух разных ракурсов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня