Американские летчики из… Пензы!

44
«Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы идем на последнем крыле.
Бак пробит, хвост горит
И машина летит
На честном слове и на одном крыле.
(«Бомбардировщики», Леонид Утесов)


«Договоры должны соблюдаться!»


Война войной, а политика – политикой! При этом и про экономику забывать тоже не нужно. Поэтому очень часто бывает так, что вчерашние союзники становятся сегодняшними врагами (враги пообещали больше, вот союзники и купились!), и наоборот. Так было, например, с Италией в Первую мировую войну и с Японией… во Вторую. Казалось бы, что, будучи союзницей фашистской Германии, она должна была бы все силы положить на войну с Советской Россией, но… даже победа над последней не дала бы ей нефти! А нефть – кровь войны! А тем временем американское нефтяное эмбарго задушило бы японскую экономику. Вот японцы и начали войну с Англией и США. А с СССР у Японии был подписан Пакт о ненападении, и он худо-бедно соблюдался. Вот только породило это определенный казус. По нему все американские экипажи подбитых над Японией самолетов, оказавшихся после этого в СССР, должны были интернироваться! Причем, таких экипажей американских ВВС и ВМС США, интернированных в СССР за годы войны, набралось довольно много. Их самолеты получали повреждения, у них заканчивалось горючее, и они летели к своим союзникам, то есть в СССР.

Тогда-то и выяснялось, что, будучи союзниками США по антигитлеровской коалиции, мы с Японией не воевали. А по существовавшим тогда нормам международного права, поскольку войны между нами не было, американцев, попавших к нам во время боевых действий против японской стороны, до конца войны надо было содержать в лагере «для перемещенных лиц»! Смешно, конечно, но «договоры должны соблюдаться». Ну, а первым экипажем, кому довелось испытать на себе все прелести политических «де факто» и «де юре» стали, как это ни удивительно, пилоты эскадрильи знаменитого подполковника Джимми Дулиттла, 18 апреля 1942 года совершившей дерзкий налет на столицу Японии.

«Империя наносит ответный удар!»

А было так, что штаб ВМС США был крайне озабочен необходимостью ответить ударом по Японии после Перл-Харбора. Это должен был быть отличный PR, для которого, однако, не было ни сил, ни возможностей. Решение нашел Джимми Дулиттл: бомбить Японию при помощи двухмоторных бомбардировщиков наземного базирования Б-25 «Митчелл», которые должны были взлететь с двух авианосцев. Было подготовлено два варианта налета. Первый – оптимальный, предусматривал удар с расстояния 500 миль. Сразу после этого авианосцы должны были отходить, а отбомбившиеся самолеты нагнать их и сесть.

Американские летчики из… Пензы!

Авианосец «Хорнет» с самолетами В-25 на палубе.

Второй вариант был резервным. На тот случай, если операция пойдет «не так», самолетам следовало лететь в Китай, добраться до территории, занятой войсками генерала Чан Кайши, и сесть на аэродром в провинции Хучжоу, в 200 милях к юго-западу от Шанхая.


А это 12,7-мм пулеметные ленты, подготовленные к укладке в самолеты на палубе «Хорнета».

«Не так» началось уже 18 апреля 1942 года, когда американские корабли были на расстоянии 750 миль от берега Японии, воздушная разведка с авианосца «Энтерпрайз» обнаружила патрульное судно «Нитто Мару». Корабль был тут же потоплен, но было уже поздно. Японцы уже успели отправить сигнал в штаб, поэтому ответ на вторжение самолетами или кораблями мог последовать в любую минуту! Тем не менее, отцы-командиры, отвечавшие за операцию, решили пойти на риск, и Дулиттл отдал приказ поднимать «Митчеллы» в воздух. Шестнадцать бомбардировщиков взяли курс на Японию, а авианосное соединение срочно повернуло на восток. Восьмым по счету в 8.35 взлетел самолет капитана Эдварда Йорка. Американцам удалось на малых высотах подойти к японскому побережью и сбросить бомбы на Токио, Канадзаву, Йокогаму, Йокосуку, Кобе, Осаку и Нагою. Ни один самолет над Японией сбит не был, то есть рейд увенчался полным успехом. Пощечина получилась классная, о чем тут же заявил президент Франклин Рузвельт, выступивший по этому поводу по национальному радио. Он же тогда сказал и о том, что самолеты взлетели из Шангри-Ла – страны, рожденной фантазией английского писателя Джеймса Хилтона, расположившего ее в Гималайских горах. О том, что случилось с экипажами этих самолетов тогда, естественно, ничего сказано не было: живы они или мертвы – все это скрывалось «военной тайной». Между тем ни один из 16 самолетов из-за нехватки топлива до нужного им аэродрома долететь не смог. Часть попадала в море, а их пилоты спаслись на парашютах. Восемь оказались в плену у японцев, причем троих из них они обезглавили, а еще один летчик умер в лагере. Но 64 пилотам все же удалось добраться до китайских партизан и не скоро, но все-таки вернуться в США. Среди вернувшихся был и подполковник Джим Дулиттл, сразу превратившийся в национального героя.

А вот капитан Эдвард Йорк – командир экипажа №8, оказался «самым умным». Сбросив бомбы, и, подсчитав расход горючего, он понял, что до Китая ему не долететь и направился на северо-запад в Россию... Членами экипажа Йорка были: второй пилот - 1-й лейтенант Роберт Дж. Эмменс, штурман - 2-й лейтенант Нолан А. Херндон, бортинженер – штабной сержант Теодор X. Лэбэн и стрелок-радист – капрал Дэвид В. Пол.


Экипаж №8, участвовавший в «рейде Дулиттла». Номер самолета – 40-2242. Цель – Токио. 95-я бомбардировочная эскадрилья. В первом ряду, слева направо: командир экипажа – первый пилот, капитан Эдвард Йорк; второй пилот, 1-ый лейтенант Робер Эмменс. Во втором ряду, слева направо: штурман-бомбардир, лейтенант Нолан Херндон; бортинженер, штаб-сержант Теодор Лебен; стрелок-радист – капрал Дэвид Пол.

Приказы должны выполняться!

Через девять часов полета американцы пересекли береговую черту и начали искать место для посадки. Архивные документы и, в частности, докладная записка начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала В. Богденко начальнику ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенанту С. Жаворонкову, отмечают, что Б-25 был замечен постом воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) №7516 19-го отдельного полка ПВО Тихоокеанского флота у мыса Сысоева. Но находившиеся на посту проявили беспечность и… приняли американский бомбардировщик за наш Як-4, о пролете которого их просто не оповестили. Поэтому тревога и не объявлялась, а американский самолет как летел, так и летел. Тут его опять заметили, вновь опознали как Як-4 и «куда надо» не сообщили. Затем все-таки сообщение поступило, но зенитчики 140-й батареи, хотя американский самолет две минуты летел в зоне их обстрела, не обратили внимания на приказ своего оперативного дежурного и продолжили заниматься своими делами (потом всех должностных лиц за халатность накажут).


В-25 в воздухе.

А Йорк продолжал лететь курсом на север, стараясь поскорее сеть. Тут-то на него и вышли два И-15, занимавшихся тренировкой групповой слетанности. Заметив неизвестный самолет, они тут же пошли на перехват, но огня не открывали. А американцы поняли это так, что их встречают и тут же приземлились на аэродром Унаши, оставив позади 9 часов исключительно трудного полета. Объясняться севшим летчикам и хозяевам было трудно – никто из них не знал английского, а их гости не говорили на русском. Но Йорк показал по карте, что они прилетели с Аляски. Ну, а дальше союзников начали кормить и поить, приехало начальство вместе с переводчиком, а тем временем сообщение о севшем американском самолете поступило в Москву. Оттуда пришло срочное указание – доставить пилотов в Хабаровск, в штаб Дальневосточного фронта. Уже на борту самолета им сообщили о том, что… они интернированы! Удивленным американцам было трудно взять в толк, почему это советское командование не позволяет им вылететь в Китай, ведь самолет же их исправен.


«Боевая раскраска» В-25.

Вынужденное турне по Советской России

А дальше начались их самые настоящие «скитания» по России или, лучше сказать, «вынужденное турне». Сначала их из-под Хабаровска перевезли в город Куйбышев (Самару). Но там находилась японская дипломатическая миссия и от греха подальше их перевезли в соседнюю… Пензу. И не просто в Пензу, а поселок под Пензой Ахуны, где они и стали жить-поживать под присмотром советских офицеров. Обслуживали их также переводчик и целых семь женщин, которые убирали дом и готовили им еду. В общем-то, жили они очень неплохо.

Сегодня Ахуны - это признанная пензенцами зона отдыха. Там расположено несколько санаториев, стоит прекрасный сосновый лес, через поселок протекает пусть и небольшая, но речка, одним словом, хотя здесь живут очень многие (есть школа, техникум, библиотека и сельскохозяйственная академия!), сюда приезжают главным образом отдыхать. Добраться до города, однако, не так-то легко, поскольку ведет туда одна дорога, а лес вокруг заболочен.


Американские летчики экипажа №14 в китайской деревне.

Ну, а в то время это была просто большая деревня, откуда до города было – ой-ей сколько. Так что и ты сам оттуда не убежишь (куда бежать-то?), и тебя никто там не найдет! Пензенский историк Павел Арзамасцев пытался выяснить где, в каком именно доме там жили американцы, но ему этого так и не удалось. Но вот то, что они там жили – несомненно, и странно, конечно, гуляя по тамошним лесным тропинкам, среди заборов пионерских лагерей, старых лачуг и новомодных коттеджей, знать, что когда-то вот здесь слышалась английская речь, и могли ходить американские летчики, бомбившие Японию!

Но что-то нашему начальству в Ахунах не понравилось и американцев отправили в город Оханск под Пермь. Там они прожили семь месяцев и туда к ним приезжали и американские дипломаты, и письма с родины им туда доставляли, словом, «жизнь наладилась». Штурман Боб Роберс чуть было вообще не женился там на их русской хозяйке. Вот только там было очень уж холодно, и пилоты попросились туда, где потеплее.

7 января 1943 года они написали письмо сразу на двух языках – начальнику Генерального штаба Красной Армии генерал-полковнику Александру Василевскому, с расчетом на то, что о нем доложат и Сталину. Одновременно жена Йорка обратилась к президенту США и попросила помочь «вернуть мужа». И… работа началась!

На юг, на юг!

И когда американцы совсем уж было собрались бежать, им сообщили о переводе в Ташкент, а там по личному указанию Сталина начали готовить операцию по подготовке «побега» летчиков из СССР. Причем все надо было сделать так, чтобы американцы были бы сами уверены в том, что это они задумали этот побег и бежали сами, что русские им не помогали!

С этой цель неподалеку от Ашхабада оборудовали даже ложную пограничную полосу, имитировавшую советско-иранскую границу. Чтобы все было как «взаправду», поскольку на самом деле никакой «границы» там не было. Затем к ним подослали контрабандиста, который за деньги предложил перевести их к границе и даже рассказал, как найти британское консульство в Мешхеде. Ну, а затем ночью их посадили в грузовик и со всеми предосторожностями отвезли к границе, где они, озираясь и крадучись, пролезли под колючей проволокой и… оказались в Иране! Но это было еще советская зона оккупации, поэтому британцы также везли их тайно, объезжая советские КПП! На пакистанской границе их встретил… деревянный забор (!), который они проломили и вот уж тогда стали свободны по-настоящему!

В этот же день 20 мая их посадили на американский самолет и отправили в Карачи. А далее в обстановке абсолютной секретности пилотов Б-25 повезли через Ближний Восток, Северную Африку и Южную Атлантику в Майами во Флориду. Здесь им дали отдохнуть, после чего 24 мая направили в Вашингтон, где лично представили президенту США. Так закончилась 14-месячная одиссея американских пилотов, бомбивших Японию, однако волей случая оказавшихся в СССР!
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    29 марта 2016 06:31
    С этой цель неподалеку от Ашхабада оборудовали даже ложную пограничную полосу, имитировавшую советско-иранскую границу. Чтобы все было как «взаправду», поскольку на самом деле никакой «границы» там не было. /////////
    НКВД жжёт!!!! laughing
    Экипаж наверно подумал как они круто чекистов сделали.
    И как наверно разочаровались узнав всё.
    Хотя, главное дома и все довольны , все смеются,
    всё формально соблюдено. fellow
    1. 0
      17 декабря 2016 09:52
      Да граница и так недалеко там от Ашхабада!...
  2. +9
    29 марта 2016 06:42
    Спасибо за статью. Ещё одна страничка истории войны. Никогда (собственно специально и не изучал) не знал о гостеприимном приёме американских лётчиков на Дальнем Востоке и дипломатической казуистике между СССР и Японией.
    Пакт о ненападении, и он худо-бедно соблюдался. Вот только породило это определенный казус. По нему все американские экипажи подбитых над Японией самолетов, оказавшихся после этого в СССР, должны были интернироваться! Причем, таких экипажей американских ВВС и ВМС США, интернированных в СССР за годы войны, набралось довольно много. Их самолеты получали повреждения, у них заканчивалось горючее, и они летели к своим союзникам, то есть в СССР.

    Хотелось что бы автор развил данную тему, если это возможно конечно. Так например интересно было бы узнать о других "интернированных" американцах, а так же об отношении Японии к полтавскому аэродрому в 1944 году. Есть ли где нибудь опубликованные впечатления об вынужденном путешествии по СССР?
  3. +1
    29 марта 2016 07:00
    Да, "это какой то.. позор". На сайте через одного кричим, мол плохо америка нам помогла в войну, а сами что сделали для оказания им помощи в войне с Японией?
    1. +3
      29 марта 2016 09:18
      Цитата: veteran66
      Да, "это какой то.. позор". На сайте через одного кричим, мол плохо америка нам помогла в войну, а сами что сделали для оказания им помощи в войне с Японией?

      Да мы им войну минимум на один год сократили в 45.Ты еще покайся "простите нас амереканы"
      1. -2
        29 марта 2016 21:11
        каяться я ни перед кем не собираюсь, но "амереканы", как ты их называешь, нам тоже помогли войну сократить. И ещё, а ты на каком фронте воевал? Мы пахали... б...дь
    2. 0
      29 марта 2016 09:29
      Цитата: veteran66
      Да, "это какой то.. позор". На сайте через одного кричим, мол плохо америка нам помогла в войну, а сами что сделали для оказания им помощи в войне с Японией?

      Как что сделали?После победоносного завершения войны с фашистской Германией СССР,верный взятым на себя перед союзниками по антигитлеровской коалиции обязательства,разорвал мирный договор с милитаристской Японией и объявил ей войну.Договоры надо соблюдать,что СССР и делал всю войну,не смотря на провокации Японии и обязательства тоже соблюдать надо(их приняли на себя на Ялтинской конференции в 1945 году),так что всё было сделано правильно.А Вам,ветеран,историей надо интересоваться,тогда не будете про "позор" говорить.
      1. +1
        29 марта 2016 21:19
        Так я что то не понял, надо договоры соблюдать или нет? Судя по Вашим размышлениям до 45 года мы с США и Великобританией союзниками не были, а потом стали? И до каких пор надо соблюдать договоры с союзниками наших врагов? Я так думаю, что как только началась война. Например Германия, Италия и другие страны Оси практически сразу объявили войну США, как только они вступила в войну с Японией. А историей Вам нужно поинтересоваться и не только из агиток ЦК КПСС.
    3. +7
      29 марта 2016 10:41
      Цитата: veteran66
      Да, "это какой то.. позор". На сайте через одного кричим, мол плохо америка нам помогла в войну, а сами что сделали для оказания им помощи в войне с Японией?

      Хе-хе-хе... Вы ещё вспомните, что японские компании в войну добывали нефть на советском Северном Сахалине. По концессионному договору 1925 года японцы получили право организовать концессии на добычу нефти и угля на Сахалине сроком на 45 лет. И до 1944 года договор в точности соблюдался, при этом Сахалин обеспечивал Империи половину собственной нефтедобычи. smile

      Что же до помощи Союзникам... она выражалась в том, что наши силы на ДВ сковывали соединения Квантунской армии, которые японцы с удовольствием задействовали бы в том же Китае. Самое интересное то, что японцы занимались тем же самым, сковывая наши части на ДВ, которые бы пригодились нам на фронте. Кстати, именно так они и отвечали на все требования рейха начать войну - "мы и так отвлекаем на себя четверть русской армии".
      С четвертью они, конечно, загнули. Но, тем не менее, наша группировка на ДВ была довольно значительной:
      На 01 июля 1942 года на Дальнем Востоке у РККА было: 29 сд, 3 кд, 2 тд, 10 авиационных дивизий, 20 сбр, 20 тбр, 4 авиабригады и 15 УР. В общей сложности - 49,5 расчётных дивизий, 1 440 012 чел. л/с, 11759 орудий и миномётов, 2589 танков и САУ, 3178 самолётов.
      1. +1
        29 марта 2016 21:18
        ПолСахалина был японским. После 1905 года.
        Поэтому японцы добывали там что то. А не потому что их туда наши пустили.
        Граница там была прозрачная. Японские торговцы ходили в русские сёла продавали разную мелочь.
        1. 0
          30 марта 2016 10:21
          Цитата: Cap.Morgan
          ПолСахалина был японским. После 1905 года.
          Поэтому японцы добывали там что то. А не потому что их туда наши пустили.

          Скажите, Вы внимательно читали моё сообщение?
          Цитата: Alexey RA
          японские компании в войну добывали нефть на советском Северном Сахалине

          Японцы в войну добывали нефть именно на советской территории. По подписанному в 1925 году концессионному договору. А ещё добывали уголь и ловили рыбу.
      2. -1
        29 марта 2016 21:28
        Цитата: Alexey RA
        По концессионному договору 1925 года японцы получили право организовать концессии на добычу нефти и угля на Сахалине сроком на 45 лет. И до 1944 года договор в точности соблюдался,

        и Вы считаете это было правильно? В то время как японские подлодки топили суда США и даже СССР с зерном, сорвав поставку нам миллионов тон хлеба, (а у нас в это время люди умирали от голода), в то время как убивали и захватывали в плен наших пограничников и красноармейцев. Ну да, хе-хе-хе..
        Цитата: Alexey RA
        что наши силы на ДВ сковывали соединения Квантунской армии, которые японцы с удовольствием задействовали бы в том же Китае.

        Спешу Вас уведомить, что ничего мы не сковывали, скорее, наоборот. А Квантунская армия и располагалась в Китае и использовалась там же, поэтому никакой помощи от СССР китайским партизанам в ходе этой войны практически не оказывалось. Квантунская армия была для япсов тем же, чем Атлантический вал для немцев - источником живой силы. К 45-му году от хвалёной 1,5 млн армии осталось лишь жалкое подобие, состоявшее из резервистов 2-й очереди и местных аборигенов с техникой начала 30-х годов.
        1. 0
          30 марта 2016 10:51
          Цитата: veteran66
          и Вы считаете это было правильно?

          Я просто считаю, что ура-патриотам, осуждающим Союзников, не мешало бы сначала вытащить брёвна из собственных глаз. И это я ещё про период 01.09.1939-22.06.1941 г. ничего не писал...
          Цитата: veteran66
          Спешу Вас уведомить, что ничего мы не сковывали, скорее, наоборот. А Квантунская армия и располагалась в Китае и использовалась там же, поэтому никакой помощи от СССР китайским партизанам в ходе этой войны практически не оказывалось.

          Не надо путать экспедиционную армию в Китае и Квантунскую армию. Активные боевые действия в Китае вела экспедиционная армия. Квантунская армия активно участвовала в боях где-то до 1938 года, после чего изредка выделяла подкрепления экспедиционным силам (которые по завершению операций отбирались обратно).

          Как Вы думаете - пригодились бы японцам стоящие фактически без дела дивизии Квантунцев в 1941-1942? Особенно с учётом того, что на всю кампанию против Союзников им удалось наскрести первоначально только 11 дивизий?
          Цитата: veteran66
          Квантунская армия была для япсов тем же, чем Атлантический вал для немцев - источником живой силы. К 45-му году от хвалёной 1,5 млн армии осталось лишь жалкое подобие, состоявшее из резервистов 2-й очереди и местных аборигенов с техникой начала 30-х годов.

          Растаскивать КвА начали с 1944. Тем не менее, к началу Маньчжурской операции примерно треть её сил всё ещё оставалась прежней.
          1. 0
            30 марта 2016 20:41
            Цитата: Alexey RA
            Я просто считаю, что ура-патриотам, осуждающим Союзников, не мешало бы сначала вытащить брёвна из собственных глаз.

            Вы будете смеяться, но я тоже так считаю
            Цитата: Alexey RA
            Особенно с учётом того, что на всю кампанию против Союзников им удалось наскрести первоначально только 11 дивизий

            да им тогда больше больше корабли были нужны и авиация
  4. +3
    29 марта 2016 07:26
    Подполковник Джеймс Дулиттл, прикрепляет к 225-кг бомбе японские медали для «возврата японцам с процентами» за атаку на Перл-Харбор.
  5. 0
    29 марта 2016 07:29
    Групповое фото пилотов отобранных для бомбардировочного рейда на Японию на палубе авианосца «Хорнет» (USS Hornet (CV-8). Слева подполковник Джеймс Дулиттл, командующий историческим «рейдом Дулиттла» разговаривает с капитаном авианосца Марком Митшером (Marc A. Mitsher).
    1. +2
      29 марта 2016 10:28
      Плохая примета перед вылетом фоткаться ! winked
  6. +1
    29 марта 2016 07:51
    приняли американский бомбардировщик за наш Як-4....Изначально имел наименование ББ-22, позже был переименован в Як-4. Выпускался 1939 — 1940 в Ленинграде.Было выпущено 90 штук...Снят с вооружения в 1942..
  7. +1
    29 марта 2016 09:46
    Интересная,познавательная статья.Раньше что-то читал об этом,но здесь более подробно,+ автору. Кстати вот статья об американской базе ВВС в Полтаве в 143-44 году:http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4147/
  8. +4
    29 марта 2016 10:16
    Комедию снимать можно
    1. +4
      29 марта 2016 12:35
      Да и комедия была бы просто замечательная: "Невероятные приключения американцев в России"!!!
  9. +3
    29 марта 2016 10:38
    Статье плюс! Есть только одна блоха- "На пакистанской границе их встретил.." Тогда Пакистана ещё не существовало. Была Британская Индия.
    1. +2
      29 марта 2016 12:36
      Да это я как-то упустил, что стало так после 1948 года...
      1. 0
        29 марта 2016 21:54
        Цитата: kalibr
        Есть только одна блоха

        не одна, посадку на авианосец по возвращению никто не планировал, сесть должны были на китайской территории. И песня
        «Мы летим, ковыляя во мгле,
        Мы идем на последнем крыле.
        Бак пробит, хвост горит
        И машина летит
        На честном слове и на одном крыле.." это песня английских лётчиков, переведённая на русский язык.
  10. -2
    29 марта 2016 10:51
    Цитата: veteran66
    Да, "это какой то.. позор". На сайте через одного кричим, мол плохо америка нам помогла в войну, а сами что сделали для оказания им помощи в войне с Японией?

    Странно Вы размышляете... они сперва сделали все, чтобы столкнуть нас с Японией и Германией, а потом долго размышляли как открыть "второй фронт"... при этом на их территорию упало бомб и снарядов за всю войну столько же сколько на нашу за полдня войны... нажились на нашей крови вдосталь!
    1. 0
      29 марта 2016 21:33
      Цитата: exSUman
      они сперва сделали все, чтобы столкнуть нас с Японией и Германией,

      извините, но это бред. Сталкивали нас с Германией англичане (это нормальная политика, мы тоже жаждали, что война будет на западе, даже договор с нацистами подписали), а с япошками американцы сами столкнулись, несмотря на все их просьбы и ультиматумы не помогать Китаю и не обрезать поставки нефти. Учите матчасть.
  11. +1
    29 марта 2016 12:27
    Странная, по своей неэффективности и даже кажущейся бессмысленности, воздушная операция. Она показывает, какую важную роль играет PR во внутренней и внешней политике США, а теперь и Украины.
    1. +1
      29 марта 2016 12:34
      Градус патриотизма повысился в разы! Вот Вам и эффективность!
      1. +2
        29 марта 2016 17:18
        США выиграли войну не благодаря вспышкам патриотизма, а благодаря своей экономике, объём которой составлял 40-50% мирового ВВП, и инвестициям. А необходимый объём инвестиций был получен сразу после Пёрл-Харбора, по которому послушные японцы нанесли удар.
    2. +4
      29 марта 2016 13:11
      Цитата: iouris
      Странная, по своей неэффективности и даже кажущейся бессмысленности, воздушная операция. Она показывает, какую важную роль играет PR во внутренней и внешней политике США, а теперь и Украины.

      Кхм... не стоит кидаться камнями, сидя в стеклянном доме.
      Потому как PR-налёты в ту войну делали даже мы: 7-8 августа и 10-11 августа 1941 года.

      Кстати, удар Дулитла при всей мизерности задействованных сил обернулся неожиданной удачей: B-25B 40-2247 (командир экипажа - Lt. Edgar McElroy) умудрился прямым попаданием бомбы повредить стоявшую в доке плавбазу Taigei, которую в то время как раз переоборудовали в АВ Ryuho. good
      1. 0
        29 марта 2016 17:22
        Это ничего не объясняет, если учитывать нанесённый японцам ущерб с затратами и боевыми потерями.
        Посадка на свой аэродром вообще не предусматривалась.
        Что касается нас, то в августе 1941 года нанесение бомбового удара по Берлину действительно имело психологический и политический смысл. По всем прогнозам англичан и американцев (США) к этому моменту Гитлер уже должен был быть в Москве.
        1. +1
          29 марта 2016 17:50
          Цитата: iouris
          Это ничего не объясняет, если учитывать нанесённый японцам ущерб с затратами и боевыми потерями.
          Посадка на свой аэродром вообще не предусматривалась.

          Вы статью вообще читали? Планом операции были предусмотрены два варианта возвращения самолётов.
          Но увы, гладко было на бумаге... Американская разведка не вскрыла систему дальних дозоров на подходах к Метрополии. В результате, американская АУГ была обнаружена задолго до района планового взлёта. И пришлось поднимать В-25 в воздух без гарантии посадки.

          Кстати, насчёт потерь и невозможности возврата на свой аэродром... не хотите вспомнить удар по Берлину 10-11 августа, когда в налёт были отправлены технически сырые да ещё и перегруженные машины?
          Должны были взлететь 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. По факту:
          На взлёте Ер-2 Молодчего снёс шасси о дренаж на краю аэродрома.
          На ТБ-7 майора Егорова сразу после отрыва от земли отказали два правых дизеля М-40Ф, и самолёт потерпел катастрофу. После этого Жигарев П. Ф. остановил вылет остальных самолётов. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер-2.
          На самолёте лейтенанта В. Д. Видного над немецкой территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар, но самолёт продолжил полёт с потерей высоты. Не долетев до Берлина 370 км, экипаж сбросил бомбы и лёг на обратный курс. После отказа ещё одного М-40Ф самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме в Обухове.
          На ТБ-7 капитана А. Н. Тягунина уже на обратном пути отказал один из двигателей. Кроме того, над побережьем Балтики самолёт обстреляли свои зенитчики. При посадке машина разбилась.
          На ТБ-7 майора Угрюмова М. М. несколько раз на больших высотах отказывали двигатели. Экипаж отбомбился по Берлину, израсходовал всё топливо и выполнил вынужденную посадку в Торжке.

          Цитата: iouris
          Что касается нас, то в августе 1941 года нанесение бомбового удара по Берлину действительно имело психологический и политический смысл. По всем прогнозам англичан и американцев (США) к этому моменту Гитлер уже должен был быть в Москве.

          То есть, военный смысл операции был намного меньше политического и морального. Точно так же, как и в рейде Дулитла. smile
          1. 0
            29 марта 2016 19:58
            Статью читали. Она не единственная и истиной в последней инстанции не является. Взлет с авианосца перед операцией отрабатывался. Посадка даже близко не рассматривалась. Это чисто технически на этих ЛА и имеющихся ВПП авианосцев невозможно было исполнить. PR в чистом виде. А командир этого экипажа, по моему чисто субъективному мнению, выбрал наиболее верное решение. По любому им не хуже остальных участников налета было. Я не думаю, что попавшие к японцам (см. статью) или к китайцам лучше себя чувствовали.
            1. 0
              30 марта 2016 10:58
              Цитата: visitork67
              Это чисто технически на этих ЛА и имеющихся ВПП авианосцев невозможно было исполнить.

              Вы не поверите... но в 1944 янки сделали В-25, способный взлетать и садиться на АВ - с посадочным гаком от "медленного, но смертоносного". И даже выполнили два цикла "посадка-взлёт":
              B-25H-5-NA SN 43-4700 BuNo 35277 was modified for carrier landing and catapult launching trials at sea. The aircraft was structurally modified at the Kansas City modification center and the gear was installed at the Naval Air Material Center in Philadelphia. The tailhook was modified from a Douglas SBD. On November 15, 1944, Lieutenant Commander Bottomley made the first carrier landing in a B-25 bomber. The aircraft was inspected, taxied to the catapult position and launched. The B-25 again landed, was inspected, and launched again for the flight back to Norfolk.
    3. 0
      29 марта 2016 21:34
      Цитата: iouris
      Странная, по своей неэффективности и даже кажущейся бессмысленности, воздушная операция.

      Если так рассуждать, то как же Вы оцените наши налёты на Берлин и Кёнигсберг в 41-м году? Тоже безумие?
  12. +1
    29 марта 2016 12:46
    будучи союзниками США по антигитлеровской коалиции, мы с Японией не воевали. А по существовавшим тогда нормам международного права, поскольку войны между нами не было, американцев, попавших к нам во время боевых действий против японской стороны, до конца войны надо было содержать в лагере «для перемещенных лиц»!

    Странно: в 1944-45 американцы спокойно совершали челночные рейсы в СССР (Полтава) туда-обратно и никто их не интернироал. Задолго до войны с Японией.
    1. +2
      29 марта 2016 13:15
      Это другое. Эти "челноки" против Японии не воевали.
    2. +1
      29 марта 2016 13:16
      Цитата: Aleksander
      Странно: в 1944-45 американцы спокойно совершали челночные рейсы в СССР (Полтава) туда-обратно и никто их не интернироал. Задолго до войны с Японией.

      Потому что и СССР, и США воевали с рейхом.
      Здесь же на нашу территорию приземлился экипаж, отбомбившийся по формально нейтральной (по отношению к СССР) стране. В таких случаях лётчиков интернировали - см. ту же Швейцарию.
  13. 0
    29 марта 2016 13:02
    А вот капитан Эдвард Йорк – командир экипажа №8, оказался «самым умным». Сбросив бомбы, и, подсчитав расход горючего, он понял, что до Китая ему не долететь и направился на северо-запад в Россию...Автор Вячеслав Шпаковский

    Потом этот маршрут использовали экипажи Б-29 и СССР получил в своё распоряжение несколько исправных/почти исправных самолётов, на основе которых был разработан Ту-4.
  14. +1
    29 марта 2016 16:26
    Ну, уважаемый Вячеслав, вот выяснилось, что на самом деле Вы не очень и далеки от авиации ! не скромничайте, снова отличная статья ! wink

    Цитата: Кэптен45
    Договоры надо соблюдать,что СССР и делал всю войну,не смотря на провокации Японии и обязательства тоже соблюдать надо(

    Ну не надо про провокации - нейтралитет был выгоден обоим сторонам, и СССР, и Япония массово снимали войска для действий на фронте - мы в Европу, а японцы - везде от Китая до Новой Гвинеи. А про нефтедобычу уже отмечалось - работали всю войну почти японские концерны и ничего так, закрывали глаза.
    1. 0
      29 марта 2016 20:55
      История авиации и техника авиации это разные вещи. Скоро должен быть материал тоже по авиации, но по газете "Правда". Что там о ней писали в годы ВОВ.
  15. 0
    29 марта 2016 18:23
    Благодаря "перелетевшим" американским бомбардировщикам , нам удалось "создать" свой собственный дальний бомбардировщик . Так что в этом одни плюсы , а американских пилотов впоследствии , чтобы загладить "недоразумение", наградили медалями "За отвагу "-где-то читал ранее .
    1. +1
      29 марта 2016 21:28
      Цитата: polkovnik manuch
      Благодаря "перелетевшим" американским бомбардировщикам , нам удалось "создать" свой собственный дальний бомбардировщик . Так что в этом одни плюсы , а американских пилотов впоследствии , чтобы загладить "недоразумение", наградили медалями "За отвагу "-где-то читал ранее .

      Туполев обещал сделать самолёт лучше Б-29.
      Сталин сказал что лучше не надо и приказал скопировать американскую машину.
      Что и сделали , вплоть до ошибочно прокрученных отверстий. Эта работа вывела на новый виток наше приборостроение.
      Статья очень хорошая.
      1. +1
        29 марта 2016 21:57
        Цитата: Cap.Morgan

        Туполев обещал сделать самолёт лучше Б-29.Сталин сказал что лучше не надо и приказал скопировать американскую машину.
        Что и сделали , вплоть до ошибочно прокрученных отверстий.

        А ещё скопировали даже фотоаппарат,который забыли американские лётчики.