Крестоносное воинство севера Европы

42
Не мудрено,
Что Бога я забыл давно.
Грехи теперь я покаяньем смою.
Служить готов я Богу всей душою.

Фридрих фон Хаузен. Перевод В. Микушевич


Еще в эпоху бронзы Балтийское море не столько разделяло людей, живших по его берегам, сколько соединяло. Плавать по нему не представляло особых затруднений, поскольку оно невелико по размерам и вдобавок замкнуто. Во времена железного века, а затем и в раннее средневековье здесь, можно сказать, торговля просто процветала. Это означает, что обитатели побережья имели друг о друге куда больше сведений, чем о восточном побережье Средиземного моря и так называемых «Нижних Земель» в Палестине. Конечно, моряки, бороздившие воды Средиземного моря, знали больше других, однако для большинства крестоносцев, стремившихся на Святую землю, она представляла собой настоящую terra incognita.

Само естественно-географическое положение скандинавских государств было таково, что предопределило направление их экспансии с севера на юг. Дания стремилась распространить влияние на восточные земли, то есть побережье Северной Германии (где тогда обитали славяне), а также Польши, и на запад – недаром в Англии появилась область Денло (область «датского права»). Шведы в силу естественных причин смотрели на лакомый кусок в сторону соседней Финляндии, в то время как ее торговля была ориентирована на сильное Новгородское княжество. Таким образом, рыцарям этих стран, ну разве что кроме датчан, было достаточно сложно добираться до Палестины и по суши, и даже по морю, поскольку плыть туда потребовалось бы очень долго. Ведь если из Пизы корабли крестоносцев добирались до Палестины за 10 недель, то… можно себе представить, насколько бы затянулось такое плавание, если бы они отправлялись из Швеции или Норвегии. Кстати, и германские крестоносцы потому обычно и выбирали путь по суше, что кораблями с побережья Балтии добираться им в Палестину было бы достаточно сложно, и требовало бы огромного флота, которым они не располагали.


Главное богатство Балтии – «солнечный камень» – янтарь.

Но все равно им хотелось получить искупление грехов и тоже принять участие в экспедициях на Восток. И надо заметить, что идея «северного крестового похода» на Восток получила свое конкретное воплощение в делах уже в 1103 году. Тогда король Дании Эрик I отправился в паломничество в Палестину и, между прочим, оказался первым европейским государем, который посетил Святую Землю, пусть даже он и умер, возвращаясь назад. Спустя еще четыре года ярл Сигурд Йорсалафар, и один из правителей Норвегии, пройдя Гибралтарским проливом, прибыл в Палестину и привел с собой небольшой флот и северных рыцарей в помощь крестоносцам. Однако это можно считать, скорее, вооруженным паломничеством, поскольку экспедицию Сигурда по причине ее малой численности отдельным походом назвать нельзя. Однако в Прибалтике были и свои походы с религиозной подоплекой, которые точно также называли «крестовыми» и которые имели очень интересную историю и хронологию:

1103: Датский король Эрика совершает свое паломничество, но по дороге назад умирает.
1108: В Магдебургском епископстве (это север Германии) объявляют о крестовом походе на Восток.
1135: Датчане совершают нападение на остров Рюген, где в то время жили славяне.
1147: Начало первого «северного крестового похода» против славян-язычников, живших на берегах Балтики.
1168 – 1169: Датский король Вальдемар I подчиняет остров Рюген своей власти.
1171: Римским папой Александром III объявлен крестовый поход против балтийских языческих племен.
1185: Кнут IV, король Дании, покоряет славян в Померании.
1198: Римским папой Иннокентием III объявлен крестовый поход против ливов.
1202: Брат епископа Альберта фон Буксгевдена Дитрих Торейдский основал епархию с центром в городе Риге и учредил орден меченосцев или «Братство воинов Христа», целью деятельности которого было распространение христианства в Ливонии.
1204: «Братство воинов Христа» получает одобрение папы Иннокентия III.
1206: Военная экспедиция крестоносцев к острову Эзель, на котором жили финны и эсты.
1200-1209: Покорение ливов воинами епископа Альберта.
1210: Существование ордена папа Иннокентий III подтверждает своей буллой.
1217: Крестовый поход северных рыцарей против пруссов (Современный северо-восток Польши и Калининградская область) объявляет римский папа Гонорий III.
1219: Крестовый поход короля Дании Вальдемара II против эстов. По легенде, во время сражения с ними при Линданисе с неба упал датский флаг. Вальдемар основал город Ревель (Таллин) и начал покорять северную Эстонию.
1224: Войска ордена взяли город Юрьев (Дерпт). Князь Вячко, руководивший его обороной, погиб. Новгород помощи не прислал из-за конфликта с князем Всеволодом Юрьевичем.
1226: Создание Тевтонского ордена императором Фридрихом II. В его «зону ответственности» должна была войти вся Восточная Пруссия и Литва.
1230: Тевтонский орден получает благословение папы Григория IX на войну с язычниками-пруссами.
1231 – 1240: Покорение западных пруссов Тевтонским орденом.
1233: «Северный крестовый поход» (1233 – 1236).
1234: В сражении на реке Омовже под городом Юрьевом (теперь река Эмайыги и город Тарту) новгородский князь Ярослав Всеволодович наносит поражение войску меченосцев (причем часть рыцарей провалилась под лед реки Эмайыги и утонула). После этого два года орден на Литву не нападал. Зато литовцы несколько раз ходили в походы в земли ордена и его епископов или принимали в них участие совместно с ливами, земгалами и русскими князьями.
1236: Очередной крестовый поход против Литвы объявляется папой Григорием IX. 22 сентября в битве при Сауле (ныне город Шяуляй) меченосцы вновь потерпят серьезное поражение. Погиб магистр ордена Волгуин фон Намбург. Фактически Орден меченосцев перестал существовать.
1237: В Витербо папа Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца проводят обряд присоединения ордена Меченосцев к Тевтонскому ордену. Новое образование получает название Ливонского ландмайстерства Тевтонского ордена. Фактически так и появился на свет Ливонский орден, потому что земли, на которых находилась его территория, в то время назывались Ливонией.
1240: Первый крестовый поход, который был направлен против Новгорода Великого. Крестоносцы разбиты князем Александром в устье реки Невы.
1242: «Ледовое побоище».
1249: Ярл Биргер покоряет центральные районы Финляндии.
1254 – 1256: Происходит покорение самогитов (восточная часть Калининградской области).
1260: Битва при Дурбе (у современного поселка Дурбе в западной Латвии) – войска Тевтонского ордена терпят поражение от литовцев и куршей.
1268: Орден участвует в Раковорской битве с новгородцами.
1269: Орден наносит ответный удар и 10 дней осаждает Псков, но отступают, узнав о подходе войска новгородцев.
1270: Битва литовцев и новгородцев с ливонскими крестоносцами, поддерживаемых датчанами при Карусе на льду Балтийского моря. Крестоносцы терпят поражение.
1290: Ливонские рыцари покоряют Семигаллию (прибрежную Литву).
1291: После падения крепости Акры в Палестине штаб-квартира Тевтонского ордена переносится в Венецию.
1292: Основание шведскими крестоносцами своего аванпоста в Карелии – крепости Выборг.
1300: Шведы на месте Санкт-Петербурга строят крепость Ландскрону.
1308: Тевтонскими рыцарями занят Данциг (Гданьск).
1309: Штаб-квартира Тевтонского ордена из Венеции переносится в Мариенбург (Мальборк).
1318: Новгородцы организуют поход в Финляндию и сжигают Або (Турку).
1323: Нотеборгский мир: конец войны между Новгородом и Швецией. Мирный договор заключен между Тевтонским орденом и великим князем Литовским Гедимином.
1346: Датский король Вальдемар IV продает датские владения в северной Эстонии Тевтонскому ордену.
1348: Шведский король Магнус организует первый крестовый поход против Руси.
1350: Второй крестовый поход короля Магнуса.
1362: Принявшие католичество пруссы и крестоносцы занимают литовский город Каунас.
1364: Римский папа Урбан V издает буллу, в которой говорит о необходимости продолжения крестового похода против Великого княжества Литовского.
1381: Князь Ягайло получает титул великого князя Литовского.
1386: Ягайло крестится и провозглашается польским королем под именем Владислава II. Происходит основание династии Ягеллонов, правивших в Польше до 1668 г.
1398: Шведский остров Готланд занят тевтонскими рыцарями. Князь литовский Витовт передает им Самогитию.
1409: В Самогитии начинается восстание против владычества ордена.
1410: Битва при Грюнвальде.
1423: Последний крестовый поход в Пруссию.
1429: Тевтонский орден помогает Венгрии отразить натиск турок-османов.
1454–1466: Война между польско-прусским военным союзом и Тевтонским орденом, в ходе которой он потерял Западную Пруссию и Ливонию, а Восточная Пруссия превратилась в вассала польской короны.
1496: Вторжение шведской армии в пределы Московского государства и осада Ивангорода.
1500: Литва и Ливонский орден заключают договор, направленный против Москвы.
1501– 1503: Войска ордена разгромлены русскими в битве при Гельмеде (1501 г., около Дерпта).
1502: Русская армия терпит поражение от войск магистра Ливонского ордена Вольтера фон Плеттенберга в битве на озере Смольна.
1557: Иван IV берет курс на обострение отношений с орденом – отказывает его послам в приеме. Орден разгромлен и фактически ликвидирован во время Ливонской войны с Московским государством в 1561 году. Последний гроссмейстер ордена, не видя возможностей для сохранения его независимости, в этом же году принимает титул герцога, что означает конец его существованию. По окончанию войны в 1581 году его земли поделили Швеция и Речь Посполитая.


Рыцарь Тевтонского ордена в музее собора в Калининграде.

Как видите, и здесь не обошлось без своих духовно-рыцарских орденов, главную роль среди которых играл Тевтонский орден. Однако не он был первым в землях Балтии, потому как основали его в Палестине. До него в Прибалтике существовал орден Меченосцев, свое нарицательное название получившего от изображения красного меча и мальтийского креста на плаще.

Крестоносное воинство севера Европы

Рыцарь ордена «Братья-воины Христовы ливонские против пруссов» (Орден братьев рыцарской службы Христу в Пруссии – существуют разные варианты названий В.Ш.) или «Добжинские братья» (по-польски «Добжиньские братья»). Орден был основан по инициативе Конрада, князя Мазовецкого, и епископов Пруссии, Куявии и Плоцка в 1222 или 1228 г. для защиты своих земель от набегов пруссов, и… в качестве политического противовеса Тевтонскому ордену.

Что же касается Тевтонского ордена, то он берет свое начало от госпиталя для немецких паломников – «Дома святой Марии Тевтонской» в Иерусалиме, и как духовно-рыцарский орден появился в 1198 году. Причем в самом начале он объединял всего лишь 40 человек и имел тот же орденский устав, что был и у тамплиеров. Одеяние рыцарей ордена представляло собой белое сюрко и плащ с изображением простого черного креста.


Оттон де Грандисан, ум.1328 г. Швейцария, Лозанский кафедральный собор. Доспехи типичны для рыцарей той эпохи: спущенные кольчужные рукавицы с прорезью на ладони, сюрко поверх кольчужного хауберка, щит с гербом, в котором присутствуют раковины св. Якова Компостельского. То есть его предки тоже были крестоносцами, хотя воевали с маврами в Испании.

В 1206 году папа предоставил тевтонцам неограниченное право на завоевания в Прибалтике и обращение в католическую веру тамошнего населения, а в 1211 году венгерский король Андрей II передал ордену ленные земли в Семиградье. Однако обосноваться там ему не удалось и вот тогда-то, увидев их бедственное положение, к рыцарям ордена и обратился польский князь Конрад Мазовецкий, который пригласил их помочь ему в борьбе с племенем язычников-пруссов.

В 1231 году Папа благословил первый крестовый поход в Пруссию. Участие в этой богоугодной акции, точно так же, как и во время похода на Восток, давало его участникам гарантию на духовное спасение, к тому же знатные воины надеялись на захваты обширных земель. Вот почему в нем приняли участие около 2000 человек, что для этого района Европы было совсем немало. С течением времени пруссы были практически уничтожены, а братья-рыцари возвели на их территории замки и крепости, дабы закрепить навсегда свою власть над этой землей.


Рудольф фон Захсенхаузен, ум. 1370 г. Германия, Франкфурт-на-Майне. Перед нами светский рыцарь и большой модник. Шлем топхельм позолоченный, под ним для постоянного ношения бацинет с забралом, позолоченные латные перчатки, такие же наколенники, богатый, скорее всего, парчовый сюрко. Наголенники, правда, явно кожаные. Тут рыцарь решил немного сэкономить. На щите его герб, часть деталей которого повторяется на его нашлемном украшении.

Успех похода против народов Прибалтики оказался возможен благодаря хорошей организации, но также и тем принципам, которым следовали тевтонцы. Все братья давали обет послушания, который должны были строго выполнять. Разговаривать они должны были вполголоса, никаких тайн друг от друга иметь не могли, равно как и от начальства, вместе жили и даже спали на жестких ложах полуодетыми и с мечами в руках. Основой орденской армии являлись рыцари в белых плащах, свидетельствовавших об их знатном происхождении и ратных заслугах. Так называемым «серым братьям» следовало оказывать братьям-рыцарям разного рода услуги, а полубратья – то есть гражданские лица зачастую из числа местных колонистов – использовались на хозяйственных работах. Впрочем, известно, что, несмотря на строгий устав, его правила нередко нарушались. Случалось, что в замках и кутили, и играли в азартные игры, а в их подвалах хранились вино, медовуха и пиво. Всего рыцарями было построено более 100 таких замков, что позволяло им контролировать обширные районы прибалтийских земель и получать баснословные прибыли от торговли янтарем. Закат Ордена историки связывают с Великой войной и Грюнвальдской битвой 1410 года. Тогда общими усилиями поляков, литовцев и русских ему было нанесено крайне болезненное поражение. Правда, немцы выговорили условие – разрушенные замки и крепости не восстанавливать, чтобы помешать полякам укрепиться на их земле. Однако спустя 47 лет даже Мариенбург – столица ордена – был захвачен поляками, после чего орден уже не поднялся. Его последним магистром стал германский герцог Альбрехт Бранденбургский. Будучи умелым политиком и опытным дипломатом, он занялся преобразованием религиозного государства в светское и это ему удалось! С его смертью рыцарские времена для Пруссии прошли навсегда, хотя сам орден существует до сих пор! Всего же с 1100 по 1300 год в Европе появилось целых двенадцать духовно-рыцарских орденов. Однако все прочие из них не могли по своей популярности соперничать с тамплиерами, иоаннитами и Тевтонским орденом.


Эберхардт фон Розенберг, ум. 1387 г. Германия, Боксбергская евангелическая церковь. Еще один рыцарь в типично германском вооружении и наносником (бреташем) из кольчуги, который крепился на крючок на бацинете. Подкладка на нем не показана и… что же, кольца кольчуги терли ему нос?

В конце XIV – начале XV вв. войско ордена считалось сильнейшим в Европе. Дело в том, что орден тамплиеров к этому времени почил в бозе, а все другие ордена не имели такой экономической базы. Ведь орден получал просто баснословные прибыли от торговли янтарем! Даже войско госпитальеров в XIV в. насчитывало всего лишь сотни человек. И хотя средиземноморские рыцари-монахи на протяжении десятилетий умело сдерживали натиск мусульман, сил, чтобы перейти к сколько-нибудь заметным ответным действиям, они не имели.


Интересную книгу о северных крестоносцах написал Д. Николь в соавторстве с Д. Линдхольмом.

Иное положение было у тевтонов. В XIII – начале XIV веков они покорили прибалтийские земли и создали там государство, которое позволяло им копить огромные финансовые ресурсы. Поэтому неудивительно, что уже в XIV веке он получил возможность развернуть мощную армию. Недаром во время так называемой Великой войны 1409 –1411 гг. она комплектовалась разными способами: во-первых – в нее входили братья-рыцари и полубратья; во-вторых – ополчения подчиненных ему светских вассалов; потом – отряды, которые собирали прусские епископы и города, затем шли наемники, воевавшие за жалование; и, наконец, «гости» – иностранные крестоносцы, а также войска, принадлежащие союзникам Ордена. Тем не менее, Тевтонский орден все равно проиграл.


Георг фон Бах, ум.1415 г. Германия, Стейнбах, церковь св. Якоба. Изображение на гербе опять-таки повторяется на «большом шлеме». Обращает на себя внимание кольчужная ткань бармицы. В то время это было уже устаревшим решением, но, как видите, еще применялось немецкими рыцарями.


Фигурки фирмы «Звезда» в масштабе 1:72.

Однако, хотя это и случилось, закончить рассказ о северных крестоносцах будет лучше всего стихотворением трубадура Тибо Шампанского, которое так и называлось – «Песнь о крестовом походе» и, пожалуй, лучше всего передает психологию большинства тогдашних рыцарей-крестоносцев.

Будь милостив, Господь, к моей судьбе.
На недругов Твоих я рати двину.
Воззри: подъемлю меч в святой борьбе.
Все радости я для Тебя покину, -
Твоей призывной внемлю я трубе.
Мощь укрепи, Христос, в своем рабе.
Надежному тот служит господину,
Кто служит верой, правдою Тебе.
Я покидаю дам. Но, меч держа,
Горжусь, что послужу святому храму,
Что вера в Бога сил в душе свежа,
Молитвенно летя вслед фимиаму.
Дороже вера золота: ни ржа,
Ни огнь ее не ест: кто, дорожа
Лишь ею, в бой идет, не примет сраму
И встретит смерть, ликуя, не дрожа.
Владычица! Покровом окружа,
Дай помощь! В бой иду, Тебе служа.
За то, что на земле теряю даму,
Небесная поможет госпожа.

Перевод С. Пинуса
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    30 мая 2016 06:54
    Большое спасибо за статью Статья крайне ценна тем, что отлично систематизирует различную информацию в изобилии находящуюся в сети но крайне разрозненную. Сам имел удовольствие на майские посетить Калининград и лично видеть полный доспех выставленный в музее собора Калининграда, а так же побывать например в музее пыток в поселке Янтарном...
    1. +1
      30 мая 2016 07:29
      А рыцарскую "хреновуху" Вам при входе в него давали?
      1. 0
        30 мая 2016 09:54
        К сожалению нет... Но музей (я про музей в поселке Янтарном) произвел очень хорошее впечатление и был достаточно информативен и интересен.Кроме унылых казематов там есть на что посмотреть... Но лучше посещатьего с гидом или штатным экскурсоводом. Без сопровождения вы его пролетите очень быстро.
        1. 0
          30 мая 2016 15:55
          Я потому Вас спросил, что тоже был в каком-то замке под Калининградом (руины), где инициативные люди организовали отличное шоу и там тоже был музей пыток. Но... перед входом всем участникам экскурсии подносили "рюмашку" рыцарской хреновухи и... это понижало критичность восприятия у туристов. А потом было море пива, копченая балтийская селедка, жареные рыбки, домашних хлеб, стрельба из лук, схватки на мечах, женщины толкли попами грецкие орехи - было здорово.
          1. +1
            30 мая 2016 16:17
            -Замок Шаакен, в пос. Некрасово... Там тоже показывали пытошную...
            - Сожгли какие то скоты... а туда людьми столько труда было вложено!
            1. 0
              30 мая 2016 18:26
              Да, именно там! Очень профессиональное было мероприятие в стиле "open air party". Мне тоже организаторы показали остатки сожженного здания. Жаль, что зависть по-прежнему остается сильнейшим мотиватором в поступках людей.
    2. +1
      30 мая 2016 20:10
      Цитата: D-Master
      Большое спасибо за статью Статья крайне ценна тем, что отлично систематизирует различную информацию в изобилии находящуюся в сети но крайне разрозненную. Сам имел удовольствие на майские посетить Калининград и лично видеть полный доспех выставленный в музее собора Калининграда, а так же побывать например в музее пыток в поселке Янтарном...

      Музей пыток, это брызги, то что позволено выставить. А господа благородные немецкие, датские, шведские и прочие рыцари испив благородной "рыцарскую "хреновуху", еще не то вытворяли. Нажрутся, до потери облика человеческого и прут к "гробу господнему" грехи замаливать. Какой то (или очень тонкий правокатор) дал им компас и сказал "на восток". Вот и ломилиссь в Новгород, Псков, да Смоленск.
  2. +12
    30 мая 2016 08:30
    Мы должны с достоинством относиться к нашему Царю Ивану Грозному только за то, что он на четыре года прервал набеги этих рыцарей на Север нашей страны.
    После создания Соловецкого монастыря рыцари трех государств решили разрушить его. В одной из битв было пленено русскими около 200 этих захватчиков. Воевода доложил Царю. Последовал указ-всех казнить, а одного отпустить в Швецию с передачей этой вести главе ордена. Набеги прекратились на четыре года. Я об этом в "ВО" опубликовал документальный очерк. Честь имею.
    1. +1
      30 мая 2016 10:40
      Цитата: Каплей
      В одной из битв было пленено русскими около 200 этих захватчиков. Воевода доложил Царю. Последовал указ-всех казнить

      Вы правда считаете что убийство пленных - это хорошо ?
      1. +1
        30 мая 2016 16:33
        оппа! моралист 21го века судит о временах дремучих?
        ну-ну... послушаем...
      2. +1
        27 сентября 2016 18:53
        Цитата: Михаил Матюгин
        Цитата: Каплей
        В одной из битв было пленено русскими около 200 этих захватчиков. Воевода доложил Царю. Последовал указ-всех казнить

        Вы правда считаете что убийство пленных - это хорошо ?


        Конечно убийство пленных врагов это плохо ! По нескольким причинам . И я их перечислю , специально для Миши Матюгина .
        1. С каждого пленного можно получить выкуп от его семьи . А эти дикари или не знали (что вряд ли) ,умножте на 199 любую пришедшую вам в голову сумму. Но сочли что родная земля дороже денег ! Вот варвары !
        2. Отпустить на волю врагов (даже за деньги) чтобы размножались ну не смог дикарь Иван IV . Характер у него что ли кровожадный такой ?!
        3. Ну что такое четыре года спокойной жизни для государства для его народа !?
        Главное толерантность , либерализьм и т.д. !!!!!
        Правильно Миша ?
  3. +2
    30 мая 2016 08:53
    Интересно, познавательно, полезно для расширения мировоззрения...
  4. +2
    30 мая 2016 09:11
    Лучшие то они лучшие, но как раз османы очень хорошо побивали рыцарей, и не раз. Была статья в журнале "Братишка", где основной причиной многих поражений рыцарей называлось отсутствие единства в тактике, в боевой построении. Иными словами, все того, чем так славились в свое время римские легионы.
  5. +4
    30 мая 2016 10:07
    Как перли уберменши на Восток, так и прут до сих пор. С геноцидом и трубадурами.
  6. +4
    30 мая 2016 10:27
    Статья занятная и хорошо, что подход к подаче материала - системный. Вот только когда её читаешь, невольно задумываешься над тем, что далеко не все войны во славу Христа на деле имели религиозную подоплёку. Да, цели объявлялись Христианскими. Но задачи были вполне меркантильными.
    1. 0
      30 мая 2016 15:57
      "В бога мы веруем, а остальное наличными!" Не помню кто, но "кто-то" "оттуда" так сказал!
      1. -1
        30 мая 2016 22:27
        Не помню кто, но "кто-то" "оттуда" так сказал!
        Это американская поговорка,ей много лет уже. Все оттого что на долларе написан девиз-в бога мы верим.
    2. 0
      27 сентября 2016 19:03
      Цитата: Верден
      Статья занятная и хорошо, что подход к подаче материала - системный. Вот только когда её читаешь, невольно задумываешься над тем, что далеко не все войны во славу Христа на деле имели религиозную подоплёку. Да, цели объявлялись Христианскими. Но задачи были вполне меркантильными.


      И что характерно все земли на которые они направлялись якобы крестить уже были крещенными !!! Так что меркантильность в кубе !!!!
      И вот опять аналогия с несущими сейчас по всей земле демократию . Вам что вам надо ?
      Демократия , или ..... ?!
  7. +2
    30 мая 2016 10:44
    Цитата: Верден
    . Да, цели объявлялись Христианскими. Но задачи были вполне меркантильными.

    Между прочим Тевтонский и Ливонский ордена в 14 и 15 веках, после крещения Литвы и иных соседних языческих народов, прямо обвиняли и католические церковные иерархи, и простые священники, и политические деятели в том, что эти ордена забыли свои цели и из защитников христианской веры превратились в очередных феодальных сюзеренов, которые угнетают своё население, "взятое мечом", едва ли не сильнее, чем обычные светские правители.
  8. +4
    30 мая 2016 11:51
    - Последний Великий Магистр Тевтонского Ордена, Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, первый герцог Пруссии, сын Фридриха I, Гогенцоллерна, правнук князя Ягайло, и праправнук русской княжны Ульяны Тверской, скончался в возрасте 77 лет, 20 марта 1568 года, в замке Тапиау, ныне г. Гвардейск... Выдающаяся личность... Заложил основу "Серебряной библиотеки", открыл первые гимназию и университет в 1544 году, поддерживал Мартина Лютера (не Кинга).
    1. +2
      30 мая 2016 15:55
      Итог. Вроде прочитаешь титул Великий Магистр Тевтонского Ордена, Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, первый герцог Пруссии, сын Фридриха I, Гогенцоллерна. Ну немец глава ордена. А предков глянешь, оказывается - славянских корней. Правнук вышедшего из славянского племени Ливов - Князя Ягайло - Великий князь Литовский, он же король Владислав II, основатель династии Ягеллонов, правивших в Польше до 1668 г. На месте предков жил и земли хранил верно. Хитрые переплетения.
    2. +1
      30 мая 2016 15:55
      Итог. Вроде прочитаешь титул Великий Магистр Тевтонского Ордена, Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, первый герцог Пруссии, сын Фридриха I, Гогенцоллерна. Ну немец глава ордена. А предков глянешь, оказывается - славянских корней. Правнук вышедшего из славянского племени Ливов - Князя Ягайло - Великий князь Литовский, он же король Владислав II, основатель династии Ягеллонов, правивших в Польше до 1668 г. На месте предков жил и земли хранил верно. Хитрые переплетения.
  9. +2
    30 мая 2016 11:53
    По звезде на щите уже понятно кто они такие. Можно не читать а сразу палицей в рыло такому "рыцарю".
    1. 0
      30 мая 2016 15:48
      - А что Вы увидели в звезде на щите?
      - Это не Звезда Давида (Щит Давида), это Вифлеемская звезда, появившаяся на небе в час рождения Христа, и приведшей к Нему волхвов!
      - Вполне христианский символ. У нас на каждой Новогодней ёлке висит...
      1. 0
        30 мая 2016 21:27
        - Оказывается, такие щиты носили рыцари Добжиньского (Добринского) Ордена(!), или Братья-воины Христовы, ливонские против пруссов(?!)... Орден учреждён по инициативе польского короля Конрада Мазовецкого, отчасти был задуман в противовес Тевтонскому ордену, но в результате был поглощён последним! (Что то не то случилось с мотивацией, видно...)
  10. 0
    30 мая 2016 12:13
    Что-то как-то скромненько и серенько. Вячеслав, вдохновения не было?
    1. 0
      30 мая 2016 12:45
      - На автора не похоже... Просто материал огромный только по Тевтонскому ордену... А уж если описывать все, что в связи с ним происходило в Прибалтике!
    2. +1
      30 мая 2016 16:02
      Такие материалы, между прочем, писать труднее всего. Все "есть", но надо систематизировать, какое тут вдохновение? Про битву, да еще на основе летописей писать легко, а тут тупо ищещь, потом все найденное расставляешь по годам и тупо переписываешь своими словами. Но без систематизации тоже никуда, вот только заниматься ей достаточно хлопотно.
      1. 0
        30 мая 2016 16:13
        - Вот как перекликаются статьи о замках в Палестине и тевтонах:
        - Замок Монфор -одна из резиденций ордена ...
        1. 0
          30 мая 2016 20:26
          Цитата: saygon66
          - Вот как перекликаются статьи о замках в Палестине и тевтонах:
          - Замок Монфор -одна из резиденций ордена ...

          Да. Тихой сапой, да с тонну, от благодарных потомков. И чтобы они в аду перекувыркнулись, а им удвоеную дозу.
    3. 0
      30 мая 2016 20:18
      Цитата: Царь,простоЦарь
      Что-то как-то скромненько и серенько. Вячеслав, вдохновения не было?

      Да как Вам сказать, в ЕС кризис, бабло зависло, злопыхатели..
  11. 0
    30 мая 2016 14:05
    А что означает лев-собака-неведома зверюшка в ногах усопших рыцарей? Они её топчут или просто упираются в неё (что б не упасть с крышки)))?
    1. +2
      30 мая 2016 14:47
      - Попранный лев в ногах рыцаря символ того, что он погиб в бою... умершие естественной смертью попирали ногами собаку...
      1. 0
        30 мая 2016 18:39
        Спасибо. Да вот смотрю - вроде все львов попирают... Вот так вот все (на фото) в боях сгинули??
    2. 0
      31 мая 2016 08:54
      Это аллегория собачьей преданности всяким идеалам или сюзерену при жизни. Или львиной доблести в случае льва.
  12. +1
    30 мая 2016 16:22
    Цитата: saygon66
    Попранный лев в ногах рыцаря символ того, что он погиб в бою... умершие естественной смертью попирали ногами собаку...

    Это одна из версий. По другой животное символизировало попранного врага вообще. Умершие "в своей кровати" ни на чего не опирались обычно. Скрещенные ноги у фигуры рыцаря на гробнице - участник крестового похода или погиб в нём.
    1. +2
      30 мая 2016 16:48
      -" Тайна сия велика есть..." Надгробия со скрещенными ногами встречаются, в основном, на могилах британских рыцарей... в Европе почти не встречаются...
      1. 0
        30 мая 2016 18:29
        Эта тема здесь уже возникала. Я написал в британское общество любителей эффигий, но ответа не получил. Или общества уже нет, или отвечать не хочется.
        1. +1
          30 мая 2016 20:34
          Цитата: kalibr
          Эта тема здесь уже возникала. Я написал в британское общество любителей эффигий, но ответа не получил. Или общества уже нет, или отвечать не хочется.

          -Ну как учили "материя не исчезает", считай и информация, а она для посвященных. Представте информация: собачья голова в ногах - польский граф, или львинная - немецкий барон. Ну зачем это выносить на обозрение. Знаем, а вам не положено по чину. И это правильно.
          1. 0
            30 мая 2016 20:52
            - Искал в Сети сведения об этом - только ещё больше запутался!
            - То вроде лев везде, но из за тогдашних умельцев выглядит как собака... то из за разрушения надгробья вообще не понять что за зверь... то собака выполнялась в основном на женских надгробьях - как символ верностм..., многие плиты заказывались ещё при жизни владельца - что заказал, то и сделали. Никаких канонов, никаких инструкций, и все исследования не раньше конца IX века!
            1. 0
              27 сентября 2016 19:21
              Цитата: saygon66
              - Искал в Сети сведения об этом - только ещё больше запутался!
              - То вроде лев везде, но из за тогдашних умельцев выглядит как собака... то из за разрушения надгробья вообще не понять что за зверь... то собака выполнялась в основном на женских надгробьях - как символ верностм..., многие плиты заказывались ещё при жизни владельца - что заказал, то и сделали. Никаких канонов, никаких инструкций, и все исследования не раньше конца IX века!


              Ребят и охота Вам мертвых головах копаться ? Сколько их легло на нашей земле !
              А уж свинячью или собачью в ногах этих грабителей и мародеров положили в могилу их отпрыски тем более ! Ясно одно , они приходили на славянские земли с одной целью - ограбить , отнять если не отдадут так то убить и всё равно забрать ! А "пахан римский " за долю малую , прикрывал грабёж и убийства своей "святостью" !
        2. +1
          30 мая 2016 23:29
          Цитата: kalibr
          написал в британское общество любителей эффигий, но ответа не получил. Или общества уже нет, или отвечать не хочется.

          бУХАЮТ, ЧЕРТИ ! drinks Нашли же могилу Аристотеля !
        3. +1
          27 сентября 2016 19:27
          Цитата: kalibr
          Эта тема здесь уже возникала. Я написал в британское общество любителей эффигий, но ответа не получил. Или общества уже нет, или отвечать не хочется.


          " Ты как смерд Царю по эфгиниям прошение подаёшь " !?
          1. 2-0
            0
            9 ноября 2016 11:49
            "bocsman"!!! Ржунимагу!

            Вячеслав, вот этот кадр "Рудольф фон Захсенхаузен".
            Я чёт не понял, он на башке на которой бацинет ещё и ведро (т.е. ведро на бацинет), с вроде как лебедем носил, или ему ведро для понту в руке сваяли?
  13. +2
    30 мая 2016 21:51
    Статья познавательная
  14. Комментарий был удален.