Летающая лодка Sikorsky S-40

В 1929 году компания «Pan American» через Чарльза Линдберга, который с января 1929 года был техническим советником авиакомпании, обратилась к авиаконструктору Игорю Сикорскому с просьбой предоставить им более крупную летающую лодку, которая превзошла бы по дальности полета уже имеющиеся Commodore и S-38 Сикорского. Результатом стало создание летающей лодки S-40, которая могла перевозить до 40 пассажиров на дистанцию до 800 километров.

Новая летающая лодка S-40 была спроектирована Сикорским на базе S-38, сохранив оболочечно-двухлонжеронную конструкцию, однако обладала гораздо большими размерами. Новый самолет-амфибия мог перевозить до 40 пассажиров и 6 членов экипажа. Стоит отметить, что предыдущая разработка — двухмоторная летающая лодка Sikorsky S-38 стала самым массовым серийным самолетом Игоря Сикорского. С 1928 по 1930 год компания Sikorsky Aircraft выпустила более 100 таких летающих лодок, которые могли перевозить до 10 человек.

Сам Сикорский вернулся к идее постройки большого авиалайнера еще в 1928 году. На тот момент времени перед руководством компании Sikorsky Aircraft стояли два возможных пути развития: либо приступить к проектированию нового самолета, не оглядываясь на то, что было сделано компанией ранее, либо начать проект с экстраполированием уже имеющихся наработок, сосредоточившись на решении проблем избыточного веса. Первый вариант одобряли некоторые техники, однако в конечном итоге победил второй вариант. Не желая торопить события, авиаконструктор и его инженер-аэродинамик Михаил Глухарев решили сначала построить существенно увеличенную версию успешной летающей лодки S-38, новый самолет получил обозначение Sikorsky S-40.

Фото: panam.org


После удара, который японский флот нанес по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор, летающие лодки S-40 были реквизированы ВМС США. До 1943 года данные самолеты использовались на флоте в качестве транспортных и учебных машин. Впрочем, дни службы первых «клиперов» были сочтены. Время взяло свое, две первые летающие лодки «American Clipper» и «Caribbean Clipper» отправили на слом в 1943 году, третий построенный экземпляр «Southern Clipper» — в 1944 году. До наших дней не сохранился ни один экземпляр данного самолета.

Конструкция летающей лодки S-40

Sikorsky S-40 — это четырехмоторный гидроплан смешанной конструкции, обладающий высокорасположенным крылом. Фюзеляж самолета — лодка прямоугольного сечения с килеватым днищем. Фюзеляж набран из дюралевых деталей, обшивка гладкая из плакированного алюминия. В передней части фюзеляжа располагался носовой отсек, за ним кабина экипажа. За кабиной экипажа находился водонепроницаемый пассажирский салон, который был разбит на несколько кают. Вдоль бортов были расположены длинные окна прямоугольной формы.

Крыло самолета прямоугольное с закругленными концами. Оно было связано с фюзеляжем при помощи системы распорок и стоек. Лонжероны были выполнены из дюраля, нервюры из стали, обшивка крыла полотняная.

Фото: panam.org

В качестве силовой установки использовались четыре 9-цилиндровых звездообразных двигателя Pratt & Whitney Hornet B воздушного охлаждения мощностью 575 л.с. каждый. Двигатели были расположены в гондолах на стойках между крыльями. В первоначальной модификации они были закрыты кольцами Тауненда. На версии S-40A были установлены более совершенные двигатели Pratt & Whitney Hornet T2D1 мощностью 660 л.с. Запас топлива — 2100 литров в крыле и 900 литров в гондолах двигателей. Винты двухлопастные.

Оперение самолета — двухкилевое. Кили и стабилизатор были связаны с верхним крылом летающей лодки при помощи двух балок. Первоначально все лодки имели шасси, после переделки в версию S-40A его демонтировали. Шасси было двухстоечным, с хвостовым колесом. На каждой стойке было по одному колесу. Стойки шасси крепились к корпусу летающей лодки.

Летно-технические характеристики Sikorsky S-40:
Габаритные размеры: длина — 23,37 м, высота — 7,26 м, размах крыла — 34,75 м, площадь крыла — 174,2 м2.
Масса пустого — 9 530 кг.
Максимальная взлетная масса — 15 436 кг.
Силовая установка — 4 поршневых двигателя Pratt Whitney Hornet B, мощностью 4х575 л.с.
Максимальная скорость полета — 217 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 185 км/ч.
Практическая дальность — 1400 км.
Практический потолок — 4000 м.
Экипаж — 6 человек.
Полезная нагрузка — от 28 до 40 пассажиров.



Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/cw1/s40.html
http://airliner.narod.ru/airliners1931-35/sikorsky-s40.htm
http://alternathistory.com/pervye-krupnye-letayushchie-lodki-klipery-dlya-aviakompanii-pan-american-passazhirskie-letayushchi-0
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok