Летающая лодка Sikorsky S-40

В 1929 году компания «Pan American» через Чарльза Линдберга, который с января 1929 года был техническим советником авиакомпании, обратилась к авиаконструктору Игорю Сикорскому с просьбой предоставить им более крупную летающую лодку, которая превзошла бы по дальности полета уже имеющиеся Commodore и S-38 Сикорского. Результатом стало создание летающей лодки S-40, которая могла перевозить до 40 пассажиров на дистанцию до 800 километров.

Новая летающая лодка S-40 была спроектирована Сикорским на базе S-38, сохранив оболочечно-двухлонжеронную конструкцию, однако обладала гораздо большими размерами. Новый самолет-амфибия мог перевозить до 40 пассажиров и 6 членов экипажа. Стоит отметить, что предыдущая разработка — двухмоторная летающая лодка Sikorsky S-38 стала самым массовым серийным самолетом Игоря Сикорского. С 1928 по 1930 год компания Sikorsky Aircraft выпустила более 100 таких летающих лодок, которые могли перевозить до 10 человек.

Сам Сикорский вернулся к идее постройки большого авиалайнера еще в 1928 году. На тот момент времени перед руководством компании Sikorsky Aircraft стояли два возможных пути развития: либо приступить к проектированию нового самолета, не оглядываясь на то, что было сделано компанией ранее, либо начать проект с экстраполированием уже имеющихся наработок, сосредоточившись на решении проблем избыточного веса. Первый вариант одобряли некоторые техники, однако в конечном итоге победил второй вариант. Не желая торопить события, авиаконструктор и его инженер-аэродинамик Михаил Глухарев решили сначала построить существенно увеличенную версию успешной летающей лодки S-38, новый самолет получил обозначение Sikorsky S-40.




Выбрав хорошо зарекомендовавшую себя схему летающей лодки S-38, конструкторы внесли ряд изменений. Общие габариты новинки были существенно увеличены, малое нижнее крыло убрано, а конструкция усилена. В качестве силовой установки должны были использоваться 4 двигателя вместо двух на S-38. Решено было остановиться на двигателях Pratt & Whitney Hornet B. Так возникла сороковая модель конструкции Игоря Сикорского, отсюда и наименование летающей лодки Sikorsky S-40. Помимо этого, число 40 обозначало и максимальное количество пассажиров, которое самолет мог поднять в воздух.

Предварительные работы по созданию нового самолета Сикорский начал еще в 1928 году. В октябре модель новой летающей лодки прошла продувку в аэродинамической трубе. В апреле 1929 года корпус нового самолета прошел в Вашингтоне серию гидродинамических испытаний. Тогда же к новой разработке серьезный интерес проявила авиакомпания Pan American Airways, которая была главным заказчиком компании Сикорского. В конце 1920-х годов авиакомпания достаточно быстро расширяла сеть своих южноамериканских и карибских линий. В связи с растущим спросом на этих направлениях, авиакомпании нужен был самолет, который мог бы перевезти 40-45 пассажиров. Официальный заказ на разработку такого самолет поступил от Pan American 20 декабря 1929, когда работы над созданием самолета-амфибии Sikorsky S-40 уже были в самом разгаре. Всего авиакомпания заказала у фирмы Сикорского три летающих лодки.

Первый полет летающая лодка S-40 совершила 7 августа 1931 года. А уже 10 октября того же года заказчик получил первый самолет в свое распоряжение. В этот день самолет был доставлен на базу военно-морской авиации Анакоста недалеко от Вашингтона, где жена президента США миссис Гувер официально назвала летающую лодку «American Clipper» (бортовой номер NC80V) . В это время в штатах действовал сухой закон, поэтому о борт летающей лодки вместо бутылки шампанского разбили бутылку с водой из Карибского моря. В этом жесте можно было рассмотреть долю шутки, так как состоятельные американцы полетят на этом самолете в бары стран Карибского бассейна, в которых не действовал сухой закон.



19 ноября 1931 года первый самолет вышел на линию Майами — Гавана — Кингстон (Ямайка) — Барранкилья (Колумбия) — Зона Панамского канала. Трасса была проложена Чарльзом Линдбергом. В том же месяце авиакомпания Pan American получила вторую летающую лодку «Caribbean Clipper» (бортовой номер NC81V), а в августе 1932 года — третий самолет «Southern Clipper» (бортовой номер NC752V). Хотя самолет мог перевозить до 40 пассажиров и 6 членов экипажа, при работе на линии на борт обычно брали не более 28 пассажиров. Только при такой загрузке летающая лодка могла беспосадочно преодолеть участок Кингстон — Барранкилья протяженностью 965 км. Впрочем, данные самолеты использовались Pan American и на более коротких трассах — из США в Мексику, а также на острова Карибского бассейна, где ограничения по полезной нагрузке отсутствовали. Также самолет можно было увидеть и на Гавайях.

Пытливый ум читателя может задаться вопросом, почему все летающие лодки S-40 получили название «клипер»? Случайности в этом не было. Клиперами называли большие торговые суда, которые бороздили океаны в XIX веке и обеспечивали торговые отношения Америки с другими континентами. Хуан Трипп основатель авиакомпании Pan American Airways был очарован прошедшей эпохой «выжимателей ветра», которая навсегда ушла вместе с закатом эпохи парусного флота. Одной из его целей была постройка целого флота трансокеанских самолетов, которые смогли бы принести человечеству такую же пользу, как и великолепные парусные суда прошлого века. Летающие лодки Игоря Сикорского S-40 должны были стать первой ступенью в осуществлении грандиозного замысла Триппа. А слово «Clipper» быстро и прочно утвердилось в качестве товарного знака, принадлежащего авиакомпании Pan American.
В первоначальном виде самолеты-амфибии Sikorsky S-40 летали до конца 1934 года. Зимой 1934-1935 годов их конструкция подверглась доработке.

Прежде всего, у летающих лодок было удалено шасси. Оно было необходимо только для подъема летательного аппарата из воды на площадку, на которой происходила посадка и высадка пассажиров внутрь летающей лодки. В тоже время в полете шасси лишь создавало существенное аэродинамическое сопротивление. После того как летающие лодки S-40 лишились шасси амфибию начали поднимать из воды при помощи специальной тележки. Другим изменением стала замена двигателей. На летающую лодку установили более мощные двигатели T2D1 Hornet, развивавшие мощность 660 л.с. С них были сняты кольца Тауненда, так как с кольцами двигатели перегревались. Новая версия летающей лодки получила обозначение S-40A. Самолеты вновь приступили к полетам на линиях авиакомпании Pan American 4 марта 1935 года.



При разработке самолета-амфибии S-40 высокая скорость не была главной целью создателей (в отличие от большинства других американских проектов того же временного периода). Игорь Сикорский ставил при проектировании пассажирской летающей лодки совсем другую задачу — добиться максимального комфорта пассажиров и безопасности полета. С заданием конструкторы компании Sikorsky Aircraft справились. Удобство пассажирских помещений S-40 в те годы можно было сравнить лишь с комфортом, который был в каютах океанских лайнеров. Пассажирский салон летающей лодки состоял из ряда кают, в которых были установлены мягкие кресла, сами каюты отличались красивой отделкой. Отсутствие в фюзеляже самолета топливных баков позволяло пассажирам курить во время полета. Для своего времени самолет считался роскошным, в распоряжении его пассажиров была даже специальная курительная комната. Одним из преимуществ перед другими летающими лодками начала 1930-х годов была возможность сухопутной посадки пассажиров. Это же позволяло облегчить процесс межполетного обслуживания летательного аппарата.

Если же возвращаться к безопасности и надежности лайнера, то это подтверждается сухими данными статистики — регулярность перевозок составляла 99%. За более чем 10-летнюю историю эксплуатации самолетов S-40 с ними не произошло ни одного серьезного воздушного инцидента. Это было основным доказательством правильности выбора максимальной безопасности полета в качестве одного из приоритетных свойств самолета.

Единственным серьезным недостатком летающей лодки S-40 была в целом уже устаревшая конструкция. Это была одна из причин, по которой к самолету не проявляли интерес другие авиакомпании, он был построен совсем крошечной серией — всего 3 экземпляра. Появившиеся в 1931 году транспортно-пассажирские летающие лодки S-40 достаточно быстро устарели. Этот процесс ускорило то обстоятельство, что в эксплуатацию массово водились более совершенные самолеты наземного базирования, обладающие все более высокими летно-техническими характеристиками. Так на большинстве пассажирских линий очень удачные Douglas DC-3 быстро заменили всех своих предшественников. При этом летающие лодки S-40-A были оставлены на службе, только сиденья в их пассажирском салоне убрали. На закате своей карьеры самолет использовался исключительно в качестве транспортного или почтового, в частности они доставляли различные грузы на Кубу.

Летающая лодка Sikorsky S-40
Фото: panam.org


После удара, который японский флот нанес по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор, летающие лодки S-40 были реквизированы ВМС США. До 1943 года данные самолеты использовались на флоте в качестве транспортных и учебных машин. Впрочем, дни службы первых «клиперов» были сочтены. Время взяло свое, две первые летающие лодки «American Clipper» и «Caribbean Clipper» отправили на слом в 1943 году, третий построенный экземпляр «Southern Clipper» — в 1944 году. До наших дней не сохранился ни один экземпляр данного самолета.

Конструкция летающей лодки S-40

Sikorsky S-40 — это четырехмоторный гидроплан смешанной конструкции, обладающий высокорасположенным крылом. Фюзеляж самолета — лодка прямоугольного сечения с килеватым днищем. Фюзеляж набран из дюралевых деталей, обшивка гладкая из плакированного алюминия. В передней части фюзеляжа располагался носовой отсек, за ним кабина экипажа. За кабиной экипажа находился водонепроницаемый пассажирский салон, который был разбит на несколько кают. Вдоль бортов были расположены длинные окна прямоугольной формы.

Крыло самолета прямоугольное с закругленными концами. Оно было связано с фюзеляжем при помощи системы распорок и стоек. Лонжероны были выполнены из дюраля, нервюры из стали, обшивка крыла полотняная.

Фото: panam.org

В качестве силовой установки использовались четыре 9-цилиндровых звездообразных двигателя Pratt & Whitney Hornet B воздушного охлаждения мощностью 575 л.с. каждый. Двигатели были расположены в гондолах на стойках между крыльями. В первоначальной модификации они были закрыты кольцами Тауненда. На версии S-40A были установлены более совершенные двигатели Pratt & Whitney Hornet T2D1 мощностью 660 л.с. Запас топлива — 2100 литров в крыле и 900 литров в гондолах двигателей. Винты двухлопастные.

Оперение самолета — двухкилевое. Кили и стабилизатор были связаны с верхним крылом летающей лодки при помощи двух балок. Первоначально все лодки имели шасси, после переделки в версию S-40A его демонтировали. Шасси было двухстоечным, с хвостовым колесом. На каждой стойке было по одному колесу. Стойки шасси крепились к корпусу летающей лодки.

Летно-технические характеристики Sikorsky S-40:
Габаритные размеры: длина — 23,37 м, высота — 7,26 м, размах крыла — 34,75 м, площадь крыла — 174,2 м2.
Масса пустого — 9 530 кг.
Максимальная взлетная масса — 15 436 кг.
Силовая установка — 4 поршневых двигателя Pratt Whitney Hornet B, мощностью 4х575 л.с.
Максимальная скорость полета — 217 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 185 км/ч.
Практическая дальность — 1400 км.
Практический потолок — 4000 м.
Экипаж — 6 человек.
Полезная нагрузка — от 28 до 40 пассажиров.



Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/cw1/s40.html
http://airliner.narod.ru/airliners1931-35/sikorsky-s40.htm
http://alternathistory.com/pervye-krupnye-letayushchie-lodki-klipery-dlya-aviakompanii-pan-american-passazhirskie-letayushchi-0
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Авиатор_ 20 января 2017 08:58
    Хорошая статья, респект автору. Стоит отметить, что первый раз Сикорский крупно разорился во время Великой экономической депрессии (1929 г), затем сумел восстановиться, разрабатывая аппараты класса "летающие лодки", но в конце 30 - х был окончательно разорён конкурирующей фирмой "Консолидейтед". Она делала знаменитые "Каталины", поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу. И только после этого он занялся никому ещё не нужными тогда вертолётами, доведя их до ума.
    1. Чёрный Полковник 20 января 2017 10:27
      Вообще-то к концу Второй мировой немцы уже летали на вертолётах. Просто для очень многих данная игрушка была незнакома и малопонятна. Но в Корее была оценена по достоинству.
      А летающая лодка Сикорского - лишнее доказательство его таланта.
      1. avt 20 января 2017 12:38
        Цитата: Чёрный Полковник
        Вообще-то к концу Второй мировой немцы уже летали на вертолётах.

        Серийно изготавливали кстати. Причём как минимум на двух вариантах винтомоторных
        avt
        1. Авиатор_ 20 января 2017 19:26
          Летать-то летали, но с большой оглядкой, ибо вертолёт в небе при полном превосходстве авиации противника - это для самоубийц. У нас все камовские автожиры -корректировщики (была отдельная эскадрилья) были полностью выбиты в смоленском сражении осенью 1941 года.
      2. Avis 20 января 2017 14:45
        Цитата: Чёрный Полковник
        в Корее была оценена по достоинству.

        Немного раньше. В последние месяцы ВМВ R-4 (ЕМНИП) прославился несколькими спасательными эпизодами. В Корее уже начали применять по итогам ВМВ.
  2. avt 20 января 2017 10:26
    Ну вот ....есть какая то прелесть в этих аэропланах тех лет ! Прям на фото смотрятся потрясающе !!! good Благодаря пренебрежению аэродинамикой . bully
    avt
  3. Алексей М 20 января 2017 12:27

    Напомнило,золотое время авиации.
    1. Котище 20 января 2017 21:40
      Или кое-кому детство! lol
  4. Штык 20 января 2017 20:04
    Новая летающая лодка S-40 была спроектирована Сикорским на базе S-38

    Первая S-38 была готова к началу июня 1928 г., а к концу месяца был выполнен первый полет. Испытания подтвердили - машина удалась. С полным взлетным весом в 4700 кг она набирала высоту 300 м менее чем за одну минуту; впервые в Америке могла продолжать горизонтальный полет на одном двигателе. Максимальная скорость составляла 210 км/ч. На крейсерской скорости 160 км/ч запаса топлива хватало на 6 ч полета. Самолет садился на сушу и на воду, легко маневрировал по акватории и на берегу, мог самостоятельно выползать по слипу или на пологий берег. Столь же легко "сбегал" и в воду. Пассажиры могли садиться в самолет и выходить из него даже в неподготовленных местах, что называется, не замочив ботинок.
  5. Fil743 20 января 2017 21:13
    Sikorsky S-40 — это четырехмоторный гидроплан смешанной конструкции, обладающий высокорасположенным крылом.
    фраза откровенно портит впечатление от статьи в целом. Как будто написал ее совсем другой человек. Ну, ладно, всю статью правильно называть S-40 летающей лодкой-амфибией, а тут обозвать безлико гидропланом в контексте касающемся конструктивных особенностей еще можно "понять и простить", но перл о "высокорасположенном крыле"... Автор, вы же рассказываете о конструкции самолета! Так будьте же точны в формулировках, это сугубо технический вопрос! По расположению крыла относительно фюзеляжа S-40 не высокоплан, а парасоль и вообще ни слова, что самолет является монопланом. И о смешанной конструкции можно было бы поподробнее рассказать, не пришлось бы гадать, что в конструкции из металла, что из дерева, а что полотняное. претензий к исторической части статьи нет, читается легко, подано достаточно живо и интересно.
    ,
  6. Fil743 20 января 2017 21:52
    Sikorsky S-40 — это четырехмоторный гидроплан смешанной конструкции, обладающий высокорасположенным крылом.
    Фраза режет глаз, будто писал совсем другой человек. Ну, ладно, всю статью правильно обозначать S-40 как летающей лодкой, амфибией, а в контексте конструктивных особенностей "опуститься" до безликого гидроплана еще можно как-то "понять и простить" , но перл о "высокорасположенном крыле" откровенно портит в общем хорошее впечатление. Автор, вы же пишете о конструкции самолета, будьте же технически точны! данный самолет представляет собой моноплан с крылом типа "парасоль" и никак иначе. И при описании хотелось бы, чтобы поподробнее была раскрыта тема смешанной конструкции: что в самолете сделано из металлических сплавов, что из дерева, а что полотняное.
    К исторической части претензий в общем нет (если не считать, что серия от 2 до 10 экземпляров считается мелкой, а не супермалой. Уж извините, что-то настроение у меня неважнецкое, уработался немного), читается легко, живо, с интересом. Спасибо!
Картина дня