«Нельма». Атомные глубоководные станции проекта 1851

Помимо субмарин основных классов военно-морскому флоту необходимы подводные аппараты специального назначения. Важную роль в структуре российского ВМФ играют т.н. атомные глубоководные станции – специализированные подводные лодки, предназначенные для решения тех или иных особых задач. Известно о существовании нескольких подобных кораблей ряда проектов. Первым представителем такого класса в советском/российском флоте стали глубоководные станции проектов семейства 1851.

Необходимо отметить, что проекты семейства 1851 с самого начала разрабатывались в атмосфере особой секретности. На перспективные атомные глубоководные станции (АГС) должны были возлагаться особые задачи, что приводило к соответствующим последствиям. Так, даже через несколько десятилетий после завершения разработки и начала эксплуатации новой техники сведения о подобных проектах не отличаются подробностями. Большая часть информации о проекте 1851 и иных подобных разработках получена из разных источников, а также порой носит отрывочный или оценочный характер. Как следствие, большая часть сведений до сих пор остается тайной, однако опубликованные данные позволяют составить определенную картину.


АГС АС-23 у причала. Фото Militaryrussia.ru


По имеющимся данным, первые работы в области атомных глубоководных станций стартовали еще в середине шестидесятых годов прошлого века, но в течение нескольких следующих лет касались только теоретических вопросов. В 1972 году Совет министров СССР постановил начать разработку двух новых проектов. Одна из перспективных АГС создавалась в рамках проекта 1851. Исполнителем работ было назначено ЦКБ-18, главным конструктором стал С.М. Бавилин. В 1974 году ЦКБ-18 вошло в состав вновь образованного конструкторского бюро «Малахит». Разработка уже начатых проектов при этом не прекращалась.

На одном из ранних этапов проектирования был сформирован оригинальный облик будущей атомной глубоководной станции. Предлагалось проектировать подводную лодку малых размеров, оснащенную собственной атомной энергетической установкой и прочими системами требуемых типов. На борту лодки должно было устанавливаться разнообразное оборудование, необходимое для выполнения особых задач. К проекту 1851 не предъявлялись высокие требования в части ходовых качеств: малую субмарину предлагалось доставлять в заданный район при помощи подлодки-носителя.

Из имеющихся данных следует, что первый вариант проекта 1851 не был лишен недостатков, из-за чего появилось предложение о его переработке. Специалисты «Малахита» внесли в проект значительные изменения, вследствие чего он получил новое обозначение 18510. Также эта версия АГС иногда упоминается под именем «Нельма». Именно обновленный вариант проекта получил одобрение заказчика в лице командования военно-морского флота и был доведен до стадии строительства и испытаний.

Согласно распространенной версии, проектом 18510 предлагалось использование полуторакорпусной конструкции подводной лодки с прочным корпусом, изготовленным из титана. При этом прочие подробности общей архитектуры подлодки установить невозможно. Немногочисленные известные фотографии показывают, что АГС этого типа имеет корпус круглого или близкого к круглому сечению, на верхней части которого монтируется надстройка небольшой ширины. Первый вариант проекта подразумевал отказ от рубки, находящейся на палубе. Тем не менее, по результатам первых испытаний было принято решение об использовании этого агрегата.


АС-23 у причальной стенки. Фото Defendingrussia.ru


В 2012 году поступило несколько новостей, касающихся дальнейшего развития немногочисленного флота автономных глубоководных станций. Сначала стало известно, что одна из подобных субмарин находится на ремонте. Позже появились сообщения о возможном завершении строительства четвертой АГС семейства 1851. Позже вновь появились сообщения о проведении ремонта одного из «Палтусов». С тех пор несколько раз появлялись новости о ремонте техники, но сведения о будущем строительстве четвертого образца так и не получили подтверждения.

Согласно имеющимся данным, на данный момент существуют все три построенные в восьмидесятых и девяностых годах атомные глубоководные станции. В связи с большим возрастом и, вероятно, регулярной работой в интересах ГУГИ, такая техника нуждается в ремонте. Так, в 2012 году в цеху «Звездочки» была замечена головная лодка серии АС-23, а в конце того же года средства массовой информации сообщали о планируемом ремонте АС-35. Это означает, что военное ведомство и военно-морской флот планируют продолжать эксплуатацию уникальной техники, необходимой для решения особых задач.

Следует отметить, что продолжение эксплуатации единственной «Нельмы» и двух «Палтусов» соответствующим образом скажется на количестве доступных сведений об уникальных проектах. Из-за необходимости сохранения требуемой секретности военные в течение определенного времени не смогут раскрывать подробности о предыдущих операциях. Отсутствие как старых, так и новых сведений обязательно приведет к появлению очередных предположений, оценок, спекуляций и слухов.


По материалам:
https://defendingrussia.ru/
http://izvestia.ru/
http://deepstorm.ru/
http://hisutton.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-545.html