«Нельма». Атомные глубоководные станции проекта 1851

Помимо субмарин основных классов военно-морскому флоту необходимы подводные аппараты специального назначения. Важную роль в структуре российского ВМФ играют т.н. атомные глубоководные станции – специализированные подводные лодки, предназначенные для решения тех или иных особых задач. Известно о существовании нескольких подобных кораблей ряда проектов. Первым представителем такого класса в советском/российском флоте стали глубоководные станции проектов семейства 1851.

Необходимо отметить, что проекты семейства 1851 с самого начала разрабатывались в атмосфере особой секретности. На перспективные атомные глубоководные станции (АГС) должны были возлагаться особые задачи, что приводило к соответствующим последствиям. Так, даже через несколько десятилетий после завершения разработки и начала эксплуатации новой техники сведения о подобных проектах не отличаются подробностями. Большая часть информации о проекте 1851 и иных подобных разработках получена из разных источников, а также порой носит отрывочный или оценочный характер. Как следствие, большая часть сведений до сих пор остается тайной, однако опубликованные данные позволяют составить определенную картину.

«Нельма». Атомные глубоководные станции проекта 1851
АГС АС-23 у причала. Фото Militaryrussia.ru



По имеющимся данным, первые работы в области атомных глубоководных станций стартовали еще в середине шестидесятых годов прошлого века, но в течение нескольких следующих лет касались только теоретических вопросов. В 1972 году Совет министров СССР постановил начать разработку двух новых проектов. Одна из перспективных АГС создавалась в рамках проекта 1851. Исполнителем работ было назначено ЦКБ-18, главным конструктором стал С.М. Бавилин. В 1974 году ЦКБ-18 вошло в состав вновь образованного конструкторского бюро «Малахит». Разработка уже начатых проектов при этом не прекращалась.

На одном из ранних этапов проектирования был сформирован оригинальный облик будущей атомной глубоководной станции. Предлагалось проектировать подводную лодку малых размеров, оснащенную собственной атомной энергетической установкой и прочими системами требуемых типов. На борту лодки должно было устанавливаться разнообразное оборудование, необходимое для выполнения особых задач. К проекту 1851 не предъявлялись высокие требования в части ходовых качеств: малую субмарину предлагалось доставлять в заданный район при помощи подлодки-носителя.

Из имеющихся данных следует, что первый вариант проекта 1851 не был лишен недостатков, из-за чего появилось предложение о его переработке. Специалисты «Малахита» внесли в проект значительные изменения, вследствие чего он получил новое обозначение 18510. Также эта версия АГС иногда упоминается под именем «Нельма». Именно обновленный вариант проекта получил одобрение заказчика в лице командования военно-морского флота и был доведен до стадии строительства и испытаний.

Согласно распространенной версии, проектом 18510 предлагалось использование полуторакорпусной конструкции подводной лодки с прочным корпусом, изготовленным из титана. При этом прочие подробности общей архитектуры подлодки установить невозможно. Немногочисленные известные фотографии показывают, что АГС этого типа имеет корпус круглого или близкого к круглому сечению, на верхней части которого монтируется надстройка небольшой ширины. Первый вариант проекта подразумевал отказ от рубки, находящейся на палубе. Тем не менее, по результатам первых испытаний было принято решение об использовании этого агрегата.


Предположительный общий вид АГС "Нельма" / "Палтус". Рисунок Hisutton.com


«Нельма» оснащается ядерной энергетической установкой, построенной на основе одного реактора. Мощность реактора, по разным оценкам, не превышает 10 МВт. По некоторым данным, на ранних стадиях разработки предлагалось использовать реактор, аналогичный применявшимся на космических аппаратах. Кроме того, существовало предложение об использовании необычных средств биологической защиты: вместо традиционных материалов в этой роли должна была использоваться забортная вода.

Основной задачей ядерного реактора являлась выработка электроэнергии для электродвигателя, связанного с гребным винтом. Последний помещался на кормовой оконечности корпуса и, по некоторым оценкам, мог находиться внутри кольцевого канала. Рядом с винтом предусматривалась установка горизонтальных и вертикальных плоскостей с рулями.

По разным данным, общая длина АГС проекта 18510 «Нельма» достигала 44 м. Ширина – не более 3,5 м, осадка – 4 м. Водоизмещение малой подлодки должно находиться в пределах 520-530 т. Сведения о допустимой глубине погружения отсутствуют. Высказываются предположения о возможности погружения на глубину в несколько сотен метров, вплоть до 1 км. В подводном положении субмарина может развивать скорость не более 5-6 узлов.

Атомные глубоководные станции «Нельма» предназначались для решения специальных задач, что соответствующим образом сказалось на их облике. Внутри прочного корпуса размещается разнообразное оборудование, как «традиционное» для современных подводных лодок, так и имеющее особые цели. Управлять лодкой и бортовой аппаратурой должен экипаж, в состав которого входит не более 10 офицеров. Также, по некоторым данным, на борту могут присутствовать несколько водолазов, покидающих лодку для работы на глубине. Для обеспечения водолазных работ на борту АГС имеются шлюз и барокамера.


Атомная глубоководная станция в представлении художника. Рисунок Hisutton.com


Состав специального оборудования подлодки, по понятным причинам, не оглашался. Тем не менее, на этот счет существуют различные оценки. Так, на известных фотографиях «Нельмы» видно, что носовая часть корпуса имеет сферические очертания. В связи с этим появилась версия о размещении там части целевого оборудования. В частности, существует предположение об оснащении глубоководной станции дистанционно управляемыми манипуляторами, при помощи которых она может взаимодействовать с окружающими объектами.

В качестве носителя атомной глубоководной станции была выбрана существующая подводная лодка, которую следовало переоборудовать по специальному проекту. Конструкторским бюро «Рубин» на основе существующего проекта многоцелевой атомной подлодки 675 был создан новый проект 675Н. В начале 1973 года предприятие «Звездочка» (г. Северодвинск) приступило к перестройке АПЛ К-86 (ранее имела тактический номер К-170) по новому проекту. В связи со сложностью подобных работ носитель АГС проекта 1851 / 18510 был подготовлен только в 1981 году. После модернизации подлодка была переименована в КС-86.

В 1973 году в бюро «Малахит» завершилась разработка первой версии проекта «Нельма» – 18510. По ряду причин, в том числе и из-за отсутствия требуемого носителя, начало строительства головной глубоководной станции было отложено. Закладка первой АГС, получившей тактический номер АС-23, состоялась только в сентябре 1981 года. Строительство головного образца осуществлялось Ленинградским адмиралтейским объединением. Примерно через два года субмарину спустили на воду, после чего начались ее испытания.


Подлодка-носитель КС-86, конец восьмидесятых годов. Фото Hisutton.com


Именно во время испытаний, в 1984 году, зарубежные разведки впервые узнали о существовании новейшей советской АГС. В документах НАТО эта разработка в дальнейшем фигурировала под обозначением X-Ray («Рентгеновский луч»). Впоследствии в зарубежных источниках появилось и название Nelma, соответствующее исходному имени проекта.

В ходе проверок было установлено, что в существующем виде станция нового типа не лишена определенных недостатков. В частности, требовалось использование рубки, защищающей верхний люк от заливания водой при волнении. Перед началом следующего этапа испытаний лодку доработали соответствующим образом. Кроме того, были возможны изменения тех или иных особенностей проекта, использование новых устройств и т.д. Испытания АС-23 завершились в конце 1986 года. В последних числах 86-го атомную глубоководную станцию сдали заказчику, и вскоре она была введена в полноценную эксплуатацию. Первым носителем станции стала подлодка КС-86.

В декабре 1984 года состоялась закладка головной АГС обновленного проекта 18511 «Палтус». С учетом результатов первых испытаний АС-23 было принято решение о доработке существующего проекта. После внесения всех требуемых изменений глубоководная станция стала длиннее примерно на 11 м, а ее водоизмещение выросло почти на 200 т. Также штатным элементом конструкции стала рубка с набором выдвижных устройств.

В конце 1991 года флоту передали головную АГС проекта 18511 – АС-21. С 1989 года велось строительство серийной станции этого типа, получившей номер АС-35. Ее передали заказчику в октябре 1995 года. В некоторых источниках также упоминаются закладка и начало строительства третьей станции типа «Палтус», которую так и не удалось завершить и передать заказчику. Тем не менее, достоверные сведения о существовании этой АГС отсутствуют. Три построенные малые подлодки были введены в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота, на вооружении которой также состояли атомные глубоководные станции и иные специальные комплексы нескольких типов.


КС-411 (слева) и КС-86 (справа). Фото Militaryrussia.ru


Первым носителем атомных глубоководных станций стала подлодка КС-86 проекта 675Н. С 1983 года на ремонте и модернизации находилась субмарина, впоследствии получившая имя КС-411 «Оренбург». В 1991 году она была принята в состав 29-й отдельной бригады подлодок и стала штатным носителем «Нельмы» / «Палтусов». В середине девяностых стартовала модернизация подлодки КС-129 «Оренбург» по проекту 09786. В 2006 году субмарину, получившую возможность работы с существующими АГС, вернули военно-морскому флоту. С 1999 года предприятием «Звездочка» осуществлялись ремонт и модернизация АПЛ К-64 «Подмосковье». Лодка была перестроена по проекту 09787, в соответствии с которым лишилась штатного ракетного вооружения и получила средства для работы с атомными глубоководными станциями. В конце 2016 года подлодка-носитель БС-64 была передана флоту. Есть основания полагать, что она тоже сможет нести технику семейства 1851.

С момента старта программы «Нельма» в подлодки-носители было переоборудовано четыре субмарины существующих типов. В первых испытаниях и на ранних этапах службы роль основного носителя играна подлодка КС-86. В 1991 году ее исключили из боевого состава военно-морского флота и поставили на прикол. В начале двухтысячных стартовала утилизация лодки, завершившаяся в 2005 году. В тот же период было принято решение о прекращении эксплуатации АПЛ КС-411 «Оренбург». В начале 2009 года стартовала утилизация корабля. К настоящему времени все подобные работы были завершены. Таким образом, на данный момент в составе российского ВМФ имеются только две атомные подводные лодки, способные нести АГС различных типов, в том числе «Нельму» / «Палтуса».

Атомные глубоководные станции и их носители вводились в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота. При этом все подобные субмарины находились в ведении Главного разведывательного управления министерства обороны СССР. Впоследствии ведомственная принадлежность техники сменилась. Сейчас «Нельма» и «Палтусы» относятся к Главному управлению подводных исследований Минобороны. Несмотря на смену основного эксплуатанта, задачи подлодок, по-видимому, не изменились.

Какие-либо сведения об эксплуатации атомных глубоководных станций проектов 18510 и 18511 отсутствуют. Из-за специфических возможностей такая техника используется в особо важных операциях, сведения о которых не подлежат разглашению. Как следствие, в открытых источниках отсутствуют какие-либо сведения об участии «Нельмы» и «Палтусов» в реальных операциях, не говоря уже про подробности подобной работы. Возможно, в будущем часть сведений будет опубликована, но пока военное ведомство не спешит оглашать эти данные. Такая обстановка способствует появлению различных слухов и догадок. В частности, в зарубежной прессе регулярно появляются слухи о присутствии у берегов третьих стран российских АГС с не самыми добрыми намерениями. По понятным причинам, авторы этих слухов не могут представить серьезные доказательства своей правоты, а российское военное ведомство не спешит с опровержениями.


АС-23 у причальной стенки. Фото Defendingrussia.ru


В 2012 году поступило несколько новостей, касающихся дальнейшего развития немногочисленного флота автономных глубоководных станций. Сначала стало известно, что одна из подобных субмарин находится на ремонте. Позже появились сообщения о возможном завершении строительства четвертой АГС семейства 1851. Позже вновь появились сообщения о проведении ремонта одного из «Палтусов». С тех пор несколько раз появлялись новости о ремонте техники, но сведения о будущем строительстве четвертого образца так и не получили подтверждения.

Согласно имеющимся данным, на данный момент существуют все три построенные в восьмидесятых и девяностых годах атомные глубоководные станции. В связи с большим возрастом и, вероятно, регулярной работой в интересах ГУГИ, такая техника нуждается в ремонте. Так, в 2012 году в цеху «Звездочки» была замечена головная лодка серии АС-23, а в конце того же года средства массовой информации сообщали о планируемом ремонте АС-35. Это означает, что военное ведомство и военно-морской флот планируют продолжать эксплуатацию уникальной техники, необходимой для решения особых задач.

Следует отметить, что продолжение эксплуатации единственной «Нельмы» и двух «Палтусов» соответствующим образом скажется на количестве доступных сведений об уникальных проектах. Из-за необходимости сохранения требуемой секретности военные в течение определенного времени не смогут раскрывать подробности о предыдущих операциях. Отсутствие как старых, так и новых сведений обязательно приведет к появлению очередных предположений, оценок, спекуляций и слухов.


По материалам:
https://defendingrussia.ru/
http://izvestia.ru/
http://deepstorm.ru/
http://hisutton.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-545.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Комментарий был удален.
  2. НЕКСУС 21 марта 2017 15:50
    Мне одному показалось,читая характеристики Нельмы,что речь как-то очень похожа на некоторые известные ТТХ торпеды-робота Статуса-6?
  3. амурец 21 марта 2017 15:55
    Впервые про эти станции я прочитал в книге Ильин. Колесников "Подводные лодки России."
    http://bookre.org/reader?file=591646&pg=145
    Больше мне ни фотографий, ни описаний не попадалось.
    Характеристики ниже, это для станции 1910
  4. А1845 21 марта 2017 16:40
    фильм ужасов какой-то
    с какими же объектами она должна была взаимодействовать на глубине своими манипуляторами?
    не иначе там где-то колония пришельцев
    1. Талгат 21 марта 2017 21:24
      раз АГС в СССР делали значит они были необходимы в целях безопасности страны и ядерного сдерживания

      Могу предположить что функциями являлись "работа" с глубоководными кабелями связи, ядерное минирование, может кто то что то добавит?
      1. Tatarin83 22 марта 2017 15:32
        Поднимать чужие лодки/корабли/самолеты, или выгрызать из них интересующее оборудование
    2. Владимир Мамкин 21 марта 2017 21:29
      А1845, с кабелями
      1. А1845 22 марта 2017 09:24
        Цитата: Владимир Мамкин
        А1845, с кабелями

        намекните, уважаемый hi - речь идет о системах слежения за подводными лодками?
    3. Сергей39 22 марта 2017 14:51
      Например установить флаг на дне северного полюса
      1. А1845 22 марта 2017 14:53
        интересно, а где у полюса дно
  5. rudolff 21 марта 2017 17:43
    Можно было бы вспомнить и АС-12 (АС-31) пр. Калитка, в просторечии Лошарик. Из носителей плюс Белгород. Под вопросом Хабаровск.
    1. Андрей НМ 22 марта 2017 06:07
      Вот нельзя было переделать в носители 941 проект? Там между корпусами что угодно можно спрятать вместо шахт. Нет, надо было угробить К-64, стратегическую единицу, а эти - на иголки...
      1. rudolff 22 марта 2017 09:54
        Да, в качестве носителя АС 941-е идеально бы подошли. Две Калитки или четыре Палтуса/Нельмы запросто. Плюс куча допоборудования, беспилотники. Причаливание хоть сверху, хоть снизу. И прочные корпуса особо кромсать не пришлось бы. Места для размещения экипажей или спецконтингента выше крыши. Вместо первого торпедного можно было бы мощную антенну ГАК разместить. У нас давно носятся с идеей специализированной лодки гидроакустического дозора, а тут любыми ГАС можно обвесить, как елку игрушками и с Хабаровском не пришлось бы заморачиваться. И БДРМ в строю осталась бы и Белгород по родному проекту достроили. А так... Минус четыре боеготовых корабля. Два в утиль и два в извозчики.
        На крайний случай могли бы ТОФовские БДРы в переделку пустить.
        1. Грица 22 марта 2017 16:11
          В 90-е годы я как раз работал на корабле, который на "Звездочке" переделывали в носитель. В Северодвинске их называли "Матка".
        2. Андрей НМ 23 марта 2017 05:33
          Рудольф, тут такой момент. На 1999 год, когда К-64 поставили на переоборудование, 941-е еще были в строю, но изделия для них уже доживали свой срок, и "потенциальные друзья" уже об этом знали. БДРы тоже были полумертвые за исключением последних, а вот БДРМы, особенно после Бегемота, как кость в горле. Там и задел по изделиям, и по срокам службы, и по "свежести" самих кораблей. Ты же помнишь, я писал о том, как хотели КРАСМАШ "грохнуть", из УРАВа были депеши о том, чтобы старший военпред дал заключение о неспособности предприятия к возобновлению производства. Слава богу, не прокатило. Ту, наверное, сказалась и смена власти, и действия директора завода и старшего военпреда. В результате появились Лайнер и Синева (сначала Синева :)). Но до сих пор трясет. Недавно вернули предыдущего директора, команда меняется... Вроде работают, народ на смену толпой идет, модернизация проходит. Посмотрим.
          Вот такой вид из окна был у моих родителей. Узнаешь "карандашик"? Это что-то типа памятника. smile
          1. rudolff 23 марта 2017 09:46
            Н-да, Андрей... Многие виды у меня из окна открывались, особенно за время службы, но чтоб такие "фонарные столбы" росли на газонах... Круто, однако!
            Нет, Андрей, дело не в том, что 941-е еще находились в строю, наши кремлевские квартиранты сознательно шли на причинение ущерба обороноспособности страны. Вспомни, на момент принятия решения о переоборудовании К-64 Подмосковье, у нас уже без боекомплекта в резерве находились ТК-202, ТК-12, ТК-13. Экипажи были расформированы и корабли пошли под резак уже в 2000-х. Ты только вдумайся, уничтожили корабли, отслужившие 10-15 лет, но при этом оставили БДРы на ТОФе! Причем за утилизации платили американцы. По двум программам: "Глобальное партнерство" и "Совместное уменьшение угрозы". Во истину, услышав денег шелест, лохи пошли на нерест! Переоборудование К-64 лишь вишенка на праздничный тортик ко дню благодарения лучшим друзьям. Под носитель и Белгород достраивают, абы не по своему предназначению. Из той же оперы и отказ от достройки заложенных корпусов 971-х лодок. Это при том, что до сих пор в строю 671-е. Путина на стапель амурского водили, лично показывали Ирбис в 60% готовности, просили достроить... Нет! Все, что пугало или напрягало американцев, все в отстой, в утиль, в переделку или просто брошено. Сейчас вроде опомнились, да многого уже не вернуть, да и бюджет трещит.
            1. DenZ 23 марта 2017 11:11
              Цитата: rudolff
              Многие виды у меня из окна открывались, особенно за время службы, но чтоб такие "фонарные столбы" росли на газонах... Круто, однако!

              На территории ГРЦ им. Макеева В.П. Такой же "столб фонарный" есть.
              1. Андрей НМ 23 марта 2017 15:27
                Вообще у нас тут сразу два "столбика" рядом. Вот второй:


                А какие родные надписи на лючках! Рульмашинки! Вентиль слива окислителя! Музыка!!! Хоть изделие и не морское... Это у опорного аэрокосмического университета. Я там 20 лет назад второй диплом получал. Тогда можно было во время службы учиться, чем я и воспользовался. Теперь сын там грызет гранит науки.
                1. DenZ 23 марта 2017 15:41
                  Цитата: Андрей НМ
                  Вообще у нас тут сразу два "столбика" рядом. Вот второй:

                  Красиво. Это Красноярск я так понимаю?
                  1. Андрей НМ 23 марта 2017 15:42
                    Да, Красноярск.
            2. Андрей НМ 23 марта 2017 15:39
              Кстати, когда-то это было окно Новоселова Федора Ивановича, очень уважаемого человека.
  6. кедр 21 марта 2017 18:08
    Цитата: НЕКСУС
    Мне одному показалось,читая характеристики Нельмы,что речь как-то очень похожа на некоторые известные ТТХ торпеды-робота Статуса-6?


    Похоже, но 10 человек экипажа... "Палтус" и Статус" аппараты разного назначения, скорей всего они максимально унифициованы под один тип носителей, что безусловно упрощает и делает экономичней систему их доставки в заданные районы мирового океана.
  7. Юстас 22 марта 2017 15:38
    Предположительно, комплекс создавался для: проведения разведывательных операций, постановки помех на маршрутах боевого патрулирования атомоходов ВМФ РФ, решения научно-технических задач, спасения людей в экстремальных ситуациях, операций по подъёму различного оборудования с затонувшей в море военной техники вероятного противника и для проведения прочих специальных операций.

    По другим данным, комплекс предназначен для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане и проведения подводной разведки на глубинах до 1 км.
    Тема актуальна в плане освоения Арктики и ее шельфа на предмет добычи углеводородов + прослушка кабелей, проложенных по дну Мирового океана.
Картина дня