Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть VI
Американские палубные пикирующие бомбардировщики
После сражения у атолла Мидуэй в июне 1942 года (См. статью «Палубная авиация во Второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III» от 1 июня 2016 г.) основными палубными ударными самолётами ВМС США наряду с торпедоносцами «Грумман» TBF/TBM «Авенджер» стали пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD «Доунтлесс».
Пилот SBD-3 с авианосца «Уосп» наносит отметку о сбитом «Зеро», август 1942 г. (Фото из книги С. Иванова «Война в воздухе-129»)
Последней боевой операцией «Доунтлессов» с палуб американских авианосцев стало вторжение на Марианские острова в июне 1944 года. В ходе операции «Форейджер» на авианосце «Лексингтон» 58-го Оперативного Соединения базировались 34 «Доунтлесса».
SBD-5 «Доунтлесс» в боевом полёте, июнь 1944 г. (Фото сайта www.worldwarphotos.info)
С начала 1944 года уже шла активная замена пикирующих бомбардировщиков «Дуглас» SBD-5 в авианосных эскадрильях на более скоростные и мощные SBD2C «Хеллдайверы» фирмы «Кёртис». «Доунтлессы» продолжили свою боевую карьеру уже с береговых аэродромов. Применение их с палуб эскортных авианосцев было признано нецелесообразным из-за отсутствия механизма складывания консолей крыла.
«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» возвращается с боевого задания на острове Палау, март 1944 г. (Фото сайта www.gettyimages.com)
Сравнительные тактико-технические характеристики различных модификации «Доунтлессов» представлены в таблице.
Пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD «Доунтлесс» под обозначением А-24, А-24А и А-24В «Бенши» были приняты на вооружение и американских ВВС. Это были аналоги флотских SBD-3, SBD-4 и SBD-5 соответственно. Количество поставленных ВВС самолётов составило 953 (это 16% от общего выпуска SBD «Доунтлесс»).
В полёте «Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС США (Фото сайта www.regjans.com)
Основное отличие А-24 «Бенши» от «Доунтлессов» заключалось в отсутствии тормозного гака (крюка) и радаров, которые устанавливались на поздних модификациях SBD, а также более крупным задним колесом с пневматиком. При этом сохранялась возможность превращения «сухопутных» «Бенши» в бомбардировщики палубного базирования (были подготовлены специальные наборы для соответствующей переделки).
«Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС США готовится к взлёту с аэродрома острова Моротай (Молуккский архипелаг), январь 1945 г. (Фото сайта photobucket.com)
Небольшое количество «Доунтлессов» во время войны было поставлено в ВВС Новой Зеландии (68 единиц) и Франции (около 80 А-24В и SBD-5). В Великобританию для всесторонних испытаний направили 9 SBD-5, где они получили обозначение «Доунтлесс» Мк.I. Англичане после детального изучения боевых возможностей SBD отказались от их поставок.
Пикирующий бомбардировщик «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» Новозеландских ВВС, 1945 г. (Рис. сайта deviantart.net)
SBD-4 «Доунтлесс» ВВС Новой Зеландии готовят к боевому вылету на аэродроме острова Эспириту-Санта, Коралловое море, 1943 г. (Фото сайта en.wikipedia.org)
Пикирующий бомбардировщик «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» авиации ВМС Франции, 1945 г. (Рис. сайта wardrawings.be)
«Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС «Свободной Франции», 1944 г. (Рис. сайта wardrawings.be)
Наряду с музейными экспонатами некоторое количество пикировщиков «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» сохранились в лётно-пригодном (восстановленном) состоянии и активно участвуют во всевозможных авиационных шоу.
В полёте восстановленный SBD-5 «Доунтлесс», США, декабрь 2005 г. (Фото сайта www.momentscapture.com)
«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» на авиашоу в Мичигане, США, август 2004 г. (Фото сайта www.airliners.net)
«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» в полёте с муляжами авиабомб под Нью-Йорком, США, 2011 г. (Фото сайта www.airliners.net)
В демонстрационном полёте SBD-5 N93RW «Доунтлесс», принадлежащий авиамузею Галвестона, штат Техас, США (Фото сайта www.warbirdalley.com)
«Дуглас» А-24 «Бенши» в музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон (Фото сайта www.flugzeuginfo.net)
Этот же пикировщик «Дуглас» А-24 «Бенши» на дорожке у музейного ангара, авиабаза Райт-Паттерсон, США (Фото сайта www.flugzeuginfo.net)
Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Фредерик Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – (Военно-историческая библиотека).
6. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
8. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Английские военные самолёты Второй мировой войны/Под ред. Д. Марча; Пер. с англ. М.В. Коновалова/ – М.: АСТ, 2002.
10. Американские самолёты Второй мировой войны (1939-1945 гг.)/Под ред. Д.Дональда; Пер. с англ. С. Виноградова и М. Коновалова – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
11. Иванов С.В. Grumman «Avenger». Война в воздухе (Часть 1-№98, Часть 2 №99) – Белорецк: ООО «АРС», 2003.
12. Иванов С.В. SB2C «Helldiver». Война в воздухе (№121) – Белорецк: ООО «АРС», 2004.
13. Иванов С.В. SBD «Dauntless». Война в воздухе (№129) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
14. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
15. Кравченко В.Я. Бомбардировщик-торпедоносец Фейри «Баракуда» - Харьков: Кооператив «Акустик», 1992.
16. Кондратьев В. Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик «Кертисс» SB2C «Хеллдайвер». Авиамастер 4-2003.
17. Околелов Н., Чечин А. От биплана к моноплану. Палубный разведчик CURTISS SB2C HELLDIVER. Моделист-Конструктор №1 2002.
18. Peter C. Smith. Douglas SBD Dauntless. Printed in Great Britain, 1997.
19. Bert Kinzey. SBD Dauntless in detail & scale. DS48.
20. David Brazelton. The Douglas SBD Dauntless (Aircraft Profile 196) - Profile Publications Ltd, 1967.
21. Robert Stern, Don Greer. SB2C Helldiver in action. Aircraft No.54 – Squadron/signal publications inc., 1982.
22. David Mondey. The Concise Guide to American Aircrafts of World War II. Chancellor Press, 2006.
23. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947 - Putnam, 1979.
24. Barrett Tillman, Tom Tullis. Helldiver Units of World War 2 - Osprey Publishing, 1997.
Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://deviantart.net ;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.axis-and-allies-paintworks.com;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.
Продолжение следует…
После сражения у атолла Мидуэй в июне 1942 года (См. статью «Палубная авиация во Второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III» от 1 июня 2016 г.) основными палубными ударными самолётами ВМС США наряду с торпедоносцами «Грумман» TBF/TBM «Авенджер» стали пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD «Доунтлесс».
Пилот SBD-3 с авианосца «Уосп» наносит отметку о сбитом «Зеро», август 1942 г. (Фото из книги С. Иванова «Война в воздухе-129»)
Последней боевой операцией «Доунтлессов» с палуб американских авианосцев стало вторжение на Марианские острова в июне 1944 года. В ходе операции «Форейджер» на авианосце «Лексингтон» 58-го Оперативного Соединения базировались 34 «Доунтлесса».
SBD-5 «Доунтлесс» в боевом полёте, июнь 1944 г. (Фото сайта www.worldwarphotos.info)
С начала 1944 года уже шла активная замена пикирующих бомбардировщиков «Дуглас» SBD-5 в авианосных эскадрильях на более скоростные и мощные SBD2C «Хеллдайверы» фирмы «Кёртис». «Доунтлессы» продолжили свою боевую карьеру уже с береговых аэродромов. Применение их с палуб эскортных авианосцев было признано нецелесообразным из-за отсутствия механизма складывания консолей крыла.
«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» возвращается с боевого задания на острове Палау, март 1944 г. (Фото сайта www.gettyimages.com)
Сравнительные тактико-технические характеристики различных модификации «Доунтлессов» представлены в таблице.
Пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD «Доунтлесс» под обозначением А-24, А-24А и А-24В «Бенши» были приняты на вооружение и американских ВВС. Это были аналоги флотских SBD-3, SBD-4 и SBD-5 соответственно. Количество поставленных ВВС самолётов составило 953 (это 16% от общего выпуска SBD «Доунтлесс»).
В полёте «Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС США (Фото сайта www.regjans.com)
Основное отличие А-24 «Бенши» от «Доунтлессов» заключалось в отсутствии тормозного гака (крюка) и радаров, которые устанавливались на поздних модификациях SBD, а также более крупным задним колесом с пневматиком. При этом сохранялась возможность превращения «сухопутных» «Бенши» в бомбардировщики палубного базирования (были подготовлены специальные наборы для соответствующей переделки).
«Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС США готовится к взлёту с аэродрома острова Моротай (Молуккский архипелаг), январь 1945 г. (Фото сайта photobucket.com)
Небольшое количество «Доунтлессов» во время войны было поставлено в ВВС Новой Зеландии (68 единиц) и Франции (около 80 А-24В и SBD-5). В Великобританию для всесторонних испытаний направили 9 SBD-5, где они получили обозначение «Доунтлесс» Мк.I. Англичане после детального изучения боевых возможностей SBD отказались от их поставок.
Пикирующий бомбардировщик «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» Новозеландских ВВС, 1945 г. (Рис. сайта deviantart.net)
SBD-4 «Доунтлесс» ВВС Новой Зеландии готовят к боевому вылету на аэродроме острова Эспириту-Санта, Коралловое море, 1943 г. (Фото сайта en.wikipedia.org)
Пикирующий бомбардировщик «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» авиации ВМС Франции, 1945 г. (Рис. сайта wardrawings.be)
«Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС «Свободной Франции», 1944 г. (Рис. сайта wardrawings.be)
Наряду с музейными экспонатами некоторое количество пикировщиков «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» сохранились в лётно-пригодном (восстановленном) состоянии и активно участвуют во всевозможных авиационных шоу.
В полёте восстановленный SBD-5 «Доунтлесс», США, декабрь 2005 г. (Фото сайта www.momentscapture.com)
«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» на авиашоу в Мичигане, США, август 2004 г. (Фото сайта www.airliners.net)
«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» в полёте с муляжами авиабомб под Нью-Йорком, США, 2011 г. (Фото сайта www.airliners.net)
В демонстрационном полёте SBD-5 N93RW «Доунтлесс», принадлежащий авиамузею Галвестона, штат Техас, США (Фото сайта www.warbirdalley.com)
«Дуглас» А-24 «Бенши» в музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон (Фото сайта www.flugzeuginfo.net)
Этот же пикировщик «Дуглас» А-24 «Бенши» на дорожке у музейного ангара, авиабаза Райт-Паттерсон, США (Фото сайта www.flugzeuginfo.net)
Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Фредерик Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – (Военно-историческая библиотека).
6. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
8. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Английские военные самолёты Второй мировой войны/Под ред. Д. Марча; Пер. с англ. М.В. Коновалова/ – М.: АСТ, 2002.
10. Американские самолёты Второй мировой войны (1939-1945 гг.)/Под ред. Д.Дональда; Пер. с англ. С. Виноградова и М. Коновалова – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
11. Иванов С.В. Grumman «Avenger». Война в воздухе (Часть 1-№98, Часть 2 №99) – Белорецк: ООО «АРС», 2003.
12. Иванов С.В. SB2C «Helldiver». Война в воздухе (№121) – Белорецк: ООО «АРС», 2004.
13. Иванов С.В. SBD «Dauntless». Война в воздухе (№129) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
14. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
15. Кравченко В.Я. Бомбардировщик-торпедоносец Фейри «Баракуда» - Харьков: Кооператив «Акустик», 1992.
16. Кондратьев В. Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик «Кертисс» SB2C «Хеллдайвер». Авиамастер 4-2003.
17. Околелов Н., Чечин А. От биплана к моноплану. Палубный разведчик CURTISS SB2C HELLDIVER. Моделист-Конструктор №1 2002.
18. Peter C. Smith. Douglas SBD Dauntless. Printed in Great Britain, 1997.
19. Bert Kinzey. SBD Dauntless in detail & scale. DS48.
20. David Brazelton. The Douglas SBD Dauntless (Aircraft Profile 196) - Profile Publications Ltd, 1967.
21. Robert Stern, Don Greer. SB2C Helldiver in action. Aircraft No.54 – Squadron/signal publications inc., 1982.
22. David Mondey. The Concise Guide to American Aircrafts of World War II. Chancellor Press, 2006.
23. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947 - Putnam, 1979.
24. Barrett Tillman, Tom Tullis. Helldiver Units of World War 2 - Osprey Publishing, 1997.
Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://deviantart.net ;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.axis-and-allies-paintworks.com;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.
Продолжение следует…
Автор: AlexanderBrv