Индия и Китай. Морская мощь
Ключевым термином для китайской военно-морской стратегии является термин «островная цепь», то есть систему американских фортификаций американцев в Тихом океане. Первая островная цепь – это Япония, Южная Корея, северные и южные островные архипелаги, Филиппины и Тайвань. Вторая – Японский архипелаг, Маршалловы и Бонинские острова. Гораздо реже можно встретить и термин «Третья островная цепь», куда входят Гавайские острова. Для Китая островные цепи являются основным инструментом сдерживания Америки, при помощи которого можно ограничить свободу стратегических маневров.
В настоящее время основное внимание китайского правительства сосредоточено на тихоокеанском регионе, где китайские военно-морские силы пытаются создать концентрированное присутствие с целью противодействия присутствию американцев и, как следствие, установление с ними паритета. Что же касается военно-морской стратегии Китая в Индийском океане, то у государства пока нет достаточного количества ресурсов, чтобы претендовать на главенствующие позиции в данном регионе. Поэтому здесь основная задача китайского флота сводится к обеспечению защиты энергетических поставок из Пакистана, а также его поддержка с целью создания угрозы для Индии.
Китайские военные корабли принимают активное участие в патрулировании судов для осуществления защиты их от пиратских атак в Индийском океане. Это не вызывает никаких негативных реакций со стороны Запада, поскольку озабоченность правительства безопасностью своих перевозок воспринимается с пониманием. Однако эксперты прогнозируют, что такое патрулирование может стать началом установления гегемонии Китая в Индийском океане. Сам Китай всячески избегает комментировать ситуацию.
Все возрастающая морская активность страны направлена и на то, чтобы обеспечить безопасность морских путей, которые имеют важное стратегическое значение для Китая в плане транспортировки нефти из района Персидского залива, поскольку более 80 процентов нефтепродуктов поступает через Малаккский пролив. Поэтому китайцы, по примеру крупных западных государств, пытаются наладить свою цепочку военно-морских баз в дружественных Китаю южно- и восточноазиатских государствах.
Необходимо отметить, что Индия весьма результативно оказывает противодействие Китаю в плане расширения влияния. В результате Китаю никак не удается закрепить позиции на Мальдивах, где Китай планировал создать базу для своих подлодок.
Наиболее остро противостояние Индии и Китая ощущается в Южно-Китайском море, где столкнулись морские доктрины двух государств. Китайское правительство очень недовольно сближением Индии с Вьетнамом, хотя такое развитие ситуации вполне закономерно – Индия таким образом ответила Китаю за сближение с Пакистаном. Кроме недовольства по поводу совместной индо-вьетнамской программы по добыче нефти, Китай весьма негативно воспринимает и военно-техническое сотрудничество двух государств, активно развивающееся более 5 лет. Индия проводит модернизацию и ремонт 21-х МиГов, принадлежащих вьетнамской армии, а также занимается поставками запчастей к вьетнамским кораблям. Кроме того, военно-морские силы этих двух стран регулярно проводят совместные учения.
Ухудшение отношений между Индией и Китаем выгодно правительству Соединенных Штатов Америки, которое в течение нескольких лет проводит политику сдерживания Китая. Однако Индия не намерена усугублять противоречия с Китаем. Более того, в 2011 году между двумя странами были возобновлены переговоры по вопросам обороны, которые подразумевают и проведение совместных учений. На данном этапе первостепенной задачей, как для Индии, так и для Китая является урегулирование ситуации вокруг Аксай Чин и Аруначал.
Надо сказать, что новая военно-морская стратегия Индии определяет желание государства иметь крупный сбалансированный океанский флот. В настоящий момент индийские военно-морские силы являются одними из крупнейших в мире, а после того, как будет реализована программа по крупномасштабному военно-морскому строительству, Индия прочно укрепит свои позиции в числе пяти мощнейших флотов в мире.
По словам китайских экспертов, в 2012 году расходы Индии на военную отрасль возрастут до 39 миллиардов долларов, но и такая сумма будет недостаточна для удовлетворения всех потребностей армии. Генерал-майор Инь Чжо уверен, что такой рост расходов в первую очередь связан с ростом экономики страны, а также с тем, что правительство прилагает большие усилия для обеспечения постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Такие желания требуют обладания большим военным потенциалом, в частности, для поддержания превосходства над Пакистаном. А это, в свою очередь, и привело к тому, что Индия вынуждена была увеличить расходы на военную отрасль. По его словам, Индия пошла по короткому пути, пытаясь при помощи закупок иностранного вооружения создать современную оборонную промышленность, поскольку самостоятельные разработки в среднем могут занять 15-20 лет. Но такая стратегия может дать только краткосрочный эффект. В долгосрочной перспективе Индии необходимо более активно развивать собственную военную отрасль. Генерал также считает, что большой ошибкой Индии было то, что ставка была сделана на закупку иностранного вооружения, в результате чего собственный оборонный комплекс оставался неразвитым.
На сегодняшний день все морское строительство Индии зависит от импорта техники из России и Франции. В отличие от Китая, у Индии нет мощной судостроительной промышленности, тем не менее, в последнее десятилетие страна добилась значительных успехов в плане строительства военных судов. Необходимо отметить реализацию таких проектов, как строительство атомохода Arihant, авианосца Vikrant, призванного заменить авианосец Viraat, единственный на сегодняшний день в Индии. Кроме того, весьма успешно ведутся и такие проекты, как строительство корветов Kamorta, эсминцев Kolkata и Delhi, фрегатов Shivalik. Следует также отметить также и совместное российско-индийское создание крылатых ракет BrahMos и BrahMos II.
Кроме того, большое внимание уделяет Индия и реализации программ для осуществления информационной осведомленности в Мировом океане. С этой целью проводится ряд программ по созданию системы слежения, в которую войдут военные спутники, беспилотники, вертолеты и самолеты ДРЛО, 24 патрульных самолета P-8 Poseidon.
До 2020 года Индия планирует уже иметь три боевых корабля – неатомных авианосца. Также неоднократно появлялась информация о том, что Индия может закупить еще и несколько десантных кораблей.
Представители индийского военного ведомства неоднократно говорили о необходимости создания мощного флота. Таким образом, к 2020 году в Индии может быть создан современный флот, в составе которого будут находиться 3 авианосца, около 70 корветов, фрегатов и эсминцев, 30 подлодок, 6 атомоходов и около 15-20 неатомных подлодок.
Что же касается Китая, то он на протяжении последних 20 лет развивался в соответствии с необходимостью противостояния американским ВМС.
До 2020 года Китай планирует построить два неатомных авианосца, а затем начать строительство и атомных. Большое внимание уделяется также палубной авиации. Если изначально основным самолетов такого типа должен был стать Су-33 российского производства, то позже ситуация изменилась, и в Китае была создана его копия - J-15.
Кроме того, в стране ведутся активные разработки вертолета ДРЛО Z-8, который является копией российского Ка-31, и самолета ДРЛО, который очень похож на американский E-2 Hawkeye. Помимо этого, Китай продолжает развивать и подводный флот, ракетные силы. В составе китайских военно-морских сил в данный момент находится примерно 200 кораблей и, хотя большая их часть устарела, у них есть и более новые судна, не только российского, но и собственного производства.
Кто сильнее? Ситуация складывается таким образом, что более сильным окажется то государство, которое сможет установить контроль над водами Мирового океана, причем в долгосрочной перспективе. А такой контроль возможно установить только при помощи военно-морского превосходства.
Автор: boval