Гидроавиация японского подводного флота во Второй мировой войне. Часть VII

b]«Кугишо» E14Y1 – единственный самолёт, бомбивший Америку во время WWII (окончание)[/b]

18 апреля 1942 года группа из 16 бомбардировщиков В-25 под командованием полковника ВВС США Дж. Дулиттла, взлетевшая с авианосца CV-12 «Хорнет», совершила дерзкий налёт на столицу Японии Токио и города Нагоя, Осака и Кобе. Данная акция являлась своеобразным ответом США на удар, нанесённый японской стороной по главной базе американского флота в бухте Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Для США бомбардировка территории Японии представляла большой психологический эффект (материальная сторона дела была не главной, да и с потерями не считались – 15 В-25 не долетели до Китая). Японская сторона расценивало это событие как удар по престижу нации и своих вооружённых сил.

В качестве ответной меры высшее руководство Японии разрабатывало планы нанесения ответного удара по континентальной части территории США. Успешные действия авианесущих подводных лодок на удалённых районах мирового океана, в том числе и в непосредственной близости от побережья Северной Америки (в районе Алеутских островов), показали их принципиальную возможность по осуществлению удара по самим США.

В начале августа 1942 года капитана авианесущего подводного крейсера I-25 Мейдзи Тагами вызвали в Генеральный штаб Императорского флота, где ему в присутствии члена императорской семьи – принца Такамацу, была поставлена задача: осуществить переход к Западному побережью Соединённых Штатов и осуществить бомбардировку американской территории с помощью бортового гидросамолёта «Кугишо» E14Y1 («Глен»).

Лодка I-25 и её экипаж имели на тот момент самый большой и разнообразный боевой опыт (поход к побережью Австралии и Новой Зеландии, островам Фиджи и действия в районе Алеутских островов и у побережья США). Пилот E14Y1 мичман Нубудо Фудзита считался наиболее опытным среди своих боевых коллег и имел самый большой налёт часов (около 4000).


Нубудо Фудзита – пилот гидросамолёта E14Y1, сбросившего бомбы на Америку

В ходе подготовки боевой операции разведке Японии удалось добыть подробные карты Западного побережья США в районе мыса Бланко и прилегающих территорий (штат Орегон). Это и определило место нанесения удара, который планировали осуществить специальными 76-кг зажигательными бомбами, начинёнными небольшими пластинами белого фосфора, которые при взрыве разлетались на большой площади (до 300 квадратных метров) и самовоспламенялись на воздухе с температурой горения до 1500 градусов Цельсия.

Бортовой гидросамолёт E14Y1 (в облегчённом варианте - без оборонительного вооружения и с уменьшенным запасом топлива) мог брать на борт две такие 76-кг бомбы (вместо двух штатных по 30 килограмм). Разрывы зажигательных бомб в сухой лесистой местности, по замыслу японского командования, должны были вызвать пожары на большой территории побережья США.

Субмарина I-25 отправилась в свой исторический поход к Западному побережью Соединённых Штатов из порта Йокосуки 15 августа 1942 года, неся на своём борту самолёт «Кугишо» E14Y1 («Глен») и шесть специальных зажигательных бомб. В намеченный район лодка пришла в начале сентября 1942 года. Однако погода в районе мыса Бланко не позволяла приступить к активной фазе операции.

Свой первый боевой вылет на историческую бомбардировку континентальной территории США экипаж E14Y1 в составе пилота Нубудо Фудзиты и наблюдателя Содзи Окуды совершил 9 сентября 1942 года. E14Y1 («Глен») стартовал с борта I-25 при помощи пневматической катапульты и, ориентируясь на огни маяка на мысе Бланко, сбросил две 76-килограммовые зажигательные бомбы на лесной массив. Удаление точки бомбометания от береговой черты составило более 11 километров. Повернув на обратный курс, Фудзита отметил воспламенение лесного массива в районе бомбометания.


Мемориальная доска, посвящённая сентябрьским событиям 1942 года, Брукингс, штат Орегон, США

По иронии судьбы через двадцать лет после окончания войны Нубудо Фудзита со своей женой по приглашению администрации Брукингса, штат Орегон посетили город, в окрестных лесах которого и были сброшены японские бомбы. В качестве жеста дружбы Фудзита преподнес жителям города 350-летний самурайский меч, а сам стал при этом почётным гражданином Золотого пляжа.


Торпедоносец «Фейри» «Барракуда» Мk.II на борту авианосца «Индефатигейбл» со 113-кг глубинными бомбами, Тихий океан

На вооружении Берегового командования Королевских ВВС и ВВС Австралии состояли поставленные из США по программе ленд-лиза патрульные самолёты «Локхид» «Хадсон» Mk.II/III/IV/V/VI. Последние модификации, в отличие от своих американских собратьев оснащались противокорабельным радаром ASV Mk.II, имели меньшую боевую нагрузку (всего четыре 113-килограммовые глубинные бомбы) и возможность применения 127-мм неуправляемых ракет (НАР).


Британский патрульный самолёт «Хадсон» Mk.VI с РЛС ASV Mk II и вооружённый 127-мм НАР (по четыре под каждым крылом)

В этих условиях использование бортовых гидросамолётов стало крайне проблематичным. В районах активных действий союзных флотов японцы были вынуждены отказаться от воздушной разведки гидросамолётами подводных лодок. В 1944 году E14Y1 ограниченно применялись лишь в акватории Индийского океана для поиска союзных транспортов, не имеющих надёжного охранения.


E14Y1 «Глен» стартовал с корабельной катапульты, 1945 год

В конце 1944 года большая часть сохранившихся в строю E14Y1 за ненадобностью и острого дефицита опытных пилотов была списана с лодок на береговые базы или надводные корабли.

Литература:
1. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
2. Платонов А.В. Линейные силы подводного флота – СПб.: ООО «Галея Принт», 1998.
3. Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (часть 2). Морская коллекция №7, 2004.
4. Иванов С.В. Субмарины Японии 1941-1945. Война на море (№31) - Белорецк: ООО «АРС», 2006.
5. Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение). Морская коллекция №7, 2007.
6. Кащеев Л.Б. Японские субмарины во Второй мировой войне. Морская коллекция №2, 2011.
7. Фирсов А. Авиация Японии во второй мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки. Авиационный сборник №4. ЦАГИ,1996.
8. Соломонов Б., Кулагин К. Подводная авиация страны Ямато. Авиамастер №3, 2003.
9. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
10. Чечин А., Околелов Н. Старт из-под воды. Моделист-конструктор№7,8 -2009.
11. Чечин А., Околелов Н. Зловещий «Горный туман». Гидросамолёт Аичи М6А «Сейран» и его предшественники. Журнал «Авиация и Время» № 04 - 06, 2013.
12. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза; ЭКСМО, 2012.
13. Харук А.И. Все гидросамолёты второй мировой. Иллюстрированная цветная энциклопедия – М.: Яуза; ЭКСМО, 2014.
14. Котельников В. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции. Часть-1(Авиационный сборник №10) – 1996.
15. Козырев М., Козырев В. Авиация стран оси во Второй мировой войне – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
16. Брюханов А. Палубная авиация во Второй мировой войне: Иллюстрированный сборник. Части I – IV. – Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
17. Брюханов А. Авиация подводного флота Японии во Второй мировой войне: Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
18. Гусев А.Н. Подводные лодки специального назначения. Построенные корабли и нереализованные проекты - М.: МОРКНИГА, 2013.
19. R.J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific. Putman & Company. London-1970.
20. Robert C. Mikesh. Aichi M6A1 Seiran, Japan's Submarine-Launched Panama Canal Bomber (Monogram Close-Up 13) – Monogram Aviation Publications. Commonwealth Press Worcester, Massachustts, 1975.
21. Japanese Military Aircraft Illustrated. Vol. 3, Reconnaissance Flying Boat Trainer/Transport - Bunrin-Do Co. Ltd., Tokyo 1983.
22. Robert C. Mikesh & Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941. Putnam Aeronautical Books, London, 1990.
23. Famous airplanes of the world №47. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane – BUNRINDO Co.Ltd, Tokyo 1994.
24. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft - Red Series (№ 5103). Mushroom Model Publications, 2002.
25. Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski. Kugisho E14Y GLEN: The Aircraft that Bombed America (White Series) – MMPBooks, 2012.
26. E. R. Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941 - Aircraft, Airships and Ships Between the Wars. McFarland, 2011.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://www.worldwarphotos.info;
http://wikimedia.org;
http://coollib.com;
http://www.specialhobby.eu;
http://www.eugeneleeslover.com;
http://www.outdoorproject.com;
http://www.victoryinstitute.net.


Продолжение следует…
Автор: AlexanderBrv