"Альваро де Басан" как собирательный образ будущего российского эсминца
Эта история началась год назад, когда на состоявшейся в рамках V Международного Военно-Морского Салона (IMDS 2011) пресс-конференции президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко сделал интригующее заявление: по словам Троценко, корпорация ведет проектирование корабля океанской зоны класса "эсминец" с ядерной энергетической установкой для ВМФ Российской Федерации. Он подчеркнул, что эсминцы нового проекта не будут поставляться на экспорт, а предназначены только для российского Военно-морского флота.
Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий подтвердил факт проектирования для ВМФ России корабля океанской зоны. Уточнив, что закладка нового российского эсминца возможна уже в 2012-2013 гг., есть уверенность на 90 процентов, что корабль будет с ядерной энергетической установкой.
В принципе о новом российском эсминце пр. 21956 говорят уже 20 лет, но никогда еще этот вопрос не обсуждался на таком высоком уровне.
Серия из четырех испанских фрегатов этого типа строилась в период с 1999 по 2006 гг. Боевые корабли предназначены для действий в составе поисково-ударных групп во главе с авианосцем. Стандартное водоизмещение фрегатов – 4500 тонн, полное водоизмещение достигает 5800 тонн (в перспективе, с учетом модернизации – до 6250 тонн). Как видим, «Альваро де Басан» достаточно крупный корабль для своего класса, его размеры приближаются к эсминцам.
Как и любой военный проект НАТО, испанский фрегат – плод международной кооперации. Даже невооруженным глазом заметно, что «Альваро де Басан» - очередная реинкарнация Иджис-эсминца «Орли Берк». Обводы корпуса, вооружение, силовая установка, БИУС «Иджис» - большинство конструктивных элементов «испанца» скопировано с американского боевого корабля. Разумеется, испанцы создавали свой фрегат под нужды собственных ВМС, потому «Альваро де Басан» приобрел свои оригинальные черты – во-первых, он значительно меньше «Орли Берка», а следовательно, дешевле.
Стальной корпус и надстройки фрегата построены с применением «стелс-технологий», командные посты и помещения личного состава протектированы кевларовой броней. Комбинированная дизель-газотурбинная установка позволяет фрегату развивать скорость 28,5 узлов, дальность плавания на экскорости составляет 5000 морских миль (на 18 узлах) – некоторое снижение ходовых характеристик, по сравнению с «Орли Берком», - последствия замены двух газотурбинных установок General Electric LM2500 на маршевые малооборотные дизели Bazan/Caterpillar 3600 суммарной мощностью 12 000 л.с.
Я не разделяю оптимизма по поводу спаренной 152 мм морской артиллерийской системы «Коалиция-Ф». Причина – слишком сложная конструкция. Огромная масса и запредельная стоимость. Из положительных моментов – система позволяет вести огонь по береговым целям с большого расстояния, вне зоны поражения артиллерии противника (хотя намного более вероятно, что противодействием будет не выстрел РСЗО «Град», а противокорабельная ракета, для которой лишние 30…50 км – лишь дополнительные секунды полета). Однако, у берегов Ливии был прецедент – корабль НАТО, во время артобстрела побережья, получил с берега снаряд. Так что артиллерийские системы большого калибра – весьма перспективное направление. Главное сделать орудие компактным и простым.
Нужна ли эсминцу ядерная силовая установка
Все заявления о ЯСУ на перспективном российском эсминце вызывают лишь раздражение. Наверно это выгодно определенному кругу лиц, но для ВМФ России подобный подход не несет никаких внятных преимуществ.
Еще 50 лет назад было доказано, что ядерные силовые установки жизненно необходимы только трем классам кораблей:
- Авианосцам (только ядерная паропроизводящая установка может обеспечить катапульты достаточным количеством энергии в виде перегретого пара или электроэнергии)
- Подводным лодкам (только ЯСУ способна обеспечить лодки необходимым количеством энергии в подводном положении, что на порядок увеличивает их время нахождения в подводном положении, а следовательно скрытность, по сравнению с дизельными субмаринами)
- Ледоколам (потребность в мощном источнике энергии для длительной работы в сложной ледовой обстановке, возможные зимовки и др. форс-мажоры, требующие обеспечения высокой автономности ледокола)
Все остальные попытки приспособить ЯСУ на крейсера или гражданские суда закончились провалом – корабли не имели никаких преимуществ перед своими неатомными коллегами, зато недостатков было целое море.
Ядерные силовые установки имеют колоссальную стоимость, что еще более усугубляется стоимостью ядерного топлива и его дальнейшей утилизации.
ЯСУ по размерам значительно пpевышают обычные ГЭУ. Сосpедоточенные нагpузки и более значительные pазмеpы энеpгетических отсеков тpебуют иного pасположения помещений и существенной перепланировки констpукции коpпуса, что повышает затраты при проектировании корабля. Помимо самого реактора и паропроизводящей установки, ЯСУ в обязательном порядке требуются несколько контуров, со своей биологической защитой, фильтрами и целый завод по опреснению забортной воды: во-первых, бидистиллят жизненно необходим реактору, во-вторых не имеет смысла увеличивать дальность плавания по топливу, если экипаж имеет ограниченные запасы пресной воды. Обслуживание ЯСУ тpебует большего количество личного состава, пpичем более высокой квалификации. Это влечет за собой еще большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.
Живучесть атомного эсминца значительно меньше аналогичного эсминца с обычной ГЭУ. Неисправную газовую турбину можно отключить. А для кого станет опаснее эсминец с поврежденным контуром реактора – для врага или для собственного экипажа?
Автономность коpабля по запасам топлива - это еще не все. Существует автономность по пpовизии, по боекомплекту, по выносливости экипажа и механизмов. Например, тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» имеет автономность 60 суток по запасам провизии. Все. Дальше нужно искать порт или кораль комплексного снабжения. Самый лучший атомный крейсер не сможет находиться в заданном районе Мирового океана неограниченно длительное время – людям и технике нужен отдых. А пара дешевых «основных боевых кораблей» может постоянно находиться в районе посменно.
Существует мнение, что ЯСУ компактнее обычной силовой установки, ввиду отсутствия огромных топливных цистерн. Что ж, я могу привести следующие цифры:
Эсминец Её Величества «Дэринг» - современный британский эсминец ПВО типа 45.
Силовая установка: 2 газовые турбины Rolls-Royce WR-21 суммарной мощностью 57 000 л.с. (также имеются вспомогательные дизели, но их масса исчезающее мала в нашем расчете)
Масса каждой турбины вместе со вспомогательным оборудованием – 45 тонн. Объем топливных цистерн эсминца – 1400 куб. м, масса топлива – 1120 тонн. Этого достаточно для обеспечения дальности хода 7000 морских миль на 18 узловой скорости (от Санкт-Петербурга до Панамского канала через весь Атлантический океан!).
Атомный подводный крейсер пр.949А «Антей».
Два реактора ОК-659 тепловой мощностью 190МВт. Две турбины суммарной мощностью на валу 90 000 л.с. Масса оборудования реакторного отсека, без учета радиационной защиты – 2500 тонн (!).
Вот такие мысли возникли у меня при знакомстве с материалами о новом российском эсминце. Корабль, несомненно, нужный и полезный. Осталось лишь решить, куда мы на нем пойдем, зачем мы туда пойдем, и с кем мы туда пойдем.
Вместо "Альваро де Басана" руководство ВМФ России решило проиобрести УДК "Мистраль". Чтож, им виднее
Автор: Santa Fe