Крейсеры проекта 68-бис

В соответствии с решением по первой послевоенной десятилетней программы военного кораблестроения было предусмотрено строительство легких крейсеров. В качестве прототипа нового проекта легкого крейсера был выбран легкий, по тогдашней классификации кораблей ВМФ, крейсер пр.68К, в свою очередь созданный на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68. Предвоенной программой большого морского и океанского флота (1938-1942 гг.) к концу 1942 году предполагалось построить 5 легких крейсеров пр.68 (всего должны были заложить 17 ед). Первые четыре корабля этого проекта были заложены в 1939 г., пятый - годом позже. Окончательно их достроили уже в конце 40-х годов, с учетом опыта войны, по так называемому "откорректированному" проекту 68К. Главным конструктором проекта 68К был назначен сначала А.С.Савичев, а с 1947 г. - Н.А.Киселев.

Головной - "Чапаев" - вошел в состав ВМФ осенью 1949 г. Вскоре были приняты флотом и остальные. Одновременно с достройкой кораблей предвоенных проектов в эти годы были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже во время проектирования можно было бы максимально учесть и опыт войны, и все то новое, что могли дать послевоенные наука и производство. Частично это постарались учесть в новом крейсере проекта 68бис, считавшимся второй серией крейсеров 68К.

Главным конструктором этого корабля стал А.С.Савичев, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 1 ранга Д.И.Кущев.

По сравнению со своим прототипом (68К) он отличался полностью сварным корпусом, продленным полубаком и усиленным зенитным вооружением. Усиление вооружения и защиты, улучшение обитаемости, увеличение автономности (30 суток) и дальности плавания (до 9000 миль) привело к увеличению полного водоизмещения почти до 17 000 т.



В конце 50-х годов была доработана система управления, что позволило вести стрельбу главным калибром по воздушным целям, используя систему управления универсального калибра крейсера.


Ракета представляла собой доработанную для применения в корабельных условиях двухступенчатую ракету В-750, которая разрабатывалась для сухопутного зенитного ракетного комплекса ПВО С-75 и в середине 1955 года уже проходила испытания. Дальность действия первой корабельной ЗУР должна была составлять 29 км, высота от 3 до 22 км. Для вооружения кораблей на ракетах должны были быть изменены узлы подвески к направляющим пусковой установки, а также заменен ряд конструкционных материалов, с учетом их использования в морских условиях.

Из-за больших габаритов ракет (их длина составляла почти 10,8 м, а размах по стабилизаторам - 1,8 м) размеры перестраивавшихся артиллерийских погребов корабля оказались для них недостаточными, в результате чего на "Дзержинском" пришлось делать специальную надстройку (погреб) высотой 3,3 метра, прорезать нижнюю и верхнюю палубы, а также палубу полубака над ней. Крыша и стенки погреба выше нижней палубы бронировались противопульной броней толщиной 20 мм. Из размещенных в погребе десяти ЗУР восемь хранились на двух специальных вращающихся барабанах (по четыре ракеты на каждом), две ЗУР - вне барабанов и предназначались для их подпитки.

В погребе было размещено оборудование системы подачи и заряжания ракет. Машинное отделение погреба, размещенное в его нижней части, отделялось "непроницаемым настилом".

Один комплект системы управления и наведения "Корвет-Севан", РЛС обнаружения воздушных целей "Кактус", 2 комплекта аппаратуры опознования "Факел-М", РЛС "Разлив" (была установлена позднее).

В окончательном виде КРЛ "Дзержинский" по проекту 70Э был представлен на испытания в конце 1958 года - в октябре проводились швартовные, в ноябре - заводские ходовые испытания корабля, а с декабря начались летно-конструкторские испытания экспериментального образца комплекса М-2. По программе этих испытаний с "Дзержинского" были проведены первые бросковые пуски ракет В-753, показавшие работоспособность пусковой установки и устройств подачи ракет из погреба, а также безопасность для корабельных надстроек воздействия струи стартового ускорителя ракеты, а также проверено действие системы управления и наведения "Севан" при стрельбе по мишеням, буксируемым самолетами.

В течение 1959 года было осуществлено около 20 пусков ракет, в том числе и по воздушным целям. Первой реальной целью для М-2 стал бомбардировщик Ил-28, летевший на высоте 10 км и который был сбит первой же ракетой. Однако в процессе создания М-2 удалось реализовать не все планировавшиеся конструкторами решения. Так, несмотря на предпринятые попытки создать автоматическую систему заправки маршевой ступени ракет топливом, в окончательном варианте было решено остановиться на их ручной заправке в ракетном погребе перед подачей на пусковую установку.
По итогам своей работы Государственная комиссия сделала следующее заключение: "Комплекс зенитного управляемого реактивного оружия "М-2", состоящий из системы "Корвет-Севан", зенитных ракет В-753 и стартовой установки с устройством подачи и заряжания СМ-64, является эффективным средством ПВО и может быть рекомендован для вооружения кораблей ВМФ как боевое оружие, обладающее высокой точностью поражения воздушных целей".

В то же время комиссия указала на необходимость выполнения дополнительных работ по кораблю. В частности, требовалось обеспечить защиту открытых боевых постов крейсера от газовой струи стартующих ракет, разработать и установить в погребе ЗУР автоматическую систему пожаротушения, создать и смонтировать на корабле систему скоростной дозаправки ракет топливом в процессе подачи их из хранилища на ПУ.

Результаты, полученные в ходе испытаний М-2 в 1959-60 годах, были, в основном, близки заданным требованиям. Но не был оставлен без внимания и ряд недостатков нового оружия и, в первую очередь то, что М-2 оказался излишне тяжелым и большим по размерам, даже для такого корабля как "Дзержинский". Еще одним фактором, ограничивавшим возможности комплекса, стал невысокий темп стрельбы из-за значительного времени, требовавшегося на перезарядку пусковых установок, а также незначительный боезапас ракет. Кроме того, применяемое на ЗУР двухкомпонентное, высокотоксичное топливо создавало повышенную пожаро- и взрывоопасность.

Однако, учитывая экспериментальный характер создания первого корабельного ЗРК, эти недостатки не относились к разряду критических, а оснащенный этим комплексом корабль вполне мог использоваться в качестве плавучей "парты", где приобретали свой первый опыт расчеты будущих корабельных ЗРК.

3 августа 1961 года, после завершения программы испытаний М-2, "Дзержинский" был переведен в разряд учебных кораблей. В этой роли им было выполнено несколько десятков дальних походов - в Констанцу (Румыния), Варну (Болгария), Стамбул (Турция), Латакию (Сирия), Порт-Саид (Египет), Пирей (Греция), Гавр (Франция) и Тунис.

Летом 1967 и осенью 1973 года, находясь в Средиземном море в зоне военных действий, "Дзержинский" выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Последняя проверка ЗУР на корабле была проведена в 1982г.. все ракеты текли и были малобоеспособны.
Взрыв башни на крейсере «Адмирал Сенявин".

13 июня 1978 года КРУ «Адмирал Сенявин» проводил учебные стрельбы. Огонь вела лишь одна башня (№ I);вторая была законсервирована и не имела личного состава. Использовались практические снаряды (то есть без взрывчатого вещества) и пониженно-боевые заряды. После восьми успешных залпов, на девятом, правое орудие не выстрелило.

Такой случай был предусмотрен, и автоматически включились две блокировки, не позволявшие открыть затвор. Однако расчет выключил блокировки, открыл затвор, и лоток со следующим зарядом установили в положение для заряжания. В результате автоматического включения привода прибойник дослал новый снаряд в камору орудия, раздавив находившийся в ней заряд, и тот воспламенился. Струя раскаленных газов через зазор между досланным снарядом и каморой орудия прорвалась в боевое отделение. Старый снаряд вылетел из ствола и упал в воду в 50 м от корабля, а новый снаряд влетел назад в боевое отделение. В башне вспыхнул пожар. По приказу командира корабля капитана 2 ранга В. Плахова были затоплены погреба I и II башен. Огонь погасили штатными средствами пожаротушения, но погибли все, кто находился в первой башне, включая корреспондента газеты «Красная звезда» капитана 2 ранга Л. Климченко. Из 37 погибших 31 человек отравился окисью углерода, трое утонули при затоплении погребов и трое получили смертельные травмы.

Появление в США кораблей управления и нерешенность этой проблемы в нашем флоте привело в конце 60-х годов к переоборудованию двух крейсеров "Жданов" и "Адмирал Сенявин" в корабли управления по пр.68У-1, 68У-2. Причем первоначально предполагалось их переоборудование по пр.68У, но на Владивостокском Дальзаводе по ошибке сняли не одну башню главного калибра в корме, а две. Для скрытия этого факта и были разработаны задним числом два варианта проекта 68У-1 и 68У-2. Причем для использования дополнительных свободных весов и пространств на 68У-2 было принято решение разместить вертолетную площадку и ангар для хранения вертолета Ка-25.


В 70-х годах на 4-х кораблях дополнительно установили новые 30-мм автоматы АК-630 и ЗРК «Оса-М». Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиотехническими средствами.


На этом корабле развитие класса артиллерийских крейсеров в ВМФ СССР прекратилось, хотя проработки по ракетно-артиллерийским крейсерам (рассматривались варианты с орудиями от 152-мм до 305-мм калибра, полноценным бронированием и различным ракетным вооружением) велись вплоть до 1991 года.

Крейсера пр. 68-бис
1. Кр. " Свердлов"вступил в строй 1952 г., списан 1989 г.(37 лет)
2. Кр. " Жданов"ступил в строй 1952 г., списан 1990 г.(38 лет)
Переоборудован в КУ.
3. Кр."Орджоникидзе" вступил в строй 1952 г., списан 1963 г. (11 лет) Передан Индонезии.
4. Кр. "Дзержинский" вступил в строй 1952 г., списан 1988 г. (36 лет) Переоборудован в пр. 70-Э.
5. Кр. " Александр Невский" вступил в строй 1952г., списан 1989 г. (37лет).
6. Кр. "Александр Суворов"" вступил в строй 1953 г., списан 1989 г. (36 лет) Передан с БФ на ТОФ.
7. Кр. " Адмирал Лазарев" вступил в строй 1953г., списан 1986 г. (33 года) Переведен с БФ на ТОФ.
8. Кр. " Адмирал Ушаков""вступил в строй 1953 г., списан 1987 г. (34 года) Передан с БФ на СФ.
9. Кр. " Адмирал Нахимов" вступил в строй 1953г., списан 1961 г. (11 лет)
Разобран после переоборудования.
10. Кр. "Молотовск" вступил в строй 1954г., списан 1989 г. (35 лет)
Переименован в "Октябрьскую Революцию"
11. Кр. " Адмирал Сенявин" вступил в строй 1954г., списан 1989 г. (35 лет) Переоборудован в КУ.
12. Кр. " Дмитрий Пожарский" вступил в строй 1954 г., списан 1987 г. (33 года) Переведен с БФ на ТОФ.
13. Кр. " Михаил Кутузов" вступил в строй 1954г., списан 2002 г. (48 лет) Превращен в музей ВМФ. В настоящее врем Кр. "Михаил Кутузов" находится "на вечной стоянке" в качестве корабля-музея в Новороссийске
14. Кр. " Мурманск" вступил в строй 1955 г., списан 1992 г. (37 лет)

Крейсер "Михаил Кутузов" в Новороссийске


Судьба КР "Мурманск" оказалась более трагичной.

В свой последний поход крейсер вышел под буксирами, в конце 1994 года. Предстояла его разделка на металлолом в Индии, куда он был продан.
Однако во время шторма, после обрыва буксировочных тросов, был выброшен на отмель, у берегов Норвегии, на отмели, недалеко от входа в один из фьордов.


Долгое время этот исполин, эта гордость Советского Флота, покоился у норвежских берегов, у мыса Нордкап, как бы вопрошая своим видом: «За что со мной так поступили?».


В 2009 году правительство Норвегии приняло решение удалить обломки кораблекрушения. Работа оказалась достаточно сложной и неоднократно задерживалась.

Сегодня операция близка к финалу. В апреле подрядчик «AF Decom» завершил возведение дамбы вокруг крейсера. К середине мая 2012г., из дока, судя по фото норвежской береговой администрации, откачали почти всю воду. Для начала разделки остаётся обследовать корпус судна и сделать некоторые приготовления.

«Нам, в конце концов, удалось обеспечить водонепроницаемость дока, «Мурманск» сейчас практически полностью на виду. Осушать док полностью мы не стали, чтобы не подвергать конструкцию нежелательным нагрузкам. Мы можем без затруднений разделать большую часть корпуса корабля при его нынешнем положении», - приводит слова руководителя проекта Кнута Арнхуса сайт береговой администрации.


Севший на мель корабль находится не в лучшем состоянии - волны и непогода терзали его почти двадцать лет. Специалисты «AF Decom» завершили свою работу, разделав 14000 тонн металла. Вместо запланированных 40 миллионов евро это обошлось им в 44 миллиона.

Источники:
http://www.russian-ships.info/boevye/68bis.htm
http://korabley.net/news/krejser_mikhail_kutuzov_proekta_68bis/2011-06-11-852
http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Cruisers/KR_PR68_bis_Sverdlov/history1.html
http://barentsobserver.com/ru/priroda/razdelka-murmanska-vstupila-v-zavershayushchuyu-fazu
А.Б.Широкорад "ФЛОТ, КОТОРЫЙ УНИЧТОЖИЛ ХРУЩЁВ"
Автор: Bongo