Эскадра 41 на страже Свободы
15 ноября 1960 года вскипели темные воды Ферт-оф-Клайд, и из глубин шотландского залива показалась лодка нового поколения. Вспарывая носом горькую стылую воду, первый в мире атомный подводный ракетоносец отправился на свое первое боевое патрулирование.
66 дней «Джордж Вашингтон» провел в заданном районе Норвежского моря, нацелив свои «Поларисы» на гражданские и военные объекты Кольского полуострова. Появление «убийцы городов» не на шутку встревожило главкома ВМФ СССР – с этого момента сотни советских кораблей были брошены на нейтрализацию новой страшной угрозы, притаившейся под толщей морской воды.
Появление стратегической подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Джордж Вашингтон» ознаменовало новую эру в истории военно-морского флота. После долгого перерыва с августа 1945 года, флот, наконец, смог вернуть себе стратегическое значение.
На борту атомохода находились 16 баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ) «Поларис А-1», способных гарантированно доставить 600-кт боезаряд (мощность 40 хиросимских бомб) на дальность 2200 км. Ни один бомбардировщик не мог сравниться по эффективности с БРПЛ: время подлета, надежность, практически полная неуязвимость – 50 лет назад (впрочем, как и сейчас) не существовало средств ПВО и ПРО, способных обеспечить хоть сколько-нибудь надежную защиту от удара «Полариса». Его крошечная боеголовка пробивала верхние слои атмосферы на скорости 3 километра в секунду, а апогей траектории полета находился на высоте 600 километров в космическом пространстве. Могучая боевая система (подводный атомоход + БРПЛ) оказалась феноменальным оружием – неспроста появление «Джорджа Вашингтона» в арктических широтах вызвало такой переполох в Главном штабе ВМФ СССР.
Характерно, что исключительное право на обладание стратегическим термоядерным оружием получили моряки-подводники. Это притом, что изначально место под установку «Поларисов» было зарезервировано на ракетных крейсерах типа «Олбани», а авиация ВМС США располагала целым набором специализированной авиатехники для доставки ядерного оружия. Увы, ни броня, ни ракеты, ни высокая скорость крейсеров типа «Олбани» не вдохновили стратегов из Пентагона. Несмотря на все восхищенные возгласы по поводу «всевидящих» и «неуязвимых» авианосных ударных группировок, было решено разместить ядерное оружие на борту хлипких и медленных «стальных гробов», которые должны были в гордом одиночестве проходить сквозь противолодочные заслоны противника.
Очередное подтверждение удивительной скрытности и высочайшей боевой устойчивости атомных субмарин. Именно морякам-подводникам была доверена почетная честь стать жрецами на погребальном костре Человечества, подбросив в огонь 13-тонные «поленья» с термоядерной начинкой.
Эскадра «41 на страже Свободы»
Количество БРПЛ, состоящих на вооружении ВМС США, было ограничено советско-американским договором ОСВ от 1972 года – всего 656 баллистических ракет подводного базирования, размещенных на борту сорока одного стратегического ракетоносца. Флот из 41 носителя баллистических ракет «Поларис» получил чрезвычайно широкую известность – все лодки получили названия в честь знаменитых деятелей США. Американцы с плохо скрываемым ликованием преподносили ракетоносцы, как «последних защитников свободы и демократии», в результате в западных СМИ за эскадрой закрепилось пафосное имя «41 for Freedom». 41 борец за Свободу. «Убийцы городов». Главная головная боль и основной противник ВМФ СССР в годы Холодной войны.
Гербы ПЛАРБ из эскадры "41 for Freedom"
Всего в период 1958 по 1967 год была построена 41 лодка по пяти проектам:
- «Джордж Вашингтон»
- «Этэн Аллен»
- «Лафайет»
- «Джеймс Мэдисон»
- «Бенджамин Франклин»
«41 for Freedom» составляли основу стратегических сил ВМС США в период с начала 60-х до середины 80-х годов, когда американский флот стал массово пополняться ПЛАРБ нового поколения «Огайо». Тем не менее, стареющие ракетоносцы продолжали оставаться на вооружении, подчас имея уже совершенно иное назначение. Последний представитель «41 for Freedom» был исключен из состава ВМС США только в 2002 году.
«Джордж Вашингтон»
Первенцы стратегического подводного флота. Серия из пяти «убийц городов», самые известные представители эскадры «41 for Freedom». Не секрет, что «Дж. Вашингтон» - всего лишь экспромт на базе многоцелевых субмарин типа «Скипджек».
Головная лодка – USS George Washington (SSBN-598) изначально закладывалась, как многоцелевая ПЛА «Скорпион». Однако, в разгар строительства, было принято решение переоборудовать её в носитель стратегических ракет. Уже готовый корпус разрубили пополам, вварив посередине 40-метровую секцию с пусковыми шахтами «Поларисов».
«Дж. Вашингтон» сумел обмануть судьбу. Его старое имя «Скорпион» и тактический номер (SSN-589) перешли по наследству другой ПЛА, чей корпус строился на соседнем стапеле по первоначальному проекту «Скипджек». В 1968 году эта лодка бесследно исчезнет в Атлантике вместе со своим экипажем. Точная причина гибели USS Scorpion (SSN-589) не установлена до сих пор. Существующие версии разнятся от банальных предположений (взрыв торпеды) до мистических легенд с примесью научной фантастики (месть советских моряков за гибель К-129).
Что касается ракетоносца «Дж. Вашингтон», то он без особых проблем отслужил 25 лет и был отправлен на слом в 1986 году. Рубка лодки установлена в качестве мемориала в городе Гротон (Коннектикут).
С современной точки зрения, «Дж. Вашингтон» представлял собой весьма примитивную конструкцию с невысокими боевыми возможностями. По водоизмещению американский ракетоносец был почти в 3 раза меньше современных российских лодок проекта 955 «Борей» (7000 тонн против 24 000 тонн «Борея»). Рабочая глубина погружения «Вашингтона» не превышала 200 метров (современный «Борей» работает на глубинах свыше 400 метров), а запуск БРПЛ «Поларис» был возможен с глубин не более 20 метров, при жестких ограничениях по скорости хода ПЛ, крену, дифференту и порядку выхода «Поларисов» из ракетных шахт.
Не меньше вопросов вызывало главное оружие «Дж. Вашингтона».
13-тонный «Поларис» просто лилипут на фоне современной «Булавы» (36,8 тонн), а сравнение «Полариса» с 90-тонной Р-39 (основным оружием легендарных ракетоносцев пр. 941 «Акула») может вызвать лишь изумление.
Отсюда и результаты: дальность полета ракеты всего 2200 км (согласно официальным данным, «Булава» бьет на 9000+ км). «Поларис А1» оснащался моноблочной боевой частью, забрасываемый вес не превышал 500 кг (для сравнения, у «Булавы» шесть разделяющихся головных частей, забрасываемый вес 1150 кг – прогресс в технике за прошедшие полвека налицо).
Спуск на воду USS Mariado G. Vallejo (SSBN-658) - ракетоносца типа "Бенджамин Франклин"
В целях снижения шумности была изменена форма носовой оконечности и заменен гребной винт – в остальном конструкция «Бенджамина Франклина» была полностью идентична подлодкам типа «Лафайет». Носители баллистических ракет «Поларис А-3», «Посейдон С-3», а позже «Трайдент-1».
Лодки этого типа активно исключались из состава флота на протяжении 1990-х годов. Две из них – «Джеймс Полк» и «Камехамеха» ( в честь одного из правителей Гавайев) были переоборудованы в ПЛА для проведения специальных операций (два наружных модуля для боевых пловцов, две шлюзовые камеры на месте бывших ракетных шахт, помещения для десанта).
USS Kamehameha (SSBN-642) оставалась в строю до 2002 года, став, таким образом, самым старым долгожителем из эскадры «41 на страже Свободы».
Эпилог
Эскадра «41 for Freedom» стала ключевой силой американской ядерной триады – в годы Холодной войны на подводных ракетоносцах размещалось более 50% всех ядерных боеголовок, состоящих на вооружении вооруженных сил США.
За годы активной службы лодки «41 for Freedom» совершили более 2500 боевых патрулирований, продемонстрировав на удивление высокий коэффициент оперативного напряжения (КОН 0,5 - 0,6 – для сравнения КОН советских РПКСН находился в переделах 0,17 – 0,24) – «защитники свободы» провели на боевой позиции большую часть своей жизни. Управляемые двумя сменными экипажами («синим» и «золотым»), они действовали по 100-суточному циклу (68 дней в море, 32 дня в базе) с перерывом на капитальный ремонт и перезагрузку реактора раз в 5-6 лет.
К счастью, американцам так и не удалось познать разрушительную мощь тяжелых подводных крейсеров стратегического назначения из 18-й дивизии Северного флота (Западная Лица), а советские граждане так и не познакомились с «убийцами городов» из эскадры «41 for Freedom».
Небольшая фотогалерея
Экстренное всплытие ПЛАРБ типа "Бенджамин Франклин"
Каюта командира ПЛАРБ "Роберт Ли" (тип "Джордж Вашингтон")
Запуск "Поларис А-3"
Автор: Santa Fe