Эскадра 41 на страже Свободы

Эскадра 41 на страже Свободы


15 ноября 1960 года вскипели темные воды Ферт-оф-Клайд, и из глубин шотландского залива показалась лодка нового поколения. Вспарывая носом горькую стылую воду, первый в мире атомный подводный ракетоносец отправился на свое первое боевое патрулирование.

66 дней «Джордж Вашингтон» провел в заданном районе Норвежского моря, нацелив свои «Поларисы» на гражданские и военные объекты Кольского полуострова. Появление «убийцы городов» не на шутку встревожило главкома ВМФ СССР – с этого момента сотни советских кораблей были брошены на нейтрализацию новой страшной угрозы, притаившейся под толщей морской воды.


Появление стратегической подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Джордж Вашингтон» ознаменовало новую эру в истории военно-морского флота. После долгого перерыва с августа 1945 года, флот, наконец, смог вернуть себе стратегическое значение.

На борту атомохода находились 16 баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ) «Поларис А-1», способных гарантированно доставить 600-кт боезаряд (мощность 40 хиросимских бомб) на дальность 2200 км. Ни один бомбардировщик не мог сравниться по эффективности с БРПЛ: время подлета, надежность, практически полная неуязвимость – 50 лет назад (впрочем, как и сейчас) не существовало средств ПВО и ПРО, способных обеспечить хоть сколько-нибудь надежную защиту от удара «Полариса». Его крошечная боеголовка пробивала верхние слои атмосферы на скорости 3 километра в секунду, а апогей траектории полета находился на высоте 600 километров в космическом пространстве. Могучая боевая система (подводный атомоход + БРПЛ) оказалась феноменальным оружием – неспроста появление «Джорджа Вашингтона» в арктических широтах вызвало такой переполох в Главном штабе ВМФ СССР.

Эскадра 41 на страже Свободы


Характерно, что исключительное право на обладание стратегическим термоядерным оружием получили моряки-подводники. Это притом, что изначально место под установку «Поларисов» было зарезервировано на ракетных крейсерах типа «Олбани», а авиация ВМС США располагала целым набором специализированной авиатехники для доставки ядерного оружия. Увы, ни броня, ни ракеты, ни высокая скорость крейсеров типа «Олбани» не вдохновили стратегов из Пентагона. Несмотря на все восхищенные возгласы по поводу «всевидящих» и «неуязвимых» авианосных ударных группировок, было решено разместить ядерное оружие на борту хлипких и медленных «стальных гробов», которые должны были в гордом одиночестве проходить сквозь противолодочные заслоны противника.

Очередное подтверждение удивительной скрытности и высочайшей боевой устойчивости атомных субмарин. Именно морякам-подводникам была доверена почетная честь стать жрецами на погребальном костре Человечества, подбросив в огонь 13-тонные «поленья» с термоядерной начинкой.

Эскадра «41 на страже Свободы»

Количество БРПЛ, состоящих на вооружении ВМС США, было ограничено советско-американским договором ОСВ от 1972 года – всего 656 баллистических ракет подводного базирования, размещенных на борту сорока одного стратегического ракетоносца. Флот из 41 носителя баллистических ракет «Поларис» получил чрезвычайно широкую известность – все лодки получили названия в честь знаменитых деятелей США. Американцы с плохо скрываемым ликованием преподносили ракетоносцы, как «последних защитников свободы и демократии», в результате в западных СМИ за эскадрой закрепилось пафосное имя «41 for Freedom». 41 борец за Свободу. «Убийцы городов». Главная головная боль и основной противник ВМФ СССР в годы Холодной войны.

Эскадра 41 на страже Свободы

Гербы ПЛАРБ из эскадры "41 for Freedom"

Всего в период 1958 по 1967 год была построена 41 лодка по пяти проектам:

- «Джордж Вашингтон»

- «Этэн Аллен»

- «Лафайет»

- «Джеймс Мэдисон»

- «Бенджамин Франклин»

«41 for Freedom» составляли основу стратегических сил ВМС США в период с начала 60-х до середины 80-х годов, когда американский флот стал массово пополняться ПЛАРБ нового поколения «Огайо». Тем не менее, стареющие ракетоносцы продолжали оставаться на вооружении, подчас имея уже совершенно иное назначение. Последний представитель «41 for Freedom» был исключен из состава ВМС США только в 2002 году.

«Джордж Вашингтон»

Первенцы стратегического подводного флота. Серия из пяти «убийц городов», самые известные представители эскадры «41 for Freedom». Не секрет, что «Дж. Вашингтон» - всего лишь экспромт на базе многоцелевых субмарин типа «Скипджек».

Головная лодка – USS George Washington (SSBN-598) изначально закладывалась, как многоцелевая ПЛА «Скорпион». Однако, в разгар строительства, было принято решение переоборудовать её в носитель стратегических ракет. Уже готовый корпус разрубили пополам, вварив посередине 40-метровую секцию с пусковыми шахтами «Поларисов».

Эскадра 41 на страже Свободы


«Дж. Вашингтон» сумел обмануть судьбу. Его старое имя «Скорпион» и тактический номер (SSN-589) перешли по наследству другой ПЛА, чей корпус строился на соседнем стапеле по первоначальному проекту «Скипджек». В 1968 году эта лодка бесследно исчезнет в Атлантике вместе со своим экипажем. Точная причина гибели USS Scorpion (SSN-589) не установлена до сих пор. Существующие версии разнятся от банальных предположений (взрыв торпеды) до мистических легенд с примесью научной фантастики (месть советских моряков за гибель К-129).

Что касается ракетоносца «Дж. Вашингтон», то он без особых проблем отслужил 25 лет и был отправлен на слом в 1986 году. Рубка лодки установлена в качестве мемориала в городе Гротон (Коннектикут).

С современной точки зрения, «Дж. Вашингтон» представлял собой весьма примитивную конструкцию с невысокими боевыми возможностями. По водоизмещению американский ракетоносец был почти в 3 раза меньше современных российских лодок проекта 955 «Борей» (7000 тонн против 24 000 тонн «Борея»). Рабочая глубина погружения «Вашингтона» не превышала 200 метров (современный «Борей» работает на глубинах свыше 400 метров), а запуск БРПЛ «Поларис» был возможен с глубин не более 20 метров, при жестких ограничениях по скорости хода ПЛ, крену, дифференту и порядку выхода «Поларисов» из ракетных шахт.

Не меньше вопросов вызывало главное оружие «Дж. Вашингтона».
13-тонный «Поларис» просто лилипут на фоне современной «Булавы» (36,8 тонн), а сравнение «Полариса» с 90-тонной Р-39 (основным оружием легендарных ракетоносцев пр. 941 «Акула») может вызвать лишь изумление.
Отсюда и результаты: дальность полета ракеты всего 2200 км (согласно официальным данным, «Булава» бьет на 9000+ км). «Поларис А1» оснащался моноблочной боевой частью, забрасываемый вес не превышал 500 кг (для сравнения, у «Булавы» шесть разделяющихся головных частей, забрасываемый вес 1150 кг – прогресс в технике за прошедшие полвека налицо).

Эскадра 41 на страже Свободы

Головная часть двухступенчатой твердотопливной ракеты "Поларис А-3"

Впрочем, дело даже не в малой дальности стрельбы: согласно рассекреченным отчетам Министерства энергетики США, до 75 % боеголовок «Поларисов» имели те или иные серьезные дефекты.

В страшный День «Икс» эскадра «41 for Freedom» могла беспрепятственно выйти в районы запуска, подготовиться к стрельбе и отправить в полет свои БРПЛ. Боеголовки прочертили бы огненный след в мирном небе СССР и … воткнулись в землю, став грудой оплавленного металла.

Данное обстоятельство ставило под угрозу существование всех «борцов за Свободу» - грозные «Вашингтоны» и «Этэн Аллены» по факту оказались беззубыми рыбешками. Впрочем, даже 25% штатно отработавших боевых частей было достаточно, чтобы ввергнуть мир в хаос глобальной войны и внести важный вклад в истребление человечества. К счастью, все это лишь научная фантастика…

С позиции наших дней «Дж. Вашингтон» выглядит очень сырой и несовершенной системой, но справедливо признать, что появление такого оружия в годы, когда полет Гагарина еще казался фантастикой, было колоссальным достижением. Первенец стратегического подводного флота определил облик современных ракетоносцев, став базисом для проектирования лодок следующих поколений.

Несмотря на все упреки в адрес «Полариса», следует признать, что ракета получилась удачной. Американский флот изначально отказался от баллистических ракет на жидком топливе, сосредоточив усилия на разработке твердотопливных БРПЛ. В ограниченном пространстве подводной лодки, в условиях специфического хранения и эксплуатации ракетного оружия, использование твердотопливных ракет оказалась гораздо более простым, надежным и безопасным решением, нежели отечественные ракеты на жидком топливе. К примеру, у советского аналога «Полариса» - баллистической ракеты Р-13 процедура подготовки к запуску занимала час и включала в себя перекачку жидкого окислителя из цистерн на борту лодки в баки ракеты. Весьма нетривиальная задача в условиях открытого моря и возможного противодействия со стороны противника.

Не менее забавно выглядел сам старт ракеты – заправленная Р-13 вместе со стартовым столом поднимались до верхнего среза шахты, где производился запуск маршевого двигателя. После такого аттракциона проблемы «Полариса» могут показаться детскими проказами.

Эскадра 41 на страже Свободы


Американцы непрерывно модернизировали свои лодки - в 1964 году «Джордж Вашингтон» получил на вооружение новую ракету «Поларис А-3» с разделяющимися головными частями рассеивающего типа (три 200-кт боеголовки W58). Ко всему прочему, новый «Поларис» бил на 4600 км, что еще более усложнило борьбу с «убийцами городов» - ВМФ СССР пришлось отодвинуть рубеж противолодочной обороны на просторы открытого океана.

«Этэн Аллен»

В отличие от лодок типа «Дж. Вашингтон», которые были импровизацией на базе многоцелевых ПАЛ, ракетоносцы типа «Этэн Аллен» изначально проектировались как носители стратегических ракет подводного базирования.

Янки оптимизировали конструкцию лодки, учли многочисленные пожелания флотских специалистов и военных моряков. Лодка заметно «подросла» (подводное водоизмещение увеличилось на 1000 тонн), что, при сохранении прежней силовой установки, уменьшило максимальную скорость хода до 21 узла. Однако, специалисты придавали значимость другому параметру – заново спроектированный корпус из высокопрочных сталей позволил расширить диапазон рабочих глубин «Этэн Аллена» до 400 метров. Особое внимание уделялось обеспечению скрытности – в целях снижения акустического фона лодки все механизмы ГЭУ устанавливались на амортизированных платформах.

Главным оружием лодки стала специально разработанная модификация «Полариса» - А-2, с моноблочной боевой частью мегатонной мощности и дальностью стрельбы 3700 км. К началу 70-х годов не особенно удачный «Поларис А-2» был заменен на А-3, аналогичный БРПЛ, установленным на лодках «Дж. Вашингтон».

Эскадра 41 на страже Свободы

USS Sam Houston (SSBN-609) - атомная подлодка типа "Этэн Аллен"

Пять стратегических подводных ракетоносцев этого типа несли постоянную вахту в Средиземном море, грозя нанести смертельный удар в «подбрюшье советского медведя» с южного направления. К счастью, архаичная конструкция не позволила «Этен Аллену» оставаться на передовой так же долго, как другие представители «41 for Freedom» – в начале 80-х годов с лодок были демонтированы ракеты и системы управления стрельбой, пусковые шахты были залиты бетоном. Три «Этен Аллена» были переклассифицированы в многоцелевые ПЛА с торпедным оружием. Две оставшиеся ПЛАРБ – «Сэм Хьюстон» и «Джон Маршалл» превратились в лодки для проведения специальных операций: снаружи корпуса закрепили два контейнера Dry Deck Shelter для транспортировки мини-субмарин и снаряжения «морских котиков», во внутренних помещениях зарезервировали места для размещения отряда боевых пловцов.

Все пять «Этэн Алленов» отправили на слом в начале 1990-х годов.

«Лафайет»

Этапный проект ВМС США, впитавший в себя весь накопленный опыт эксплуатации подводных ракетоносцев предыдущих проектов. При создании «Лафайета» был сделан упор на повышении автономности ПЛАРБ и продолжительности её боевого патрулирования. Как и прежде особое значение уделялось мерам безопасности лодки, снижению уровня её собственных шумов и прочих демаскирующих факторов.

Комплекс вооружения лодки расширился за счет ракетоторпед SUBROC, используемых для самообороны от советских подводных «перехватчиков». Стратегическое оружие размещалось в 16 универсальных ракетных шахтах со сменными пусковыми стаканами – «Лафайет» создавался с заделом на перспективу. Впоследствии, подобная конструкция и увеличенный диаметр ракетных шахт позволили перевооружить лодки с «Поларис А-2» на «Поларис А-3», а затем на новые баллистические ракеты подводного базирования «Посейдон С-3».

Эскадра 41 на страже Свободы

USS Lafayette (SSBN-616)

Всего по проекту «Лафайет» было построено 9 стратегических подводных ракетоносцев. Все лодки исключены из состава ВМС США в начале 1990-х годов. Восемь лодок порезаны на металл, девятая – «Дэниэл Уэбстер» используется в качестве макета в Военно-морском центре для подготовки специалистов в области ядерных технологий (Naval Nuclear Power Training Unit).

«Джеймс Мэдисон»

Серия из 10 американских ПЛАРБ, практически идентичных по конструкции подводным лодкам типа «Лафайет». В отечественных справочниках времен Холодной войны обычно так и записаны: «тип «Лафайет», вторая подсерия».
В начале 1980-х шесть подлодок типа «Джеймс Мэдисон» стали первыми носителями перспективных БРПЛ «Трайдент-1» с дальностью стрельбы 7000+ километров.

Все субмарины этого типа были списаны в 1990-х годах. Все, кроме одной.

Стратегический подводный ракетоносец «Натаниэл Грин» покинул доблестные ряды ВМС США раньше всех - в декабре 1986 года. История банальна: в марте того же года, при возвращении с боевого патрулирования, «Натаниэл Грин» сильно расшибся о камни в Ирландском море. Лодка кое-как доковыляла до базы, но масштаб повреждений рулей и цистерн главного балласта оказался столь велик, что восстановление ракетоносца было признано бесперспективным.

Эскадра 41 на страже Свободы

USS Nathaniel Greene (SSBN-636)

Происшествие с «Натаниэл Грин» стало первым официально зарегистрированным ЧП, что повлекло за собой потерю американской ПЛАРБ.

«Бенджамин Франклин»

Серия из 12 стратегических подводных ракетоносцев – самые грозные и совершенные бойцы из бригады «41 for Freedom».

Эскадра 41 на страже Свободы

Спуск на воду USS Mariado G. Vallejo (SSBN-658) - ракетоносца типа "Бенджамин Франклин"

В целях снижения шумности была изменена форма носовой оконечности и заменен гребной винт – в остальном конструкция «Бенджамина Франклина» была полностью идентична подлодкам типа «Лафайет». Носители баллистических ракет «Поларис А-3», «Посейдон С-3», а позже «Трайдент-1».

Лодки этого типа активно исключались из состава флота на протяжении 1990-х годов. Две из них – «Джеймс Полк» и «Камехамеха» ( в честь одного из правителей Гавайев) были переоборудованы в ПЛА для проведения специальных операций (два наружных модуля для боевых пловцов, две шлюзовые камеры на месте бывших ракетных шахт, помещения для десанта).

Эскадра 41 на страже Свободы

USS Kamehameha (SSBN-642) оставалась в строю до 2002 года, став, таким образом, самым старым долгожителем из эскадры «41 на страже Свободы».


Эпилог

Эскадра «41 for Freedom» стала ключевой силой американской ядерной триады – в годы Холодной войны на подводных ракетоносцах размещалось более 50% всех ядерных боеголовок, состоящих на вооружении вооруженных сил США.

За годы активной службы лодки «41 for Freedom» совершили более 2500 боевых патрулирований, продемонстрировав на удивление высокий коэффициент оперативного напряжения (КОН 0,5 - 0,6 – для сравнения КОН советских РПКСН находился в переделах 0,17 – 0,24) – «защитники свободы» провели на боевой позиции большую часть своей жизни. Управляемые двумя сменными экипажами («синим» и «золотым»), они действовали по 100-суточному циклу (68 дней в море, 32 дня в базе) с перерывом на капитальный ремонт и перезагрузку реактора раз в 5-6 лет.

К счастью, американцам так и не удалось познать разрушительную мощь тяжелых подводных крейсеров стратегического назначения из 18-й дивизии Северного флота (Западная Лица), а советские граждане так и не познакомились с «убийцами городов» из эскадры «41 for Freedom».

Небольшая фотогалерея

Эскадра 41 на страже Свободы

Экстренное всплытие ПЛАРБ типа "Бенджамин Франклин"


Эскадра 41 на страже Свободы

Каюта командира ПЛАРБ "Роберт Ли" (тип "Джордж Вашингтон")


Эскадра 41 на страже Свободы


Эскадра 41 на страже Свободы


Эскадра 41 на страже Свободы


Эскадра 41 на страже Свободы

Запуск "Поларис А-3"
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 32
  1. Evgeniy667b 10 июня 2013 09:47
    А как наш "Иван Вашингтон" проявил себя в противостоянии?
    1. Misantrop 10 июня 2013 21:21
      Цитата: Evgeniy667b
      А как наш "Иван Вашингтон" проявил себя в противостоянии?

      Отлично проявил. 19-я дивизия (укомплектованная ими) была сокращена только в 1993 году. А часть кораблей потом еще в торпедном варианте в 24 дивизии служила (проект "Груша")
      Misantrop
      1. stjrm 13 июня 2013 01:25
        667АТ это корабли с КР "Гранат" и всего их было в 80-е годы переделано из 667А три копуса. Все находились на СФ.
        stjrm
    2. старик54 12 июня 2013 10:24
      Цитата: Evgeniy667b
      А как наш "Иван Вашингтон" проявил себя в противостоянии?

      Наш 667 проект абсолютно самостоятельный проект, так не повторяйте за шпаной под флагом из тюремной робы!. Ни док-ция ни сама американская лодка советскими специалтстами не изучались до создания своего пр.667, все механизмы и устройства оригинальные, наши, впрочем как и обводы корпуса и основные размерения корабля. Сходство только относительное -внешнее! Но это совсем не значит, что мы "скопировали" их лодку!
  2. Kovrovsky 10 июня 2013 09:48
    Думаю, не слишком корректно сравнивать "Борея" с "Вашингтоном", а "Поларис" с "Булавой". Ведь между ними 50 лет!
    Kovrovsky
    1. 320423 10 июня 2013 10:48
      так автор и пишет что за 50 лет технологии шагнули далеко вперед, а данное сравнение я думаю было сделано для нашего читателя, чтоб легче сравнивать
  3. kotdavin4i 10 июня 2013 10:02
    Не рассказали о том кто сменил все эти субмарины в наше время - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0
    %B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%9E%D0%B3%D
    0%B0%D0%B9%D0%BE%C2%BB ПЛАРБ типа Огайо.
  4. Kars 10 июня 2013 10:15
    Нда эскадра Свободы))статья конечно интересная,особенно ..рассекая стылые воды..прям художественная литратура..нефритовый стержень...))

    Не стратеги не интересно,бам бам и все згорело.Где романтика(естественно со стороны,желательно времени и монитора) артелерийских боев и абардажа))
  5. svp67 10 июня 2013 10:17
    Эскадра 41 на страже Свободы
    я бы в конце все таки поставил "?"
  6. svp67 10 июня 2013 10:52
    Эскадра 41 на страже Свободы
    А то еще сбежит tongue назад во Францию или к нам на Урал feel
  7. Evgeniy667b 10 июня 2013 11:12
    А причем здесь Бореи, Иван Вашингтон-подлодки проекта 667А. Самые многочисленные РПКСН в Советских ВМФ. Строящиеся сейчас Бореи -очередная гигантомания, делать из них панацею от всех напастей-занятие неблагодарное. Один Борей будет пастись стайкой Вирджиний или старушек "Лос-Анжелес". А что у нас в прикрытие пойдет? Гораздо эффективнее, если вместо Борея будет 3 крейсера меньшего водоизмещения с аналогичным вооружением.
  8. Old_Kapitan 10 июня 2013 12:11
    Где гигантомания?
    "Борей":
    Водоизмещение надводное 14 720 т
    Водоизмещение подводное 24 000 т
    Длина наибольшая (по КВЛ) 170 м
    Ширина корпуса наиб. 13,5 м
    Средняя осадка (по КВЛ) 10 м
    "Огайо":
    Водоизмещение надводное 16 746 т
    Водоизмещение подводное 18 750 т
    Длина наибольшая (по КВЛ) 170,7 м
    Ширина корпуса наиб. 12,8 м
    Средняя осадка (по КВЛ) 11,1 м
    1. dv-v 11 июня 2013 05:40
      вы, батенька, опустили одну существеннейшую деталь - ради чего созданы эти субмарины. скока ракет каждая из них возит и их массо-габаритные характеристики.
      dv-v
  9. LAlaloa 10 июня 2013 12:38
    Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулась этот сайт: http://w2c3d.tk , где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает. Все же я как-то умудрилась удалить свои данные, правда надо регистрироваться, но зато уже никто не сможет ничего на меня «накопать».
    LAlaloa
  10. Улисс 10 июня 2013 12:57
    Скорей уж эскадра убийц.
    Любят амеры "навести тень на плетень". sad
  11. stoqn477 10 июня 2013 14:42
    Время они были передовыми технологиями. Сегодня, кажется маленьким и старым, но 50 лет назад ваши и наши лидеры не спать безопасно с таким врагом вокруг.
    1. Misantrop 10 июня 2013 20:48
      Цитата: stoqn477
      50 лет назад ваши и наши лидеры не спать безопасно с таким врагом вокруг.
      Наши, блин, лидеры вечно ставили собственный флот в положение догоняющего. Особенно Никита Сергеевич. Сначала зарубил проект, а потом срочно галопом догонять пришлось. Пр. 667А был ... вытащен из архива, где валялся "за ненадобностью". Изначально он был разработан еще под АЭУ 1-го поколения, потом срочно пришлось переделывать. Кстати, американцы боялись эти лодки до ужаса - за счет малой дальности подлетное время ее ракет составляло всего 5 минут
      Misantrop
      1. SWEET_SIXTEEN 10 июня 2013 21:08
        Цитата: Misantrop
        Особенно Никита Сергеевич. Сначала зарубил проект, а потом срочно галопом догонять пришлось.

        О чем речь?

        Именно при Хрущеву ВМФ наконец вышел в океан. Атомный флот. ПКР. "Поющие фрегаты" - все, чем гордимся создано во времена Хруща

        Так чем Никита Сергеевич не угодил?
        1. Misantrop 10 июня 2013 21:18
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Так чем Никита Сергеевич не угодил?

          Штурмовщиной. Бездарным сокращением вооруженных сил (хорошо хоть опомнились быстро). Про "миллион двести" приходилось слышать? Проект 667 пошел в серию ТОЛЬКО тогда, когда "Вашингтон" со стапелей сошел
          Misantrop
          1. SWEET_SIXTEEN 10 июня 2013 21:24
            Цитата: Misantrop
            Бездарным сокращением вооруженных сил

            Эту историю приходится слышать часто
            По факту армия и флот насытились новым современным оружием, ВС стали менее затратны и более эффективны. При этом мощны, как никогда
            Цитата: Misantrop
            Проект 667 пошел в серию ТОЛЬКО тогда, когда "Вашингтон" со стапелей сошел

            Причем здесь Хрущ, это общее отставание советского ВПК
            Со временем наверстали
            1. Misantrop 10 июня 2013 21:37
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              По факту армия и флот насытились новым современным оружием, ВС стали менее затратны и более эффективны. При этом мощны, как никогда

              У меня отец как раз офицерские погоны в это время уже одел. Так что видел и ощущал все это В РЕАЛЕ, а не по парадным рапортам
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Причем здесь Хрущ, это общее отставание советского ВПК

              А как ему не быть если
              Цитата: Misantrop
              Пр. 667А был ... вытащен из архива, где валялся "за ненадобностью". Изначально он был разработан еще под АЭУ 1-го поколения, потом срочно пришлось переделывать.
              И этот случай - далеко не единичный
              Misantrop
              1. SWEET_SIXTEEN 10 июня 2013 21:55
                Цитата: Misantrop
                У меня отец как раз офицерские погоны в это время уже одел. Так что видел и ощущал все это В РЕАЛЕ, а не по парадным рапортам

                Лучше спросить об этом мистера Пуэрса, Гагарина и экипаж эсминца "Эйлат". Неплохо еще поинтересоваться мнением экипажей атомных лодок К-133 и К-116, совершивших кругосветное плавание в подводном положении. Можно запрсить подборку американских газет, посвященным ракетам на кубе

                Хрущ все делал правильно, а от отдельных ошибок и перекосов никто не застрахован
                Цитата: Misantrop
                Пр. 667А был ... вытащен из архива, где валялся "за ненадобностью". Изначально он был разработан еще под АЭУ 1-го поколения, потом срочно пришлось переделывать.

                Пр. 667А образца 1958 года не имел ничего общего с реальным пр. 667А
                Это была всего лишь мечта
                1. Misantrop 10 июня 2013 23:16
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  Лучше спросить об этом мистера Пуэрса, Гагарина

                  Пауэрса не знал, Гагарина, увы, тоже. А вот Леонова помню, даже его фото с афтографом сохранилось. И в качестве сувенира кое-что из бортпайка Савицкой (что с ней на орбиту летал) имеется. Так что и про ту изнанку парадного портрета кое-что слышал непосредственно от очевидцев.
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  поинтересоваться мнением экипажей атомных лодок К-133 и К-116

                  Ну расскажите мне о моих сослуживцах и преподавателях, авось чего нового услышу lol
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  Пр. 667А образца 1958 года не имел ничего общего с реальным пр. 667А

                  Живьем их видеть приходилось? А я на них (и не только) в море ходил. Не пассажиром. Так что имею кое-какое представление, что там было изменено (и почему)
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  Хрущ все делал правильно, а от отдельных ошибок и перекосов никто не застрахован
                  Там сплошные перекосы были. Часть из которых, хоть и не все, удавалось скомпенсировать окружению. Отчего и сняли
                  Misantrop
      2. dv-v 11 июня 2013 05:51
        съест-то он съест, да кто ж ему даст?!))
        даром, штоле, пла у баз еще охотиться на наших начинали, а что там еще про "реущие коровы" ими сказано? а во-вторых, чего автор материала про джорджики написал, про дальность ракет?

        с логикой надо все же дружить, она элементарное говорит - 667а были в приоритете для отслеживания и перехвата именно из-за малой дальности и времени подлета, соответственно. но т.к. они были шумны и маневр "безумного ивана" не всегда был успешен, то слежение не представляло большого труда. именно появление более дальних ракет, когда лодки получили возможность стрелять по сша прямо из баз и тем более - из подо льдов арктики, в действительности стали представлять куда большую потенциальную угрозу.
        dv-v
  12. xomaNN 10 июня 2013 18:33
    Не вдаваясь в действительно интересный материал по ПЛ супостата - автору -плюс!Обратил внимание на фото интерьера ПЛ , на наших изначально попроще было и только потом стараниями экипажа и умельцев хоть слегка придавали лодке слегка уютный вид.
    1. stjrm 13 июня 2013 01:49
      Да я бы не сказал, что интерьеры кают- компании сильно отличаются. Ну на "азах" там просто может поменьше, да, столовая л/с конечно может скромней....
      А на БДРе вполне комфортно, вполне.
      stjrm
  13. jandjella 10 июня 2013 20:11
    Ну у нас в 70е ответ на вашингтоны появилась серия подлодок проекта 667 . Букашки или иван вашингтон . каторые постояно совршенствовались как и жидкосные ракеты. Серия 667 была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций.
    По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев, поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре Советские подводные кораблестроители упорно проводили модернизацию своих подводных крейсеров по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что приводило к увеличению водоизмещения субмарины.И поевление новых модификаций БДР и БДРМ считавшимся уже на равных с Огайо .Строить такие подводные лодки с новым индексом 667БДР и БДРМ уже мог только Северодвинский завод. Поэтому чтобы сохранить баланс сил между флотами в высшем военно-морском руководстве была разработана секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР. Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет.Размешение в европе Першинг 2 с малым подлетныым временем Сделало главным ответом развертывание у берегов США подводных крейсеров стратегического назначения. Подлетное время их ракет до территории США стало таким же, как и у «Першинг-2» из Европы до СССР. Стратегические подводные ракетоносцы ликвидировали преимущество США в наступательных вооружениях.
    jandjella
    1. Misantrop 10 июня 2013 20:51
      Цитата: jandjella
      секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.

      Корабли 667БДР проекта из 13-й дивизии (Оленья) после среднего ремонта передавались в 25 дивизию на Камчатку. А им на смену из Северодвинска приходили БДРМы
      Misantrop
      1. stjrm 13 июня 2013 00:36
        Цитата: Misantrop
        Цитата: jandjella
        секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.

        Корабли 667БДР проекта из 13-й дивизии (Оленья) после среднего ремонта передавались в 25 дивизию на Камчатку. А им на смену из Северодвинска приходили БДРМы


        Да неужели?
        Средний ремонт , как правило, "пороходы" проходят после 10 лет эксплуатации, ну или около того. Как правило в среднем ремонте происходит и модернизация. На Камчатку шли новые БДРы. Один из них я перегонял со своим экипажем в 81-ом новым подлёдным маршрутом, за что и получил командир Героя. Один в качестве прикомандированного...
        После Северодвинска шли в Гаджиево или Оленью губу, готовились к переходу и вперёд....
        stjrm
    2. старик54 12 июня 2013 10:22
      Цитата: jandjella
      Ну у нас в 70е ответ на вашингтоны появилась серия подлодок проекта 667 . Букашки или иван вашингтон.

      ну, мало чего матрасня болтает, а вы за ними по ветру носите! Наш 667 проект абсолютно самостоятельный проект. Разработан самостоятельно, общее сходство ни чего не значит. Вон сколько самолётов внешне похоже друг на друга, но ни кто же не говорит о плагеате.:)))
      По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев, поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре

      Интересно, а когда это и сколько атомоходов проекта 667 было построено на вервях Комсомольска на Амуре? Я вот знаю, что их строили в Северодвинске и только там!
      1. stjrm 13 июня 2013 01:17
        В Комсомольске строились из стратегов только 667Б, "букахи" во флотском простонародии....

        "Иванами Вошингтонами" называли искличительно 667А....за некоторое сходство, в основном выступующего сзади небольшого горба (надстройка над ракетными шахтами) в районе 4 и 5 отсеков.
        stjrm
  14. НИКТО КРОМЕ НАС 10 июня 2013 22:17
    Час для подготовки пуска,в условиях кто кого это очень много ,практически вечность ,кто знает а сейчас у нас какие стоят ТТР или ЖРД ?
    НИКТО КРОМЕ НАС
    1. jandjella 10 июня 2013 23:11
      БРДМ с ЖРД остались . Модернизировали ракеты Синева и Лайнер. Стремятся бдрм модернизировать . Ракета Р-29РМУ2Благодаря перевооружению на «Лайнер» сушествование подлодок «Дельфин» можно будет продлить до 2025—2030 года . Булова ТТР саотвествено под нее лодка Борей К Стати “Лайнер”, превосходящая по мощности ракету аналогичного типа “Булава”. Этой разработкой занимается государственный ракетный центр имени Макеева. Мощность стратегической ракеты морского базирования “Лайнер” вдвое превосходит таковую у перспективной баллистической ракеты подводных лодок Р-30 “Булава”.
      jandjella
    2. jandjella 10 июня 2013 23:14
      Тактико-технические характеристики “Лайнера” пока не разглашаются. Но известно, что ракета способна нести от шести до 12 боевых блоков малой мощности или четыре блока средней мощности, а вот “Булава”, принятие которой на вооружение запланировано в конце 2011 года, может нести до шести блоков малой мощности. Известно то, что Р-30 может оснащаться шестью, десятью ядерными блоками мощностью до 150 килотонн каждый. “Лайнер” также способен нести смешанную боевую нагрузку из боевых блоков различной мощности.Есть предположения, что ракета “Лайнер” является усовершенствованной моделью ракеты “Синева”, которая принята на вооружение ВМФ РФ в 2007 году. Ракета морского базирования “Синева” имеет длину около 15 метров, диаметр — 1,9 метра, стартовая масса — более 40 тонн. Ракетный комплекс позволяет осуществлять одновременный и одиночные старты ракет при движении на глубинах до 55 метров и на скорости до 7 узлов. “Синева” способна нести от четырех до восьми боевых блоков, а дальность ее полета составляет 8,3 тысячи километров. Планировалось, что ракета будет стоять на вооружении ВМФ РФ до 2030 года
      jandjella
      1. stjrm 13 июня 2013 01:42
        И Синева и Лайнер это всё модификации Р-29Р.
        Лайнер считается лучшей БР морского базирования по своим Массоэнергитическим показателям. Этой ракетой вооружены и остающиеся в строю БДРы....
        stjrm
  15. Комментарий был удален.
  16. Misantrop 11 июня 2013 19:58

    А вот так "Синева" стартует с Северного полюса
    Misantrop
  17. stjrm 13 июня 2013 01:53
    Вполне приличная статья. Поставил плюс.
    stjrm
  18. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня