Черноморская эскадра США


"Маунт Уитни" в сопровождении катера береговой охраны Грузии. Визит в Батуми, ноябрь 2013 г.

Штабной корабль лишен какого-либо ударного и оборонительного вооружения, за исключением «Браунингов» 50-го калибра и пары зенитных пушек «Фаланкс».

18400 тонн полного водоизмещения. Полный ход 23 узла. Постоянный экипаж — 325 человек, из которых 155 являются гражданскими вольнонаемными лицами. Максимальная пассажировместимость штабного корабля, включая его экипаж, составляет 930 человек.

«Маунт Уитни» создавался как плавучий командный центр, необходимый управления и координации действий ВМС и подразделений морской пехоты. Внешне его можно принять за научно-исследовательское судно или корабль для управления космическими аппаратами: 190-метровая плоская палуба, усеянная белыми кожухами антенных устройств.

Необычный облик корабля продиктован требованием обеспечения электромагнитной совместимости большого количества приемно-передающей аппаратуры — десятков каналов связи и обмена данными, необходимых для эффективного управления ходом военных действий на море, на земле и в воздухе.

Внутри корабля «Маунт Уитни» оборудовано большое количество помещений для проведения брифингов и совещаний, типография, многочисленные каюты для гостей корабля, включая люксовые «адмиральские» апартаменты, ФКП, машинные залы и посты управления. Для доставки на борт важных персон и других административных задач имеется вертолет SH-60 «СиХоук».

К настоящему времени пароход «Маунт Уитни» полностью утратил свое первоначальное значение, превратившись в посыльное и представительское судно, используемое для демонстрации флага. Возможности современной микроэлектроники и систем связи позволяют управлять войсками напрямую с борта самолета (E-8 J-STARS) или из подземного бункера на территории ВМБ Гаэта (Италия). Специализированного корабля не требуется. Для организации флагманского командного пункта достаточно вычислительных мощностей, средств обнаружения и возможностей БИЦ любого Иджис-крейсера или эсминца.

«Маунт Уитни» является частым гостем в акватории Черного моря — во многом благодаря постоянному нахождению в составе Шестого флота (порт приписки — Гаэта). Он стал первым американским кораблем, что доставил в Поти гуманитарную помощь во время войны в Южной Осетии.


Фрегат типа "Оливер Х. Перри"

Как результат — каждая встреча с противником оборачивалась катастрофой.

Фрегат «Старк» не смог отразить атаку одиночного иракского «Миража» и едва не погиб, потеряв 37 человек своего экипажа. Фрегат «Сэмюэл Б. Робертс» подорвался на контактной мине образца 1908 года. Позорище.

Впрочем, бросать помидорами в американских инженеров не стоит. Все остальные фрегаты, ровесники «Перри», были еще хуже.

Среди положительных моментов: «Перри» отличался надежной и эффективной газотурбинной ГЭУ, унифицированной с ГЭУ всех существующих крейсеров и эсминцев ВМС США. Обладал колоссальной для своих размеров дальностью хода. Был оснащен «продвинутыми» средствами обнаружения (по сравнению с фрегатами, строившимися в др. странах) и имел на борту целых два вертолета! Одновальная ГЭУ частично компенсировалась двумя выдвижными винтовыми колонками.


USS Taylor (FFG-50). Длина корабля составляет 138 м, полное водоизмещение — более 4000 тонн. Скорость 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 18 уз. Штатный экипаж 226 чел, в т.ч. 21 офицер.

«Тэйлор» славен тем, что в 2010 году над ним прошел на бреющем полете российский бомбардировщик Ту-95, до смерти перепугав американцев. Иных подвигов и знаменательных событий за всю 30-летнюю историю этого корабля отмечено не было.

При рассмотрении ТТХ американской группировки становится очевидно, что оба корабля «черноморской эскадры» не способны оказать никакой реальной помощи в плане обеспечения безопасности американских спортсменов и болельщиков. Кроме того, все американские опасения по поводу проведения олимпиады в России («спасательные» корабли и самолеты, поиск путей отхода и точек эвакуации) напоминают пережиток холодной войны и русофобские шутки про медведей на московских улицах. А сами «планы эвакуации» выглядят до ужаса жалко и нелепо. Если бы янки всерьез готовились кого-нибудь спасать, они пригнали бы к побережью транспорт-док типа «Сан-Антонио» или, чего доброго, десантный вертолетоносец «Уосп».

Но никак не беззубый штабной корабль и устаревший фрегат, который лишь для важности прикидывается боевой единицей.